Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ В СИСТЕМЕ РЕГИОНАЛЬНОГО РОССИЙСКОГО АПК'

ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ В СИСТЕМЕ РЕГИОНАЛЬНОГО РОССИЙСКОГО АПК Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
77
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
методологические вопросы рынка / экологические требования / издержки повышения качества / потребности благосостояния / классификация потребностей / классификация благ / ресурсосбережение и народосбережение / экономико-экологическая эффективность / социально-экономические функции регионов / methodological issues of the market / environmental requirements / costs of improving quality / welfare needs / classification of needs / classification of goods / resource and national conservation / economic and environmental efficiency / socio-economic functions of the regions

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лавров В.Н., Бурцева Т.В., Сафина Л.А., Фетисова А.В.

Целью исследования темы явилась необходимость определения основных закономерных причин снижения натурального качества продуктов сельскохозяйственного производства в системе российского АПК и торговых сетях. Методы, которые были использованы и применены в процессе анализа указанной проблемы: метод сравнения, метод дедукции, метод сочетания исторического и логического, а также методы моделирования ситуации. В результате проведенного исследования авторами сделана попытка не только определить причины (предпосылки и факторы), но и сделать выводы о недостатках дотационного механизма государственного финансирования АПК. Научная новизна статьи сводится в первую очередь к тому, что впервые авторы попытались научно обосновать концепцию о том, что отрасли сельского хозяйства должны быть включены в нерыночный сектор смешанной экономики и поэтому не могут работать по принципу самоокупаемости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Лавров В.Н., Бурцева Т.В., Сафина Л.А., Фетисова А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO QUESTION OF FOOD QUALITY IN THE SYSTEM OF THE RUSSIAN AIC

The purpose of the research topic was the need to determine the main legitimate reasons for the decline in the natural quality of agricultural products in the Russian agricultural system and distribution networks. The methods that were used and applied in the process of analyzing this problem: include the comparison method, the deduction method, the method of combining historical and logical, as well as methods of modeling the situation. As a result of the study, the authors made an attempt to determine not only the reasons (prerequisites and factors), but also to draw conclusions about the shortcomings of the subsidized mechanism for state financing of the agricultural sector. The scientific novelty of the article boils down primarily to the fact that for the first time the authors tried to scientifically substantiate the concept that agricultural sectors should be expressed in the non-market sector of a mixed economy and therefore cannot work on the principle of self-sufficiency.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ В СИСТЕМЕ РЕГИОНАЛЬНОГО РОССИЙСКОГО АПК»

УДК 330.1

Лавров В.Н., Бурцева Т.В., Сафина Л.А., Фетисова А.В.

ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ В СИСТЕМЕ РЕГИОНАЛЬНОГО

РОССИЙСКОГО АПК

Аннотация. Целью исследования темы явилась необходимость определения основных закономерных причин снижения натурального качества продуктов сельскохозяйственного производства в системе российского АПК и торговых сетях. Методы, которые были использованы и применены в процессе анализа указанной проблемы: метод сравнения, метод дедукции, метод сочетания исторического и логического, а также методы моделирования ситуации. В результате проведенного исследования авторами сделана попытка не только определить причины (предпосылки и факторы), но и сделать выводы о недостатках дотационного механизма государственного финансирования АПК. Научная новизна статьи сводится в первую очередь к тому, что впервые авторы попытались научно обосновать концепцию о том, что отрасли сельского хозяйства должны быть включены в нерыночный сектор смешанной экономики и поэтому не могут работать по принципу самоокупаемости.

Ключевые слова: методологические вопросы рынка, экологические требования, издержки повышения качества, потребности благосостояния, классификация потребностей, классификация благ, ресурсосбережение и народосбережение, экономико-экологическая

эффективность, социально-экономические функции регионов.

* * *

Lavrov V.N., Burtseva T. V., Safina L.A., Fetisova A. V.

TO QUESTION OF FOOD QUALITY IN THE SYSTEM OF THE RUSSIAN AIC

Annotation. The purpose of the research topic was the need to determine the main legitimate reasons for the decline in the natural quality of agricultural products in the Russian agricultural system and distribution networks. The methods that were used and applied in the process of analyzing this problem: include the comparison method, the deduction method, the method of combining historical and logical, as well as methods of modeling the situation. As a result of the study, the authors made an attempt to determine not only the reasons (prerequisites and factors), but also to draw conclusions about the shortcomings of the subsidized mechanism for state financing of the agricultural sector. The scientific novelty of the article boils down primarily to the fact that for the first time the authors tried to scientifically substantiate the concept that agricultural sectors should be expressed in the non-market sector of a mixed economy and therefore cannot work on the principle of self-sufficiency.

Keywords: methodological issues ofthe market, environmental requirements, costs ofimproving quality, welfare needs, classification of needs, classification of goods, resource and national conservation, economic and environmental efficiency, socio-economic functions of the regions.

•к "к "k

Постановка проблемы (Introduction)

Проблема несоответствия продуктов питания эколого-натуральным требованиям здравоохранения и тем ГОСТам, которые работали в СССР, объявилась в начале 90-х годов и шла по нарастающей. Когда новые апологеты рыночной экономики по всем средствам массовой информации, включая учебную литературу, стали вещать том, что целью хозяйственной деятельности любого предприятия является максимизация прибыли, качество продуктов питания начало снижаться.

В эти же годы с ведома правительства Российской Федерации производителям продуктов питания разрешили руководствоваться не нормативами ГОСТов, а лишь соблюдать технические условия, так называемые «ТУ».

Именно такая юрисдикция послужила «спусковым крючком» возрастания масштабов проблемы низкого качества сельхозпродуктов и ее социально-экономических последствий.

Аграрный вопрос для Российского государства на протяжении пяти последних веков являлся «наследственной болезнью». Земельные ресурсы как наиважнейшая часть стоимости национального богатства использовались нерационально, а иногда по- варварски хаотично и анархично [1]. Несмотря на самые большие в мире запасы природных, экологических ресурсов и малоизведанные величины полезных ископаемых, Российская империя постоянно страдала от нехватки продовольствия, голода, в том числе по причине стихийных бедствий.

Статистка свидетельствует, что царская Россия вплоть до начала Первой мировой войны продавала хлеб (зерно) за границу. Такая экспортная политика осуществлялась, начиная с эпохи Петра I и Екатерины II. Количество проданной в европейские страны ржи и пшеницы ежегодно исчислялось уже в XIX веке 10 - 12 млн. пудов [2]. Не случайно некоторые ученые-историки и экономисты считают, что Россия кормила Европу, и по этой причине нельзя было рань-

ше времени отменять институт крепостного права в Российской империи [3].

Хлебные пуды продавались за границу в то время, когда миллионы многосемейных крестьянских хозяйств постоянно недоедали или испытывали в прямом смысле голод. Такая политика была характерной чертой и во времена правления большевиков и коммунистов. Достаточно привести примеры голодомора в результате вульгарной политики «военного коммунизма» в Советской России в период 1918 - 1920 годов, а также сталинской коллективизации в начале 30-х годов. Оба названных «страшных» периода стали следствием не столько жестокой бестолковой экономики, сколько методологически ошибочных действий тоталитарной системы управления экономикой страны.

Истоки аграрной трагедии ведут к тому, что Столыпинская реформа была не закончена, но тем не менее крестьянская община была по сути разрушена, а в результате революции 1917 года был дан старт сплошного дикого огосударствления земельной собственности в стране.

Еще в начале XIX века известный народник-демократ Александр Иванович Герцен очень убедительно доказывал, что движение к социализму лежит на путях социально-экономического преобразования (трансформации) общинного крестьянского хозяйства в крупные, средние и мелкие кооперативы [4]. Именно эту идею А.И. Герцена провозгласил и пытался внедрить В.И. Ленин в 1921 году в сценарий новой экономической политики, которая по причине смерти вождя большевиков не удалась [5]. Теоретическую концепцию Ленинского НЭПа очень успешно применили на практике в коммунистическом Китае во время правления Дэн Сяо Пина в 80-х годах XX века [6]. Поэтому благодаря реформам в соответствии с идеями социалистической кооперации крестьянства КНР решила не только продовольственные проблемы, но и очень удачно провела промышленную технологическую революцию. Китайцы быст-

ро сообразили, что к любой экономике нужно подходить диалектично: в рыночном секторе должны преобладать рыночные принципы, в первую очередь принцип самоокупаемости, а в нерыночном секторе экономики страны этот принцип не может применяться, так как он обязательно потребует конкурсного производства и банкротства предприятий.

Аграрно-промышленный комплекс - это базовый народнохозяйственный кластер, определяющий условия поддержания жизнедеятельности общества. Если первичные потребности людей в продуктах питания и важных элементах ближней инфраструктуры не будут удовлетворяться хотя бы временно, то возникнет угроза для воспроизводства населения.

Вся производственная, экономическая и организационная система подразделяется на три основные сферы. Первая сфера включает отрасли промышленности, обеспечивающих АПК средствами производства. Вторая сфера представлена самим сельским хозяйством и выступает центральным звеном АПК. Третья сфера охватывает отрасли и предприятия, обеспечивающие заготовку, транспортировку, хранение, переработку сельхозсырья, а также реализацию конечной продукции. Основное условие динамичного развития АПК - сбалансированность всех его сфер, что является очень трудной проблемой на практике.

Методология и методы исследования (Methods)

Задачи увеличения количества и качества товаров народного потребления, и продуктов питания в первую очередь, методологически вытекают из экономических законов «возвышения потребностей» и закона «роста производительности труда».

Главной и основной причиной необходимости решения продовольственной программы в любой стране являются объективно необходимые и субъективные потребности народонаселения. В связи с этим на первый план выходит проблема классификации потребностей по критерию социально-био-

логической значимости человеческого капитала индивидов, социумов и общества в целом. Метод сочетания исторического и логического как нельзя лучше подходит для определения рейтинговой значимости каждого вида потребностей человека в материальных и духовных благах в условиях смешанной экономики.

Виды потребностей, а значит и виды благосостояния народонаселения, можно представить следующим образом:

1) физические потребности (физическое благосостояние);

2) материально-денежные потребности (материально-экономическое благосостояние);

3) экологические потребности (экологическое благосостояние);

4) духовные потребности (духовно-гуманитарное благосостояние);

5) политико-идеологическое благосостояние.

Особенно острой методологической проблемой сегодняшнего дня для российской экономики является проблема дифференциации (различения) в народнохозяйственном комплексе предприятий и организаций, которые следует относить к рыночному сектору, фрагментарно-рыночному (государственному) сектору и третьему сектору, относящемуся по сути к «полурыночному» сектору макроэкономики в целом.

Уже в 90-е годы прошлого века руководителям стран с переходной экономикой открылась очевидная истина о том, что в любой стране необходимо в экономике выделять три сектора: стопроцентно «рыночный» сектор, опирающийся на институты частной собственности; «частично-рыночный» сектор, который базируется на государственной собственности; и третий сектор, условно называемый «корпоративный», где собственность может быть полугосударственной, смешанной, получастной, акционерной, народной и т. д.

Таким образом, в составе государственного и корпоративного секторов экономики закономерно функционируют предпри-

ятия, которые «априори» не могут «работать» по рыночному принципу «самоокупаемости».

Безусловно, и в государственном, и в корпоративном секторах экономики большая часть субъектов хоздеятельнсти (т. е. предприятий, институтов и т. д.) обязаны получать прибыль, платить налоги, т. е. соответствовать первому принципу хозяйственного расчета - «самоокупаемость». Но они могут работать рентабельно только при определенных условиях и «правилах игры», которые задает государство [7].

Нерыночные предприятия и даже целые сектора экономики, такие, например, как сельское хозяйство и весь аграрно-промыш-ленный комплекс, без поддержки и дотации со стороны государства были, есть и будут убыточными в любой стране, в любую эпоху. Именно эти знания и компетенции должны быть у руководителей любого уровня, начиная с правительства.

«Родимые пятна» общины, феодализма и капитализма, к сожалению, дают о себе знать и в сегодняшней российской экономике.

Все послевоенные годы, с 50-х и по 2000-е, советская, а затем и российская экономика была не в состоянии прокормить население своей страны. Продукты питания приходилось за золотовалютные резервы покупать в зарубежных странах из-за того, что в Советском Союзе они были очень затратными, но продавались дешевле себестоимости. Рыночные реформы запоздали на 50 - 70 лет, что и стагнировало экономику Советского Союза. Затраты «эффекта запаздывания реформ» в начале 90-х «обернулись» издержками «опережения» и шоковой терапией для всех граждан новой Российской Федерации.

Все производственные функции АПК Российской Федерации осуществляются в конкретных региональных кластерах, которые, как и сама специализация отраслей, сложились исторически и закономерно.

Регион - это пространственная локализация процессов хозяйственной деятельности, подсистема народного хозяйства и

субъект рыночных отношений. Цель региональной экономики - обеспечение высокого качества жизни людей данного региона.

Основными функциями региональной экономики являются:

а) производство товаров и услуг на внутренний и внешний рынки;

б) регулирование цен и товаров;

в) распределение товаров и услуг;

г) обеспечение оптимального уровня и характера потребления благ.

Все регионы России испытывают целый ряд сложных политико-экономических проблем.

Принято выделять две группы регионов:

1) регионы - реципиенты;

2) регионы - доноры.

Из всех субъектов РФ только десять регионов считаются регионами - донорами, остальные относятся к регионам - реципиентам, которые нуждаются в помощи центра, разумеется, за счет регионов - доноров. Регионы - доноры, в отличие от регионов -реципиентов, не получают от центра трансферов и субвенций. Деление регионов на реципиентов и доноров в известном смысле условно, поскольку оно связано с механизмом финансового распределения потоков, в частности налогово-бюджетных, связывающих предпосылку для диспропорций в развитии экономики региона. Одни регионы отчисляют в федеральный бюджет до 70 % налоговых поступлений, другие - 40 -50, третьи - до 10%. Из этого можно заключить, что необходимо создание механизма выравнивания доли отчислений в центр [8].

Классификация регионов - это научный метод, в основе которого лежат расчленение систем объектов и их группировка с помощью обобщенной модели или типа.

Классификация регионов необходима с целью обнаружения кризисных ситуаций и выравнивания наиболее острых проблем социально-политического положения региона в сравнении с другими регионами страны. Такая классификация важна для оценки уровня развития регионов и определения региональной политики.

Результаты (Results)

Результатами анализа проблемы повышения продовольственного благосостояния населения нашей страны являются выводы о том, что вопросы экологического (гастроэнтерологического) качества продуктов питания должны быть взяты под особый контроль региональных министерств и ветери-нарно-санитарных комиссий. Со стороны депутатов Государственной Думы и федерального Правительства незамедлительно требуется обсудить и принять законы о повышении требований к формированию правового механизма роста качества продуктов питания.

От качества продуктов питания и других товаров народного потребления во многом зависит физическое благосостояние населения и такой показатель, как средняя продолжительность жизни.

Знание и понимание методологических вопросов развития АПК в сегодняшней России является основой разработки и реализации планов (прогнозов) продовольственных отраслей на ближайшие пять, десять и пятнадцать лет. Определенные успехи в растениеводстве и животноводстве за последние две пятилетки пока не являются гарантией продовольственной и экономической независимости страны. Такую независимость достаточно часто и вполне справедливо называют продовольственной безопасностью страны в условиях экономических и торговых войн на мировых пространствах.

Продовольственная безопасность находится в первых строках национальной безопасности Российской Федерации. Так, по официальной статистике, сельскохозяйственная отрасль ежегодно дает прибавку к ВВП (валовому внутреннему продукту) 4,5% экономической стоимости и обеспечивает занятость около 9% населения. Общий объем экспорта продовольствия и сельхозсырья из страны достиг наивысшего значения в 2018 г. - 2,5 млрд. долларов. Годовой внутренний бюджет Российской Федерации за 2018 г. составил 23 трлн. руб. (0,4 трлн. долл.), а вало-

вый внутренний продукт - 2,5 трлн. долл. или 80 трлн. руб. [9].

Следует особо подчеркнуть, что впервые в истории Российского государства состояние экономики позволяет без зарубежных закупок полностью обеспечить (накормить) не только население своей страны, но и продать другим странам определенную часть собранного урожая пшеницы, гречихи, растительного масла, картофеля и даже продуктов птицеводства [9].

Известно, что в одной из последних классических произведений «Происхождение семьи, частной собственности и государства» Фридрих Энгельс напрямую связывал качество и разнообразие продуктов питания первобытных людей и семей с продолжительностью жизни, способностью к физической и умственной деятельности. Использования огня и горячей пищи явилось историческим толчком роста производительности, включая решение демографических и организационных вопросов периода варварства и появление институтов рабовладения [10].

Поэтому проблема сбалансированного питания населения российских регионов является важным объектом исследования социологических, медицинских и демографических институтов в нашей стране.

Российская Федерация - самое крупное по размерам территории государство мира. Она охватывает восточную часть Европы и северную часть Азии, являясь, таким образом, по географическому положению евразийской страной. Площадь России - 17,1 млн. км, что почти в 2 раза больше площади Китая и США [11].

Таким образом, несмотря на некоторые специфические проблемы в развитии агропромышленного комплекса, аграрные отрасли Российской Федерации за счет полурыночного патерналистского (отеческого) подхода со стороны правительства, парламента и президента, а также за счет такого механизма, как дотирование дешевых кредитов и налоговых послаблений, уверенно набирает силу и наращивает темпы в росте

производительности труда, ресурсосбережении, экологии [12].

В идеологии государственного регулирования экономического развития регионов, как и страны в целом, можно выделить три направления:

1) неинтервеционно-политическое, которое в принципе отвергает необходимость воздействия государства на региональную экономику;

2) адаптационное (или инерционное): смягчение воздействия рыночных регуляторов и незначительное корректирование развития территории путем ускорения социально-экономических процессов на основе стимулирования миграции рабочей силы и инвестиций;

3) радикальных преобразования, проведение интенсивного регулирования.

За 20-летний период перехода к рыночной экономики Россия по сути дела использовала все указанные направления государственного регулирования [13].

Таким образом, региональная политика должна всегда преследовать следующие цели:

1) обеспечение экономических, социальных и правовых основ федерализма в Российской Федерации, создание единого экономического пространства;

2) обеспечение единых минимальных социальных стандартов и равной социальной защиты, гарантирование социальных прав граждан, установленных Конституцией Российской Федерации, независимо от экономических возможностей регионов;

3) выравнивание уровней социально-экономического развития регионов;

4) предотвращение загрязнения окружающей среды, а также ликвидация последствий ее загрязнения, комплексная экологическая защита регионов;

5) приоритетное развитие регионов, имеющих особо важное стратегическое значение;

6) максимальное использование природно-климатических особенностей регионов;

7) становление, обучение и обеспечение гарантий местного самоуправления [14].

Особое значение в решении проблемы сохранения и повышения натурально-экологических качеств продуктов питания в современной Российской Федерации имеет система образования и воспитания молодежи и студентов по всей цепочке жизненного цикла и карьерного роста.

По нашему мнению, образовательно-воспитательный фактор необходимо учитывать в ряду всех известных на сегодня факторов производства, таких как труд, капитал, земля, предпринимательство, информационно-цифровые ресурсы, климатические и регионально-географические.

Обсуждение и выводы (Discussion and conclusion)

Крупные фермерские хозяйства Свердловской области во втором десятилетии XXI века закономерно превратились в важный кластер и особо значимую точку экономического роста. Так, в «Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на 2016 - 2030 годы» записано, что целями реализации направления социально-экономической политики Свердловской области на 2016 - 2030 годы в параграфе 24 «Развитие агропромышленного комплекса Свердловской области» являются устойчивое развитие агропромышленного комплекса и обеспечение продовольственной безопасности Свердловской области [14]. Эта Стратегия законодательным парламентом (Собранием) принята и оформлена в качестве закона, который вступил в силу с 01 января 2016 года.

Данный закон в качестве правового документа требует найти дополнительные источники финансирования и другие протекционистские меры по приоритетному функционированию предприятий, производящих сельскохозяйственную продукцию.

В Стратегии перечислены все основные направления увеличения объемов производства, но про качество продуктов ничего, к сожалению, не говорится [15].

Однако обращает на себя внимание такая, несвойственная ранее для нашего АПК

проблема, как ухудшение качества продуктов сельхозпроизводства и товаров народного потребления на всех стадиях их воспроизводства. Некоторые специалисты считают, что причиной снижения качества продуктов питания является процесс отмены ГОСТов и замена их на ТУ (техническими условиями). Думается, что причина намного сложнее и глубже. К сожалению, антимонопольные службы со своими обязанностями справляются плохо.

По нашему мнению, одними штрафами, наказаниями, т. е. административно-правовыми методами, ситуацию на рынке регионального продовольствия исправить вряд ли удастся. Нужен не только контроль цифровыми инструментами, но и введение «гласной прозрачности» на всех стадиях приго-

товления всего ассортимента продуктов.

И здесь очень важно сократить количество посредников. Для этого можно обратиться к опыту скандинавских стран Европы, например, Швеции, где до 80% произведенного фермерами сельхозсырья напрямую продается потребительским кооперативам по ценам, которые мало отличаются от розничных цен в торговых сетях. По каждому виду продуктового товара необходимо местными властями установить «пол» и «потолок» розничных цен с учетом величины официальной инфляции. Только такой сквозной механизм социально-экономического контроля санитарно-ветеринарных служб может преградить поступление в торговые сети дорогих, некачественных и биологически вредных продуктов.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Экономическая история: Учебник для академического бакалавриата / О.Д. Кузнецова, И.Н. Шапкин, А.С. Квасов, Л.И. Пермякова. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство "Юрайт", 2019. 435 с.

2. Лойберг М.Я. История экономики: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: ИНФРА-М, 2015. 128 с.

3. Неровня Т.Н. История экономики: экзаменационные ответы. Ростов-на-Дону: Феникс, 2015. 384 с.

4. История экономических учений: Учебное пособие / Под ред. В. Автономова, О. Ананьина, Н. Макашевой. М.: ИНФРА-М, 2015. 784 с.

5. Вечканов Г.С. Экономическая теория: Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2019. 512 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Почему Маркс был прав. Терри Иглтон / Пер. с англ. П. Норвилло. М.: Карьера Пресс, 2017. 288 с.

7. Лавров В.Н., Пономарева С.И., Бурцева Т.В. От аграрно-промышленной экономики к экономике рыночного капитала // Аграрный вестник Урала. 2019. № 3. С. 68 - 72.

8. Макроэкономика: Учебник / М.А. Альпидовская и др. Ростов-на-Дону: Феникс, 2017. 409 с.

9. Левин В. Проекты России. Империя разума. Начало новой экономики. М.: Изд. "Фонд перспективных технологий и новаций", 2018. 432 с.

10. Энгельс Фридрих. Происхождение семьи, частной собственности и государства: В связи с исследованиями Льюиса Г. Моргана, 5-е изд. М.: ЛЕНАРД, 2017. 240 с.

11. Региональная экономика: Учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / Под ред. профессора Т.Г. Морозовой. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. 285 с.

12. Лавров В.Н., Воронин Б.А. Экологическая экономика и ее главные преимущества // Чаяновские чтения: Матер. Всерос. науч.-практ. конф. (17 - 18 мая 2018). Уральский государственный аграрный университет. Екатеринбург, 2018. С. 68 - 76.

13. Курнышев В.В. Региональная экономика. Основы теории и методы исследования: Учебное пособие / В.В. Курнышев, В.Г. Глушкова. М.: КНОРУС, 2016. 272 с.

14. Грицюк Т.В. Государственное регулирование экономики: теория и практика. М. : РДЛ, 2015. 220 с.

15. О стратегии социально-экономического развития Свердловской области на 2016 -2030 годы [Текст]: Закон Свердловской области от 21 декабря 2015 года № 151-ОЗ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/429064915.

16. Rushitskaia O.A., Zyryanova T.V., Kot E.M., Lavrov V.N. Methodological approaches to the achievement of balance at organic product market. «Turkish online journal of design art and communication» for 2018 year issues MARCH 2018.

17. Lavrow V.N., Stozhko D.K, Shilovtsev A. Digital economy in the transition conditions to «Quick Response Manufacturing» model. International Scientific and Practical Conference «Digital agriculture development strategy» ISPC 2019.

REFERENCES

1. Ekonomicheskaya istoriya: Uchebnik dlya akademicheskogo bakalavriata / O.D. Kuznecova, I.N. SHapkin, A.S. Kvasov, L.I. Permyakova. 4-e izd., pererab. i dop. M.: Izdatel'stvo "YUrajt", 2019. 435 s.

2. Lojberg M.YA. Istoriya ekonomiki: Uchebnoe posobie dlya studentov vysshih uchebnyh zavedenij. M.: INFRA-M, 2015. 128 s.

3. Nerovnya T.N. Istoriya ekonomiki: ekzamenacionnye otvety. Rostov-na-Donu: Feniks, 2015 . 384 s.

4. Istoriya ekonomicheskih uchenij: Uchebnoe posobie / Pod red. V. Avtonomova, O. Anan'ina, N. Makashevoj. M.: INFRA-M, 2015. 784 s.

5. Vechkanov G.S. Ekonomicheskaya TEORIYA: Uchebnik dlya vuzov. SPb.: Piter, 2019. 512 s.

6. Pochemu Marks byl prav. Terri Iglton / Per. s angl. P. Norvillo. M.: Kar'era Press, 2017. 288 s.

7. Lavrov V.N., Ponomareva S.I., Burceva T.V. Ot agrarno-promyshlennoj ekonomiki k ekonomike rynochnogo kapitala // Agrarnyj vestnik Urala. 2019. № 3. S. 68 - 72.

8. Makroekonomika: uchebnik / M.A. Al'pidovskaya i dr. Rostov-na-Donu: Feniks, 2017. 409 s.

9. Levin V. Proekty Rossii. Imperiya razuma. Nachal novoj ekonomiki. M.: Izd. "Fond perspektivnyh tekhnologij i novacij", 2018. 432 s.

10. Engel's Fridrih. Proiskhozhdenie sem'i, chastnoj sobstvennosti i gosudarstva: V svyazi s issledovaniyami L'yuisa G. Morgana. 5-е izd. M.: LENARD, 2017. 240 s.

11. Regional'naya ekonomika: Uchebnik dlya studentov vuzov, obuchayushchihsya po ekonomicheskim special'nostyam / Pod red. professora T.G. Morozovoj. M.: YUNITI-DANA, 2017. 285 s.

12. Lavrov V.N., Voronin B.A. Ekologicheskaya ekonomika i ee glavnye preimushchestva // CHayanovskie chteniya: Mater. Vseros. nauch.-prakt. konf. (17-18 maya 2018) / Ural'skij gosudarstvennyj agrarnyj universitet. Ekaterinburg, 2018. S. 68 - 76.

13. Kurnyshev V.V. Regional'naya ekonomika. Osnovy teorii i metody issledovaniya: uchebnoe posobie / V.V. Kurnyshev, V.G. Glushkova. M.: KNORUS, 2016. 272 s.

14. Gricyuk T.V. Gosudarstvennoe regulirovanie ekonomiki: teoriya i praktika. M.: RDL, 2015. 220 s.

15. O strategii social'no-ekonomicheskogo razvitiya Sverdlovskoj oblasti na 2016 - 2030 gody [Tekst]: Zakon Sverdlovskoj oblasti ot 21 dekabrya 2015 goda № 151-OZ. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://docs.cntd.ru/document/429064915.

16. Rushitskaia O.A., Zyryanova T.V., Kot E.M., Lavrov V.N. Methodological approaches to the achievement of balance at organic product market. «Turkish online journal of design art and communication» for 2018 year issues MARCH 2018.

17. Lavrow V.N., Stozhko D.K., Shilovtsev A. Digital economy in the transition conditions to «Quick Response Manufacturing» model. International Scientific and Practical Conference «Digital agriculture development strategy» ISPC 2019.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

ЛАВРОВ Владимир Николаевич, доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры менеджмента и экономической теории, Уральский государственный аграрный университет, г. Екатеринбург.

e-mail: lavrov1946@yandex.ru

БУРЦЕВА Татьяна Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры инфекционной и незаразной патологии, Уральский государственный аграрный университет, г. Екатеринбург.

e-mail: burceva72@inbox.ru

САФИНА Лилия Алексеевна, старший преподаватель кафедры овощеводства и плодоводства имени Н.Ф. Коняева, Уральский государственный аграрный университет, г. Екатеринбург.

e-mail: L26071991 @yandex.ru

ФЕТИСОВА Анастасия Викторовна, старший преподаватель кафедры менеджмента и экономической теории, Уральский государственный аграрный университет, г. Екатеринбург.

e-mail: victorovna_eburg@mail.ru

Дата поступления статьи: 20.05.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.