Научная статья на тему 'Региональная специфика этических проблем в работах Д. Ж. Валеева и творчестве Д. М. Булякова'

Региональная специфика этических проблем в работах Д. Ж. Валеева и творчестве Д. М. Булякова Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
78
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Ахмадиев Фарит Вафиевич

Traditionally, in modern Bashkir literature and arts much attention is paid to the questions of morality, search of the good and denial of the evil. The well-known prose writer Dinis Bulyakov is one of those who appeals to the spiritual and moral state of his contemporaries during the critical moment of the development of society. His novel «Life is given only once» describes the public life of Bashkortostan in the post-perestroika period of the disorder caused by the ecological catastrophe and political elections. Being in the thick of things, the author succeeded in revealing the causes of his contemporaries' spiritual crisis and pointed the right track for the young generation. This work, which has become a bright illustration of the social and political changes, represents the triumph of morality and spiritual personality. The writer's works reflect many traditional features of national morality, the conception of morality, spirituality, which are similar to famous philosophers' reflections. In the 1980—90s Prof. D. Valeev succeeded in elaboration of the regional specificity of ethic problems. He regards the chief form of expressing the ethnic in morality — ethnoetiquette. The scholar defines it as complex of norms of communication developed on a certain ethnic national basis. To Valeev's mind, norms of ethnoetiquette form the essence of morality. He offered the term «ethnoethics».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGIONAL SPECIFIC ASPECTS OF ETHIC PROBLEMS IN D.ZH. VALEEV'S AND D.M. BULYAKOV'S WORKS

Traditionally, in modern Bashkir literature and arts much attention is paid to the questions of morality, search of the good and denial of the evil. The well-known prose writer Dinis Bulyakov is one of those who appeals to the spiritual and moral state of his contemporaries during the critical moment of the development of society. His novel «Life is given only once» describes the public life of Bashkortostan in the post-perestroika period of the disorder caused by the ecological catastrophe and political elections. Being in the thick of things, the author succeeded in revealing the causes of his contemporaries' spiritual crisis and pointed the right track for the young generation. This work, which has become a bright illustration of the social and political changes, represents the triumph of morality and spiritual personality. The writer's works reflect many traditional features of national morality, the conception of morality, spirituality, which are similar to famous philosophers' reflections. In the 1980—90s Prof. D. Valeev succeeded in elaboration of the regional specificity of ethic problems. He regards the chief form of expressing the ethnic in morality — ethnoetiquette. The scholar defines it as complex of norms of communication developed on a certain ethnic national basis. To Valeev's mind, norms of ethnoetiquette form the essence of morality. He offered the term «ethnoethics».

Текст научной работы на тему «Региональная специфика этических проблем в работах Д. Ж. Валеева и творчестве Д. М. Булякова»

Ф.В. Ахмадиев

РЕГИОНАЛЬНАЯ СПЕЦИФИКА ЭТИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ В РАБОТАХ Д.Ж. ВАЛЕЕВА И ТВОРЧЕСТВЕ Д.М. БУЛЯКОВА

В 80—90-е гг. XX в. появилось множество научных и научно-популярных публикаций философов, филологов, фольклористов, где авторы разрабатывали отдельные аспекты этнических проблем. Это, в свою очередь, нашло отражение и в общественном сознании и в художественном творчестве.

Исследователи отмечают: «Особенности нравственного сознания, вызванные действием географической среды, народонаселения, религиозных суеверий и т.п., составляют этнический характер нравственности. Это такой же естественный признак, как ее изменчивость и развитие, т.е. исторический характер» [I, с. 78].

В трудах отечественных ученых как О.Г. Дробницкий, А.А. Гусейнов, А.И. Титарен-ко, Ю.В. Согомонов и др. показано, что общечеловеческий и этнические признаки морали возникли задолго до социальной дифференциации на богатых и бедных. Социальное расслоение способствовало выделению личности и породило противопоставление индивидов через обособление их интересов.

Этнические различия морали не отгорожены от других социальных проблем и касаются лишь отдельных моральных понятий и признаков. Окончательное формирование нравственной культуры этноса происходит на этапе возникновения народностей и государств. В свою очередь, государство играет решающую роль в развитии отдельных моральных обычаев в качестве общеобязательных норм и регулировании нравственно-духовного и правового развития общества. К. Малинаускас указывал на то, что уровень нравственной культуры социально-этнической общности зависит от уровня развития производства и духовной культуры. «Однако это не прямая зависимость. У отдельных народов нравственность может отставать или идти вперед по отношению к другим видам духовной культуры» [2, с. 72]. По мнению Н.И. Конрада: «Каждый народ име-

ет свою индивидуальную историю, всегда обладающую своими оригинальными, неповторимыми чертами» [3, с. 454]. Для осмысления этой истории необходимо определить национальноособенное в морали. Мораль, являясь элементом общечеловеческой культуры, направлена на регуляцию отношений между личностью и социальной общностью и в некоторой мере безразлична к национальной специфике.

В 80—90-е годы XX в. башкирские философы начинают разработку региональной специфики этических проблем. Среди них большой прорыв в разработке региональной специфики данной проблемы сделал доктор философских наук Д.Ж. Валеев. Его работы послужили основой для дальнейшего исследования в этой области такими философами как Л.А. Иткулова, З.Р. Валеева и др.

О важной форме выражения этнического в морали — этноэтикете пишет Д.Ж. Валеев, определяя его как совокупность норм общения, вырастающих на данной этнонациональной основе.

По его мнению, этноэтикетные нормы как бы процессуально оформляют бытие морали. Также Д.Ж. Валеевым был предложен термин «этно-этика» [4, с. 6].

Валеев в своей работе «Нравственная культура башкирского народа: прошлое и настоящее» сделал конкретно-исторический анализ истории нравственного сознания башкирского народа. Он одним из первых обратился к произведению башкирского эпоса «Урал-батыр» как к сакральному памятнику. Исследователь подробно осветил значение этого эпоса для мировоззрения башкирского народа. Здесь получили отражение космогонические воззрения башкир, поставлена проблема первоосновы мира. Валеев говорит о связи эпоса «Урал-батыр» с древним тюркским культом неба — Тенгри, письменно зафиксированным в орхоно-енисейских надписях. «В «Урал-батыре», как и в орхоно-енисейских надписях,

Ахмадиев Фарит Вафиевич, главный редактор журнала «Ватандаш»

©Ахмадиев Ф.В., 2009

Тенгри выступает в роли верховного божества. И башкирская Хумай — жена Урала, которая помогла ему найти живую воду и сделать жизнь вечной, и древнетюрская Умай — богиня плодородия — выполняют аналогичные роли» [4, с. 44]. Кроме того, исследователь утверждает об удивительном сходстве «Урал-батыра» с шумерским эпосом о Гильгамеше. Действительно, в обоих произведениях наблюдаются очень большие сюжетные и идейные параллели.

Д.Ж. Валеев посвятил внимание изучению моральной проблематики в эпосе «Урал-батыр», отмечая его родство с древнеиранской мифологией, с идеями зороастризма, согласно которым в мире противоборствуют «добро» и «зло». Эпические сказания башкирского народа стали для ученого источником информации о происхождении морали и понятии морали.

Таким образом, в исследовании Д.Ж. Валеева о влиянии башкирского эпоса «Урал-батыр» и его продолжения — эпоса «Акбузат» и др. памятников на мировоззрение народа отмечены следующие моменты: I) эпос содержит разнообразную информацию о духовной культуре башкир, 2) истоки культуры древнебашкирского этноса связаны с орхоно-енисейской культурой, с древним культом Тенгри; 3) происходило ощутимое влияние ираноязычного мира на раннем этапе этногенеза башкир; 4) с принятием ислама произошли некоторые изменения в эпическом наследии.

Исследователи говорят о необходимости комплексного изучения морального сознания на основе анкетирования и интервьюирования, использования периодической печати, произведений искусства и художественной литературы. Важным моментом изучения нравственного сознания общности является изучение статуса личности в обществе. «Отношение к личности — показатель демократизма общества, характеристика гуманизма политико-правовой системы и зрелости морально-этических представлений» [5, с. 140].

Анализ моральных проблем в башкирской литературе был дан К.А. Ахметьяновым. Проанализировав основные произведения того периода, литературовед обосновал новую категорию на стыке этики и эстетики. Назвав ее категорией искренности, автор подразумевает в ней «верность истине и верность самому себе» [7, с. 59]. Ученый рассуждает, что искренность — это такой феномен сознания человека, в котором выражена его открытость, бесхитростность, чистота по-

мыслов. Связанная, прежде всего с эмоциональным миром личности, искренность относится к области психологии морали.

В современной башкирской литературе и искусстве традиционно много внимания уделено вопросам морали, поискам добра и отрицанию зла. В ряду писателей, обративших внимание на духовно-нравственное состояние современников в переломный этап развития общества, стал видный прозаик Динис Буляков. Его роман «Жизнь дается однажды» [7] дал панораму общественной жизни Башкортостана в постперестроечный период, когда республику сотрясали волнения, вызванные экологическими катастрофами и политическими выборами. Находясь в гуще этих событий, автор сумел вскрыть причины духовного кризиса современников и указать верный путь для молодого поколения. Булякова, как общественного деятеля, особенно сильно волновало злоупотребление отдельными журналистами свободой слова для достижения политических целей на выборах, «черный пиар» и «война компроматов».

Главным героем произведения Диниса Буля-кова «Жизнь дается однажды» является врач, профессор Аринбасаров. Он борется за жизнь и здоровье людей не только как талантливый ученый-микрохирург, но и общественный деятель. Арин-басаров, как и эпический герой Урал-батыр, бросает вызов смерти, противостоит силам зла, воплощением которых является главврач больницы Казнабаев. Аринбасаров ради спасения жизни людей, ради качественного улучшения системы здравоохранения и решения экологических проблем идет на борьбу с «силами зла», выдвигает свою кандидатуру на выборах в парламент. Ему противостоит карьерист Казнабаев, озабоченный лишь своим благополучием. Для достижения своих целей Казнабаев готов и на подлог, клевету и доходит до серьезного преступления, пытаясь устранить физически своего конкурента. Для Арин-басарова предвыборная кампания была лишь возможностью привлечь внимание общественности к проблемам здравоохранения, к готовящемуся тайному ядерному подземному взрыву для строительства мусоросборочного саркофага. К власти он не стремится и уступает свое место в финале популярному писателю. Арслан Аринбаса-ров пришел к пониманию роли нравственной силы в судьбе каждого человека: «...мне кажется, что вокруг нас точно существует еще не понятая, да

и не постижимая разумом сила. Нами правят не только наши человеческие законы, но и законы бытия, мирозданья. Они существуют независимо от нас, хотим мы того или нет — все мы часть Вселенной. У каждой планеты есть своя ось, своя орбита, так и жизненный путь каждого человека определен ему с рождения. Стоит только чуть-чуть уклониться от него, и ты пропал, твоя жизнь превратится в хаос. Та святая сила, что движет мирами, никого из людей не направляет по ложному пути, не посылает грабить и убивать себе подобных. В конце концов, справедливость торжествует, и подонки всегда будут призваны к ответу перед лицом судьбы. Сколько раз я в этом убеждался» [7].

Автор произведения, который сам работал многие годы в печати и на телевидении, возглавлял Союз журналистов и Союз писателей РБ, очень серьезно относился к нарушениям этических норм журналистами. В его произведении дан отрицательный образ журналистки Марьям. Она любовница Казнабаева и ради него готова на все. Информационную войну с Аринбасаровым Каз-набаев начинает именно с ее помощью. В газете появляется ее статья о гибели на операционном столе известной артистки, и виновником этой трагедии назван профессор Аринбасаров, хотя он в безнадежной ситуации сделал все, чтобы спасти человеческую жизнь. Динис Буляков отстаивает честь профессии журналиста, осуждает негативные проявления: «Сенсация! Газеты сейчас стали разнузданными, на какие ухищрения, на какую низость не идут, дабы привлечь к себе внимание, увеличить тираж. В погоне за дешевой популярностью многие корреспонденты не гнушаются публиковать вымыслы, ищут жареные факты, скандальные материалы, все для того, чтобы выдвинуться в ряд первых журналистов. А ведь главное — проникать в души современников, через их мысли, чувства, мечты и проблемы давать оценку происходящим сейчас переменам. Все равно каждый рано или поздно будет держать ответ перед собственной совестью, а то и перед законом. Но сколько человеческих судеб искалечено газетными борзописцами?».

Тема духовности и духовного начала в человеке всегда находилась в центре философии. Гегель различал понятия Дух Божий и «дух человека». По мнению Гегеля, судьба человека определяется следующими составляющими: тело, душа и дух. Душа — это поток психических состояний

человека, а дух проявляется в душе. Дух — это сущность человеческой души, которая способна познать через дух божественность своей природы [8, с. 273—275].

По мысли Юнга: «.жизнь и дух представляют собой две силы или необходимости, между которыми находится человек. Дух наделяет его жизнь смыслом и возможностью величайшего расцвета» [9, с. 292].

Проблема духа была в центре внимания НА Бердяева, который считал, что дух есть «порыв в этом отяжелевшем мире, динамика, творчество, полет» [10, с. 379].

И.А. Ильин отмечал противопоставление в человеке силы духа и силы инстинкта. Дух человека представляет собой личную и разумную энергию, личность с духовным достоинством видит в каждом другом человеке такую же свободную и ответственную личность, как он сам [11, с. 31].

Роман «Жизнь дается однажды» Булякова стал его духовным завещанием. В послесловии к изданному на русском языке переводу произведения известный публицист Газим Шафиков отметил: «Многие десятки страниц, каждая сюжетная линия живет и движется как бы самостоятельно, словно не пересекающиеся между собой параллели. Но ближе к концу эти параллели начинают вдруг стремительно сближаться и скрещиваться, словно в короткое время, переменив закон Эвклида на закон Лобачевского. И в этом сказывается зрелое мастерство Диниса Буляко-ва». И, безусловно, писатель создавал свое произведение в русле нравственного сознания башкир, в национальном этическом поле.

Д.Ж. Валеев, как и многие исследователи, видел генетические истоки философской мысли Башкортостана прежде всего в монументальных эпических произведениях как «Урал-батыр» и др. У персонажей произведения Д. Булякова есть немало параллелей относительно выбора своего пути с героями эпоса. Урал-батыр не позволяет убить белую лебедь (деву Хумай) своему брату Шульгену. У Д. Булякова Ильгужа помешал Ту-лубаю ударить лопатой девушку Гульшан. Именно с этого поступка, с этого момента пути двух студентов расходятся. Один идет по пути добра и справедливости, другой встает на опасный и губительный путь. У Д. Булякова, как и в эпосе, есть силы добра и силы зла. Лагерь добра и справедливости возглавляет Аринбасаров, а плохие люди, преступники собираются вокруг Казнаба-

ева. Эти силы сталкиваются, как и Урал-батыр с силами зла — драконами во главе с Шульгеном. Таким образом, писатель в своем творчестве неосознанно следует принципам народной морали. Добро должно победить. Аринбасаров в финале пытается спасти раненую Камарию, которая была в банде, собиравшейся убить его самого и всех его близких. Но из-за Казнабаева, который пытался замести следы, это не удается сделать. «Трагичная судьба этой девушки не выходила из головы Арслана Рахматулловича. Если ты когда-то ступил на скользкий и неверный путь, то в этой жизни все равно придется держать за это ответ. Нельзя прожить счастливо, кого-то обманывая, издеваясь и притесняя других. Таковы неписаные законы жизни. Жизнь дается однажды, но так часто обрывается в расцвете сил» [7, с. 152].

Аринбасаров одерживает прежде всего нравственную победу над Казнабаевым. В этом произведении, ставшем яркой иллюстрацией происходивших общественно-политических преобразований, современники оценили торжество нравственной силы и духовной личности. В творчестве писателя нашли отражение многие традиционные черты народной нравственности, представ-

ления о морали, о духовности, которые поразительно схожи с результатами размышлений выдающихся философов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бандзеладзе Г.Д. Этика. — Тбилиси, 1970.

2. Малинаускас К. Национальный аспект нравственной культуры общества и личности // Вопросы нравственной культуры. — Вильнюс, 1981.

3. Конрад Н.И. Запад и Восток. — М., 1972.

4. Валеев Д.Ж. Нравственная культура башкирского народа: прошлое и настоящее. — Уфа,1989.

5. Валеев Д.Ж. Путь к истине. — Уфа, 2007.

6. Ахметъянов К.А. Прекрасное и героическое в поэзии. — Уфа, 1982.

7. Буляков Д. Жизнь дается однажды. — Уфа, 1996. — 158 с.

8. Гегелъ. Философия духа. Соч. Т. 3. — М., 1977.

9. Юнг К.Г. Проблема души нашего времени. — М., 1996.

10. Бердяев Н.А. Философия свободного духа. — М., 1994.

11. Илъин И.А. О грядущей России. Избранные статьи. — М., 1993.

Farit V. Akhmadiev

REGIONAL SPECIFIC ASPECTS OF ETHIC PROBLEMS IN D.ZH. VALEEV’S AND D.M. BULYAKOV’S WORKS

Traditionally, in modern Bashkir literature and arts much attention is paid to the questions of morality, search of the good and denial of the evil.

The well-known prose writer Dinis Bulyakov is one of those who appeals to the spiritual and moral state of his contemporaries during the critical moment of the development of society.

His novel «Life is given only once» describes the public life of Bashkortostan in the post-perestroika period of the disorder caused by the ecological catastrophe and political elections.

Being in the thick of things, the author succeeded in revealing the causes of his contemporaries’ spiritual crisis and pointed the right track for the young generation.

This work, which has become a bright illustration of the social and political changes, represents the triumph of morality and spiritual personality. The writer’s works reflect many traditional features of national morality, the conception of morality, spirituality, which are similar to famous philosophers’ reflections.

In the 1980—90s Prof. D. Valeev succeeded in elaboration of the regional specificity of ethic problems. He regards the chief form of expressing the ethnic in morality — ethnoetiquette. The scholar defines it as complex of norms of communication developed on a certain ethnic national basis. To Valeev’s mind, norms of ethnoetiquette form the essence of morality. He offered the term «ethnoethics».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.