Научная статья на тему 'Научно-практические аспекты формирования инвестиционной политики'

Научно-практические аспекты формирования инвестиционной политики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
184
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИИ / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хазиахметов Адель Зуфарович

В статье рассмотрены предлагаемые в литературе разносторонние определения понятия «инвестиционная политика»; предложено авторское определения понятий «инвестиционный потенциал», «инвестиционный климат», «инвестиционный риск» и «инвестиционная привлекательность».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Scientific and Practical Aspects of Investment Policy Development

The paper deals with various definitions of “investment policy” and presents the author's definition of “investment potential”, “investment climate”, “investment risk” and “investment attractiveness”.

Текст научной работы на тему «Научно-практические аспекты формирования инвестиционной политики»

Вестник экономики, права и социологии, 2011, № 4

Экономика

УДК 338

Научно-практические аспекты формирования инвестиционной политики

Хазиахметов А.З.

Преподаватель кафедры инженерного менеджмента Казанского государственного энергетического университета

В статье рассмотрены предлагаемые в литературе разносторонние определения понятия «инвестиционная политика»; предложено авторское определения понятий «инвестиционный потенциал», «инвестиционный климат», «инвестиционныйриск» и «инвестиционная привлекательность».

Ключевые слова: инвестиции, инвестиционная политика, институциональное предпринимательство, инвестиционный климат.

Согласно методологии экономической теории, исследование экономических явлений должно осуществляться в строгой последовательности, включающей, во-первых, познание экономической сущности явления и законов его функционирования; во-вторых, выработку на этой основе экономической политики, ее приоритетов, направлений; в-тре-тих, управление реализацией экономической политики. Раскрыв сущность и функциональные формы инвестиций целесообразным является исследование основных направлений и приоритетов инвестиционной политики современного государства.

Соглашаясь с мнением Дж.М. Кейнса о том, что экономика не может быть предоставлена самой себе, поскольку она в этом случае, по словам Э.Б. Аткинсона и Д.Э. Стиглица, является «нереальной и беззащитной» [1], отметим, что особую значимость приобретает функция государства, состоящая в регулировании экономических процессов, «...в функционировании современной рыночной экономики. посредством узаконивания прав собственности, контроля за денежно-кредитным и финансовыми операциями» [1], выработки научно проработанной экономической политики.

Понятие «экономическая политика» имеет альтернативные определения. Экономист Б.А. Райзберг отождествляет экономическую политику с деятельностью государства, направленную на решение социально-экономических проблем путем оценки ситуации и анализа «.унаследованного прошлого» [2]. В.П. Попков и В.П. Семенов определяют её как «.комплекс

целенаправленных мероприятий по созданию благоприятных условий для всех субъектов хозяйствования с целью оживления инвестиционной деятельности, подъема экономики, повышения эффективности производства и решения социальных проблем» [2, с. 93].

Не отрицая сущностной характеристики представленных определений, важно заметить, что сама политика еще не есть действие. Политика определяет лишь качественную направленность действий, поэтому правильным видится её сопоставление с системой принципов, задающих ориентиры и условия, определяющих структуру и масштабы экономической деятельности в заданной сфере одноименных отношений.

Содержание инвестиционной политики наиболее широко раскрыто в коллективной монографии как «.совокупность регулирующих документов, целевых установок органов управления регионом и механизмов достижения целей по привлечению и эффективному использованию инвестиционных ресурсов для ускорения социально-экономического развития региона» [3, с. 141].

Институциональное предпринимательство - основа деятельности государственных органов, содержание которой состоит в разработке новых и совершенствовании старых правовых институтов, регулирующих поведение хозяйствующих субъектов и оптимизирующих уровень трансакционных издержек1. Субъект предпринимательства выступа-

1 Институт - опривыченная норма [4].

143

Вестник экономики, права и социологии, 2011, № 4

Экономика

ет инициатором создания блага, обеспечивающего достижение его социально-экономических целей с минимальным уровнем трансформационных и трансакционных издержек. Государство в этом смысле является основным «полным» предпринимателем, имеющим право регулировать как трансформационные, так и трансакционные процессы в экономике страны.

Справедливость институционального поля хозяйствования обусловлена естественными правами личности как члена государства на продукт деятельности в силу реализации им трудового способа присвоения ценностей. Эффективность институционального предпринимательства неразрывно связана с эффективностью формирования собственности как системы обобществленных отношений, возникающих между хозяйствующими субъектами по поводу присвоения и использования жизненных благ. Институционализация собственности де-факто в собственность де-юре - условие эффективного хозяйствования. Значит, процесс разработки и институционализации правил, а также содержание самих правил и норм не должны противоречить естественным экономическим правам личности на реализацию своих интересов, обусловленных долей их участия в процессе созидания блага. Это позволит: 1) сократить количество противоречий, возникающих между субъективными интересами хозяйствующих сторон, и использование инструментов лобби при принятии законодательных актов; 2) перенести центр внимания не на отстаивание своих прав, а на реализацию потенциала человеческих, природных и вещественных ресурсов страны; 3) обеспечить эквивалентность рыночных трансакций; 4) в конструктивном русле развивать институциональную среду хозяйствования в направлении совершенствования экономической, правовой, политической, трудовой и интеллектуальной культуры, а также развития социальной ответственности граждан.

Авторское видение алгоритма институционального предпринимательства включает:

1. Комплексное исследование: а) природы, факторов и условий инвестиционной деятельности; б) институциональной и социально-экономической среды инвестиционной деятельности; в) эффективности инвестиций.

2. Разработку и структурирование целей экономического развития страны, целей и задач инвестиционной политики, институционального предпринимательства.

3. Формирование, актуализацию и систематизацию институтов развития инвестиционного климата и управления инвестиционной активностью хозяйствующих субъектов.

4. Регулирование и оценку эффективности институтов (см. рис. 1).

144

Авторское видение целей институционального предпринимательства в области развития инвестиций заключается в: 1) создании благоприятного инвестиционного климата; 2) развитии системы государственного инвестирования; 3) совершенствовании институтов поддержки частного инвестирования.

Во-первых, для создания благоприятного инвестиционного климата необходимо обеспечить:

- стабильность нормативно-правовой базы, регулирующей инвестиционную деятельность в стране;

- прозрачность проводимой государством инвестиционной политики;

- законные гарантии защиты прав и интересов субъектов инвестирования;

- конкурентную среду хозяйствования в целях эффективного размещения капитала и устойчивого развития экономики;

- ограниченность вмешательства государства в экономику;

- устранение противоречий институциональной базы инвестиционной деятельности;

- либерализацию рынка инвестиций путем упрощения процедур согласования и получения разрешительной документации при разработке и реализации инвестиционных проектов;

- развитие информационной базы инвестиционной деятельности;

- развитие банковской системы кредитования, эффективно трансформирующей сбережения национальной экономики в капитальные вложения.

Во-вторых, развитие системы государственного инвестирования должно быть обеспечено:

- усилением социально-гуманистической направленности инвестиций, преобладанием доли инвестиций в человеческий капитал, а именно: в развитие системы здравоохранения, образования, фундаментальной и прикладной науки, экологической безопасности;

- прозрачностью решений в области инвестиционной деятельности государства;

Рис. 1. Содержание институционального предпринимательства в области инвестиций

Вестник экономики, права и социологии, 2011, № 4

Экономика

- созданием институтов привлечения отличных от государственных источников инвестирования для решения приоритетных задач социально-экономического развития страны;

- государственной поддержкой стратегически важных объектов, являющихся фактором устойчивого функционирования национального хозяйства и развития инновационной сферы;

- повышением эффективности инвестиций в государственный сектор экономики;

- безусловным выполнением инвестиционных обязательств государства в рамках утвержденного бюджета;

В-третьих, для совершенствования институтов поддержки частного инвестирования необходимо:

- создать условия наращивания инвестиционного потенциала российских предприятий путем реализации программ реструктуризации, снижения налогового бремени, совершенствования амортизационной политики;

- упростить таможенный режим ввоза в Россию современного технологического оборудования, требуемого для модернизации действующих предприятий;

- совершенствовать институт собственности и обеспечивать эффективность её экономической реализации;

- на всех предприятиях освоить международные стандарты учета и отчетности.

Схематично цели и задачи институционального предпринимательства государства в области совершенствования инвестиционной политики представлены на рис. 2.

Повышение эффективности иваесгнционной деятельности

3

Создание Развитие системы Совершенствование

благоприятного государственного институтов поддержки

шшестшшошюго HiTBPJTHpflttaiiHii частного

климата штнрггиргиштн!

Рис. 2. Цели инвестиционной политики государства

Реализация представленных целей инвестиционной политики государства может быть обеспечена созданием институтов, которые: а) устанавливают налоговые льготы; б) унифицируют правила и процедуру инвестиционной деятельности в регионе; в) способствуют совершенствованию информационного обеспечения, повышению инвестиционной культуры предпринимателей и т.п.

Обобщая результаты представленного выше исследования, инвестиционную политику целесообразно рассматривать как комплекс

структурированных целей развития инвестиционной деятельности и описывающих её принципов, которые задают направленность и содержание предпринимательства в области создания административных, организационных и финансово-экономических институтов управления инвестициями (рис. 3).

Исследование литературных источников позволяет сделать вывод о том, что вопросы развития и оценки инвестиционного климата уже давно являются частью информационной среды. Так, например, широко известен регулярно публикуемый журналом «Euromoney» инвестиционный рейтинг стран, оцениваемый на основе анализа показателей, объединенных в девять групп: эффективность экономики; уровень политического риска; состояние задолженности; способность страны к обслуживанию долга; кредитоспособность; доступность банковского кредитования; доступность краткосрочного финансирования; доступность краткосрочного банковского капитала; вероятность возникновения форс-мажорных обстоятельств.

Отечественные исследователи определяют «инвестиционный климат» как совокупность социально-экономических, политических и финансовых факторов, определяющих степень привлекательности инвестиционного рынка и величину инвестиционного риска [5]. По словам Б.С. Барда, С.Н. Бу-зулукова, И.Н. Дрогобыцкого и С.Е. Щепетовой, инвестиционный климат включает объективные возможности страны или региона и условия деятельности инвестора.

Трактовка инвестиционного климата как сложившаяся за ряд лет совокупности различных социально-экономических, природных, экологических, политических и других условий, определяющих масштабы (объемы и темпы) привлечения инвестиций в основной капитал данного региона РФ» дана группой специалистов из Совета по изучению производительных сил при Минэкономразви-

предпринимательства в области инвестиций

145

Вестник экономики, права и социологии, 2011, № 4

Экономика

Рис. 4. Упрощенная схема механизма управления инвестиционной привлекательностью страны (региона)

рейтинга инвестиционного климата регионов РФ, осуществляемого специалистами журнала «Эксперт». Они, начиная с 1996 г., ежегодно оценивают две характеристики инвестиционного климата: инвестиционный по-

тенциал и инвестиционный риск. Структурный анализ инвестиционного потенциала включает измерение трудовых, потребительских,

инфраструктурных, производственных, инновационных, финансовых, институциональных, природно-ресурсных возможностей; инвестиционного риска - законодательного, политического, социального, экономического, финансового, криминального и экологического рисков. В результате оценки инвестиционного потенциала и инвестиционного риска определяется рейтинг региона: максимальный потенциал - минимальный риск (первое место), низкий потенциал - экстремальный риск (последнее место).

Сложно в полной мере согласиться с представлениями специалистов «Эксперта», поскольку видится неправильным объединение всей совокупности социально-экономических условий в общее понятие «инвестиционный риск». Поэтому под инвестиционным потенциалом целесообразно понимать интегральные социально-экономические и институциональные возможности в сфере капитализации ресурсов страны в результате функционирования инвестиционного механизма; под инвестиционным климатом - совокупность социально-экономических и институциональных условий для развития инвестиций; под инвестиционным риском - возможность полной или частичной утраты инвестиционных ресурсов на разных стадиях инвестиционного процесса. Инвестиционная привлекательность - результат оценки инвестиционного климата.

Таким образом, инвестиционная привлекательность страны (региона) явление производное от объективных и субъективных факторов, значит, отсутствие объективных факторов однозначно не ведет к принятию отрицательного решения об инвестициях. Влияя на инвестиционный климат, органы государственной власти, политические партии, профессиональные объединения способны как существенно повысить инвестиционную привлекательность региона, так и усилить риски, т.е. привлечь или оттолкнуть инвестиции от региона. В этой связи и в этом качестве вопросы формирования благоприятного инвестиционного климата, несомненно, принадлежат к основным задачам инвестиционной политики и функционирования системы управления инвестицион- 2. ной привлекательностью региона (см. рис. 4).

Рейтинговая оценка инвестиционной привлекательности региона, осуществляемая специалистами журнала «Эксперт», позволяет лишь в общих чертах сопоставить регионы между собой, однако, во-первых, она не дает детального ответа о недостатках инвестиционной политики региона; во-вторых, она не показывает структуру и вес, отражающий влияние каждого из учитываемых при оценке показателей, что искажает результаты, поскольку одни из них подвержены влиянию, другие - неизменны; в-третьих, нет взаимной обусловленности между показателями инвестиционного потенциала и одноименного риска, что ведет к искажению интегрального показателя инвестиционной привлекательности; в-четвертых, рейтинговая оценка базируется на субъективных мнениях экспертов, что влияет на репрезентативность и обоснованность сформулированных выводов.

В данном случае наиболее приемлемо для оценки инвестиционной активности в регионе использовать структурные, объемные и динамические показатели отраслевых инвестиций. Сравнительный анализ значений такой системы показателей позволит точнее определять состояние инвестиционных процессов в регионе, формировать прогноз их изменения под влиянием инвестиционной политики и принимать решения о направлениях, объектах, формах и суммах инвестирования ресурсов.

Литература:

1. Аткинсон Э.Б., Стиглиц Д.Э. Лекции по экономической теории государственного сектора / Пер. с англ. под ред. Л.Л. Любимова. - М.: Аспект-пресс Б, 1996. - 831 с.

Райзберг Б.А. Курс экономики. - 5-е изд. доп. и перераб. - М.: Инфра-М, 2010. - 672 с.

146

Вестник экономики, права и социологии, 2011, № 4

Экономика

3. Региональная социально-экономическая политика: разработка, реализация, оценка эффективности / Отв. редакторы Вертешев С.М., Рохчин В.Е.

- СПб.; Псков, 2003. - 201 с.

4. Институт - опривыченная норма (Серл Дж. Что такое институт? // Вопросы экономики. - 2007.

- № 8. - С. 5-28.

5. Бард Б.С., Бузулуков С.Н., Дрогобыцкий И.Н., Щепетова С.Е. Инвестиционный потенциал Российской экономики. - М.: Экзамен, 2003. - 320 с.

6. Гришина И., Шахназаров А., Ройзман И. Комплексная оценка инвестиционной привлекательности и инвестиционной активности российских регионов: методика определения и анализ взаимосвязей // Инвестиции в России. - 2001. - № 4. - С. 7.

Scientific and Practical Aspects of Investment Policy Development

A. Khaziakhmetov

Kazan State Power Engineering University

The paper deals with various definitions of “investment policy” and presents the author S definition of “investment potential”, “investment climate”, “investment risk” and “investment attractiveness”.

Key words: investments, investment policy, institutional entrepreneurship, investment climate.

147

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.