Научная статья на тему 'НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ'

НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
33
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инновация / инновационная деятельность / инновационный процесс.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хамраева С.Н., Маматкулова С.

В XXI веке проблема управления, организации инновационной деятельности, выбора методов и механизмов инновационного развития различных отраслей экономики находится в центре внимания экономистов. Инновация, инновационная деятельность, инновационный процесс и подобные понятия прочно вошли в различные стороны повседневной жизни, предпринимательской деятельности и отраслей экономики. В развитых странах инновации являются одним из важных факторов повышения конкурентоспособности предприятий, укрепления их позиций на рынке и производства потребительской продукции. При осуществлении и реализации инновационной деятельности, прежде всего, необходимо уточнить суть основных терминов и понятий

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ»

УДК 338

Хамраева С.Н., доктор экономических наук

профессор

заведующий кафедрой «Инновационная экономика»

Каршинский инженерно-экономический институт

Маматкулова С. студент 2 курса

Каршинский инженерно-экономический институт

Узбекистан, гКарши

НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ

Аннотация. В XXI веке проблема управления, организации инновационной деятельности, выбора методов и механизмов инновационного развития различных отраслей экономики находится в центре внимания экономистов. Инновация, инновационная деятельность, инновационный процесс и подобные понятия прочно вошли в различные стороны повседневной жизни, предпринимательской деятельности и отраслей экономики. В развитых странах инновации являются одним из важных факторов повышения конкурентоспособности предприятий, укрепления их позиций на рынке и производства потребительской продукции. При осуществлении и реализации инновационной деятельности, прежде всего, необходимо уточнить суть основных терминов и понятий.

Ключевые слова: инновация, инновационная деятельность, инновационный процесс.

Khamraeva S.N., doctor of economic sciences

professor

Head of the Department of Innovative Economics Karshi Engineering and Economic Institute

Mamatkulova S. 2th year student Karshi Engineering-Economic Institute

Uzbekistan, Karshi

SCIENTIFIC AND THEORETICAL FOUNDATIONS FOR THE DEVELOPMENT OF INNOVATION PROCESSES

Abstract. In the 21st century, the problem of management, organization of innovation activity, choice of methods and mechanisms for innovative development of various sectors of the economy is the focus of attention of economists. Innovation, innovative activity, innovation process and similar

concepts have become firmly established in various aspects of everyday life, business activity and sectors of the economy. In developed countries, innovation is one of the important factors in increasing the competitiveness of enterprises, strengthening their position in the market and producing consumer products. When carrying out and implementing innovative activities, first of all, it is necessary to clarify the essence of the basic terms and concepts.

Key words: innovation, innovative activity, innovation process.

В результате изучения исследований республиканских и зарубежных ученых, занимающихся проблемой инноваций, установлено, что существуют разные подходы к содержанию и сущности инноваций, инновационного процесса и инновационной деятельности. Австралийский ученый-экономист Йозеф Шумпетер отмечен во многих экономической литературе как один из первых ученых, внесших важный вклад в определение и виды инновационных процессов и теорию инновационной деятельности в целом. В то время не было мысли об инновациях, но в развитии экономики использовались такие понятия, как «эффективный метод», «инновация», «эффект», «применение».

С технической или экономической точки зрения производство представляет собой совокупность имеющихся ресурсов и сил. Каждый способ производства означает определенную комбинацию. Различные способы производства могут различаться только по характеру и стилю, т. е. либо по предмету сочетаний, либо по соотношению их количеств. Каждый производственный процесс представляет собой эту комбинацию [15].

В своем исследовании Й. Шумпетер рассмотрел вопросы новых сочетаний в развитии, дал полное определение инновационного процесса и выделил пять образцовых изменений:

- использование в производстве (продаже) нового оборудования, новых технологических процессов или нового рыночного предложения;

- внедрение новой качественной продукции;

- использование нового сырья;

- организация производства и изменения в его материально-техническом обеспечении;

- появление новых рынков сбыта.

В то же время многие экономисты высказали свое мнение по поводу нововведения.

Б. Санто определил инновацию следующим образом: «Инновация — это научно-технико-экономический процесс, ведущий к созданию лучших по своей природе продуктов и технологий путем практического использования идей и открытий, если он направлен на получение экономических выгод, его появление на рынке, как следствие, появляется возможность получить дополнительный доход" [10].

В своих исследованиях Б.Санто основывал концепцию инновационной цепочки как линейной последовательности определенных этапов инновационного процесса, различных моделей инновационных процессов и моделирования инноваций.

По мнению Л. Водачека, О. Водачковой, инновация - это целенаправленное изменение качества системы в работе предприятия, которое может проявляться в количественных и качественных изменениях в определенной сфере деятельности предприятия [5].

В. Н. Лапин понимал инновацию как совокупность процессов создания новых практических средств (инноваций) с целью полного удовлетворения определенных потребностей людей [8]. На наш взгляд, это не гарантия того, что нововведение принесет пользу обществу, но оно будет экономически эффективным и прибыльным.

По мнению И. Т. Балабанова, инновация - это вложение капитала в новую технику, технологии, новые формы организации производства, труда, обслуживания и управления, включая контроль, учет, методы планирования, анализа и другие новые формы [4].

Р.А.Фатхуддинов определяет ее следующим образом: «Инновация -это конечный результат инновации, внедряемой с целью изменения объекта управления и получения экономического, социального, экологического, научно-технического или иного эффекта" [11].

По мнению Р.В.Абдуллаева и К.А.Хасанджанова, «Инновация считается формой научно-технического развития, представляет собой особый вид знаний, результат высокоразвитого труда и становится ведущей областью жизни людей в постиндустриальное общество" [3].

По мнению К.А.Чориева, термины «инновация» и «инновационный процесс» определялись следующим образом: «...в широком смысле инновация включает в себя все аспекты и области, связанные с развитием человеческого капитала в обществе, улучшением условий жизни населения (техника и технологии, товары народного потребления, стратегия социального развития, ее организационные формы и тактика управления, отрасли экономики, социальные институты - наука, образование, медицина, информационные ресурсы, различные системы оказания услуг и т.д.), формирование интеллектуального потенциала, новых научных идей и направлений познания. Его можно определить как процесс ориентации на открытие добавленной стоимости, изменения качества и принципиально улучшенных потребительских товаров (услуг), основанных на создании и применении в жизни (развитии)" [14].

По мнению ряда наших узбекских учёных-экономистов, «инновация - это процесс купли-продажи, внедрения новой или усовершенствованной продукции (работ, услуг), оборудования и технологий, организация и управление научными исследованиями и разработками» [9].

Исходя из представленных выше теоретических воззрений и анализов, по нашему мнению, инновация — это использование научных достижений и передового опыта, совершенствование и развитие процессов общественного производства, формирование продукции с новыми потребительскими характеристиками (товаров, продукции, оборудования, технологий и др.). организационные формы и инструменты), внедрение в практику. Представляет собой материализованный конечный результат инвестиционной и творческой деятельности, основанной на инновациях, способствует удовлетворению рыночных и социальных потребностей, экономит затраты и обеспечивает достижение людьми разных результатов в разных сферах жизни и деятельности.

Инновационная инфраструктура - это комплекс организационно-экономических институтов, обеспечивающий условия для реализации прямых инновационных процессов, основанных на принципах экономической эффективности. Управление процессом формирования и развития инновационной инфраструктуры является одной из основных задач проблемы эффективного управления аграрной сетью и состоит из организаций, оказывающих услуги по разработке нового или улучшенного вида продукции, организации реализации. нового или усовершенствованного технологического процесса.

С точки зрения рыночных отношений новизна инноваций определяется их технологическими характеристиками. Классификация инноваций означает разделение их на определенные группы по определенным классификационным признакам.

Можно заметить, что многие экономисты выделяют разные классификации инноваций при изучении и исследовании инновационных процессов. В частности, по мнению М. Хучека, классификация инноваций зависит от ряда характеристик, [13]:

- специфика изменений;

- сфера национальной экономики;

- комплексность результата инновационных процессов; выгоды для общества;

- предмет инноваций.

В то же время некоторые экономисты изучали классификацию инноваций на три группы:

- инновации при входе на предприятие;

- инновации на «выходе» предприятия;

- отдельные элементы инноваций и их связи как система.

Х.Б.Дусаев [6], изучив научно-теоретические взгляды других

экономистов, предложил классифицировать инновации на три группы:

Первая группа классифицируется по факторам, определяющим содержание инновации, т. е. ее формированию, уровню новизны, характеристикам инновационного процесса и степени его повторяемости.

Последняя классифицируется с учетом факторов и особенностей сферы использования и развития инноваций. Сюда входят предмет инновации и область внедрения, уровень разработки и использования, структурная структура инновации, сфера применения и объем инновации.

К факторам, определяющим результат инноваций, относятся третья группа: эффективность, форма эффективности, механизмы реализации и уровень внедрения инноваций, оригинальность изменений, их вид и форма инноваций, инновационные возможности экономического роста.

К. А. Чориев [14] предложил классифицировать инновации в сфере сельского хозяйства по разным критериям:

- по уровню новизны потенциальной идеи;

- по степени относительности новизны;

- по новизне относительно своего существования;

- по уровню новизны по отношению к рыночному спросу.

По нашему мнению, используя научные труды таких экономистов, как К. А. Чориев, П. Н. Завлин, А. И. Пригожин, Д. М. Степаненко, и учитывая производственные особенности аграрного сектора и его отраслей, можно провести полную классификацию типов инноваций А. Х, упомянутых в научные исследования Мухторова, Б.Ф.Султонова, С.Ж.Саиджонова [9].

По мнению этих ученых классифицировать инновации целесообразно следующим образом:

- по инновационному потенциалу и новизне (совершенно новый, улучшенный, относительно новый, новый с точки зрения потребления, новый с точки зрения стоимости и потребления ресурсов);

- по масштабу новизны инноваций (новое в глобальной сети, новое в национальной сети, новое для отраслей народного хозяйства, новое для предприятия и экономики);

- по характеру инноваций (продуктовые инновации, процессные инновации, организационные инновации, экономические инновации, маркетинговые инновации, управленческие инновации, социальные инновации, экологические инновации, информационные инновации);

- по области и месту применения инноваций (материальное производство: сельское хозяйство (земледелие, животноводство, переработка, защита растений, лечение скота и др.), наука, сервис, социальная сфера, экология, природа и климат);

- по месту внедрения и применения инновации (для использования в хозяйстве, для использования на предприятии, предназначенном для реализации, на опытном участке, на выставке);

- по должности в производственном периоде (производитель сырья, поставщик, производитель продукции);

- по ожидаемой доле рынка (локальная, системная стратегическая);

- по виду эффекта, получаемого в результате внедрения инноваций (экономический, экологический, научно-технический, социальный, комбинированный);

- по форме инновации (изобретение, новинка, патент, предложение, ноу-хау; документ, устройство, содержание и методы, описывающие технологию, процессы производства и управления; образец-модель);

- о возврате заявки на инновацию (разовая, возвратная (в сезон или в особых случаях), заменяемая, отрицательная);

- по характеру территориальной направленности;

- по характеру удовлетворения потребностей;

- к моменту выхода на рынок;

- о причинах его возникновения;

- по социальной направленности.

По мнению авторов, классификация инноваций по этим признакам позволяет глубже понять сущность инновации и создает научно-теоретическую основу для определения путей достижения поставленных целей и результатов с наиболее эффективным означает.

Инновации можно классифицировать по разным схемам, способам группировки, способам организации и классификационным символам. Классификация инноваций и инновационной деятельности в приведенном выше порядке позволяет охватить различные их аспекты.

Использованные источники:

1. Khamraeva S. N. Analysis of trends and trends in innovative development of agriculture //J. Scientific e-journal of economics and innovative technologies.

2. Khamraeva S. N. Innovative development of rural infrastructure. - 2017.

3. Абдуллаев Р.В., Хасанджанов К.А. Инновационное обновление экономики - основа её модернизации и конкурентоспособности // Иктисодиётни модернизациялаш стратегияси: муаммолар ва инновацион ривожланишга утиш йуллари. Республика илмий-амалий анжумани маъруза тезислари туплами. - Тошкент, 2011. -Б. 24.

4. Балабанов И.Т. Инновационный менеджмент: Учеб. пособие для вузов. -СПб: Питер, 2001. - 304с.

5. Водачек Л., Водачкова О. Стратегия управления инновациями на предприятии: Сокр. пер. со словац. / Авт.предисл. В.С. Рапопорт. - М.: Экономика, 1989. - 167с.

6. Дусаев Х.Б. Инновации: теоретический аспект. // Вестник ОГУ. 2003, -№6. С. 123-128

7. Ергашев Р. Х., Хамраева С. Н. Теоретичш основи управлшня шновацшним розвитком шфраструктури села //Агрошком. - 2013. - №. 1012. - С. 58-60.

8. Лапин В.Н. Социальные аспекты управления нововведениями // В сб.: Проблемы управленческих нововведений и хозрасчётного

экспериментирования. Всероссийская научно-практическая конференция. -Таллин, 1981. - 23 с.

9. Мухторов А.Х., Султонов Б.Ф., Саиджонов С.Ж. Аграр сохдни инновацион ривожлантиришнинг асосий йуналишлари (монография) -Тошкент, КХИИТИ, 2014. - 15-16 бет.

10. Санто Б. Инновация как средство экономического развития: Пер. с венг./ Общ. ред. и вступ.ст. Б.В.Сазонова. - М.: Прогресс, 1990. - 296 с.

11. Фатхудинов Р.А. Инновационный менеджмент.: Учеб.для вузов. - М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-синтез»», 1998. - 17с.

12. Хамраева С. Основные направления инновационного развития инфраструктуры, обслуживающей животноводческую сеть //Экономика и инновационные технологии. - 2017. - №. 4. - С. 99-111.

13. Хучек М. Социально-экономическое содержание инноваций на предприятиях // Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика. 1995. - №1. С.62-71.

14. Чориев К.А. ^ишлок хужалигини инновациялар асосида модернизациялаш самарадорлигини ошириш буйича услубий тавсиялар. -Тошкент, УзБИИТИ,-2013, 9-бет

15. Шумпетер Й. Теория экономического развития / Пер. с нем. В.С.Автономова, М.С.Любского, А.Ю.Чепуренко. - М.: Прогресс, 1982. - 72 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.