Научная статья на тему 'Научно-теоретические подходы к совершенствованию процесса физического воспитания студентов в вузах'

Научно-теоретические подходы к совершенствованию процесса физического воспитания студентов в вузах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
867
162
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОДЕРЖАНИЕ ПРОЦЕССА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ / CONTENT OF PROCESS OF PHYSICAL TRAINING OF STUDENTS / IMPROVEMENT / PEDAGOGICAL ACTIVITY / SCIENTIFIC-THEORETICAL APPROACHES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Болотин Александр Эдуардович, Чистяков Владимир Анатольевич

Авторы статьи отмечают, что в настоящее время слабо изучены научно-теоретические подходы к совершенствованию системы физического воспитания студентов в вузах России. Это негативно сказывается на определении путей развития теории и практики физического воспитания студентов. Авторы статьи отмечают, что в настоящее время ведущие идеи науки в сфере физического воспитания студентов выглядят неопределенно. Так, например, весьма сложно понять, что делать на практике для реализации принципов целостности, системности физического воспитания студентов, структурирования педагогических процессов и др. Это негативно сказывается на совершенствовании процесса физического воспитания студентов в вузах России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Болотин Александр Эдуардович, Чистяков Владимир Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Scientific-theoretical approaches to improvement of process of physical training of students in higher education institutions

Authors of article note that in the present scientific-theoretical approaches to improvement of system of physical training of students in higher education institutions of Russia are poorly studied. It negatively affects definition of ways of development of the theory and practice of physical training of students. Authors of article note that now leading ideas of science in the sphere of physical training of students look vaguely. So, for example, it is very difficult to understand that to do in practice for realization of the principles of integrity, systematic of physical training of students, structuring pedagogical processes, etc. It negatively affects improvement of process of physical training of students in higher education institutions of Russia.

Текст научной работы на тему «Научно-теоретические подходы к совершенствованию процесса физического воспитания студентов в вузах»

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА СПОРТА ВЫСШИХ ДОСТИЖЕНИИ

НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ПРОЦЕССА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ В ВУЗАХ

А.Э. БОЛОТИН,

Санкт-Петербургский государственный политехнический университет;

В.А. ЧИСТЯКОВ,

Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, г. Санкт-Петербург (НГУ им. П.Ф. Лесгафта, г. Санкт-Петербург)

Аннотация

Авторы статьи отмечают, что в настоящее время слабо изучены научно-теоретические подходы к совершенствованию системы физического воспитания студентов в вузах России. Это негативно сказывается на определении путей развития теории и практики физического воспитания студентов. Авторы статьи отмечают, что в настоящее время ведущие идеи науки в сфере физического воспитания студентов выглядят неопределенно. Так, например, весьма сложно понять, что делать на практике для реализации принципов целостности, системности физического воспитания студентов, структурирования педагогических процессов и др. Это негативно сказывается на совершенствовании процесса физического воспитания студентов в вузах России.

Ключевые слова: содержание процесса физического воспитания студентов, совершенствование, педагогическая деятельность, научно-теоретические подходы.

Abstract

Authors of article note that in the present scientific-theoretical approaches to improvement of system of physical training of students in higher education institutions of Russia are poorly studied.

It negatively affects definition of ways of development of the theory and practice of physical training of students. Authors of article note that now leading ideas of science in the sphere of physical training of students look vaguely. So, for example, it is very difficult to understand that to do in practice for realization of the principles of integrity, systematic of physical training of students, structuring pedagogical processes, etc. It negatively affects improvement of process of physical training of students in higher education institutions of Russia.

Key words: content of process of physical training of students, improvement, pedagogical activity, scientific-theoretical approaches.

В настоящее время совершенствование процесса физического воспитания студентов в России сопряжено с большими трудностями. К ним можно отнести: принципы построения педагогических технологий по физической культуре; подходы к анализу педагогического знания о процессе физического воспитания; содержание проблем, связанных с системой физического воспитания (структура, направленность, координация элементов системы, понятийный аппарат и связи между терминами); анализ педагогической практики по физической культуре и спорту [4]. Вместе с тем до настоящего времени не сложилось единых научно-теоретических взглядов на совершенствование процесса физического воспитания

студентов в вузах России. Это требует системного анализа научно-теоретических подходов к совершенствованию данного процесса [1-4].

Исследования данного вопроса свидетельствуют, что теоретическая концепция совершенствования процесса физического воспитания студентов в вузах России базируется на синтезе нескольких психолого-педагогических подходов. Основными подходами являются: личностный, системный, поэтапного наращивания формируемых профессионально-прикладных навыков, моделирования обучения и др. [1-6].

Личностный подход к совершенствованию процесса физического воспитания студентов в вузах России пред-

<&

ФНЦ ВНИИФК

4

Теория и методика спорта высших достижений

полагает организацию этого процесса с позиции отдельной личности. В ходе исследования основное внимание обращается на личностные факторы и психические механизмы процесса физического воспитания студентов. Личность каждого студента рассматривается как совокупность физических, психологических и социальных качеств, имеющих большое значение в учебной и будущей профессиональной деятельности. В этом случае развитию этих качеств уделяется первостепенное значение.

Идея личностного подхода к совершенствованию системы физического воспитания студентов в вузах России реализуется через педагогический процесс, который обеспечивает всестороннее развитие личности студента с использованием средств физической культуры и спорта. Данный процесс учитывает, что внешние педагогические влияния всегда действуют на внутренние установки личности, опираясь на ее собственную активность. Эта активность является доминирующей в физическом развитии студентов.

Ценность личностного подхода к совершенствованию системы физического воспитания студентов заключается в том, что он актуализирует роль личности в процессе занятий спортом и создает научную основу для организации процесса их физического воспитания в вузе.

Системный подход имеет большое значение для методологии педагогического исследования процесса физического воспитания студентов. Системный подход к совершенствованию процесса физического воспитания студентов в вузах требует рассмотрения во взаимосвязи и целостности всех возможных форм и методов решения задач физического развития студентов. Затем на основе сравнения возможностей каждого из вариантов - выбирать оптимальные варианты для построения системы физического воспитания студентов в вузе с учетом особенностей учебной и будущей профессиональной деятельности.

В качестве основного подхода к совершенствованию системы физического воспитания студентов в вузах следует применять поэтапное наращивание формируемых профессионально-прикладных навыков и необходимых в будущей профессиональной деятельности физических качеств.

В процессе физического воспитания студентов происходит формирование профессионально-прикладных навыков, а также развитие профессионально важных физических качеств. Их формирование и развитие происходит постепенно - от менее сложных образований, к более совершенным формам.

Целью формирования профессионально-прикладных навыков в процессе физического воспитания студентов должно быть развитие у них таких внутренних устремлений, из которых в порядке необходимости

вытекало бы их отношение к занятиям физической культурой и спортом. Только когда будет достигнут сплав твердых знаний, убеждений и практических навыков применения средств физической культуры и спорта в интересах укрепления здоровья и повышения работоспособности у студентов, можно считать, что цели процесса их физического воспитания в вузе достигнуты.

Целенаправленное изучение данной проблемы показывает, что совершенствование системы физического воспитания студентов в вузах России предполагает:

- разъяснение особенностей будущей профессиональной деятельности и роли средств физической культуры в повышении работоспособности;

- уяснение и осознание важности развития профессиональных качеств и профессионально-прикладных навыков;

- убеждение в возможности развить профессиональноприкладные навыки до требуемого уровня в процессе занятий физической культурой и спортом в вузе;

- постоянное физическое совершенствование студентов.

Содержание и форма педагогического воздействия должны стимулировать мотивацию студентов к занятиям физической культурой и спортом в вузе. Если воздействие воспринимается положительно, то оно существенно влияет на психику студента, его сознание, чувства, волю, стимулирует самообразование в сфере физической культуры и спорта.

Путь к единству сознания и поведения проходит через цепь связующих элементов, которая включает в себя длительные систематические упражнения в правильных действиях, реальные взаимоотношения, организацию занятий физической культурой и спортом в вузе. В результате происходит поэтапное наращивание формируемых профессионально-прикладных навыков у студентов.

В этой связи физическое развитие личности студента может быть определено как целенаправленный, организованный, постоянно развивающийся педагогический процесс, включающий в себя взаимосвязанную деятельность руководства, преподавательского состава вуза по последовательному, систематическому переносу в сознание студентов необходимых знаний, умений и навыков по физическому совершенствованию.

Выводы

Таким образом, проведенный анализ научно-теоретических подходов к совершенствованию процесса физического воспитания студентов учитывает не только теоретические основы этого процесса, но и специфические задачи данной системы.

ФНЦ ВНИИФК

Теория и методика спорта высших достижений

5

Литература

1. Болотин А.Э. Педагогическая модель обеспечения физической готовности выпускников вузов ПВО (ВКО) к боевой деятельности / А.Э. Болотин, О.С. Зайцев // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. -2012. - № 9 (91). - С. 38-42.

2. Болотин А.Э. Требования, предъявляемые к выпускникам вузов внутренних войск МВД России к эффективному выполнению служебно-боевых задач / А.Э. Болотин, А.Н. Сивак // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 10 (92). - С. 30-35.

3. Болотин А.Э. Модель процесса подготовки призывной молодежи к воинской службе / А.Э. Болотин,

Р.А. Лайшев // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 12 (94). - С. 27-31.

4. Болотин А.Э. Структура и содержание педагогической концепции совершенствования многоуровневой

системы физического воспитания в России / А.Э. Болотин, В.А. Чистяков // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 3 (97). - С. 35-41.

5. Бурняшев А.А. Педагогическая технология применения тренировочных комплексов в процессе профессиональной подготовки специалистов пожарной безопасности водных судов / А.А. Бурняшев // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2011. -№ 10 (80). - С. 45-49.

6. Сошкин П.А. Структура и содержание концепции подготовки офицеров к педагогической деятельности в вузах МО РФ / П.А. Сошкин // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 1 (95). -

С.145-149.

References

1. Bolotin A.E. Pedagogical model of ensuring the physical readiness of graduates of higher education institutions of air defense (Air and space defense) to fighting activity / Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta. - 2012. -Vol. 91. - № 9. - Р. 38-42.

2. Bolotin A.E. Requirements shown to graduates of higher education institutions of Internal Troops of the Ministry of Internal affairs of Russia for effective implementation of office and fighting tasks / Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta. - 2012. - Vol. 92. -№ 10. - Р. 30-35.

3. Bolotin A.E. Model of process of preparation of draft youth to military service / Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta. - 2012. - Vol. 94. - № 12. - Р. 27-31.

4. Bolotin A.E. Scientific-theoretical approaches to improvement of process of physical training of students in higher education institutions / Uchenye zapiski universite-ta imeni P.F. Lesgafta. - 2013. - Vol. 97. - № 3. - Р. 35-41.

5. Burnyashev A.A. Pedagogical technology of application of training complexes in the course of vocational training of experts of fire safety of water vessels / Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta. - 2011. - Vol. 80. -№ 10. - Р. 45-49.

6. Soshkin P.A. Structure and contents of the concept of preparation of officers to pedagogical activity in Ministry of Defense Russian Federation / Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta. - 2013. - Vol. 95. - №. 1. -Р. 145-149.

ФНЦ ВНИИФК

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.