Научная статья на тему 'Научно-практическая конференция студентов и клубная деятельность -Актуальные формы сотрудничества студентов и преподавателей'

Научно-практическая конференция студентов и клубная деятельность -Актуальные формы сотрудничества студентов и преподавателей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
59
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Степанова Людмила Валерьевна

Освещаются опыт кафедры педагогики по организации студенческой конференции «Афанасьевские чтения» и работа клуба «Молодежный» студентов Педагогического института как необходимого условия успешного профессионального и личностного становления студентов. Межфакультетская кафедра педагогики, обслуживающая многие подразделения ЯГУ, большое внимание уделяет обеспечению подготовки будущих учителей с активной жизненной позицией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Научно-практическая конференция студентов и клубная деятельность -Актуальные формы сотрудничества студентов и преподавателей»

СТЕПАНОВА

стратегию подготовки специалиста в рамках образовательного пространства, задаваемого тремя параметрами (знания, умения, навыки), показывают, что владение информационными технологиями становится одним из существенных направлений подготовки современного специалиста [4], компетентного не только как пользователь, но и способного разработать собственный программный продукт для решения поставленных задач по профессиональной деятельности.

Литература

1. Костянко Н.Ф., Калачева И.Г. Проблемы применения в вузах современных технологий обучения //

Материалы XI Всероссийской науч.-метод. конф. "Те-лематика-2004", Санкт-Петербург 7-10 июня 2004 г.

2. Береснев А. Д. Подготовка студентов технических вузов в области ИКТ, СПб гос. унив. ИТ, механики и оптики // Материалы XI Всероссийской науч.-метод. конф. "Телематика-2004", Санкт-Петербург 7-10 июня 2004 г.

3. Бондаренко А.Н. Электронный учебник: теория и практика // Материалы XI Всероссийской науч.-метод. конф. "Телематика-2004", Санкт-Петербург 7-10 июня 2004 г.

4. Панина Э.П. Роль электронных учебных пособий в организации учебного процесса в вузе // Материалы XI Всероссийской науч.-метод. конф. "Телема-тика-2004", Санкт-Петербург 7-10 июня 2004 г.

♦> ♦> ♦>

УДК 378.18 (571.56)

Научно-практическая конференция студентов и клубная деятельность -актуальные формы сотрудничества студентов и преподавателей

(из опыта работы кафедры педагогики)

JI.B. Степанова

Освещаются опыт кафедры педагогики по организации студенческой конференции «Афанасьевские чтения» и работа клуба «Молодежный» студентов Педагогического института как необходимого условия успешного профессионального и личностного становления студентов. Межфакультетская кафедра педагогики, обслуживающая многие подразделения ЯГУ, большое внимание уделяет обеспечению подготовки будущих учителей с активной жизненной позицией.

The article reveals the experience of the chair of pedagogy in organizing the student conference "Afanasyev reading" and work of "Molodezhny" club for Pedagogy institute students as a necessary conditions for success in professional and personality development of the students. Interfaculty chair of Pedagogy serving many departments of the Yakutsk State University pays serious attention to training future educators with active living position.

В ноябре 2005 г. в жизни кафедры педагогики ЯГУ произошло знаменательное событие: исполнилось 70 лет со дня ее основания. Это одна из старейших кафедр университета. Даже беглый взгляд на её историю даёт право считать кафедру одной из самых передовых как по кадровому составу, так и по научному потенциалу и достижениям. Первый доктор педагогических наук

СТЕПАНОВА Людмила Валерьевна - ст. преподаватель ПИ ЯГУ.

республики и из якутского народа В.Ф. Афанасьев появился именно на кафедре педагогики -человек незаурядный, отличавшийся особым публицистическим и литературным даром. Уже при жизни он был известен как автор крупных интересных монографий, многочисленных статей по историческим и теоретическим проблемам педагогики, неутомимый собиратель опыта народной педагогики и передовых учителей. Именно поэтому в 2000 г., когда кафедрой начала заведовать Л.И.Аманбаева, д.п.н., профессор,

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

с целью активизации научно-исследовательской работы студентов, стимулирования интереса и приобщения учащейся молодёжи к научно-педагогической деятельности, развития творческого потенциала молодых исследователей было решено организовать научно-практическую конференцию студентов университета «Афанасьевские чтения». Ныне конференция стала одним из лучших традиционных направлений исследовательской работы со студентами, важными вопросами которого являются: дидактические основы учебно-воспитательного процесса, педагогические и информационные технологии в современном образовании, содержание и формы современных воспитательных систем.

В марте 2005 г. в рамках юбилейных мероприятий кафедры была проведена, пожалуй, наибольшая по охвату студентов и сотрудников, интересная и результативная конференция: приняло участие 60 студентов, в работе участвовал К.К. Кривошапкин, к.б.н., доцент, начальник НИРС ЯГУ, активно включились в работу преподаватели БГФ, ИМИ, ФЛФ; выступления студентов отличались разноплановостью, хорошей научной подготовкой.

В период 2000-2005 гг. общий охват студентов ЯГУ составил 150 чел., отрадно, что начиная с 2002 г., в конференции участвуют школьники из г. Якутска, Горного, Усть-Алданского и других улусов, учащиеся педагогических колледжей г.Якутска и Намского улуса, что является показателем актуальности данной формы сотрудничества учащихся и преподавателей.

Кафедра педагогики, пожалуй, единственная из межфакультетских кафедр, которая сумела организовать и проводить на высоком научном уровне конференцию студентов.

Л.И. Аманбаева считает, что подобная конференция должна стать итогом систематической, планомерной научно-исследовательской работы со студентами, так как на кафедре хорошо поставлена работа научных кружков по факультетам ЯГУ (преподаватели И.С. Алексеева -ИФКиС; М.А. Колодезникова - ФЛФ; Л.В. Степанова - БГФ; A.B. Колпакова - ФЛФ СО; Т.А. Макаренко - ФТИ; О.П. Осипова - ИМИ).

Кафедра обращает внимание на воспитательную работу со студентами, особенно в учебное время, а также по месту жительства студентов. Начал формироваться опыт работы со студентами в общежитиях: Л.В. Степановой и Л.И. Аманбаевой, начиная с 2004 г., проводится интересная и планомерная клубная работа со студентами ПИ. В общежитии работает клуб

«Молодёжный», в рамках которого ведутся занятия трех кружков: «Кулинария», «Общественная мини-библиотека», «Фитнес» - с общим охватом 100 студентов. По итогам социологического опроса студенты сами определяют содержание занятий, и действует студенческое самоуправление. Очень радует то обстоятельство, что студенты по собственной инициативе активно поддерживают такую форму воспитательной работы с ними, что подтверждается расширением рамок деятельности кружков. Это главная цель научно-практического и жизненного сотрудничества кафедры педагогики со студентами.

В качестве примера представим краткую программу кружка «Мини-библиотека».

Цель кружка: обеспечение студентов научной, учебной, методической литературой.

Ответственные студенты: Софронова Саргы-лана (ФПНО ДО - 03 ПИ ЯГУ), Шестаков Пётр (ИПФ ТП - 01 ПИ ЯГУ), Терякова Татьяна (ИПФ ТП - 02 ПИ ЯГУ), Лещинская Татьяна (ЮФ - 04 - 3 ЯГУ).

№ Содержание деятельности Дата, время

1. Изучение спроса на научную, методическую, периодическую литературу среди студентов Сентябрь

2. Сотрудничество с библиотекой ПИ, ИЮФ (выставки книг, прежде всего, новинок; ознакомление со специальной литературой; помощь в оформлении мероприятий и др.) В течение года

3. Обучение библиотечному делу: 1) ознакомление с правилами работы; 2) изучение картотеки, рабочего места; 3) обучение культуре обслуживания посетителей Осенний семестр. Руководитель: Д.Д. Мурунова, библиотекарь ПИ ЯГУ

4. Обеспечение необходимой литературой студентов на месяц 1 раз в месяц, в течение учебного года

5. Сбор книг в фонд общежития В течение года

6. Организация встреч с интересными людьми (учёными, политическими деятелями, представителями различных организаций и др.) 1 раз в 2 месяца

Основными показателями актуальности организации научно-практической конференции выступили следующие аспекты:

- активное ежегодное участие студентов, школьников, учащихся педагогических колледжей;

СТАРОСТИНА

- спрос и увеличение количества участников (докладчиков, организаторов и других заинтересованных лиц);

- повышение качества и результативность;

- поддержка и содействие управляющих органов.

Клубная деятельность также доказала свою актуальность, что проявляется в:

- заинтересованности студентов в проведении кружковой работы и активном посещении кружков;

- проявлении лидерских качеств (руководство кружком, агитационная работа, участие в организации мероприятий и др.);

- активном участии в самоуправлении и заседаниях клуба;

- планомерном и систематическом функционировании кружков;

- расширении рамок кружковой работы (появлении дополнительных групп общения, проведении инициативных мероприятий, занятий, встреч и др.);

- взаимосвязи с другими организациями и учреждениями;

- помощи и сотрудничестве подразделений ЯГУ (Педагогический институт, библиотека ФИЯ, Институт физической культуры и спорта).

Таким образом, научно-практическая конференция студентов и клубная деятельность должны принимать более прогрессивные и современные черты, связывающие воедино научные и жизненные интересы взрослых исследователей и учащейся молодёжи на основе проектной деятельности как формы дополнительного образования и сотрудничества.

УДК [929. 5+271.2] (571.56) (093.2)

Педагогическая деятельность и родословная иеромонаха Алексия Оконешникова

М.И. Старостина

На основе архивных документов впервые описываются неизвестные страницы педагогической деятельности и родословная о. иеромонаха Алексия, в миру Василия Оконешникова, якута из III Мятюжского наслега Колымского улуса. До службы священником на крейсере «Рюрик», оказавшемся в эпицентре Русско-японской войны, молодой иеромонах был лучшим учителем и способным руководителем Якутской второклассной (миссионерской) школы.

Based on archive documents, the article describes unknown pages in pedagogical work and genealogy of Hieromonach Alexis (in the world Vasily Okoneshnikojf), the Yakut man from the third Myatyuzhsky nasleg of Kolymsky ulus. Prior to serving as a priest at the "Ryurik" Cruiser which got into epicenter of the Russian-Japanese War, the young hieromonach was the best teacher and a talented head of the Yakut second-class (missionary) school and also discharged many other obligations.

На стыке двух веков вновь появился большой интерес к жизни и деятельности колымского якута, о. иеромонаха Якутского Спасского монастыря Алексия, в миру Василия Оконешникова. Ныне широко известно, что поводом к тому послужил роман В. Пикуля «Крейсера», где о. Алексий является прототипом судового священника Конечникова. Появились о нем ряд статей, а зрители с интересом познакомились с образом иеромонаха в спектакле В. Федорова «Одиссея

СТАРОСТИНА Мария Ивановна - к.и.н.

инока Якутского». Жизненный путь о. иеромонаха Алексия более полно изложен в научной статье Н.В. Шадриной. Однако исследователю не удалось найти «достоверных сведений о родителях Василия, его родственниках, детских и юношеских годах»1. В связи с этим в данной статье впервые освещаются неизвестные страницы педагогической деятельности в молодые годы и родословная иеромонаха.

Согласно записям в метрической книге, о. иеромонах Алексий (в миру Василий) родился 5 ноября 1873 г. в III Мятюжском наслеге Колым-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.