Научная статья на тему 'Влияние налогов на формирование доходов местного бюджета'

Влияние налогов на формирование доходов местного бюджета Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
578
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
местный бюджет / налоги / налоговая система / налоговые доходы / база доходов / местные налоги / local budget / taxes / tax system / tax revenues / income base / local taxes

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — О.Р. Мейлиев

В статье рассматриваются вопросы обеспечения устойчивости доходов местных бюджетов на примере Самаркандской области Республики Узбекистан. А также, проанализирована база доходов местных бюджетов, дана оценка доходов и состава местных бюджетов, уровня достаточности местных налогов и сборов. В статье проанализировано влияние налогов на формирование доходов местного бюджета Самаркандской области, а также представлены мнения и предложения по расширению базы доходов местного бюджета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF TAXES ON THE FORMATION OF LOCAL BUDGET INCOME

The article discusses the issues of ensuring the sustainability of local budget revenues using the example of the Samarkand region of the Republic of Uzbekistan. And also, the income base of local budgets was analyzed, the income and composition of local budgets, the level of sufficiency of local taxes and fees were assessed. The article analyzes the impact of taxes on the formation of revenues of the local budget of the Samarkand region, as well as presents opinions and proposals on expanding the revenue base of the local budget.

Текст научной работы на тему «Влияние налогов на формирование доходов местного бюджета»

ВЛИЯНИЕ НАЛОГОВ НА ФОРМИРОВАНИЕ ДОХОДОВ МЕСТНОГО БЮДЖЕТА

О.Р. Мейлиев, доцент Ташкентский финансовый институт (Узбекистан, г. Ташкент)

DOI: 10.24411/2411-0450-2020-10658

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы обеспечения устойчивости доходов местных бюджетов на примере Самаркандской области Республики Узбекистан. А также, проанализирована база доходов местных бюджетов, дана оценка доходов и состава местных бюджетов, уровня достаточности местных налогов и сборов. В статье проанализировано влияние налогов на формирование доходов местного бюджета Самаркандской области, а также представлены мнения и предложения по расширению базы доходов местного бюджета.

Ключевые слова: местный бюджет, налоги, налоговая система, налоговые доходы, база доходов, местные налоги.

Основными приоритетами в развитии экономики страны являются обеспечение устойчивого социально-экономического развития регионов, а также рациональное размещение производительных сил, повышение качества и уровня жизни населения территории за счет эффективного использования имеющегося природно-экономического потенциала регионов, а также достижение стабильности доходов местного бюджета.

Сегодня можно стать свидетелем того, что в развитых странах, с целью создания благоприятной среды для инвесторов, они вступают в налоговую конкуренцию, резко снижая налоговую нагрузку. В то время, когда на международном уровне ежегодно публикуется рейтинг [1] стран по уплате налогов, актуально уделять внимание совершенствованию финансирования местных бюджетов и повышению полномочий органов государственной власти на местах по бюджетно-налоговой политике. Так как в зарубежных странах на оценку налогового потенциала регионов и повышение доходов местных бюджетов негативно влияет ограниченность полномочий органов государственной власти на местах. Поэтому проведение научных исследований и внедрение результатов в практику в этом направлении будет способствовать экономическому развитию регионов, увеличению доходов местных бюджетов и, в свою

очередь, повышению роли стран в международном рейтинге.

Как отметил Президент Республики Узбекистан «мы должны прежде всего ускорить начатую работу по дальнейшему углублению нашей работы по реформированию и либерализации экономики, структурному изменению ее сфер и отраслей. В центре нашего постоянного внимания должны быть вопросы модернизации отраслей и территорий, повышения их конкурентоспособности, развития экспортного потенциала» [2]. Эти слова в очередной раз доказывает, что вопросы государственного регулирования социально-экономического развития регионов всегда актуальны.

На сегодняшний день одной из ключевых проблем в процессе формирования государственных финансов является формирование доходов местного бюджета и обеспечение их стабильности, в связи с чем ученые-экономисты признают, что финансовая устойчивость местного бюджета зависит от финансовых факторов.

Джеймс Альм из зарубежных ученых, Роберт Д. Бушман, Дэвид Л. Шоквист считают, что местные органы власти обычно полагаются на многочисленные источники дохода из индивидуальных источников, включая подоходный налог, налог с продаж, акцизный налог, сборы и налог на имущество, в то время как Такааки Масаки утверждал, что

финансовые трансферты, выданные центральным правительством, помогут финансировать предоставление

государственных услуг, но они также могут уменьшить потребность в формировании местных доходов.

Из русских ученых О. Кузнецова определила, что налоговые источники доходной базы местных бюджетов-это совокупность налогов к уплате в бюджет,самостоятельно исчисленных налогоплательщиками и дополнительно начисленных в бюджет государственными органами в ходе проведения контрольных мероприятий.

Т. Найденова и И. Швецова признали, финансовую основу местного

самоуправления составляют местные бюджеты и доходы местных бюджетов формируются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также безвозмездных поступлений.

Е. Афанасьева отмечает, что самостоятельность местных бюджетов напрямую зависит от распределения параметров бюджетных доходов через вертикальное управление и что бюджетные отношения в условиях устойчивой рыночной экономики способствуют формированию

самостоятельных местных бюджетов с учетом потребностей местных регионов.

В свою очередь, многие экономисты нашей страны изучали процессы формирования доходов местных бюджетов и обеспечения их стабильности.

В том числе, А. Хайриддинов отметил пути обеспечения устойчивости доходных баз местных бюджетов А. Бурханов и Х. Курбанов отметили необходимость системного подхода к этому вопросу путем разработки и широкого применения практических рекомендаций, реализации мер по увеличению доходов местных

бюджетов, обеспечению их стабильности на сегодняшний день.

Прежде всего, важным источником увеличения доходов местного бюджета в перспективе является эффективное использование природно-ресурсного потенциала территорий, формирование конкурентоспособности регионов на основе развития отраслей промышленности, сельского хозяйства, сферы услуг, в том числе туризма.

Одним из приоритетных направлений является создание резервов и возможностей регионов для расширения доходной части местных бюджетов, а также сокращение этих территорий за счет ускоренного развития промышленности и сферы услуг в субнациональных районах и городах.

Углубление проводимой в Узбекистане реформы требует дальнейшего повышения роли местных органов власти в социально-экономическом развитии регионов, расширения их прав в финансово-бюджетной сфере и укрепления их финансовой базы.

В нынешних условиях такие проблемы, как недостаточная степень их собираемости из-за неэффективности механизмов администрирования местных налогов и сборов, а также отсутствие полного учета и объективного определения стоимости недвижимости и земельных участков [3], не позволяют обеспечить стабильность доходов местного бюджета.

В разрезе регионов основная часть социально-экономических расходов финансируется за счет налогов. Поэтому, учитывая специфическое экономическое положение и возможности каждого региона, налоговая политика имеет приоритетное значение в обеспечении социально-экономического развития страны в нынешних условиях эффективного использования налогового механизма и производства субъектов.

Таблица 1. Фактическое исполнение запланированных налоговых поступлений в разре-

зе районов Самаркандской области [3, 14], %

п/н Регионы Годы

2014 2015 2016 2017 201S

1. Город Самарканд 1GG,7 1GG,G 1GG,4 1G1,5 125,1

2. Город Каттакурган 1G1,9 1GG,2 1GG,4 1G4,G 118,6

3. Окдарьинский район 1GG,1 1GG,4 1GG,2 1G2,6 116,5

4. Булунгурский район 1GG,5 1GG,3 1GG,3 1G3,8 116,5

5. Джамбайский район 98,9 1GG,2 1GG,4 1G4,5 127,5

б. Иштиханский район 1GG,1 1GG,5 1GG,1 1G1,6 124,1

7. Каттакурганский район 1GG,G 1GG,3 1GG,1 1G3,8 118,6

S. Кушрабадский район 96,1 1GG,2 1GG,1 1G1,7 114,1

9. Нарпайский район 1G2,1 1GG,3 1GG,4 1G3,G 123,3

10. Паярикский район 94,9 1GG,2 1GG,1 1G5,3 12G,7

11. Пастдаргомский район 1GG,9 1GG,2 1GG,2 1G4,6 12G,2

12. Пахтачинский район 97,2 1GG,6 1GG,7 1G1,5 127,3

13. С амаркандский район 97,6 1GG,2 1GG,2 1G2,3 112,2

14. Нурабадский район 95,6 1GG,2 1GG,3 1G1,9 115,4

15. Тайлакский район 1G3,5 1GG,3 1GG,5 1G3,6 134,G

16. Ургутский район 1G3,6 1GG,3 1GG,2 1GG,8 1G7,1

По областям 1GG,G 1GG,2 1GG,3 1G2,5 121,4

Анализ исполнения плана налоговых поступлений в разрезе районов Самаркандской области показывает, что в последние годы в городах и районах, входящих в состав области, достигнута реализация с превышением плановых показателей.

В постановлении Президента Республики Узбекистан от 29 декабря 2017 года № ПП-3454 «О прогнозе основных макроэкономических показателей Республики Узбекистан на 2018 год и параметрах Государственного бюджета» предусмотрено выделение излишних налоговых поступлений в местный бюджет [4]. В соответствии с этим, в 2018 году достигнута реализация плановых показателей налоговых поступлений по Самаркандской области с высоким уровнем. Это, в свою очередь, влияет на стимул для увеличения доходов местных бюджетов.

В нашей стране недостаточно используются возможности для дальнейшего развития предпринима-тельства и расшире-

ния налогооблагаемой базы в области. Без развития предпринимательства на территории и расширения налоговой базы увеличение налоговых поступлений невозможно. Повышение роли и значения налогов в управлении экономикой без учета проводимой налоговой политики, направленной на снижение налогового бремени хозяйствующих субъектов в республике, остается требованием времени.

Как видно из данных рисунка, в области высокие налоговые поступления по отраслям промышленности составили в среднем за 2014-2018 годы 41,6% и имеют рост по годам. В результате к 2018 году на долю промышленных предприятий пришлось 43,5% от общего объема налоговых поступлений. Кроме того, доля сектора торговли и общественного питания в этом году составила в среднем 16,4%, доля строительной отрасли - в среднем 5,0%, доля сельского хозяйства - в среднем 8,6%, и в последние годы наблюдается рост.

Рисунок 1. Динамика налоговых поступлений в Самаркандской области по отраслям экономики [4, 14], %

Несмотря на то, что в последние годы в целях стабилизации доходов местных бюджетов был осуществлен ряд мероприятий, проблемы формирования доходов местных бюджетов не были полностью устранены.

Местные налоги и сборы являются важным источником доходов местного бюджета, но основная часть доходов местного

бюджета формируется за счет отчислений от общего налога. Высокая бюджетная субординация местного самоуправления, в свою очередь, является доказательством того, что местных налогов и сборов недостаточно для покрытия расходов, а главное, ограничения налогово-бюджетных прав местных органов власти.

Таблица 2. Динамика доли местных налогов и сборов в доходах местного бюджета Самаркандской области [14], %

П/н Регионы Годы

2014 2015 2016 2017 2018

1. Город Самарканд S,S 9,5 11,5 13,9 12,S

2. Город Каттакурган 14,7 15,9 19,1 23,2 21,4

3. Окдарьинский район 12,7 13,S 1б,б 20,1 1S,5

4. Булунгурский район 7,9 S,5 10,2 12,4 11,4

5. Джамбайский район 1б,0 17,3 20,S 25,2 23,3

б. Иштиханский район 1S,2 19,7 23,7 2S,7 2б,5

7. Каттакурганский район 1б,3 17,7 21,3 25,S 23,S

S. Кушрабадский район 19,S 21,4 25,S 31,2 2S,S

9. Нарпайский район 39,5 42,S 51,4 б2,3 57,5

10. Паярикский район 13,3 14,4 17,4 21,0 19,4

11. Пастдаргомский район 17,9 19,4 23,3 2S,3 2б,1

12. Пахтачинский район 14,7 15,9 19,1 23,2 21,4

13. Самаркандский район 1б,2 17,5 21,0 25,5 23,5

14. Нурабадский район 1б,б 17,9 21,5 2б,1 24,1

15. Тайлакский район 14,1 15,3 1S,4 22,3 20,б

1б. Ургутский район 25,1 27,2 32,7 39,б 3б,б

В среднем 17,0 18,4 22,1 26,8 24,7

Если проанализировать долю местных налогов и сборов в доходах местного бюджета Самаркандской области, то в среднем за 2014-2018 годы она составляет 21,8%. В анализируемые годы незначительное увеличение доли местных налогов и сборов наблюдалось в 2017 и 2018 годах. Из таблицы видно, что город Самарканд и Булунгурский район составляют значительно меньше местных налогов и сборов. Это, в свою очередь, не дает возможности покрыть расходы местного бюджета на пересечении городов и районов Самаркандской области с местными налогами.

При проведении эффективной налоговой политики в республике особое значение имеют органы местного самоуправления и необходимо расширять их налоговые полномочия при реализации единой налоговой политики, при реализации задач по обеспечению происхождения налогов и других обязательных платежей в бюджет регионов.

Из таблицы видно, что в 2020 году количество регионов, получающих бюджетные трансферты из вышестоящего бюджета, по сравнению с 2019 годом увеличилось. Ряд регионов нашей республики обеспечены финансовыми ресурсами в виде бюджетных трансфертов на покрытие своих расходов. Если в 2019 году в местные бюджеты 7 регионов былы выделены в общем итоге

7763,1 млрд.сумов, то в 2020 году планируется выделить межбюджетные

Как мы стали свидетелями в результате изучения правовых основ распределения налогов между бюджетами и формирования доходов местных бюджетов, этот процесс выглядит несколько сложным. Исходя из этого, следует отметить, что, исходя из наличия системы установления отчислений от общегосударственных налогов и трансфертного выделения из бюджета формирования доходов местных бюджетов, недопустимости дефицита в местных бюджетах, установленных в соответствии с бюджетным законодательством Республики, данное обстоятельство также усиливает кормильца органов местной власти.

Хотя доходы и расходы местных бюджетов снизились к 2020 году по сравнению с 2019 годом, но количество регионов, получающих финансовую помощь из вышестоящего бюджета, растет. Местные бюджеты - это экономические возможности органов местного самоуправления. Чем больше доходы местного бюджета, тем выше благосостояние жителей этой территории.

трансферты в местные бюджеты 9 регионов всего 5113,9 млрд.сумов выделение бюджетных трансфертов, 62% которых приходится на 4 региона, а именно Наманганскую,

Сурхандарьинскую, Кашкадарьинскую и Андижанскую области. В целях обеспечения финансовой независимости регионов страны и повышения их способности увеличивать свои доходы мы видим снижение объема межбюджетных трансфертов всем регионам с 2020 года.

Таблица 3. Объемы межбюджетных трансфертов из республиканского бюджета в

местные бюджеты [5, 6]

П/н Название регионов Млрд.сум

2019 й 2020 й

i. Андижанская область 1379,3 616,2

2. Джизакская область 73G,6 448,2

3. Кашкадарьинская область - 758,1

4. Наманганская область 1312,2 977,7

5. Самаркандская область i76G,9 321,8

6. Сурхандарьинская область 1214,8 839,1

7. Сырдарьинская область 481,1 343,9

S. Ферганский регион - 351,9

9. Хорезмская область 884,2 457,G

Итого 77б3,1 5113,9

Однако в настоящее время практика межбюджетного регулирования

обеспечивает формирование основной части доходов некоторых местных бюджетов. Наличие такого объема регулирующих доходов приводит к тому, что местные органы власти не чувствуют своей ответственности на высоком уровне, на наш взгляд, такая ситуация не очень то соответствует политике либерализации экономики. Кроме того, поскольку местные власти осведомлены о поддержке, оказываемой регионами-донорами в республике и бюджете республики, они не будут стараться увеличить свою доходную базу и экономические возможности. Некоторые регионы, однако, пытаются искусственно увеличить размер пособий и различных социальных выплат, чтобы получить как можно больше из Республиканского бюджета.

В целях обеспечения устойчивости доходов местных бюджетов целесообразно осуществить следующие меры:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- Необходимо увеличить полномочия органов местного самоуправления по налогам при формировании доходов местного бюджета. Местным хокимиятам необходимо предоставить право самостоятельно вносить изменения в ставки налогов, исходя из доходов местных бюджетов по налогам, устанавливаемым законодательством.

- Отчисления от общегосударственных налогов в местные бюджеты устанавливаются в процентах к объему поступлений от

этого налога в местные бюджеты. Эта ситуация ограничивает и подавляет интерес местных властей к постоянно увеличивающимся бюджетным доходам. Поэтому процент отчислений от общегосударственных налогов желательно составлять не менее 5 лет. Благодаря этому будет достигнуто повышение заинтересованности местных властей в увеличении доходов от этих налогов.

- Увеличение доходов местных органов власти связано с укреплением самостоятельности местных бюджетов. В процессе исполнения местных бюджетов, надо добиться эффективному использованию таких денежных средств, которые находятся в распоряжении местных бюджетов, путем привлечения их банковским учреждениям на краткосрочной основе в целях получения прибыли. Это послужило бы дополнительному финансированию местных бюджетов.

- На наш взгляд, обеспечение стабильности доходов местных бюджетов свидетельствует о повышении актуальности деятельности органов местного самоуправления в сфере развития предпринимательства, в частности в сфере малого и среднего предпринимательства, при этом государственные административно-территориальные единицы имеют возможность улучшить свое финансовое положение и развивать собственную доходную базу органов местного самоуправления.

Библиографический список

1. Оплата налогов 2018: углубленный анализ налоговых систем в 190 странах: PwC. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: Ы^: // www.pwc.com/gx/en/services/tax/publications/paying-taxes-2018/html.

2. Мирзиеев Ш.М. Мы вместе строим свободное и процветающее, демократическое государство Узбекистан. - Т., Узбекистан, НМИУ. 2016 г.

3. Указ Президента Республики Узбекистан от 29 июня 2018 года № УП-5468 «О концепции совершенствования налоговой политики Республики Узбекистан». -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.lex.uz

4. Постановление Президента Республики Узбекистан от 29 декабря 2017 года № ПП-3454 «О прогнозе основных макроэкономических показателей и параметрах Государственного бюджета Республики Узбекистан на 2018 год».

5. Постановление Президента Республики Узбекистан от 26 декабря 2018 года № 11114086 «О прогнозе основных макроэкономических показателей и параметрах Государственного бюджета Республики Узбекистан на 2019 год и бюджетных ориентиров на 2020-2021 годы».

6. Закон Республики Узбекистан от 09 декабря 2019 года №ЗРУ-589 «О Государственном бюджете Республики Узбекистан на 2020 год».

7. Jeyms Alm, Robert D. Buschman, David L. Sjoquist. (2014). Foreclosures and local government revenues from the property tax: The case of Georgia school districts. Volume 46, May 2014, Pages 1-11. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.sciencedirect.com

8. Takaaki Masaki.The impact of intergovernmental transfers on local revenue generation in Sub-Saharan Africa. Volume 106, June 2018, Pages 173-186. June 2018, Pages 173-186. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.sciencedirect.com

9. Кузнецова О.С. Регулирование налоговых источников местных бюджетов в Российской Федерации // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. - Москва, 2013. - 20 с.

10. Найденова Т.А, Швецова И.Н. Оценка формирования доходной базы местного бюджета (на материалах муниципального образования городского округа «Сыктывкар») // Финансы и кредит. - 2014. - №6 (582). - С. 20-30.

11. Афанасьева Е.Е. Проблемы формирования доходов местных бюджетов в условиях централизации финансовых ресурсов // Вестник Евразийской науки. - 2018. - Т. 10, №3.

12. Хайриддинов А.Б. Пути обеспечения стабильности доходной базы местных бюджетов // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. - Ташкент: БМА, 2011. - 21 с.

13. Бурханов А, бурбонов Х. Путы расширения источник доходов местные бюджеты в регионах (на примере Кашкадарьинской области) // Экономика и инновационные технологии. - 2018. - №1. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.iqtisodiyot.uz.

14. Данные Государственного налогового управления Самаркандской области.

INFLUENCE OF TAXES ON THE FORMATION OF LOCAL BUDGET INCOME

O.R. Meiliev, Associate Professor Tashkent Financial Institute (Uzbekistan, Tashkent)

Abstract. The article discusses the issues of ensuring the sustainability of local budget revenues using the example of the Samarkand region of the Republic of Uzbekistan. And also, the income base of local budgets was analyzed, the income and composition of local budgets, the level of sufficiency of local taxes andfees were assessed. The article analyzes the impact of taxes on the formation of revenues of the local budget of the Samarkand region, as well as presents opinions and proposals on expanding the revenue base of the local budget.

Keywords: local budget, taxes, tax system, tax revenues, income base, local taxes.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.