Научная статья на тему 'НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ ИНДУСТРИАЛЬНО-АГРАРНОЙ ЭКОНОМИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ ИНДУСТРИАЛЬНО-АГРАРНОЙ ЭКОНОМИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
41
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
система потребностей / опыт зарубежных стран по сохранению и развитию конкуренции / причины и детерминанты / всеобщие экономические законы / экономическая и экологическая культура / методологические вопросы / аграрный вопрос в России / физический / моральный и функциональный износ средств производства / бюджетная и кредитная политика / инвестиционный капитал / диффрент и цена земли / экономические и социальные кризисы / государственное регулирование экономики / system of needs / experience of foreign countries in maintaining and developing

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лавров Владимир Николаевич, Бурцева Татьяна Владимировна, Фетисова Анастасия Викторовна, Бурцева Ирина А., Бурекуа М.

В первом параграфе речь идет в основном о критериях классификации потребностей общества и экономической системы в целом. Кроме того, авторы попытались определить экономические законы с позиции поведения субъектов хозяйственной деятельности. Главным методом научного исследования использован метод единства исторического и логического анализа. Выделяются и формулируются основные пять методологических вопросов, которые лежат и раскрывают экзистенциональную сущность, цель и смыл функционирования общества и государства. Второй параграф посвящен специфике истории развития аграрно-поземельных отношений в Российском государстве. Внимание авторов сфокусировано на особенностях необходимых реформистских решений проблем АПК в результате сформировавшихся за последние тридцать лет рыночных принципов в экономической системе страны. В третьем параграфе основное внимание уделено проблемам управления смешанной экономикой со стороны государственных структур Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCIENTIFIC AND PRACTICAL BASES OF COMPETITIVE ADVANTAGE THE INDUSTRIAL-AGRARIAN ECONOMY OF THE RUSSIAN FEDERATION

The first paragraph deals mainly with the criteria for classifying the needs of society and the economic system as a whole. In addition, the authors tried to define economic laws from the point of view of the behavior of economic entities. The main method of scientific research is the method of unity of historical and logical analysis. The main five methodological issues that lie and reveal the existential essence, purpose and meaning of the functioning of society and the state are identified and formulated. The second paragraph is devoted to the specifics of the history of the development of agrarian and land relations in the Russian state. The authors ‘ attention is focused on the features of the necessary reformist solutions to the problems of the agro-industrial complex as a result of the market principles formed in the country’s economic system over the past thirty years. In the third paragraph, the main attention is paid to the problems of management of the mixed economy by the state structures of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ ИНДУСТРИАЛЬНО-АГРАРНОЙ ЭКОНОМИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

УДК 330

Лавров В.Н., Бурцева Т.В., Фетисова А.В., Бурцева И.А., Бурекуа М.

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ ИНДУСТРИАЛЬНО-АГРАРНОЙ ЭКОНОМИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация. В первом параграфе речь идет в основном о критериях классификации потребностей общества и экономической системы в целом.

Кроме того, авторы попытались определить экономические законы с позиции поведения субъектов хозяйственной деятельности. Главным методом научного исследования использован метод единства исторического и логического анализа. Выделяются и формулируются основные пять методологических вопросов, которые лежат и раскрывают экзи-стенциональную сущность, цель и смыл функционирования общества и государства.

Второй параграф посвящен специфике истории развития аграрно-поземельных отношений в Российском государстве. Внимание авторов сфокусировано на особенностях необходимых реформистских решений проблем АПК в результате сформировавшихся за последние тридцать лет рыночных принципов в экономической системе страны.

В третьем параграфе основное внимание уделено проблемам управления смешанной экономикой со стороны государственных структур Российской Федерации.

Ключевые слова: система потребностей, опыт зарубежных стран по сохранению и развитию конкуренции, причины и детерминанты, всеобщие экономические законы, экономическая и экологическая культура, методологические вопросы, аграрный вопрос в России, физический, моральный и функциональный износ средств производства, бюджетная и кредитная политика, инвестиционный капитал, диффрент и цена земли, экономические

и социальные кризисы, государственное регулирование экономики.

* * *

Lavrov V. N., Burtseva T. V., Fetisov V. A., Burtsev I. A., Boricua M.

SCIENTIFIC AND PRACTICAL BASES OF COMPETITIVE ADVANTAGE THE INDUSTRIAL-AGRARIAN ECONOMY OF

THE RUSSIAN FEDERATION

Abstract. The first paragraph deals mainly with the criteria for classifying the needs of society and the economic system as a whole.

In addition, the authors tried to define economic laws from the point of view of the behavior of economic entities. The main method of scientific research is the method of unity of historical and logical analysis. The main five methodological issues that lie and reveal the existential essence, purpose and meaning of the functioning of society and the state are identified and formulated.

The second paragraph is devoted to the specifics of the history of the development of agrarian and land relations in the Russian state. The authors ' attention is focused on the features of the necessary reformist solutions to the problems of the agro-industrial complex as a result of the market principles formed in the country's economic system over the past thirty years.

In the third paragraph, the main attention is paid to the problems of management of the mixed economy by the state structures of the Russian Federation.

Keywords: system of needs, experience of foreign countries in maintaining and developing

ЭКОНОМИКА

ECONOMICS

competition, causes and determinants, general economic laws, economic and environmental culture, methodological issues, agricultural issue in Russia, physical, moral and functional depreciation of means of production, budget and credit policy, investment capital, land price and differential, economic and social crises, state regulation of the economy.

*

1. Критерии классификации субъективно-объективных потребностей и экономических законов развития общества: историко-идеологическая интерпретация

Научные размышления об основных конкурентных преимуществах той или другой страны, тем более такой державы, как Российская Федерация, требуют выделить основные критерии для целей классификации самих факторов конкурентных преимуществ стран в мировой экономике. Так, например, получивший мировую известность еще в восьмидесятых годах прошлого века профессор Гарвардского университета Майкл Портер попытался дать классификацию таких преимуществ ведущих стран мира. Он предложил разделить факторы конкурентоспособности и конкурентоустойчивости на два типа.

Первые он назвал природно-историчес-кие (естественно-исторические), а вторые он определил как искусственно-воспроизводимые. К первой группе он отнес следующие основные факторы: географическое местонахождение страны, выход к морям и океанам, климатические особенности территории, наличие природных ресурсов и полезных ископаемых, а также исторический менталитет народонаселения (характер наций и национальностей, проживающих на данной территории). По сути дела получается, что сюда отнесены те силы и факторы, которые не являются заслугой представителей пяти поколений, которые когда-то родились и составляют основу гражданского общества каждой данной страны [1].

Вторая группа детерминантных конкурентных преимуществ включает в себя искусственно-воспроизводимые факторы конкурентоспособности национальной экономики государства.

* *

К таким факторам автор книги «Международная конкуренция» относит:

а) людские ресурсы, т.е. генофонд;

б) экологические и рекреационные ресурсы;

в) ресурсы знаний, т.е. интеллект;

г) денежные ресурсы;

д) инфраструктура материальная и услу-гопроизводящая, включая нормативные акты и юридические «правила игры».

Особую роль и значение Майкл Портер отводит таким детерминантам конкурентоспособности как роль правительства и роль случая. Речь идет прежде всего о компетентности людей во всех институтах и уровнях управления национально-экономическими проблемами страны. Такая классификация конкурентных преимуществ дает возможность построить универсальную модель определения конкурентоспособности каждой страны на глобальных экономических полях мировой торговли. Две другие его концепции «пять сил конкуренции» и модель определения точек экономического роста методом анализа ведущих кластеров в регионах страны имеют также стопроцентную абсолютную не только теоретическую, но и практическую значимость для построения национально-независимой, глобально-безопасной экономики страны [1].

Любая другая модель построения внешнеэкономической политики без учета кон-курентоустойчивости кластерных предприятий внутри государства чревата потерей экономической независимости и попадания в разряд стран, являющихся объектом неоколониальной политики со стороны более развитых стран капиталистического, сверхциничного и корыстолюбивого Запада.

По аналогии с ветхозаветной Библией, где говорится, что сначала было слово, и это слово было убого, мы с большей уверенно-

стью можем утверждать, что и сначала было не только какое-то звукосочетание, но и обязательно были субъективно-объективные потребности членов человеческого общества, не важно, в какой форме воспроизводства оно существовало в начале первобытности или в сверхразвитом XXI веке.

В качестве критериев классификации потребностей и видов благосостояний может выступать в соответствии с научной теорией маржинализма предельная и средняя полезность единицы блага. Величина полезности и степень редкости товаров и услуг лежат в основе практического ценообразования и определяют механизмы реализации экономических законов спроса и предложения в рыночно-смешанной экономике современного государства.

Сами экономические законы так называемой рыночной экономики правильнее было бы назвать главными экономическими закономерностями. Они, как правило, в учебно-методической и научной литературе представлены табличными, графическими и математическими методами и схемами.

Все дело в том, что экономические законы, в отличие от закономерностей, имеют очень малые и редкие исключения. Экономические закономерности моделировать намного сложнее, так как они имеют достаточно много нарушений и исключений.

Так, например, в качестве нарушений законов макро и микроэкономического спроса в учебниках для студентов экономических специальностей обычно указывают на эффекты: Гиффена, Торста Веблена, эффекты присоединения к большинству, эффекты снобизма, эффекты замещения, эффект регулятора и др. [2].

Думается, не случайно у автора хорошо известного в преподавательской среде учебника по Макроэкономике профессора МГУ В.Ф. Максимовой категория "закон спроса и предложения" употребляется лишь один раз в одном из последних параграфов второй главы [3].

Экономические законы можно определить как законы поведения рационально

мыслящих людей, тех, которых когда-то Адам Смит называл «гомо-экономикус». Экономические законы можно и нужно научно классифицировать и моделировать. Следует только подчеркнуть, что научная формулировка закона, которая всегда выражает глубинные, сущностные, периодически повторяющие причинно-следственные связи между субъектами хоздеятельности, с одной стороны, и их взаимодействие с окружающей природной (ближней идеальной) - с другой, является по существу уже экономико-математической (цифрой) моделью как инструментом по управлению социально-экономическими отношениями процесса развития общества.

Классификацию экономических законов следует осуществлять по критерию теоретической и практической значимости потребностей человека в обществе.

Определение степени предельной значимости и полезности каждой конкретной потребности дает возможность их типизировать методом сочетания и единства исторического и логического. Такая схема типизации по критерию значимости имеется в работах Абрахам Маслоу, а также в ординарных учебниках по менеджменту и психологии. Но, принимая во внимание классификацию потребностей по пирамиде А. Маслоу, не следует забывать, что намного раньше такая классификация потребностей была изложена в работе Питирима Сорокина «Социология революции», причем эти потребности были названы как причины революции 1917 года в Российской империи [4].

В современной интерпретации удовлетворение потребностей рассматривается как виды системы благосостояния народонаселения страны.

Отсюда по сущностным признакам биосоциальной значимости удовлетворения потребностей индивида принято выделять физический вид благосостояния; материально-денежная обеспеченность (экономическое благо) человека; экономический вид благосостояния; духовно-нравственная степень

удовлетворения потребности; а также политико-идеологические варианты удовлетворения человека в качестве развитой личности. Данная классификация не противоречит ранее опубликованным в учебной литературе классификациям, схемам, моделям и механизмам их реализации.

Таким образом, расшифровка и сам рейтинг социально-экономической значимости для человека, общества и государства указанных выше потребностей является главной начальной и отправной точкой формулировки и анализа экономических законов, законов поведения субъектов хоздеятельно-сти на каждом этапе и стадии развития производительных сил и производственных отношений.

Экономические законы принято группировать в пространстве и времени на всеобщие экономические законы и общеспецифические. Среди первых обычно выделяют:

1. Закон роста производительности труда, который является следствием и результатом функционирования пяти законов исторического развития племен, народов и наций (закон общественного разделения труда, закон специализации, закон кооперации, закон концентрации и централизации труда и капитала, закон обобществления факторов производства).

2. Закон экономических, т.е. хозяйственных, циклов.

3. Закон планомерности и пропорциональности.

4. Закон возвышения потребностей.

5. Закон физического, морального и функционального износа применяемых агентами рынка факторов производства. Вполне разумно и правильно было бы брать за основу в процессе группирования и классификации всеобщих экономических законов количественные и качественные изменения в содержании и характере труда первобытных племен и народов вплоть до нашей цивилизованной цифровой эпохи.

Что касается общеспецифических экономических законов, то вполне укладывается в историческую логику концепция о том, что

специфические экономические законы это те же всеобщие законы хозяйствования, но реализующиеся через деятельность людей с учетом их менталитета и экономической культуры каждой данной страны или национального государства.

Уровень экономической культуры большинства агентов национального рынка и создают специфику осуществления всеобщих экономических законов и других рыночных закономерностей посредством их более менее рационального поведения и рациональных ожиданий [5]. Следует еще раз уточнить, что всеобщие экономические законы потому и называются всеобщими, что они действуют во все времена и у всех народов, но с некоторыми ментально-психологическими орнаментами. В связи с этим варианты их модификации в каждом государстве несколько специфичны и исторически значимы с точки зрения учета опыта управления экономикой и политикой в предшествующие периоды становления и развития государства. Управлять на каждом данном историческом отрезке развития и совершенствования социально-политическими и экономическими процессами от имени государства чиновникам становится все сложнее, так как требует дополнительных компетенций.

Экономика Российской Федерации находится на стадии оживления и подъема промышленного цикла. Сама история российского государства от Киевской Руси до самодержавной Российской империи Петра I и Екатерины II является историей великих взлетов и великих падений. Поэтому главный и первый методологический вопрос: «Что такое государство и каковы закономерности его трансформации?» - требует ответить на ряд дополнительных и тоже не менее важных вопросов.

Ответы на такие вопросы: как, что из себя представляют институты собственности, институты семьи, каковы их источники происхождения и законы трансформации - могут помочь сформулировать ответы и объяснить, какова стратегическая и историческая цель

российского государства, каковы должны быть методы и стратегия дальнейшего его развития и, в конечном счете, должен быть получен ответ на вопрос: «Какова миссия нашего государственного устройства на перспективу».

В этой же логической связи присутствуют с незапамятных времен еще два очень важных методологических (философских) вопроса: «Что такое справедливость?» и «Что такое эксплуатация?». Ответив на них, мы получаем информацию и интеллектуальную возможность компетентно, с опорой на историческую логику дать ответы на вопросы когда, зачем и с какой материальной идеологической целью возникало и цивилизовалось государство как величайший институт всех времен и народов. Если сумеем ответить на вопросы: «Как уменьшить степень эксплуатации и тем самым поднять уровень более справедливого распределения материально-духовных благ в обществе?», мы по сути дела ответим на вопрос: «Каковы инфраструктурные предпосылки и факторы успешного развития и совершенствования первых трех феноменологических и социально-экономических института»?

Очевидная гносеологическая и онтологическая взаимосвязь и взаимодействие чудо-институтов государства, собственности и института семьи позволяет нам сделать вывод о том, что их закономерные перспективы дальнейшего жизненного цикла не подвергнутся никаким угрозам в реорганизации их функций при условии, что указанные проблемы справедливого неравенства и снижения коэффициента Коррадо Джини будут решаться сознательно и планомерно.

Экономика России вплоть до XIX века была преимущественно аграрной, а главным национальным богатством были, есть и будут «земельные ресурсы». Именно «земля» как природный ресурс с ее фауной и флорой, а также наличием экологических (рекреационных) ресурсов, включая полезные ископаемые и в XX и в XXI веках оста-

ется главной составной частью экономического богатства страны. После драматических событий последнего десятилетия двадцатого века Российская Федерация снова приобрела все основные атрибуты и функции индустриально-аграрного государства.

В честь знаменательной исторической даты 75-летия победы СССР в Великой Отечественной войне необходимо вспомнить великую индустриализацию экономики страны в 30-х годах прошлого века и идеологические мотивы построения социализма как новой политико-экономической системы на мировых рубежах научно-технического и социального прогресса.

Следует особо подчеркнуть и сделать вывод о том, что без дальнейшего научного обоснования и разработки идей социально-рыночной экономики вернуться на путь построения более справедливого и менее эксплуататорского общества нам вряд ли суждено. Значит, необходимо очень тщательно и подробно изучить ошибки прошлого, доработать и обновить идеологические принципы и положения нового социализма, пересмотреть и исправить Конституцию России, и только в этом случае страна снова превратится в сильную для всех экономическую и политико-идеологическую державу на мировом общеисторическом пространстве.

2. Методологические особенности решения аграрно-поземельных отношений в Российском государстве в период XIX -XX веков.

Методологические подходы к решению вопросов совершенствования структуры аграрно-промышленного комплекса однозначно сводятся к роботизации и цифрови-зации инфраструктуры воспроизводства сельскохозяйственного сырья, продуктов питания, входящих в перечень потребительской корзины населения.

Экономические законы можно определить как законы поведения субъектов хозяйствования. На основании методов экономико-математического моделирования можно установить основные тенденции развития сельскохозяйственных отраслей и подотрас-

лей. Рациональную модель поведения руководителей (менеджеров) и рядовых работников можно определить, опираясь на уровень экономической культуры индивидов и уровень качества человеческого капитала. Таким образом, уровень образования и воспитания в процессе подготовки специалистов для сферы АПК и определяет перспективы и основные направления совершенствования рассматриваемого нами очень важного, постоянно возрастающего кластера национальной экономики Российской Федерации.

Исторически еще во времена Российской империи главной сущностной проблемой аграрных поземельных отношений было экстенсивное малоэффективное использование земельных угодий и пашен сельхозназначения. По сути дела экономико-аграрный кризис присутствовал во все времена на просторах Российского государства. По своей структуре сельскохозяйственная мезо-экономика состоит из трех основных ресурсных факторов: земля, материально-техническая база и кадровый состав, который в настоящее время принято называть «человеческим капиталом»,

С точки зрения качества названных трех ресурсов следует отметить их невысокую производительность с позиций социально-экономической эффективности. Качество земли (почв) по плодородию не повышается по причинам сокращения объемов минеральных и органических удобрений, химических средств защиты растений, а также работ по мелиорации и ирригации земель [6].

Таким образом, аграрный кризис российского АПК продолжает иметь место быть и в первые два десятилетия двадцать первого века, где продолжает действовать закон экономического цикла и закон физического, морального и функционального износа всех факторов производства и воспроизводства. Так, например, списание износившейся техники в 2 раза превышает поставки новых машин и оборудования. Выпуск основных видов сельскохозяйственной техники, начи-

ная с 90-х годов прошлого века, сократился не менее чем в 10 раз. Материально-техническая база, как известно, зависит от объема инвестиций, которые растут, но очень медленно. С кадрами и их воспроизводством дела продолжают ухудшаться, и это является следствием ошибочной политики властей всех уровней, начиная с Правительства РФ. Об этом свидетельствуют следующие закономерности демографической трансформации: численность сельского населения по всем регионам страны продолжает сокращаться, особенно это касается механизаторов и животноводов. Объем продукции АПК в стоимостном выражении и по удельному весу в составе ВВП растет, но только за последние пять лет и достаточно скромно.

Чтобы преодолеть аграрный кризис полностью, требуется отеческое, протекционистское участие государства в решении продовольственной и аграрно-сырьевой проблем. Требуется финансовое оздоровление, государственное регулирование цен в подъеме данной полурыночной отрасли.

Результатами научных изысканий последних лет следует считать выводы и рекомендации о том, что, во-первых, проблема совершенствования структуры и системы АПК требует разработки стратегических целей на ближайшие пять-десять лет. Региональными властями РФ такие цели поставлены и обоснованы, и это свидетельствует об окончании переходного периода и научно-техническом интенсивном этапе подъема сельскохозяйственного производства.

Во-вторых, кроме политико-экономического подхода к решению указанных созревших и перезревших проблем развития аграрного комплекса, необходимо выстроить экологическую инфраструктуру на пути движения продукции: от полей, предприятий и вплоть до прилавка, то есть на всем протяжении воспроизводственного процесса.

В-третьих, управленческий процесс аг-рарно-промышленным комплексом и отраслью в целом должен жестко реализовывать-ся через функции планирования, организа-

цию процессов стимулирования (финансирования), постоянного контроля и оперативного регулирования через поправки с учетом постоянно меняющихся внешних и внутренних факторов конкурентоспособности.

Особого внимания со стороны государства требует проблема развития сельскохозяйственной кооперации и потребкооперации. Справедливости ради нужно признать, что в последние годы в АПК России произошли некоторые положительные изменения. Возросли ассигнования из федерального бюджета на поддержку лизинговой деятельности АПК. Начала осуществляться Федеральная целевая программа «Социальное развитие села на период до 2024 г.».

Существенно изменена не только бюджетная, но и кредитная политика. Введено субсидирование процентных ставок по кредитам, привлеченным предприятиями и организациями АПК в российских кредитных организациях, с погашением за счет средств федерального бюджета 2/3 учетной ставки Центрального банка [7].

Но необходимо отметить, что коренного перелома в развитии АПК России не произошло. Доля сельского хозяйства в ВВП равна 5,4 %, а доля расходов на финансировании этой отрасли - 0,4 %. Это в шесть раз меньше, чем было в 1991 г. Вывод однозначен: государственная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей должна быть резко усилена.

Главными категориями и сущностью системы поземельных отношений является земельная рента, которая была со времени рабовладельческой формации, есть сегодня и сохранится в пределах мыслимых горизонтов в ее исторических формах и видах.

Экономической формой реализации земельной собственности является именно земельная рента. В качестве дохода она выступает как часть прибавочного продукта, создаваемого работниками аграрной сферы, и присваивается собственниками земли в виде арендной платы. Еще со времен А. Смита и Д. Рикардо принято различать сле-

дующие основные три вида земельной ренты: дифференциальная (разностная), абсолютная рента, монопольная рента.

Объективными причинами образования вышеназванных видов ренты являются определенные условия. Во-первых, два вида дифференциальной ренты возникают по причине различного плодородия, расстояния до рынка сбыта, а также величины инвестиций в земельный участок. Отдельно требуется остановиться на абсолютной ренте, которая образуется из-за монополии на землю как на объект частной собственности. Она называется абсолютной, потому что ее определенную договором величину собственник земли требует выплачивать всегда независимо от того, будет урожай или доход у арендатора или не будет. Таким образом, общими условиями сохранения ренты могут стать природно-экономические причины (ограниченность плодородных земель и их невоспроизводимость: монополия на землю как на объект собственности); более низкое по сравнению с промышленностью органическое строение капитала в сельском хозяйстве (отношение применяемых средств производится к численности работников).

Аграрный строй изменяется при переходе от одной общественно-экономической формации к другой, но рента извлекается при любой формации, политико-экономической системы или способе производства. Главной исторической проблемой аграрных отношений выступает вопрос об условиях владения, пользования и распоряжения, а значит, и присвоения земельной ренты. С развитием общества происходят перемены и в системе отношений собственности земельными ресурсами. В России в период Столыпинской реформы удельный вес частной собственности на землю составлял 25% земельного фонда страны. В США 30 % земли находится в собственности федерального правительства [8]. Сама по себе дифференциальная рента возникает независимо от формы собственности на землю и механизма хозяйствования. Необходимо указать на то, что

помимо диффренты I и диффренты II существует абсолютная рента как результат превышения стоимости продукта над ценой производства. Но особого внимания заслуживает так называемая «монопольная рента», которая возникает при реализации продуктов редкого качества (редкие сорта винограда, цитрусовые, а в добывающей промышленности при добыче редких металлов). Монопольная цена на данные товары и становится механизмом появления монопольной ренты. Получается, что непосредственным ее источником выступают доходы потребителей.

Цена земли - это капитализированная земельная рента, которая, будучи превращенной в капитал, приносит доход в виде процента. На практике мы наблюдаем, что покупная цена - это цена не земли, а той земельной ренты, которую она приносит [9].

Таким образом, цена земли - иррациональная экономическая категория, поскольку земля сама по себе не является продуктом труда и, следовательно, не имеет стоимости. Однако поскольку земля выступает объектом купли-продажи, то она принимает товарную форму в виде цены. Землю оценивают, как правило, двумя способами: сравнительный, рыночный метод оценивает землю через сравнение одного участка с другим в соответствии с балльной системой. Второй метод называется стоимостным, т. е. (денежным), он учитывает величину спроса и предложения на данную площадь земли. В мировой практике применяют также подоходный метод оценки участка земли, в соответствии с которым происходит денежная оценка природных ресурсов. В данном подходе учитываются две составляющих, которые и устанавливают цену земли: величина земельной ренты и уровень ссудного процента. Таким образом, цена земли при прочих равных условиях прямо пропорциональна приносимой ею ренте и обратно пропорциональна норме ссудного процента.

Для денежной оценки и определения экономического статуса земельных ресурсов с

учетом географических и климатических условий используется кадастровый метод оценки ресурсных возможностей регионов и страны в целом. Своевременное обновление кадастровых данных, кадастровой статистики в Российской Федерации всегда было труднорешаемой проблемой в отличие, допустим, от той же Германии (ФРГ) [10]. Мы или не хотим перенимать опыт в этом деле у более развитых стран мира, или это кому-то невыгодно.

Подводя итоги краткому анализу объекта нашего рассмотрения, необходимо обратить более пристальное внимание на то обстоятельство, что природные ресурсы (земельная пашня, фауна и флора), полезные ископаемые и экологические (рекреационные) ресурсы, их наличие и качество этого фактора становится главным предметом в решении национальных и мировых проблем повышения качества экономического роста, благосостояния населения и демографических проблем репродуктивного труда [11]. Высокие темпы роста населения в странах третьего мира неминуемо обостряют вопросы нехватки продовольствия (например, недостаток пресной воды), земель, пригодных для воспроизводства продуктов питания, безработицы и миграции населения в более развитые страны. Все это вместе взятое приводит к локальным и даже мировым конфликтам. Таким образом, экономическое и социально-экологическое значение аграр-но-промышленного комплекса, особенно в нашей стране за последние годы, а тем более в будущем неизмеримо возрастает и требует к себе специфического отношения со стороны государства.

З. Основные социально-экономические задачи управления смешанной экономикой в Российской Федерации (в первой половине XXI века)

Проблемы преобразования и формирования новой экономики в РФ проистекают из задач переходного периода и требуют дальнейшей индустриализации всего народнохозяйственного комплекса. Структурно-экономический кризис 1998 года и финансо-

вый кризис 2008 года показали, что макроэкономика регионов России пока не преодолела фазу депрессивного оживления, тем не менее вектор отраслевого развития про-мышленно-аграрного комплекса показывает рост финансовых и технико-экономических показателей первой половины XXI века.

Важно иметь в виду, что некоторые теоретические специалисты по антикризисному управлению и администрированию считают закономерностью наличие элементов кризисности в любой, даже очень успешной развивающейся экономике [12]. Необходимость антикризисного управления определяется целями развития. Суть антикризисного администрирования выражается в следующих принципиальных положениях:

1) кризисы можно предвидеть, ожидать и вызывать;

2) кризисы в определенной мере можно ускорять или отодвигать;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3) к кризисам можно и необходимо готовиться;

4) кризисы можно смягчать;

5) управление в условиях кризиса требует особых подходов, специальных знаний, опыта и искусства;

6) кризисы до определенного предела могут быть управляемыми.

Думается, что не случайно в нашей стране и за рубежом издаются и переиздаются словари и справочники по антикризисному управлению [13]. Из классиков, которые первые заговорили о проблеме экономического неравновесия и циклических кризисах, следует назвать Джона Мейнарда Кейнса. Именно он раньше всех научно обосновал теорию о том, что кризисы имманентно присущи любой экономике, и выход из макроэкономического неравновесия без вмешательства государства, т.е. определенного антикризисного администрирования, невозможен [14].

Американские экономисты акцент делают не на антикризисном управлении, а на сохранении и усилении конкурентных преимуществ. Так, например, известный американский экономист профессор Гарвардс-

кой школы бизнеса Майкл Портер более 15 книг и 60 статей посвятил проблемам разработки конкурентных стратегий предприятий, корпораций, регионов и страны в целом. Он считает, что если у предприятия, региона и отрасли имеется научно-разработанная цель, стратегия и миссия, то сильно переживать о проблемах наступления экономических кризисов не следует.

Если руководители страны, отрасли и предприятий (корпораций) хорошо владеют методикой проведения PEST-анализа, SWOT-анализа, моделью построения многоугольника конкурентоспособности, они заранее предпримут ряд правильных действий по недопущению или снижению последствий наступления экономико-финансовых и структурных кризисов [15].

Большим недостатком и упущением, которое резко снижает качество управления (координирования) на всех уровнях администрирования социальных и экономических процессов, становится отсутствие планирования. Это особенно важно на этапе выхода Российского государства на самостоятельный державный путь на орбитах мировых процессов, а отсутствие идеологического блока сдерживает развитие страны. Идеология, как наука о системе идеалов и ценностей общества абсолютно необходима для сознательного и успешного развития социально-экономических институтов и субъектов хозяйственной деятельности с точки зрения преемственности и специфики исторического развития российского менталитета. Для российского мира система идеалов и ценностей, законов их трансформации - это наш главный «конек-горбунок», без которого российская цивилизация и все народы, проживающие на территории Российской Федерации, не имеют мотивации, а значит, и большого смысла в их деятельности.

Одна из главных причин пересмотра конституции 1993 года является острая необходимость и потребность в определении идеологических целей, духовных скрепок, без которых личность человека закономер-

но снижает свою моральную конкурентоспособность. Понятно, что морально-идеологические принципы пересекаются и перекликаются с ветхозаветными религиозными канонами, и это вполне естественно и правильно, так как любой человек является историческим, антропологическим, биопсихологическим ресурсом, и лишь в зрелом возрасте можно оценивать его как социально-экономическую личность. Без сохранения памяти о прошлом своего рода, своей страны стать полноценной личностью будет сложно, поэтому исторические вехи, события прошлого и настоящего в стране и обществе, а также их правильная справедливая оценка являются стержневыми элементами совокупной идеологической системы.

Мы не можем отрицать, что помимо физических, материальных, природно-эколо-гических потребностей человеку абсолютно необходимо удовлетворять духовные и политико-идеологические потребности. Именно поэтому прошла очень активная общенародная дискуссия по вопросам дополнения и исправления некоторых пунктов российской конституции.

Таким образом, основные социально-экономические задачи управления смешанной экономикой сводятся, в первую очередь, к решению проблем повышения качества управления работниками, включая чиновников, и средства производства, которые тоже могут стать более производительными. Вся сложность оказывается в том, что «качественные, компетентные кадры решают все» при условии, если они будут идеологически «заряжены» уверенностью, что в стране и в их регионе вопросы повышения благосостояния физического, материального, духовно-экологического и политико-идеологического будут решаться справедливо. Главное здесь то, что принципы справедливого неравенства, реализуясь на практике, будут снижать степень эксплуатации. А фискальные налоги не будут увеличиваться, но только снижаться. Это можно будет проследить также в регионах страны по

тому, какие кластеры уже действуют или нарабатывают потенциал, чтобы стать точками экономического роста за счет дополнительных новаций и инвестиций со стороны в основном государства, проводящего льготно-приоритетную, патерналистскую (отеческую) политику по отношению не только к собственным госпредприятиям и институтам, но и к корпоративному бизнесу, а также частным секторам экономики родной страны. Так, например, для Уральских регионов Российской Федерации вполне типичным и исторически закономерными могут быть следующие точки экономического роста:

а) белая металлургия;

б) Титановая долина;

в) фармакология;

г) агрохолдинги;

д) туристическая дорожная карта; и особый стратегический инвестпроект

е) «Урал промышленный - Урал полярный», который потребует миллиардных затрат и может превратиться в стройку века. Этот проект сродни «БАМу», где целью является построить железную дорогу от г. Ив-деля Свердловской области и дальше на Север вплоть до г. Воркуты и Печоры вдоль Уральского горного хребта.

В заключительной части нашей статьи следует еще раз обратить внимание на главные задачи переходного периода, в течение которого некоторые задачи трансформировались в проблемы, требующие совершенно новых нетрадиционных решений. После смены всей политической системы в результате революции 1991 года была сформирована похожая на капиталистическую трехсекторная модель смешанной экономики. В новой Российской Федерации были объявлены следующие экономические реформы:

а) налогообложения;

б) АПК;

в) ЖКХ;

г) армии;

д) отношений собственности (разгосударствление и приватизация);

е) поземельных отношений;

ж) здравоохранения;

з) образования.

Ни одна из вышеназванных задач переходного периода до конца не решена, хотя страна завершила третье десятилетие с начала объявленных реформ. Если попытаться определить причины малоуспешного реформирования экономики, мы сразу наткнемся на массу объективных и субъективных преград. Из объективных причин определяющей можно назвать международные финансово-экономические и идеологические санкции.

Но, как нам кажется, основной причиной медленного роста ВВП и других экономических показателей в России является низкий уровень эколого-экономической культуры управленцев, начиная от министерств и заканчивая руководителями малых и средних предприятий. И в пределах данной логики менеджмента приходится вновь и вновь рассуждать о необходимости решения проблемы качества управления и качестве рабочей силы «белых» и «синих воротничков». Таким образом, гносеологический и онтологический (практический) подходы выводят нас на проблему повышения качества образования. Сам по себе вопрос качества подготовки студентов и наемных работников в целом тесно связан с качеством медицинского обслуживания, где реформы никак не могут закончить с положительным успехом.

Очень важной в настоящее время является проблема роста производительных сил в аграрно-производственном комплексе. Однако следует признать, что определенные успехи в российском сельскохозяйственном производстве имеются. Так, например, почти одна треть зерновых, масличных и даже мясных продуктов успешно эксплуатируется в страны ближнего и дальнего зарубежья. Но в процессе трансформации АПК возникли проблемы, которых до реформы 90-х годов никогда не было. Сегодня население страны столкнулось с такой несколько странной для граждан бывшего СССР проблемой ка-

чества продуктов питания. Второй очень важной и даже «вечной» проблемой нашей страны становится проблема реформирования поземельных отношений. На популярном и поверхностном уровне в средствах массовой информации идут дискуссии по вопросам: как оценивать земельные участки по рыночным или кадастровым критериям. Но проблема заключается в более сложных задачах: по каким ценам и в каких количествах (площадях) эту землю в регионах можно продавать в частные руки или сдавать в аренду на определенных условиях и временные сроки.

Практически получается, что вопрос приобрел классовый характер и речь идет о возврате в какой-то мере к помещичьему землевладению, но уже на новом «витке спирали».

Всем хорошо известно, что земля в России всегда была главным после народонаселения (генофонда) национальным богатством. На территории РФ часть земельных ресурсов исторически является федеральной собственностью, а другая часть в регионах принадлежит по юрисдикции муниципалам, то есть находится в ведении местных органов власти. Казалось бы, что по Конституции РФ недра земли априори и по определению принадлежат народу, то есть населению, проживающему на данной территории.

В повседневной практике пункты и целые разделы Конституции нарушаются, и требуется вмешательство главного регулятора, т.е. государства, в определении более четких норм и правил землепользования. К тому же не надо забывать, что такие большие объемы земель сельхозназначения и несельхозназначения в развитых экономиках стран мира уже давно являются важным конкурентным преимуществом любой по-литэкономической системы на мировом соревновательном рынке. К слову сказать, можно легко сослаться на опыт землепользования индустриально-аграрных стран Европы, где 90 % земельных площадей находится в арендной собственности частных

лиц, а значит, субъектов хозяйственной деятельности граждан Франции, Германии, Испании, Италии, Швеции, Нидерландов и

др. [2].

Если только лишь кратко затронуть проблему реформирования ЖКХ (жилищно-коммунального хозяйства), то она до сих пор находится в подвешенном состоянии. Все дело в том, что система потребления энергетических и газовых ресурсов, а также горячей и холодной воды местные (муниципальные) власти в регионах передали частному бизнесу (управляющим компаниям), у которого главной целью всегда была макси-милизация прибыли. В этой связи жителям городов и поселков приходится в буквальном смысле «сражаться», бороться против быстрого необоснованного роста цен на тарифы, которые предъявляют управляющие компании. Поскольку главной целью поставщиков ресурсов и их посредников является максимизация прибыли и доходов,

то вести речь о качестве поставляемых ресурсов и услуг приходится в последнюю очередь.

Следовательно, без научного решения и методологических (методических) разработок стихию рыночно-феодальных отношений пока не победить, значит, серьезно рассуждать о главных и специфических конкурентных преимуществах индустриально-аграрной экономки российской экономики малополезно, а в отдельных случаях теряет всякий смысл.

Отсюда напрашиваются выводы о том, что правительству требуются правовые основания и политическая воля навести элементарный порядок в налогообложении, дальнейшей реформе поземельных отношений. Необходимо отслеживать динамику тарифов в ЖКХ, приняв в практические расчеты важное положение о том, что экономка может и должна стать социально-рыночной смешанной экономикой.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Портер М. Международная конкуренция. Конкурентные преимущества стран / Пер. с англ; под ред. В.Д. Щетинина. М.: Международные отношения, 1993. 896 с.

2. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: Учебник: 3-е изд., испр. и доп. М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2018. 624 с.

3. Сорокин Питиим Александрович. Социология революции / Сост., авт. коммент. В.В. Сапов; авт. вступ. ст. А.Н. Медушевский, Ин-т обществ.мысли. М.: РОССПЭН, 2010. 552 с.

4. Барр Р. Политическая экономия: в 2-х т.: Т. 1 / Пер. с фр. М.: Международные отношения, 1995. 608 с.

5. Кренгина Л.Б., Байкин Ю.Л., Кондаков Н.В. Влияние гумата калия различной концентрации на эффективность минеральных удобрений при выращивании овса // Аграрный вестник Урала. 2019. № 3.

6. Макроэкономика: Учебник / М.Л. Альпидовская и др. Ростов-на - Дону: Феникс, 2017. 411 с.

7. Курс экономической теории: Учебник / Под ред. М.Н. Чепурина, У.А. Киселевой. Киров: АСА, 2012. 752 с.

8. Большая экономическая энциклопедия. М.: ЭКСМО, 2007. 816 с.

9. Вечканов Г.С. Экономическая теория: Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2019. 512 с.

10. Людвиг Эрхард. Благосостояние для всех / Репринт, воспроизведение; пер. с нем; авт. предисловие Б.Б. Багрецкий, В.Г. Гребенщиков. М.: Начала-Пресс, 1991. 336 с.

11. Лавров В.Н. Сбережения российского народа и национальная экономика // Экономические реформы в России: к 110-летию аграрной реформы П.А. Столыпина. Екатеринбург: Ажур, 2017.

12. Попов Р. А. Антикризисное управление: Учебник. М.: Высш. шк., 2016. 429 с.

13. Юн Г.Б., Таль Г.К., Григорьев В.В. Словарь по антикризисному управлению. М.: Дело, 2010. 448 с.

14. Кейнс Дж.М. Избранные произведения / Пер. с англ; предисл., сост. А.Г. Худокор-мова. М.: Экономика, 1993. 540 с.

15. Портер Майкл Э. Конкуренция / Пер. с англ.: Учебное пособие. М.. Издательский дом «Вильямс», 2000. 495 с.

REFERENCES

1. Porter M. Mezhdunarodnaya konkurenciya. Konkurentnye preimushchestva stran / Per. s angl; рod red. V.D. SHCHetinina. M.: Mezhdunarodnye otnosheniya, 1993. 896 s.

2. Nureev R.M. Kurs mikroekonomiki: Uchebnik: 3-e izd., ispr. i dop. M.: Norma: NIC INFRA-M, 2018. 624 s.

3. Sorokin Pitiim Aleksandrovich. Sociologiya revolyucii / sost., avt. komment. V.V. Sapov; avt. vstup. st. A.N. Medushevskij, In-t obshchestv.mysli. M.: ROSSPEN, 2010. 552 s.

4. Barr R. Politicheskaya ekonomiya: v 2-h t.: T. 1: Per. s fr. M.: Mezhdunar. otnosheniya, 1995. 608 s.

5. Krengina L.B., Bajkin YU.L., Kondakov N.V. Vliyanie gumata kaliya razlichnoj koncentracii na effektivnost' mineral'nyh udobrenij pri vyrashchivanii ovsa // Agrarnyj vestnik Urala. 2019. №2 3.

6. Makroekonomika: Uchebnik / M.L. Al'pidovskaya i dr. Rostov-na - Donu: Feniks, 2017. 411 s.

7. Kurs ekonomicheskoj teorii: uchebnik / Pod red. M.N. CHepurina, E.A. Kiselevoj. Kirov: ASA, 2012. 752 s.

8. Bol'shaya ekonomicheskaya enciklopediya. M.: EKSMO, 2007. 816 s.

9. Vechkanov G.S. Ekonomicheskaya teoriya: Uchebnik dlya vuzov. SPb: Piter, 2019. 512 s.

10. Lyudvig Erhard. Blagosostoyanie dlya vsekh / Reprint, vosproizvedenie; per. s nem; а\1 predislovie B.B. Bagreckij, V.G. Grebenshchikov. M.: Nachala-Press, 1991. 336 s.

11. Lavrov V.N. Sberezheniya rossijskogo naroda i nacional'naya ekonomika // Ekonomicheskie reformy v Rossii: k 110-letiyu agrarnoj reformy P.A. Stolypina. Ekaterinburg: Azhur, 2017.

12. Popov R.A. Antikrizisnoe upravlenie: Uchebnik. M.: Vyssh. shk., 2016. 429 s.

13. YUn G.B., Tal' G.K., Grigor'ev V.V. Slovar' po antikrizisnomu upravleniyu. M.: Delo, 2010. 448 s.

14. Kejns Dzh.M. Izbrannye proizvedeniya: Per. s angl; рredisl., sost. A.G. Hudokormova. M.: Ekonomika, 1993. 540 s.

15. Porter Majkl E. Konkurenciya: Uchев. posовiye / Per. s angl.: posовiye. M.: Izdatel'skij dom "Vil'yams", 2000. 495 s.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

ЛАВРОВ Владимир Николаевич, доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры менеджмента и экономической теории, Уральский государственный аграрный университет, г. Екатеринбург.

E-mail: lavrov1946@yandex.ru

SPIN-код: 9119-8111, Author ID: 848398

БУРЦЕВА Татьяна Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры инфекционной и незаразной патологии, Уральский государственный аграрный университет, г. Екатеринбург.

E-mail: burceva72@inbox.ru

SPIN-код: 2666-0052, Author ID: 708537

ФЕТИСОВА Анастасия Викторовна, старший преподаватель, Уральский государственный аграрный университет, г. Екатеринбург.

E-mail: victorovna_eburg@mail.ru

БУРЦЕВА Ирина А., студентка, Уральский государственный аграрный университет, г. Екатеринбург.

E-mail: irina.burtseva.99@mail.ru

БУРЕКУА М., аспирант, Уральский государственный аграрный университет, г. Екатеринбург.

Дата поступления статьи: 26.10.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.