Научная статья на тему 'Научно-образовательные школы журналистики стран ближнего зарубежья: репрезентация и апробация методики анализа (на материалах Беларуси, Казахстана и Украины)'

Научно-образовательные школы журналистики стран ближнего зарубежья: репрезентация и апробация методики анализа (на материалах Беларуси, Казахстана и Украины) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
328
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ШКОЛЫ ЖУРНАЛИСТИКИ / СИСТЕМА ЖУРНАЛИСТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ТРАДИЦИИ ИССЛЕДОВАНИЯ ЖУРНАЛИСТИКИ / ВУЗЫ БЕЛАРУСИ / КАЗАХСТАНА / УКРАИНЫ / МЕТОДИКА КОМПАРАТИВНОГО АНАЛИЗА / THE THEORETICAL AND PEDAGOGICAL JOURNALISM SCHOOLS / JOURNALISTIC EDUCATION / TRADITIONS OF JOURNALISM RESEARCH / UNIVERSITIES OF BELARUS / KAZAKHSTAN / UKRAINE / COMPARATIVE RESEARCH METHODOLOGY

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Хубецова З.Ф.

В статье представлена методика компаративного исследования феномена научно-образовательных школ журналистики, сформировавшихся на территории стран ближнего зарубежья после распада СССР и приведены результаты ее апробации на материалах научно-образовательных школ журналистики факультета журналистики Белорусского государственного университета (Республика Беларусь), факультета журналистики Казахского национального университета им. аль-Фараби (Республика Казахстан) и Института журналистики Киевского национального университета им. Тараса Шевченко (Украина).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL AND PEDAGOGICAL JOURNALISM SCHOOLS IN POST-SOVIET STATES: REPRESENTATION AND TEST METHODOLOGY OF ANALYSIS (ON THE MATERIALS OF BELARUS KAZAKHSTAN AND UKRAINE)

The article presents the methodology of comparative research of the theoretical and pedagogical journalism schools phenomenon in former Soviet Republics and the results of its testing on the materials of the theoretical and pedagogical journalism schools, were formed on the basis of Faculty of Journalism of Belarusian State University (Republic of Belarus), Faculty of Journalism of Al-Farabi Kazakh National University (Republic of Kazakhstan) and Institute of Journalism of Taras Shevchenko National University of Kyiv.

Текст научной работы на тему «Научно-образовательные школы журналистики стран ближнего зарубежья: репрезентация и апробация методики анализа (на материалах Беларуси, Казахстана и Украины)»

УДК: 82-92; 001.38

ББК: 80: 76.0

Хубецова З. Ф.

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ШКОЛЫ ЖУРНАЛИСТИКИ СТРАН

БЛИЖНЕГО ЗАРУБЕЖЬЯ: РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ И АПРОБАЦИЯ МЕТОДИКИ АНАЛИЗА (НА МАТЕРИАЛАХ БЕЛАРУСИ, КАЗАХСТАНА И УКРАИНЫ)

Khubetcova Z.F.

THEORETICAL AND PEDAGOGICAL JOURNALISM SCHOOLS

IN POST-SOVIET STATES: REPRESENTATION AND TEST METHODOLOGY OF ANALYSIS (ON THE MATERIALS OF BELARUS KAZAKHSTAN AND UKRAINE)

Ключевые слова: научно-образовательные школы журналистики, система журналистского образования, традиции исследования журналистики, вузы Беларуси, Казахстана, Украины, методика компаративного анализа.

Keywords: the theoretical and pedagogical journalism schools, journalistic education, traditions of journalism research, universities of Belarus, Kazakhstan, Ukraine, comparative research methodology.

Аннотация: в статье представлена методика компаративного исследования феномена научно-образовательных школ журналистики, сформировавшихся на территории стран ближнего зарубежья после распада СССР и приведены результаты ее апробации на материалах научно-образовательных школ журналистики факультета журналистики Белорусского государственного университета (Республика Беларусь), факультета журналистики Казахского национального университета им. аль-Фараби (Республика Казахстан) и Института журналистики Киевского национального университета им. Тараса Шевченко (Украина).

Abstract: the article presents the methodology of comparative research of the theoretical and pedagogical journalism schools phenomenon in former Soviet Republics and the results of its testing on the materials of the theoretical and pedagogical journalism schools, were formed on the basis of Faculty of Journalism of Belarusian State University (Republic of Belarus), Faculty of Journalism of Al-Farabi Kazakh National University (Republic of Kazakhstan) and Institute of Journalism of Taras Shevchenko National University of Kyiv.

Введение

Наметившаяся в последние годы тенденция интернационализации науки и системы образования в полной мере затронула и сферу журналистики. С начала 2000-х гг. были опубликованы данные не одного сравнительного исследования, посвященного моделям журналистики разных стран1.

1 Медиасистемы стран БРИКС: исторический генезис, особенности функционирования / под ред. Е.Л. Вартановой. М.: Аспект-пресс, 2018; Фридман Э., Шэйфер Р. Пресса в странах южного Кавказа: препятствия для перехода к «демократической журналистике» в Азербайджане, Армении и Грузии // Центральная Азия и Кавказ. 20014. №1. Т. 17. С. 192-212; Sparks C. (2008) Comparing Transitions Poland, Russia, China. Chinese Journal of Communication 1(1). - URL: https://www.tandfonline.com/doi/full/10.1080/17544750701 861871; Bruggemann M., Engesser S., Buchel F., Humprecht

В сферу интереса международной группы ученых попали и тенденции развития глобального журналистского образования2.

Главная интенция, с которой выступают участники компаративных исследований, - это совместный поиск путей выхода журналистики из институционального кри-

E., Castro L. (2014) Hallin and Mancini Revisited: Four Empirical Types of Western Media Systems. Journal of Communication l (64), 6: 1037-1065; Hallin D. C., Mancini, P. (2004). Comparing media systems: Three models of media and politics.: Cambridge University Press, Cambridge; Hallin D. C., Mancini P. (2017) Ten Years After Comparing Media Systems: What Have We Learned? Political Communication 34 (2): 155-171.

2 Goodman R.S., Steyn E. (Eds.) (2017) Global Journalism Education in the 21st Century: Challenges and Innovations. Austin: Knight Center for Journalism in the Americas, University of Texas at Austin.

зиса и обмен позитивным опытом в сфере организации науки о журналистике и журналистского образования. В этих условиях повышается актуальность глубинных исследований культурно-цивилизационного своеобразия моделей журналистики, журналистского образования и соответствующей научной отрасли, сложившихся в конкретных странах, так как компаративные проекты дают о них лишь общее, не сфокусированное на деталях представление.

Первые попытки такого комплексного осмысления конкурентных преимуществ национальной модели исследования и преподавания журналистики стали предприниматься в 2010-х гг. в России, в стране, в которой журналистика и журналистское образование традиционно рассматривались как дело государственной важности. В частности, особой общероссийской межвузовской дискуссионной площадкой стала специальная секция по проблемам преподавания и исследования журналистики и личности российского преподавателя журналистики, проводимая с 2013 года Высшей школой журналистики и массовых коммуникаций СПбГУ на одном из главных российских научных мероприятий в сфере журналистики — традиционной международной научно-практической конференции факультета журналистики МГУ «Журналистика»1. В течение семи лет на упомянутых секционных заседаниях под руководством доктора политических наук, профессора Санкт-Петербургского государственного университета С.Г. Корконосенко представители российского и зарубежного академического сообщества размышляли о том, какими квалификационными характеристиками должен обладать преподаватель журналистики, как вести с обучающимися диалог о профессиональном долге в условиях риска для жизни, каким должно быть методическое обеспечение образовательного процесса, чтобы были учтены запросы рынка и работодателей, что из научного наследия советского прошлого сохраняет свою актуальность и ценность, а с чем следует расстаться; какие идеи и труды отечественных исследователей заслуживают

1 Ежегодные научные конференции, проводимые вузами, являются одним из атрибутов советской научной культуры.

признания в мировом научном сообществе, какие направления развития теории журналистики в России могут обогатить международный исследовательский дискурс.

Итогом семилетних дискуссий стало не только опубликование в рецензируемых изданиях порядка двух десятков научных статей по данной теме2 и учреждение Институтом «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» СПбГУ серии монографий «Петербургская школа журналистики и массовых коммуникаций»3, но и изменение отношения самого российского академического сообщества к вопросу осознания самих себя как части самобытной национальной системы образования и науки, заслуживающей специального изучения. Получила поддержку идея популяризации комплекса достижений российской системы журналистского образования и ис-

2 Бережная М.А. Научно-педагогическая школа в профильной подготовке журналиста: опыт кафедры телерадиожурналистики СПбГУ // Век информации. 2017. №3. С.28-34; Грабельников А.А. О буднях журналистского образования // Век информации. 2017. №3. С. 3538; Демина И.Н. Потенциал развития научно-образовательных школ журналистики в России: попытка анализа // Век информации. 2017. №3. С. 39-49; Корконосенко С.Г. К исследованию научно-образовательных школ журналистики в России // Век информации. 2017. №3. С. 21-27; Короченский А.П., Казак М.Ю., Кожемякин Е.А., Полонский А.В. К новым горизонтам научного познания // Век информации. 2017. №3. С. 50-56; Сидоров В.А. Идентичность журналистики как науки: не теряя связь времен // Век информации. 2017. №3. С. 57 -63; Туманов Д.В., Бик-Булатов А.Ш., Шайхитдинова С.К. Казанская научная школа журналистики: определение пагадигмальных границ // Ученые записки Казанского университета. 2017. Т. 159, кн. 3. С. 541-568; Фатеева И.А. Первая научно-образовательная школа журналистики в России: ГИЖ // Век информации. 2017. №3. С. 64-67; Хубецова З.Ф. Российские научно-образовательные школы журналистики как часть мирового научного и образовательного процесса // Вестник Санкт-Петер-бургского университета. Язык и литература. 2018. Т. 15. № 2. С. 312-326; Khubetcova Z., Korko-nosenko S., Blokhin I., Kolodiev N., Kurushkin S. (2019) Theoretical and methodological culture of journalism research in Russia. Journal of Interdisciplinary Research (S09/01/VT): 81-84 и др.

3 К моменту публикации данной статьи в свет вышли три монографии из указанной серии: Теория журналистики в России / Под ред. С.Г. Корконосенко. - СПб.: Алетейя, 2018; Эстетика журналистики / Под ред. М.А. Бережной. СПб. : Алетейя, 2018; Коммуникативные агрессии XXI века / Под ред. В.А. Сидорова. СПб.: Алетейя, 2019.

следования, которые соответствуют статусу научно-образовательной (научно-педагогической) школы. Применительно к российской практике, по мысли профессора С.Г. Корконосенко, уместно говорить именно о научно-педагогических школах, так как «в российской журналистике наука, преподавание и практика СМИ неразрывно связаны... Развитие теоретико-журналистской мысли в России. происходит в университетах, а не в специализированных научных институтах»1.

В 2019 году интенция систематизации работы по продвижению достижений российской науки и системы журналистского образования получила оформление в виде инициативного исследовательского проекта «Научно-педагогические школы журналистики в России» под руководством доктора политических наук, профессора Санкт-Петербургского государственного университета С.Г. Корконосенко. За три года реализации проекта его исполнителям — ученым Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» СПбГУ — предстоит исследовать «генезис, качественные характеристики и динамику развития отечественных школ в международном контексте»2 и решить такие первостепенные задачи, как: «а) воссоздание процесса формирования отечественных научно-образовательных школ журналистики; б) выявление их своеобразных качественных характеристик и достижений, которые можно рассматривать как национальные приоритеты в международном научно-образовательном контексте; в) описание состава и направлений деятельности школ; г) определение ведущих тенденций развития данной отрасли познавательной и образовательной деятельности; д) создание серии профессионально-творческих портретов их выдающихся представителей»3.

Проект предполагает активное включение в исследовательскую работу вузов-партнеров, научно-педагогический состав которых может претендовать на статус сло-

1 Корконосенко С. Г. К исследованию научно-образовательных школ журналистики в России // Век информации. 2017. №3. С. 23.

2 Там же.

3 Там же. С. 25.

жившейся научно-образовательной школы или ощущает свою принадлежность к конкретной научной школе. Автор данных строк как один из исполнителей проекта «Научно-педагогические школы журналистики в России» надеется, что идея полномасштабного описания конкурентных преимуществ отечественной научно-образовательной отрасли журналистики будет активно поддержана российским академическим сообществом, а также найдет отклик в странах ближнего зарубежья. Компаративный подход к осмыслению системной трансформации на постсоветском пространстве некогда единой советской модели исследования и преподавания журналистики является важным методологическим принципом проекта. Его соблюдение позволит оценить эффективность (или неэффективность) стратегий развития национальными правительствами журналистики как отрасли науки и образования и степень востребованности российского опыта в сопредельных государствах.

Первым этапом реализации программы комплексного сравнительного исследования научно-образовательных школ журналистики России и стран ближнего зарубежья является построение алгоритма, который позволил бы выявить соотношение традиционности и инновационности в подходах к организации исследования и преподавания журналистики. Репрезентации и апробации этого алгоритма и посвящена данная статья.

Методология исследования и эмпирический материал

Ключевым вопросом при разработке методики исследования научно-образовательной школы журналистики является определение перечня формальных критериев, свидетельствующих о состоятельности претензий научно-педагогического коллектива на статус школы. Набор критериев, предложенных руководителем проекта С.Г. Корконосенко (таких как «устоявшиеся направления научных исследований под руководством известных ученых и с участием известных ученых; соответствующие профилю образовательные программы, имеющие учебно-методическое обеспечение (учебники и учебные пособия), значитель-

ный контингент обучающихся, программы аспирантуры и докторантуры, соответствующие научной специальности диссертационные советы, научные журналы»1), мы при разработке исследовательской матрицы для изучения особого типа научно-образовательных школ журналистики - школ стран ближнего зарубежья, формирование которых началось в сходных с Россией условиях, но продолжилось в отличных, добавили критерий «структурно-организационная локализация научно-педагогического коллектива» и «наличие диссертационного совета по защите кандидатских и докторских диссертаций по журналистике». Это продиктовано логикой исследования. Разделяя точку зрения о том, что научно-педагогическая школа формируется не только на базе одной структурной единицы (кафедры, факультета, вуза), но и на надорганизационном уровне, заметим, что структурная единица в любом случае является отправной точкой формирования исследовательской традиции и образовательной практики. Именно поэтому первое приближение к теме формирования научно-педагогических школ журналистики на территории бывших стран СССР должно начаться с описания прошлого и настоящего таких узловых центров исследования и преподавания журналистики. Для анализа нами был выбран опыт трех сопредельных государств с особой траекторией постсоветской трансформации и исходно высоким уровнем развития сферы исследования и преподавания журналистики. Речь идет о Республике Беларусь - стране, сохранившей в организации СМИ традиции и инфраструктуру советского времени2, Республике Казахстан, которая в равной степени ориентируется и на прошлый опыт, и на инновации, пришедшие из англосаксонской модели журналистики и журналистского образования, и Республике Украина, которая первой взяла курс на активную

1 Цитируется по: Хубецова З.Ф. Российские научно-образовательные школы журналистики как часть мирового научного и образовательного процесса // Вестник Санкт-Петербургского университета. Язык и литература. 2018. Т. 15. Вып. 2. С. 313.

2 Подробнее об этом: Хубецова З.Ф. Модель журналистики в странах СНГ как объект исследования: к постановке проблемы // МЕДИАЛЬМАНАХ, 2017. №6 (83). С. 16-25.

интеграцию в мировое научно-образовательное пространство.

Развитие многонациональной большевистской печати, как хорошо известно из истории журналистики отечественной журналистики, рассматривалось в советское время как один из приоритетов национальной политики, поэтому созданию центров по обучению и исследованию журналистики в национальных республиках уделялось много внимания. На территории выбранных нами для анализа стран (в советское время -союзных республик) государством были созданы условия для формирования национальных научно-образовательных школ журналистики. Так, в Харькове (1932 г.), Минске (1932 г.) и Алма-Ате (1934 г.) были созданы одни из первых в СССР государственных (коммунистических) институтов журналистики3. Также Белоруссия, Украина и Казахстан вошли в число регионов, в которых становление университетского журналистского образования началось раньше, чем во многих других республиках. Как отмечает известный российский исследователь журналистского образования Л.Г. Свитич, «в 1944 г. факультет журналистики создан в Белорусском университете... В 40-е годы на филологических факультетах появились отделения и кафедры журналистики в ... Казахском, Киевском, Львовском. и Харьковском университетах, там, где и прежде была налажена институтская система подготовки журналистов»4. Поэтому для анализа в качестве опорных точек нами выбраны вузы Беларуси, Казахстана и Украины, на примере которых можно проследить соблюдение принципа преемственности научных и образовательных традиций в сфере журналистики. В выборку исследования, посвященного апробации методики компаративного исследования становления и развития научно-педагогических школ журналистики в странах ближнего зарубежья, попали три вуза: Белорусский государственный университет, Казахский национальный университет им. аль-Фараби и Киевский национальный университет им. Та-

3 Свитич Л.Г. Введение в специальность: Профессия: журналист. Учеб. пособие. 2-е изд., испр. и доп. М.: Аспект Пресс, 2007. С. 119.

4 Там же. С. 120.

раса Шевченко1. По каждой из выбранных стран будут представлены сводные данные по формальным характеристикам национальной системы преподавания и исследования журналистики (уровни и ступени журналистского образования, содержательная основа/дисциплинарный профиль учебных планов, учебно-методическое обеспечение образовательного процесса, особенности организации науки: система ученых степеней, отрасли науки и специальности, по которым осуществляются защиты диссертаций, наличие периодических научных изданий и регулярных научных мероприятий/конференций по журналистике). Также будет проведена оценка научного и педагогического потенциала преподавательского состава исследуемых вузов. Анализ проводится на основе информации, полученной из открытых источников. В некоторых случаях

используются вторичные данные (результаты исследований, проведенных национальными экспертами по вопросам исследования и преподавания журналистики на территории самих исследуемых государств).

Результаты исследования

Исследование показало, что структурные единицы по вузовской подготовке журналистов, созданные в советское время, продолжают существовать и занимают лидирующие позиции в своих государствах как по контингенту обучающихся, количеству образовательных программ, так и по качественным характеристикам (таким, как фундаментальность образовательных программ или трудоустройство выпускников)2.

В таблице 1 представлена общая характеристика исследуемых вузов как образовательных центров по подготовке журналистов.

Таблица 1 - Организационный статус и образовательный профиль центра по преподаванию журналистики_

Вуз Наименование советского периода и дата основания структурного подразделения по подготовке журналистских кадров Современное наименование, год переименования Уровни образования Специальности/ Направления подготовки

Белорусский государственный университет Отделение журналистики, 1944, факультет журналистики, 1967 Факультет журналистики Специа-литет Магистратура Журналистика, Международная журналистика, Информация и коммуникация, Литературная работа

Казахский национальный университет им. аль-Фараби Отделение журналистики, факультет журналистики, точную дату получения статуса факультета установить не удалось, в самопрезентации вуза фигурирует дата создания КИЖ - 1934 Факультет журналистики Бакалавриат Магистратура Журналистика Международная журналистика Date-журналистика Связи с общественностью Издательское дело Дизайн

1 Украинский опыт можно было бы в равной мере исследовать на примере Львовского национального университета им. И. Франко как вуза с большим опытом преподавания журналистики и Национальной академии сухопутных войск имени гетмана Петра Сагайдачного (Львов), которая в советское время обеспечивала не только СССР, но и дружественные ему страны высококвалифицированными журналистскими кадрами в сфере военной журналистики. Однако в целях соблюдения принципа равной репрезентации исследуемых стран данные образовательные учреждения не были включены в выборку.

2 Положение о лидирующих позициях в национальном пространстве журналистского образования присутствует в официальной информации всех вузов. Например, на момент исследования на сайте БГУ заявлено о наличии 914 обучающихся по программам специалитета и магистратуры, а КНУ отчитывается стопроцентным трудоустройством своих выпускников.

Продолжение таблицы 1

Киевский Отделение журналистики Институт Бака- Журналистика

национальный филологического факуль- журнали- лавриат Издательское дело и

университет тета, 1947, стики, Маги- редактирование

им. Тараса факультет журналистики, 1993 стратура Реклама и связи с об-

Шевченко 1953 щественностью

Кино- и телеискусства

медиапродюссирова-

ние

Все исследуемые вузы сохранили не только традиции специализированной университетской подготовки журналистов, но и дисциплинарные связи с филологическими специальностями, возникшие на этапе ин-ституционализации журналистского образования. Вызрев в свое время в недрах филологических факультетов, современные журфаки стран ближнего зарубежья продолжают готовить специалистов в области издательского дела и литературного редактирования. Как свидетельствует анализ вторичных источников, заметная роль филологического компонента в учебных планах журналистов в некоторых странах воспринимается как существенный недостаток. Например, в статье, посвященной рейтингу лучших журналистских вузов Украины по состоянию на 2016 г., отмечается, что «одной из главных проблем стал подход к преподаванию журналистики в украинских вузах, который базируется на филологических либо литературных традициях (в зависимости от того, на базе какой кафедры была создана кафедра журналистики). в некоторых вузах из 240 кредитов, которые даются на все 4 года обучения, 40 - филологические дисциплины. К тому же на 7 факультетах из числа опрошенных вообще не изучается политология, а сейчас еще и перестают преподавать историю Украины»1. В цитируемом материале приводится мнение эксперта — исполнительного директора украинской общественной организации «Детектор медиа» Дианы Дуцик — : «философия подготовки журналиста — филологическая»2. На основе анализа мнений и других экспер-

Ищенко А. Опубликован рейтинг лучших журналистских вузов Украины // Интернет-портал 2000.ua. Дата публикации: 29.10.2016. - URL: https: //2000.ua/v-nomere/derzhava/ekspertiza/ opublikovan-reitmg-luchshih-zhurnalistskih-vuzov-ukrainy.htm.

2 Там же.

тов в области журналистского образования автор публикации А. Ищенко делает вывод об отсутствии в учебных планах подготовки журналистов баланса между теоретическими и практическими курсами, качество которых «оставляет желать лучшего»3.

Анализ типового учебного плана по специальности «журналистика», размещенного на сайте факультета журналистики БГУ, показал, что наряду с филологическими дисциплинами будущие журналисты активно изучают блок социальных теорий журналистики (есть в учебном плане и социология журналистики, и политология журналистики, и психология журналистики). В большом объеме представлены дисциплины социогуманитарного цикла (философия, политология, социология, экономическая теория). Также в план включен курс «Основы идеологии белорусского государства», который с 2003 г. в обязательном порядке изучается студентами всех специальностей во всех белорусских вузах.

Обнаружить учебные планы факультета журналистики Казахского национального университета в свободном доступе не удалось, однако анализ вторичных данных (исследований казахстанских экспертов по вопросам журналистского образования) показал, что вплоть до недавнего времени в Казахстане обучение велось по разработанным в советское время образовательным программам. Например, эксперт А.А. Ниязгулова (член рабочей группы по созданию государственных стандартов образования, созданной по поручению Министерства образования и науки РК, заведующая кафедрой ЮНЕСКО, международной журналистики и связей с общественностью Казахского национального университета) отмечает: «если в 2000 году, до введения кредитной

3 Там же.

технологии обучения, студенты обучались по планам советского периода, где все дисциплины были обязательными и одинаковыми для всех вузов Казахстана, где студент не имел права выбора дисциплин, где приоритетными были дисциплины фундаментального характера, такие, как «казахская литература», «русская литература», «зарубежная литература», «история» в различных специализациях и др., то на современном этапе картина кардинально изменилась... Новые стандарты образования разработаны в соответствии с требованиями мировой образовательной системы, давая возможность студентам получать знания в любом вузе. При разработке новой образовательной программы по журналистике авторы за основу взяли модель учебной программы ЮНЕСКО по журналистике. »1. По мнению А. Ниязгуловой, одной из главных задач системы журналистского образования Республики Казахстан в ближайшем будущем является «совершенствование методики преподавания журналистских дисциплин... Не секрет, что к преподаванию на факультетах журналистики в связи с нехваткой квалифицированных кадров привлекаются филологи, которые делают акцент на литературную составляющую подготовки кадров. Конечно, уметь грамотно, без ошибок излагать материал - искусство, но в журналистской практике акцентирующее внимание должно быть уделено фактам, анализу» . Отметим, что влияние филологических интересов преподавателей журналистики Казахского национального университета очень ощутимо и в тематике исследований студентов. Так, автор данных строк в течение последних пяти лет руководил секцией «Массмедиа стран ЕАЭС и ШОС: стратегии развития», проводимой в рамках ежегодной научно-практической конференции СПбГУ «Медиа в современном мире. Молодые исследователи», и работал с заявками участников конференции из стран ближнего и дальнего зарубежья. 2/3 заявок, поданных молодыми исследователями Казахстана, было связано с проблематикой

Ниязгулова А.А. Модель казахстанского медиаобразования // Вестник КазНУ. 2012. Т. 31, №1. -URL: https://articlekz.com/aitide/8759. 2 Там же.

языка СМИ.

Немаловажным критерием, свидетельствующим о состоятельности научно-образовательной школы журналистики, является степень обеспеченности учебного процесса соответствующей литературой. Самые критичные замечания в этом отношении были обнаружены в открытых источниках относительно системы вузовского образования Республики Казахстан. Так, эксперт Г.Г. Гиздатов (доктор филологических наук, профессор кафедры международных коммуникаций Казахского университета международных отношений и мировых языков им. Абылай Хана) отмечает: «В журналистском образовании Казахстана, в особенности в обозначении перспектив его развития, внешне все выглядит пристойно. Есть форма, с реальным содержанием сложнее. за все годы существования журналистских факультетов так и не был подготовлен ни один «внятный» казахстанский учебник по журналистике. То, что выходило в разные годы, трудно, не покривив душой, отнести к достойному учебному жанру»3. Несмотря на столь критичную оценку качества учебной литературы, можно отметить, что методическое обеспечение ряда журналистских дисциплин в Республике Казахстан вполне состоялось. В частности, есть учебные пособия по истории журналистики Казахстана, по телевизионной журналистике, по языку СМИ4.

Что касается Института журналистики Киевского национального университета, то учебно-методическая деятельность его сотрудников представляется более интенсивной: их усилиями были подготовлены к печати учебные и методические пособия не только по журналистике, но и по связям с общественностью, теории коммуникации,

3 Гиздатов Г.Г. Журналистское образование в Казахстане: «вокруг» и «около». - URL: http://mic.org.ru/phocadownload/12-gizdatov.pdf.

4 Бекхожин Х.Н., Козыбаев С.К., Матвиенко С.С. Очерки истории журналистики Казахстана. Алматы: Казахстан, 1988; Нурбеков С. Туркестанские ведомости. Алматы. Кдзак университету 2006; Барлыбаева С.Х. Телевизионная журналистика: Учебное пособие -Алматы: Казак университет! 2011; Велитченко С.Н. Язык и стиль современных масс-медиа: КазНУ им.аль Фараби. - Алматы: Казак университета, 2012.

медиакоммуникациям1.

Однако самый широкий спектр учебной и учебно-методической литературы подготовлен сотрудниками Белорусского государственного университета: учебниками и пособиями обеспечены и дисциплины исторического цикла, и лингвистического, и социогу-манитарного; есть актуальные работы по экономике СМИ, которая традиционно рассматривалась в БГУ как один из тематических приоритетов; и по фотожурналистике, и по международной журналистике, и по основам творческой деятельности редактора2.

Таким образом, можно говорить о формировании к настоящему времени на территории изучаемых государств самобытных национальных моделей журналистского образования, сочетающих традиции и инновационные подходы.

Теперь обратимся к опыту организации научной деятельности педагогических коллективов изучаемых вузов.

В таблице 2 представлены показатели научно-исследовательского потенциала исследуемых образовательных организаций.

Как видно из таблицы, все исследуемые вузы стараются следовать мировым тенденциям организации научно-исследовательской работы в сфере журналистики (вводят новые отрасли науки, по-новому организуют систему присвоения ученых степеней, применяют в организации научной деятельности проект-

См.: Журналстський фах: газетно-журнальне виробництво: навчальний поабник 2-ге вид., перероб. i допов. / Т.О. Приступенко, Р.В. Радчик, М.К. Василенко та ш.; за ред. В.В. Рiзуна. К.: Видавничо-полiграфiчний центр "Кивський ушверситет", 2012; Рiзун В. В. Теорш масово! комушкацп: пдруч. для студ. галузi 0303 «журналстика та шформацш» / В.В. Рiзун. К.: Видавничий центр "Просвпа", 2008; Черемних 1.В. Телевiзiйний маркетинг: навч. посiб. К.: ВПК «Екс -прес-полираф», 2013; Шендеровський К.С. та шш. Медiакомунiкацii та соцiальнi проблеми: Збiрка навчально-методичних матерiалiв i наукових статей в трьох частинах. Частина перша / Упор., ред. К.С. Шендеровського / Кив. нац. ун-т; 1н-т журналiстики. К., 2012 и др.

2 Градюшко А.А. Основы журналистики. Организа-

ция работы редакции СМИ. Минск: БГУ, 2005; Дмитриев Е.И. Социология. Учебно-методический комплекс. Минск: БГУ, 2002; Хромчанка А.Р. Асновы творчай дзейнасщ рэдактара. Вучэбна-метадычны дапаможнiк для студэнтау спецыяльнасщ "Лтаратурная работа". Минск, 2008; Шеин В.Н. Современная радиожурналистика. Теория и практика. Минск, 2010 и др.

ные методики), не нарушая при этом принципы преемственности научных традиций (продолжая издавать журналы научных серий, учрежденных в советское время, проводя ежегодные научные конференции и т.д.). Преемственность традиций ощущается и в доминировании в структуре научных знаний определенных тематических направлений (во всех вузах сформирован корпус исследований по истории национальной журналистики, языку СМИ, в значительной мере представлены основы изучения телерадиожурналистики, международной журналистики), и в тесных взаимосвязях между поколениями преподавателей.

Так, можно заметить, что научная жизнь во всех трех подразделениях концентрируется вокруг конкретных персоналий. В Белорусском государственном университете одним из лидеров научно-образовательной школы можно считать доктора филологических наук, профессора Олега Георгиевича Слуку, который прошел на факультете журналистики путь от студента до декана и председателя диссертационного совета3, а сегодня является заместителем министра образования Республики Беларусь.

В Казахском национальном университете такой ключевой фигурой можно считать доктора исторических наук, профессора кафедры ЮНЕСКО, международной журналистики и связей с общественностью Казахского национального университета Сагымбая Кабашевича Козыбаева, который, будучи выпускником факультета журналистики Ленинградского государственного университета, сделал на родине стремительную журналистскую карьеру (от редактора до заместителя главного редактора) и не менее стремительно продвинулся в сфере науки и образования - от преподавателя факультета журналистики КазНУ до декана и заведующего кафедрами техники газетного дела и СМИ, международной журналистики и истории журналистики. Именно С. Кобы-заев, как отмечают исследователи его научной и творческой деятельности, первым в Казахстане защитил докторскую диссертацию по истории печати, радио и телевиде-

3 Кандидатская и докторская диссертации также были выполнены О.Г. Слукой на факультете журналистики БГУ.

ния по совокупности опубликованных работ (защита прошла в Московском государственном педагогическом институте им. В.И. Ленина), а также организовал первые в Казахстане международные конференции по теории журналистики1. В Киевском национальном университете катализатором всей научной и деловой активности можно считать деятельность доктора филологических наук, профессора Владимира Владимировича Ризуна, который прошел здесь путь от ассистента до заведующего кафедрой, председателя диссертационного совета

и директора Института журналистики.

Деятельность выдающихся педагогов журналистики как основателей и продолжателей научно-образовательных школ в исследуемых странах требует специального изучения, также как и идеи, концепции и взгляды, которые составляют суть научных школ, однако полученных нами результатов вполне достаточно для верификации гипотезы о формировании в постсоветском пространстве оригинальных школ по изучению журналистики как многогранного феномена.

Таблица 2 - Критерии формирования научной школы на базе об

зазовательного учреждения

Вуз

Наличие программ аспирантуры/ докторантуры и диссертационного совета

Научная специальность и присваиваемые ученые степени

Наличие действующих исследовательских проектов под руководством

и с участием крупных ученых

Наличие периодических научных изданий по отрасли

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Крупные научные мероприятия, проводимые на постоянной основе

БГУ

Аспирантура и докторантура, диссертационный совет по защитам кандидатских и докторских диссертаций

Специальность: 10.01.10 -Журналистика (филологические и политические науки)

«Теоретические и прикладные основы эффективного функционирования средств массовой информации в контексте приоритетных направлений социально-экономического развития Республики Беларусь»; «Процессы формирования белорусской нации, национально-государственного строительства Беларуси в журналистике Х1Х-ХХ веков» и др.

Вестник Белорусского государственного университета. Серия 4. Филология, журналистика, психология, педагогика, издается с 1969 г., с 2017 г. как «Журнал Белорусского государственного университета. Журналистика. Педагогика»

ХХ1 Международная научно-практическая конференция «Жур-налистика-2019: состояние, проблемы, перспективы»; 76-я научная конференция студентов и аспирантов Белорусского государственного университета, секция «Белорусская журналистика-2019»

КазНУ им. аль-Фараби

Программа PhD «Политическая коммуникация и журналистика», Государственная аттестационная комиссия КазНУ им. аль-Фараби

Специальность «Политическая коммуникация и журналистика» /

академическая степень доктора философии

«Разработка национальной модели казахстанского медиаобразования в контексте модернизации общественного сознания и реализации приоритетов "Мэцгшк ел"», «Национальная идея «Мэцгшк ел»: Разработка высших гуманитарных технологий в формировании нового казахстанского патриотизма»

Вестник КазНУ, серия «Журналистика»,

издается с 1997 г

Информация о проведении регулярных научных конференций в открытых источниках не обнаружена

1 Секрет вечной молодости Сагымбая Козыбаева // Караван. Электронная газета. Дата публикации: 19.07.2019. - URL: https://www.caravan.kz/gazeta/ sekret-vechnojj-molodosti-sagymbaya-kozybaeva-556927.

Продолжение таблицы 2

КНУ Программа РШ Отрасль науки: Информация о реали- Вестник КНУ. XXV международная

им. Та- «Журналисти- социальные ком- зации крупных науч- Серия «Журнали- научно-практическая

раса ка» /СВР: Д муникации; ных проектов под стика», издается с конференция по про-

Шев- 26.001.34 Специальности: руководством и с 1958 г.; блемам функциони-

ченко 27.00.01 - Теория участием видных «Научные запис- рования и развития

и история соци- ученых в открытых ки Института украинского языка

альных коммуни- источниках не обна- журналистики», «Язык. Общество.

каций; ружена издается с 2000 г.; Журналистика»

27.00.04 - Теория «Актуальные во- (2019)

и история журна- просы массовой

лис-тики; коммуникации»,

27.00.05 - Теория издается с 2000 г.;

и история изда- «Укранське

тельского дела и журналстико-

редактирования; знавство»

27.00.06 - При- («Украинское

кладные социаль- журналистикове-

но- дение»), издается

коммуникацион- с 2000 г. и др.

ные технологии

Выводы

Эмпирический материал, собранный с применением методики компаративного исследования процесса формирования в странах ближнего зарубежья научно-образовательных школ журналистики, свидетельствует о большом эвристическом потенциале разработанной методики. В процессе поиска данных, систематизация которых была изначально заложена в исследовательский алгоритм, возникали новые критерии и направления исследования, что говорит о возможности и необходимости дальнейшего совершенствования исследовательского инструментария.

В ходе апробации исследовательской методики на материалах трех постсоветских государств - Беларуси, Казахстана и Украины - было выявлено, национальные центры науки и журналистского образования продолжают развиваться на базе флагманских образовательных учреждений, определенных в качестве таковых еще в советское время. Национальные научно-образовательные школы журналистики в целом сложились и в настоящее время находятся на стадии качественного обновления с учетом изменений, происходящих в жизни общества.

Преемственность традиций в журналистском образовании и исследовании журналистики наблюдается во всех изученных странах и выявляется как на уровне устойчивости тематических приоритетов научных исследований, так и на уровне связи поколений преподавателей и исследователей (основателей и продолжателей научных школ).

Компаративное исследование научно-образовательных школ журналистики в странах ближнего зарубежья имеет много перспектив дальнейшего (экстенсивного и интенсивного) развития. Так, можно изучить опыт других постсоветских государств; провести качественный анализ сложившихся научно-образовательных школ журналистики в аспекте научных идей и теорий и личности выдающихся педагогов и исследователей; более четко выявить трансформационную динамику сферы преподавания и исследования журналистики России и стран ближнего зарубежья. Но главная задача, на наш взгляд, это поиск ответа на вопрос о целесообразности инноваций последних лет и ценности традиций, заложенных в основу каждой из изучаемых научно-образовательных школ, для мировой науки.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Барлыбаева, С.Х. Телевизионная журналистика: учеб. пос. - Алматы: Казак университет^ 2011.

2. Бекхожин, Х.Н., Козыбаев, С.К., Матвиенко, С.С. Очерки истории журналистики Казахстана. - Алматы: Казахстан, 1988.

3. Бережная, М.А. Научно-педагогическая школа в профильной подготовке журналиста: опыт кафедры телерадиожурналистики СПбГУ // Век информации. - 2017. - №3. - С. 28-34.

4. Велитченко, С.Н. Язык и стиль современных масс-медиа: КазНУ им. аль Фараби. -Алматы: ^азак университет^ 2012.

5. Гиздатов, Г.Г. Журналистское образование в Казахстане: «вокруг» и «около». -URL: http://mic.org.ru/phocadownload/12-gizdatov.pdf.

6. Грабельников, А.А. О буднях журналистского образования // Век информации. -

2017. - №3. - С. 35-38.

7. Градюшко, А.А. Основы журналистики. Организация работы редакции СМИ. - Мн.: Б ГУ, 2005.

8. Демина, И.Н. Потенциал развития научно-образовательных школ журналистики в России: попытка анализа // Век информации. - 2017. - №3. - С. 39-49.

9. Дмитриев, Е.И. Социология: учебно-методический комплекс. - Мн.: БГУ, 2002.

10. Ищенко, А. Опубликован рейтинг лучших журналистских вузов Украины // Интернет-портал 2000.ua. Дата публикации: 29.10.2016. - URL: https://2000.ua/v-nomere/derzhava/ ekspertiza/opublikovan-reiting-luchshih-zhurnalistskih-vuzov-ukrainy.htm.

11. Коммуникативные агрессии XXI века / под ред. В.А. Сидорова. - СПб.: Алетейя,

2019.

12. Корконосенко, С.Г. К исследованию научно-образовательных школ журналистики в России // Век информации. - 2017. - №3. - С. 21-27.

13. Короченский, А.П., Казак, М.Ю., Кожемякин, Е.А., Полонский, А.В. К новым горизонтам научного познания // Век информации. - 2017. - №3. - С. 50-56.

14. Медиасистемы стран БРИКС: исторический генезис, особенности функционирования / под ред. Е.Л. Вартановой. - М.: Аспект-пресс, 2018.

15. Ниязгулова, А.А. Модель казахстанского медиаобразования // Вестник КазНУ. -2012. - Т. 31, №1. - URL: https://articlekz.com/article/8759.

16. Нурбеков, С. Туркестанские ведомости. - Алматы: ^азак университет^ 2006.

17. Свитич, Л.Г. Введение в специальность: Профессия: журналист: учеб. пособие. -2-е изд., испр. и доп. - М.: Аспект Пресс, 2007.

18. Секрет вечной молодости Сагымбая Козыбаева // Караван. Электронная газета. Дата публикации: 19.07.2019. - URL: https://www.caravan.kz/gazeta/sekret-vechnojj-molodosti-sagymbaya-kozybaeva-556927.

19. Сидоров, В.А. Идентичность журналистики как науки: не теряя связь времен // Век информации. - 2017. - №3. - С. 57 - 63.

20. Теория журналистики в России / под ред. С.Г. Корконосенко. - СПб.: Алетейя,

2018.

21. Туманов, Д.В., Бик-Булатов, А.Ш., Шайхитдинова, С.К. Казанская научная школа журналистики: определение пагадигмальных границ // Ученые записки Казанского университета. - 2017. - Т. 159, кн. 3. - С. 541-568.

22. Фатеева, И.А. Первая научно-образовательная школа журналистики в России: ГИЖ // Век информации. - 2017. - №3. - С. 64-67.

23. Фридман, Э., Шэйфер, Р. Пресса в странах южного Кавказа: препятствия для перехода к «демократической журналистике» в Азербайджане, Армении и Грузии // Центральная Азия и Кавказ. - 2014. - №1. Т. 17. - С. 192-212.

24. Хубецова, З.Ф. Модель журналистики в странах СНГ как объект исследования: к постановке проблемы // Медиальманах. - 2017. - №6 (83). - С. 16-25.

25. Хубецова, З.Ф. Российские научно-образовательные школы журналистики как часть мирового научного и образовательного процесса // Вестник Санкт-Петербургского университета. Язык и литература. - 2018. - Т. 15. № 2. - С. 312-326.

26. Шеин, В.Н. Современная радиожурналистика. Теория и практика. - Мн., 2010.

27. Эстетика журналистики / под ред. М.А. Бережной. - СПб.: Алетейя, 2018.

28. Bruggemann, M., Engesser, S., Buchel, F., Humprecht, E., Castro, L. (2014) Hallin and

Mancini Revisited: Four Empirical Types of Western Media Systems. Journal of Communication l (64), 6: 1037-1065.

29. Goodman, R.S., Steyn, E. (Eds.) (2017) Global Journalism Education in the 21st Century: Challenges and Innovations. Austin: Knight Center for Journalism in the Americas, University of Texas at Austin.

30. Hallin, D C., Mancini, P. (2017) Ten Years After Comparing Media Systems: What Have We Learned? Political Communication 34 (2): 155-171.

31. Hallin, D.C., Mancini, P. (2004). Comparing media systems: Three models of media and politics. : Cambridge University Press, Cambridge.

32. Khubetcova, Z., Korkonosenko, S., Blokhin, I., Kolodiev, N., Kurushkin, S. (2019) Theoretical and methodological culture of journalism research in Russia. Journal of Interdisciplinary Research (S09/01/VI): 81-84.

33. Sparks, C. (2008) Comparing Transitions Poland, Russia, China. Chinese Journal of Communication 1(1). - URL: https://www.tandfonline.com/doi/full/10.1080/17544750701861871.

34. Журналютський фах: газетно-журнальне виробництво: навчальний поабник. - 2-ге вид., перероб. i допов. / Т.О. Приступенко, Р.В. Радчик, М.К. Василенко та ш.; за ред. В.В. Pi3yra. - К.: Видавничо-полiграфiчний центр "Кшвський ушверситет", 2012.

35. Рiзyн, В.В. Теорiя масово'1 комушкацп: тдруч. для студ. галyзi 0303 «журналютика та шформащя» / В.В. Рiзyн. - К.: Видавничий центр "Просв^а", 2000.

36. Хромчанка, А.Р. Асновы творчай дзейнасщ рэдактара: вучэбна-метадычны дапаможшк для студэнтау спецыяльнасщ "Л^аратурная работа". - Мн., 2008.

37. Черемних, 1.В. Телевiзiйний маркетинг: навч. поаб. - К.: ВПК «Екс - прес-пол^аф», 2013.

38. Шендеровський, К.С. та шшь Медiакомyнiкацiï та сощальш проблеми: Збiрка нав-чально-методичних матерiалiв i наукових статей в трьох частинах. Частина перша / Упор., ред. К.С. Шендеровського / Кшв. нац. ун-т; 1н-т журналютики. - К., 2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.