Научная статья на тему 'НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ'

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
60
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Узбекистан / государство / местные органы / механизмы / государственное регулирование / региональное развитие / экономико-финансовые механизмы / организационно-правовые механизмы
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ»

Отабоев Ш.Х.

доктор философии по экономическим наукам (PhD), в.н.с. Института прогнозирования и макроэкономических

исследований при Министерстве экономического развития и сокращения бедности Республики Узбекистан

otaboyevsh@mail.ru

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

Ключевые слова: Узбекистан, государство, местные органы, механизмы, государственное регулирование, региональное развитие, экономико-финансовые механизмы, организационно-правовые механизмы.

Государство и местные органы управления играют важную роль в обеспечении комплексного социально-экономического развития регионов. Опыт развитых (Германия, Италия, Франция, Нидерланды, Испания, США) и развивающихся стран (Китай, Бразилия, Индия, Чехия) мира, а также стран СНГ (Россия, Казахстан) показывает снижение прямого вмешательства государства в регулирование сбалансированного социально-экономического развития регионов, повышение роли рыночных механизмов, снижение роли центральных органов государственной власти и возрастающую роль местных органов в реализации региональной политики.

Приоритетными направлениями региональной политики ЕС на 2020 год и последующие годы обозначены обеспечение сбалансированного развития регионов за счет финансовой поддержки территорий с относительно низким уровнем экономического развития, а также повышение качества управления и роли органов на местном уровне в обеспечении их устойчивого развития1. Это свидетельствует об усилении влияния целевых инструментов и других современных методов в регулировании сбалансированного развития регионов.

С 2017 г. в Узбекистане начался качественно новый этап в развитии и регулировании экономики регионов. В комплексном социально-экономическом развитии районов и городов широко используются различные методы регулирования, такие как расширение доходной базы местных бюджетов, создание особых зон, разработка программ комплексного развития районов и городов, организация кластеров и т. д. В результате этого обеспечено снижение территориальной асимметрии, формируются конкурентный потенциал и преимущества, что, в свою очередь, даст возможность повышения конкурентоспособности регионов страны2.

С целью совершенствования территориальной структуры экономики Узбекистана, а также комплексного и сбалансированного социально-экономического развития областей, районов и городов определены следующие приоритетные направления:

- обеспечение комплексного и эффективного использования природного, минерально-сырьевого, промышленного, сельскохозяйственного, туристского и трудового потенциала каждого региона для ускорения социально-экономического развития, повышения уровня занятости и доходов населения;

- сокращение дифференциации в уровне социально-экономического развития регионов за счет расширения масштабов модернизации и диверсификации экономики территорий, ускоренного развития отстающих районов и городов, прежде всего, посредством наращивания их промышленного и экспортного потенциала;

- активное развитие малых городов и поселков городского типа за счет создания в них новых промышленных производств и сервисных центров, создание малых промышленных зон, привлечение средств крупных хозяйственных объединений, кредитов банков и частных иностранных инвестиций;

- сокращение субвенционных районов и городов, расширение доходной базы местных бюджетов за счет ускоренного развития промышленности и сферы услуг;

- дальнейшее развитие и модернизация производственной, инженерно-коммуникационной и социальной инфраструктуры территорий для создания благоприятных условий размещения промышленных и других производственных объектов, широкого развития частного предпринимательства и улучшения условий жизни населения3.

В условиях Узбекистана для обеспечения комплексного и сбалансированного развития территорий применяется ряд механизмов и инструментов, успешно используемых в зарубежной практике. Механизмы государственного регулирования сбалансированного развития территорий, используемые в Узбекистане, представлены на рис. 1.

1 Begg I. Innovative Directions for EU Cohesion Policy after 2020 // CESifo Forum. 2018. - https://www.cesifo-group.de/DocDL/ CESifo-Forum-2018-l-Begg-EU-Cohesion-Policy-march.pdf

2 Мамадалиева Э. Асимметрия в социально-экономическом развитии регионов Узбекистана // Большая Евразия: Развитие, безопасность, сотрудничество. Ежегодник. - М.: ИНИОН РАН, 2020. - Вып. 3, ч. 1. - С. 589-864.

Указ Президента Республики Узбекистан от 7.02.2017 г. № УП-4947 «О Стратегии действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан». - https://lex.uz/docs/3107042

Источник: составлено автором на основе проведенных исследований.

Рисунок 1.

Механизмы государственного регулирования сбалансированного развития территорий

Результаты оценки механизмов государственного регулирования развития регионов показывают, что их масштабы и применение на практике за годы реформ в Узбекистане были на разном уровне. На новом этапе реформ (с 2017 г.) в решении вопросов обеспечения развития территорий возросло участие государства (табл. 1).

Таблица 1

Результаты использования инструментов развития регионов в Узбекистане

№ Инструменты государственного регулирования Годы В кратко- и среднесрочной перспективах

1991-2015 | 2016-2020

I. Экономико-финансовый механизм

1 Реализация бюджетно-налоговой политики +++ ++ +

2 Реализация инвестиционных программ ++ +++ +++

3 Стимулирование развития отстающих регионов и территорий со сложной экологической обстановкой + ++ +++

II. Организационно-правовой механизм

4 Принятие региональных программ развития + +++ ++

5 Принятие концепций и стратегий регионального развития - + ++

6 Создание специальных зон + +++ +++

7 Создание кластеров - ++ +++

8 Принятие нормативных актов, направленных на проведение институциональных изменений в региональном управлении + +++ +++

Ш. Роль местных органов власти

9 Повышение результативности деятельности местных хокимиятов + ++ +++

10 Укрепление доходной базы местных бюджетов, повышение полномочий в привлечении иностранных инвестиций + ++ +++

11 Утверждение региональных программ развития местными хоки-миятами - + +++

Примечание: Уровень использования:

"-" - не использовано; "+" - низкий;

"++" - средний; "+++" - высокий.

Источник: Составлено автором с использованием метода экспертной оценки на основе анализа и мониторинга нормативно-правовых документов.

Реализация бюджетно-налоговой политики и ее либерализация. Бюджетно-налоговая политика важна для развития территорий, социальной защиты различных слоев населения, покрытия расходов органов местного управления, направленных на сбалансированное и устойчивое развитие регионов.

В целях совершенствования и либерализации налогово-бюджетной политики в новый период реформ реализуется ряд мер по увеличению доходной базы местных бюджетов за счет сохранения отдельных видов налогов (единый налоговый платеж, имущественный и земельный налог для физических лиц и др.), а также отчисления части доходов, превышающих прогнозные параметры, в местный бюджет.

Разработка и реализация инвестиционных программ. В улучшении социальной инфраструктуры регионов, эффективном решении проблем, накопившихся в данной сфере, целенаправленном развитии производственной инфраструктуры возрастает роль инвестиционных программ, реализуемых непосредственно на территориях (местах).

Учитывая требования нового этапа реформ, необходимо применять новые методы управления, совершенствовать процесс мониторинга инвестиционной программы, начиная с ее формирования и заканчивая средне- и долгосрочным планированием, внедрять современные информационно-коммуникационные технологии. С 2020 года в стране введено утверждение и реализация инвестиционных программ сроком на 3 года с ежегодной их корректировкой. Введенный порядок позволит в полной мере реализовать концепции регионального развития, улучшить состояние социальной и производственной инфраструктуры территорий, обеспечить сбалансированное и комплексное развитие, а также стратегическое планирование районов и городов.

Стимулирование развития отстающих регионов со сложной экологической обстановкой. Одним из важных направлений региональной политики, проводимой государством, является поддержка слаборазвитых территорий, выделение им дополнительных финансовых ресурсов. В этом плане принята Государственная программа развития регионов Приаралья на 2017-2021 годы1, направленная на поддержку регионов со сложными климатическими и экологическими условиями (Республика Каракалпакстан и Хорезмская область), улучшение условий и качества жизни населения.

Для смягчения экологической напряженности и устойчивого социально-экономического развития на территории Приаралья необходима дальнейшая реализация широкомасштабных программ и мер, направленных на восстановление экологического равновесия, сохранение водного баланса и биологических ресурсов региона, поддержание экономической и социальной сферы2.

В целом, в ближайшее время поддержка отсталых территорий останется важным направлением территориальной политики государства, предусматривающая выравнивание социального и экономического положения, смягчения отрицательных воздействий в постпандемический период, устранение факторов, сдерживающих экономический рост в регионах.

Разработка и реализация программ регионального развития. В Узбекистане широко используются программы, направленные на регулирование социально-экономического развития регионов, повышения потенциала в отдельных отраслях и секторах экономики территорий (районов и городов).

С 2016 года эффективность региональных программ обусловлена ускорением процессов их разработки, утверждения и качественной реализации на местах. Продолжительность программ регионального развития в настоящей время рассчитана на среднесрочную перспективу (3-5 лет). Программы включают социально-экономическое развитие регионов, дополнительные меры по дальнейшему повышению уровня жизни населения Республики Каракалпакстан, 12 областей и города Ташкент, городов и районов.

В частности, за 2016-2020 годы принято более 100 решений Президента и Правительства Республики Узбекистан по комплексному социально-экономическому развитию, повышению экономического потенциала территорий страны на уровне регионов, городов и районов.

Разработка и реализация концепций и стратегий регионального развития. Государственная поддержка является важным инструментом стратегического планирования, направленным на управление и регулирование комплексного социально-экономического развития регионов, определение долгосрочных стратегических видений, приоритетов, целей и задач. Наличие концепций и стратегий долгосрочного развития регионов открывает широкие возможности для:

- выявления тенденций развития районов и городов, оценивающих преимущества, недостатки, возможности и риски в развитии, природный и экономический потенциал, роль и статус региона в экономике страны;

- ускорения массового привлечения иностранных инвестиций и международных грантов в экономику региона;

- обеспечения наиболее полного представления о состоянии, потенциале и будущем развитии экономики региона для представителей государственного и частного секторов, субъектов предпринимательства;

- обоснования выбора наиболее значимых и перспективных проектов и мероприятий, реализуемых на национальном уровне и организациями;

- формирования инструментария в управлении региональной экономикой, регулировании социально-экономического и сбалансированного развития, реализации региональной политики и др.

Создание и развитие особых экономических зон. Организация производства - один из наиболее широко применяемых на практике методов эффективного использования и развития регионального потенциала. Согласно Закону Республики Узбекистан «О специальных экономических зонах»3 в Узбекистане широкое развитие получили следующие типы особых экономических зон: свободные экономические, специальные научно-технологические, турист-ско-рекреационные, особые промышленные зоны, в том числе малые, а также зоны свободной торговли.

1 Постановление Президента Республики Узбекистан от 18.01.2017 г. «О Государственной программе по развитию региона Приаралья на 2017-2021 годы» №ПП-2731. - https://lex.uz/docs/3099707

2 Якубова Э.Т., Валиев Б.Б. Перспектива социально-экономического развития регионов Приаралья. Сборник «Экологическая безопасность промышленных регионов. III Уральский международный экологический конгресс» / Ред. колл.: Семячков А.И., Игнатьева М.Н. 2015. - С. 287-290.

3 Закон Республики Узбекистан от 17.02.2020г. «О специальных экономических зонах» № ЗРУ-604. - https://lex.uz/docs/ 4737514.

Так, новый этап в социально-экономическом развитии территорий характеризуется организацией и эффективной деятельностью свободных экономических и малых индустриальных зон, предусматривающих рациональное использование потенциала регионов, повышение промышленного потенциала на основе внедрения высоких технологий. В результате, количество действующих свободных экономических зон в стране превысило 22, а количество малых промышленных зон достигло 168, и в этом направлении работа продолжается.

Создание и развитие кластеров. В развитии экономики регионов возрастает роль кластеров, целью которых является рациональное и комплексное использовании потенциала территорий (сельскохозяйственного, промышленного, инвестиционного, трудового), повышение уровня занятости и доходов населения. В отечественной практике развитие получили хлопково-текстильные, плодоовощные и прочие агропромышленные кластеры. Вместе с тем перспектива развития кластеров, включающих выращивание сельскохозяйственной продукции, глубокую ее переработку и реализацию, предусматривает создание благоприятных условий и возможностей взаимовыгодного сотрудничества бизнеса и науки, а также совершенствование нормативно-правовой базы.

В целом, в среднесрочной и долгосрочной перспективе повышение роли местного управления в комплексном социально-экономическом развитии регионов останется одним из приоритетов либерализации экономики страны. Реализация данного приоритета позволит повысить эффективность местного управления, укрепить доходную базу местных бюджетов, расширить их полномочия по привлечению иностранных инвестиций. Помимо перечисленного, приоритетом среднесрочной региональной политики останется формирование единой экономической системы за счет адресной поддержки отсталых территорий, создания особых зон, кластеризация экономики региона, являющихся эффективными способами организации производства и регулирования территориального развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.