Научная статья на тему 'Экологическое воспитание в эпоху техногенной цивилизации'

Экологическое воспитание в эпоху техногенной цивилизации Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
381
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Кривошеева Е.С., Алексуточкин М.А., Городищева А.Н.

Статья посвящена вопросам формирования экологического воспитания и экологической культуры в дошкольных учреждениях, школах и университетах. Выявлена и обоснована необходимость формирования экологической культуры с дошкольного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экологическое воспитание в эпоху техногенной цивилизации»

Секция «Фундаментальные и прикладные проблемы гуманитарных наук»

кой как логин и пароль). А так как мы говорим о дальнейшем развитии университетской системы, правильней было бы выбрать второй способ защиты информации. Насколько этот способ эффективен мы не можем дать ответ в данных условиях, из-за отсутствия доступа хоть к одной из них, однако надеемся, что подобная предоставленная персональная информация помогут оптимизировать учебный процесс и сделать его еще лучше.

Библиографические ссылки

1. Википедия - свободная энциклопедия. Персональные данные [Электронный ресурс]. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/%CF%E5%F0%F1%EE%ED %E0%EB%FC%ED%FB%E5_%E4%E0%ED%ED%FB %E5 (дата обращения: 03.04.2014).

2. Образовательный портал [Электронный ресурс] // Сибирский федеральный университет. URL: http://edu.sfu-kras.ru/res (дата обращения: 02.04.2014).

3. Красноярский государственный медицинский университет [Электронный ресурс]: сайт. URL: http://krasgmu.ru/index.php?page[org]=dean&cat=group (дата обращения: 02.04.2014).

4. Красноярский государственный педагогический университет имени В. П. Астафьева [Электронный ресурс]: сайт КГПУ. URL: http://www.kspu.ru (дата обращения: 02.04.2014).

5. Рейтинг студентов ГФ [Электронный ресурс] : сайт СибГАУ. URL: http://www.gf.sibsau.ru/index.php/ uchebnyj-protsess/rejting-studentov-gf (дата обращения: 06.04.2014).

6. Федеральнвй закон о персональных данных от 8 июля 2006 г. [Электронный ресурс] : сайт Wellservise. URL: http://www.wellsrv.ru/zakonodatelstvo/normativ-nye-dokumenty/federalnyjj-zakon-rf-_152-_o-zashhite-personalnykh-dannykh.html (дата обращения: 06.04.2014).

© Коршунова Д. С., 2014

УДК 37.013.43

Е. С. Кривошеева, М. А. Алексуточкин Научный руководитель - А. Н. Городищева Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск.

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ЭПОХУ ТЕХНОГЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

Статья посвящена вопросам формирования экологического воспитания и экологической культуры в дошкольных учреждениях, школах и университетах. Выявлена и обоснована необходимость формирования экологической культуры с дошкольного возраста.

Современное общество зависимо от технических достижений, созданных им самим. Побочным продуктом создания техносферы, является экологическая обстановка на Земле. Проблема состоит в том, что совершенствуя технологии, общество все больше отдаляется от природы. Произошла смена системы личностных ценностей. Цель данной статьи- рассмотреть актуальность системного формирования экологической культуры у подрастающего поколения.

Источники, использованные для написания данной статьи-труды зарубежных и отечественных авторов по философии, социальной экологии педагогики и экологической культуры, посвященные проблемам современного общества. Через философию, экологическую культуру, социальную экологию идет осмысление причин, сложившейся обстановки в мире, педагогика дает ответ на то, почему это произошло.

Наша цивилизация по мнению В. С. Степина является техногенной цивилизацией, так же по его мнению в конце XX в. мы перешли в четвертую стадию эволюции техногенного общества «До второй половины XX века сама идея прогресса и ее жесткая связь с ценностями техногенной цивилизации не ставились под сомнение. Эта цивилизация дала человеку много достижений - науку и новые технологии, улучшение качества жизни, продление жизни. Образование развивающиеся креативные способности личности. Но

она породила глобальные кризисы, поставив под угрозу само существование человечества» [1, с. 17], одним из глобальных кризисов существования человечества он определяет экологический кризис, объясняя это тем, что техногенная цивилизация рассматривает природу как неограниченный источник ресурсов для человеческой деятельности, наше мнение с В. С. Степиным полностью совпадает. Сегодня природопользование зачастую носит потребительский характер « прогнозируемый рост населения Земли при тенденции к увеличению энергетического потребления во все большем числе стран планеты и экспоненциально растущем загрязнении среды неминуемо приведет к беспрецедентной экологической катастрофе» [1 с. 17]. Вторым кризисом В. С. Степин определяет «Антропологический кризис», который напрямую связан с изменением генофонда человечества. Факторами, определившими, данный кризис Степин определяет; антропогенные воздействия на среду, стрессовые ситуации, эксперименты самого человечества.

Кризисы в развитии нашего общества предотвратить не удалось, но можно предотвратить глобальные экологические катастрофы, ведь еще В. И. Вернадский. разрабатывая концепцию взаимоотношений биосферы и ноосферы, предсказал, что они должны строиться на взаимовыгодном сотрудничестве, т. е.

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2014. Социально-экономические и гуманитарные науки

строиться как процесс коэволюции [2 с. 5], Н. Н. Моисеев продолжая мысль В. И. Вернадского одним из отстаиваемых тезисов считает «Единство человека и природы» [3].

Проанализировав систему Российского образования, было выявлено следующее: в дошкольных учреждениях не предусмотрено экологическое воспитание, из школьного курса экология как предмет убрана полностью, в вузах экологическая культура преподается только на специфических факультетах, согласно Н. Н. Моисееву «Экологическое воспитание должно представлять целостную систему, охватывающую всю жизнь человека. Оно должно иметь своей целью формирование мировоззрения человека, основанного на представлении о своем единстве с природой и о направленности своей культуры и всей практической деятельности человека не на эксплуатацию природы и даже не на сохранение ее в первозданном виде, а на ее развитие, способное содействовать развитию общества» [3]. Согласно мнению американского ученого Питера Лея (Peter Leigh) « Все экологические проблемы имеют глубокие психологические и культурные корни, и изменить ситуацию можно, только через изменение общественного поведения» [4]. По этому, на наш взгляд необходимо начинать формирование экологической культуры как неотъемлемой части культуры личности с раннего возраста. В детском саду работу по формированию экологической культуры и экологического воспитания нужно вести по двум направлениям, непосредственно с детьми и во взаимодействии с семьей. Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т. е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Наиболее эффективно формировать экологическую грамотность в школьном возрасте нужно через активную деятельность и интегративный подход, что предполагает создание проектов и использование межпредметных связей [5]. В институте формирование экологической культуры и экологической грамотности возмож-

но через лекционные, семинарские занятия, создание методических пособий, а так же через выездные практики и исследования.

Анализ Российского образования показал, что системное формирование экологической культуры и экологической грамотности отсутствует. Отсутствие системности экологического воспитания формирует потребительский тип личности, с ложной системой ценностей.

Экологическое воспитание должно быть интегрированным и присутствовать в каждом предмете образовательной программы. Для того что бы подрастающее поколение овладевало базовыми знаниями в области природопользования.

Необходимо применять комбинированные методы обучения с использованием ЦОР для повышения мотивации к воспитанию экологической грамотности

Для того что бы предотвратить глобальные экологические катастрофы нужно пересмотреть концепцию отношений общества и природы. Изменить техногенные взгляды на природу как на неиссякаемый источник ресурсов, на прогрессивные взгляды интеграции человека общества и природы.

Библиографические ссылки

1. Степин В. С. «Перелом в цивилизационном развитии. Точки роста новых ценностей.

2. Кривошеева Е. С., Ломанов П. В. Экологическая культура ; КрасГАУ. Красноярск, 2009.

3. Моисеев Н. Н. Экологическое образование и экологизация образования // Экология и жизнь. 2010. № 8. С. 4-6.

4. Leigh P. The ecological crisis, the human condition, and community-based restoration as an instrument for its cure // Ethnics in sciens and environmental politics. P. 3-15-USA 2005.

5. Карота Г. Н. О методах экологического образования школьников // Народная асвета. 2005. № 2. С. 56-59.

© Кривошеева Е. С., Алексуточкин М. А., 2014

УДК 004.7

Г. Н. Крючкова Научный руководитель - А. Н. Городищева Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

ВЫБОР CMS ПРИ СОЗДАНИИ САЙТА ОРГАНИЗАЦИИ

Для эффективной организации бизнеса и продвижения продуктов и услуг не достаточно просто создания сайта. Многофункциональность веб-сайта становится все более актуальной и определяет перспективы сохранения бизнеса, его устойчивого роста. Сайт необходимо контролировать и эффективно им управлять. Системы управления контентом (CMS), находящиеся в свободном доступе - Wordpress и Joomla, коммерческая система Битрикс анализируются в статье с точки зрения создания корпоративного сайта.

Наличие собственного сайта имеет большое значение для компании-владельца. Как для индивидуального предпринимателя, так и для более крупных

компаний интернет-ресурс служит отличным инструментом для расширения бизнеса, поиска новых клиентов и партнеров, вне зависимости от их географиче-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.