Научная статья на тему 'НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: СУЩНОСТЬ И МЕСТО В СИСТЕМЕ СМЕЖНЫХ ПОНЯТИЙ'

НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: СУЩНОСТЬ И МЕСТО В СИСТЕМЕ СМЕЖНЫХ ПОНЯТИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
499
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУКА / ТЕХНИКА / ТЕХНОЛОГИИ / ИННОВАЦИИ / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Молодцова Ольга Павловна

Уровень развития науки служит одним из основных показателей благополучия общества и государства. В условиях перехода мировой экономики на новую технологическую основу лидерство в развитии науки и технологий становится одним из ключевых аспектов повышения конкурентоспособности и обеспечения национальной безопасности страны. В статье рассматриваются различные подходы к определению понятий «наука», «техника», «технологии», «инновации», сформулирована сущность понятия «научно-технологическая деятельность», установлено значение научно-технологической деятельности для обеспечения функционирования науки, технологии и производства как единого механизма, обозначаются роль и место научно-исследовательской, научно-технологической, научно-технической, инновационной деятельности в процессе создания единой цепочки перевода знаний (идей) в готовый инновационных продукт, выпускаемый серийно, выявлены основные проблемы в процессе ее создания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Молодцова Ольга Павловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCIENTIFIC AND TECHNOLOGICAL ACTIVITIES: ROLE AND PLACE IN THE SYSTEM OF RELATED CONCEPTS

One of the major indicators of the well-being of society is the level of development of science. In the transition’s context of the world economy to a new technological basis, leadership in the development of science and technology is becoming one of the key aspects of increasing competitiveness and ensuring the national security of the country. The paper discusses various approaches to such concepts definition as science, technics, technology, innovation. The author generated essence of the concept of scientific and technological activity and its importance for ensuring the functioning of science, technology and production as a single mechanism, as well as the role and place of research, scientific and technological, technical, innovative activities in creating a single chain of transferring knowledge (ideas) into an end innovative product, mass-produced. Also, the study identified the fundamental problems in the process of its creation.

Текст научной работы на тему «НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: СУЩНОСТЬ И МЕСТО В СИСТЕМЕ СМЕЖНЫХ ПОНЯТИЙ»

УДК 338.45:001.895(045) © Молодцова О. П., 2022

Научно-технологическая деятельность: сущность и место в системе смежных

V

понятии*

л*

Ольга Павловна Молодцова, инженер Центра трансфера и коммерциализации технологий Вологодского научного центра Российской академии наук, Вологда, Россия

Olga P. Molodtsova, engineer, Center for Technology Transfer and Commercialization of the Vologda Scientific Center of the RAS, Vologda, Russia olga.molodtsova.87@mail.ru

АННОТАЦИЯ

Уровень развития науки служит одним из основных показателей благополучия общества и государства. В условиях перехода мировой экономики на новую технологическую основу лидерство в развитии науки и технологий становится одним из ключевых аспектов повышения конкурентоспособности и обеспечения национальной безопасности страны. В статье рассматриваются различные подходы к определению понятий «наука», «техника», «технологии», «инновации», сформулирована сущность понятия «научно-технологическая деятельность», установлено значение научно-технологической деятельности для обеспечения функционирования науки, технологии и производства как единого механизма, обозначаются роль и место научно-исследовательской, научно-технологической, научно-технической, инновационной деятельности в процессе создания единой цепочки перевода знаний (идей) в готовый инновационных продукт, выпускаемый серийно, выявлены основные проблемы в процессе ее создания. Ключевые слова: наука; техника; технологии; инновации; научно-исследовательская деятельность; научно-технологическая деятельность; научно-техническая деятельность; инновационная деятельность

Для цитирования: Молодцова О. П. Научно-технологическая деятельность: сущность и место в системе смежных понятии. Научные записки молодых исследователей. 2022;10(5):65-76.

Scientific and Technological Activities: Role and Place in the System of Related Concepts **

ABSTRACT

One of the major indicators of the well-being of society is the level of development of science. In the transition's context of the world economy to a new technological basis, leadership in the development of

* Статья подготовлена в рамках государственного задания № FMGZ-2022-0002 «Методы и механизмы социально-экономического развития регионов России в условиях цифровизации и четвертой промышленной революции».

** The article was prepared as part of the state task No. FMGZ-2022-0002 "Methods and mechanisms for the socio-economic development of Russian regions in digitalization and the fourth industrial revolution".

science and technology is becoming one of the key aspects of increasing competitiveness and ensuring the national security of the country. The paper discusses various approaches to such concepts definition as science, technics, technology, innovation. The author generated essence of the concept of scientific and technological activity and its importance for ensuring the functioning of science, technology and production as a single mechanism, as well as the role and place of research, scientific and technological, technical, innovative activities in creating a single chain of transferring knowledge (ideas) into an end innovative product, mass-produced. Also, the study identified the fundamental problems in the process of its creation.

Keywords: science; technique; technology; innovation; research activities; scientific and technological activity; scientific and technical activity; innovative activity

For citation: Molodtsova 0. P. Scientific and technological activities: Role and place in the system of related concepts. Nauchnyezapiski molodykh issledovatelei = Scientific notes of young researchers. 2022;10(5):65-76.

Введение

Научно-технологическое развитие обеспечивается посредством консолидации усилий органов власти, научных и образовательных организаций, промышленных предприятий, институтов гражданского общества и иных стейкхолдеров в осуществлении ими научной, научно-технической, научно-технологической и инновационной деятельности. В литературе и законодательстве разграничение этих видов деятельности представлено недостаточно четко. Учитывая значимость научно-технологического развития для общества и государства, важным и актуальным является конкретизация понятия научно-технологической деятельности, определения ее места в последовательности рассматриваемых видов деятельности.

Целью статьи является установление сущности категории «научно-технологическая деятельность» и выявление ее места в системе смежных понятий. Методы исследования: анализ и синтез, индукция и дедукция, системный подход.

В результате проведенного исследования решены следующе задачи:

1. Систематизированы подходы к пониманию основных категорий: «наука», «техника», «технологии», «инновации».

2. Определено место научно-исследовательской, научно-технологической, научно-технической, инновационной деятельности в контексте единого процесса создания инновационного продукта, выпускаемого серийно.

3. Выявлены проблемы, связанные с процессом создания инновации от возникновения идеи до ее масштабного вывода на рынок.

Систематизация подходов к пониманию основных категорий

Категория «наука»

Проблемы познания мира человеком,знакомство с законами природы заложили основы категории «наука». Истоки науки уходят своими корнями во времена существования ранних человеческих обществ, когда были связаны познавательные и производственные функции. Первые знания человека имели практическую значимость и выполняли роль определенных рекомендаций для ведения конкретного вида человеческой деятельности. Так, значительное количество знаний было накоплено в древневосточных странах. Эти знания составили фундамент будущей науки и представляли собой, по сути, преднауку.

Генерируемые в науке теоретические знания выступили образцами программ будущей деятельности, приводящими к изменению существующих форм социальной жизни [1].

Развитие науки происходило параллельно со становлением человеческой цивилизации. Античную науку отличали созерцательность и абстрагированные теоретические размышления. В период средних веков место идей в науке заняли догмы, присущие религиозному мировоззрению.

К XVII в., в период становления капиталистического способа производства, формируется классическая наука. Произошло это в связи

с активным развитием промышленности, которая нуждалась в точных научных данных. Так, сформировалось экспериментальное естествознание и точная механика, объединяющие теорию и практику, где все объяснялось с позиций причинно-следственных связей.

В конце XVIII - середине XIX в. завершился переход от классической науки, концентрирующейся на исследовании физических и механистических явлений, к организованной дисциплинарной науке.

Позднее (конец XIX - начало ХХ в.) были сделаны открытия, вызвавшие кризис теоретического естествознания и его методологии (излучение урана, открытие электрона, квантовая теория атома, рентгеновские лучи), возникли новые отрасли научного знания - кибернетика и теория систем, сформировалась неклассическая наука. Этот период характеризуется представлением о природе как о строго иерар-хизированном единстве саморегулирующихся систем.

Последующее появление глобальных сетей, компьютеризация исследований способствовали возникновению постнеклассической науки, связанной с информационными процессами. На данном этапе основными объектами исследования становятся сложные системные образования, которые можно охарактеризовать уже не только как саморегулирующиеся, но и саморазвивающиеся.

Как социальный институт наука начала формироваться в период нового времени (XVI -XVII вв.). Научные исследования изначально проводились материально обеспеченными людьми в лице любознательных энтузиастов. Затем в начале XVIII в. появились научно-популярные журналы и научные общества, при поддержке государственных властей были созданы академии. Наука становится особым социальным институтом.

Оформление науки в качестве общественного института происходило в результате сложившихся условий в социальной сфере. Вслед за развитием производства и общественных отношений произошло разделение физического и умственного труда, открыв тем самым возможность систематических занятий наукой.

Последующий процесс дифференциации научного знания сопровождался возникнове-

нием новых научных дисциплин и последующим разделением прежних наук на отдельные их разделы, их более узкой специализацией. Так, наука как отрасль выстроилась дисциплинарно - каждая научная дисциплина заняла определенную нишу в системе классификации наук и занималась разработкой специфических приемов и методов исследования с целью более глубокого и детального изучения предмета.

В международном праве (документы ЮНЕСКО) наука определяется как «деятельность, с помощью которой человечество, индивидуально либо небольшими или большими группами, предпринимает организованную попытку путем объективного изучения наблюдаемых явлений и подтверждения истинности его результатов путем обмена сделанными выводами и полученными данными, а также коллегиального обзора открыть и понять причины, отношения или взаимосвязь различных явлений;сводит воедино в скоординированной форме подсистемы знаний путем систематического отражения и объяснения с помощью понятий; и посредством этого обеспечивает себе возможность использовать в своих интересах понимание процессов и явлений, происходящих в природе и обществе» [2].

В научной литературе наука рассматривается как специфический тип знания, как особый вид деятельности, как социальный институт (табл. 1).

Проведенный анализ существующих в литературе подходов к понятию «наука» показал, что определением науки, отражающим суть категории, следует считать консолидацию всех подходов. Таким образом, наука - сфера исследовательской деятельности, направленная на производство новых знаний, включающая все условия этого производства: сообщества ученых,разделение и кооперация научного труда; научные учреждения, экспериментальное и лабораторное оборудование; методы научно-исследовательской работы, понятийный и категориальный аппарат, систему научной информации1.

1 Фролова И. Т., ред. Философский словарь. 4-е изд. М.: Политиздат; 1981. 445 с.

Таблица 1

Подходы к пониманию категории «Наука»

Трактовка Источник

Наука - как деятельность

Особый вид познавательной деятельности человека, направленный на получение, обоснование и систематизацию объективных знаний о мире, человеке, обществе и самом познании, на основе которых происходит преобразование человеком действительности Т. Кун, Ф. Н. Голдберг, А. И. Симонов

Наука - тип знания

Система знаний непрерывно возрастающих и пополняющихся, построенная на принципах обоснованности, точности, определенности, проверяемости, объективности Ф. Бэкон, Гегель, О. Конт, Г. Риккерт

Наука - социальный институт

Часть общества, объединенного профессионально, организовывающего свою деятельность на национальном и на международном уровне, в исследовательских группах,лабораториях,институтах Р. Мертон, Э. Дюркгейм, Ст. Тудмин

Источник: составлено автором на основе [1, 2].

Категория «техника»

Категория «наука» тесным образом взаимосвязана с категорией «техника». Анализу проблемы взаимосвязи данных категорий уделялось внимание еще в эпоху Возрождения. Позднее, в Новое время, к ней обращались Ф. Бэкон и Р. Декарт [1]. Наибольшую актуальность тема приобрела в XX в., в период глобальных научно-технических преобразований и становления технологий постиндустриального периода. Взаимосвязь категорий ключевым образом объясняется связностью тех процессов, характеристику которым они дают. Техника сопровождает практическую реализацию знаниям, которые формируются в процессе научного познания.

В литературе встречаются три основных подхода к категории «техника»: техника как искусственная материальная система; как материальный артефакт; как определенные способы деятельности (табл. 2).

Таким образом, сущность понятия «техника» заключается в целенаправленной деятельности человека, состоящей из отдельных видов операций, умений и навыков, по организации системы материальных результатов, используемых в дальнейшей деятельности общества для создания благ с целью удовлетворения потребностей человечества.

Категория «технология»

Следующей, близкой к рассматриваемым понятиям, категорией являются «технологии». Термин «технология» ввел в научное употребление Й. Бекман, так он назвал научную дисциплину, читавшуюся им в университете в Германии с 1772 г.

Долгое время в экономической науке под технологиями понимались механизмы и машины, которые используются людьми для достижения их конкретных целей, и моделировались как производственные функции. Авторы философской направленности трактовали технологии как некоторые виды поведения человека, соответствующие определенным правилам. Другие видели в них приложение научного знания к практическим задачам посредством упорядоченных систем, включающих организации, отдельных индивидов, в том числе их производственные навыки, а также машины.

Исходя из концепции структурации Э. Гид-денса, В. Орликовски рассматривала модель технологии, включающую следующие элементы: агентов, создателей технологии, пользователей и лиц, принимающих решения; материальные артефакты, опосредующие выполнение задач на рабочем месте; институциональные характеристики организаций, включая оргструктуру, бизнес-стратегии, идеологию, культуру, меха-

Таблица 2

Подходы к пониманию категории «Техника»

Трактовка Источник

Техника - как система

Собирательное понятие для обозначения множества феноменов, в которых человеческое мышление (разум) обеспечивает свое операциональное (деятельное) присутствие в мире В.М. Розин, В. В. Мацкевич, В. Г. Недорезов, В. Л. Бернштейн

Техника - как материальный артефакт

Инструмент, средство, орудие, которые позволяют людям использовать естественные материалы, явления и процессы для удовлетворения своих потребностей Конт-Спонвиль Андре, В. М. Розин

Техника - как способы деятельности

Определенные способы деятельности, система инструментов, приемов и навыков, используемая для получения определенных результатов и отличающаяся антропогенным происхождением и воспроизводимостью В.Г. Кузнецов, Е. В. Головина

Источник: составлено автором на основе [1, 17].

Таблица 3

Подходы к пониманию категории «Технология»

Трактовка Источник

Технология - как наука

Наука или совокупность сведений о различных способах обработки (или переработки) сырья, полуфабрикатов, изделий, описание способов в виде инструкций, графиков, чертежей и пр. Э. Янч, Л. П. Крысин

Технология - как процесс

Технология - процесс обработки сырья и материалов, при которых происходит качественное изменение обрабатываемого объекта Б.А. Райзберг

Технология - как РИД

Технология - совокупность результатов интеллектуальной деятельности, выраженная в объективной форме, являющаяся технологической основой для производства промышленной продукции и включает в том или ином сочетании изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для ЭВМ либо другие результаты интеллектуальной деятельности, подлежащие правовой охране Федеральный закон от 02.08.2019 № 290-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О промышленной политике в Российской Федерации" в части регулирования специальных инвестиционных контрактов»

Источник: составлено автором на основе [3-5, 10].

низмы контроля, стандартные операционные процедуры, распределение работников и др. [6]

Так, в ходе эволюции понятие «технология» приобрело значение в нескольких аспектах: процесс обработки и преобразования, в результате которого получается готовая продукция; нормативная сторона этого процесса, определяющая, как и что делать, чтобы реализовыва-лись необходимые процессы преобразования [7]; и как совокупность результатов интеллектуальной деятельности (табл. 3).

Другими словами, категория «технология» представляет собой комплексную систему, включающую теоретические знания, практические навыки, а также методы и средства осуществления определенных процессов при которых происходит качественное изменение объекта и его характеристик.

Категория «инновация»

Технологии составляют основу процесса создания инноваций. Классический научный подход определяет инновации как процесс, направленный на создание нового продукта. Так, согласно концепции Й. Шумпетера, инновация - это создание нового товара или метода его производства, а также нового фактора производства. Инновация - это не просто новшество или новая идея, а отдельный вид деятельности, включающий в себя ряд процессов (как минимум исследование, разработка и внедрение) [3].

Б. Твисс трактовал инновации как процесс, в котором новое изобретение или идея приобретают новое экономическое содержание. Ф. Никсон считал, что инновации - это совокупность технических, производственных и коммерческих мероприятий, приводящих к появлению на рынке новых и улучшенных промышленных процессов и оборудования. По мнению Б. Санто, инновации представляют собой общественно-экономический процесс, который через практическое использование идей и изобретений приводит к созданию лучших по своим свойствам изделий, технологий, и в случае,если инновация нацелена на экономическую выгоду, прибыль, ее появление на рынке может принести добавочный доход. Д. В. Соколов определил инновации как итоговый результат создания и освоения (внедрения)

принципиально нового или модифицированного средства (новшества), удовлетворяющий конкретные общественные потребности и дающий ряд эффектов (экономический, научно-технический, социальный, экологический) [4].

Федеральный закон от 23.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» определяет инновации как продукт, как процесс (табл. 4).

Таким образом, категория «инновация» включает ключевые характеристики процесса разработки, производства, внедрения и реализации наукоемких новшеств. Основными функциями инноваций в экономике государства являются: воспроизводственная, инвестиционная и стимулирующая, что важно учитывать при формировании пути развития общества [5].

Виды деятельности в процессе создания инновации

Развитие науки,техники и технологий обеспечивается в первую очередь посредством реализации научно-исследовательской деятельности ее субъектами. Под научно-исследовательской деятельностью понимается деятельность, направленная на получение и применение новых знаний, в том числе: фундаментальные, прикладные, поисковые научные исследования2.

Частью научно-исследовательской деятельности, согласно федеральному законодательству, является научно-техническая деятельность, включающая прикладные научные исследования и экспериментальные разработки, направленная на получение и применение новых знаний для решения технологических, инженерных, экономических, социальных,гуманитарных и иных проблем, обеспечения функционирования науки, техники и производства как единой системы3.

Основными видами научно-технической деятельности являются научно-исследовательские, опытно-конструкторские, проектно-конструк-торские, технологические, поисковые и про-

2 Федеральный закон от 23.08.1996 № 127-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О науке и государственной научно-технической политике» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2021).

3 Федеральный закон от 23.08.1996 № 127-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О науке и государственной научно-технической политике» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2021).

Таблица 4

Подходы к пониманию категории «Инновации»

Трактовка Источник

Инновации - как процесс

Процесс преобразования новой идеи, нового знания в новый продукт или услугу Й. Шумпетер, Г. Лионнет, Б. Твисс, Б. Санто, Ф. Никсон

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Инновации - как результат

Итоговый результат создания, освоения, внедрения принципиально нового или модифицированного средства (новшества), которое отвечает на конкретные общественные потребности и дает экономический, научно-технический, социальный, экологический эффект Д.В. Соколов

Инновации - как продукт, процесс, метод

Введенный в употребление новый или значительно улучшенный продукт (товар, услуга) или процесс, новый метод продаж или новый организационный метод в деловой практике, организации рабочих мест или во внешних связях Федеральный закон от 23.08.1996 № 127-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О науке и государственной научно-технической политике», Д. В. Сколов

Источник: составлено автором на основе [6-8, 13].

ектно-поисковые работы, изготовление опытных образцов или партий научно-технической продукции, а также другие работы, связанные с доведением научных и научно-технических знаний до стадии практического их использования. К научно-технической деятельности относятся также работы по научно-методическому, патентно-лицензионному, программному, организационно-методическому и техническому обеспечению непосредственного проведения научных исследований и разработок, а также по их распространению и применению результатов4.

Процесс освоения и внедрения в реальном секторе экономики наукоемких новшеств, связанных с производством продукции,технологий и услуг, при применении новейших промышленных, финансовых, информационных и иных технологий; с использованием новых источников ресурсов; с введением новых методик организационного построения производства, труда и управления; с выходом на новые рынки представляет собой инновационную деятельность.

4 Модельный закон «О научной и научно-технической деятельности» (постановление от 25.11.2008 № 31-15). Принят на тридцать первом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств участников СНГ.

Понятие «инновационная деятельность» в РФ было введено в 2005 г. постановлением Правительства РФ № 2473 п-П7 «Об основных направлениям политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года», в соответствии с которым инновационная деятельность представляет собой выполнение работ и (или) оказание услуг, направленных на: создание и организацию производства принципиально новой или с новыми потребительскими свойствами продукции (товаров, работ, услуг); создание и применение новых или модификацию существующих способов (технологий)ее производства, распространения и использования; применение структурных, финансово-экономических, кадровых, информационных и иных инноваций (нововведений) при выпуске и сбыте продукции (товаров, работ, услуг), обеспечивающих экономию затрат или создающих условия для такой экономии [8].

Согласно нормативно-правовой базе обобщающим все рассмотренные выше виды деятельности (научно-исследовательская, научно-техническая и инновационная деятельность) является понятие «научно-технологическая деятельность». Научно-технологическая деятельность - научная (научно-исследовательская), научно-техническая и инновационная деятель-

Таблица 5

Субъекты и результаты видов деятельности

Вид деятельности Ключевая задача Субъект деятельности (на практике РФ) Результат деятельности

Научно- исследовательская деятельность Что делать? Научные, образовательные организации, физическое лицо, предприятия РИД (отчет о НИР, статья, монография, публикация и др.) и оформление прав на них (патент, свидетельство)

Научно-техническая деятельность Как это сделать? Инжиниринговые компании, предприятия Технологическая карта, средства производства

Инновационная деятельность Кому, когда и на каких условиях будет реализовываться инновационный продукт? Инновационные предприятия, имеющие права на РИД, промышленные предприятия Инновационный продукт/товар

Научно- технологическая деятельность Что делать, как это делать, кому, когда и на каких условиях реализовывать инновационный продукт? Научные, образовательные организации, инжиниринговые компании, инновационные предприятия Технология (способ) производства

Источник: составлено автором на основе [5, 8, 11].

ность, выполнение исследований и разработок, реализация научных и (или) научно-технических проектов, использование полученных научных и (или) научно-технических результатов, результатов интеллектуальной деятельности, в том числе их коммерциализация, по направлениям, определенным в решении о создании инновационного научно-технологического центра в соответствии с приоритетами научно-технологического развития Российской Федерации5.

Несмотря на возрастающую в последнее время социальную значимость технологической деятельности, это понятие недостаточно исследовано в науке. Однако исследователями отмечается, что сущностные изменения, происходящие в технологической деятельности, характерны для фазы перехода от индустриального к постиндустриальному обществу.

5 Федеральный закон от 29.07.2017 № 216-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Технологическая деятельность в работах современных исследователей определяется как целесообразная планируемая деятельность людей, создающих и использующих инструментально-аппаратные средства для достижения поставленной цели. При этом авторы отмечают системный характер рассматриваемого вида деятельности, ее алгоритмичность и направленность на достижение не только конечных целей в виде продукта или услуги, но и промежуточных целей, т.е. определение состава, последовательности и порядок выполнения операций, образующих данную конкретную деятельность [9].

Проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что категория «научно-технологическая деятельность» включает в себя получение, распространение и применение новых знаний в области решения технологических, конструкторских, экономических,организационно-технических и социально-политических проблем, обеспечение функционирования на-

Статья РИД ПСД, КД Продукт Товар

Фундаментальные Прикладные исследования Разработка Опытное Производство, индустрия Рынок

исследования производство

Рис. Этапы создания продукта на шкале уровней технологической готовности

Источник: составлено автором на основе [5, 8, 10, 11].

уки, технологии и производства как единой системы.

На основании проведенного анализа подходов к рассматриваемым категориям деятельности представляется возможным выделение основных аспектов, соответствующих каждому виду деятельности (табл. 5).

Таким образом, каждый из рассматриваемых видов деятельности отвечает на определенный вопрос, который становится основой для понимания всего процесса деятельности, приводящей к достижению конкретного результата и, соответственно, перехода от одного вида деятельности к другому, сопровождающегося сменой субъекта либо профилем его работы.

определение места и роли видов деятельности в цепочке создания инновационного продукта

Для определения места научно-технологической деятельности в цепочке создания продукта на протяжении «жизненного» цикла от замысла до организации его производства на экономически обоснованных условиях стоит обратиться к принятой практике оценки развития технологий и систем с их применением -шкале уровней готовности технологии (шкала УГТ).

Шкала УГТ - характеристика соответствия конкретной технологии уровню ее зрелости, представляющая собой перечень стадий изготовления и проверки объекта разработки от идеи до серийного образца, изготовленного последовательно по лабораторной, опытной, промышленной полномасштабной техноло-

гии. Шкала УГТ характеризуется уровнями от 0 - начальный уровень до 9 - зрелый уровень готовности технологии6 (см. рисунок).

Шкала была разработана правительственным ведомством НАСА в США в 70-80-х гг. XX в. с целью определения этапа разработки новых технологий. В настоящее время данная шкала используется в Европе, США, Канаде, России, а также Японии и других странах. Данный метод оценки зрелости технологий для принятия решений, касающихся разработки и перехода на новые технологии, фактически является глобальным стандартом.

Уровням технологической готовности 1-4 соответствуют становление и оценка технологии, проведение испытаний базового функционала созданного лабораторного образца. На 5-, 6-и 7-й стадиях шкалы УГТ происходит развитие технологии в процессе предпроизводственного этапа создания образца продукта. Переход от четвертого уровня к седьмому эксперты называют «долиной смерти». Это объясняется тем, что на данных этапах необходимы серьезные инвестиции как финансовые, так и временные, а также готовность к рискам и часто участие государства [10]. Завершающие уровни (УГТ 7-9) включают в себя непосредственное производство продукта, включающее реальную демонстрацию технологии. Затем на основании

6 Методика определения уровней готовности технологии в рамках проектов федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы» (утв. Минобрнауки России 11.07.2017 № ГТ-57/14вн).

указанных мероприятий принимается решение о серийном выпуске.

В соответствии со шкалой УГТ каждому уровню технологической готовности соответствует определенный вид деятельности в процессе создания продукта.

В рамках проведенного исследования рассмотрены существующие трактовки смежных понятий категории «научно-технологическая деятельность», сформулирована сущность понятия «научно-технологическая деятельность», определено место научно-технологической деятельности в системе видов деятельности в процессе создания инноваций, установлено значение научно-технологической деятельности для обеспечения функционирования науки, технологии и производства как единого механизма.

Таким образом, начало научно-исследовательской деятельности, проведение фундаментальных и прикладных исследований (УГТ 1-5) являются отправной точкой для создания инновационной продукции и задают параметры для дальнейшей научно-технической деятельности (УГТ 5-9), в результате которой создаются средства производства, а также обеспечивается процесс доведения научных знаний до стадии практического их использования и производства продукта. На основании проведенного анализа можно полагать, что инновационная деятельность соответствует УГТ 8-9 и далее, где происходит процесс организации серийного производства инновационной продукции на основании использования ранее разработанных техники и технологий. Положение научно-технологической деятельности на шкале уровней

готовности технологий определяется в течение всей протяженности шкалы от УГТ-1 до УГТ-9. Такая позиция объясняется необходимостью проектирования и моделирования состава, последовательности действий и порядка выполнения операций, образующих определенный вид деятельности в рамках рассматриваемых понятий, направленных на создание инновационного продукта.

Проблемы создания инновации от возникновения идеи до ее масштабного вывода на рынок

Рассмотрение научно-технологической деятельности в контексте технологической готовности и взаимосвязи с другими видами деятельности (научно-исследовательской, научно-технической и инновационной) представляется важным с точки зрения комплексного подхода к изучению проблем, связанных с процессом создания инновации от возникновения идеи до ее масштабного вывода на рынок:

1. Сложность при смене субъекта деятельности по достижению УГТ-5 и вопрос передачи РИД и прав на него другому субъекту (табл. 5). Учитывая тот факт, что субъектом научно-исследовательская деятельности в РФ выступают в основном научно-исследовательские организации, учрежденные Минобрнауки РФ, результат их исследований формально является государственной собственностью, как следствие, возникает проблема фактической передачи государственной собственности в частное пользование с целью коммерческой реализации разработки. В настоящее время в России механизмы процесса передачи недостаточно четко регламентированы и соответственно их работа организована неэффективно.

2. Существует проблема отсутствия интереса со стороны субъектов инновационной деятельности к результатам научно-исследовательской деятельности. Они часто не востребованы, поскольку запрос на исследование формирует не рынок, а научно-исследовательские организации при поддержке государства. Поэтому для успешного развития научно-технологической деятельности необходимо определить, кто формулирует повестку на проведение научных исследований и разработок.

3. Одной из сложностей процесса создания инновации в контексте рассматриваемого вопроса является вопрос масштабирования продукта. В РФ чаще всего компании доводят продукт до УГТ-9 и останавливаются на мелкосерийном производстве, хотя создаваемые товары вполне масштабируемы при наличии соответствующих мощностей. В соответствии с опытом зарубежных стран указанная проблема решается посредством продажи готового бизнеса по производству инновации крупной индустрии. В России малые инновационные предприятия сами осуществляют производство и продвижение продукта, тем самым закрывая возможности для расширения охвата рынка. То есть с целью масштабирования инноваций после завершения научно-технологической деятельности на этапе УГТ-9 должна происходить смена субъекта деятельности и передача ее результатов.

Для успешного развития научно-технологической деятельности в РФ необходимо решение

указанных вопросов, в том числе связанных со сменой субъектов деятельности.

Выводы

Таким образом, в рамках проведенного исследования рассмотрены существующие трактовки смежных понятий категории «научно-технологическая деятельность», сформулирована сущность понятия «научно-технологическая деятельность», определено место научно-технологической деятельности в системе видов деятельности в процессе создания инноваций, установлено значение научно-технологической деятельности для обеспечения функционирования науки, технологии и производства как единого механизма. Выявлены основные проблемы создания единой цепочки перевода знаний (идей) в готовый инновационных продукт, выпускаемый серийно. В перспективе автором планируется изучение и систематизация факторов, влияющих на развитие научно-технологической деятельности.

Список источников

1. Степин В. С. Философия науки. Общие проблемы. М.; 2006. 384 с.

2. Васильев А., Шпоппер Д. Термины «наука» и «научная деятельность» в правовых текстах и доктрине. Юрислингвистика. 2020;17(28):5-7.

3. Тамбовцев В. Л. Технологии и институты. Общественные науки и современность. 2019;(1):169-177.

4. Новиков П. Н. О различных аспектах понятия «технология». Актуальные вопросы современной экономики. 2021;(9):426-440.

5. Гамидов Г. С. Инноватика - наука управления процессами преобразования научных достижений в инновации. Инновационная экономика. 2010;02(136):28-42.

6. Исаев Р. Л. Устойчивое развитие, наука, инновации - три вектора региональной экономики будущего. Креативная экономика. 2019;13(11):2169-2178.

7. Данилин А. С., Вахтин А. В. Основы технологических инноваций и инновационной деятельности. М.; 2019. 224 с.

8. Эскиндаров М. А., Сильвестров С. Н., ред. Инновационное развитие. М.; 2014. 313 с.

9. Ракитов А. И. Пролегомены к идее технологии. Вопросы философии. 2011;(1):3-14.

10. Хаматханова А. М. Готовность к промышленному внедрению как индикатор выбора приоритетных технологических направлений. Экономика науки. 2016;(1):23-34.

11. Степин В. С. Наука и философия. Вопросы философии. 2010;(8):58-75.

12. Янч Э. Прогнозирование научно-технического прогресса. М.: Прогресс; 1974. 586 с.

13. Райзберг Б. А, Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. 2-е изд., испр. М.; 1999. 479 с.

14. Bergman E. M., Varga A. Innovative potential for development of europe's neighbouring countries and regions. The Annals of Regional Science. 2018;60(3):443-449.

15. Dovgal O., Goncharenko N., Honcharenko V., Shuba T., Babenko V. Leadership of china in the innovative development of the brics countries. Journal of Advanced Research in Law and Economics. 2019;10(8):2305-2316.

References

1. Stepin V. S. Philosophy of Science. Common problems. Moscow; 2006. 384 p. (In Russ.).

2. Vasiliev A., Shpopper D. The terms "science" and "scientific activity" in legal texts and doctrine. Yurislingvistika = Jurislinguistics. 2020;17(28):5-7. (In Russ.).

3. Tambovtsev V. L. Technologies and institutions. Obshchestvennye nauki i sovremennost' = Social sciences and modernity. 2019;(1):169-177. (In Russ.).

4. Novikov P. N. On various aspects of the technology concept. Aktual'nye voprosy sovremennoj ekonomiki = Topical issues of modern economy. 2021;(9):426-440. (In Russ.).

5. Gamidov G. S. Innovation is the science of managing the processes of transforming scientific achievements into innovations. Innovacionnaya ekonomika = Innovation economy. 2010;02(136):28-42. (In Russ.).

6. Isaev R. L. Sustainable development, science, innovations are three vectors of the regional economy of the future. Kreativnaya ekonomika = Creative economy. 2019;13(11):2169-2178. (In Russ.).

7. Danilin A. S., Vakhtin A. V. Fundamentals of technological novelties and innovation. Moscow; 2019. 224 p. (In Russ.).

8. Eskindarov M. A., Silvestrov S. N., ed. Innovative development. Moscow; 2014. 313 p. (In Russ.).

9. Rakitov A. I. Prolegomena to the idea of technology. Voprosy filosofii = Russian Studies in Philosophy. 2011;(1):3-14. (In Russ.).

10. Khamatkhanova A. M. Readiness for industrial implementation as an indicator of the choice of priority technological areas. Ekonomika nauki = Economics of science. 2016;(1):23-34. (In Russ.).

11. Stepin V. S. Science and philosophy. Voprosy filosofii = Russian Studies in Philosophy. 2010;(8):58-75. (In Russ.).

12. Janch E. Forecasting scientific and technological progress. Moscow: Progress; 1974. 586 p. (In Russ.).

13. Raizberg B. A., Lozovsky L. Sh., Starodubtseva E. B. Modern economic dictionary. 2nd ed., rev. Moscow; 1999. 479 p. (In Russ.).

14. Bergman E. M., Varga A. Innovative potential for development of Europe's neighboring countries and regions. The Annals of Regional Science. 2018;60(3):443-449.

15. Dovgal O., Goncharenko N., Honcharenko V., Shuba T., Babenko V. Leadership of China in the innovative development of the BRICS countries. Journal of Advanced Research in Law and Economics. 2019;10(8):2305-2316.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.