Научная статья на тему 'СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ РОССИИ В ПОПРАВКАХ К КОНСТИТУЦИИ РФ 2020 ГОДА'

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ РОССИИ В ПОПРАВКАХ К КОНСТИТУЦИИ РФ 2020 ГОДА Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
284
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ / КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / ПОПРАВКИ К КОНСТИТУЦИИ РФ 2020 ГОДА

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Комкова Галина Николаевна

Введение. Стратегические национальные приоритеты в России закрепляются в Стратегии национальной безопасности, которая была утверждена в 2021 г. В связи с этим возникает вопрос: как соотносятся данные приоритеты с теми поправками к Конституции Российской Федерации, которые были внесены в 2020 г.? Теоретический анализ. Выявлено, что в зависимости от этапов развития государства система приоритетов может меняться, что обусловлено как внутригосударственными, так и международными факторами. Закрепление системы приоритетов в специальном документе задает векторы развития государства на определенный период. Фиксация данных стратегических приоритетов государства в Основном законе страны придает им особый смысл, значимость и специальную повышенную защиту. Эмпирический анализ. Проведен сравнительный анализ стратегических национальных приоритетов с текстом конституционных поправок, принятых в 2020 г., выявлено их соответствие и возможность реализации органами публичной власти современной России. Результаты. Система стратегических национальных приоритетов современной России выстроена таким образом, чтобы достичь национальных целей развития Российского государства, предотвратить наступление внутренних и внешних угроз страны, а их реализация возможна только посредством согласованного функционирования и взаимодействия всех органов публичной власти и институтов гражданского общества, граждан Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRATEGIC NATIONAL PRIORITIES OF RUSSIA IN THE 2020 AMENDMENTS TO THE RUSSIAN CONSTITUTION

Introduction. Strategic national priorities in Russia are enshrined in the National Security Strategy, which was approved in 2021. In this regard, the question arises: how do these priorities correlate with the amendments to the Constitution of the Russian Federation that were introduced in 2020. Theoretical analysis. It was revealed that, depending on the stages of development of the state, the system of priorities may change, which is due to both domestic and international factors. Fixing the system of priorities in a special document sets the vectors for the development of the state for a certain period. The fixation of these strategic priorities of the state in the Basic Law of the country gives them a special meaning, significance and special increased protection. Empirical analysis. The author carried out a comparative analysis of strategic national priorities with the text of the constitutional amendments adopted in 2020. The analysis revealed their compliance and the possibility of implementation by the public authorities of modern Russia. Results. The system of strategic national priorities of modern Russia is built in such a way as to achieve the national goals of the development of the Russian state, prevent the onset of internal and external threats to the country, and their implementation is possible only through the coordinated functioning and interaction of all public authorities and civil society institutions, citizens of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ РОССИИ В ПОПРАВКАХ К КОНСТИТУЦИИ РФ 2020 ГОДА»

НАУЧНЫЙ ОТДЕЛ

ПРАВО

Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Экономика. Управление. Право. 2023. Т. 23, вып. 2. С. 186-192

Izvestiya of Saratov University. Economics. Management. Law, 2023, vol. 23, iss. 2, pp. 186-192 https://eup.sgu.ru https://doi.org/10.18500/1994-2540-2023-23-2-186-192

EDN: KWJDPE

Научная статья

УДК 342.413,342.415,342.417

Стратегические национальные приоритеты России в поправках к Конституции РФ 2020 года

Г. Н. Комкова

Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского, Россия, 410012, г. Саратов, ул. Астраханская, д. 83

Комкова Галина Николаевна, доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой конституционного и муниципального права, декан юридического факультета, kom-kova_galina@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-2572-2443

Аннотация. Введение. Стратегические национальные приоритеты в России закрепляются в Стратегии национальной безопасности, которая была утверждена в 2021 г. В связи с этим возникает вопрос: как соотносятся данные приоритеты с теми поправками к Конституции Российской Федерации, которые были внесены в 2020 г.? Теоретический анализ. Выявлено, что в зависимости от этапов развития государства система приоритетов может меняться, что обусловлено как внутригосударственными, так и международными факторами. Закрепление системы приоритетов в специальном документе задает векторы развития государства на определенный период. Фиксация данных стратегических приоритетов государства в Основном законе страны придает им особый смысл, значимость и специальную повышенную защиту. Эмпирический анализ. Проведен сравнительный анализ стратегических национальных приоритетов с текстом конституционных поправок, принятых в 2020 г., выявлено их соответствие и возможность реализации органами публичной власти современной России. Результаты. Система стратегических национальных приоритетов современной России выстроена таким образом, чтобы достичь национальных целей развития Российского государства, предотвратить наступление внутренних и внешних угроз страны, а их реализация возможна только посредством согласованного функционирования и взаимодействия всех органов публичной власти и институтов гражданского общества, граждан Российской Федерации.

Ключевые слова: стратегические национальные приоритеты, Конституция Российской Федерации, поправки к Конституции РФ 2020 года

Для цитирования: Комкова Г. Н. Стратегические национальные приоритеты России в поправках к Конституции РФ 2020 года // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Экономика. Управление. Право. 2023. Т. 23, вып. 2. С. 186-192. https://doi. org/10.18500/1994-2540-2023-23-2-186-192, EDN: KWJDPE

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0)

Article

Strategic national priorities of Russia in the 2020 amendments to the Russian Constitution G. N. Komkova

Saratov State University, 83 Astrakhanskaya St., Saratov 410012, Russia

Galina N. Komkova, komkova_galina@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-2572-2443

Abstract. Introduction. Strategic national priorities in Russia are enshrined in the National Security Strategy, which was approved in 2021. In this regard, the question arises: how do these priorities correlate with the amendments to the Constitution of the Russian Federation that were introduced in 2020. Theoretical analysis. It was revealed that, depending on the stages of development of the state, the system of priorities may change, which is due to both domestic and international factors. Fixing the system of priorities in a special document sets the vectors for the development of the state for a certain period. The fixation of these strategic priorities of the state in the Basic Law of the country gives them a special meaning, significance and special increased protection. Empirical analysis. The author carried out a comparative analysis of strategic national priorities with the text of the constitutional amendments adopted in 2020. The analysis revealed their compliance and the possibility of implementation by the public authorities of modern Russia. Results. The system of strategic national priorities of modern Russia is built in such a way as to achieve the national goals of the development of the Russian state, prevent the onset of internal and external threats to the country, and their implementation is possible only through the coordinated functioning and interaction of all public authorities and civil society institutions, citizens of the Russian Federation.

Keywords: strategic national priorities, the Constitution of the Russian Federation, amendments to the Constitution of the Russian Federation in 2020

For citation: Komkova G. N. Strategic national priorities of Russia in the 2020 amendments to the Russian Constitution. Izvestiya of Saratov University. Economics. Management. Law, 2023, vol. 23, iss. 2, pp. 186-192 (in Russian). https://doi.org/10.18500/1994-2540-2023-23-2-186-192, EDN: KWJDPE

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0)

Введение

Приоритеты принято рассматривать как направления развития, векторы любого общественного процесса, то, куда должны быть направлены усилия людей для достижения какой-либо значимой цели. Это те насущные на данный момент вопросы, которые требуют немедленного и эффективного разрешения. По отношению ко всему государству такие приоритеты задают курс его развития как на ближайшее время, так и на долгосрочный период, исходя из целей, которые планируется достигнуть.

В Российской Федерации такие приоритеты закрепляются в специальном документе - Стратегии национальной безопасности. Так, Указом Президента РФ от 31 декабря 2015 г. № 683 была принята Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, где указывались следующие стратегические национальные приоритеты:

- оборона страны;

- государственная и общественная безопасность;

- повышение качества жизни российских граждан;

- экономический рост;

- наука, технологии и образование;

- здравоохранение;

- культура;

- экология живых систем и рациональное природопользование;

- стратегическая стабильность и равноправное стратегическое партнерство [1].

По правилам юридической техники в самом начале нормативного документа закрепляются наиболее важные положения, имеющие особое значение. Видим, что в 2015 г. оборона страны и государственная и общественная безопасность выступали в качестве важнейшего приоритета государственной политики страны, что было обу-

словлено сложным международным положением страны. Через пять лет структура приоритетов несколько поменялась, и в Указе Президента РФ от 2 июля 2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации», которым был отменен прежний перечень национальных приоритетов, теперь значится:

«Обеспечение и защита национальных интересов Российской Федерации осуществляются за счет концентрации усилий и ресурсов органов публичной власти, организаций и институтов гражданского общества на реализации следующих стратегических национальных приоритетов:

1) сбережение народа России и развитие человеческого потенциала;

2) оборона страны;

3) государственная и общественная безопасность;

4) информационная безопасность;

5) экономическая безопасность;

6) научно-технологическое развитие;

7) экологическая безопасность и рациональное природопользование;

8) защита традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти;

9) стратегическая стабильность и взаимовыгодное международное сотрудничество» [2].

Видим, что изменилось не только содержание приоритетов, но и их расстановка. Если в 2015 г. на первом месте были оборона страны и государственная и общественная безопасность, то в 2021-м - это сбережение народа России и развитие человеческого потенциала, что наиболее приемлемо для целей развития современной России. Причем, если в 2015 г. в качестве отдельных национальных приоритетов обозначалось повышение качества жизни российских граждан, здравоохранение, то в 2021-м этот приоритет был сформулирован гораздо шире.

Подверглось трансформации и содержание других национальных приоритетов. Так, например, вместо «экономического роста» появилась «экономическая безопасность», а вместо такого национального приоритета, как «наука, технологии и образование» более современное понятие -«научно-технологическое развитие». «Экология живых систем и рациональное природопользование» видоизменялись в «экологическую безопасность и рациональное природопользование», что более соответствует современным реалиям. В Стратегии 2021 г. появился новый стратегический приоритет, которого раньше не было, - информационная безопасность, что было обусловлено бурным развитием информационных технологий во всем мире, чему в определенной мере способствовала пандемия короновируса.

Особое внимание было уделено культурной составляющей национальных приоритетов: если в прежней Стратегии она была обозначена просто термином «культура», то в ныне действующей звучит как «защита традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти». Это, несомненно, свидетельствует о том, что данному направлению государство планирует уделить повышенное внимание. Такой приоритет, как «стратегическая стабильность и равноправное стратегическое партнерство», также претерпел изменение своей формулировки, которая теперь звучит следующим образом: «стратегическая стабильность и взаимовыгодное международное сотрудничество». Действительно, интересам России теперь больше отвечает не равноправное партнерство с другими странами, а именно взаимовыгодное сотрудничество. Видим, что содержание и обозначение национальных стратегических приоритетов Российской Федерации в 2021 г. претерпело значительные изменения, что соответствует нынешнему этапу развития нашего государства.

Теоретический анализ

Принятие поправок к Конституции Российской Федерации в 2020 г. было обусловлено в том числе и необходимостью конституционно подтвердить модернизацию стратегических национальных приоритетов. Все данные приоритеты так или иначе нашли свое отражение в поправках [3]. Важность оформления конституционными нормами системы национальных приоритетов, закрепления их содержания в Основном законе страны обусловлена рядом причин, на которые указывал В. Е. Чиркин: «Определяющая роль конституционно-правовых терминов связана с тем, что они, во-первых, относятся к основам существующего в стране строя, а, во-вторых,

должны восприниматься (и воспринимаются) последующим законодательством, правоприменительной практикой, правовой идеологией как образец, модель» [4, с. 11]. Таким образом, будучи подкрепленными нормами Конституции РФ, стратегические приоритеты получают свое реальное воплощение в законотворчестве, практике и правовой культуре, что гарантирует их реализацию как в настоящий период, так и в будущем. Постараемся это доказать на примерах соответствия стратегических национальных приоритетов тексту поправок, внесенных в Конституцию Российской Федерации в 2020 г. [3].

Эмпирический анализ

1. Сбережение народа России и развитие человеческого потенциала

Целями государственной политики в сфере сбережения народа России и развития человеческого потенциала являются устойчивый естественный рост численности и повышение качества жизни населения, укрепление здоровья граждан, сокращение бедности, снижение уровня социального и имущественного неравенства, повышение уровня образования населения, воспитание гармонично развитого и социально ответственного гражданина [2]. Содержание данного стратегического национального приоритета прослеживается во многих статьях новой редакции Конституции России. Примечательно, что сам термин «приоритет» нашел свое отражение в тексте поправок к Конституции применительно к основному элементу развития человечества -детям. В ч. 4 ст. 67-1 было закреплено следующее значимое положение: «Дети являются важнейшим приоритетом государственной политики России».

Кроме того, сбережение народа невозможно без развития здравоохранения, всемерной охраны здоровья граждан, что подтверждается включением в сферу совместных полномочий России и ее субъектов новой формулировки п. «ж» ст. 72: «координация вопросов здравоохранения, в том числе обеспечение оказания доступной и качественной медицинской помощи, сохранение и укрепление общественного здоровья, создание условий для ведения здорового образа жизни, формирования культуры ответственного отношения граждан к своему здоровью».

Кроме того, в плане расширения полномочий высшего органа исполнительной власти России введен новый п. «в.2» ст. 114, где указано что Правительство РФ «обеспечивает функционирование системы социальной защиты инвалидов, основанной на полном и равном осуществлении ими прав и свобод человека и гражданина, их

социальную интеграцию без какой-либо дискриминации, создание доступной среды для инвалидов и улучшение качества их жизни». Причем необходимо отметить, что само понятие «инвалиды» введено в конституционный текст впервые.

2. Оборона страны

Обеспечение безопасности страны от воздействия внешних угроз, в том числе военной, выступает в качестве важнейшей внешней функции Российского государства. Как верно отмечает С. Н. Туманов: «В непростых условиях девальвации международных правовых инструментов сохранения и обеспечения справедливого и устойчивого миропорядка Российская Федерация вынуждена решать задачу повышения качества и совершенствования инструментария влияния на международные события с тем, чтобы обеспечить осуществление своих внешних функций и национальных интересов» [5, с. 6]. Реализация внешней функции, связанной с обороной страны, особенно в настоящее время, представляется важнейшим приоритетом.

Исходя из этого, в продолжении ч. 3 ст. 4 Конституции РФ, где закреплено, что Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории, поправкой 2020 г. п. 2.1 ст. 67 установлены гарантии данной основы конституционного строя: «Российская Федерация обеспечивает защиту своего суверенитета и территориальной целостности». Поскольку оборона страны тесно связана с ее суверенитетом, то логично, что полномочия в этой сфере должны принадлежать исключительно самой Российской Федерации, а не ее субъектам. Из этого вытекает новая редакция п. «м» ст. 71 Конституции РФ, которая и относит к таким полномочиям следующие: «оборона и безопасность; оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества».

3. Государственная и общественная

безопасность

Безопасность государства и населения - одно из обязательных условий его существования, ведь именно этого ждут от органов публичной власти его граждане. Руководитель государства, как никто другой, должен это понимать и всячески препятствовать посягательствам на государственную и общественную безопасность. Именно поэтому в п. 2 ст. 80 появилась формулировка о том, что Президент России не только является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина, но и «в установленном Конституцией Российской

Федерации порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, поддерживает гражданский мир и согласие в стране, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов, входящих в единую систему публичной власти».

Способствовать наиболее эффективному обеспечению государственной и общественной безопасности будет единая система публичной власти, созданная в соответствии с Законом РФ о поправке к Конституции РФ от 14 марта 2020 г. № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» [6], в соответствии с которым «органы местного самоуправления и органы государственной власти входят в единую систему публичной власти в Российской Федерации и осуществляют взаимодействие для наиболее эффективного решения задач в интересах населения, проживающего на соответствующей территории» (п. 3 ст. 132 Конституции РФ).

4. Информационная безопасность

В современном мире развитие информационных технологий идет быстрыми темпами, а потому обеспечение информационной безопасности, поиск разумного баланса между доступностью и безопасностью информации является одним из приоритетов развития государства. В Концепции внешней политики Российской Федерации особо отмечается: «Россия принимает необходимые меры для обеспечения национальной и международной информационной безопасности, противодействия угрозам государственной, экономической и общественной безопасности, исходящим из информационного пространства, для борьбы с терроризмом и иными криминальными угрозами с применением информационно-коммуникационных технологий, противодействует их использованию в военно-политических целях, не соответствующих нормам международного права, включая действия, направленные на вмешательство во внутренние дела государств или представляющие угрозу международному миру, безопасности и стабильности, добивается выработки под эгидой ООН универсальных правил ответственного поведения государств в области обеспечения международной информационной безопасности, в том числе посредством интернационализации на справедливой основе управления информационно-телекоммуникационной сетью "Интернет"» [7].

Особая значимость информационной безопасности в поправках 2020 г. к Конституции РФ подтверждается тем, что ее обеспечение отнесено к исключительным полномочиям Российской

Федерации. Так, в новой редакции п. «м» ст. 71 к таким полномочиям отнесено «обеспечение безопасности личности, общества и государства при применении информационных технологий, обороте цифровых данных», а в п. «и» этой же статьи «информация, информационные технологии и связь» относятся к суверенным правам России.

5. Экономическая безопасность

Как указано в Стратегии экономической безопасности Российской Федерации до 2030 года, «экономическая безопасность - состояние защищенности национальной экономики от внешних и внутренних угроз, при котором обеспечиваются экономический суверенитет страны, единство ее экономического пространства, условия для реализации стратегических национальных приоритетов Российской Федерации» [8].

Экономическая безопасность государства -одна из важнейших гарантий стабильности конституционного строя. Именно поэтому так важно не допустить ее разрушения. Ведь безопасность экономики означает, что она может развиваться в сторону устойчивого состояния с помощью государства. Экономическая безопасность - это рост курса национальной валюты, сокращение бюджетных расходов государства, постоянное повышение показателей внутреннего валового продукта страны, рост благосостояния граждан. Именно поэтому в п. 2 ст. 75 закреплено: «Защита и обеспечение устойчивости рубля - основная функция Центрального банка Российской Федерации, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти», в п. 1 этой же статьи прямо указано, что «в Российской Федерации создаются условия для устойчивого экономического роста страны и повышения благосостояния граждан».

6. Научно-технологическое развитие

Научно-технологическое развитие Российской Федерации является одним из приоритетов государственной политики и определяется комплексом внешних и внутренних (по отношению к области науки и технологий) факторов, формирующих систему больших вызовов. При этом своевременной реакцией на большие вызовы должно стать создание технологий, продуктов и услуг, не только отвечающих национальным интересам Российской Федерации и необходимых для существенного повышения качества жизни населения, но и востребованных в мире [9]. Исходя из этой глобальной задачи, к исключительным полномочиям России теперь отнесено «установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологиче-

ского, научно-технологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации (п. «е» ст. 71 Конституции РФ). В целях наиболее полной реализации мероприятий, обеспечивающих решение данной задачи, к полномочиям Правительства РФ теперь отнесено обеспечение государственной поддержки научно-технологического развития Российской Федерации, сохранение и развитие ее научного потенциала (п. «в.1» ст. 144 Конституции РФ). 7. Экологическая безопасность и рациональное природопользование Экологическая безопасность - одна из глобальных проблем, волнующих все человечество, что, несомненно, является важным и для России. Впервые это понятие было включено в российскую Конституцию в 2020 г. Пункт «д» ст. 72, которая закрепляет предметы совместного ведения России и ее субъектов, теперь сформулирован таким образом, что включает в предметы совместного ведения не только природопользование, сельское хозяйство, но и охрану окружающей среды и обеспечение экологической безопасности. Ведь именно государство в лице создаваемых им органов публичной власти обязано обеспечить безопасную среду обитания для своих жителей, информировать их в случае возникновения угрозы экологической безопасности, а также защищать в случае наступления неблагоприятных последствий. Качество окружающей среды, ее безопасность для населения должны стать важнейшим критерием качества жизни и одним из основных показателей социально-экономического развития субъектов Российской Федерации.

Исходя из этого, значительно расширены полномочия Правительства РФ в данной сфере. Так, в ст. 114 добавлен п. «е.5», где сказано, что оно «осуществляет меры, направленные на создание благоприятных условий жизнедеятельности населения, снижение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, сохранение уникального природного и биологического многообразия страны, формирование в обществе ответственного отношения к животным»; кроме того, добавлено, что российское правительство «создает условия для развития системы экологического образования граждан, воспитания экологической культуры» (п. «е.6» ст. 114 Конституции РФ). Примечательно, что на конституционном уровне впервые закреплены данные понятия. Экологическое просвещение необходимо включить в учебные планы на всех уровнях образовательного процесса в школах, средних профессиональных учебных заведениях, вузах.

8. Защита традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти

Среди важных ценностей, объединяющих российское общество, огромное значение имеют патриотизм, любовь к своей Родине, нравственность. Память предков передается россиянам с помощью традиций, которые символизируют связь времен, обеспечивают создание, сохранение, трансляцию и утверждение значимых для народа духовно-нравственных ценностей.

Смысл патриотизма, кроме всего прочего, состоит в том, чтобы дать правильную объективную оценку тем событиям, которые происходили в истории страны. Именно молодое поколение, которое в силу своего возраста не могло принимать участие в этих событиях, должно знать правду о них. Однако в последнее время ряд исследователей на Западе и в бывших странах Советского Союза пытаются переосмыслить историю СССР и России, дать новую интерпретацию произошедшему, что иногда выливается в откровенное очернение и подтасовку фактов. Особенно болезненно такая фальсификация воспринимается, когда она связна с итогами и результатами Великой Отечественной войны, от которой пострадала буквально каждая российская семья [10, с. 60].

Вполне логично, что в Конституции России теперь закреплено положение о том, что «Российская Федерация чтит память защитников Отечества, обеспечивает защиту исторической правды. Умаление значения подвига народа при защите Отечества не допускается» (п. 3 ст. 67-1).

Пункт 4 новой ст. 67-1 Конституции РФ закрепляет обязанности государства «по созданию условий, способствующих всестороннему духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию детей, воспитанию в них патриотизма, гражданственности и уважения к старшим».

Одним из органов государства, осуществляющих такие обязанности, выступает Правительство РФ, которое «обеспечивает проведение в Российской Федерации единой социально ориентированной государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, поддержки, укрепления и защиты семьи, сохранения традиционных семейных ценностей» (п. «в» ст. 114).

9. Стратегическая стабильность

и взаимовыгодное международное сотрудничество

В аспекте обеспечения стратегической стабильности Российского государства выглядит обоснованной позиция С. Н. Бабурина, который

отмечает: «В настоящее время самоорганизация человечества переросла в многополярный мир, полюсами в котором выступают самостоятельно развивающиеся цивилизационные системы. Иногда это одно могучее государство, чаще - укрепляющийся через межгосударственную интеграцию союз государств» [11, с. 253].

Россия - это государство, которое обладает великой миссией - сохранение и преумножение многополярного мира без войн и великих потрясений на Земле. За время своей истории наше государство много раз доказывало своими действиями приверженность к миру, разрешению всех межгосударственных конфликтов путем переговоров. Именно поэтому в Конституции РФ в 2020 г. появилась новая ст. 79-1, где говорится: «Российская Федерация принимает меры по поддержанию и укреплению международного мира и безопасности, обеспечению мирного сосуществования государств и народов, недопущению вмешательства во внутренние дела государства».

Результаты

Система национальных стратегических приоритетов современной России выстроена таким образом, чтобы достичь национальных целей развития государства, предотвратить наступление внутренних и внешних угроз страны, а их реализация возможна только посредством согласованного функционирования и взаимодействия всех органов публичной власти и институтов гражданского общества, граждан Российской Федерации. Закрепление содержания данных приоритетов в современной Конституции России придает им особую значимость, защищенность государством и его органами, а соответственно, гарантированность их воплощения в жизнь.

Список литературы

1. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации : указ Президента РФ от 31.12.2015 № 683 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2016. № 1, ст. 212.

2. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации : указ Президента РФ от 02.07.2021 № 400 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2021. № 27, ст. 5351 (ч. II).

3. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.122008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ, от 14.03.2020 № 1-ФКЗ, от 04.10.2022 № 5-ФКЗ, от 04.10.2022 № 6-ФКЗ, от 04.10.2022 № 7-ФКЗ, от 04.10.2022 № 8-ФКЗ) // Собр. законо-

дательства Рос. Федерации. 2014. № 31, ст. 4398 ; 2020. № 11, ст. 1416 ; Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru (дата обращения: 15.11.2022).

4. Чиркин В. Е. Конституционная терминология. М. : Норма : ИНФРА-М., 2013. 272 с.

5. Туманов С. Н. Механизм реализации внешних функций Российского государства (вопросы теории и практики) : автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. Пенза, 2017. 70 с.

6. О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти : закон РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 № 1-ФКЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2020. № 11, ст. 1416.

7. Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации : указ Президента РФ от 30.11.2016 № 640. URL: http://www.kremlin.ru/acts/ bank/41451/page/1 (дата обращения: 15.11.2022).

8. О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации до 2030 года : указ Президента РФ от 13.05.2017 № 208. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации : указ Президента РФ от 01.12.2016 № 642. URL: http://www.kremlin.ru/ acts/bank/41449/page/1 (дата обращения: 15.11.2022).

10. Комкова Г. Н. Конституция России как основа патриотического воспитания молодежи // Патриотизм как феномен современной общественной жизни : сб. ст. / сост. Д. А. Усанов. 2-е изд., доп. Саратов, Изд-во Саратовского ун-та, 2018. С. 58-63.

11. Бабурин С. Н. Интеграционный конституционализм. М. : Норма : ИНФРА-М., 2020. 264 с.

References

1. National Security Strategy of the Russian Federation. Decree of the President of the Russian Federation no. 683 of December 31, 2015. Sobranie zakonodatel 'stva RF [Collection of Laws of the Russian Federation], 2016, no. 1, art. 212 (in Russian).

2. On the National Security Strategy of the Russian Federation. Decree of the President of the Russian Federation no. 400 of July 2, 2021. Sobranie zakonodatel'stva RF [Collection of Laws of the Russian Federation], 2021, no. 27, art. 5351 (pt. II) (in Russian).

3. The Constitution of the Russian Federation (adopted by popular vote on December 12, 1993 (amended by

Federal Constitutional Law 6-FKZ of December 30, 2008, Federal Constitutional Law 7-FKZ of December 30, 2008, Federal Constitutional Law 2-FKZ of February 5, 2014, Federal Constitutional Law 11-FKZ of July 21, 2014, Federal Constitutional Law 1-FKZ of March 14, 2020, Federal Constitutional Law 5-FKZ of September 4, 2022, Federal Constitutional Law 6-FKZ of September 4, 2022, Federal Constitutional Law 7-FKZ of September 4, 2022, Federal Constitutional Law 8-FKZ of September 4, 2022). Sobranie zakonodatel'stva RF [Collection of Laws of the Russian Federation], 2014, no. 31, art. 4398; 2020, no. 11, art. 1416; Official Internet portal of legal information. Available at: http://pravo.gov.ru (accessed November 15, 2022) (in Russian).

4. Chirkin V. E. Constitutional terminology. Moscow, Norma, INFRA-M Publ., 2013. 272 p. (in Russian).

5. Tumanov S. N. The mechanism for the implementation of the external functions of the Russian state (questions of theory and practice). Thesis Diss. Dr. Sci. (Jur.). Penza, 2017. 70 p. (in Russian).

6. On improving the regulation of certain issues of the organization and functioning of public authorities. Law of the Russian Federation on the amendment to the Constitution of the Russian Federation 1 FKZ of March 14, 2020. Sobranie zakonodatel'stva RF [Collection of Laws of the Russian Federation], 2020, no. 11, art. 1416 (in Russian).

7. On the approval of the Foreign Policy Concept of the Russian Federation. Decree of the President of the Russian Federation no. 640 of November 30, 2016. Available at: http://www.kremlin.ru/acts/bank/41451/page/! (accessed November 15, 2022) (in Russian).

8. On the Strategy for the Economic Security of the Russian Federation until 2030. Decree of the President of the Russian Federation no. 208 of May 13, 2017. ATP «Garant» [electronic resource] (in Russian).

9. On the Strategy for Scientific and Technological Development of the Russian Federation. Decree of the President of the Russian Federation no. 642 of December 1, 2016. Available at: http://www.kremlin.ru/acts/bank/41449/ page/1 (accessed November 15, 2022) (in Russian).

10. Komkova G. N. The Constitution of Russia as a basis for the patriotic education of youth. In: Patriotizm kak fenomen sovremennoy obshchestvennoy zhizni [Patriotism as a phenomenon of modern public life. Collection of articles. 2nd ed., add.]. Saratov, Saratov State University Publ., 2018, pp. 58-63 (in Russian).

11. Baburin S. N. Integratsionnyi konstitutsionalizm [Integration constitutionalism]. Moscow, Norma, INFRA-M, 2020. 264 p. (in Russian).

Поступила в редакцию 20.11.2022; одобрена после рецензирования 10.12.2022; принята к публикации 15.02.2023 The article was submitted 20.11.2022; approved after reviewing 10.12.2022; accepted for publication 15.02.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.