Научная статья на тему 'Научно-образовательное пространство и суверенное будущее российского государства'

Научно-образовательное пространство и суверенное будущее российского государства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
31
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
наука / образование / суверенитет / образовательное пространство / государство / политика / молодежь / новые субъекты Российской Федерации / Конституция / преподаватель / образовательное учреждение / science / education / sovereignty / educational space / state / politics / youth / new constituent entities of the Russian Federation / Constitution / professor / educational institution

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Варлен Мария Викторовна

В статье анализируется актуальное содержание междисциплинарного понятия «научно-образовательное пространство Российской Федерации», так как происходящие изменения в образовательной сфере российского государства, обусловленные новыми реалиями внешней и внутренней политики страны, требуют научного обоснования и осмысления. Определены тенденции развития образовательной системы российского государства. В результате исследования выявлено, что единство общества, его уровень взаимодействия с государством, идеология и культура, являясь сторонами общественно-политического становления, находятся в прямой зависимости от уровня внутренней научно-образовательной политики каждой цивилизованной страны. Сделан вывод о необходимости и в дальнейшем использовать весь потенциал научно-образовательного пространства для объединения общества, сохранения единства общекультурного пространства государства, недопущения национально-этнических конфликтов и социальной напряженности, взяв за безальтернативную основу приоритет прав личности, минимизацию социального неравенства, — в целях упрочения национальной безопасности суверенного российского государства. Актуальной составляющей энергичного развития российского гражданского общества должна быть государственная политика в молодежной сфере, базирующаяся на создании условий для широкой реализации потенциала молодых граждан в генерировании своего будущего и будущего суверенного российского государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Scientific and Educational Space and the Sovereign Future of the Russian State

The paper analyzes the actual content of the interdisciplinary concept «scientific and educational space of the Russian Federation», since the ongoing changes in the educational sphere of the Russian state, due to the new realities of the country’s foreign and domestic policy, require scientific justification and understanding. The author determines the tendencies of the development of the educational system of Russia. As a result of the study, it was revealed that the unity of society, the level of its interaction with the State, ideology and culture, being the sides of socio-political formation, are directly dependent on the level of the internal scientific and educational policy of each civilized country. The author concludes that it is necessary to continue using the full potential of the scientific and educational space to unite society, preserve the unity of the general cultural space of the State, prevent national-ethnic conflicts and social tension, taking as an alternative basis the priority of individual rights and minimizing social inequality in order to strengthen the national security of the sovereign Russian state. An urgent component of the vigorous development of Russian civil society should be the state policy in the youth sphere, based on creating conditions for the broad implementation of the potential of young citizens in generating their own future and the future of the sovereign Russian state.

Текст научной работы на тему «Научно-образовательное пространство и суверенное будущее российского государства»

DOI: 10.17803/1994-1471.2023.155.10.087-094

М.В.Варлен*

Научно-образовательное пространство и суверенное будущее российского государства

Аннотация. В статье анализируется актуальное содержание междисциплинарного понятия «научно-образовательное пространство Российской Федерации», так как происходящие изменения в образовательной сфере российского государства, обусловленные новыми реалиями внешней и внутренней политики страны, требуют научного обоснования и осмысления. Определены тенденции развития образовательной системы российского государства. В результате исследования выявлено, что единство общества, его уровень взаимодействия с государством, идеология и культура, являясь сторонами общественно-политического становления, находятся в прямой зависимости от уровня внутренней научно-образовательной политики каждой цивилизованной страны. Сделан вывод о необходимости и в дальнейшем использовать весь потенциал научно-образовательного пространства для объединения общества, сохранения единства общекультурного пространства государства, недопущения национально-этнических конфликтов и социальной напряженности, взяв за безальтернативную основу приоритет прав личности, минимизацию социального неравенства, — в целях упрочения национальной безопасности суверенного российского государства. Актуальной составляющей энергичного развития российского гражданского общества должна быть государственная политика в молодежной сфере, базирующаяся на создании условий для широкой реализации потенциала молодых граждан в генерировании своего будущего и будущего суверенного российского государства. Ключевые слова: наука; образование; суверенитет; образовательное пространство; государство; политика; молодежь; новые субъекты Российской Федерации; Конституция; преподаватель; образовательное учреждение.

Для цитирования: Варлен М. В. Научно-образовательное пространство и суверенное будущее российского государства // Актуальные проблемы российского права. — 2023. — T. 18. — № 10. — С. 87-94. — DOI: 10.17803/1994-1471.2023.155.10.087-094.

Scientific and Educational Space and the Sovereign Future of the Russian State

Maria V. Varlen, Dr. Sci. (Law), Director, Institute of Postgraduate and Doctoral Studies; Professor of the Department of Constitutional and Municipal Law, Kutafin Moscow State Law University (MSAL)

ul. Sadovaya-Kudrinskaya, d. 9, Moscow, Russia, 125993 mvvarlen@msal.ru

Abstract. The paper analyzes the actual content of the interdisciplinary concept «scientific and educational space of the Russian Federation», since the ongoing changes in the educational sphere of the Russian state, due to the

© Варлен М. В., 2023

* Варлен Мария Викторовна, доктор юридических наук, директор Института «Аспирантура и докторантура», профессор кафедры конституционного и муниципального права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) Садовая-Кудринская ул., д. 9, г. Москва, Россия, 125993 mvvarlen@msal.ru

new realities of the country's foreign and domestic policy, require scientific justification and understanding. The author determines the tendencies of the development of the educational system of Russia. As a result of the study, it was revealed that the unity of society, the level of its interaction with the State, ideology and culture, being the sides of socio-political formation, are directly dependent on the level of the internal scientific and educational policy of each civilized country. The author concludes that it is necessary to continue using the full potential of the scientific and educational space to unite society, preserve the unity of the general cultural space of the State, prevent national-ethnic conflicts and social tension, taking as an alternative basis the priority of individual rights and minimizing social inequality in order to strengthen the national security of the sovereign Russian state. An urgent component of the vigorous development of Russian civil society should be the state policy in the youth sphere, based on creating conditions for the broad implementation of the potential of young citizens in generating their own future and the future of the sovereign Russian state.

Keywords: science; education; sovereignty; educational space; state; politics; youth; new constituent entities of the Russian Federation; Constitution; professor; educational institution.

Cite as: Varlen MV. Nauchno-obrazovatelnoe prostranstvo i suverennoe budushchee rossiyskogo gosudarstva [Scientific and Educational Space and the Sovereign Future of the Russian State]. Aktual'nye problemy rossijskogo prava. 2023;18(10):87-94. DOI: 10.17803/1994-1471.2023.155.10.087-094. (In Russ., abstract in Eng.).

Суверенитет — это верховенство государства на его территории и независимость в международных отношениях. Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию.

Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации1.

В Конституции России, в ч. 1 ст. 3, закреплено, что «носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ».

Сегодня мы всё отчетливее понимаем, что единое научно-образовательное пространство — это основообразующий признак суверенного государства. Ведь образование и воспитание являются основой общественной жизни. От содержания, идей и принципов, положенных в фундамент образования и воспитания, и, конечно, уровня их реализации напрямую зависит направление совершенствования гражданского

общества и перспектива развития российской государственности. Задача государства — способствовать духовному и интеллектуальному развитию граждан посредством актуального образовательного и воспитательного инструментария. Именно поэтому в развитых странах образование является одной из главных внутренних государственных функций, на реализацию которой ежегодно выделяются и тратятся огромные материальные и человеческие ресурсы.

Сегодня одной из первоочередных задач нашего государства является стабилизация российской экономики, решение которой зависит от эффективности функционирования научно-образовательного пространства и прочности системы образования. Широкое правовое регулирование сферы образования обусловлено обязательностью реализации гражданами основного конституционного права на образование и влиянием отношений в сфере образования на экономическое развитие страны. Кроме

1 Ст. 4 Конституции Российской Федерации (в ред. Указов Президента РФ от 09.01.1996 № 20, от 10.02.1996 № 173, от 09.06.2001 № 679, от 25.07.2003 № 841; федеральных конституционных законов от 25.03.2004 № 1-ФКЗ, от 14.10.2005 № 6-ФКЗ, от 12.07.2006 № 2-ФКЗ, от 30.12.2006 № 6-ФКЗ, от 21.07.2007 № 5-ФКЗ; законов Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ; Федерального конституционного закона от 21.03.2014 № 6-ФКЗ; Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 21.07.2014 № 11-ФКЗ; Указа Президента РФ от 27.03.2019 № 130; Закона РФ о поправке к Конституции Российской Федерации от 14.03.2020 № 1-ФКЗ; федеральных конституционных законов от 04.10.2022 № 5-ФКЗ, от 04.10.2022 № 6-ФКЗ, от 04.10.2022 № 7-ФКЗ, от 04.10.2022 № 8-ФКЗ) // URL: http://www.pravo.gov.ru/.

того, научно-образовательное пространство весьма тесно соединяет интересы общества и государства. Качество образования на всех его уровнях оказывает опосредованное влияние на конкурентоспособность государства — наравне с развитой экономикой, стабильностью и безопасностью. Поэтому политика государства направлена на модернизацию российского образовательного пространства с акцентом на инновационные решения.

Аналогично и Стратегия национальной безопасности Российской Федерации — базовый документ стратегического планирования, определяющий национальные интересы и стратегические национальные приоритеты России, цели и задачи государственной политики в области обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития государства на долгосрочную перспективу, подчеркивает, что сегодня состояние системы образования превращается в ключевой индикатор конкурентоспособности России, а повышение уровня образования населения становится одной из целей государственной политики в сфере сбережения народа России и развития человеческого потенциала как важнейшего стратегического национального приоритета2. Для достижения указанной цели предусмотрено решение такой задачи, как предоставление гражданам широких возможностей для получения высшего профессионального образования, профессиональной подготовки и переподготовки на протяжении всей жизни в соответствии с потребностями рынка труда. Высококачественное образование граждан способствует достижению многих стратегических национальных приоритетов, т.к. образованность общества влияет на благосостояние людей, демонстрируя качество жизни населения, социальную устойчивость и стабильность развития российского государства.

Согласно Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, на научные

и образовательные организации, иные организации, непосредственно осуществляющие научную, научно-техническую и инновационную деятельность и использующие результаты такой деятельности, федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и находящиеся в их распоряжении инструменты возложена задача по обеспечению целостности и единства научно-технологического развития российского государства3.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»4 образование — это единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов. Пожалуй, данное определение образования можно назвать исчерпывающим.

Термин «научно-образовательное пространство» предполагает, в свою очередь, интеграцию двух составных частей — науки и образования как сферы приложения интеллектуальных усилий с одной стороны и пространств государства (как территориального, так и организационного его аспекта) — с другой.

Встает вопрос о содержании понятия «образовательное пространство»: это образовательная среда или образовательная система (ее элементы), а может, уровень общественного пространства или территориальное обозначение?

По мнению Ю. В. Сенько, научно-образовательное пространство — это пространственно-временная связь людей, помогающая непо-

2 Указ Президента РФ от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // СЗ РФ. 2021. № 27 (ч. II). Ст. 5351.

3 Указ Президента РФ от 01.12.2016 № 642 (ред. от 15.03.2021) «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации» // СЗ РФ. 2016. № 49. Ст. 6887.

4 СЗ РФ. 2012. № 53 (ч. 1). Ст. 7598.

средственным участникам обучения открывать смыслы образования и осуществлять их5. М. А. Головчин и Т. С. Соловьева считают, что научно-образовательное пространство — это совокупность находящихся в рамках географического пространства и активно взаимодействующих субъектов научной, образовательной и культурной сфер, бизнес-сообщества, основанная на институциональной и/или информационной интеграции, нацеленная на наращивание человеческого и интеллектуального потенциала территории6. И. А. Маланов определяет образовательное пространство как совокупность институтов и организаций, непосредственно или опосредованно детерминирующих образование как процесс формирования исторически адекватного субъекта (с гражданской, государственной, личностной точки зрения) и как совокупность специфически образовательных институтов и уровней7.

В самом общем виде научно-образовательное пространство является объединяющей основой для всех субъектов образовательной и научной деятельности, включающей экономические, политические, идеологические, социально-культурные, правовые, информационные, педагогические, научно-методические условия российской государственности. Конечно, функционирование единого научно-образовательного пространства предполагает необходимые методические, кадровые, финансовые и материально-технические элементы, обеспечивающие эффективное развитие научного и образовательного процессов.

Путь оформления российского научно-образовательного пространства длительный и весьма извилистый. Исследуя тенденции развития научно-образовательного пространства, отчасти можно согласиться с О. А. Заблоцкой, выделившей основные:

1) стремление к демократичности системы образования, что означает доступность и преемственность его ступеней и уровней, предоставление автономности и самостоятельности учебным заведениям;

2) обеспечение правовой основы получения образования;

3) значительное влияние социально-экономических факторов на получение образования;

4) расширение спектра учебно-организационных мероприятий, направленных как на удовлетворение разносторонних интересов, так и на развитие способностей обучаемых;

5) расширение рынка образовательных услуг;

6) расширение сети учреждений высшего образования;

7) в сфере управления образованием поиск компромисса между жесткой централизацией и полной автономией;

8) сообразование становится приоритетным объектом финансирования в развитых странах мира;

9) постоянное обновление и корректировка школьных и вузовских образовательных программ;

10) ориентация на сочетание элитного образования с высококачественным образованием для всех;

11) углубление межгосударственного сотрудничества в области образования;

12) увеличение в мировом образовании гуманитарной составляющей в целом, а также за счет введения новых человеко-ориентиро-ванных научных и учебных дисциплин: политологии, психологии, социологии, культурологии, экономики, экологии, эргономики;

13) широкое распространение нововведений при сохранении сложившихся национальных традиций и национальной идентичности стран

5 Сенько Ю. В. Экзистенциальные смыслы современного образования // Человек и образование. 2017. № 3 (52). С. 4-8.

6 Головчин М. А., Соловьева Т. С. Уровень развития научно-образовательного пространства в регионах России // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2012. Т. 23, вып. 5. С. 197-205.

7 Маланов И. А. Понятие «образовательное пространство» как педагогическая категория // Вестник БГУ. Образование. Личность. Общество. 2012. № 1.

и регионов, что позволяет образовательному пространству быть поликультурным и социально-ориентированным на развитие человека и цивилизации в целом, более открытым для формирования международной образовательной среды, национальным по характеру знаний и приобщению человека к мировым ценностям8.

Добавим актуальные тренды в сфере образования: формирование национальной системы высшего образования; активное внедрение результатов научно-исследовательской деятельности в образовательные практики; расширение участия работодателей в образовательной и научно-исследовательской деятельности, повышение интереса бизнес-сообщества к научно-технологическому развитию, а также увязывание образовательных и профессиональных стандартов; расширение рынка научно-экспертных услуг; вовлечение граждан всех возрастов в образовательные и научно-популярные проекты; широкое использование дистанционных технологий в образовательном процессе; развитие территорий с высоким научно-технологическим потенциалом; актуализация правовой основы получения образования и организации научных исследований.

В связи с вышеизложенным уместно процитировать Альберта Эйнштейна: «Особенно важно, чтобы самые широкие круги общественности получили возможность ясно и отчетливо познать движущие силы и результаты научного исследования. Ведь совершенно недостаточно, чтобы каждый результат воспринимался, разрабатывался и применялся узким кругом специалистов в некоторой конкретной области. Сужение круга людей, которым доступно знание, до небольшой группы посвященных означало бы умерщвление философского духа народа и наступление духовной нищеты»9.

Конечно, для научно-образовательного пространства актуальны задачи оптимизации и высокой эффективности реализации двух взаимосвязанных направлений — образовательного и научно-исследовательского. Здесь основой служат высшие учебные заведения, которые обеспечивают сочетание образования и науки, накопившие солидный опыт в сфере организации учебно-воспитательного и научного процесса. Профессорско-преподавательский состав вузов — это неразрывное целое педагогов и ученых, они занимаются подготовкой высококвалифицированных специалистов, вовлекая их в научно-исследовательскую деятельность. Например, лидер подготовки специалистов в области права — Университет имени О.Е. Кута-фина (МГЮА) — для осуществления научно-исследовательской, методической, экспертной, образовательной деятельности во взаимодействии с Научно-исследовательским институтом создал несколько научно-образовательных центров10. Эти центры ведут научные исследования, интегрируя перспективные направления науки и высшего образования, занимаются решением актуальных проблем юридической практики. «Разные форматы образовательной деятельности могут строиться на основе повестки про-ектно-правовых лабораторий, центров компетенций, научно-образовательных центров и стратегических академических единиц вуза»11.

В университетах, академиях и институтах для поиска решений комплексных научно-практических задач реализуют слияние науки и образования, как правило, через научно-практические форумы и конференции, научно-образовательные и научно-исследовательские центры, лаборатории, временные и постоянные рабочие коллективы по конкурсам и грантам, консорциумы. Научно-образовательные центры — это возмож-

Заблоцкая О. А. Образовательное пространство как педагогическая категория // Информатика, вычислительная техника и инженерное образование. 2011. № 2 (4). С. 47.

Эйнштейн А. Собрание научных трудов : в 4 т. М., 1967. Т. 4 : Статьи. Рецензии. Письма. С. 43.

Научно-образовательный центр по правам человека, Научно-экспертный центр спортивного права, Научно-образовательный центр права и биоэтики в сфере геномных исследований и применения генетических технологий.

Мажорина М. В. Юридическая инноватика и юридическое образование // Lex russica. 2023. Т. 76. № 4. С. 16.

8

9

10

11

ность соединения научно-исследовательского багажа маститых ученых с креативными идеями молодых исследователей с привлечением к участию специалистов и практиков.

Одним из механизмов выявления таких возможностей стала программа «Приоритет-2030», которая призвана сконцентрировать ресурсы российских университетов для достижения национальных целей развития российского государства, повышения научно-образовательного потенциала высших учебных заведений и научных организаций12, а к 2030 г. сформировать в России прогрессивные современные университеты — центры научно-технологического и социально-экономического развития государства.

Научно-образовательное пространство — весьма динамичная и развивающаяся система, как в содержательном, так и в территориальном аспекте. В связи с образованием в составе Российской Федерации новых субъектов — Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской и Херсонской областей — произошло расширение научно-образовательного пространства государства. Первые шаги — это признание соответствия образовательных, образовательно-квалификационных уровней, ученых степеней и ученых званий, приведение наименований и деятельности организаций, осуществляющих образовательную и научную деятельность, в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации и, самое главное, предоставление возможности закончить образование и перейти на новую ступень всем гражданам новых субъектов Россий-

ской Федерации13. Закреплены законодательно статусы педагогических и научных работников Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской и Херсонской областей. На основе плана первоочередных мер по интеграции научных и образовательных учреждений новых территорий в российское научно-образовательное пространство будут приведены в соответствие с федеральными государственными стандартами все образовательные программы, реализуемые сейчас в Луганской и Донецкой народных республиках, Херсонской и Запорожской областях. Это большая и скрупулезная работа послужит дополнительным стимулом для поиска новых форм и решений проблем адаптации граждан, образовательных учреждений, органов государственной и муниципальной власти к потребностям российской экономики.

Параллельно с развитием научно-образовательного пространства новых территорий необходимо продолжать работу с территориями, на которых уже сейчас реализуются научно-технологические проекты международного уровня, речь о наукоградах — симбиозе научной, экономической и стратегической деятельности на одной территории. Важно, что механизмы управления наукоградами и иными аналогичными территориями, имеющими сегодня общенациональное долгосрочное значение, должны обеспечивать согласованное развитие этих территорий в рамках единого научно-образовательного пространства.

Как видится, фундаментом научно-образовательного пространства и суверенности госу-

12 Постановление Правительства РФ от 13.05.2021 № 729 «О мерах по реализации программы стратегического академического лидерства "Приоритет-2030"» (вместе с Правилами проведения отбора образовательных организаций высшего образования для оказания поддержки программ развития образовательных организаций высшего образования в рамках реализации программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030», Правилами предоставления грантов в форме субсидий из федерального бюджета на оказание поддержки программ развития образовательных организаций высшего образования) // СЗ РФ. 2021. № 22. Ст. 3823.

13 Федеральный закон от 17.02.2023 № 19-ФЗ «Об особенностях правового регулирования отношений в сферах образования и науки в связи с принятием в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов — Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СЗ РФ. 2023. № 8. Ст. 1197.

дарства является воспитание. Приоритетность воспитания патриотов своей страны подчеркивается и в государственной программе «Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года». Среди приоритетных направлений государственной национальной политики российского государства обозначается развитие системы гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения14. Как известно, патриотическое воспитание — целенаправленная, систематическая деятельность органов государственной власти и местного самоуправления, институтов гражданского общества и семьи по формированию у человека высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. «Патриотизм есть великая школа гражданственности в опасный для Родины час. Зрелость России для мировой жизни и мировой роли будет прямо пропорциональна проявленному ею сознательному гражданскому патриотизму»15. Патриотическое воспитание молодежи, а именно молодых граждан страны, актуальная задача как государства, так и общества. Здесь важно нащупать новые воспитательные приемы и способы, изучая современные ценностные установки и приоритеты молодежи, пользуясь современными средствами информирования.

«Молодежь России как наиболее восприимчивая и мобильная часть социума поддерживала прогрессивные реформы и претворяла их в жизнь. Патриотические устремления молодежи развивали науку и промышленность, обеспечившие рост экономики и улучшение качества жизни»16.

Патриотическое воспитание включает формирование соответствующего сознания молодых граждан, отражающего гражданскую позицию и общественные аспекты деятельности других людей в отношении российского государства. Единое научно-образовательное пространство предполагает дальнейшее формирование патриотического сознания учеников, студентов и аспирантов, соединяющего общекультурный, социальный и личностный компоненты образовательного пространства.

Сегодня очень важно, чтобы процесс формирования и развития научно-образовательного пространства продолжался на основе конструктивного диалога и широкой общественно-экспертной работы, с пониманием разностороннего характера связи научно-образовательного пространства и российской экономики, сочетая фундаментальность и жизненность системы образования с гуманистическими и суверенными ориентирами — «...чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России.».

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Бердяев Н. А. Судьба России. — М., 1990. — 430 с.

2. Головчин М. А., Соловьева Т. С. Уровень развития научно-образовательного пространства в регионах России // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. — 2012. — Т. 23, вып. 5. — С. 197-205.

3. Заблоцкая О. А. Образовательное пространство как педагогическая категория // Информатика, вычислительная техника и инженерное образование. — 2011. — № 2 (4). — С. 43-54.

4. Мажорина М. В. Юридическая инноватика и юридическое образование // Lex russica. — 2023. — Т. 76. — № 4. — С. 9-17.

14 Указ Президента РФ от 19.12.2012 № 1666 «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» // СЗ РФ. 2012. № 52. Ст. 7477.

15 Бердяев Н. А. Судьба России. М., 1990.

16 Распоряжение Правительства РФ от 29.11.2014 № 2403-р «Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года» // СЗ РФ. 2014. № 50. Ст. 7185.

5. Маланов И. А. Понятие «образовательное пространство» как педагогическая категория // Вестник БГУ. Образование. Личность. Общество. — 2012. — № 1. — С. 23-25.

6. Сенько Ю. В. Экзистенциальные смыслы современного образования // Человек и образование. — 2017. — № 3 (52). — С. 4-8.

7. Эйнштейн А. Собрание научных трудов : в 4 т. Т. 4 : Статьи. Рецензии. Письма. — М., 1967.

Материал поступил в редакцию 20 августа 2023 г.

REFERENCES (TRANSLITERATION)

1. Berdyaev N. A. Sudba Rossii. — M., 1990. — 430 s.

2. Golovchin M. A., Soloveva T. S. Uroven razvitiya nauchno-obrazovatelnogo prostranstva v regionakh Rossii // Ekonomicheskie i sotsialnye peremeny: fakty, tendentsii, prognoz. — 2012. — T. 23, vyp. 5. — S. 197-205.

3. Zablotskaya O. A. Obrazovatelnoe prostranstvo kak pedagogicheskaya kategoriya // Informatika, vychislitelnaya tekhnika i inzhenernoe obrazovanie. — 2011. — № 2 (4). — S. 43-54.

4. Mazhorina M. V. Yuridicheskaya innovatika i yuridicheskoe obrazovanie // Lex russica. — 2023. — T. 76. — № 4. — S. 9-17.

5. Malanov I. A. Ponyatie «obrazovatelnoe prostranstvo» kak pedagogicheskaya kategoriya // Vestnik BGU. Obrazovanie. Lichnost. Obshchestvo. — 2012. — № 1. — S. 23-25.

6. Senko Yu. V. Ekzistentsialnye smysly sovremennogo obrazovaniya // Chelovek i obrazovanie. — 2017. — № 3 (52). — S. 4-8.

7. Eynshteyn A. Sobranie nauchnykh trudov: v 4 t. T. 4: Stati. Retsenzii. Pisma. — M., 1967.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.