Педагогика
УДК 37.015 DOI: 10.21661/r-81163
О.Е. Осовский, С.П. Гудкова, В.П. Киржаева, А.И. Мариниченко
Научно-педагогическое наследие Н.А. Ганца в образовательном пространстве России и Запада 1920-60-х годов
Аннотация
В статье анализируется судьба наследия русского педагога-эмигранта «первой волны» Н.А. Ганца, ставшего одним из ведущих исследователей в области педагогической компаративистики ХХ в. Авторами рассматриваются его взаимоотношения с активными участниками педагогического процесса русского зарубежья, его вклад в теорию сравнительной педагогики.
I Ключевые слова: педагогическое наследие, Ганц, педагогика, образование, российская эмиграция, школьная политика, педагогическая компаративистика.
O.E. Osovskiy, S.P. Gudkova, V.P. Kirzhaeva, A.I. Marinichenko
N.A. Hans' pedagogical legacy in the educational space of Russia and West in 1920-60s
Abstract
The article deals with the scholarly legacy of N.A. Hans, Russian emigre educator who became one of the leading world researchers in the field of comparative education. The authors analyze his relations with the prominent figures of Russian emigre pedagogic thought, his impact on the international comparative education theory.
I Keywords: Hans, pedagogical legacy, Russian emigre, pedagogics, education, school policy, comparative education.
История образования и педагогической мысли российского зарубежья занимает важнейшее место в наследии известного отечественного педагога, члена-корреспондента Российской академии образования Ефима Григорьевича Осовского (1930-2004 гг.) [12; 13; 23]. С начала 1990-х гг. ученый возглавил новое направление в истории российского образования, на протяжении полутора десятилетий осуществившее комплексный анализ истории формирования и эволюции образовательного пространства и педагогической мысли «зарубежной России», проанализировал педагогическое наследие ведущих мыслителей российского зарубежья, охарактеризовал общественно-педагогическое движение, особенности и составляющие педагогической публицистики. Значительное внимание Е.Г. Осовский уделял персоналиям, стремясь увидеть историю образования и педагогической мысли русского зарубежья «в лицах и судьбах» [11]. В рамках сформированной Е.Г. Осовским школы его учениками и последователями были рассмотрены важнейшие вопросы истории школы русского зарубежья,
образовательной журналистики, социально-политической активности в педагогической сфере [1-4; 6; 10; 20-22].
Среди «возвращенных имен» педагогической эмиграции Е.Г. Осовским впервые был назван и многолетний друг и корреспондент, соавтор С.И. Гессе-на Николай Адольфович Ганц (1888-1969), чья научная судьба всерьез интересовала ученого, но в силу обстоятельств так и не стала предметом детального исследования в его работах. Уже после его смерти ряд связанных с Н.А. Ганцем публикаций был представлен в сборниках «Школа, образование и педагогическая мысль русской эмиграции» [24; 25].
Личность Н.А. Ганца примечательна по ряду причин: его судьба и карьера ученого международного уровня - редкий пример успешности русского эмигранта в условиях меняющегося мира 1930-60-х гг. «Казус Ганца» - важная часть интеллектуальной истории России и русской эмиграции, а его достижения в европейской педагогической компаративистике - существенный этап в истории англоязычной педагогической теории.
Pedagogy
Н.А. Ганц, выпускник историко-филологического факультета и недолгое время преподаватель Новороссийского (Одесса) Императорского университета, эмигрант, к концу 1930-х становится английским педагогом-компаративистом, сотрудником английских педагогических журналов и ежегодников, лектором, а затем и профессором, одним из ведущих сотрудников Института образования Лондонского Королевского колледжа, находящегося ныне в составе Лондонского университета, Николасом Хэнсом и являет собой один из редких примеров интеграции русского ученого, представителя социально-гуманитарных наук в западный университетский (научный и педагогический) истеблишмент, где он занимает одно из ведущих мест. В этом контексте Н.А. Ганц оказывается в числе таких фигур, как социолог П.А. Сорокин, историк Г.В. Вернадский, филологи Н.С. Трубецкой и Р.О. Якобсон, философ Г.В. Флоровский и уже упоминавшийся нами С.И. Гессен. Отметим, что и в «английский» период Н.А. Ганц сохранял интерес к истории русской школы, русской педагогической традиции, посвятив ей отдельную монографию «The Russian Tradition in Education» (L., 1963), адресованную англоязычному читателю. Вклад Н.А. Ганца в развитие современной педагогической компаративистики оказался столь весом, что его память была увековечена специальной стипендией Института образования Лондонского университета, а его книги востребованы настолько, что переиздаются уже в новом тысячелетии.
С точки зрения современной педагогической компаративистики Н.А. Ганц оказывается одним из «великих стариков» (Р. Коуэн), автором «классического текста по педагогической компаративистике» (Б. Кинг), основоположником и разработчиком принципов сравнительной педагогики как целостной науки о развитии школьных систем и образовательных институций не только в отдельных странах или регионах, но и в мире в целом.
Следует отметить, что предложенные Н.А. Ганцем подходы к истории российского образования конца ХУШ в.-начала XX в. во многом предвосхитили историко-педагоги-ческую интерпретацию вопросов развития национального образования, эволюции имперской и постимперской образовательной парадигмы, представленных в отечественных исследованиях 2000-х-10-х гг. [4-9; 15-17; 19]. Подчеркнем, что Н.А. Ганц оказался не только теоретиком, но и практиком педагогической компаративистики, в 1950-60-е гг. активно сотрудничая в качестве эксперта с ЮНЕСКО и другими международными образовательными организациями, с правительствами ряда развивающихся стран Африки и Азии, избавившихся от колониального бремени и выстраивавших собственную национальную систему образования.
Среди важнейших трудов Н.А. Ганца, появившихся на английском языке, книги «Принципы школьной политики» (The principles of educational policy. L., 1929) и ее переработанное и дополненное издание «Принципы образовательной политики: Исследование по педагогической компаративистике» (The principles of educational policy: A study in comparative education 2nd ed. L., 1933), «Школьная политика в Советской России» (Educational Policy in Soviet Russia. L., 1930. В соавторстве с С.И. Гессеном), «История русской школьной политики» (History of Russian Educational policy. 1701-1917. L., 1931), «Образовательные традиции в англоговорящих странах» (Educational traditions in the English-speaking countries. L., 1938), «Педагогическая компаративистика. Исследование образовательных факторов и традиций» (Comparative education. A study of educational factors and traditions. L., 1948),
«Новые тенденции в образовании в ХУШ веке» (New trends in education in the eighteenth century. L., 1951) и др., статьи по проблемам истории русского и европейского образования, аналитические обзоры и отчеты. При этом в трудах Н.А. Ганца были сформулированы исследовательская модель и основные подходы педагогической компаративистики, без учета которых не могло состояться ни одно серьезное исто-рико-педагогическое исследование сравнительно-сопоставительного характера.
То, что труды Н.А. Ганца, первые работы которого заслужили одобрительный отзыв самого Д. Дьюи [18], востребованы и сегодня, не вызывает особого удивления. Педагогическая компаративистика по праву считается одним из наиболее важных направлений современной педагогической науки. Возможность сопоставительного анализа различных школьных систем, образовательных концепций, политик и практик, образовательных институций и реформ, присутствующих в образовательном пространстве различных стран и регионов, их адекватный анализ и эффективное использование - залог успешного системного развития образования конкретной страны на конкретном историческом этапе.
В этом контексте опыт рецепции педагогической теорией русской эмиграции идей педагогической компаративистики как особого подхода к освоению, осмыслению и внедрению прогрессивных педагогических и образовательных практик ведущих европейских стран и США заслуживает детального изучения. Заметим, что модель рецепции наследия ученого была предложена О.Е. Осовским на материале англо-американской рецепции идей М.М. Бахтина и может быть перенесена на опыт восприятия идей Н.А. Ганца педагогикой Великобритании и США 1940-90-х гг [14].
В определенной степени продолжая наработанное в области сравнительной педагогики в России на рубеже XIX-XX вв. (П.Ф. Каптерев и др.), педагогика русской эмиграции не столько находилась в ситуации пассивного восприятия чужого передового опыта, сколько вела активный диалог в сфере теории и практики образования с представителями наиболее значительных педагогических школ и направлений, выступала на равных в лице лучших своих ученых на международных педагогических конгрессах и совещаниях в предвоенной Европе. Пожалуй, наиболее значимой фигурой в этом процессе может быть назван известный российский педагог и философ С.И. Гессен, стремительная европейская педагогическая карьера которого была прервана трагическими событиями второй мировой войны и последовавшими за ней идеологическими и политическими изменениями в послевоенной Польше.
Необходимость комплексного изучения научного наследия Н.А. Ганца очевидна. Можно выделить его основные векторы:
1) Н.А. Ганц в общественно-педагогическом движении русского зарубежья;
2) изучение и оценка Н.А. Ганцем опыта западноевропейской и американской школы и представление его в педагогической периодике русской эмиграции;
3) разработка принципов изучения школьной/образовательной политики в контексте выработки новых подходов в области педагогической компаративистики в конце 1920-х-30-е гг.;
4) разработка и развитие педагогической компаративистики как особой отрасли английской педагогики в 1940-60-е гг.
Interactive science | 4 • 2016
43
Педагогика
Статья подготовлена при финансовой поддержке РГНФ (проект №16-06-00501 а «Научная деятельность Николая Адольфовича Ганца (1988-1969) - неизвестная глава истории русской эмигрантской и западноевропейской педагогической компаративистики ХХ века»).
Литература
1. Горбунова А.И. Научно-педагогическая деятельность К.В. Мочульского в годы эмиграции / А.И. Горбунова // Интеграция образования. - 2009. - №1. - С. 36-38.
2. Горбунова А.И. Чувство потери родины у младшего поколения «первой волны» русской эмиграции (мемуары З.А. Шаховской «Свет и тени») / А.И. Горбунова // Гуманитарные науки и образование. - 2010. - .№1. - С. 64-67.
3. Гудкова С.П. А.Л. Бем в научно-образовательном пространстве Праги 1920-1930-х гг. / С.П. Гудкова // Интеграция образования. - 2009. - №1. - С. 32-35.
4. Киржаева В.П. Игнатьевская школьная реформа в русском зарубежье (на материале программ по русской словесности 1920-х годов) / В.П. Киржаева // Нижегородское образование. - 2013. - №1. - С. 202-207.
5. Киржаева В.П. Казанская учительская семинария в политико-правовом и культурно-образовательном контексте эпохи / В.П. Киржаева // Интеграция образования. - 2003. - №2. - С. 112-120.
6. Киржаева В.П. Обсуждение программ по русскому языку в педагогических дискуссиях русской эмиграции 1920-х гг. / В.П. Киржаева // Интеграция образования. - 2009. - №1. - С. 26-29.
7. Киржаева В.П. Обучение русскому языку мордвы во второй половине ХУШ-начале XX века: политико-правовые, социокультурные и лингвокультурные аспекты / В.П. Киржаева. - Саранск: Б. и., 2005. - 416 с.
8. Киржаева В.П. Принципы обучения русскому языку в мордовской школе: Учет особенностей родного языка /
B.П. Киржаева. - Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1995. - 120 с.
9. Киржаева В.П. Просвещение нерусских народов Поволжья и Приуралья в первой половине ХУШ-начале
XIX века / В.П. Киржаева // Педагогика. - 2005. - №1. - С. 63-71.
10. Мариниченко А.И. «Современные записки»: жизнь в архивных документах / А.И. Мариниченко // Вестник Пятигорского государственного лингвистического ун-та. - 2012. - №3. - С. 316-318.
11. Осовский Е.Г. Деятели общественно-педагогического движения и педагоги российского зарубежья. 20-50-е гг.
XX в. 150 биографий / Е.Г. Осовский. - Саранск: Б. и., 1997. - 99 с.
12. Осовский Е.Г. Педагогическая наука в Российском зарубежье: истоки и ориентиры / Е.Г. Осовский // Педагогика. -1997. - №4. - С. 88-94.
13. Осовский Е.Г. Педагогическая мысль российской эмиграции: 2050-е гг. XX века / Е.Г. Осовский // Вестник Российского гуманитарного научного фонда. - 1998. - №4. - С. 161-167.
14. Осовский О.Е. В зеркале «другого»: рецепция научного наследия М.М. Бахтина в англо-американском литературоведении 1960-середины 1990-х годов / О.Е. Осовский. - Саранск: Б. и., 2003. - 147 с.
15. Осовский О.Е. Забытая рецензия Сергея Гессена на роман Олдоса Хаксли / О.Е. Осовский // Гуманитарные науки и образование. - 2012. - №1. - С. 74-77.
16. Осовский О.Е. Имперская и постимперская парадигма в идеологии российского образования XVIII-первой трети XX века (к постановке проблемы) / О.Е. Осовский // Академический журнал Западной Сибири. - 2014. - №4. -
C. 96-97.
17. Осовский О.Е. История подвижничества и реформаторства в российском образовании / О.Е. Осовский // Интеграция образования. - 2006. - №3. - С. 180-182.
18. Осовский О.Е. Малоизвестная рецензия Джона Дьюи / О.Е. Осовский // Гуманитарные науки и образование. -2010. - №3. - С. 26-30.
19. Осовский О.Е. Методология и технологии образования на современном этапе: потенциал, реальные возможности и новые горизонты / О.Е. Осовский // Интеграция образования. - 2009. - №2. - С. 120-122.
20. Осовский О.Е. Переживание «утраты дома» у детей-беженцев из России (по материалам школьных сочинений первой половины 1920-х гг.) / О.Е. Осовский // Гуманитарные науки и образование. - 2010. - №1. - С. 60-63.
21. Осовский О.Е. Проблемы справочно-информационного обеспечения истории образования русского зарубежья и возможные пути их решения / О.Е. Осовский // Интеграция образования. - 2009. - №1. - С. 18-20.
22. Осовский О.Е. Сохраняя «духовное лицо» русской литературы: подлинная история «Современных записок» в архивных материалах и примечаниях к ним / О.Е. Осовский // Вопросы литературы. - 2016. - №1. - С. 353-371.
23. Очерки истории образования и педагогической мысли Российского Зарубежья (20-50-е гг. XX в.) / Под ред. проф. О.Е. Осовского. - Саранск, 2000. - 195 с.
24. Школа, образование и педагогическая мысль русской эмиграции: материалы к энциклопедии / Отв. ред. О.Е. Осовский. - Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2009. - Вып. 1. - 248 с.
25. Школа, образование и педагогическая мысль русской эмиграции: материалы к энциклопедии / Отв. ред. О.Е. Осовский. - Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2013. - Вып. 2. - 221 с.