Научная статья на тему 'Научно-теоретические основы формирования экологической культуры подростков'

Научно-теоретические основы формирования экологической культуры подростков Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1090
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ПОДРОСТКИ / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ECOLOGICAL CULTURE / TEENAGERS / SOCIAL AND CULTURAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Стромова Анастасия Викторовна

Рассмотрены основные научно-теоретические подходы формирования экологической культуры подростков. Обоснована необходимость выявления и обоснования важности экологической культуры и экологического воспитания, гармоничности отношений человека и природы, влияния человеческой деятельности на окружающую среду.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Basic scientific-theoretical approaches of teenagers' ecological culture formation

Basic scientific-theoretical approaches of teenagers' ecological culture formation. The basic scientific-theoretical approaches of teenagers' ecological culture formation are considered. Necessity of revealing and a substantiation of importance of ecological culture and ecological education, a harmony of relations of the person and the nature, influence of human activity on the environment is proved.

Текст научной работы на тему «Научно-теоретические основы формирования экологической культуры подростков»

- в основе построения педагогической деятельности будет лежать разработанная модель воспитания гражданственности подростков в условиях деятельности краеведческих клубов;

- педагогическая деятельность будет строиться на основе постепенного перехода от созерцания и ознакомления к последующему изучению и далее к активному творческому исследованию природной и социальной среды родного края;

- педагогический процесс будет обеспечен методически, в частности, педагогической программой по воспитанию гражданственности у подростков;

- будут подготовлены субъекты педагогического процесса по воспитанию гражданственности у подростков;

- будет проходить выявление и учет факторов, способствующих оптимизации процесса воспитания гражданственности.

Поступила в редакцию 9.02.2009 г.

Dolgov S.A. The examination of the level of development of civil abilities among teen-agers (the results of the sociological research). The article describes the results of the sociological research of examining the level of civil abilities held among the school children of Tambov and the Tambov region. The main questions were: “what is The Motherland within your comprehension?”, “Do you feel yourself a Russian citizen?” and many others.

Key words: civil abilities, patriotism, regional ethnography clubs.

УДК 374.2

НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПОДРОСТКОВ

© А.В. Стромова

Рассмотрены основные научно-теоретические подходы формирования экологической культуры подростков. Обоснована необходимость выявления и обоснования важности экологической культуры и экологического воспитания, гармоничности отношений человека и природы, влияния человеческой деятельности на окружающую среду.

Ключевые слова: экологическая культура, подростки, социально-культурная деятельность.

В современных условиях развития российского общества выдвигаются качественно новые, более сложные задачи теоретического осмысления, дальнейшего практического развития и конкретизации важнейших аспектов деятельности по формированию у подрастающего поколения экологической культуры. Прогресс человеческой цивилизации неразрывно связан с поиском и формированием законов, морально-этических принципов и культуры человеческого поведения. Важное место в социальной теории начинают играть такие понятия, как экоразвитие, экотехнологии, экологическая культура, экологическое сознание, экологическое образование и экологическое воспитание. Одной из важнейших педагогических проблем является отсутствие у подростков и молодежи экологического мышления, осознания себя ча-

стью природы, без чего невозможно формирование новой нравственности, новой морали учащихся, глубокого понимания места человека в окружающем мире. Экологизация социально-культурной, духовной деятельности подрастающего поколения, дальнейшее развитие экологической культуры как части сознания общественного и индивидуального -объективная необходимость современности.

Экологический кризис, поразивший нашу планету, внес существенные коррективы в отношения человека и природы, заставил переосмыслить все достижения мировой цивилизации. С 60-х гг. XX столетия, когда перед человечеством впервые так остро встала проблема уничтожения всего живого, в связи с промышленной деятельностью, стала оформляться новая наука - экология и, как следствие этого возникновения, появилась

экологическая культура, возникла необходимость выявления и обоснования важности экологической культуры и экологического воспитания, гармоничности отношений человека и природы, влияния человеческой деятельности на окружающую среду.

Использование объектов животного мира многие сотни лет регулировалось нормами обычного права. Человек, заботясь о воспроизводстве живых природных ресурсов, извлекаемых из окружающей среды, путем длительных наблюдений за природой выработал определенные ограничения на их использование. Принципы, на которых должны базироваться отношения общества и природы, впервые были сформулированы международным сообществом в 1987 г. в концепции устойчивого развития. Устойчивое развитие - такое развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности [1].

На современном этапе правительственные и общественные организации, парламенты и деловые круги европейских государств вместе разрабатывают уникальный подход к решению природоохранных проблем. Вторая конференция ООН по проблемам окружающей среды приняла «программу действий» по переходу всех стран на принципы «устойчивого» развития. Конференция в Рио-де-Жанейро привела участников к выводу о «...неизбежности смены парадигмы развития земной цивилизации. Чтобы остановить процесс деградации и самоистребления, необходимо кардинально изменить вектор развития цивилизации». Концепция устойчивого развития применимо к России активно обсуждалась на страницах печати, где уделялось особое внимание экологическому образованию. Правовой основой данной проблемы в России является Закон РФ «Об охране окружающей природной среды» от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ, Закон РФ «Об образовании» от 13 января 1996 г. № 12-ФЗ, Водный и Лесной кодексы РФ и ФЗ РФ «О недрах».

За последнее время проведен ряд диссертационных исследований, показывающих разные аспекты экологического образования. Развитие экологической культуры в учебной работе на примере предметов естественнонаучного цикла и факультативных курсов про-

ведены Г.Н. Каропа, Г.Г. Обух, С.Е. Павлюченко, во внеучебной работе - Е.Г. Шароновым, В.Д. Ивановым, С.С. Соловьевым, Л.М. Горбуновым и др. Однако проблема формирования экологической культуры подростков средствами социально-культурной деятельности не достаточно исследовалась. Основанием для развития экологической культуры выступают идеи отечественной педагогики о сотрудничестве как одной из определяющих основ современного обучения в работах В.В. Рубцова и Г.А. Цукерман. Основные подходы к проблеме воспитания экологической культуры человека основываются на идеях современных философов, В.И. Вернадского, Э.В. Гирусова, В.Г. Горшкова,

Н.Н. Моисеева, о гармонизации взаимодействия человека, природы и общества и роли культуры в этом процессе. Положения о том, что экологическая культура - это вид будущей глобальной культуры, фактор развития ноосферы, рассматриваются в трудах К.И. Ши-лина, А.Г. Маслеева, И.Ю. Солдаткина,

А. А. Горелова. Немаловажными источниками для выявления особенностей воспитания экологической культуры подростков являются работы психологов Л.И. Божович, Л.С. Выготского, А.В. Петровского, Д.И. Фельдштейна, Д.Б. Эльконина, отражающие закономерности воспитания и развития личности.

Подростковый возраст выбран для исследования по нескольким причинам: в этот период возникают важные личностные новообразования, закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок. Для подросткового возраста характерны направленность деятельности на усвоение норм взаимоотношений. У подростков возникает потребность в общении, самоутверждении, коллективном труде по изучению и охране природы.

Подростковый возраст отличается конфликтностью, становлением своего «Я», осознанием своей значимости. Именно в это время необходимо создать школьнику условия для проявления на практике положительной мотивации по отношению к природоохранной деятельности, самоутверждения, самовыражения в ней. Другими словами, в подростковом возрасте происходит согласование личных потребностей и интересов с

общественными, что означает осознание личностной позиции в отношении к социально значимой экологической проблеме.

Экологическая культура подростка не может рассматриваться односторонне. Это понятие включает в себя комплекс философских, психологических, культурологических, биологических, педагогических, социологических проблем и является, на наш взгляд, производным духовной культуры; ибо мы знаем, что любой стереотип, если он есть, работает «автоматически» и на всех уровнях. Отсюда, становление его - это комплексный, многоуровневый процесс.

Понятие «экологическая культура» широко применяется сегодня в научной, научно-популярной литературе, в средствах массовой информации, однако, несмотря на это, оно до сих пор не имеет общепринятого толкования.

Сложность вопроса заключается еще и в том, что феномен экологической культуры связывает воедино два самостоятельных понятия - «экологию» и «культуру», которые в научной литературе пока не получили общепринятого определения. По мнению А.В. Яб-локова, экологический подход стал всеобщим и сейчас трудно говорить об экологии как об отдельной науке; это скорее особое видение любого процесса исследований - от культуры до внутриклеточных процессов [2].

К.Н. Благосклонов отмечает, что сложилось такое положение, когда существует как бы две экологии. Одна из них - вполне сформировавшаяся, общепризнанная и бурно развивающаяся биологическая наука, другая приняла от экологии только ее название. Нас интересует, несомненно, вторая, ибо именно она имеет непосредственное влияние на процесс формирования у подростков экологической культуры в социально-культурной сфере. На наш взгляд, понятие «экологическая культура» имеет широкое содержание, ибо в него, наряду с природными, естественными включаются и социальные факторы, отражающие материальное и духовное производство, социальную деятельность людей и определяющие организацию общества.

Экологическая культура человека, как отмечает академик Б.Т. Лихачев, «органично связана с личностью в целом, она возникает как новое психическое образование, рассматриваемое как единство соответственно

развитых сознания и эмоционально-психических состояний. Ядром такого сознания является особым образом ориентированная умственная аналитико-синтезирующая способность человека, гарантирующая научнообоснованное включение в природу, жизнь общества, имея в виду сохранение их равновесия» [3].

Мы определяем экологическую культуру подростков как восприятие окружающей действительности и степень ответственности по отношению к ней. В свою очередь, экологическая культура - это совокупность достижений общества, человека в производственной, материальной и духовной экологической деятельности, направленной на сохранение и улучшение окружающей среды; совокупности ценностных экологических ориентации.

На наш взгляд, именно такой подход позволяет в более короткий срок с наибольшим результатом помочь каждому студенту, ученику, в современном мире экономического и идеологического хаоса найти и познать собственную природу, свое экологическое «Я» и выработать экологически обусловленное поведение.

Среди многочисленных проблем особое место занимают углубление и расширение комплексных экологических знаний подростков. Экологическое образование выступает как сложный педагогический процесс. Знание основ экологии - это важнейший компонент экологической культуры, развиваемый у учащихся. Сложившаяся в настоящее время система школьного и внешкольного образования и воспитания включает большой объем экологических знаний, умений и навыков, реализующих требования в направлении роста и развития экологической культуры. В практической деятельности предлагаемые подросткам знания в области экологии, охраны природы остаются в большинстве случаев не востребованными. Учащиеся знают об экологических проблемах, но не осознают своей причастности к их разрешению; знают о правилах заботы о природе, но не находят им применения в реальной своей деятельности. Основная масса подростков считает, что решением экологических проблем должны заниматься «опытные» взрослые. Все вышесказанное свидетельствует о том, что проблема формирования экологической культу-

ры в подростковом возрасте остается недостаточно разработанной как в теории, так и на практике.

В условиях современной экологической ситуации важна экологизация всей системы образования и воспитания подрастающего поколения. Одним из важнейших принципов экологического образования считается принцип непрерывности - взаимосвязанный процесс обучения, воспитания и развития человека на протяжении всей его жизни. Проблема личностного развития подростка как единого, целостного процесса может быть реализована, когда воспитатель и учитель будут иметь ясную картину основных линий развития экологической культуры. Экологическое образование и воспитание возможно лишь при условии, если содержание учебных предметов способствует развитию экологически целостных ориентаций.

Еще Ф. Бэкон обращал внимание на особую роль, которую призвано играть научное знание в развитии взаимоотношений общества и природы. Он считал, что знание законов природы позволит людям удовлетворить свои насущные потребности и интересы. Эти представления были конкретизированы и развиты в получившей в XX в. широкое распространение и научное признание концепции ноосферы. Понятие ноосферы было введено в науку в 1927 г. французским философом, математиком и антропологом Э. Леруа, предложившим назвать ноосферой оболочку Земли, включающую человеческое общество с его индустрией, языком и прочими атрибутами разумной деятельности. Но главным творцом ноосферной концепции по праву считается русский естествоиспытатель и мыслитель, уроженец земли Тамбовской В.И. Вернадский (1863-1945), развивший в своих трудах идею ноосферы как «биосфери-зированного общества». Он одним из первых осознал, что человечество стало мощной геологической и, возможно, космической силой, способной преобразовывать природу в больших масштабах. Биосфера, с его точки зрения, постепенно преобразуется в ноосферу -сферу разума [4].

Учение В.И. Вернадского о биосфере и ее преобразовании в ноосферу, в сферу, сотворенную производственной и научной деятельностью человечества, послужило важным источником развития представлений об

экологическом сознании. Ноосфера, по

В.И. Вернадскому, требует качественно иного подхода к вопросу взаимодействия человека и природы. «Человечество, взятое в целом, становится мощной геологической силой. И перед ним, перед его мыслью и трудом становится вопрос о перестройке биосферы в интересах свободно мыслящего человечества как единого целого. Это новое состояние биосферы... и есть ноосфера» [4]. Учение о ноосфере является теоретической базой и инструментом разрешения противоречия между технократическим и биосферным подходом в решении экологических проблем в пользу последнего. Ноосфера есть достаточно дисгармоничная, находящаяся в стадии становления реальность. В.И. Вернадский был убежден, что ноосферное человечество найдет путь к восстановлению и сохранению экологического равновесия на планете, разработает и осуществит на практике стратегию бескризисного развития природы и общества. При этом полагал, что человек вполне способен принять на себя функции управления экологическим развитием планеты в целом.

Исходя из вышесказанного мы можем определить, что только в непосредственном общении с природой возможно включение школьника в реальные ситуации, возможно привить им знания и навыки по решению конкретных задач в области охраны окружающей среды.

По мнению многих современных спе-циалистов-экологов, человечеству еще предстоит доказать его способность осуществить все то, о чем шла речь выше. Важнейшей задачей в этой связи становится охрана окружающей среды, цель которой, в конечном счете, сводится к тому, чтобы, с одной стороны, обеспечить сохранность таких качеств окружающей среды, которые не должны быть подвергнуты изменениям, а с другой стороны, обеспечить непрерывный урожай полезных растений, животных и других необходимых человеку ресурсов путем сбалансированных циклов изъятия и обновления.

Следовательно, в настоящее время необходимость формирования экологической культуры у школьников не вызывает сомнения. Но современная природоохранная деятельность в социально-культурной сфере, к сожалению, еще не обеспечивает воспитания

такой экологической культуры, которая бы соответствовала современной экологической ситуации. Необходимы кардинальные решения в данной сфере по развитию экологической культуры, основы которых должны заключаться в принципиальном изменении характера отношений человека к природе. Особое значение приобретает поиск механизмов и средств социально-культурной сферы растущего человека, соответствующих установок и целей в ее преобразовательной деятельности, в практическом взаимодействии с природной сферой, выработки готовности к определенному ее пониманию и поведению.

Все это препятствует восприятию экологических проблем как личностно значимых. Одна из важнейших причин этого - недооценка педагогами возможностей применения натуральных объектов в обучении, особенно при организации социально-культурной деятельности.

1. Коптюг В.А. Конференция ООН по окружающей среде и развитию. Информационный обзор. Новосибирск, 1993.

2. ЯблоковА.В. Эволюционное учение. М., 2004.

3. Лихачев Д. С. Экология культуры. Работы разных лет: в 3 т. СПб., 2006. Т. 2. С. 309-325.

4. Вернадский и современное представление о биосфере // Знание / отв. ред. Н. Филиппов-ский. М., 1978.

Поступила в редакцию 2.02.2009 г.

Stromova A.V. Basic scientific-theoretical approaches of teenagers’ ecological culture formation. The basic scientific-theoretical approaches of teenagers’ ecological culture formation are considered. Necessity of revealing and a substantiation of importance of ecological culture and ecological education, a harmony of relations of the person and the nature, influence of human activity on the environment is proved.

Key words: ecological culture, teenagers, social and cultural activity.

УДК 374

СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ СЕМЕЙНОГО ДОСУГА СРЕДСТВАМИ РЕКРЕАТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

© Ж.В. Муравьева

В статье подчеркивается, что рекреационно-оздоровительная деятельность обладает большими возможностями для проявления активности человека в зависимости от возрастных особенностей, интересов, физических способностей, индивидуальных предпочтений и сориентирована на повышение культуры быта и укрепление семьи.

Ключевые слова: семья, семейный досуг, свободное время, рекреативно-оздоровительные технологии, культура быта, укрепление семьи.

Существующие сегодня тенденции в социально-экономическом, социально-демографическом и социально-культурном развитии России привели к разрушению привычного уклада жизни. В прошлое уходит то, что еще недавно составляло смысл бытия: ценности, идеалы, и человек зачастую остается беспомощным в новых условиях.

Современный социум создает напряженную ситуацию для семьи по ряду причин: усиливается расслоение семей по уровню доходов, развивается депопуляция, растет число разводов, разрушается традиционная структура семьи; изменяются старые, общепринятые нормы поведения, характер супру-

жеских отношений, взаимоотношения между родителями и детьми.

Тем не менее на фоне культурной разно-гласицы семья неизменно выполняет важнейшие функции по передаче глубинных культурных традиций народа, придает устойчивость и позитивную направленность процессу культурного развития и воспитания подрастающего поколения.

В современных условиях модернизации российского общества потребность в осмыслении множественных аспектов развития семьи как основы общества находит отражение в деятельности государственных, законодательных и муниципальных органов власти,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.