Научная статья на тему 'Научно-теоретические основы концепции развития коммуникативной компетенции педагогов дошкольных образовательных организаций'

Научно-теоретические основы концепции развития коммуникативной компетенции педагогов дошкольных образовательных организаций Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
36
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ / PEDAGOGICAL CONCEPTION / ЗАКОНОМЕРНОСТИ / REGULARITIES / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ / PEDAGOGICAL PRINCIPLES / КОММYНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / COMMUNICATIVE COMPETENCE / ПЕДАГОГИ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ / TEACHERS OF THE PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATIONS / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / PEDAGOGICAL MODEL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Васильева В.С.

Рассматриваются научно-теоретические основы педагогической концепции развития коммуникативной компетенции педагогов дошкольных образовательных организаций. Установлено, отражение объективной педагогической реальности наиболее целесообразно может рассматриваться при изучении вопроса выделения именно закономерностей, которые являются результатом совокупного действия множества законов и отражают многие связи и отношения. Подтверждено, что, принципы, всегда отражают зависимости между объективными закономерностями учебного процесса и целями, которые стоят в обучении. Результаты исследования отражают основополагающие закономерности и принципы педагогической концепции развития коммуникативной компетенции педагогов дошкольных образовательных организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BASIC CONCEPTS OF COMMUNICATIVE COMPETENCE DEVELOPMENT FOR TEACHERS OF PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATIONS

Scientific-theoretical basic principles of the pedagogical conception of communicative competence development for teachers of preschool educational organizations are considered. It is established that the objective pedagogical reality reflection can be considered the most reasonably studying regularities identification question where the regularities are the result of cumulative action of a set of laws and reflect in numerous communications and relations. It is confirmed that principles always reflect in dependences between the objective regularities of the educational process and the purposes of the educational process. The results of this research show fundamental regularities and the principles of the pedagogical concept of development of communicative competence for teachers of the preschool educational organizations.

Текст научной работы на тему «Научно-теоретические основы концепции развития коммуникативной компетенции педагогов дошкольных образовательных организаций»

DOI: 10.18454/IRJ.2016.53.118 Васильева В.С.

ORCID: 0000-0003-4224-5930, кандидат педагогических наук, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Аннотация

Рассматриваются научно-теоретические основы педагогической концепции развития коммуникативной компетенции педагогов дошкольных образовательных организаций. Установлено, отражение объективной педагогической реальности наиболее целесообразно может рассматриваться при изучении вопроса выделения именно закономерностей, которые являются результатом совокупного действия множества законов и отражают многие связи и отношения. Подтверждено, что, принципы, всегда отражают зависимости между объективными закономерностями учебного процесса и целями, которые стоят в обучении. Результаты исследования отражают основополагающие закономерности и принципы педагогической концепции развития коммуникативной компетенции педагогов дошкольных образовательных организаций.

Ключевые слова: педагогическая концепция, закономерности, педагогические принципы, коммуникативная компетенция, педагоги дошкольных образовательных организаций, педагогическая модель.

Vasilyeva V.S.

ORCID: 0000-0003-4224-5930, PhD in Pedagogy, South Ural State Humanitarian Pedagogical University (Chelyabinsk) BASIC CONCEPTS OF COMMUNICATIVE COMPETENCE DEVELOPMENT FOR TEACHERS OF PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATIONS

Abstract

Scientific-theoretical basic principles of the pedagogical conception of communicative competence development for teachers of preschool educational organizations are considered. It is established that the objective pedagogical reality reflection can be considered the most reasonably studying regularities identification question where the regularities are the result of cumulative action of a set of laws and reflect in numerous communications and relations. It is confirmed that principles always reflect in dependences between the objective regularities of the educational process and the purposes of the educational process. The results of this research show fundamental regularities and the principles of the pedagogical concept of development of communicative competence for teachers of the preschool educational organizations.

Keywords: pedagogical conception, regularities, pedagogical principles, communicative competence, teachers of the preschool educational organizations, pedagogical model.

Приступая к разработке сoдeржaния научной тeopии развития коммуникативной компетенции педагогов дошкольного образования, важно определить ее ключевые положения (базовые законы, допущения, аксиомы, постулаты и т.п.), составляющие базовую теоретическую основу. Любые изменения теории являются движущей силой трансформации всей структуры концепции и общей информационной картины. Следовательно, раскрывая содержание педагогической концепции, особое внимание важно уделить обоснованию ее фактического наполнения. Для объяснения сущности развития коммуникативной компетенции педагогов дошкольных образовательных организаций и обеспечения необходимости теоретико-логического определения всех положений данной педагогической концепции, мы считаем необходимым выделить и рассмотреть систему закономерностей и принципов, соответствующих им. Именно система закономерностей и принципов позволяет решить комплекс методологических задач, а именно:

- позволяет отразить основополагающие внутренние свойства коммуникативной компетенции;

- раскрывает возможность установить взаимообуславливающие факторы, влияющие на развитие коммуникативной компетенции и ее дальнейшее совершенствование;

- устанавливает связь теории с практикой развития коммуникативной компетенции педагогов в системе методической работы дошкольной образовательной организации.

Закономерностями являются определенные связи различных компонентов повышения коммуникативной компетенции педагогов ДОО, реализация которых помогает достичь наибольших успехов.

Анализ различных подходов показал, что на современном этапе научных изысканий сложилось традиционное выделение закономерности, рассматриваемое кэк «объективно существующей, повторяющейся, существенной связи явлений общественной жизни или этапов исторического развития» [1]. Следовательно, можно предположить, что отражение объективной педагогической реальности наиболее целесообразно может рассматриваться при изучении вопроса выделения именно закономерностей, которые являются итогом сoвoкупного действия мшжества заюэшв и отражaют мшгие многие связи и отношения.

Методологическое значение закономерности состоит в том, что она репрезентирует научное знание в предельно концентрированном виде. Являясь базовым компонентом концепции и формируя ее теорeтический контекст, закономерность формулируется в соответствии с принятой терминологией, опирается на базисные теоретические положения, в ходе практического применения требует использования всех научных знаний об изучаемом феномене, полученных в процессе работы над разрабатываемой педагогической концепцией.

Глубокий aнализ основополагающих научных исследований (О.Ю. Афанасьева, И.И. Барахович, Е.Ю.Никитина) позволяет сделать вывод o том, что ученые рассматривают самые разнообразные механизмы фиксации закономерных связей: исходя из теоретико-методологических подходов исследования, с учетом движущих сил исследуемого

процесса основных внутренних противоречий, процессуальных особенностей исследуемого феномена, детерминирующих его факторов, атрибутивных характеристик, возможностей повышения эффективности функционирования анализируемого явления и др. При выявлении и формулировке закономерностей развития коммуникативной компетенции педагогов дошкольных образовательных организаций, важно учесть ряд моментов: 1) закономерность - явление объективно существующее, но ее выявление связано с взглядом автора на основные аспекты и пути решения проблемы; 2) закономерность должна раскрывать взаимодействие и движение исследуемого явления как «самодвижение»; фиксировать качественную устойчивость и повторяемость явления не только в коротком, но и длительном периоде времени; выражать существенные признаки явления и его структуры в четко сформулированных и выделенных постулатах, определениях и понятиях.

Концепция развития коммуникативной компетенции педагогов дошкольных образовательных организаций в системе методической работы представляет собой сложную, целенаправленную, динамическую систему фундаментальных знаний о феномене коммуникации личности в системе дошкольного образования, полно и всесторонне раскрывающих ее сущность, содержание, особенности, а также технологию оперирования в условиях современного дошкольного образования.

Следовательно, центральной составляющей педагогической концепции являются закономерности и принципы исследуемого педагогического феномена, позволяющие объяснить сущность развития коммуникативной компетенции педагогов дошкольных образовательных организаций и обеспечить возможность теоретико - логического вывода всех положений педагогической концепции. Закономерность - это объективно существующая, повторяющаяся, существенная связь явлений общественной жизни или «этапов исторического развития» [1, 2]. Закономерность является результатом взаимодействия множества законов и отражает многие связи и отношения. Важно учитывать, что закон постоянно выражает определенную связь и отношение.

Исходя из имеющихся в науке данных, с нашей точки зрения важно понимать, что выявленные в результате использования тех или иных приемов закономерности, важно систематизировать.

Логическим продолжением разработки концепции развития коммуникативной компетенции педагогов дошкольных образовательных организаций является выделение соответствующих принципов как важнейшей, базовой составляющей теоретического знания. Принцип - это то, чем обязательно следует руководствоваться активно действующему субъекту в определенный период деятельности.

Анализ методологических исследований показал, что принципы - это основное, исходное положение определенной теории, того или иного учения, сформулированного мировоззрения, доказанной теоретической программы (С. И. Ожегов); основное, исходное положение определенной теории, учения, мировоззрения, теоретической программы (Ефремова Т.Ф.); убеждение, взгляд на вещи (С. И. Ожегов) [3].

Принципы, всегда отражают зависимости между объективными закономерностями определенного процесса и целями, которые при этом выделяются. В тоже время, можно говорить о том, что это методическое выражение позитивных законов и закономерностей, знание о целях, сущности, содержании, структуре обучения (образования), выраженное в форме, позволяющей использовать их в качестве регулятивных норм педагогической практики. Наше понимание категории «принцип» основывается на исследованиях В.И. Загвязинского и его последователей, с точки зрения которых теоретическое понимание сущности принципа заключается в том, что это ориентир, рекомендация о способах движения от достигнутого к перспективному, о способах достижения меры, единства, гармонии в сочетании каких-либо противоположных сторон, начал с тенденцией педагогического процесса [1].

Анализ целостной картины современных подходов к разработке педагогической концепции позволил нам определить принципы развития коммуникативной компетенции педагогов дошкольных образовательных организаций, логично выделяющихся с учетом из закономерностей разработки выше обозначенной концепции.

Комплексно-системное исследование закономерностей развития коммуникативной компетенции педагогов дошкольных образовательных учреждений в системе методической работы - это выявление взаимосвязей и взаимообусловленностей этого процесса:

Выделим закономерности педагогической концепции развития коммуникативной компетенции педагогов дошкольных образовательных организаций и соответствующие ей принципы.

1. Развитие коммуникативной компетенции базируется на выявлении адекватного представления о профессии и социально-практической значимости профессионально важных качеств как системы, определяющих данную компетенцию. Это опосредованно определяет самооценку и саморефлексию педагогом развивающейся в процессе профессиональной деятельности коммуникативной компетенции (принцип полисубъектности; принцип разностороннего развития личности; принцип эмпатии).

2. Развитие коммуникативной компетенции рассматривается не как объект передачи определенной информации, к которому приложен комплекс действий, а как объект понимания и усвоения, проявляемый в возможности активизации знаний, умений, навыков, личностных качеств и поведенческих отношений, настроенных на условия конкретной ситуации взаимодействия и готовность их проявлять в действии, что определяет наличие компетенции (принцип адаптивности; принцип коммуникативного партнерства и сотрудничества; принцип субъектности).

3. Развитие коммуникативной компетенции базируется на активности педагога в процессе взаимодействия и неразрывно связано с системно-целостной мотивацией, объединяющей познавательные потребности, интересы, увлечения, эмоции, установки и идеалы каждого педагога, стремлением познать самого себя и другого в общении, принять разнообразные варианты проявления окружающих, уметь трансформировать ситуацию (синергетический принцип; принцип фасилитации; принцип актуализации витагенного опыта).

4. Коммуникативная компетенция позволяет педагогу дошкольной образовательной организации овладевать языком общения осознанно, что предполагает осмысление педагогом языкового материала в единстве его функций, языковых средств общения, в единстве их форм и содержания (принцип соблюдения языковых и конвенциональных норм речевого поведения коммуникантов; принцип диалогичности; принцип эмерджентности).

5. Развитие коммуникативной компетенции имеет коммуникативную направленность, что предполагает использование языка как средства общения, достижение педагогами дошкольных образовательных организаций определённого уровня педагогического общения (принцип языковой толерантности; принцип лингвокультурности; принцип поликультурности).

6. Процесс развития коммуникативной компетенции осуществляется на основе создания конкретной педагогической модели с заданным объемом знаний, умений, навыков, способов деятельности, относящихся к коммуникативной компетенции педагогов дошкольных образовательных организаций (принцип вариативности; принцип структурной полноты; принцип циклического развития).

7. Развитие коммуникативной компетенции педагогов дошкольных образовательных организаций представляет собой непрерывный процесс функционирования целостной методической системы, базирующейся на динамике поэтапно-модульного расширения объема приобретённых коммуникативных знаний, умений и навыков (принцип непрерывности; принцип активности, прринцип рефлексивности).

8. Эффективность процесса развития коммуникативной компетенции педагогов дошкольных образовательных организаций зависит от создания и внедрения методической системы, интегрирующей разнообразные возможности коммуникативной деятельности (принцип самоуправляемости; принцип синкретичности; принцип направленности обучения на решение задач профессиональной сферы).

Список литературы/ References

1. Загвязинский, В. И. Практическая методология педагогического поиска. - Тюмень: Изд-во ЗАО «Легион-Групп», 2005. - 74 с.

2. Дивногорцева, С.Ю. Теоретическая педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений в 2 частях, ч.1. - Изд-во: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет: 2003. - 154 с.

3. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка / под ред. Скворцова Л.И. - Изд-во Оникс, 2010. - 736 с.

Список литературы на английском языке / References in English

1. Zagvyazinsky, V. I. Praktizeskaya metodologiya pedagogizeskogo poiska [Practical methodology of pedagogical research] / V.I. Zagvyazinsky// Tyumen: "Legion-Grupp" Publishing house, 2005. - P.74 - 2 [in Russian]

2. Divnogortseva, S. Yu. Teoretizeskaya pedagogika [Theoretical pedagogics]/ Divnogortseva S. Yu. // Uzebnoe posobie dlya ctudentov pedagogizeskih uzebnih zawedenij v 2 zastyah, z/1 [Study guide for students of pedagogical educational institutions in 2 parts, p.1.] - St. Tikhon's Orthodox University of Humanities Publishing house, 2003. - P. 154. [in Russian]

3. Ojegov, S. I. Tolkowuj slovarj russkogo yazuka [The definition dictionary of the Russian language] / S. I. Ojegov //. -"Onyx" Publishing house, 2010. - P.736. [in Russian].

DOI: 10.18454/IRJ.2016.53.235 Вяткина Л.Б.1, Груздева И.В.2

1 Кандидат психологических наук, 2кандидат педагогических наук, ФГБОУ ВПО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет» СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО КАК ФАКТОР УСПЕШНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация

Статья посвящена актуальной в современных условиях и новой для образования проблеме социального партнерства. Эта проблема связана сегодня с принципиальным изменением характера отношений между субъектами социального пространства в целом и образования в частности в направлении роста субъектности, осознанности, самостоятельности, свободы выбора каждой из сторон взаимодействия. В статье рассмотрено -социальное партнерство как эффективная форма взаимодействия педагогов, учащихся, родителей, администраторов, представителей образовательных организаций, позволяющей достигать открытости, доступности и продуктивности школьного образования.

Ключевые слова: социальное партнерство, образовательные организации, направления.

Viatkina L.B.1, Gruzdeva I.V.2 :PhD in Psychology, 2PhD in Pedagogy, Perm State Humanitarian Pedagogical University SOCIAL PARTNERSHIP AS A FACTOR OF SUCCESSFUL EDUCATIONAL ORGANIZATION WORK

Abstract

The article draws the attention to the problem of social partnership in modern circumstances which is considered to be important for the system of education. The problem is connected with the principal changes in the relationship between those who are involved in social area on the whole and the system of education in particular. The changes lead to the growth, awareness, independency and the freedom of choice of each part of the relationship.

The article deals with the questions of social partnership as an effective form of teachers, students, parents, administration, education organization's representatives interaction which leads to the transparency, accessibility and efficiency of school education..

Keywords: social partnership, educational organizations, directions.

ВФЗ от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об Образовании в РФ» современные образовательные организации описываются как открытые социокультурные системы, что подразумевает права самой организации устанавливать взаимоотношения с любыми учреждениями, предприятиями, частными лицами, которые проявляют

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.