Научная статья на тему 'Научно-технические связи промышленных предприятий и научно-исследовательских организаций Чувашской АССР и социалистических стран в период кризиса СЭВ (1985-1991 гг. )'

Научно-технические связи промышленных предприятий и научно-исследовательских организаций Чувашской АССР и социалистических стран в период кризиса СЭВ (1985-1991 гг. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
153
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЭВ / ЧАССР / ПЕРИОД КРИЗИСА СЭВ / РЕФОРМИРОВАНИЕ СЭВ / МЕЖДУНАРОДНОЕ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО СССР / «ПРЯМЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ» / РЫНОЧНЫЙ МЕХАНИЗМ / НЕПОСРЕДСТВЕННОЕ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО СУБЪЕКТОВ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РЕГИОНОВ СССР / CMEA / THE CHUVASH AUTONOMOUS SOVIET SOCIALIST REPUBLIC / THE PERIOD OF THE CMEA CRISIS / CMEA REFORM / INTERNATIONAL SCIENTIFIC AND TECHNICAL COOPERATION OF THE USSR / «DIRECT ECONOMIC LINKS» / MARKET MECHANISM / DIRECT SCIENTIFIC AND TECHNICAL COOPERATION OF ECONOMIC ORGANIZATIONS OF USSR REGIONS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Козлов Андрей Александрович

В статье рассмотрены основные тенденции развития научно-технических связей между промышленными предприятиями и научными организациями Чувашской АССР и стран СЭВ в 1985-1991 гг. Основной целью реформ системы научно-технических связей социалистических стран во второй половине 1980-х гг. являлась интенсификация сотрудничества посредством развития непосредственных связей между субъектами сотрудничества в форме кооперации, а также внедрения рыночных механизмов регулирования экономики. Ввиду возникновения ряда противоречий в процессе строительства «рыночного социализма» новый тип экономических и научно-технических связей в масштабах региона не получил широкого распространения. В 1985-1991 гг. сотрудничество ведущего НИИ региона Всесоюзного научно-исследовательского института релестроения с организациями стран СЭВ осуществлялось в прежних формах. Особую роль в организации этих связей играла Интерэлектро, в рамках которой ВНИИР выступал координационным центром по ряду научно-исследовательских проблем. На уровне Чувашской АССР непосредственные, прямые связи с организациями стран СЭВ нашли применение лишь в области технического сотрудничества производственных предприятий. Большое значение для развития непосредственных кооперированных связей промышленности Чувашии с социалистическим зарубежьем имела деятельность Чувашского регионального отделения Общества Советско-Венгерской дружбы. Эта особенность во многом определила географию развития прямых связей предприятий региона пространством Хевешской области ВНР. Несмотря на свою перспективность, непосредственное сотрудничество научных и производственных организаций ЧАССР и стран СЭВ в форме кооперации не принесло сколько-нибудь ощутимых плодов в области научно-технического сотрудничества. Это объясняется как противоречивостью проводимых экономических реформ, так и нарастанием кризисных тенденций в отношениях стран содружества к 1991 г. В то же время прежние формы сотрудничества, организуемые посредством международных организаций стран Совета, а также по линиям отраслевого и межотраслевого взаимодействия стран-членов СЭВ, некоторое время ещё демонстрировали свою работоспособность. Однако и они к 1991 г. утратили эффективность ввиду постепенного разрушения экономического блока.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Козлов Андрей Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCIENTIFIC AND TECHNICAL TIES OF INDUSTRIAL ENTERPTISES AND SCIENTIFIC RESEARCH ORGANIZATIONS OF THE CHUVASH AUTONOMOUS SOVIET SOCIALIST REPUBLIC AND SOCIALIST COUNTRIES IN THE PERIOD OF THE CMEA CRISIS (1985-1991)

The article describes the basic trends in development of scientific and technical relations between industrial enterprises and scientific organizations of the Chuvash Autonomous Soviet Socialist Republic and CMEA countries in 1985-1991. The main goal of reforming the system of scientific and technical links of socialist countries in the second half of the 1980s was intensification of cooperation through the development of direct links between the subjects of cooperation as well as introduction of market mechanisms in economic regulation. The new type of economic, scientific and technical links on the regional scale didn’t come into widespread acceptance due to the emergence of a number of contradictions in the process of building «market socialism». In 1985-1991 cooperation of the leading scientific research institute of the region, the All-Union Research Institute of Relay Engineering (VNIIR), with the organizations of CMEA countries was carried out in previous forms. Interelectro played a special role in organizing these relations, within the framework of which VNIIR acted as a coordinating center for a number of research problems. At the level of the Chuvash ASSR, direct contacts with the organizations of CMEA countries found application only in the field of technical cooperation between production enterprises. The activities of the Chuvash regional branch of the Society of Soviet-Hungarian Friendship played an important role in the development of direct cooperative links between Chuvashia's industry and the socialist countries abroad. This feature largely determined the geography of direct links development between the enterprises of Chuvashia by the space of the Heves region of the Hungarian People's Republic. Despite its prospects, direct cooperation between the scientific and production organizations of the Chuvash Autonomous Soviet Socialist Republic and CMEA countries did not bring considerable results in the field of scientific and technical cooperation. This can be explained both by contradictoriness of economic reforms carried out and by growing crisis trends in relations of the Commonwealth countries by 1991. At the same time, previous forms of cooperation, organized through international organizations of the Council countries as well as through sectoral and intersectoral interaction of CMEA countries for some time demonstrated their efficiency. However, they lost their effectiveness by 1991 due to the gradual destruction of the economic bloc.

Текст научной работы на тему «Научно-технические связи промышленных предприятий и научно-исследовательских организаций Чувашской АССР и социалистических стран в период кризиса СЭВ (1985-1991 гг. )»

УДК 94:332:334(470.344)»198/199» ББК У30-65-03 (2Рос. Чув)

А.А. КОЗЛОВ

НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ СВЯЗИ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ И НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ ЧУВАШСКОЙ АССР И СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ СТРАН В ПЕРИОД КРИЗИСА СЭВ

(1985-1991 гг.)

Ключевые слова: СЭВ, ЧАССР, период кризиса СЭВ, реформирование СЭВ, международное научно-техническое сотрудничество СССР, «прямые экономические связи», рыночный механизм, непосредственное научно-техническое сотрудничество субъектов хозяйственных организаций регионов СССР.

В статье рассмотрены основные тенденции развития научно-технических связей между промышленными предприятиями и научными организациями Чувашской АССР и стран СЭВ в 1985-1991 гг. Основной целью реформ системы научно-технических связей социалистических стран во второй половине 1980-х гг. являлась интенсификация сотрудничества посредством развития непосредственных связей между субъектами сотрудничества в форме кооперации, а также внедрения рыночных механизмов регулирования экономики. Ввиду возникновения ряда противоречий в процессе строительства «рыночного социализма» новый тип экономических и научно-технических связей в масштабах региона не получил широкого распространения. В 1985-1991 гг. сотрудничество ведущего НИИ региона - Всесоюзного научно-исследовательского института релестроения - с организациями стран СЭВ осуществлялось в прежних формах. Особую роль в организации этих связей играла Интерэлектро, в рамках которой ВНИИР выступал координационным центром по ряду научно-исследовательских проблем. На уровне Чувашской АССР непосредственные, прямые связи с организациями стран СЭВ нашли применение лишь в области технического сотрудничества производственных предприятий. Большое значение для развития непосредственных кооперированных связей промышленности Чувашии с социалистическим зарубежьем имела деятельность Чувашского регионального отделения Общества Советско-Венгерской дружбы. Эта особенность во многом определила географию развития прямых связей предприятий региона пространством Хевешской области ВНР. Несмотря на свою перспективность, непосредственное сотрудничество научных и производственных организаций ЧАССР и стран СЭВ в форме кооперации не принесло сколько-нибудь ощутимых плодов в области научно-технического сотрудничества. Это объясняется как противоречивостью проводимых экономических реформ, так и нарастанием кризисных тенденций в отношениях стран содружества к 1991 г. В то же время прежние формы сотрудничества, организуемые посредством международных организаций стран Совета, а также по линиям отраслевого и межотраслевого взаимодействия стран-членов СЭВ, некоторое время ещё демонстрировали свою работоспособность. Однако и они к 1991 г. утратили эффективность ввиду постепенного разрушения экономического блока.

Целью статьи является оценка влияния реформ СЭВ 1985-1991 гг. на развитие научно-технических связей регионов СССР и стран содружества на примере ЧАССР. Исходя из этого были поставлены следующие задачи: проанализировать экономические преобразования в СССР и СЭВ во второй половине 1980-х гг., выявить особенности развития научно-технического сотрудничества производственных и научных организаций ЧАССР и социалистических стран в сфере промышленности в 1985-1991 гг., рассмотреть эволюцию содержания связей указанных организаций в рассматриваемый период времени.

Публикация основана на вновь вводимых в научный оборот архивных источниках РГАЭ (фонд 419 - Министерства электротехнической промышленности СССР) и ГАСИ ЧР (фонд П-1 - Чувашского республиканского комитета КП РСФСР). Первый содержит делопроизводственные документы и отчёты по сотрудничеству ВНИИР и электротехнических предприятий Чувашии с социа-

листическим зарубежьем, а также информацию об их работе в рамках Интер-электро. Материалы второго представлены перепиской и периодическими отчётами о сотрудничестве чувашских и венгерских промышленных предприятий в рамках Чувашского регионального отделения Общества Советско-Венгерской дружбы (ЧРООСВД). В целом указанные источники достаточно полно освещают исследуемую проблему, дают представление о характере развития и содержании научно-технических связей, а также о проблемах, которые вставали на пути субъектов сотрудничества.

Период 1985-1991 гг. является довольно противоречивым этапом развития СЭВ, завершающим историю его существования. К 1980-м гг. в социалистическом содружестве обозначились кризисные тенденции, которые во многом явились следствием трансформации целевых задач развития СЭВ, происходившей в предшествующее десятилетие под влиянием западных, капиталистических идей и представлений, не характерных для социалистической модели экономического развития [9. С. 66]. Возникшие расхождения между новыми дефинициями и постепенно перестраиваемой на рыночный лад социалистической экономической системой порождали, в свою очередь, затруднения при разработке действенного механизма всесторонней интенсификации производства.

В эти годы руководство социалистических стран сосредоточилось на выработке мер научно-технической политики, которые могли бы способствовать интенсификации производства, экономического и научно-технического сотрудничества. Ключевая роль в совершенствовании связей социалистических стран была отведена Комплексной программе научно-технического прогресса стран-членов СЭВ до 2000 г. (КП НТП), принятой 41-й сессией СЭВ в декабре 1985 г. Данным документом подразумевалось создание адекватного новым вызовам механизма управления хозяйством стран содружества. Модернизированная система связей должна была обеспечить комплексное управление сотрудничеством по всему циклу системы «наука - техника - производство». Наиболее перспективными и соответствовавшими вызовам того времени признавались такие формы научно-технического сотрудничества (НТС), как прямые кооперированные связи между производственными и научно-исследовательскими организациями, создание международных хозяйственных организаций и межотраслевых комплексов. Особая роль в организации взаимодействия при проведении НИР отводилась головным организациям (как правило, ведущим НИИ стран-членов СЭВ) [2. С. 54-60].

Головные организации были призваны обеспечивать непрерывность цикла - от разработок до серийного производства, включая изготовление и испытание опытных образцов. Они получили право заключать от своего имени контракты на проведение НИОКР и изготовление опытных образцов продукции, на взаимную передачу результатов работ, необходимых изделий, приборов и материалов. Также к их полномочиям было отнесено определение цен на материалы, изделия и услуги [6. С. 36].

Отдельного внимания заслуживает организация НТС в форме прямых связей. Термин «прямые связи» применялся и в предшествующие периоды развития НТС стран СЭВ, однако в то время его содержание сводилось к обозначению прямых личных контактов коллективов производственных и научных организаций. Во второй половине 1980-х гг. данный термин обрёл новое прочтение: теперь организации получали свободу выбора своих партнёров для сотрудничества и сами определяли цели и условия взаимодействия с ними. При этом национальные министерства, ведомства, плановые органы, а также органы СЭВ должны были лишь задавать общее направление развития науки и техники, учитывая при этом заключенные контракты и договоры [5. С. 8-12].

Для претворения в жизнь КП НТП в СССР был принят ряд нормативно-правовых документов, составивших правовую основу для реформирования связей со странами СЭВ. Среди них важное место занимал Закон о государственном предприятии (объединении), вступивший в действие 1 января 1988 г. Закон определил предприятие в качестве основной самоуправляющейся единицы, которая находилась на полном хозрасчете. Согласно ст. 19 закона советские предприятия могли самостоятельно участвовать в международных прямых связях на основе полного хозяйственного расчёта1. Таким образом, новый закон предоставил возможность реализации новых форм сотрудничества, а именно - прямых, непосредственных связей.

Вместе с тем встал вопрос об экономической основе новых форм связей: непосредственное сотрудничество самостоятельных организаций плохо вписывалось в централизованную плановую систему управления народным хозяйством и международными контактами. Важно заметить, что в 1980-е гг. в правительственных кругах СССР возобладала идея создания «рыночного социализма», построение которого фактически являлось главной целью реформирования экономики СССР и международных связей стран СЭВ. Будучи нацеленными на привнесение элементов рыночных механизмов в систему хозяйствования социалистических стран, реформы не представили конструктивных путей её совершенствования, а, напротив, способствовали развитию беспорядка в экономике стран содружества.

Между тем в конце 1970-х - начале 1980-х гг. происходила переориентация высокотехнологического экспорта государств-членов СЭВ из внутреннего пространства блока за его пределы - в страны «Общего рынка». Ориентация стран-членов СЭВ на внешние рынки в сочетании с активным внедрением рыночных основ в народное хозяйство усугубляла кризисную ситуацию [7. С. 60-61].

Другим важным фактором, оказывавшим сильное влияние на развитие НТС стран СЭВ, явился тезис о невыгодности связей СССР со странами Восточной Европы. Во второй половине 1980-х гг. во властных кругах Советского Союза нарастала критика эффективности социалистической интеграции стран СЭВ [8. С. 159-160]. Прямым следствием этого стало сворачивание отношений СССР со странами СЭВ в сочетании с явной ориентацией советского руководства на развитие отношений с Западом.

Научно-техническое сотрудничество СССР и его регионов со странами СЭВ в 1985-1991 гг. осуществлялось в контексте описанных событий. Ввиду сложившихся противоречий в экономическом механизме сотрудничества реформы не оказали мгновенного воздействия на развитие научно-технических связей. В целом связи нового образца в сфере науки и техники получили ограниченное применение и не принесли ожидаемого эффекта. Как отмечают исследователи, к 1989 г. из более чем 1600 установленных прямых связей между предприятиями СССР и стран СЭВ лишь 13% имели своей целью развитие кооперации в производстве - остальные ограничивались взаимодействием научно-технических организаций без выхода на производство. Осложнял реализацию задуманного факт отсутствия при 70% головных организаций СССР по КП НТП необходимого производственного потенциала. К 1989 г. советские головные организации не смогли в полном объеме приступить к осуществлению своих функций [5. С. 27-29].

1 О государственном предприятии (объединении): Закон СССР от 30.06.1987 [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: сайт. иР1_: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=ESU;n=886 (дата обращения: 21.08.2015).

Переходя к исследованию регионального уровня, отметим, что в этих условиях сотрудничество научных организаций ЧАССР с родственными учреждениями стран СЭВ реализовывалось в прежних формах связей. В 19851991 гг. были продолжены работы, начатые ранее в рамках долгосрочных проектов в двустороннем и многостороннем форматах. Лидирующие позиции в осуществлении НТС занимал Всесоюзный научно-исследовательский институт релестроения (ВНИИР). Ведущую роль в международных контактах института играли исследования, проводимые в рамках рабочих групп международной экономической организации социалистических стран «Интерэлек-тро»: рабочей группы № 4 «Низковольтная аппаратура» и рабочей группы № 9 «Преобразовательная техника».

В составе рабочей группы № 4 в 1986-1990 гг. ВНИИР участвовал в создании унифицированной серии тепловых реле [4. Д. 4682. Л. 24-25]. В то же время институт принимал участие в работах по созданию ряда унифицированных комплектных изделий для автоматизированного производства. В ходе сотрудничества по данной теме в 1988 г. институт совместно с другими советскими и чехословацкими научно-исследовательскими организациями представил на рассмотрение рабочей группы информацию по разработке герконовых реле и контакторов. Однако уже в это время наблюдалось некоторое снижение интереса восточноевропейских стран СЭВ к развитию НТС с СССР, что проявилось в затягивании германской и чехословацкой сторонами выполнения запланированных работ [4. Д. 4681. Л. 34-37].

В рамках рабочей группы № 9 в рассматриваемый период ВНИИР участвовал в реализации программы научно-исследовательских, проектно-кон-структорских и экспериментальных работ по созданию унифицированных электроприводов для металлорежущих станков и промышленных роботов. Причём чебоксарскому институту в рамках этой программы была отведена ключевая роль - он выступал координационным центром организации и проведения совместных НИОКР [4. Д. 4422. Л. 37]. В данный период институт координировал проведение совместных многосторонних работ стран СЭВ по созданию ряда комплектных электроприводов главного движения, а также многоосевых транзисторных синхронных электродвигателей механизмов подачи с использованием базовой информационной системы [3].

НИОКР были разбиты на несколько направлений, переданных отдельным странам-участницам. Однако, несмотря на рациональную организацию работ и достаточную материально-техническую базу сотрудничавших организаций, общий ход исследований был затруднён дезинтеграционными, кризисными процессами, развернувшимися в конце 1980-х гг. в пространстве СЭВ. К 1988 г. по ряду программ сотрудничавшие стороны уже завершили исследования, и работа велась уже на опытно-конструкторской стадии. Тем не менее совещание экспертов рабочей группы отметило, что ряд стран не выполнил запланированные работы в срок [4. Д. 4697. Л. 10-20]. К концу 1988 г. только СССР завершил разработку конструкторской документации и испытания опытных образцов оборудования по своей теме - комплектный электропривод главного движения для скоростной обработки с использованием высокочастотных преобразователей для питания электрошпинделей [4. Д. 4697. Л. 91]. В 1989 г. советской стороной были завершены работы по освоению производства нового оборудования. Остальные страны-участники программы несколько отставали в проведении опытно-конструкторских работ. Тем не менее в 1989 г. была разработана конструкторская документация и изготовлены опытные образцы транзисторного электропривода типа ЭПБ-3 с синхронным двигателем с моментом до 70 Нм. Также СССР

досрочно закончил опытно-конструкторские работы и начал производство циф-роаналогового электропривода типа ЭПБ-2МП [4. Д. 4839. Л. 142-152]. Однако сворачивание в 1990-1991 гг. сотрудничества СССР и стран СЭВ в рамках Инте-рэлектро помешало довести до конца намеченные работы.

Таким образом, внедрение в практику конца 1980-х гг. прямого, непосредственного сотрудничества организаций стран СЭВ слабо отразилось на характере международных связей научных организаций республики. В то же время производственные хозяйственные организации региона смогли реализовать на практике нововведения второй половины 1980-х гг. Прежде всего новые формы сотрудничества нашли применение в уже устоявшихся международных связях предприятий республики по линии ЧРООСВД.

Так, непосредственные связи были установлены между работниками Ка-нашского и Хатванского железнодорожных узлов. Основными направлениями сотрудничества между станциями стали вопросы совершенствования технологии перевозочного процесса [1. Оп. 50. Д. 133. Л. 32]. В 1985-1986 гг. железнодорожники совершили обмен опытом: по совершенствованию перевозочного процесса на горке; работы маневрового диспетчера и дежурного по станции; в применении ЭВМ на железнодорожном узле [1. Оп. 58. Д. 256. Л. 29]; по организации работы на посту электрической централизации узла [1. Оп. 60. Д. 252. Л. 66]. Реализация непосредственных технических связей с венгерскими коллегами позволила Канашским железнодорожникам автоматизировать установку башмаков торможения при роспуске вагонов с горки [1. Оп. 60. Д. 302. Л. 20-21].

В 1987-1988 гг. Чебоксарским агрегатным заводом и Эгерским заводом точной арматуры были сделаны шаги навстречу развитию непосредственного сотрудничества и кооперированного производства: руководство предприятий положительно решило вопрос о возможности изготовления Чебоксарским заводом отливок для корпусов пневмоцилиндров, производимых венгерским предприятием [1. Оп. 62. Д. 152. Л. 5]. В мае 1988 г. делегация специалистов агрегатного завода изучила опыт венгерских коллег по разработке рабочими программ для станков с ЧПУ [1. Оп. 62. Д. 152. Л. 18].

Также непосредственные связи были установлены строительными организациями Чебоксар и Эгера. В 1986 г. венгерские строители во время пребывания в Чебоксарах ознакомились с новой кассетно-конвейерной линией цеха № 3 ДСК имени 60-летия СССР [1. Оп. 60. Д. 252. Л. 67]. В 1988 г. специалистами предприятия «Чувашградострой» по опыту венгерских коллег была освоена технология изготовления индивидуальных жилых домов, гипсовых пустотных сборных перегородок. Венгерские строители, в свою очередь, изучили технологию изготовления сборного железобетона, деталей крупнопанельного домостроения, а также опыт серийного производства школ [1. Оп. 69. Д. 642. Л. 33].

В 1989-1990 гг. происходит некоторое снижение динамики двустороннего НТС хозяйственных организаций ЧАССР и Хевешской области ВНР в рамках ЧРООСВД [1. Оп. 69. Д. 642. Л. 34]. К 1990 г. ввиду дезинтеграционных процессов в рамках СЭВ контакты и вовсе были прерваны. Сотрудничая в рамках ЧРООСВД, промышленные предприятия осуществляли регулярные взаимные контакты, устанавливали связи на личном уровне, оперативно решали вопросы научного и технического взаимодействия, что позволило значительно раскрыть потенциал НТС широкого спектра промышленных предприятий на региональном уровне.

Подводя итог рассмотрению научно-технических связей научных и производственных организаций республики со странами СЭВ в 1985-1991 гг., важно заметить, что все кризисные проявления в экономических отношениях и функционировании хозяйства социалистических стран нашли отражение в сфере

НТС. В течение 1985-1991 гг. ряд предприятий ЧАССР в соответствии с положениями закона о государственном предприятии 1987 г. установил непосредственные научно-технические связи с родственными организациями стран СЭВ. Во многом внедрение связей нового типа оказывало положительное влияние на научно-техническое развитие социалистических стран: сотрудничество стало более оперативным и приобрело адресный характер, а сама суть связей нового типа предполагала высокую степень взаимной выгоды. Тем не менее действие реформ было ограничено сферой производственного сотрудничества и слабо затрагивало связи научных организаций региона со странами СЭВ. Так, ВНИИР, продолжая исследования предшествующих лет, в тесном сотрудничестве с родственными зарубежными организациями работал над решением важнейших комплексных проблем, включенных в перечень направлений исследований КП НТП стран СЭВ до 2000 г. В то же время начатые в конце 1980-х гг. реформы не были доведены до логического конца: СЭВ был распущен до того момента, как реформы могли бы принести какие-либо ощутимые результаты. Вскоре прекратил своё существование и СССР. Эти события и ознаменовали прекращение научно-технических связей региона с социалистическими странами как таковыми - мировая социалистическая система рухнула.

Литература

1. Государственный архив современной истории Чувашской Республики. Ф. 1.

2. Ильин М.С. Комплексная программа научно-технического прогресса стран СЭВ. М.: Знание, 1987. 61 с.

3. Российский государственный архив экономики (далее - РГАЭ). Ф. 419. Оп. 1. Д. 4046. Л. 39-72.

4. РГАЭ. Ф. 419. Оп. 2.

5. Страны СЭВ: прямые связи и товарно-денежные инструменты. М.: Наука, 1989. 160 с.

6. Федин С.Ю. Якушин А.Б. Проблемы координации межотраслевых взаимодействий при реализации КП-НТП стран-членов СЭВ // Пути к технологическому сотрудничеству (тенденции 80-х годов): сб. ст. М.: Наука, 1990. С. 33-49.

7. Широков О.Н. Международная экономическая интеграция республик Волго-Вятского экономического района в 1949-1991 гг.: исторический опыт. Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2013. 176 с.

8. Широков О.Н. Методы кризисного управления СЭВ в период перестройки // Проблемы социальной, экономической и политической России XVIII - начала XXI века в историографических традициях региона: Смирновские чтения: сб. ст. Всерос. науч. конф. Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2012. С. 153-163.

9. Широков О.Н. Цели и функции СЭВ в начальный период развития // Вестник Чувашского университета. 2006. № 3. С. 64-70.

КОЗЛОВ АНДРЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ - учитель истории, МБОУ СОШ № 14, Россия, Новочебоксарск (ndrkozlov@rambler.ru).

A. KOZLOV

SCIENTIFIC AND TECHNICAL TIES OF INDUSTRIAL ENTERPTISES

AND SCIENTIFIC RESEARCH ORGANIZATIONS OF THE CHUVASH AUTONOMOUS SOVIET SOCIALIST REPUBLIC AND SOCIALIST COUNTRIES IN THE PERIOD OF THE CMEA CRISIS (1985-1991)

Key words: CMEA, the Chuvash Autonomous Soviet Socialist Republic, the period of the CMEA crisis, CMEA reform, international scientific and technical cooperation of the USSR, «direct economic links», market mechanism, direct scientific and technical cooperation of economic organizations of USSR regions.

The article describes the basic trends in development of scientific and technical relations between industrial enterprises and scientific organizations of the Chuvash Autonomous Soviet Socialist Republic and CMEA countries in 1985-1991. The main goal of reforming the system

of scientific and technical links of socialist countries in the second half of the 1980s was intensification of cooperation through the development of direct links between the subjects of cooperation as well as introduction of market mechanisms in economic regulation. The new type of economic, scientific and technical links on the regional scale didn't come into widespread acceptance due to the emergence of a number of contradictions in the process of building «market socialism». In 1985-1991 cooperation of the leading scientific research institute of the region, the All-Union Research Institute of Relay Engineering (VNIIR), with the organizations of CMEA countries was carried out in previous forms. Interelectro played a special role in organizing these relations, within the framework of which VNIIR acted as a coordinating center for a number of research problems. At the level of the Chuvash ASSR, direct contacts with the organizations of CMEA countries found application only in the field of technical cooperation between production enterprises. The activities of the Chuvash regional branch of the Society of Soviet-Hungarian Friendship played an important role in the development of direct cooperative links between Chuvashia's industry and the socialist countries abroad. This feature largely determined the geography of direct links development between the enterprises of Chuvashia by the space of the Heves region of the Hungarian People's Republic. Despite its prospects, direct cooperation between the scientific and production organizations of the Chuvash Autonomous Soviet Socialist Republic and CMEA countries did not bring considerable results in the field of scientific and technical cooperation. This can be explained both by contradictoriness of economic reforms carried out and by growing crisis trends in relations of the Commonwealth countries by 1991. At the same time, previous forms of cooperation, organized through international organizations of the Council countries as well as through sectoral and intersectoral interaction of CMEA countries for some time demonstrated their efficiency. However, they lost their effectiveness by 1991 due to the gradual destruction of the economic bloc.

References

1. Gosudarstvennyi arkhiv sovremennoi istorii Chuvashskoi Respubliki. Fond 1 [State Archive of Contemporary History of the Chuvash Republic. Archive 1].

2. Il'in M.S. Kompleksnaya programma nauchno-tekhnicheskogo progressa stran SEV [Comprehensive Program of Scientific and Technological Progress of the CMEA countries]. Moscow, Znaniye Publ., 1987, 61 p.

3. Rossiiskii gosudarstvennyi arkhiv ekonomiki. Fond 419. Opis' 1. Dokument 4046. List 39-72 [Russian State Archives of Economics. Archive 419. Anagraph 1. Document 4046. pp. 39-72].

4. Rossiiskii gosudarstvennyi arkhiv ekonomiki. Fond 419. Opis' 2 [Russian State Archives of Economics. Archive 419. Anagraph 2].

5. Strany SEV: pryamye svyazi i tovarno-denezhnye instrumenty [The CMEA countries: direct communications and commodity-money instruments]. Moscow, Nauka Publ., 1989, 160 p.

6. Fedin S.Yu. Yakushin A.B. Problemy koordinatsii mezhotraslevykh vzaimodeistvii pri realizatsii KP-NTP stran-chlenov SEV [Problems of coordination of interbranch interactions in the implementation of the Comprehensive Program of Scientific and Technical Progress of the CMEA Member Countries]. Puti k tekhnologicheskomu sotrudnichestvu (tendentsii 80-kh godov): sb. st. [Ways of technological cooperation (trends of 80s). A collection of articles]. Moscow, Nauka Publ., 1990, pp. 33-49.

7. Shirokov O.N. Mezhdunarodnaya ekonomicheskaya integratsiya respublik Volgo-Vyatskogo ekonomicheskogo raiona v 1949-1991 gg.: istoricheskii opyt [International economic integration of the republics of the Volga-Vyatka economic region in 1949-1991: historical experience]. Cheboksary, Interactive Plus Publ., 2013, 176 p.

8. Shirokov O.N. Metody krizisnogo upravleniya SEV v period perestroiki [Methods of crisis management of CMEA in the period of perestroika]. Problemy sotsial'noi, ekonomicheskoi i politicheskoi Rossii XVIII - nachala XXI veka v istoriograficheskikh traditsiyakh regiona: Smirnovskie chteniya: sb. st. Vseros. nauch. konf. [Proc. of Rus. Conf. «Problems of social, economic and political Russia of the XVIII - beginning of the XXI century in the historiographic traditions of the region: Smirnov's readings»]. Cheboksary, 2012, Chuvash State University Publ., pp. 153-163.

9. Shirokov O.N. Tseli i funktsii SEV v nachal'nyi period razvitiya [The aims and functions of CMEA in the initial period of development]. Vestnik Chuvashskogo universiteta, 2006, no. 3, pp. 64-70.

KOZLOV ANDREY - History Teacher, Secondary School № 14, Russia, Novocheboksarsk (ndrkozlov@rambler.ru).

Ссылка на статью: Козлов А. А. Научно-технические связи промышленных предприятий и научно-исследовательских организаций Чувашской АССР и социалистических стран в период кризиса СЭВ (1985-1991 гг.) // Вестник Чувашского университета. - 2017. - № 4. - С. 118-124.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.