Научная статья на тему 'Научно-популярные интернет-публикации: проблемы веб-редактирования'

Научно-популярные интернет-публикации: проблемы веб-редактирования Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
429
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Научно-популярные интернет-публикации: проблемы веб-редактирования»

Научно-популярные

интернет-публикации:

проблемы

веб-редактирования

Ю.А. Гальченкова,

аспирантка кафедры издательского дела и редактирования

На формат, язык и принципы подачи информации в научнопопулярной статье во многом влияют такие базовые типологические признаки, характерные как печатного издания, так и интернет-ресурса, как тематическое направление, предполагаемая целевая аудитория, жанровый состав публикаций и т. д.1 Из многообразия интернет-ресурсов, специализирующихся на научно-популярной тематике, можно выделить крупные политематические научно-популярные порталы, сайты научно-популярных журналов, площадки сообществ по научным направлениям и некоторые другие.

При подготовке научно-популярной статьи к публикации на веб-ресурсе на плечи редактора ложится двойная задача: во-первых, проследить за тем, чтобы статья действительно соответствовала требованиям научно-популярного жанра, что подразумевает как минимум соблюдение основных принципов популяризации; во-вторых, обеспечить грамотное размещение всех частей статьи (текста, иллюстраций, глоссария, других дополнительных материалов) в веб-пространстве, учитывая специфику и законы существования и потребления информации в Интернете. Однако необходимо отметить, что некоторые устоявшиеся принципы подготовки текстов для веб-пространства, а также отдельные элементы веб-инструментария могут вступать в противоречия с основными принципами подготовки статьи научно-популярного формата.

Наиболее часто встречающийся вид научно-популярной статьи в веб-пространстве - это заметка на ленте новостей или небольшая

1 Макарова ЕЕ Типологические модели научно-популярных сайтов. 2012. Вып. 4. http://mediascope.ru/node/1216.

46

статья, посвященная какой-либо научной проблеме. Суть научно-популярной заметки - сообщение об изобретении, научном открытии, описание сути открытия, принципа действия изобретения, методов, которыми пользовались ученые, условий, при которых это открытие было сделано, как и чем оно может быть полезно для общества. Посмотрим, как в заметке реализуются принципы популяризации и принципы вебредактирования:

1. Заголовок и лид - вводный абзац - тематически составляют единое целое. Лид кратко и внятно описывает суть открытия/изо-бретения.

2. В основной части описаны цели и задачи исследования, в чем его новизна или конкретно описана суть открытия, то есть если есть гипотеза - научное предположение и фактическое ее подкрепление. Если речь идет о разработке - то показано, какую проблему решает это изобретение, как оно работает и каковы его перспективы при дальнейшем усовершенствовании.

3. Четкое членение на абзацы. Один абзац - одна мысль. Кроме того, рекомендуется выносить суть предложения в первую его часть. Это связано с принципом сканирования текста при поиске информации.

4. Есть сопроводительные картинки, иллюстрирующие изобретение или открытие. В данном случае речь идет не об обязательной картинке к заголовку и лиду на общую тему, а о специальных материалах, присланных пресс-службой, журналистом или специально подобранных редактором.

5. Обязательное условие - соблюдение принципов популяризации. Научная глубина - гарантия «качества» информации, отсюда -собственная база авторов, сотрудничество с научными организациями и авторитетными зарубежными источниками. Осмысление материала -творческая переработка, выделение главного, подробностей. Доступность, занимательность изложения - логичный, понятный, но не сухой, «машинный» язык.

6. Обязательно указание контактов ученых или разработчиков - в данном случае идет речь о соблюдении патентного и авторского прав.

7. Так как большая часть информации публикуется в вебпространстве, то соблюдение правил размещения текста в веб-пространстве обязательно. К ним относятся:

- знание принципов построения гиперссылок. Здесь необходимо отметить, что исходящие гиперссылки на другие ресурсы встречаются редко. Это связано с тем, что ресурсы, поставляющие так называемую первичную информацию, без исходящей ссылки на другой ресурс, имеют в Сети более высокий рейтинг. Иными словами, выгодно, чтобы все цитировали именно ваше издание, а не первоисточник;

47

- владение системой веб-рубрикации, например, при формировании облака тегов, что удобно, когда нужно быстро найти всю информацию, например, по биологическим исследованиям, по химическим и т. д.;

- соблюдение принципа «перевернутой пирамиды» в написании текста: статья начинается с вывода, после чего сообщается самая важная информация, а в конце дается подоплека события. Для интернет-текстов стиль перевернутой пирамиды становится еще более важным, так как пользователи часто ограничиваются чтением верхней части статьи. Это связано с тем, что построчное чтение уступает место «сканированию», поиску необходимой информации;

- желательно выделение ключевых слов (гипертекстовые ссылки могут служить одним из видов выделения, к нему можно добавить выделение цветом и шрифтом). Кроме того, с помощью системы гиперссылок можно формировать словари терминов, которые не будут лишними в условиях, когда расшифровывать каждое научное понятие нет возможности.

Отметим проблемы и противоречия в использовании инструментов веб-редактирования:

1. Адекватное использование гиперссылок. В научно-популярных текстах в гиперссылках кроется главная опасность и большая головная боль для редактора: ведь в научно-популярной литературе важно соблюдать последовательность изложения материала, целенаправленно вести читателя от опыта до теории, от утверждения - до практического доказательства, от одного факта к другому, показывая их взаимосвязь. И основной принцип гипертекста - читать в любой последовательности - здесь может сыграть отрицательную роль, отвлекая читателя, направляя его в противоположную сторону.

2. Особенности восприятия информации проявляются в том, что тексты в Интернете не читают от начала до конца, а просматривают. Для научно-популярной литературы эта тенденция губительна, так как при беглом просмотре едва ли возможно освоить материал, требующий внимания и аналитического подхода.

3. Используемые источники не всегда являются авторитетными. Часто сбор и обработка информации на основе глубокого изучения первоисточников подменяется поверхностной компиляцией информации или простым копированием с частичным переписыванием. Авторитетность интернет-источников, на которые даются ссылки в статье, часто приходится ставить под сомнение. Это могут быть официальные пресс-релизы научно-исследовательских заведений и электронные энциклопедии и блоги ученых сообществ, а могут быть такие же «научные» сообщения, опубликованные на сайтах, не имеющих никакого отношения к науке.

48

4. Верстка и иллюстративный ряд. Несомненное преимущество веб-пространства - более широкие, по сравнению с печатными изданиями, возможности размещения качественного и объемного графического и текстового материала. Однако здесь есть свои проблемы. Во-первых, графическое оформление бывает во многом сходным с оформлением в печатном издании, что не всегда удобно для восприятия. Во-вторых, новостные материалы в Интернете принято размещать вместе с небольшой картинкой, отвечающей теме новости. Картинка при этом зачастую не имеет прямого отношения к содержанию текста и еще чаще оказывается худшего качества, чем аналогичные материалы в печатных изданиях.

5. Вопрос качества информации остается на совести разработчиков и идеологов сайта. Популярная тенденция среди интернетизданий (в расчет не берутся статьи из журналов, выложенные в Интернет и электронные библиотеки) - публикация материалов авторами, то есть редактор может и не участвовать в обработке текста, с точки зрения содержания и логики.

49

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.