Научная статья на тему 'НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА'

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
162
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТ / НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / ИНОЯЗЫЧНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / МОТИВАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дубских А.И.

Обязательной составляющей профессиональной компетенции выпускников технических вузов является владение иностранным языком. Это побуждает преподавателей иностранного языка таких вузов искать инновационные подходы к организации образовательного процесса. В качестве такого подхода выступает проектная технология, что и определяет актуальность нашей работы. Студенты, принимающие участие в подготовке и проведении научно-практической конференции на иностранном языке, демонстрируют высокие результаты обучения, способны осуществлять межпредметные и внутрипредметные связи в учебном и научно-исследовательском процессе, улучшают лидерские качества и навыки работы в команде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дубских А.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCIENTIFI C AND PRACTICAL CONFERENCE AS A MEANS OF DEVELOPING FOREIGN LANGUAGE AND PROFESSIONAL COMPETENCIES OF TECHNICAL UNIVERSITY STUDENTS

Knowledge of a foreign language is a mandatory component of the professional competence of graduates of technical universities. This encourages foreign language teachers of such universities to look for innovative approaches to the organization of the educational process. This approach is based on project technology, which determines the relevance of our work. Students who take part in the preparation and conduct of a scientifi c and practical conference in a foreign language demonstrate high learning results. They are able to carry out inter-subject and intra-subject communication in the educational and research process, improve leadership qualities and team work skills.

Текст научной работы на тему «НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА»

DOI 10.26105/SSPU.2020.82.49.007 YAK 378.147 ББК 74.484.4

А.И. ДУБСКИХ

A.I. DUBSKIKH

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА

SCIENTIFIC AND PRACTICAL CONFERENCE AS A MEANS OF DEVELOPING FOREIGN LANGUAGE AND PROFESSIONAL COMPETENCIES OF TECHNICAL UNIVERSITY STUDENTS

Обязательной составляющей профессиональной компетенции выпускников технических вузов является владение иностранным языком. Это побуждает преподавателей иностранного языка таких вузов искать инновационные подходы к организации образовательного процесса. В качестве такого подхода выступает проектная технология, что и определяет актуальность нашей работы. Студенты, принимающие участие в подготовке и проведении научно-практической конференции на иностранном языке, демонстрируют высокие результаты обучения, способны осуществлять межпредметные и внутрипредметные связи в учебном и научно-исследовательском процессе, улучшают лидерские качества и навыки работы в команде.

Knowledge of a foreign language is a mandatory component of the professional competence of graduates of technical universities. This encourages foreign language teachers of such universities to look for innovative approaches to the organization of the educational process. This approach is based on project technology, which determines the relevance of our work. Students who take part in the preparation and conduct of a scientific and practical conference in a foreign language demonstrate high learning results. They are able to carry out inter-subject and intra-subject communication in the educational and research process, improve leadership qualities and team work skills.

Ключевые слова: проект, научно-практическая конференция, исследовательская работа, иностранный язык, иноязычная компетенция, профессиональная компетенция, мотивация.

Key words: project, scientific-practical conference, research work, foreign language, foreign language competence, professional competence, motivation.

Введение. Реалии современного образования требуют от педагогов поиска новых технологий обучения. Эта проблема особенно актуальна для технических вузов, в которых наблюдается активное взаимодействие и взаимопроникновение теоретических знаний, их реализация в практической сфере, призванная подготовить высококвалифицированных специалистов [12]. В данных обстоятельствах Магнитогорский государственный университет им. Г.И. Носова стремится создать оптимальные условия для обучения высококлассных и востребованных специалистов путем модернизации учебного контента и активного использования инновационных образовательных технологий. Такой технологией мы считаем проектную технологию или метод проектов. Под технологией проектного обучения мы понимаем систему взаимосвязанных действий, условий, требований к субъектам педагогической деятельности, центральным элементом которых является создание проекта или образа будущего результата. Данный метод концентрируется на личностном развитии обучающегося и значимой для него профессионально-ориентированной деятельности, позволяет выбрать удобный режим работы, объединяет в себе весь багаж знаний, навыков и умений, который обучающийся сможет применить в различных ситуациях. Работа над проектом

является мощным инструментом актуализации когнитивной деятельности студентов: они видят перед собой конечный результат - продукт, который создали сами - и могут оценить его практическую значимость. Кроме того, такой созидательный вид деятельности стимулирует профессиональное самоопределение [3].

Появление проектной методики обычно связывают с именами В. Кил-патрика и Дж. Дьюи [14, 18]. Основной особенностью метода проекта является постановка взятой из жизни проблемы, которая знакома и значима для обучающихся, и, в результате работы над ней, учащиеся применяют уже имеющиеся знания для её решения и приобретают новые знания для будущего их использования в жизни.

Среди советских педагогов, изучавших метод проектов, можно назвать Б.В. Игнатьева, Е.Г. Кагарова, М.В. Крупенину, В.Н. Шульгин, С.Т. Шацкого и других [5, 6, 11, 13]. Данный метод использовали в «трудовой школе», так как учащиеся приобретали знания посредством труда в рамках общественно-полезных дел.

В наши дни проектное обучение - часто применяемая в различных сферах образования технология. Педагогами успешно создаются, совершенствуются и используются принципы метода проекта. Исследуются такие его аспекты, как формулирование основных вопросов, трудности и препятствия на пути реализации, эффективность [16, 20]. Обсуждается стимулирование интереса к обучению, рассматривается проблема мотивации как фактора вовлечения в профессиональную сферу деятельности [8, 9]. Общепризнано, что применение метода проекта способствует качественному изменению обучения и преподавания, развивает мыслительные способности учащихся, инспирируя их на поиск нестандартных решений поставленных проблем. Студенты учатся планировать свои действия, выстраивать общение с другими для организации совместных действий, самостоятельно исследовать и анализировать большие потоки информации [15, 17].

Цель исследования - доказать целесообразность использования метода проектов на занятиях по иностранному языку; показать, что научно-практическая конференция является эффективной проектной технологией, способствующей развитию иноязычной и профессиональной компетенций студентов технических вузов и повышающей мотивацию обучения.

Для подтверждения эффективности использования метода проекта при обучении иностранному языку до начала исследования была проведена оценка уровня владения студентами речевыми навыками. Студентам было предложено пройти специально разработанный тест на проверку знания профессиональной лексики и научных терминов. Результаты показали, что 72% студентов испытывают затруднения в правильном использовании терминов, 58% дали неверные ответы на вопросы, касающиеся норм поведения в деловом общении. Кроме того, студенты должны были подготовить доклад и презентацию по изучаемой ими специальности. Выступления студентов были записаны на видеокамеру.

Методы исследования. 3-4 июня 2019 на базе Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И. Носова была проведена международная научно-практическая конференция «Modern Engineering Education: Contemporary International Challenges and Perspectives», в которой приняли участие отечественные и зарубежные ученые и преподаватели. На конференции также были представлены лучшие студенческие доклады. Кроме того, организация и проведение конференции были поручены студентам технических направлений подготовки при поддержке преподавателей кафедры иностранных языков по техническим направлениям. В течение второго семестра 52 студента 1-3 курсов активно работали над заданиями по организации и проведению конференции.

Основным методом является наблюдение за работой студентов в процессе подготовки к конференции. На каждом этапе подготовки преподава-

тели наблюдали за деятельностью студентов. Были выделены следующие аспекты, по которым осуществлялось наблюдение:

- выбор темы проекта (актуальность, новизна, практическая значимость);

- постановка цели и задачи проекта (для чего я это делаю? какого результата я хочу достичь?);

- выдвижение гипотезы (формулирование предположение о том, какой будет результат и почему?);

- выбор метода (что нужно сделать, чтобы получить результат?);

- собор данных (работа с различными информационными источниками обработка полученных данных);

- оформление полученных результатов в виде презентаций.

Студенты должны были определить время выполнения каждого пункта. Затем на практических занятиях вместе с преподавателем был рассмотрен и разработан общий план действий, наблюдение за выполнением которого выполнялось в индивидуальном режиме в ходе общения с преподавателем на офф- и онлайн-консультациях.

Также был проведен анализ выступлений, представленных на научной студенческой конференции. В его основу были положены критерии оценивания. Студенты подготовили оригинальные целостные презентации, которые ярко проиллюстрировали тексты выступлений. Они уверенно держали себя, сумели грамотно прореагировать на заданные им вопросы. Вместе с этим при ответах на вопросы были некоторые речевые недочеты, работа над которыми была проведена на дополнительных занятиях и консультациях. Они в значительной степени способствовали совершенствованию языковых навыков и умений.

Наконец, интервью со студентами по выявлению их удовлетворенности участием в проектной деятельности показала, что студенты смогли открыть в себе новые возможности, проявить себя в качестве самостоятельных, творческих исследователей, а также увеличить мотивацию в изучении иностранного языка. Участие в конференции повысило их самоуважение, чувство ответственности и дисциплинированность.

Результаты и обсуждение результатов. Современное информационное общество требует новых решений для образовательных целей. Для этого как нельзя лучше подходит метод проектов [2]. Вслед за В.С. Зайцевым мы рассматриваем проектное обучение как педагогическую систему. Проектная деятельность - это метод, способ создания благоприятных образовательных условий, направленных на воплощение собственных идей в виде проектов [4].

Согласно характеру доминирующего вида деятельности, можно выделить три типа проектов: исследовательские, телекоммуникационные и практико-ориентированные [10].

По своей организации исследовательский проект схож с научным исследованием, которое предусматривает такие пункты, как определение целей и задач, проблематики, обоснование актуальности и новизны, формулировку методов исследования, работу с литературными источниками, систематизацию полученных сведений, выбор стратегии и тактик достижения целей. В подобных проектах целесообразно использовать возможности ИКТ для сбора и анализа большого количества данных, доступа к электронным библиотечным системам, использования специальных программ для обработки данных (например, квантитативный анализ текста), проведения социологических опросов, презентации проекта.

Телекоммуникационные проекты могут быть воплощены только при помощи возможностей ИКТ. Телекоммуникационные технологии позволяют передавать информацию на любое расстояние. Они предназначены для организации онлайн взаимодействия участников проекта и коллаборативного поиска решений поставленных задач.

Практико-ориентированные проекты направлены на конечный результат проектной деятельности и связаны, как правило, с профессиональными устремлениями студентов или их социальными взглядами. Для реализации данных проектов на современном этапе образования желательно использование ИКТ, которые позволяют наиболее эффективно получать и обрабатывать необходимые сведения, а также презентовать их в цифровом формате.

Международный проект «Extend», в рамках которого проходила международная научно-практическая конференция «Modern Engineering Education: Contemporary International Challenges and Perspectives», сочетает в себе черты всех перечисленных проектов: в исследовательском плане студенты работали над написанием статей и оформлением презентаций к докладам на конференцию. При этом студентами активно использовались ИКТ для организации онлайн встреч друг с другом и преподавателями. В качестве конечного результата проекта студентами должен был создан электронный и бумажный сборники статей по итогам проведенной конференции.

Проектная технология включает в себя реализацию последовательных, взаимообусловленных, целенаправленных этапов, подразумевающих активное взаимодействие студентов с преподавателем и друг с другом. Только совместная работа преподавателя и студента с учетом его индивидуальных особенностей, возрастных возможностей и личностных интересов позволяют обучающемуся освоить новые знания, умения и навыки в наиболее эффективной форме.

Рассмотрим подробно этапы подготовки и проведения международной научно-практической конференции «Modern Engineering Education: Contemporary International Challenges and Perspectives» и функции, которые выполняли преподаватели и студенты для достижения поставленных целей.

Целями любой научно-практической конференции являются повышение авторитета выбранной специальности, увеличение профессиональной и креативной работы обучающихся. Практические конференции являются благоприятной почвой для развития профессиональных компетенций, овладение которыми подтверждает наличие у студентов опыта применять полученные теоретические знания на практике. Презентация доклада на иностранном языке способствует развитию иноязычной коммуникативной компетенции.

Ключевым моментом в организации конференции является этап планирования деятельности, на котором разрабатывается Положение конференции, содержащее информацию об организационных моментах, цель и задачи, правила участия, требования к оформлению докладов и презентаций, время проведения.

Кроме того, на первом этапе студентам рассказали о проекте «Extend» и том, как он реализуется в рамках нашего университета. Преподаватели описали модель научной конференции и состав участников, разъяснили их функции и познакомили с критериями оценивания. Также студентов познакомили с международными библиографическими и реферативными базами данных и принципами работы с ними, разъяснили, как выглядит структура научной статьи IMRAD. После того, как студенты задали вопросы, было предложено название конференции и направления работы. В ходе совместного обсуждения были сформированы следующие секции конференции:

- Elaboration and Implementation of New Pedagogic Approaches in Modernization of Engineering Education.

- The Youth for Engineering Education/Modern ICT in Engineering Education.

- Modern Technologies at Industrial Enterprises.

- Professional Communication and ICT in Engineering.

- Modern Environment-friendly and Energy Saving, «Green» Technologies: Development and Perspectives.

- Quality Management Challenges of Modern Enterprises.

Студенты с помощью преподавателей определили собственное участие в конференции и примерные темы докладов. Был также составлен график работы и поэтапной проверки деятельности студентов.

Второй этап посвящен подбору материалов по теме конференции, обоснованию актуальности выбранных тем. Задача преподавателя на этом этапе - познакомить студентов с принципами работы в различных информационных базах данных, обозначить направление работы учащихся, выявить потенциальные трудности. Студенты в свою очередь активно работают с источниками информации, обрабатывают, систематизируют полученные данные, учатся критически анализировать собранную информацию, выделяя главное и второстепенное с последующими обобщениями и выводами [7], формируют собственное мнение, а также формулируют возникающие вопросы. На данном этапе идет работа над дискурсивными практиками в ходе свободных интеракций студентов, которые анализируются и исправляются преподавателем.

Третий этап представляет собой индивидуальную работу обучающихся над поставленными задачами. Речь идет о подготовке выступления и презентации на иностранном языке по теме конференции. Преподаватель проводит консультации, на которых указывает на допущенные ошибки, а также дает советы по выбранному материалу и его анализу. Особое внимание уделяется правильному произношению и умению выразительно читать. Будущие докладчики тренируются применять речевые клише, важные для структуризации текстов выступлений, реагировать на заданные вопросы, делать презентации, видеоролики. Преподаватель знакомит студентов с жанрово-стилистическими особенностями устной академической речи. Также проводится тщательная работа по созданию презентаций.

На данном этапе осуществлялась итоговая организация конференции: составляется программа конференции, с которой знакомят участников, проходит индивидуальная работа с председателем конференции. Студенты занимаются написанием тезисов докладов в заданном формате и представляют их председателю.

Четвертый этап - проведение конференции. Конференция была организована с помощью Open Meetings - бесплатного программного обеспечения на основе браузера, позволяющего мгновенно настраивать конференцию в Интернете. Оно дает возможность использовать микрофон, веб-камеру, обмениваться документами на белой доске, обсуждать в чате, делиться своим экраном или записывать собрания.

Преподаватель осуществляет контроль по общим направлениям, председатель следит за соблюдением временных рамок. Студенты выступают с подготовленными докладами, излагают свою позицию, приводят аргументы.

Особую сложность на заключительном этапе представляет контрольно-оценочная деятельность. Для решения этой задачи было сформировано жюри. Анализ научно-педагогической литературы позволил разработать оценочные листы, включающие следующие пункты:

- выбор темы: актуальность, соответствие тематике конференции;

- содержание: соответствие, творческий подход, оригинальность;

- структура: (вступление, основная часть, заключение);

- качество представления материала (свободное изложение или чтение текста);

- изобразительный ряд: презентация, творческий подход;

- владение иностранным языком;

- время выступления;

- связь с аудиторией [1, 19].

После проведения конференции, подведения итогов и вручения дипломов студенты под руководством редакторов подготовили макет сборника материалов конференции.

Наблюдение за работой студентов в течение семестра показало, что студенты проявили заинтересованность в реализации поставленных задач, использовали различные источники информации, взаимодействовали друг с другом. Следует отметить систему в работе студентов, их самостоятельность и творческий подход. При распределении ролей в проекте были учтены как пожелания учащихся, так и их личные характеристики. Для инспирирования деятельности наименее активных студентов им предлагалось выполнение ответственных поручений. Все они справились со своими заданиями, развивая в процессе работы такие качества, как исполнительность и надежность. Выбранные руководители проекта проявили инициативность и рассудительность при формулировании целей и задач проекта, обсуждая их с другими участниками на аудиторных занятиях и во внеаудиторное время с помощью ИКТ. Также ИКТ использовались при поиске материалов исследования на иностранном языке и на этапе подготовки презентаций. Таким образом, развивались иноязычная и инфокоммуникационная компетенции учащихся.

На заключительном занятии студентам было предложено просмотреть и сравнить свои выступления до участия в проекте с представленными на конференции. Результаты показали, что участие в проекте позволило студентам выявить и продемонстрировать свои творческие способности. У 47 студентов из 52 улучшилось умение формулировать мысль на иностранном языке, использовать профессиональную и научную терминологию.

Выводы. В наши дни будущему выпускнику технического вуза необходимо не только обладать достаточным запасом теоретических знаний, но и уметь правильно и эффективно применять их на практике. Участие в проектах позволяет так выстраивать учебный процесс, чтобы наилучшим образом сбалансировать теоретический и практический аспекты обучения, совершенствовать креативное мышление у студентов, развивать навыки работы в команде и чувство ответственности за работу в группе.

Работая над проектом, студенты обращаются к справочной литературе, словарям, компьютерным программам и приложениям. Они учатся видеть, ставить и формулировать проблему, отбирать необходимую информацию, исходя из проблемы проекта. При этом формируется их конструктивное критическое мышление, развитие которого происходит недостаточно эффективно в условиях традиционных аудиторных занятий. Разнообразные формы подачи учебного материала в рамках метода проектов стимулируют развитие таких основных качеств креативности, как беглость, гибкость, оригинальность мысли.

Работа по подготовке и проведению международной научно-практической конференции «Modern Engineering Education: Contemporary International Challenges and Perspectives» ставит во главу угла практическую сторону профессионального технического обучения. Проектная деятельность создает оптимальные условия для получения достоверной информации о будущей профессии.

Подготовка и организация научно-практической конференции оказывает положительное воздействие на формирование представления и понимания сути профессиональной сферы. Активное участие в данном проекте способствует процессу самоопределения обучающихся, стимулирует развитие так называемых «мягких» и «жестких» навыков.

Проведение научно-практической конференции на иностранном языке в техническом вузе подразумевает иноязычное общение студентов по профессиональным вопросам. Они учатся находить и анализировать информацию о своей будущей профессиональной деятельности на иностранном языке в зарубежных источниках. Это позволяет студентам технических вузов знакомиться с международными тенденциями в их профессиональной сфере и сравнивать их с отечественными. Подготовка докладов и презентаций на иностранном языке способствует расширению вокабуляра по профессиональной тематике. Участие в конференции содействует пониманию важности владения иноязычной компетенцией и благодаря ИКТ предоставляет возможность получить опыт общения на иностранном языке с зарубежными специалистами.

Литература

1. Бакшеева Э.П., Рассказова Н.П., Худенева М.Г. Научные исследования и педагогическая практика аспиранта: организационно-педагогический аспект: учебно-методическое пособие. Москва: Перо, 2016. 200 с.

2. Бутова А.В. Foreign language for specific purposes: modern adult teaching techniques // Актуальные проблемы языковой подготовки в техническом вузе: традиции и инновации: сб. трудов всероссийской заочной научно-практической конференции с международным участием, г. Красноярск 25-30 ноября 2019 г. Красноярск: ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет науки и технологий им. академика М.Ф. Решетнева», 2020. С. 92-95.

3. Дубских А.И. Метод проекта как современная педагогическая технология // Актуальные вопросы исследования и преподавания родных языков и литератур: материалы международной научно-практической конференции, г. Чебоксары 16 ноября 2019 г. Чебоксары: «Издательский дом «Среда», 2020. С. 311-313.

4. Зайцев В.С. Метод проектов как современная технология обучения: историко-педагогический анализ // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2017. № 6. С. 52-62.

5. Игнатьев Б.В. Метод проектов в трудовой школе // На путях к новой школе. 1930. № 7. С. 45-52.

6. Кагаров Е.Г. Метод проектов в трудовой школе. Ленинград: Изд-во Брокгауз - Ефрон, 1926. 88 с.

7. Кисель О.В. Обучение чтению на основе профессионально-ориентированных текстов // Актуальные проблемы современной науки, техники и образования: тезисы докладов 77-й международной научно-технической конференции, г. Магнитогорск 22-26 апреля 2019 г. Магнитогорск: Изд-во Магнитогорск. гос. техн. ун-та им. Г.И. Носова, 2019. Т. 2. С. 380-381.

8. Кисель О.В. Инновационные стратегии обучения, повышающие мотивированность студентов // Опыт образовательной организации в сфере формирования цифровых навыков: материалы Всероссийской научно-методической конференции с международным участием, г. Чебоксары 31 декабря 2019 г. Чебоксары: «Издательский дом «Среда», 2019. С. 126-129.

9. Короткова В.Ю. Метод проектов как условие повышение мотивации обучающихся // Вестник Московского информационно-технологического университета - Московского архитектурно-строительного института. 2018. № 1. С. 108-110.

10. Красавина Ю.В., Шихова О.Ф. Метод электронных междисциплинарных проектов как эффективная форма организации самостоятельной работы студентов вуза // Образование и наука. 2017. Т. 19. № 1. С. 165-182.

11. Крупенина М.В., Шульгин В.Н. В борьбе за марксистскую педагогику. Москва: Работник просвещения, 1929. 185 с.

12. Самойленко С.Г. Языковая подготовка как составляющая современной стратегии профессиональной подготовки инженерных кадров // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2019. № 3 (60). С. 171-176.

13. Шацкий С.Т. Избранные педагогические сочинения: в 2 т. Т. 2 / под ред. Н.П. Кузина, М.Н. Скаткина, В.Н. Шацкой. Москва: Педагогика, 1980. 416 с.

14. Dewey J. Democracy and Education: An Introduction to the Philosophy of Education. New York: Macmillan, 1916. 434 p.

15. Dooly M., Sadler R. Becoming Little Scientists: Technologically Enhanced Project Based Language Learning // Language Learning &Technology. 2016. Vol. 20 (1), рр. 54-78.

16. Du X., Han J. A Literature Review on the Definition and Process of Project-based Learning and Other Relative Studies // Creative Education. 2016. Vol. 7, рр. 1079-1083.

17. Dumitrache A., Gheorghe M. Project based learning. Practical steps in completing a learning assignment // eLearning & Software for Education. 2018. Vol. 1, рр. 95-100.

18. Kilpatrick W.H. The Project Method: The Use of the Purposeful Act in the Education Process. New York: Teachers College Record, 1918, pp. 319-335.

19. Kozarenko O.M. Evaluation criteria for research work of students in a foreign language and the principles of their development // XLinguae. 2019. N 2, pp. 195-209.

20. Mussina G., Tazhenova G., Aitpayeva A., Kunanbayeva M., Bekmagambetova R. Project-based learning at the pedagogical university of the Republic of Kazakhstan // Opción. 2019. Vol. 35. N 90-2, pp. 403-419.

References

1. Baksheeva E.P., Rasskazova N.P., Khudeneva M.G. Scientific research and pedagogical practice of a postgraduate student: organizational and pedagogical aspect: teaching aid. Moscow: Pero, 2016. 200 p.

2. Butova A.V. Foreign language for specific purposes: modern adult teaching techniques. Aktual'nye problemy yazykovoj podgotovki v tekhnicheskom vuze: tradicii i innovacii: sb. trudov vserossijskoj zaochnoj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem, g. Krasnoyarsk 25-30 noyabrya 2019 g. [Actual problems of language training in a technical University: traditions and innovations: proceedings of the all-Russian correspondence scientific and practical conference with international participation, Krasnoyarsk, November 25-30, 2019]. Krasnoyarsk: Reshetnev Siberian state University of science and technology, 2020, pp. 92-95.

3. Dubskikh A.I. The project method as a modern pedagogical technology. Aktual'nye voprosy issledovaniya i prepodavaniya rodnyh yazykov i literatur: materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, g. Cheboksary 16 noyabrya 2019 g. [Topical issues of research and teaching of native languages and literatures: materials of the international scientific and practical conference, Cheboksary, November 16, 2019]. Cheboksary: Environment, 2020, pp. 311-313 (in Russian).

4. Zaitsev V.S. The project method as a modern technology in training: historical and pedagogical analysis. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo peda-gogicheskogo universiteta [Bulletin of Chelyabinsk state pedagogical University], 2017, N 6, pp. 52-62 (in Russian).

5. Ignatiev B.V. The method of projects in a labor school. Na putyah k novoj shkole [On the way to a new school], 1930, No. 7, pp. 45-52 (in Russian).

6. Kagarov E.G. Project-based method in the labor school. Leningrad, Publishing house of Brockhaus-Efron, 1926. 88 p.

7. Kisel O.V. Teaching reading based on professionally-oriented texts. Aktual'nye problemy sovremennoj nauki, tekhniki i obrazovaniya: tezisy dokladov 77-j mezhdunarodnoj nauchno-tekhnicheskoj konferencii, g. Magnitogorsk 2226 aprelya 2019 g. [Important Problems of Today's Science, Engineering and Education: abstracts of the 77th international scientific and technical conference, Magnitogorsk, April 22-26, 2019]. Magnitogorsk: Nosov Magnitogorsk State Technical University Publ., 2019. Vol. 2. pp. 380-381 (in Russian).

8. Kisel O.V. Innovative learning strategies that increase students ' motivation // Opyt obrazovatel'noj organizacii v sfere formirovaniya cifrovyh navykov: ma-terialy Vserossijskoj nauchno-metodicheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem, g. Cheboksary 31 dekabrya 2019 g. [Experience of an educational organization in the field of digital skills formation: materials of the all-Russian scientific and methodological conference with international participation, Cheboksary, December 31, 2019]. Cheboksary: Environment, 2019, pp. 126-129 (in Russian).

9. Korotkova V.Y. The project method as a condition of increase of motivation of students // Vestnik Moskovskogo informacionno-tekhnologicheskogo universite-ta - Moskovskogo arhitekturno-stroitel'nogo instituta [Bulletin of the Moscow information technology University - Moscow Institute of architecture and construction], 2018, N 1, pp. 108-110 (in Russian).

10. Krasavina Yu.V., Shikhova O.F. An approach to managing university students' self-study based on interdisciplinary e-projects. Obrazovanie i nauka [The Education Science Journal], 2017, Vol. 19. N 1, pp. 165-182 (in Russian).

11. Krupenina M.V., Shulgin V.N. In the struggle for Marxist pedagogy. Moscow: Worker of education, 1929. 185 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Samoylenko S.G. Language training as a component of the modern strategy of professional training of engineering personnel. Vestnik Surgutskogo gosudarst-vennogo pedagogicheskogo universiteta [The Surgut State Pedagogical University Bulletin], 2019, N 3 (60), pp. 171-176 (in Russian).

13. Shatsky S.T. Selected pedagogical works: in 2 vol. Vol. 2 / ed.: N.P. Kuzin, M.N. Skatkin, V.N. Shatskaya. Moscow: Pedagogy, 1980. 416 p.

14. Dewey J. Democracy and Education: An Introduction to the Philosophy of Education. New York: Macmillan, 1916. 434 p.

15. Dooly M., Sadler R. Becoming Little Scientists: Technologically Enhanced Project Based Language Learning // Language Learning &Technology. 2016. Vol. 20 (1), pp. 54-78.

16. Du X., Han J. A Literature Review on the Definition and Process of Project-based Learning and Other Relative Studies // Creative Education. 2016. Vol. 7, pp. 1079-1083.

17. Dumitrache A., Gheorghe M. Project based learning. Practical steps in completing a learning assignment // eLearning & Software for Education. 2018. Vol. 1, pp. 95-100.

18. Kilpatrick W.H. The project method: the use of the purposeful act in the education process. New York: Teachers College Record, 1918, pp. 319-335.

19. Kozarenko O.M. Evaluation criteria for research work of students in a foreign language and the principles of their development // XLinguae. 2019. N 2, pp. 195-209.

20. Mussina G., Tazhenova G., Aitpayeva A., Kunanbayeva M., Bekmagambetova R. Project-based learning at the pedagogical university of the Republic of Kazakhstan // Opción. 2019. Vol. 35. N. 90-2, pp. 403-419.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.