НАУЧНОЕ НАСЛЕДИЕ ФИЛОСОФА ДАМИРА ЖАВАТОВИЧА ВАЛЕЕВА
С именем доктора философских наук, профессора, члена-корреспон-дента АН РБ Д.Ж. Валеева1, родоначальника этической школы в нашей республике связано рождение кафедры этики, эстетики и культурологии Башкирского государственного университета, которая быша открыта по его инициативе в 1986 г.
Научная судьба этого незаурядного человека, талантливого ученого и исследователя, настоящего Учителя, общественного деятеля и есть олицетворение упорства, целеустремленности, трудолюбия, верности духу своего народа. Окончив в 1970 г. досрочно аспирантуру Уральского государственного университета и защитив кандидатскую диссертацию по теме «Проблемы императивности в этике», в 1984 г. — докторскую на тему «Происхождение морали как социального явления», громко заявил о своей научной позиции в мире этико-философского знания. Его имя прочно вошло во все отечественные учебные пособия по этике наряду с именами таких корифеев отечественной этики, как Л.М. Архангельский, А.А. Гусейнов, О.Г. Дроб-ницкий, Л.Н. Коган, А.И. Титаренко и др.
Научные интересы Д.Ж. Валеева были связаны с изучением генезиса морали и права, духовной культуры, истории общественной мысли. Он был активным участником в работе международных, всероссийских, региональных и республиканских конференций и симпозиумов по проблемам социального развития, духовной культуры, истории общественной мысли, федерализма и национального суверенитета. Его неординарные, живые, эмоциональные и содержательные выступления всегда зажигали в аудитории добрые, но жаркие дискуссии, пробуждали творческую мысль. Многие его тезисы стали классикой этической мысли (например, об экологии морали,
парадигмах этического мышления и др.). Его знаменитое суждение, что «человечество может погибнуть не только от термоядерной войны или экологической катастрофы, но и от морального кризиса» (в результате эскалации недоверия между странами и народами, между людьми, отсутствия терпимости друг к другу между представителями разных культур, иссякания запаса доброты и возрастания жестокости)» [1, с. 24], стало главным принципом его моральной философии.
Осознание приоритета моральных ценностей связано, в первую очередь, с пониманием реальной угрозы нависших над нами многочисленных глобальных и локальных опасностей, за которыми, как это очевидно сегодня, стоят прежде всего кризис человека («антропологическая катастрофа». — М. Мамардашвили) и кризис его духа и этизма («моральный кризис». — Д. Валеев).
Этические традиции, заложенные профессором Д.Ж. Валеевым в республике, продолжают питать научное творчество его многочисленных учеников. Под руководством Д.Ж. Валеева были защищены 13 кандидатских и одна докторская диссертации.
Сегодня на кафедре этики, эстетики и культурологии есть своя аспирантура. Мы можем с уверенностью говорить о том, что научные идеи Д.Ж. Валеева нашли своих продолжателей. Сущность морали, особенности этического мышления и нравственного отчуждения, моральное измерение религии как явления культуры, особенности и противоречия нравственного мира и современного морального и эстетического сознания в российском обществе, специфика нравственной культуры, мировоззрения, эстетики башкирского народа и его этноэтикета являются се-
1 Валеев Дамир Жаватович (2.01.1940, д. Итбаево Аргаяшского района Челябинской области — 28.05.2002, г. Уфа, похоронен в д. Ново-Соболево Челябинской области). Чл.-корр. АН РБ (1991), д-р филос. наук (1984), проф. (1987). Заслуженный деятель науки БАССР (1990). Окончил Свердловский юрид. институт (1965). С 1972 г. в БашГУ: с 1985 г. — зав. каф. теории и истории гос.-ва и права, с 1986 г. — этики, эстетики и культурологи, одновременно декан ист. фак.-та. Автор более 140 научных трудов, в т.ч. около 10 монографий и учебных пособий по этике и истории общественной мысли в республике.
годня предметом исследования последователей философии морали Д.Ж. Валеева.
Предметы кафедры «Этика», «Эстетика», «Культурология», «Конфликтология», «Культура общения и взаимпонимания», «Религиоведение» и др. — это уроки добра, истины и красоты, уроки мудрости. Они призваны сеять доброе и красивое, развенчивать моральное зло и безобразное, учить человечности, порядочности, культуре общения и поведения, терпимости и уважительному отношению к другому — иной культуре, вере и т.д.
З.Я. Рахматуллина
«Человек есть мера всех вещей». Этот крылатый тезис великого античного мыслителя Протагора стал жизненным кредо ученого Д.Ж. Валеева. Одна из «двенадцати парадигм этического мышления», предложенных Д.Ж. Валеевым, звучит следующим образом: «Исходи из того, что человек есть мера всех вещей». Дамир Жавато-вич все в этой жизни оценивал с позиции человека как ценности.
Основным лейтмотивом его лекций по этике являлась вечная дихотомия добра и зла, моральный выбор личности, основанный на свободе воли, совести, чести и достоинстве человека. Дальнейшее глубокое осмысление науки этики нашло отражение в его монографиях. Ученый определяет этику как философскую науку, в которой одно из главных мест занимает категория смысла жизни. Д.Ж. Валеев утверждает: «Через категорию смысла жизни наука обретает философское содержание, она становится самостоятельной философской наукой» [2, с. 22]. Так и в жизни человека, как считал ученый, главным остается наличие смысла жизни.
Одним из вопросов, остро волновавших Д.Ж. Валеева, был: «Можно ли преодолеть нравственное отчуждение человека, или этот зловещий процесс неумолим и приведет к гибели все человечество?». Причину этого философ видел «в негативных социальных явлениях, таких как технократизм мышления, тоталитаризм и бездуховность» [2, с. 78].
Особенно остро звучит следующий вопрос ученого: «Как нужно формировать современного
человека, на что его ориентировать: на культ знаний или культ разума?». И он решает вопрос в пользу культа разума, означающего «синтез знаний и высокой нравственной культуры» [2, с. 79]. Нельзя не согласиться с мнением ученого: когда критерием всего того, что делается в обществе, будет здравый смысл, человек станет мерой всех вещей.
З.Р. Валеева
Профессор Д.Ж. Валеев, будучи активным участником нового башкирского движения конца XX в., внес весомый вклад в дело изучения сложнейших проблем истории Башкортостана. Он живо интересовался вопросами башкирских восстаний конца ХУИ—ХУШ вв., особенно национального движения 1917—1921 гг., образования Башкирской автономной республики. Они в той или иной мере нашли свое отражение в его работах [4; 5; 7]. Он был организатором научной конференции (май, 1998) по теме «Федерализм как способ бытия культуры», на которой выступил с содержательными докладами, защищая идею самоопределения народов, принципы федерализма.
Разносторонний ученый-философ, историк, правовед, фольклорист и этнолог Д.Ж. Валеев в 90-х гг. одним из первых в нашей республики поднял вопрос о национальном суверенитете и упорно, в ходе горячих дискуссий, отстаивал эту идею. В этой связи он писал: «Если существует народность или нация, ее естественным правом является национальный суверенитет, который должен быть претворен в жизнь на основе волеизъявления нации. В бывшем СССР и сегодня считается дурным тоном говорить о национальном суверенитете, о национальных проблемах, независимости, национальной государственности... Но ведь от того, что проблему не называют и о ней не говорят, она не перестает существовать» [4, с. 15—16]. В данном случае невозможно не согласиться с мнением уважаемого ученого.
Он дал довольно обоснованное определение понятия суверенитет: «Под национальном суверенитетом, — писал Д.Ж. Валеев, — мы понимаем такой уровень национальной свободы этноса (народность, нация), когда он сам распоряжается своей судьбой, своей этнической территорией и
Рахматуллина Зугура Ягануровна, доктор философских наук, профессор, заведующая кафедрой этики, эстетики и культурологии Башкирского государственного университета
Валеева Земфира Ризаевна, кандидат философских наук, доцент Башкирского государственного университета
ее богатствами; сам устанавливает свой образ жизни, формы хозяйствования и общественнополитический строй» [4, с. 17]. Этой точки зрения придерживался он и при освещении отдельных сюжетов башкирского национального движения 1917—1921 гг. Башкирское движение за самоопределение он считал демократическим, общенародным, а его цели и задачи легитимными, которые вполне соответствуют требованиям цивилизованного общества.
Весьма интересную мысль он высказал по поводу стремления башкирского движения опираться в деле достижения поставленных целей на военную силу. По его мнению, подобная постановка вопроса была связана с наличием имперского, шовинистического мышления, как у большевиков, так и представителей белого движения. В условиях тотального насилия, как считает он, обусловленного Октябрьской революцией, Гражданской войной, необходимо было иметь сильный аргумент в лице национальных вооруженных сил [5, с. 170]. В данном случае следует признать правоту Д.Ж. Валеева. Именно наличие у Башкирского правительства своих воинских формирований послужило одной из причин признания Центральной советской властью автономных прав Башкортостана.
Д.Ж. Валеев подверг острой критике идею создания в те бурные дни совместной ТатароБашкирской республики. Он считал, что движение за совместную республику было обречено, т.к. оно «возникло не в самих массах, а в головах идеологов, т.е. оно было движением не народным, а навязанным сверху» [4, с. 53]. Автор, говоря о «головах идеологов», имел в виду руководителей татарских общественно-политических организаций тех времен.
Следует также подчеркнуть, что Д.Ж. Валеев в своих работах выразил свое резко отрицательное отношение к имевшему в те годы положению об экстерриториальной культурно-национальной автономии, сторонниками которого выступали лидеры татарского национального движения [6, с. 101]. Как известно, башкирское национальное движение всегда выражало свое неприятие экстерриториальной автономии, отвечающей интересам лишь дисперсно расселенных народов.
Важно то, что профессор Д.Ж. Валеев целый ряд публикаций посвятил и проблемам этногенеза башкир. В его последней работе «Судьба арга-яшских башкир: история и современность» (Уфа, POOP) впервые был дан социально-философский анализ самой большой компактной группы башкирского этноса, проживаюшего сегодня за пределами РБ, но на своей исторической родине.
М.М. Kyльшapunoв
Д.Ж. Валеев — философствуюший юрист или философ с хорошим знанием дела, исследуюший право и государство и связанные с ними явления и умно рассуждаюший на государственно-правовые темы.
Исключительно конструктивна его мысль о том, что в связке «право, власть, государство» право предстает в качестве не вторичного образования, а первичного. При этом он, что важно с точки зрения методологии, проводил различие между понятиями «право» и «закон», хорошо понимал, что глубокое гуманистическое содержание имеет то право, которое ориентировано на человека, его коренные потребности и интересы (персоноцентрический подход).
Любопытно правопонимание Д.Ж. Валеева. По его мнению, в цивилизованном обшестве право должно отвечать трем требованиям: во-первых, по отношению к власти и государству оно первично; во-вторых, право есть мера свободы (по Гегелю, «право есть наличное бытие свободы»); в-третьих, право должно быть создано на основе принципа разделения властей.
Дамир Жаватович достаточно долго и продуктивно разрабатывал тему генезиса права и пришел к выводу, что право возникает в результате нравственного отчуждения, кризиса норм родового об-шества. Он считал, что переход от бесклассового обшества к классовому протекал как через патриархальную, так и через матриархальную обшину. При этом первое наблюдалось чаше, а второе — редко. Отмечая, что между нормами родового об-шества, которым характерна известная системность, и правовой культурой классового обшества суше-ствует определенная преемственность, он, тем не менее, различал западный и восточный путь формирования права. Если западному (греко-римскому) миру характерно то, что право возникает в
Kyльшapunoв Mapam Maxмymoвuч, доктор исторических нayк, профессор, дешн исторического фaкyльmema Бaшкupскoгo гoсyдapсmвeннoгo yнuвepсumema
результате появления частной собственности, экономической дифференциации общества на богатых и бедных, узурпации власти родоплеменной знатью, которая активно пользует принуждение в своих эгоистических целях, то восточному миру, которому характерен деспотизм, произвол, свойственно то, что возникновение права, в конечном счете, обусловлено отсутствием частной собственности на землю. По его мнению, указанные особенности возникновения права дополнялись еще тем, что у многих народов не было традиции письменной фиксации правовых норм, что лишало право такого важного качества, как формальная определенность. Он был убежден, что генетическими предпосылками права в первобытном обществе служили примитивные нравственные нормы (надо сказать, что Дамир Жаватович различал нравственность и мораль, соответственно, нравственные нормы и нормы морали), а также нормы обычного права.
«Ни одна правовая система мира не возникла без закрепления тех или иных норм обычного права. В одних случаях это было больше, а в других меньше. Все зависело от конкретной социально-экономической действительности. Без преувеличения можно сказать, что обычное право явилось своеобразной квинтэссенцией общественного сознания переходной эпохи от общества бесклассового к классовому, так как в нем содержались в зародыше зачатки политического и правового сознания. В обычном праве общественное сознание зафиксировало привычные стереотипы мышления, нравы и оценки»,— писал он. Обращая внимание на сущностные, функциональные, структурные особенности обычного права, Д.Ж. Валеев отстаивал гипотезу, согласно которой «обычное право — такая разновидность социальных норм, которая всегда сопровождала правовое развитие, и будет функционировать до тех пор, пока существуют государство и право. С ним нельзя не согласиться в том, что «нормы обычного права не всегда выражают отжившие нормы, нормы прошлого. Они могут возникать и в тех случаях, когда налицо пробелы в правовом регулировании, низкий авторитет права, когда жизнь выдвигает те или иные до сели неизвестные способы регуляции поведения людей, причем не всегда прогрессивного содержания».
Исключительно богата отстаиваемая им идея о биологических предпосылках и началах социальных норм, в т.ч. правовых, но она, на наш взгляд, многими юристами еще не оценена должным образом. Интересны его суждения о соотношении универсального и неуниверсального в праве.
Д.Ж. Валеев стоял на позициях федерализма. И в этом вопросе им высказано много содержательно богатых, конструктивных идей. Некоторые его идеи вызывали дискуссию. Например, «конфедерация — высшая форма федерации»; в вопросах конституционного развития, законодательства, нормотворчества, развития судебной системы тезисы о том, что надо добиваться соответствия Конституции РФ Конституции РБ; рассуждения о необходимости и возможности развития на уровне отдельного субъекта РФ гражданского и уголовного законодательства.
Дамир Жаватович был очень пишущим ученым. Число его трудов значительно. Необходимо углубленно и внимательно изучать его творчество. Объективно, как требует того настоящая наука.
В.К. Самигуллин
НАУЧНЫЕ ТРУДЫ
1. Валеев Д.Ж. Об этическом мышлении и некоторых его отправных положениях // Мораль, традиции, воспитание. Тезисы докладов региональной конференции, посвященной 70-летию Великого Октября. - Уфа, 1987.
2. Валеев Д.Ж. Этика: учеб. пособие для вузов. — Уфа, 2000.
3. Валеев Д.Ж. Библиографический указатель. — Уфа: Гилем, 2000.
4. Валеев Д.Ж. Национальный суверенитет и национальное возрождение. Из истории борьбы башкирского народа за самоопределение. — Уфа: Китап, 1994.
5. Валеев Д.Ж. История башкирской философской и общественно-политической мысли. — Уфа, 2001.
6. Валеев Д.Ж. Федерализм и право // Будущее федерализма в России: Россия и Республика Башкортостан. Материалы межрегиональной научной конференции. — Уфа, 2002.
7. Валеев Д.Ж. Очерки истории общественной мысли Башкортостана. — Уфа, 1995.
Самигуллин Венир Калимуллович, доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой правовых и гуманитарных дисциплин Уфимского института (филиала) Российского государственного торгово-экономического университета