VIII. НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ
Некрасов В.Н., д.э.н., проф. СКАГС ЯковлеваЕ.А., к.э.н., СКАГС
Научно-практическая конференция «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года и макроэкономические проблемы совершенствования управления»
В феврале 2008 г. в СКАГС кафедра менеджмента под руководством доктора экономических наук, профессора Некрасова В.Н. организовала и провела научно-практическую конференцию «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г. и макроэкономические проблемы совершенствования управления».
В конференции принимали участие специалисты, занимающиеся исследованием экономических систем, их генезиса, прогнозирования, теоретических и прикладных проблем управления, научного обоснования государственной и региональной политики - экономической, социальной, институциональной, структурной, инновационной, инвестиционной, антитеневой и управления национальной безопасностью.
Основной темой обсуждений являлась представленная МЭРТ Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года (далее КДР)1. КДР включает три сценария в долгосрочной перспективе — инерционного, энерго-сырьевого и инновационного развития. Все они предусматривают динамичный рост мировой экономики, повышение цен на нефть, стабилизацию населения России 2020 году, последовательное проведение в стране институциональных преобразований, направленных на развитие конкуренции, защиту прав собственности и экономических свобод, улучшение инвестиционного климата. Инерционное развитие предусматривает снижение темпа роста ВВП к 2015 го-
1 www.economy.gov.ru
ду до 3-4% и стабилизацию его в 2016-2020 году на уровне около 3% в год. При этом существует возможность значительного понижения курса рубля. Основным положением сценария энергосырьевого развития является реализация конкурентного потенциала России в сферах энергетики и транспорта, повышение качественного уровня энерго-сырьевых отраслей и укрепление сырьевой специализации России в мире. При этом существует большая вероятность двукратного увеличения ВВП к 2020 г.
В случае инновационного развития предлагается существенно сократить разрыв по уровню благосостояния между Россией и ведущими странами мира за счет использования инновационных источников роста. По прогнозу МЭРТ, в этом случае объем ВВП на душу населения к 2020 году достигнет уровня развития европейских стран.
Открыл конференцию своим докладом д.э.н., проф. СКАГС Некрасов В.Н. В докладе особое внимание уделялось проблемам развития инновационной экономики, ухода от сырьевой экономики, упрощения налоговой системы, борьбе с коррупцией, государственным реформам на ближайшую перспективу и реализации программы «четырех И»: институты, инфраструктура, инновации, инвестиции1. Таковы приоритетные задачи, а именно:
- преодоление правового нигилизма;
- радикальное снижение административных барьеров;
- снижение налогового бремени;
- превращение рубля в одну из региональных резервных валют;
- модернизация транспортной и энергетической инфраструктуры;
- формирование основ национальной инновационной системы;
- реализация программы социального развития страны.
В своем выступлении Некрасов В.Н. отметил слова первого вице-премьера Медведева Д.Н. о необходимости принятия анти-рейдерского пакта, разработки национальной программы борьбы с коррупцией, скорейшего перехода на пониженную ставку НДС и последующей замены этого налога налогом с продаж.
1 Медведев Д. Свободны и ответственны. \\ Российская газета 2008.16 февраля
В рекомендациях по реализации КДР докладчик выделил следующее:
1. Особое место отводится разработке эффективной региональной политике, осознанию необходимости возрастания роли регионов в управлении социально-экономическим развитием страны.
2. Необходимо усиление роли ВУЗов как важнейшего элемента стратегических ресурсов общественно-государственной системы, в исследовании управления механизмами достижения данных целей, постоянного мониторинга как на макро-, так и на мезоуровнях, их социально-экономических последствий.
3. Приоритетные направления научно-исследовательской работы должны быть ориентированы на стандарты благосостояния, соответствующие развитым странам мира, обеспечение научного и технического лидерства с целью обеспечения конкурентного преимущества и национальной безопасности, обеспечение специализации России в мировой экономике на основе передовых научно-исследовательских разработок и высоких технологий, превращение страны в одну из ведущих финансовых центров, формирование эффективных демографических институтов, влиятельных и активных институтов гражданского общества.
В своем докладе С. В. Бурмистров, к.э.н., доцент СКАГС обратил внимание на то, что КДР является одним из стратегических целевых ориентиров развития России и заслуживает серьезного многоаспектного изучения, в том числе и с точки зрения ее связи с аналогичными масштабными целевыми документами, разрабатывавшимися в предшествующие периоды российской постсоветской и советской истории.
По своим внешним характеристикам КДР напоминает разрабатывавшиеся в СССР «Основные направления развития народного хозяйства», которые утверждались на съездах партии и ложились в основу пятилетних планов развития народного хозяйства.
Нынешняя КДР представлена до выборов президента, что принципиально изменило характер ее действия. В данном случае КДР явилась не столько ориентиром для законодателей и правительства, сколько для всех граждан, поскольку выполнила функцию детально разработанной и обоснованной предвыборной программы, и это, несомненно, повлияло на результаты голосования. Особенность нынешней КДР обусловлена еще и тем обстоятель-
ством, что она охватывает перспективу в 12 лет, то есть три периода президентских полномочий. Это означает, что определенные в КДР стратегические цели (в частности ориентация на инновационный путь развития) носят не конъюктурный политический или популистский характер, а являются объективно обоснованными и стабильными вне зависимости от возможных изменений частных целевых приоритетов и структуры политической и административной элит России.
Яковлева Е.А., к.э.н., СКАГС попыталась проанализировать КДР с точки зрения стратегического планирования. В качестве составляющей анализа рассматривался доклад Путина В.В. на заседании Госсовета РФ 8 февраля 2008г., в котором отмечалось, что «в целом обеспечена макроэкономическая устойчивость и финансовая самостоятельность страны, которая позволяет строить планы на будущее»1.
Однако от инерционно-энергетического сценария так уйти и не удалось. Это ставит под угрозу безопасность страны, подрывает суверенитет. Поэтому разработана долгосрочная стратегия развития России до 2020 года.
Единственная альтернатива - стратегия инновационного развития страны, основа, которой - реализация главных конкурентных преимуществ: человеческого капитала, наиболее эффективного применения знаний для улучшения технологий, а, следовательно, экономических результатов и жизни общества в целом.
Главная экономическая проблема страны - низкая производительность труда, социальная - низкая продолжительность жизни. Преодолеть эти тенденции планируется к 2020 г.
Попытаемся проанализировать наши шансы на успех в реализации КДР.
В формулировке стратегии развития заложен современный амбициозный научный подход, который базируется на следующих моментах:
• Ориентация на имеющиеся ресурсы;
• Анализ внешних и внутренних условий;
• Постановка целей, движимых амбициями, творчество, знания, гибкость, динамизм.
1 Евгений Надоршин. Путин еще многого не сделал \\ Ведомости. 08.02.2008
Эта стратегия направлена не только на то, чтобы предугадывать будущее, но и создавать его.
Любая стратегия включает три основные составляющие:
1. Постановка целей;
2. Алгоритм достижения или последовательность;
3. Анализ современной ситуации: внутренний и внешний.
Что касается первой составляющей, отметим основную
цель разрабатываемой КДР: к 2020г. Россия должна войти в пятерку ведущих стран мира по экономической мощи, производству ВВП.
Президент РФ уверяет, что все цели рассчитаны и спрогнозированы достаточно точно. Тут возникают некоторые сомнения в точности поставленных целей. В частности, по мнению экспертов1, чтобы увеличить производительность труда за 10 лет в 4 раза нужно, чтобы ежегодный рост составлял не менее 11%. Сейчас рост 4-5% в год, следовательно, перспектива - не больше 1,5 раз к 2020г.
Вторая составляющая стратегии - пошаговая последовательность действий, в КДР достаточно четко расписаны 3 этапа достижения поставленных целей.
Третья составляющая - анализ современной ситуации состояния экономики России в настоящее время. Экономика страны фактически разделена на два сектора: внешний (относительно благополучный, характеризующийся экспортно-сырьевой направленностью) и внутренний (сужающийся под давлением импорта, вследствие технологической и институциональной отсталости, не конкурентоспособный).
Поэтому речь идет о форсированном переходе к экономике развития, основанной на научно-техническом прогрессе. Альтернативы действительно не существует.
Впрочем, не стоит забывать еще об одном важном преимущества развитого мира. Речь идет о качестве государственного управления и институтов.
Для успешной реализации выбранной стратегии инновационного развития, по мнению докладчика, необходимо иметь в виду два основных направления совершенствования:
• Экономика знаний.
1. Надоршин Е. Путин еще многого не сделал // Ведомости. 2008. 02.
• Государственный институционализм.
В связи с этим, рекомендовано сделать следующее:
1. Прямые инвестиции в науку.
2. Налогообложение, стимулирующее приток частного капитала в науку.
3. Государственная идеология (начиная со школы, преподавателям вузов отводится особая роль).
Попова Е.А., к.э.н., СКАГС считает, что одним из направлений социально-экономического развития регионов Российской Федерации должна стать создание условий модернизация промышленности и поддержка и развитие конкурентоспособных в глобальном рынке территориальных производственных кластеров. Кластерная политика характеризуется тем, что центральное внимание уделяется укреплению сетей взаимосвязей между экономическими субъектами - участниками кластера. КДР предусматривает структурную перестройку и модернизацию экономики на современной технологической базе, что обеспечит переход к инновационному типу развития производства и экономики. Форсированное же развитие приоритетных направлений возможно не только на общегосударственной основе, то есть на основе государственного заказа, но и интеграции предприятий малого бизнеса в структуру регионального хозяйственного комплекса. Основу такой интеграции составляет формирование производственных кластеров, базирующихся на корпоративном методе управления муниципальными промышленными предприятиями. Этот метод позволяет синтезировать административноэкономические принципы управления унитарными предприятиями и конкурентно-рыночные механизмы управления частными фирмами.
Вертикальный принцип интеграции способствует накапливанию критической массы благоприятных перемен, который в науке об управлении получил название «цепочка прироста стоимости». Поэтому госзаказы, направленные к конечному звену, способны дать толчок всему циклу. Горизонтальная интеграция может осуществляться, как правило, в рамках региональной экономики и способствует созданию производственных кластеров. Государственные заказы, размещаемые среди производственных кластеров могут способствовать функционированию комплекса
предприятий частного и общественного секторов и создают стимулы к разработке и использованию в производстве передовых технологий.
Размещение государственных заказов производственным кластерам, будет наталкиваться на ряд ограничений законодательного и функционального характера, но является перспективным направлением, способствующим переходу к инновационному типу развития страны.
Cазонова О.М., к.э.н., доцент СКАГС обратила внимание на фактор, сдерживающий рост экономики - неравномерность развития регионов России. Это объясняется различиями в их потенциальном развитии. Так, в европейской части РФ сосредоточено 80% производства обрабатывающей промышленности, в то время как на Сибирь и Дальний Восток приходится почти 2/3 выпуска добывающей промышленности и преобладающая часть запасов природных ресурсов. На долю 7 регионов, входящих в «инвестиционное ядро», приходится около одной трети совокупного инвестиционного потенциала России, и эта доля в последние годы устойчиво растет. В наибольшей степени здесь сконцентрированы институциональный (53 %) и инновационный (46 %) потенциала России.
В целом регионы-лидеры расширяют свое влияние в рамках межрегиональной системы посредством подчинения воспроизводственных систем в других регионах головным предприятиям, расположенным в регионах-лидерах, через увеличение их доли в капитале соответствующих компаний. Многообразные формы передела собственности, проявляющегося как централизация капитала, контроль над которыми аккумулируется как раз в ре-гионах-лидерах, становится тем рычагом, который дает возможность преобразовывать разорванное экономическое пространство, состоящее из разнородных в экономическом и социальном отношении регионов, в единый национальный рынок.
Локализация инвестиционной деятельности в пространстве определяется характером неоднородности самого экономического пространства России и, в свою очередь, усиливает эту неоднородность. Регионы, лидирующие в создании эффективной институциональной инфраструктуры, получают дополнительные импульсы для развития, тогда как отставание депрессивных регионов становится еще большим. Поэтому оценка инвестицион-
ной активности должна включать блок оценки инновационной способности региона, так как регионы, обладающие высокой инвестиционной активностью и инновационной способностью, являются своеобразными "точками притяжения" капиталов, "точками роста" позитивной энергии экономики.
Переход к новому равновесному состоянию региональных экономик в рамках КДР должен осуществляться путем выравнивания экономического развития групп регионов, расширения их инвестиционного потенциала, обеспечения реализации экономических и законодательных рычагов возможности реализации их инвестиционной активности.
Горбачева А. А., аспирантка СКАГС в своем выступлении рассматривает реализацию КДР как фактор экономической безопасности страны. КДР представляет собой систему взглядов о стратегических целях и приоритетах социально-экономической политики государства, важнейших направлениях и средствах их реализации.
В КДР выделяются три сценария развития. Наиболее приемлемым для достижения стратегической цели, представляется инновационный. По сути, этот путь предполагает изменение воспроизводственной модели, в которой экономический рост основан на масштабном увеличении притока инвестиций в реальный сектор экономики и, в конечном счете, направлен на безопасное развитие экономики.
Экономическая безопасность, включающая и технологическую независимость страны, согласно КДР, будет в значительной степени определяться ее научно-технологическим потенциалом, поскольку быстрый и устойчивый рост экономики потребует многократного повышения инвестиционной и инновационной активности. Проблема экономической безопасности - это, прежде всего, разумная инвестиционная и инновационная политика. От успешной реализации инновационной политики зависит конкурентоспособность страны и ее место в мировой экономике. Преодоление возникшего отставания в области новейших научных разработок и технологий - одна из основополагающих целей стратегии национальной экономической безопасности России.
Савельева Л.В., аспирантка СКАГС отметила, что в современных условиях все хозяйствующие субъекты, государство и общество в целом нуждаются в предвидении возможных путей
развития. Россия - в числе первых успешно реализовавшая на практике прогнозно-плановый подход, в настоящее время, - одна из немногих стран, которая пренебрегает им. КДР по сути является индикативным планом и определяет пути и способы восстановления Россией статуса мировой экономической державы. В качестве источников для инновационного развития России было отмечено необходимость разрешения противоречия между необходимостью наличия в экономике центров концентрации крупных капиталов монополистического типа, как единственно возможных субъектов крупномасштабной инновационной политики, и отсутствием у них стимулов к реализации государственной политики развития. Это фундаментальное противоречие требует скорейшего решения. Речь идет о необходимости создания особой атмосферы рынка, способствующей формированию потребности у крупных промышленников к повышению технологического уровня производства в сферах, заявленных в концепции долгосрочного развития. Государственное регулирование, основанное на анализе и контроле концентрации, в России совсем недавно стало обретать системный характер, и отношение к нему пока неоднозначное, несмотря на то, что мировая практика показывает его определяющую роль в ускорении экономического роста. Конкурентную политику как фактор ускорения научнотехнического прогресса следует рассматривать не только как наиболее распространенный метод борьбы с чрезмерной монополизацией, а как средство стимулирования и перенаправления концентраций в инновационное русло.
Демидова Л.М., аспирантка СКАГС обратила внимание на трудности в процессе экономической трансформации, в частности, низкий уровень благосостояния российских граждан, неразвитая нормативно-правовая база, низкая конкурентоспособность отечественных предприятий, отсутствие инфраструктурного фонда. Это свидетельствуют о том, что именно институциональные изменения являются определяющим фактором формирования благоприятной инвестиционной среды, заложенной в КДР. С одной стороны, темпы и радикальность институциональных реформ в российской экономике превзошли способности участников инвестиционного процесса гибко реагировать и приспосабливаться к изменениям на инвестиционном рынке. С другой стороны, на сегодняшний день недостаточно развиты
необходимые специализированные институты, способные обеспечить как функцию инвестирования, так и функцию разделения риска.
Рыльцева Т.Ю., аспирантка СКАГС считает, что ключевым направлением социальной политики государства, отраженной КДР, является кадровая политика. Стратегическая цель государственной кадровой политики - создание кадрового потенциала России, как профессионального, так и важнейшего интеллектуального ресурса общества, обеспечивающего сохранение его целостности, рост экономики, ее конкурентоспособность на международном уровне.
Возрастание роли человеческого капитала в социальноэкономическом развитии необходимый фактор долгосрочного развития России. Уровень конкурентоспособности современной инновационной экономики все в большей степени определяется качеством профессиональных кадров. Россия уже не может поддерживать конкурентные позиции в мировой экономике за счет дешевизны рабочей силы и экономии на развитии образования и здравоохранения. Наряду с модернизацией системы профессионального образования и переподготовки кадров важнейшим условием реализации целей КДР станет повышение гибкости рынка труда и его структурной сбалансированности, появление условий для профессиональной и территориальной мобильности населения.
Баева В.Д., аспирантка СКАГС поддержала выступление предыдущего докладчика. Она считает, что одним из направлений государственной политики занятости является развитие человеческого капитала. Инвестиции в человеческий капитал с целью его постоянного совершенствования приносят пользу не только работникам и фирмам, организациям, но и государству в целом. Возрастающую потребность в рабочей силе нужно восполнять квалифицированными кадрами. Согласно КДР, государственная политика занятости в будущем будет предполагать создание экономических и социальных условий для реализации творческого потенциала человека и формирование конкурентоспособного человеческого капитала.
Писарева А.С., аспирантка СКАГС подчеркивает, что в КДР основной акцент отводится инновационному сценарию развития страны. При этом огромная роль уделяется инновационной активности корпораций, и судя по перечню отраслей, государст-
венных, а не частного бизнеса - среднего и малого. Хотя именно малый и средний бизнес во всех странах демонстрирует большую гибкость и эффективность в создании инновационной экономики. Именно поэтому, прежде всего, необходимо обеспечить реальную конкуренцию на внутренних российских рынках и снизить масштабы «теневого» сектора экономики внутри страны, ведь «теневая» (неформальная) экономика является неотъемлемой частью любой экономики.
Одна из основных проблем в сфере «теневой» экономики -это так называемые макроэкономические финансовые решения государства, продуцирующие «теневую» экономику. Речь идет о налоговой политике государства, которая должна способствовать выходу предприятий из "тени" и не разорять тех, кто хочет "заплатить налоги и спать спокойно".
Дрыгина Ю.А., аспирантка СКАГС затронула вопросы аграрной политики. В качестве основных целей в проекте КДР определены следующие: устойчивое развитие сельских территорий, повышение конкурентоспособности отечественного аграрного комплекса, эффективное импортозамещение на рынке животноводческой продукции и создание развитого экспортного потенциала (особенно в растениеводстве), повышение продуктивности земельных и других природных ресурсов. Реализация поставленных целей потребует внедрения новых аграрных технологий. В докладе отмечалось, что проект КДР в части рассмотрения аграрного комплекса носит рамочный характер: определяются перспективные цели и задачи его развития до 2020 года, даны ориентировочные цифровые данные, однако не раскрываются механизмы реализации поставленных задач. Для этой цели предлагается подготовить Государственные программы развития сельского хозяйства на пять лет, в частности в настоящее время разработана такая программа на 2008-2012 гг. Кроме того, подобные программы предусматривается разрабатывать на уровне субъектов РФ.
Цатурова А.С., аспирантка СКАГС обратила внимание на проблемы российского образования. Тенденция построения общества, в основе которого лежат знания, предъявляет новые требования к современным специалистам и к системе образования. Однако образование, как и большинство других отраслей, в процессе перехода России к рыночной экономике претерпело серьезный системный кризис. Поэтому сегодня существует множество
серьезных проблем, накопившихся за последние годы и препятствующих перестройке и переходу системы образования на необходимый качественно новый уровень своего развития.
Одной из разработок по решению этих проблем, по мнению докладчика, является КДР. В ней подчеркивается необходимость повышения качества профессионального образования, обеспечения доступности общего образования, развития современной системы непрерывного профессионального образования, повышения инвестиционной привлекательности сферы образования, перехода на принципы подушевого финансирования и формирования эффективного рынка образовательных услуг.
Павлов А.А., аспирант СКАГС отметил проблемы нравственности современной России. Он считает, что цивилизованные рыночные отношения в экономике России далеко еще не достигнуты. В такой ситуации принципиально важна ориентация всех проводимых рыночных реформ не на вымышленные, абстрактные и недостижимые цели, а на решение актуальных, объективно присущих экономике России первоочередных проблем. К таковым, по мнению докладчика, в первую очередь, относятся:
1. Достижение и удержание устойчивого экономического роста и финансовой безопасности;
2. Последовательное наращивание экономического потенциала страны;
3. Выравнивание и подъем уровня жизни населения.
Безусловно, достигнутые в период с 2000 по 2002 г., первые постреформенные признаки экономического роста в России вселяют надежду. Однако заставляет задуматься тот факт, что подобная финансово-бюджетная стабилизация в стране достигнута не на базе общего подъема производства, а благодаря удачной продаже природных ресурсов на мировом рынке, связанной с тотальным повышением цен не нефть.
Слишком многие россияне, занимающие самое разное положение в обществе, к сожалению, легко адаптировались, усвоили и даже руководствуются далеко не лучшими правилами рыночной психологии, традициями рыночной экономики и напрочь игнорируют ее моральные запреты. Уже укоренившееся представление, что в рыночной экономике все продается и покупается за деньги, приводит к моральному разложению всех слоев общества. Вытеснение корыстными лично-семейными, узкогрупповы-
ми интересами фундаментальных принципов честности, добропорядочности, справедливости и ответственности не сулит России удовлетворения ее национальных интересов.
Сегодня России нужны не столько экономические и рыночные, сколько морально-психологические реформы общественного сознания, направленные на формирование общества, руководствующегося высокими принципами гражданственности, патриотизма, чести, уважения законов, любви к ближнему, заботы о всеобщем благе. Обо всем этом должны заботиться как рядовые граждане, так и власть имущие.
Яковец И. В., аспирант СКАГС выделил вопросы антимонопольного регулирования.
Отсутствие в период административно-плановой экономики практики государственного антимонопольного регулирования способствовало тому, что современное состояние антимонопольной политики не соответствует реалиям хозяйственной жизнедеятельности и, зачастую, направлено на реализацию экономических интересов отдельных хозяйствующих субъектов. Наиболее важную роль в борьбе с монополизмом в этом случае должно играть антимонопольное законодательство и деятельность антимонопольного органа, то есть система специальных мер, направленных на противодействие монопольным производителям.
К основным целевым установкам антимонопольного регулирования можно отнести развитие конкуренции через механизм регулирования уровня концентрации и монополизации производства, внешнеэкономической деятельности (открытость рынка для иностранных конкурентов), административного принуждения и экономического стимулирования, включая ценовое и налоговое регулирование. государственная конкурентная (антимонопольная) политика должна охватывать почти весь круг задач, направленных на поступательное развитии экономики, повышение конкурентоспособности продукции и услуг национальных производителей, обеспечение эффективной занятости, стимулирование государством изменений структуры национальной экономики.
Становится все более актуальным проведение государством промышленной политики посредством антимонопольных механизмов, в рамках которой важно наиболее рационально использовать производственные ресурсы, которыми обладает наша страна: труд, природные ресурсы (включая землю), капитал,
предпринимательские способности, развитие инфраструктуры. В результате это будет способствовать стратегической цели, изложенной в КДР.
Руденко А. А., аспирант СКАГС рассказал о проблемах российского предпринимательства. Индивидуальный Предприниматель - это человек, который решил зарабатывать деньги своим трудом и знаниями, в процессе работы сталкивается с трудностями, которые он предпринимает попытки устранить. Потому он называется «Предприниматель», а «Индивидуальный» потому, что без помощи Государства. Сегодня много говорится о поддержке малого бизнеса. На вопрос чем помочь предпринимателю, многие ответили бы: «хотя бы не мешайте!». Предприниматель, плательщик НДС, отвечает материально за своего поставщика товаров и услуг. Г осудар-ство свою функцию контроля по соблюдению закона переложило на плечи предпринимателя. Предпринимателю, для того чтобы обезопасить себя, необходимо содержать службу финансовой безопасности, юристов. Расчеты налогов и обязательных платежей, все виды официальной отчетности имеют сложнейшую структуру. Частые изменения в бланках, формах отчетности приводят к дополнительным финансовым затратам. Тормозит развитие бизнеса и отсутствие долгосрочного кредитования. Предпринимателю необходимо знать существующее законодательство - Конституция, Г ражданский Кодекс, Кодекс об административных правонарушениях, пожарные нормы, требования СЭС и других постановления и приказы, в которых часто не могут разобраться даже профессионалы.
Подводя итоги научно-практической конференции, отметим, что это была попытка проанализировать проект Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020г., предложенной МЭРТ. По результатам конференции были выработаны рекомендации по доработке и реализации КДР. 21 февраля 2008г. в конференц-зале отеля «Don-Plaza» состоялась встреча выпускников президентских и губернаторских программ подготовки управленческих кадров, при участии главы Администрации Ростовской области В.Ф. Чуба, в ходе которой обсуждались выработанные рекомендации.