Научная статья на тему 'ПРИОРИТЕТНЫЕ ВОПРОСЫ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ДОХОДНОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНА'

ПРИОРИТЕТНЫЕ ВОПРОСЫ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ДОХОДНОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНА Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
144
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
доходный потенциал региона / местные бюджеты / доходы местных бюджетов / субвенционные районы / стратегия развития доходного потенциала региона. / income potential of the region / local budgets / revenues of local budgets / subvention areas / strategy for the development of the income potential of the region.

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Х.А. Кабулов

В статье рассматриваются приоритеты развития доходного потенциала регионов с точки зрения автора. По результатам проведенных научных исследований в рамках данной тематики получен ряд научных результатов, которые имеют важное значение в государственной политике по стратегии развития доходного потенциала регионов Республики Узбекистан и эффективного управления местными финансами в современных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRIORITY ISSUES OF THE STRATEGY FOR DEVELOPING THE INCOME POTENTIAL OF THE REGION

The article examines the priorities of the development of the income potential of the regions from the point of view of the author. Based on the results of scientific research carried out within the framework of this topic, a number of scientific results have been obtained that are important in state policy on the strategy of developing the income potential of the regions of the Republic of Uzbekistan and effective management of local finances in modern conditions.

Текст научной работы на тему «ПРИОРИТЕТНЫЕ ВОПРОСЫ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ДОХОДНОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНА»

ПРИОРИТЕТНЫЕ ВОПРОСЫ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ДОХОДНОГО

ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНА

Х.А. Кабулов, канд. экон. наук Ташкентский финансовый институт (Узбекистан, г. Ташкент)

DOI: 10.24411/2411-0450-2020-10709

Аннотация. В статье рассматриваются приоритеты развития доходного потенциала регионов с точки зрения автора. По результатам проведенных научных исследований в рамках данной тематики получен ряд научных результатов, которые имеют важное значение в государственной политике по стратегии развития доходного потенциала регионов Республики Узбекистан и эффективного управления местными финансами в современных условиях.

Ключевые слова: доходный потенциал региона, местные бюджеты, доходы местных бюджетов, субвенционные районы, стратегия развития доходного потенциала региона.

Решение проблем, связанных с разработкой стратегии развития доходного потенциала региона в Республике Узбекистан позволяет обеспечить реализацию политики равномерного социально-экономического развития регионов в целях обеспечения инклюзивности экономического роста страны и его вступления в ряды стран с доходами выше среднего уровня.

В пункте 3.5 «Комплексное и сбалансированное социально-экономическое развитие регионов, районов и городов, оптимальное и эффективное использование их потенциала» «Стратегия действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан на 2017-2021 годы» поставлены такие актуальные задачи, как:

- обеспечение комплексного и эффективного использования природного, минерального, промышленного, сельскохозяйственного, туристического и трудового потенциала каждого региона для ускорения социально-экономического развития, повышения уровня занятости и доходов населения;

- снижение дифференциации уровня социально-экономического развития;

- экономическое развитие регионов за счет расширения масштабов модернизации и диверсификации экономики территорий, ускоренного развития относительно отстающих регионов и городов, прежде все-

го за счет увеличения их промышленного и экспортного потенциала;

- активное развитие малых городов и поселков городского типа за счет создания в них новых производственных предприятий и сервисных центров, создания малых промышленных зон, привлечения средств крупных бизнес-ассоциаций, банковских кредитов и частных иностранных инвестиций;

- сокращение субвенций в районах и городах, расширение доходной базы местных бюджетов за счет ускоренного развития в них промышленности и сферы услуг;

- дальнейшее развитие и модернизация производственной, инженерной, коммуникационной и социальной инфраструктуры территорий с целью создания благоприятных условий для размещения промышленных и других производственных объектов, повсеместного развития частного предпринимательства и улучшения условий жизни населения и т.д. [1].

Отсутствие в регионах комплексного подхода к формированию и использованию финансовых потоков в первую очередь связано с отсутствием в большинстве государственных документов региональных разделов, где финансовые составляющие прописаны ограниченно [2]. Кроме того, наблюдается недооценка отдельных элементов доходного потенциала региона, поскольку в настоящее время основной упор делается на формирование и исполь-

зование бюджетного и налогового потенциала при полном игнорировании и слабости потенциала кредитных и страховых организаций, инвестиционных компаний, и фонды, а также население. В результате разработанные программы и стратегии регионального развития часто оказываются финансово необеспеченными [3].

Поощрение ресурсов и возможностей для эффективного использования доходного потенциала регионов станет важным фактором обеспечения стабильно высоких темпов экономического развития страны. В долгосрочной перспективе региональный фактор является ключом к решению наиболее актуальных социально-экономических проблем повышения благосостояния населения, увеличения доходов и занятости, обеспечения социальной стабильности и продовольственной безопасности, удовлетворения потребностей населения в товарах и услугах первой необходимости, расширения экономического и экспортного потенциала.

В последние годы были предприняты масштабные меры по модернизации и диверсификации экономики в регионах Узбекистана, созданию новых мощностей, учету местных ресурсов и потенциала, созданию стабильной базы для инвестиций и предпринимательства, улучшению качества и условий жизни. Помимо экономически развитых регионов основной упор делается на активизацию предпринимательской деятельности и вовлечение в производство местного сырья менее развитых регионов, экономика ориентирована на аграрный сектор. Успешная реализация этих задач, в свою очередь, требует разработки методологии и стратегии развития для формирования доходного потенциала региона.

В свою очередь, для успешной реализации этих задач требуется разработка стратегии развития доходного потенциала региона.

В то же время формирование и эффективное управление доходным потенциалом региона связано с рядом проблем социально-экономического развития регионов. Основные из них:

1. Территориальная асимметрия из-за низкого уровня социально-экономического развития Наманганской, Сурхандарьин-ской и Ферганской областей (межрегиональная дифференциация в 4,0 раза).

2. Низкая индустриализация экономики Бухарской, Джизакской, Наманганской, Сурхандарьинской, Хорезмской областей (доля промышленности в ВРП регионов не превышает 15%).

3. Недостаточная диверсификация экономики и высокая зависимость большинства регионов от производства и экспорта того или иного вида продукции. Одностороннее развитие хлопкоочистительной и мукомольной промышленности в Хорезмской, Сырдарьинской, Бухарской, Джизак-ской областях является следствием недиверсификации производства в этих регионах.

4. Диспропорции в технологической структуре промышленности региона являются следствием сохраняющейся высокой доли сырья и низкотехнологичной продукции в Республике Каракалпакстан, Джизакской, Кашкадарьинской, Сырдарь-инской, Ташкентской, Наманганской, Самаркандской и Сурхандарьинской областях.

5. Низкий уровень технической оснащенности, препятствующий эффективному развитию сельского хозяйства, высокая стоимость сельхозтехники, не позволяющая обновлять основные фонды (в среднем по республике 2/3 сельхозтехники физически и морально изношены; уровень обновления не более 2% в год).

6. Недостаточное развитие сельхозпере-работки. Самый низкий уровень переработки отмечен в Республике Каракалпак-стан, Хорезмской, Сурхандарьинской, На-воийской и Сырдарьинской областях.

7. Нерациональное использование посевных площадей. Более 17% посевных площадей не используется в сельскохозяйственном производстве республики из-за засоления и низкого бонитета почв, особенно в Хорезмской области и Республике Каракалпакстан.

8. Неравномерное распределение производительных сил отражается в межрегиональном неравенстве. Из-за слабой ин-

вестиционной привлекательности, предпринимательской активности, расположения производственных мощностей и оказания услуг около 32 регионов Узбекистана менее развиты в социально-экономическом плане.

Для устранения вышеперечисленных проблем необходимо решить вопросы, связанные с развитием инфраструктуры, особенно в сельской местности, повысить инвестиционную привлекательность и местную инициативу регионов, организовать глубокую переработку местного сырья и ресурсов, создать новые эффективные формы организации производства, в частности кластеры, технопарки, индустриальные зоны.

Целью регионального развития является обеспечение устойчивого социально-экономического развития регионов, а также повышение качества и уровня жизни населения региона за счет рационального размещения производительных сил, полного использования, имеющегося природного и экономического потенциала и конкурентных преимуществ.

В целом, в результате решения этих задач годовые темпы роста ВРП в среднем по регионам составят 107-107,3%, промышленности - 108,3-108,9%, сельского хозяйства - 104,3% и сферы услуг -108,1% ... При этом ожидается снижение уровня дифференциации социально-экономического развития, в т.ч. по ВРП - с 3,7 до 2,8 раза; промышленность - от 13,5 до 7,0-8,5 раза; сфера услуг - с 8,9 до 6,3 раза.

Прежде всего, рациональное размещение производительных сил с учетом эффективного использования доходного потенциала регионов проистекает из конкурентных преимуществ в развитии определенных отраслей, сельского хозяйства, сферы услуг, включая туризм, а также доступа к правилам и положениям городского планирования. В этом случае формирование конкурентоспособности региона является приоритетом регионального развития в будущем.

Совершенствование правовых, институциональных и экономических механизмов регионального развития является важ-

ным приоритетом с точки зрения обеспечения институциональных реформ. Прежде всего, необходимо усовершенствовать нормативно-правовую базу для внесения изменений в действующее законодательство и разработать новые правовые документы, обеспечивающие реализацию комплексных региональных программ развития, стратегических программ развития регионов, городов и районов.

В целях укрепления доходного потенциала регионов местные органы власти должны:

- обеспечить полноту охвата объектов налогообложения и налогооблагаемой базы, повышение уровня собираемости налогов, выполнять прогнозные показатели доходов соответствующих бюджетов путем мобилизации имеющихся ресурсов и ввода новых производственных мощностей [4];

- целевое и рациональное использование бюджетных средств, а также их экономию, укрепление бюджетной дисциплины, усиление системы подотчетности за результативность использования бюджетных средств [5];

- своевременное финансирование первоочередных расходов (заработная плата и приравненные к ней платежи, продукты питания, медикаменты, коммунальные услуги), недопущение кредиторской задолженности;

- направление средств, предусмотренных для капитальных вложений на проектирование, строительство (реконструкцию) и оснащение объектов, в первую очередь для введения в эксплуатацию переходящих объектов предыдущих лет;

- направление средств внешних заимствований, получаемых от имени Республики Узбекистан и под гарантию Республики Узбекистан, на финансирование наиболее актуальных мероприятий по социально-экономическому развитию, а также обеспечение результативности путем их эффективного использования [4].

В целом, целесообразно усилить активность местных органов государственной власти в углублении реформ по укреплению доходной базы местных бюджетов в контексте общечеловеческих и финансовых факторов [6].

Библиографический список

1. Стратегия действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан на 2017-2021 годы // Собрание законодательства Республики Узбекистан. - Ташкент, 2017.

2. Uroqov Uchqun, Yuldasheva Nadira, Nuritdinova Vasila, Tukhtabayeva Sogdiana. Budgetary methods for local budgets. Journal of Advanced Research in Dynamical and Control Systems. Vol. 12, Issue 6. P. 1233-1238. DOI: 10.5373/JARDCS /V12I6/S20201161.

3. Кабулов Х.А. К методологическим вопросам формирования доходного потенциала региона / Интернаука. - 2020. - № 16 (145). Ч. 2. - С. 90.

4. Кабулов Х.А. Значение методов межбюджетного регулирования в формировании доходного потенциала региона / Интернаука. - 2020. - № 17 (146). Ч. 2. - С. 61.

5. Khotamjon Kobulov, Sherzod Jalilov, Sherali Sultonov, Nodira Soatova Modeling the processes of forming a strategy for the revenue potential of local budgets / Journal of Advanced Research in Dynamical and Control Systems. 2020. Vol. 12, Issue 6. P. 1210-1216. DOI: 10.5373/JARDCS/V12I6/S20201161.

6. Кабулов Х.А. Место и роль доходов местного бюджета в улучшении доходного потенциала региона / Экономика и бизнес: теория и практика. - 2020. - №5-3 (63). - С. 34-38.

PRIORITY ISSUES OF THE STRATEGY FOR DEVELOPING THE INCOME

POTENTIAL OF THE REGION

Kh.A. Kobulov, Candidate of Economic Sciences Tashkent Institute of Finance (Uzbekistsn, Tashkent)

Abstract. The article examines the priorities of the development of the income potential of the regions from the point of view of the author. Based on the results of scientific research carried out within the framework of this topic, a number of scientific results have been obtained that are important in state policy on the strategy of developing the income potential of the regions of the Republic of Uzbekistan and effective management of local finances in modern conditions.

Keywords: income potential of the region, local budgets, revenues of local budgets, subvention areas, strategy for the development of the income potential of the region.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.