УДК 343
ВЯЧЕСЛАВ ИВАНОВИЧ СЕЛИВЕРСТОВ,
Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, г. Москва, Российская Федерация, e-mail: [email protected]
НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ОБЩЕЙ ЧАСТИ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ:
НОВЕЛЛЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Реферат: сделан обзор основных новелл, предложенных группой ученых, в рамках работы по подготовке новой редакции Общей части Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации на базе Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова. Научно-теоретическая модель Общей части Кодекса нуждается в дальнейшем совершенствовании. Она далека от идеала хотя бы потому, что не опирается на аналогичную модель Уголовного кодекса Российской Федерации. У авторского коллектива есть время для доработки научно-теоретической модели, в том числе при предполагаемой в 2017 г. подготовке аналогичного модельного проекта Особенной части (раздел «Исполнение наказаний, связанных с изоляцией от общества») Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации. Однако при всем несовершенстве следует согласиться с тем, что представленная научно-теоретическая модель Общей части - это важный этап в научном осмыслении будущего уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации - законодательства, основанного на понимании реальных, а не фантастических возможностей государства и общества в реформировании системы исполнения уголовных наказаний и иных мер уголовно-правового характера.
Ключевые слова: Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации, уголовно-исполнительное законодательство.
VYACHESLAVIVANOVICH SELIVERSTOV,
Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russian Federation, e-mail: [email protected]
SCIENTIFIC-THEORETICAL MODEL OF THE GENERAL PART OF THE PENAL CODE OF THE RUSSIAN FEDERATION: SHORT STORIES AND PROSPECTS
Abstract: devoted to the review of the main short stories offered by group of scientists within work of preparation of new edition of the General part of the Penal Code of the Russian Federation on the basis of Lomonosov Moscow State University. The group of authors understands that the scientific-theoretical model of the General part of the Code needs further improvement. It is far from an ideal at least because it doesn't rely on similar model of the Criminal Code of the Russian Federation. The group of authors has time for completion of scientific-theoretical model, including by the preparation of the similar model project of the Special part assumed in 2017 (the section - execution of the punishments connected with isolation from society) the Penal Code of the Russian Federation. However it is necessary to agree that the presented scientific-theoretical model of the General part is an important stage in scientific judgment of future penal legislation of the Russian Federation - the legislation based on understanding real, but not fantastic opportunities of the state and society in reforming of system of execution of criminal punishment and other measures of criminal and legal character.
Keywords: penal code, penal legislation.
Решением ученого совета юридического факультета Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова от 23 декабря 2015 г. № 10 открыт научно-образовательный центр (НОЦ) «Проблемы уголовно-исполнительного права». С момента его образования началась реализация социально значимого правового проекта - подготовка научно-теоретической модели Общей части нового Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (УИК РФ). К этой довольно сложной творческой работе в январе 2016 г. приступил коллектив ученых и практиков в области уголовного и уголовно-исполнительного права. В конце сентября 2016 г. данный проект был завершен.
В процессе подготовки научно-теоретической модели многие ее положения прошли своеобраз-
© Селиверстов В. И., 2017 © Seliverstov V. I., 2017
ную научную апробацию. Модель Общей части была разослана в заинтересованные федеральные органы государственной власти, включая Минюст России, ФСИН России, а также в образовательные учреждения и научно-исследовательские организации юридического профиля. В мае 2016 г. первый вариант научно-теоретической модели Общей части УИК РФ стал предметом обсуждения на круглом столе «Проблемы кодификации уголовно-исполнительного законодательства», проходившем в рамках юбилейного Х Российского конгресса уголовного права «Криминологические основы уголовного права» (26-27 мая 2016 г., МГУ имени М. В. Ломоносова) [1]. В обсуждении приняли участие члены Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека, руководители Синодального от-
дела Московского патриархата РПЦ по тюремному служению, ответственные сотрудники Министерства юстиции Российской Федерации и Федеральной службы исполнения наказаний, Аппарата Уполномоченного по правам человека и представители неправительственных международных организаций, ученые из образовательных и научно-исследовательских учреждений Москвы, Рязани, Томска, Самары, Вологды, Саратова, Екатеринбурга, Владивостока и других городов. Активно участвовали в обсуждении ученые Беларуси, Словении, Сербии, а также Казахстана, где новый Уголовно-исполнительный кодекс действует с 2015 г.
Положения научно-теоретической модели рассматривались 30 июня 2016 г. на заседании Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека, а также на ряде международных и региональных научно-практических конференций. Полученные замечания и предложения позволили доработать научно-теоретическую модель и представить ее для публикации в издательство «Юриспруденция».
Существенно осложняло работу авторского коллектива отсутствие аналогичного проекта по подготовке Общей части Уголовного кодекса Российской Федерации (УК РФ). К сожалению, вполне обоснованных претензий к качеству УК РФ у специалистов в области уголовного права накопилось немало, однако пока эти претензии не обрели созидательного начала, а именно подготовки своего научного видения будущего УК РФ. Как же вышли из создавшегося положения?
Арест как вид уголовного наказания был сохранен с учетом его применения к осужденным военнослужащим с отбыванием этого наказания на гауптвахтах.
Новеллой является то, что в научно-теоретической модели Общей части УИК РФ предусмотрено уголовное наказание в виде ограничения свободы с направлением в специализированное государственное учреждение. Данное наказание, как предполагается членами авторского коллектива, будет исполняться в исправительных центрах, образованных на базе существующих колоний-поселений. Все это находится в единстве с решением Конституционного Суда Российской Федерации от 19 апреля 2016 г. «По делу о разрешении вопроса о возможности исполнения в соответствии с Конституцией Российской Федерации постановления Европейского Суда по правам человека от 4 июля 2013 г. по делу «Анчугов и Гладков против России» в связи с запросом Министерства юстиции Российской Федерации». Указанным решением констатировано наличие возможности федерального законодателя, последовательно реализуя принцип гуманизма в уголовном праве, оптимизи-
ровать систему уголовных наказаний, в том числе посредством перевода отдельных режимов отбывания лишения свободы в альтернативные виды наказаний, хотя и связанные с принудительным ограничением свободы осужденных, но не влекущие за собой ограничения их избирательных прав.
В представленной научно-теоретической модели не предусмотрена регламентация исполнения и отбывания уголовного наказания в виде принудительных работ. Эту нишу как раз должно занять наказание в виде ограничения свободы с направлением в специализированное государственное учреждение (авторы научно-теоретической модели конспективно излагают аргументы отказа от наказания в виде принудительных работ). Отметим, что дело не только в отсутствии материальных ресурсов для его введения в действие, но и в системных недостатках данного вида уголовного наказания, проявляющихся как в неудачном названии, не отражающем содержание наказания, так и в излишней его суровости, приближающей принудительные работы к уголовному наказанию в виде лишения свободы.
В научно-теоретической модели Общей части УИК РФ получила свое воплощение идея регламентации исполнения и отбывания как уголовных наказаний, так и иных мер уголовно-правового характера. Незавершенность кодификации уголовно-исполнительного законодательства 1996-1997 гг. обусловливает появление пробелов, отсутствие единых подходов к регулированию сходных общественных отношений. Речь идет в первую очередь о регулировании применения иных мер уголовно-правового характера, вернее, об отсутствии такого регулирования в нормах уголовно-исполнительного законодательства. При этом незавершенность кодификации уголовно-исполнительного законодательства является первой и главной причиной подготовки научно-теоретического проекта нового УИК РФ, в противном случае речь может идти лишь о подготовке новой редакции этого законодательного акта.
Необходимо отметить, что идея регламентации в нормах уголовно-исполнительного законодательства исполнения (отбывания) иных мер уголовно-правового характера чрезвычайно трудна в своей реализации по ряду причин.
Во-первых, в науке уголовного права существуют различные точки зрения ученых на юридическую природу и соответственно на перечень таких мер. Законодательная регламентация иных мер уголовно-правового характера в разд. VI УК РФ не базируется на общих основаниях включения тех или иных мер в указанный раздел, поэтому иные меры уголовно-правового характера рассредоточены по различным разделам и главам Общей части УК РФ, а отдельные
институты, включенные в разд. VI УК РФ, мерами уголовно-правового характера не являются. Еще более запутало понимание законодателем иных мер уголовно-правового характера включение в их число судебного штрафа, который может назначаться судом при освобождении виновного лица от уголовной ответственности (Федеральный закон от 6 июля 2016 г. № 375-ФЗ).
Во-вторых, вследствие довольно существенных различий между уголовным наказанием и иными мерами уголовно-правового характера весьма непросто обеспечить единообразное регулирование общих начал их исполнения и отбывания в нормах Общей части УИК РФ.
На основании присущего иным мерам уголовно-правового характера признака реализации уголовной ответственности и наличия уголовно-правовых отношений в научно-теоретической модели Общей части УИК РФ к иным мерам уголовно-правового характера отнесены в соответствии с УК РФ: условное осуждение (ст. 73 УК РФ), условно-досрочное освобождение от отбывания наказания (ст. 79, 93), отсрочка отбывания наказания (ст. 81, 82), отсрочка отбывания наказания больным наркоманией (ст. 82.1), принудительные меры воспитательного характера, применяемые к несовершеннолетнему осужденному (ч. 2 ст. 92 УК РФ).
Довольно сложной проблемой в процессе разработки научно-теоретической модели Общей части УИК РФ было определение целей уголовно-исполнительного законодательства. Уголовное законодательство во многих положениях является базовым по отношению к уголовно-исполнительному. В нормах уголовного законодательства закреплены цели уголовного наказания (по мнению авторского коллектива, в новом уголовном законодательстве необходимо также закрепление целей иных мер уголовно-правового характера), достижение которых должно обеспечиваться в процессе исполнения (отбывания) уголовных наказаний. Уголовно-исполнительное законодательство должно путем нормативной регламентации обеспечить достижение целей уголовного наказания, а именно восстановление социальной справедливости, а также исправление осужденного и предупреждение совершения новых преступлений.
Сохранение цели исправления осужденных вызвало бурную дискуссию как на стадии разработки научно-теоретической модели, так и при ее обсуждении на круглом столе, проходившем в рамках Х Российского конгресса уголовного права в МГУ имени М. В. Ломоносова 26-27 мая 2016 г.
Предложения о замене термина «исправление» на термины «ресоциализация» или «реинтеграция» не нашли поддержки вследствие их применимости исключительно к наказанию в виде лишения свободы.
Более серьезные аргументы были связаны с фактическим положением дел, а именно недостижением цели исправления осужденных после отбытия лишения свободы. Так, В. И. Зубкова и Е. В. Середа при обсуждении модели на круглом столе сделали вывод о том, что «цель исправления в законе прописана декларативно и практически не срабатывает», о чем свидетельствует большой рецидив после освобождения из мест лишения свободы. Однако, во-первых, данный вывод сделан применительно к лишению свободы, а цели уголовно-исполнительного законодательства распространятся на все уголовные наказания и иные меры уголовно-правового характера; во-вторых, статистической системы измерения постпенитенциарного рецидива в настоящее время нет. Она существовала в СССР и утратила свое действие с распадом этого государства. Выборочные научные исследования рецидива после освобождения из мест лишения свободы были проведены в 2006-2009 гг. учеными Юридического института Томского госуниверситета. Они показали, что рецидив в течение трех лет после освобождения из колоний общего режима Сибирского региона составил 55,0 %, а из колоний строгого режима - 29,6 %. Общий рецидив, учитывая распространенность колоний строгого режима, оказался равен 35 %. Этот показатель существенно не отличается от показателей рецидива в большинстве зарубежных стран. Постпенитенциарный рецидив после отбывания наказаний без изоляции от общества и иных мер уголовно-правового характера также статистически не измеряется в России, а проводятся лишь отдельные эмпирические исследования в отдельных регионах, поэтому для вывода о том, что цель исправления не достигается в подавляющем большинстве случаев, необходимы более веские аргументы, основанные на эмпирических исследованиях.
Перед уголовно-исполнительным законодательством должна стоять цель обеспечения исправления осужденных, и эта цель должна быть для уголовно-исполнительного законодательства приоритетной, то есть стоящей на первом месте. Такой приоритет цели исправления объясняется рядом причин.
Во-первых, исправление осужденных - это наиболее гарантированный способ достижения цели предупреждения совершения новых преступлений. Страх перед новым уголовным наказанием может исчезнуть, а установка на ведение правопослушно-го образа жизни, подкрепленная неразрушенными или вновь созданными во время отбывания уголовного наказания позитивными социальными связями и ценностями, дает более продолжительный и стабильный эффект.
Во-вторых, воздержание от совершения новых преступлений не по причине страха перед наказа-
нием, а вследствие произошедших изменений в сознании человека представляет собой наиболее труднодостижимый и одновременно социально значимый и гуманный результат.
В-третьих, поскольку данная норма будет находиться в Общей части УИК РФ, она будет нацеливать законодателя на наиболее полное и приоритетное отражение в нормах Особенной части УИК РФ основных средств исправительного воздействия на осужденных, применение новых исправительных технологий с одновременным сдерживанием введения дополнительных карательных правоограни-чений.
В-четвертых, приоритет обеспечения цели исправления осужденных ориентирует правоприменителя, в первую очередь персонал учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания и иные меры уголовно-правового характера, на постоянную работу с осужденными с целью возращения их в общество, а не на формальное применение норм уголовно-исполнительного законодательства.
В научно-теоретической модели Общей части УИК РФ при формулировании приоритета достижения цели исправления осужденных использован термин «обеспечение». Дело в том, что исправление как результат применения наказания и основных средств исправительного воздействия представляет собой внутренний психологический сдвиг в самом осужденном. Законодательство не может ставить своей целью само исправление осужденного, но оно должно своей регламентацией создать условия для достижения данного результата. Это положение является своеобразной реакцией на известный постулат о том, что «демократически организованное государство не имеет права принудительно улучшать своих граждан».
Кроме того, предлагается закрепить не только цели уголовно-исполнительного законодательства, но и условие, при выполнении которого достижение данных целей будет социально оправданно и эффективно. Речь идет о соблюдении прав человека при исполнении наказаний и иных мер уголовно-правового характера. При этом обеспечение соблюдения прав человека является, по сути, самостоятельной целью уголовно-исполнительного законодательства, значимой как для осужденных, так и для иных субъектов уголовно-исполнительных правоотношений (потерпевших, родственников осужденных и т. д.).
В научно-теоретической модели получили свое развитие принципы уголовно-исполнительного законодательства, которые одновременно являются и принципами уголовно-исполнительной политики и правоприменительной деятельности. Принципы не только были перечислены, но и в самом общем виде раскрыты в отдельных статьях моде-
ли. Так, применительно к сфере исполнения уголовных наказаний и иных мер уголовно-правового характера указаны общеправовые принципы законности, гуманизма, демократизма, справедливости, целесообразности, равенства граждан перед законом. Была существенно обновлена система специальных принципов: соединение наказания с исправительно-предупредительным воздействием; дифференциация; индивидуализация; экономия принуждения; стимулирование правопослушного поведения и общественно полезной активности осужденных; участие общества и граждан в исправлении осужденных и обеспечении их прав и законных интересов.
В научно-теоретической модели Общей части УИК РФ существенно изменена и дополнена регламентация основных прав и обязанностей осужденных. Закрепленные в действующей ст. 12 УИК РФ основные права осужденных получили свое нормативное отражение в самостоятельных статьях научно-теоретической модели (право на информацию, право на обеспечение достоинства личности осужденного, право осужденных на личную безопасность, свобода совести и свобода вероисповедания осужденных, право осужденных на юридическую помощь, право на охрану здоровья, право осужденных на психологическую помощь, право на материально-бытовое обеспечение). Кроме того, дополнительно регламентированы гарантии права осужденных на защиту персональных данных, права на выбор языка обращения. Существенно расширены и усилены дополнительными гарантиями основные обязанности осужденных. Так, продублирована обязанность осужденных исполнять обязанности граждан Российской Федерации, а также соблюдать принятые в обществе нравственные нормы поведения. Они не могут быть освобождены от исполнения обязанностей граждан Российской Федерации, кроме случаев, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами. Обязанность осужденных выполнять законные требования персонала гарантирована возможностью применения мер безопасности в случаях, установленных уголовно-исполнительным законодательством.
На основании законодательства об охране здоровья предусмотрена обязанность осужденных заботиться о сохранении своего здоровья. В случаях отказа осужденных, отбывающих арест, содержание в дисциплинарной воинской части, лишение свободы на определенный срок или пожизненное лишение свободы, от приема пищи и возникновения угрозы их жизни допускается принудительное питание осужденных по медицинским показаниям. Осужденные, страдающие социально опасными заболеваниями, в случаях, предусмотренных законодательством Рос-
сийской Федерации, обязаны проходить медицинское обследование и лечение, а также заниматься профилактикой этих заболеваний.
Впервые на законодательном уровне в научно-теоретической модели предлагается раскрыть законные интересы осужденных в качестве самостоятельного элемента правового положения лиц, отбывающих уголовные наказания и иные меры уголовно-правового характера. Этот элемент правового статуса осужденных в последние двадцать лет плодотворно разрабатывается в теории уголовно-исполнительного права. В качестве таковых в научно-теоретической модели указаны стремление осужденных, отбывающих уголовные наказания, к досрочному освобождению от отбывания наказания; замена наказания другим более мягким наказанием или иной мерой уголовно-правового характера; отсрочка и рассрочка исполнения уголовного наказания; смягчение условий отбывания наказания, в том числе путем изменения вида учреждения, исполняющего наказание; смягчение или отмена наложенных на осужденных ограничений, обязанностей или запретов; предоставление осужденным льгот; поощрение.
Осужденные, отбывающие иные меры уголовно-правового характера, имеют предусмотренные нормами уголовного и уголовно-исполнительного законодательства законные права на изменение своего правового статуса путем смягчения (отмены) наложенных на них ограничений, обязанностей или запретов, предоставления им льгот и поощрений.
В качестве гарантии реализации законных интересов предложено закрепить обязанность администрации учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания и иные меры уголовно-правового характера, обеспечить объективный, полный, своевременный и всесторонний учет, рассмотрение и реализацию законных интересов осужденных.
Существенные новеллы присущи научно-теоретической модели в сфере применения основных средств исправительного воздействия. При этом сохранился состав основных средств исправительного воздействия, указанный в действующем УИК РФ. Одновременно были закреплены и раскрыты в отдельных статьях такие новые средства исправительного воздействия на осужденных, как социальная работа с осужденными, психологическая работа с осужденными, поддержание социально полезных связей осужденных.
Нашло отражение в научно-теоретической модели Общей части УИК РФ закрепление требований к персоналу учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания и иные меры уголовно-правового характера. Указанные требования основаны на положениях международных стандартов обращения с осужденными, в частности на
Минимальных стандартных правилах ООН в отношении обращения с заключенными (Правилах Манделы), принятых Генеральной Ассамблеей ООН 17 декабря 2015 г.
Необходимо обратить особое внимание на систему контроля (надзора) за деятельностью учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания и иные меры уголовно-правового характера, которая включает в себя национальный, государственный, общественный и международный контроль. Следует отметить то, что на стадии подготовки и обсуждения научно-теоретической модели существовали разные позиции о целесообразности указания на международный контроль за деятельностью уголовно-исполнительной системы России. Эти позиции варьировались от полного отрицания такого вида контроля до снижения его статуса путем изменения названия, например, на международное наблюдение или международный мониторинг.
Получили свое развитие нормы, регламентирующие посещение учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания и иные меры уголовно-правового характера. В научно-теоретической модели регламентировано два режима посещения указанных учреждений и органов: без специального на то разрешения и по специальному на то разрешению. К имеющимся субъектам посещения без специального на то разрешения, закрепленным в ст. 24 УИК РФ, дополнительно отнесены Председатель Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека, сотрудники рабочих аппаратов Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, соответствующих уполномоченных в субъектах Российской Федерации, проводящих согласно распоряжению соответствующего уполномоченного проверку нарушений прав человека во время отбывания уголовного наказания и (или) иной меры уголовно-правового характера. Особые условия для беспрепятственного посещения учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания и иные меры уголовно-правового характера, определены в международных соглашениях для членов Европейского комитета по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания (ЕКПП) во время проведения инспекций мест принудительного содержания.
Возможность дальнейшего расширения перечня лиц, имеющих право посещения учреждений и органов без специального на то разрешения, обсуждалась в рамках подготовки научно-теоретической
модели. Речь шла о членах Общественной палаты Российской Федерации и общественных палат в субъектах Российской Федерации, Общественного совета при Минюсте России и Общественного совета при Минобороны России, Общественного совета при ФСИН России и общественных советов при территориальных органах уголовно-исполнительной системы. Однако были опасения, что столь радикальное расширение данного перечня может осложнить деятельность учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания и иные меры уголовно-правового характера, поскольку любое такое посещение связано с отвлечением сотрудников от решения служебно-оперативных задач и с необходимостью обеспечения безопасности посещающих лиц.
Новеллами в правовой регламентации посещений учреждений и органов будут являться положения научно-теоретической модели о закреплении статуса посещающих лиц, гарантий их деятельности, а также о распространении на них ограничений, связанных с предотвращением негативных последствий конфликта интересов и обес-
печением правопорядка в учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания и иные меры уголовно-правового характера.
Авторский коллектив понимает, что научно-теоретическая модель Общей части УИК РФ нуждается в дальнейшем совершенствовании. Она далека от идеала хотя бы потому, что не опирается на аналогичную модель УК РФ. У авторского коллектива есть время для доработки научно-теоретической модели, в том числе при предполагаемой в 2017 г. подготовке аналогичного модельного проекта Особенной части (раздел «Исполнение наказаний, связанных с изоляцией от общества») УИК РФ. Однако при всем несовершенстве следует согласиться с тем, что представленная читателю научно-теоретическая модель Общей части - это важный этап в научном осмыслении будущего уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации - законодательства, основанного на понимании реальных, а не фантастических возможностей государства и общества в реформировании системы исполнения уголовных наказаний и иных мер уголовно-правового характера.
Список литературы
1. Общая часть нового Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации: результаты теоретического моделирования I под науч. ред. В. И. Селиверстова. М., 2016. 80 с.
References
1. Obshhaja chast' novogo Ugolovno-ispolnitel'nogo kodeksa Rossijskoj Federacii: rezul'taty teo-reticheskogo modelirovanija [General part of the new Penal Code of the Russian Federation: results of theoretical modeling]. Under the scientific editorship of V. I. Seliverstov. Moscow, 2016. 80 р.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
Селиверстов Вячеслав Иванович - доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации, профессор кафедры уголовного права и криминологии Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова, г. Москва, Российская Федерация, e-mail: [email protected].
БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ
Селиверстов, В. И. Научно-теоретическая модель Общей части Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации: новеллы и перспективы I В. И. Селиверстов II Международный пенитенциарный журнал. - 2017. - Т. 3. - № 1. - С. 41-46.
INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
Seliverstov Vyacheslav I. - dsc in law, professor, honored worker of science of the russian federation, professor, criminal law and criminology department Lomonosov Moscow State University, Moscow, the Russian Federation, e-mail: [email protected].
BIBLIOGRAPHIC DESCRIPTION
Seliverstov V. I. Nauchno-teoreticheskaja model' obshhej chasti Ugolovno-ispolnitel'nogo kodeksa Rossijskoj Federacii: novelly i perspektivy [Scientific-theoretical model of the general part of the penal code of the Russian Federation: short stories and prospects]. Mezhdunarodnyj penitenciarnyj zhurnal -International prison journal, 2017, vol. 3, no. 1, pp.41-46.