Научная статья на тему '2009. 02. 010. Валеев Д. Ж. Путь к истине. - Уфа: Китап, 2007. - 168 с'

2009. 02. 010. Валеев Д. Ж. Путь к истине. - Уфа: Китап, 2007. - 168 с Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
62
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВАЛЕЕВ Д.Ж. / МОРАЛЬ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2009. 02. 010. Валеев Д. Ж. Путь к истине. - Уфа: Китап, 2007. - 168 с»

2009.02.010. ВАЛЕЕВ Д.Ж. ПУТЬ К ИСТИНЕ. - Уфа: Китап, 2007. -168 с.

Дамир Жаватович Валеев (1940-2002) - действительный член Академии социальных наук, член-корреспондент Академии наук Республики Башкортостан - в своей монографии осуществляет попытку рассмотреть проблемы этики с современных позиций, когда мораль исследуется как сущностная сила человека, как проявление духовно-практического отношения к миру. Выявляются основные парадигмы этического мышления, модели поведения человека в различных сферах его деятельности, рассматривается национально-региональная специфика морали.

Книга состоит из девяти глав. В главе 1 рассматривается проблема статуса этики как философской науки. Этика как наука имеет две важные функции - познавательную и нормотворческую. Познавательная функция ориентирована на изучение морали в целом и ее отдельных структурных элементов, происхождения морали, ее функций. Благодаря нормотворческой функции этика как наука способна извлекать из нравственного опыта человечества оптимальные варианты решения тех социальных проблем, которые требуют нравственного обоснования.

В главе 2 исследуются категории этики в качестве основных понятий морального сознания. Этические категории используются не только при исследовании проблем этики и морали. К ним обращаются при рассмотрении любых вопросов, связанных с деятельностью человека. «Имея императивно-волевое содержание, категории этики призывают к определенному поведению, общественная необходимость которого обусловлена представлением об общем (общественном) благе, выступающем как глубинный мотив поведения» (с. 19). Общее благо, осмысливаясь в сознании человека, трансформируется в общий интерес того или иного социума.

В научной литературе категории этики принято делить на субстанциональные; структурные; функциональные. Далее автор исследует такие категории этики, как добро и зло; долг; совесть и стыд; честь и достоинство; смысл жизни; счастье.

В главе 3 «Мораль - сущностная сила человека» автор задается вопросом о том, каково место морали в структуре сущностных сил человека. «В своем конкретном выражении мораль находит

выход в практику повседневной нравственной жизни общества тем, что прежде всего выступает как функция общественного интереса» (с. 38). Но это никоим образом не означает, что мораль целиком со-циоцентрична и индифферентна к личности; совсем наоборот, она является также и фактором самореализации личности. «Вне морали нет самореализации личности, так же как и нет морали вне самореализации личности» (там же). Целью морали является не подавление личности обществом, а гармонизация их взаимоотношений.

В главе 4 «Специфика морали» рассматриваются: 1) признаки морали; 2) структура морали; 3) функции морали. В качестве признаков морали автор выделяет: всеобщность; нормативность; относительную самостоятельность; альтернативность; добровольность; безличность велений. Наиболее существенным из названных признаков выступает признак всеобщности. В нем олицетворено отношение к общему интересу, общему благу социума. Структура морали - это способ связи элементов морали как системы. О.Г. Дробницкий выделял три элемента структуры морали: 1) моральное сознание; 2) нравственные отношения; 3) нравственная деятельность. Природа морали такова, что она с самого своего зарождения ориентирована на активность человека. «Нравственная деятельность служит показателем суверенности нравственных отношений, их некоторой автономии. Поэтому нравственная деятельность характеризует нравственные отношения как самостоятельный вид общественных отношений. Эти два элемента структуры морали друг без друга не существуют, а функционируют как инобытие одного и того же явления - морального сознания» (с. 47). Деятельно-сущностная сторона морали раскрывается при анализе ее функций, в которых отражаются и специфика морального воздействия, и его пределы. Большинство исследователей выделяют следующие функции морали: отражательную (познавательную); оценочную; воспитательную; регулятивную; интегративную. «Структурные элементы и функции морали находятся в некотором органическом единстве» (с. 48). В заключение главы 4 автор дает следующее определение морали как результат анализа ее структуры и функций: «Мораль - это нормативно-оценочная система, отражающая, регулирующая и интегрирующая взаимоотношения человека и социума через дихотомию добра и зла, содержанием которой выступает отношение к благу общественного целого, а целью

является гармония общественного и личного, общего и отдельного» (с. 58).

В главе 5 «Генезис морали» автор подчеркивает, что вкладывает в это понятие несколько иной смысл, чем в понятие «происхождение морали», хотя эти выражения весьма близки по своему содержанию. Слово «генезис» обычно толкуется более широко: в него вкладывается представление и о процессе возникновения, и о процессе дальнейшего развития. В вопросе о генезисе морали нельзя обойти проблему сущности сознания. «Сознание - это свойственная человеку форма отражения действительности, характерными чертами которой служат обобщение (умение видеть целое и общее) и дифференциация (умение выделять часть и отдельное), рефлексия, оценочное отношение к предметам и явлениям, нормативность» (с. 60). В главе 5 генезис морали рассмотрен лишь до определенного периода истории - до перехода к цивилизации, когда в морали обозначились ее основные отличительные черты: сформировалась структура, определились функции, а также стали возможными идеи, вошедшие позднее в парадигмы этического мышления.

В главе 6 «О проблемах современного нравственного развития» отмечается, что специфика нравственного развития человечества состоит в том, что моральная проблематика почти во всей своей полноте обнаружилась уже в начале писаной истории. Однако каждое новое поколение людей заново решает многие нравственные проблемы, с поправками в духе велений времени. «Одной из таких вечных проблем морали, приобретшей в наше время зловещие черты и являющейся показателем нравственного кризиса, выступает нравственное отчуждение» (с. 79-80). В цепи причин, вызывающих отчуждение человека от его сути, есть и объективные, и субъективные. «Одним из изначальных факторов, объективно приведших к технократизму мышления в сфере сознания, к тоталитаризму в социально-политической действительности и к бездуховности в морали, выступает деформированный рационализм, выросший на ниве науки от ее абсолютизации» (с. 80). Проблема рационализма как принципа поведения непосредственно примыкает к проблеме педагогики, поскольку ориентированность образования на культ знаний еще больше углубляет рационализм современного мышления. «На уровне отдельной личности нравственное

отчуждение предстает перед нами как возрастание меры неуважительного отношения человека к человеку, снижение потенциала взаимной терпимости, доброжелательности» (с. 83). Необходима перестройка всего педагогического мышления. Как полагает автор, само гуманитарное знание в настоящее время недостаточно гуманитарно, как бы парадоксально это ни звучало. «Знание, органически не слитое с культурой, которую мы понимаем как синтез этического просвещения и нравственного воспитания, ведет к технократизму мышления» (с. 81). Анализируя причины нравственного отчуждения личности, невозможно обойти стороной роль социальных институтов, которые оказывают как позитивное, так и негативное воздействие на характер социальных перемен, на настроение людей (с. 87).

Глава 7 «Мораль и культура поведения» включает рассмотрение двух сюжетов: 1) парадигмы этического мышления; 2) модели этического поведения в различных сферах человеческой деятельности. Этическое мышление опирается на ряд основоположений -отправных постулатов, или парадигм. Автор называет наиболее важные из них. 1. Мораль есть там, где есть духовно-практическое отношение ее субъекта к действительности. 2. Морали нет там, где нет «автономии человеческого духа». 3. «Золотое правило нравственности» - «Чего не хочешь себе - не пожелай другому». 4. «Золотое правило» существенно дополняется категорическим императивом Канта. 5. Вторая формула категорического императива. 6. Идея ценности человека высказывалась еще задолго до Канта Протагором: «Человек есть мера всех вещей как существующих, что они существуют, так и не существующих, что они не существуют». 7. Принцип толерантности. Ссылаясь на слова литовского этика В.Ю. Жямайтиса, автор утверждает, что «толеранция входит в саму плоть морали, строится на признании добровольности нравственного поведения» (с. 93). 8. Парадигма этического мышления проникнута верой во все лучшее в человеке и человеческой культуре («Добро сильнее зла»). 9. Мораль является непреходящей ценностью человеческой цивилизации. «Выступая как важнейший критерий ценностного видения мира, мораль сама является высшей духовной ценностью» (там же). 10. Человечество в своем развитии подошло к той роковой границе, за которой видны черты глобального кризиса. И если человечеству суждено погибнуть, то это слу-

чится по причине моральной деградации человека. Понимание этой опасности и борьба с ней - важнейшая парадигма современного этического мышления. 11. «Морально то, что истинно, и истинно то, что морально». 12. Данная парадигма была предложена Б. Расселом и названа высшим моральным законом: «Поступай так, чтобы производить гармоничные, а не противоречивые желания» (цит. по: с. 95).

Предложенный ряд парадигм, по словам автора, - открытая система, которая в случае необходимости может быть дополнена.

В главе 8 «Религиозная мораль» анализируются следующие темы: 1. Мораль иудаизма. 2. Нравственная культура буддизма. 3. Христианская мораль. 4. Нравственность ислама.

Подводя итоги размышлениям о соотношении морали и религии, автор выделяет две характерные взаимозависимости. 1. Все религии имеют глубокое нравственное содержание: они призывают не убивать, не красть, не злословить, не лжесвидетельствовать; учат человека быть милосердным, бескорыстным, справедливым и добрым. В каждой религии можно найти те или иные вариации «золотого правила нравственности». 2. Все монотеистические религии сыграли выдающуюся нравственную роль в истории многих народов мира, когда они, страдающие от межплеменных распрей и междоусобиц, были спасены и объединены с помощью религии.

В главе 9 «Национально-региональный компонент образования и изучение этики» анализ материала проводится на основе данных Республики Башкортостан. Глава включает рассмотрение следующих сюжетов: 1) об этических особенностях морали; 2) о нравственной культуре современного Башкортостана; 3) этноэти-кет и культура общения башкир.

В Заключении отмечается, что реализованный в данной книге подход к этике позволяет рассматривать нравственность как потенциал культуры в самом широком смысле слова. «Исходя из этого, мы можем уверенно заявить о первичности морали во всей культуре» (с. 161).

И.И. Ремезова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.