УДК 330.341.1; 339.9
С. Г. Михнева
НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ РОССИИ В КОНТЕКСТЕ ТЕНДЕНЦИЙ РАЗВИТИЯ МИРОВОГО ХОЗЯЙСТВА
В статье рассматривается научно-технический потенциал России в контексте тенденций развития мирового хозяйства. На примере сопоставления соответствующих показателей с развитыми и развивающимися странами показано серьезное отставание России в плане перехода к информационному типу экономического развития, что при отсутствии четкой политики по его преодолению может стать фатальным. Дается теоретическое обоснование такого вывода и авторское видение путей преодоления негативных тенденций в техникотехнологическом развитии экономики России.
Современный этап развития мирового хозяйства характеризуется динамичными и глубокими изменениями, происходящими под воздействием информационной революции, характеризующейся массовым внедрением компьютеров и интернет-технологий; развитием высокоскоростных телекоммуникационных и транспортных систем. На волне технологических преобразований мир вступил в постиндустриальную стадию развития, идет формирование информационного общества, в котором научные разработки и технологическое применение их результатов становятся главным фактором экономического роста. Как всегда, вектор развития задают развитые страны, где нарастающими темпами осуществляется переход от выпуска товаров к производству инновационных и информационных услуг, а главным производительным ресурсом выступают знания, опирающиеся на науку и образование.
В этих условиях наиболее динамично развивается обмен технологиями и услугами. К настоящему времени он достиг 1,5 трлн долларов и составил 20 % суммарного экспорта товаров и услуг. Параллельно с этим формируется разветвленная система международного научно-технического сотрудничества, начиная с продажи-покупки лицензий, ноу-хау, образцов новой техники и заканчивая кооперацией с зарубежными фирмами, комплексными формами партнерства, совместным проведением НИОКР, созданием совместных предприятий.
Под воздействием этих процессов мировой рынок все больше превращается в сложную многоярусную систему, в которой верхний ярус - рынок высокотехнологичной продукции - осваивают постиндустриальные страны, вовлеченные в гонку бесконечных научно-технических инноваций и не заинтересованные в появлении новых претендентов на какую-либо долю данного рынка; средний ярус - рынок трудоинтенсивных низко- и среднетехнологичных готовых изделий и полупродуктов - контролируют индустриализирующиеся страны, идущие по пути «догоняющего развития»; нижний ярус - рынок базовых товаров (сырьевой и сельскохозяйственной продукции), сфера которого устойчиво сужается, - представлен развивающимися странами и постсоветскими государствами.
В многоярусной системе мирового рынка товаров и услуг Россия устойчиво позиционируется на уровне третьего яруса как поставщик топливносырьевых ресурсов и внешний рынок для продукции второго яруса. Что же касается продукции первого яруса, то США и ряд других развитых стран со-
храняют ограничения в отношении поставок в Россию новейших технологий, особенно связанных с технологиями двойного назначения. По размерам ввоза высокотехнологичной продукции Россия уступает Китаю в 10 раз, Южной Корее - в 14 раз, Таиланду - в 5 раз. Не лучше обстоят дела и в области российского экспорта высокотехнологичных промышленных изделий, доля которого составляет 0,4 % от объема мировой торговли. Доля российского производства (1)Т-услуг в структуре мирового ВВП не превышает 0,2 %. Для сравнения, на США приходится 5,3 %, на Китай - 5,1 %, Индию - 3,3 % мирового ВВП. На рынке изделий электронной техники и компонентов, объем которого в 2000 г. превысил 1 трлн долларов, доля России составляет (по различным оценкам) 0,1—0,3 %.
Как показывают расчеты, производство изделий электронной техники на душу населения составляет в США 1260 долларов, Японии - 1100 долларов, в Европе - 500 долларов, России - 14 долларов. Очевидно, что Россия отстает от США и Японии почти в 100 раз, от Европы - почти в 40 раз. Данный разрыв может стать фатальным, если не произойдет никаких изменений главным образом в экономической политике и институтах, отвечающих за эффективное развитие наукоемких отраслей промышленности [1].
Проблема развития информационного сектора экономики в России -это прежде всего проблема конкурентоспособности страны, поскольку отставание в обработке и получении информации, неумение использовать информационный ресурс, эффективно распорядиться интеллектуальной собственностью сопровождается утратой позиций не только на рынках информации и интеллектуальных достижений, но и на рынках товаров и услуг, рынках потребительских благ.
Теория асимметрии международной торговли и доминирования доказывает, что при информационно-технологическом отставании страны возникает необратимая информационная зависимость ее от других стран. Это связано с тем, что прогресс в области информационных технологий происходит с огромной скоростью, а новые технологии могут быть созданы только на основе предыдущих результатов. Поэтому, если страна ими не обладает или по какой-то причине утратила технические и технологические знания, она не в состоянии создать что-то новое и совершить следующий шаг в своем развитии.
В целом можно констатировать, что информационная составляющая в экономических отношениях начинает играть лидирующую роль. В основе этой составляющей лежат различные виды информации (технологии, НИОКР, патенты, лицензии, различные исследования и т.п.), а также их способность к передаче и использованию.
По имеющимся оценкам, сегодня информационный сектор России производит 5-7 % ВВП (с учетом «отверточных» технологий), в то время как в странах, являющихся экономическими лидерами, этот показатель составляет 30-40 %, а по оптимистическим оценкам, даже более 50 %. Это явление в мировой экономике получило название «информационный разрыв». В современной научной литературе оно трактуется по-разному. Так, известный социолог профессор М. Кастельс понимает его как «цифровой разрыв», «подразумевая под этим разные возможности стран в доступе к Интернету» [1]. Другие ученые делают акцент на «технологическом разрыве», рассматривая его как «разрыв накопленного знания», разницу между странами в уровне инвестиций в НИОКР, ведущую в конечном счете к маргинализации, «выпадению отдельных стран из общего экономического пространства» [2].
В рамках мировой экономики информационный разрыв означает, что все страны с позиции специализации могут быть поделены на страны с информационной и материальной экономикой. В подавляющем большинстве к «информационным» экономикам относится экономика развитых стран, а к «материальным» - развивающихся. Не случайно, что в этих условиях для большинства развитых стран характерно стремление перенести свои материальные производства в развивающиеся страны, оставив у себя производство только информационно насыщенных товаров и услуг.
Оценивая перспективы конкурентоспособного роста с учетом способности к освоению инновационных технологий, эксперты Всемирного экономического форума (ВЭФ) поставили Россию на одно из последних мест. В этих условиях проблема повышения конкурентоспособности и эффективности экономической и научно-технической деятельности приобретает для России стратегический характер. Преодоление нынешней инерционной модели развития экономики; ускоренное развитие сферы научных исследований и технологических разработок, информационно-коммуникационной инфраструктуры, электронной промышленности; изменение топливно-сырьевого профиля международной специализации позволило бы создать надежные предпосылки для технологической модернизации всей отечественной экономики и укрепления позиций России на мировых рынках.
Важную роль в решении этой проблемы может сыграть сочетание стратегии догоняющего развития и стратегии технологических прорывов. Это предполагает широкое научно-техническое сотрудничество с зарубежными партнерами (рациональное использование иностранных технологий) при концентрации собственных усилий на приоритетных научно-технических программах и проектах перспективного значения.
Развитие технологического партнерства с зарубежными компаниями позволит в сравнительно короткие сроки освоить современные методы производства и менеджмента, наладить выпуск продукции на уровне мировых стандартов, обеспечит ее надежный сбыт, в том числе за счет встраивания в международные технологические и сбытовые «цепочки». При этом России следует шире диверсифицировать своих зарубежных партнеров, активнее искать новые «ниши» для конструктивного сотрудничества в области научных разработок и прогрессивных технологий. С этих позиций значительный интерес представляют страны восточно-азиатского региона. С одной стороны, сравнительно слабо развитая собственная база фундаментальных исследований усиливает их интерес к использованию достижений российской науки. С другой стороны, растущий инвестиционный потенциал этих стран открывает для России возможности осуществления крупномасштабных проектов по производству наукоемкой продукции, более доступной по качественным и ценовым параметрам, чем приобретаемая на Западе.
Что касается выбора приоритетных направлений научно-технического развития, то, судя по опыту развитых стран, ими должны стать фундаментальная наука, обеспечивающая стратегические прорывы по всему фронту развития научно-технического прогресса, здравоохранение и образование, определяющие жизнеспособность и интеллектуальный потенциал нации. Выбор же технологических приоритетов должен определяться в зависимости от их перспективной значимости компетентными государственными органами, ведущими учеными и представителями бизнеса с учетом как системных,
межотраслевых, так и узконаправленных интересов, а также особенностей общеэкономической ситуации в мире и внутри страны.
Важными задачами также представляются: выделение в рамках экономической стратегии секторов и отраслей, способных быть «локомотивами» технологического обновления России, обеспечивающих разработку и производство наукоемкой продукции; вытеснение изделий иностранного производства (импортозамещение); протекционистский контроль; изменение налогового режима функционирования высокотехнологичных предприятий, исследовательских центров; повышение объема финансирования НИОКР; возврат хотя бы части потерянного научного потенциала; обновление САПР и средств технологического оснащения предприятий.
Оценивая перспективы научно-технического развития России, не следует забывать, что развитые страны не стоят на месте. Сегодня в мировой экономике закладываются основы нового технологического уклада, пик которого согласно прогнозным оценкам придется на 20-50-е гг. XXI в. Базовыми научно-техническими направлениями этого уклада будут нанотехнологии, биотехнология растений, животных на базе достижений генной инженерии, глобальные информационные сети, водородная и иная экологически безопасная энергетика, принципиально новые виды транспорта [3].
Переход к новому технологическому укладу будет неравномерным.
Лидерами технологического переворота станут страны, имеющие наилучший научно-технологический потенциал: США, Западная Европа, Япония. Они будут определять конкурентоспособность товаров и услуг на мировом рынке и присваивать основную часть инновационной сверхприбыли -мировой технологической квазиренты.
На втором ярусе расположатся страны, которые будут заимствовать базисные инновации и занимать определенные ниши в производстве высокотехнологичной продукции на внутреннем и внешних рынках: Китай, Индия, Бразилия, новые индустриальные страны Азии, восточная Европа.
К третьему ярусу отойдут страны, которые не имеют собственного технологического, кадрового и экономического потенциала и не могут самостоятельно осваивать не только шестой, но и пятый, а порой и четвертый технологический уклад.
Россия сейчас отброшена на третий замыкающий ярус мирового рынка. При реализации стратегии инновационного прорыва она имеет шанс по крайней мере приблизиться к верхнему ярусу. При неблагоприятном сценарии она закрепится на третьем ярусе, оставаясь сырьевой периферией мировой экономики.
Следует отметить, что, несмотря на колоссальный урон, который понесла экономика России в 90-е гг. XX в., она все еще обладает мощным научно-производственным потенциалом и достаточными ресурсами для преодоления тенденций деградации. К числу данных ресурсов можно отнести:
- высокий уровень образования населения и духовные традиции, ориентирующие людей на созидательный, творческий труд;
- наличие собственных научных школ и уникальных передовых технологий, широкое внедрение которых сможет обеспечить развитие конкурентоспособных продуктов в масштабах мирового рынка;
- развитый научно-промышленный потенциал, наличие зрелых научнохозяйственных структур по ряду приоритетных направлений современной НТР;
- значительные масштабы свободных производственных мощностей, позволяющих быстро увеличивать «передел» сырьевой продукции и наращивание производства продукции с высокой добавленной стоимостью;
- богатые природные ресурсы, способные обеспечить внутренние потребности расширяющегося производства в сырье и энергоносителях;
- огромный и емкий внутренний рынок;
- большой объем несвязанных сбережений, способных существенно поднять уровень инвестиционной активности.
По оценкам отечественных ученых, реализовывать научно-производственный потенциал России необходимо в ближайшие два-три года. Если возможности инновационного пути развития на базе нового технологического уклада будут упущены, экономическое развитие России пойдет по инерционному сценарию, где ей уготовано место сырьевой периферии мировой экономики.
Список литературы
1. Сухарев, О. С. Информационный сектор экономики: проблемы развития / О. С. Сухарев // Журнал экономической теории. - 2007. - № 1 - С. 92.
2. Кастельс, М. Галактика Интернет: размышления об Интернете, бизнесе и обществе: пер. с англ. / М. Кастельс. - Екатеринбург, 2004. - С. 285
3. Трансфер технологий: теория и современная практика / под ред. М. А. Пивоваро-вой. - М., 2004. - С. 76-77.