Научная статья на тему 'Научно-ролевая игра в курсе иностранного языка для магистрантов'

Научно-ролевая игра в курсе иностранного языка для магистрантов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
203
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Journal of Siberian Medical Sciences
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РОЛЕВАЯ ИГРА / ОБУЧЕНИЕ ДИСКУТИРОВАНИЮ НА ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ / ИНОЯЗЫЧНАЯ ПОДГОТОВКА МАГИСТРОВ / FOREIGN-LANGUAGE TRAINING OF MASTER'S DEGREE STUDENTS / TRAINING IN FOREIGN LANGUAGE DISCUSSION / ROLE-PLAYING GAME

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Галанова Ольга Александровна

Ролевые игры обладают большим обучающим потенциалом и всё чаще используются как интерактивный лингводидактический прием в курсе иностранного языка для студентов неязыковых вузов. Направленность на формирование методологических и предметных знаний, интеллектуальных умений и гуманитарных ценностей делает использование научно-ролевых игр особенно плодотворным для обучения дискуссионному взаимодействию на иностранном языке в курсе магистерской подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCIENTIFIC ROLE-PLAYING GAME IN FOREIGN LANGUAGE STUDY FOR MASTER’S DEGREE STUDENTS

Role-playing games possess high training potential and are even more often used as interactive lingvodidactic device in the course of foreign language for students of not language higher education institutions. The orientation on formation of methodological and subject knowledge, intellectual abilities and humanitarian values makes the usage of scientific role-playing games especially fruitful for training in debatable interaction in foreign language in the course of master’s degree training.

Текст научной работы на тему «Научно-ролевая игра в курсе иностранного языка для магистрантов»

№ 6 - 2013 г. 13.00.00 педагогические науки

УДК 371.315:802/806

НАУЧНО-РОЛЕВАЯ ИГРА В КУРСЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА ДЛЯ МАГИСТРАНТОВ

О. А. Галанова

ФГБОУ ВПО «Томский политехнический университет» (г. Томск)

Ролевые игры обладают большим обучающим потенциалом и всё чаще используются как интерактивный лингводидактический прием в курсе иностранного языка для студентов неязыковых вузов. Направленность на формирование методологических и предметных знаний, интеллектуальных умений и гуманитарных ценностей делает использование научно-ролевых игр особенно плодотворным для обучения дискуссионному взаимодействию на иностранном языке в курсе магистерской подготовки.

Ключевые слова: ролевая игра, обучение дискутированию на иностранном языке, иноязычная подготовка магистров.

Галанова Ольга Александровна — кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков Энергетического института ФГБОУ ВПО «Томский политехнический университет», рабочий телефон: 8 (3822) 563-423, e-mail: [email protected]

Иноязычная подготовка к профессиональной деятельности в вузе открывает широкий простор применению игровых методик. Игра как деятельность, в которой воссоздаются социальные отношения между людьми вне условий непосредственной деятельности, подробно охарактеризованная в фундаментальном труде Д. Б. Эльконина [1], не утрачивает своего значения с увеличением количества прожитых лет играющих. Сейчас, когда колоссальный объём всё возрастающей информации зачастую сковывает активность студентов, превращая их в пассивных реципиентов информации, именно игровые методики способны интенсифицировать процесс обучения иностранному языку, гармонизируя процесс соединения научных, предметных знаний, интерактивную сферу деятельности и овладение обучающимися духовными ценностями.

В игре органично сочетаются необходимая мотивация, нацеленная на будущую профессиональную деятельность, высокий эмоциональной тонус, межличностное и внутригрупповое взаимодействия, использование реальных ситуаций в процессе игровой деятельности, конкретные и актуальные для студентов цели и задачи, роли, которые позволяют участникам игры преподносить себя в качестве представителей иных лингвосоциумов и культур, применение на практике знаний о невербальном общении и т. п. Ролевая игра базируется на представлении о типичных ролях человека в общении

и соответственно определённой детерминированности общения взятыми на себя личностью ролями.

В основе современных представлений о ролях в деловом общении лежит идея К. Г. Юнга о психологических типах, непосредственно связанных со структурой психики. По К. Г. Юнгу, каждый человек обладает чертами, свойственным определенным типам, являющимся основой, неким каркасом личности. Также К. Г. Юнгом было введено понятие психологических функций. Они находят своё выражение в том, что одни люди лучше оперируют логической информацией (рассуждения, умозаключения, доказательства), а другие — эмоциональной (отношения людей, их чувства, установки и т. д.). Одни обладают более развитой интуицией (предчувствие, целостное схватывание информации), другие — более развитыми ощущениями. На этом основании К. Г. Юнг выделил четыре базовые функции: мышление, чувство, интуицию, ощущение. Мышление — это психологическая функция, которая приводит данные содержания представлений в понятийную связь. Мышление занято истинностью и основано на внеличных, логических, объективных критериях. Чувство, наоборот, является функцией, придающей определённому содержанию известную ценность в смысле принятия или отвержения его. Чувство основано на оценочных суждениях [2].

Очень ценной для организации обучающих игр в иноязычной вузовской подготовке является идея об основных ролях менеджеров, которая была предложена М. Белбиным. М. Белбин выделил следующие роли: генератор идей, исследователь ресурсов, координатор, мотиватор, аналитик, вдохновитель команды, реализатор, контролер, специалист. Роли несут важную информацию о функциональной характеристике участников взаимодействия. Так, генератор идей — это оригинальный мыслитель, который дает жизнь новым идеям. Исследователь ресурсов так же, как и генератор идей, в состоянии привнести новые идеи в группу, но эти идеи будут заимствованы извне благодаря широким контактам исследователя. Координатор — это обычно формальный лидер группы, который руководит и направляет группу в необходимую сторону для достижения целей. Координатор может заранее определить, кто из работников подходит для выполнения поставленных задач. Обычно он очень спокойный, уверенный и распорядительный человек. Мотиватор — это энергичный человек, который может претворять идеи в жизнь, поскольку он видит мир как проект, требующий внедрения. Он — «мотор» группы, обычно бывает уверенным, динамичным, эмоциональным и импульсивным. Аналитик или критик (другая характеристика этой роли) оценивает предложения и занимает позицию наблюдателя за продвижением идеи. Он не дает группе двигаться неправильным путем. Обычно это человек осмотрительный, бесстрастный, имеет аналитический склад ума. Вдохновитель команды стремится объединять коллег и вносить гармонию в отношения между членами группы. Он занимает позицию понимающего чужие проблемы, стремится помочь и сглаживает конфликты. «Реализатор», по М. Белбину, может преобразовать стратегический план в конкретные управленческие задачи, которые доступны для решения. Этот человек — хороший организатор, методичный и прагматичный, он хорошо идентифицируется с группой. Контролер умеет создавать хорошие отчеты о работе группы. Он озабочен точным выполнением взятых обязательств, заставляет придерживаться точного расписания дел и старается не упускать из виду даже мелких деталей. И, наконец, специалист-профессионал, самостоятелен и стремится стать экспертом в своей области. Он обладает умениями профессиональной экспертизы и знаниями, гордится своей работой [3].

Описанные выше типологии обладают большим дидактическим потенциалом.

Возможность его реализации мы покажем на примере научно-ролевой игры.

Научно-ролевая игра отражает распределение ролей в межсубъектном взаимодействии в ситуациях общения в сфере науки. Она воспроизводит условия и отношения реальной профессиональной деятельности в сфере науки и относится к профессиональным играм, получившим подробное описание в работах Н. В. Борисовой, А. А. Вербицкого, Ю. С. Арутюнова, Ю. М. Жукова, Л. А. Петровской, Г. П. Щедровицкого и др. Такие игры моделируют взаимосвязь будущей профессиональной деятельности и развития мышления студентов, что позволяет говорить о такой важной характеристике коммуникативного обучения как контекстность [4].

Так, научно-ролевая игра, отражающая контекст научной дискуссии, содержит стандартный набор ролей, задающих основные функции участников дискуссии, таких как «Ведущий дискуссии», «Докладчик», «Оппонент», «Психолог», «Эксперт», «Логик» и т. д. Для повышения уровня мотивированности обучающихся этот перечень следует дополнить такими личностно ориентированными ролями, как «Студент пятого курса, ещё не выработавший точку зрения на проблему, но проявляющий к ней интерес как к теме научных разработок кафедры», «Выпускник Томского политехнического университета, работающий технологом на совместном предприятии — потенциальном потребителе данного научного продукта» и т. д. При распределении ролей необходимо учитывать психологический склад личности студентов. Например, в начале курса роль логика следует давать рассудительному студенту, а роль психолога — студенту сенситивного типа характера, внимательному к проявлению реакций других. Затем по мере формирования умений дискуссионного общения следует стремиться к овладению каждым студентом по возможности всем ролевым репертуаром. Необходимо стремиться к динамичному распределению научных ролей для того, чтобы ролевой спектр студента содержал их как можно больше, поскольку в этом случае личность студента обретает те качества, которые понадобятся обучающемуся не только в условиях квазинаучного общения на занятиях в рамках курса иностранного языка, но и в реальном научном общении.

А. А. Вербицким были сформулированы 5 психолого-педагогических принципов, которые отражают сущность игрового процесса обучения: принцип имитационного моделирования содержания профессиональной деятельности и игрового моделирования условий и динамики производства, принцип проблемности содержания и процесса его развёртывания в познавательной деятельности участников в условиях ролевого взаимодействия, принцип совместной деятельности участников в условиях ролевого взаимодействия. Принцип диалогического общения и взаимодействия партнёров по игре как необходимое условие учебных задач и принцип двуплановости игровой учебной деятельности, согласно которому достижение игровых целей служит средствам реализации целей обучения и развития личности обучаемого. Эти принципы присущи в той или иной степени всем игровым методам, но степень детализации, выраженности того или иного принципа может быть различной [4].

В описываемой нами научно-ролевой игре «Научная дискуссия» детализируется, в первую очередь, совместная деятельность её участников в условиях ролевого взаимодействия, проблемность содержания в их познавательной деятельности, диалогическое общение и взаимодействие партнёров как необходимое условие решения учебных задач. Такая детализация объясняется природой моделируемого объекта — научной дискуссии, которая является формой группового, коллективного взаимодействия представителей интеллектуального труда: разработчиков научного продукта,

производителей инновационной техники, учебно-научных кадров с целью решения теоретических и практических задач, а также задач обучения в режиме непрерывного диалога в качестве необходимого условия разрешения познавательных проблем.

Магистрантам предлагается 7 различных ситуаций дискуссионного общения:

1. научно-практический семинар;

2. научно-практическая конференция;

3. обсуждение-презентация научного продукта (прибора, технологии, монографии и т. д.);

4. встреча и обсуждение проблем сотрудничества различных научных коллективов;

5. обсуждение проблем внедрения инноваций в производство между разработчиками и представителями фирм;

6. «круглый стол» по социальным проблемам науки;

7. научный симпозиум.

В каждом цикле происходит игровое моделирование ситуации научной дискуссии с постепенным усложнением её структуры.

Информирующе-организационный этап научно-ролевой игры соответствует стадии накопления информации и ознакомительной стадии при подготовке научной дискуссии. Он очень значим, поскольку одной из важнейших функций дискуссии является информационно-коммуникативная функция. Этап содержит упражнения в чтении и аудировании с целью последующего говорения. Здесь происходит наряду с отбором информационных материалов ознакомление со сценарием, распределение ролей, обусловленное ролью определение функций каждого участника научной дискуссии, составление общей схемы действий каждого студента.

Этап структурно-композиционных упражнений при подготовке научно-ролевой игры содержит речевые упражнения в диалогическом и монологическом говорении. Он является необходимым для формирования и развития умений выстроить монологическое высказывание необходимой в ситуации степени развёрнутости или реплику в диалоге так, чтобы она составила единое смысловое целое с репликами партнёров в дискуссии. Наряду с информационно-коммуникативной функцией научной дискуссии здесь проявляется действие экспликационной функции, состоящей в уточнении, выяснении, конкретизации понятий, проблем, точек зрения и методов решения.

На этапе коммуникативно-речевых упражнений происходит разыгрывание речевых социальных контактов и ситуаций, релевантных для предстоящей научно-ролевой игры. Этот этап научно-ролевой игры соответствует стадии аргументации и доказательства научной дискуссии и имеет большое значение для достижения результата дискуссионного общения. От того, насколько доказательно и убедительно будет обосновано мнение и привлечены соответствующие аргументы участниками, насколько грамотно они умеют делать вывод, обобщая сказанное ими самими или партнёрами, насколько они умеют понять, осмыслить и принять новое, чужое, увидеть общее, что определяет партнёров, зависит исход дискуссии. На этом этапе в основном реализуются аксиологическая и эвристическая функции научной дискуссии, заключающиеся в положительном или отрицательном оценивании мнений участников и возможности получения нового знания, которого не было до дискуссии.

На заключительном этапе происходит конкретизация сценария и схемы действия каждого магистранта в нём в соответствии с ролевым репертуаром и интенциями личностно-ориентированного общения участников. Последний, завершающий этап,

представляет собой практику иноязычного общения в ходе реализации научно-ролевой игры.

Предлагаемое применение научно-ролевой игры как модели социальных отношений в сфере науки позволяет студентам развивать иноязычную межкультурную компетенцию. Таким образом, научно-ролевая игра предстаёт как интерактивный лингводидактический прием в курсе иностранного языка для магистрантов, направленный на успешную социализацию молодых научных кадров.

Список литературы

1. Эльконин Д. Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин. — 2-е изд. — М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. — 360 с.

2. Юнг К. Г. Психологические типы / К. Г. Юнг. — СПб. : «Ювента» ; М. : «Прогресс-Универс», 1995. — 104 с.

3. Белбин P. М. Типы ролей в командах менеджеров / Р. М. Белбин. — М. : Hippo, 2003. — 232 с.

4. Вербицкий А. А. Обучение в высшей школе: контекстный подход / А. А. Вербицкий. — М. : Высшая школа, 1991. — 207 с.

SCIENTIFIC ROLE-PLAYING GAME IN FOREIGN LANGUAGE STUDY FOR MASTER'S DEGREE STUDENTS

O. A. Galanova

FSBEIHPE «Tomsk polytechnical university» (Tomsk c.)

Role-playing games possess high training potential and are even more often used as interactive lingvodidactic device in the course of foreign language for students of not language higher education institutions. The orientation on formation of methodological and subject knowledge, intellectual abilities and humanitarian values makes the usage of scientific role-playing games especially fruitful for training in debatable interaction in foreign language in the course of master's degree training.

Keywords: role-playing game, training in foreign language discussion, foreign-language training of master's degree students.

About authors:

Galanova Olga Aleksandrovna — candidate of pedagogical sciences, assistant professor of foreign languages of Power institute at FSBEI HPE «Tomsk polytechnical university», office phone: 8 (3822) 563-423, e-mail: [email protected]

List of the Literature:

1. Elkonin D. B. Game psychology / D. B. Elkonin. — 2nd iss. — M.: Humanit. publ. center VLADOS, 1999. — 360 P.

2. Jung K. G. Psychological types / K. G. Jung. — SPb.: «Yuventa»; M.: «Progress-Univers», 1995. — 104 P.

3. Belbin P. M . Types of roles in teams of managers / R. M. Belbin. — M.: Hippo, 2003. — 232 P.

4. Verbitsky A. A. Training at the higher school: contextual approach / A. A. Verbitsky. — M.: The higher school, 1991. — 207 P.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.