Научная статья на тему 'Научно-образовательные центры вузов: проблемы и перспективы развития в условиях модернизации высшего образования'

Научно-образовательные центры вузов: проблемы и перспективы развития в условиях модернизации высшего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
190
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / ИНТЕГРАЦИЯ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ / НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР / ИННОВАЦИИ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / SCIENTIFC-EDUCATIONAL CENTRE (SEC) / THE HIGHER EDUCATION MODERNIZATION / INTEGRATION OF SCIENCE AND EDUCATION / THE RESEARCH UNIVERSITY / INNOVATIONS / THE EFFECTIVNESS OF THE SCIENTIFC ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бахлов Игорь Владимирович, Напалкова Ирина Геннадьевна

В статье рассматриваются НОЦы, как центры способные реализовывать приоритетные научно-исследовательские проекты и транслировать инновации в систему высшего образования и бизнес. Анализируются проблемы их деятельности, возможности коммерциализации гуманитарных исследовательских проектов, специализированные программы и гранты, а также их реализация на примере центра «Политический анализ территориальных систем» Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The scientific-educational centres of the higher education institutions: problems and perspectives of development in the conditions of the higher education modernisation

The SECs as centres capable to realise the prior scientific and research projects and to translate innovations in the system of higher education and business, are observed in the article. The problems of their activity, the possibilities of commercialization of the humanitarian research projects, special program and grants and also their realization based on the example of the SEC "The Political Analysis of the Territory System" of the Mordovian state University named after N. P. Ogarev are analysed in the article.

Текст научной работы на тему «Научно-образовательные центры вузов: проблемы и перспективы развития в условиях модернизации высшего образования»

УДК 378.014.3 ББК Ч48

И. в. Бахлов, И. Г. напалкова

научно-образовательные центры вузов:

проблемы и перспективы развития в условиях модернизации

высшего образования

Ключевые слова: высшее образование, модернизация, интеграция науки и образования, исследовательский университет, научно-образовательный центр, инновации, эффективность научной деятельности.

I. V. Bahlov, I. G. Napalkova

THE SCIENTIFIC-EDUCATIONAL CENTRES OF THE HIGHER

EDUCATION INSTITUTIONS: Problems and Perspectives of Development in the Conditions of the Higher Education Modernisation

Key-words: the higher education modernization, integration of science and education, the research university, scientific-educational centre (SEC), innovations, the effectivness of the scientific activity.

Модернизация системы высшего образования в современной России направлена на активизацию исследовательской функции вузов, коммерциализацию разработок и их внедрение в образовательную и производственную практику. С этой целью Министерством образования и науки РФ на конкурсной основе инициируются различные проекты, например, конкурсный отбор программ развития университетов, в отношении которых устанавливается категория «национальный исследовательский университет».

Исследовательский университет - высшее учебное заведение, одинаково эффективно осуществляющее образовательную и научную деятельность на основе принципов интеграции науки и образования. Важнейшими отличительными признаками НИУ являются способность как генерировать знания, так и обеспечивать эффективный трансфер технологий в экономику, а их стратегическая миссия - содействие динамичному развитию научно-технологического комплекса страны и обеспечение его необходимыми людскими ресурсами, сбалансированными по численности, направлениям подготовки, квалификационной и возрастной структуре с учетом необходимых темпов их обновления и прогнозируемых структурных преобразований в науке и экономике [14].

Одним из перспективных направлений интеграции науки и образования в современных вузах является деятельность научно-образовательных центров (НОЦ, центр). Идея их основания прочно укоренилась в университетской среде еще в 1990-х гг. Традиционно они создаются под основное научное направление, характерное для конкретного региона, или для вуза, или для той научной школы, которая составляет основу НОЦ. Их целью является достижение научных результатов мирового уровня по широкому спектру научных исследований, закрепление в сфере науки и образования научных и научно-педагогических кадров, формирование эффективных и жизнеспособных научных коллективов.

Несмотря на то что НОЦ создаются прежде всего для внедрения в образовательный процесс новейших научных разработок, технологий, методик, можно говорить о том, что на начальном этапе деятельности центра должна превалировать научная составляющая. Но ориентирована она должна быть на конечного потребителя разработок, которыми выступают студенты, магистранты, аспиранты, молодые ученые, способные развивать отечественную науку и приближать ее к мировым стандартам.

Можно выделить следующие виды научно-образовательных центров:

1. Самостоятельные учреждения, осуществляющие научные исследования, образовательную и инновационную деятельность.

2. Межвузовские научно-образовательные центры.

3. Самостоятельные инновационные подразделения ведущего вуза, осуществляющие межвузовское взаимодействие по выбранному исследовательскому направлению.

4. Научно-образовательный центр при кафедре или подразделении вуза, развивающий сложившееся фундаментальное научное направление [5, с. 8].

Основной источник финансирования, особенно НОЦ по гуманитарным областям знаний, составляют гранты, участие в аналитических ведомственных и федеральных целевых программах, например: «Интеграция науки и высшего образования России», «Развитие научного потенциала высшей школы России», «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» и др. (т. е. средства федерального бюджета). Дополнительными источниками могли бы стать заказы на научные (исследование состояния, анализ ситуации, прогноз развития) и образовательные (повышение квалификации узкопрофильных специалистов, подготовка магистров и аспирантов и др.) услуги НОЦ со стороны органов государственной власти и местного самоуправления, учреждений и организаций, политических партий и общественных объединений, высших и средне-специальных образовательных учреждений, школ и др. Однако это осуществимо только в условиях развитых рыночных отношений.

Соответственно достаточно проблематично реализовать и задачу создания инновационной экономики, основанной на знаниях. В наше время, особенно в сфере гуманитарных наук, сложно создать что-то абсолютно новое, фундаментальное. В социальных науках апробация новых теорий, парадигм мышления может занять несколько десятилетий, а то и веков. В данном случае речь может идти о совершенствовании технологического компонента - новых или модернизированных технологиях решения существующих проблем. В то же время важно помнить о сложившихся стереотипах поведения людей, традиционных ценностях, религиозно-

этнических особенностях и др. Наверное, одной из значимых миссий современной науки должно быть решение проблемы адаптации новых технологий как к человеку, его повседневной жизни, так и к сообществу людей и его институтам.

Анализируя требования, предъявляемые к качеству научных работ и квалификации, выставляемые по различным мероприятиям ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России», критериями оценки эффективности НОЦ выступают:

- количество публикаций в журналах с высоким импакт-фактором и их цитируе-мость;

- опыт выполнения исследовательских работ, выраженный в числе реализованных проектов по грантам, конкурсам, программам;

- использования результатов в науке, производстве, образовательном процессе;

- патенты, имеющие перспективы коммерциализации, т. е. такие разработки, которые были бы выкуплены государственными или коммерческими компаниями;

- число участвующих в проектах НОЦ студентов, магистрантов, аспирантов, докторантов и их закрепление в сфере науки и образования;

- количество защищенных кандидатских и докторских диссертаций сотрудниками НОЦ;

- уровень оплаты труда молодых исследователей и др.

В Мордовском государственном университете им. Н. П. Огарева научно-образовательные центры созданы по ряду направлений. Среди них НОЦ «Политический анализ территориальных систем» (далее ПАТС), образованный на базе кафедры всеобщей истории и мирового политического процесса Историко-социологического института в 2008 г. (научный руководитель - доктор политических наук, профессор И. В. Бахлов).

Целями создания ПАТС стали эффективное воспроизводство научных и научно-педагогических кадров, закрепление молодежи в сфере науки и образования, проведение научно-исследовательских работ и повышение качества образовательной деятельности.

Среди приоритетных направлений деятельности ПАТС можно выделить:

- развитие и проведение фундаментальных и прикладных научно-исследовательских работ в области политических исследований;

- использование результатов научно-исследовательских работ в лекционных курсах, учебно-исследовательских, лабораторных и курсовых работах, производственной и преддипломной практике;

- повышение уровня учебно-методической работы путем создания новых учебных программ, учебников, учебных и методических пособий, в том числе на электронных носителях;

- привлечение квалифицированных сотрудников научных организаций к чтению спецкурсов и руководству учебно-исследовательскими, курсовыми и дипломными работами, практикой студентов, бакалавров, магистров, стажировкой аспирантов и докторантов;

- организацию взаимодействия с другими НОЦ и вузами для разработки образовательных стандартов нового поколения, реализации студенческого обмена и обучения бакалавров и магистров по программам подготовки;

- участие в научно-технических, академических и иных программах, в конкурсах грантов, международных проектах по направлению деятельности центра и др. [15].

К основным исследовательским программам ПАТС относятся:

- «Политические механизмы трансформации территориальной системы современной России» (в рамках гранта Президента Российской Федерации, 2008-2009 гг.).

- «Внутри- и внешнеполитические факторы эволюции территориальной организации России (специфика разрешения кризисных и переходных ситуаций)» (в рамках АВЦП «Развитие научного потенциала высшей школы», 2009-2011 гг.).

- «Модернизация, трансформация, транзит в эволюции территориальной системы России: сценарный подход» (в рамках гранта Президента Российской Федерации, 20102011 гг.).

- «Динамика центрально-периферийной конфигурации современной России и политические механизмы оптимизации территориального управления» (в рамках ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России», 2009-2013 гг.).

- «Реформирование государственной национальной политики в условиях модернизации политической системы России» (инициативный проект).

- «Государственная политика России по управлению национальными регионами: сравнительно-ретроспективный анализ» (инициативный проект).

Эффект от создания центра был весьма ощутимым, можно привести следующие индикаторы и показатели:

- за время существования к выполнению НИР были привлечены 4 докторанта, 5 аспирантов, 12 студентов/магистрантов;

- в настоящее время ведутся научные исследования в рамках 4 докторских и 5 кандидатских диссертаций, т. е. начинает формироваться научная школа по данному направлению;

- разработаны и рекомендованы к внедрению 11 авторских образовательных курсов, в частности: «Современный федерализм», «Политический анализ территориальных систем: национальный, региональный и глобальный уровни», «Государственное управление национальной периферией: сравнительно-исторический анализ», «Административно-территориальное устройство современных государств», «Сценарный подход к анализу динамики сложных территориальных систем», «Административно-территориальное устройство современных государств», «Сущность, структура и механизмы формирования государственной политики: сравнительный анализ» и др. [1; 4; 7; 11; 13]. Они ориентированы на аспирантов, обучающихся по специальностям 23.00.02 «Политические институты, процессы и технологии» и 23.00.05 «Политическая регионалистика. Этнополи-тика» и другим смежным специальностям, а также магистрантов и студентов;

- выпущены 9 монографий (2 из них стали лауреатами Всероссийского конкурса на лучшую научную книгу, организованного Фондом развития отечественного образования, 1 - лауреатом Огаревской премии), 10 учебников, учебных пособий, курсов лекций, методических разработок [2-4; 8-10; 12; 16];

- проведены 4 Всероссийские научные конференции (из них 2 - с международным участием), 3 проблемных «круглых стола», 5 методологических семинаров;

- опубликованы 32 статьи в журналах, рекомендованных ВАК;

- выиграны 5 грантов и конкурсных проектов (Президента РФ, РГНФ, в рамках АВЦП и ФЦП).

В настоящее время центр активизирует работу по приоритетному направлению развития Национального исследовательского Мордовского государственного университета - «Фундаментальные и прикладные исследования в области финно-угроведения», актуализируя (в формате полученных грантов, поданных заявок, тем докторских и кандидатских диссертаций) проблемы компаративного анализа национально-государственных и автономных образований финно-угорских народов России и зарубежных стран, территориальной организации и самоорганизации финно-угорских народов. С этой целью на базе ПАТС сформирована научно-исследовательская лаборатория «Территориальная организация финно-угорских народов и политические механизмы управления национальными регионами».

Успех деятельности НОЦ зависит от множества факторов, среди них можно выделить следующие:

- организационный: должен сложиться сплоченный, работоспособный, творчески мыслящий коллектив с организационным ядром, способным выступать модератором исследовательского процесса;

- материальный: необходимы соответствующая материально-техническая база и хороший научный задел (наработанный научный авторитет, разработки и т. п.);

- поисковый: активное участие в целевых программах, в грантовых конкурсах, так как это, как уже отмечалось, фактически единственные источники финансирования и развития центров; при этом важно учитывать как формальную сторону - правильное оформление заявки, так и содержательную -заявленная тема должна быть направлена на решение фундаментальной проблемы и его практическое внедрение;

- программно-прогностический: системная работа возможна только при условии стратегического планирования деятельности и прогнозирования перспектив, в том числе по привлечению молодых исследователей и внедрению результатов работы.

Еще одним важным показателем успешности деятельности центров является возможность коммерциализации результатов исследований. Для гуманитарных НОЦ есть своя специфика. Нужно реально оценивать ситуацию и исходить из анализа возможностей потенциальных клиентов. К сожалению, отечественные бизнес-структуры, по крайней мере в регионах, не заинтересованы в научных разработках (а гуманитарным исследовательским центрам есть что им предложить, так как везде работают живые люди, устанавливаются контакты с общественными и государственными организациями, должны прорабатываться прогнозы развития). Основным заказчиком наших услуг остается государство, о чем выше уже говорилось. Это министерства и ведомства федерального и регионального уровня, высшие и среднеспециальные учебные заведения.

Основными проблемами деятельности большинства современных вузовских научно-образовательных центров являются:

- невозможность среднесрочного (не говоря уже о долгосрочном) планирования деятельности. Без постоянной, штатной структуры невозможна системная организация работы по участию в конкурсах грантов, торгах, госзаказах;

- текучесть кадров (имеется в виду аспирантский и студенческий состав) сказывается на этапе проведения прикладных исследований: новых работников нужно научить, не всегда они обладают необходимыми качествами. Конечно, речь не идет о формировании огромного, раз и навсегда сложившегося коллектива: одной из задач НОЦ является подготовка молодых профессиональных кадров. Однако невозможность закрепления наиболее перспективных молодых исследователей с накопленным опытом, защитивших кандидатские диссертации по профилю деятельности, не позволяет думать о дальнейшем развитии - в научном коллективе большую роль играет генерация новых идей, один человек не способен их генерировать постоянно, ресурс вырабатывается;

- достаточно сложный бюрократический механизм, требующий много времени на различные согласования и др.

Большинство НОЦ по-прежнему остаются своеобразными экспериментальными площадками, которые не вписаны в вузовскую структуру. Их задача прежде всего -получение финансирования под научные направления, а образовательная составляющая нередко вторична. Для решения указанных проблем необходима комплексная федеральная программа развития НОЦ,

которая бы четко определяла их организационный статус, структуру, систему управления, формы и способы взаимодействия с существующей структурой управления того или иного вуза и межвузовского взаимодействия; привлекала на паритетных началах вузы к софинансированию исследований и инновационных и образовательных разработок.

Библиографический список

1. Бахлов И. В. Государственное управление национальной периферией : сравнительно-исторический анализ : учеб. пособие / И. В. Бахлов, А. М. Магдеев, И. Г. Напалкова. - Саранск : Изд. центр ИСИ МГУ им. Н. П. Огарева, 2010. - 240 с.

2. Бахлов И. В. Имперский компонент в территориальной системе России : эволюционный подход : монография / И. В. Бахлов. - Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 2008. - 184 с.

3. Бахлов И. В. Политический анализ территориальных систем : спецкурс на англ. яз. / И. В. Бахлов, А. Ю. Ивлева. - Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 2010. 192 с.

4. Бахлов И. В. Политический анализ территориальных систем : национальный, региональный и глобальный уровни : учеб.-метод. комплекс / И. В. Бахлов, О. В. Бахлова. - Саранск : Изд. центр ИСИ МГУ им. Н. П. Огарева, 2009. - 196 с.

5. Бахлов И. В. Роль научно-образовательных центров в развитии вузов (на примере НОЦ «Политический анализ территориальных систем» при Мордовском государственном университете им. Н. П. Огарева) / И. В. Бахлов, И. Г. Напалкова // Интеграция образования [Саранск]. -2010. - № 4. - С. 7-11.

6. Бахлов И. В. Российский федерализм : теоретические основы, специфика становления и политико-правовой организации : монография / И. В. Бахлов. - Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 2008. - 180 с.

7. Бахлов И. В. Современный федерализм : учеб.-метод. комплекс / И. В. Бахлов, Л. А. Зайцева. -Саранск: Изд. центр ИСИ МГУ им. Н. П. Огарева, 2009. - 108 с.

8. Бахлов И. В. Территориальная организация имперских систем и политические механизмы управления национальной периферией : монография / И. В. Бахлов, И. Г. Напалкова. - Саранск : Изд. центр ИСИ МГУ им. Н. П. Огарева, 2009. - 220 с.

9. Бахлов И. В. Эволюция территориальной системы Советского Союза : трансформация, модернизация, транзит : монография / И. В. Бахлов. - Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 2008. - 104 с.

10. Бахлова О. В. Интеграционные процессы на пространстве СНГ : учеб.-метод. комплекс / О. В. Бахлова. - Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 2010. - 144 с.

11. Казакова М. Н. Административно-территориальное устройство современных государств : учеб.-метод. комплекс / М. Н. Казакова, И. Г. Напалкова. - Саранск : Изд. центр ИСИ МГУ им. Н. П. Огарева, 2010. - 160 с.

12.Кризисные и переходные ситуации в развитии территориальной системы России : специфика политического регулирования : монография / И. В. Бахлов, О. В. Бахлова, Д. В. Давыдов [и др.] - Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 2010. - 240 с.

13. Напалкова И. Г. Сущность, структура и механизмы формирования государственной политики: сравнительный анализ : рабочая программа с метод. указаниями / И. Г. Напалкова. - Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 2010. - 48 с.

14.Национальные исследовательские университеты [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mon.gov.ru/pro/niu. - Загл. с экрана (дата обращения 12.04.2011).

15.Положение о научно-образовательном центре «Политический анализ территориальных систем» Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.isi.mrsu.ru/department/department_general_history/research_education_ center.html. - Загл. с экрана (дата обращения 12.04.2011).

16. Трансформация сложных территориальных систем : теоретические основы и методология многофакторного анализа : монография / И. В. Бахлов, О. В. Бахлова, Д. В. Давыдов и др. -Саранск: Изд. центр ИСИ МГУ им. Н.П. Огарева, 2009. - 320 с.

Поступила в редакцию 15.12.2010.

Сведения об авторах

Бахлов Игорь Владимирович - доктор политических наук, профессор, заведующий кафедрой всеобщей истории и мирового политического процесса, руководитель Научно-образовательного центра «Политический анализ территориальных систем» Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева, председатель Мордовского регионального отделения Российской ассоциации политической науки. Область научных интересов: сравнительный анализ сложных территориальных систем, трансформация имперских систем, теория федерализма. Автор 150 публикаций, в том числе 15 монографий; 4 учебников (3 с грифом Минобразования РФ).

е-mail: [email protected]

Напалкова Ирина Геннадьевна - кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры экономической истории и информационных технологий, докторант кафедры всеобщей истории и мирового политического процесса Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева. Область научных интересов: политические механизмы управления национальной периферией, социальная история. Автор 78 публикаций, в том числе 5 монографий (в соавторстве), учебных пособий и учебно-методических разработок (в соавторстве).

е-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.