Научная статья на тему 'НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ «РЕГИОНОВЕДЕНИЕ»: ИТОГИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ'

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ «РЕГИОНОВЕДЕНИЕ»: ИТОГИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
318
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
история науки / регионоведение / регионоведение России / высшее образование / традиции российского образования / history of science / regional studies / regional studies of Russia / higher education / traditions of Russian education

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Павловская Анна Валентиновна

В статье рассматривается новое образовательное и научное направление «регионоведение», с особым вниманием к направлению «регионоведение России». В условиях нового миропорядка именно регионоведение России выходит на первый план. Главные принципы, положенные в основание нового направления «Регионоведение России» позволяют выполнить несколько задач: ответить на насущные потребности государства и способствовать реализации государственной политики прежде всего в сфере государственной безопасности, межнационального и межэтнического взаимодействия, укреплении единства России. Основной принцип нового направления — это изучение России как единого региона, имеющего общую историю, судьбу и механизмы развития. В заключении подводятся итоги работы, проводимой с момента открытия новой специальности в 2001 г. На факультете иностранных языков и регионоведения МГУ была проведена серьезная работа по разработке и продвижению нового научного и образовательного направления регионоведение. Были подготовлены основные теоретические и методологические подходы, детально проработана источниковая база, определяющая фундаментальный характер науки. Выделены ключевые факторы формирования региона, основные его параметры, константы и доминанты. Результаты теоретических исследований легли в основание учебных курсов и научных исследований как преподавателей, так и студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEW EDUCATIONAL AND ACADEMIC DISCIPLINE “REGIONAL STUDIES”: RESULTS AND PROSPECTS OF FUTURE DEVELOPMENT

The article considers the new educational and academic discipline “Regional studies”, with special attention to the discipline “Regional studies of Russia”. The main principles underlying the new discipline “Regional Studies of Russia” allow to fulfill several tasks, first of all, to respond to the urgent needs of the state and contribute to the realization of state policy, primarily in the sphere of state security, interethnic interaction, strengthening the unity of Russia. The main principle of the new direction is the study of Russia as a unified region with a common history, destiny and mechanisms of development. The conclusion summarizes the results of the work carried out since the opening of the new specialty in 2001. The Faculty of Foreign Languages and Area Studies of MSU has carried out serious work on the development and promotion of the new scientific and educational direction of regional studies. The main theoretical and methodological approaches were worked out, the source base, which determines the fundamental nature of the science mentioned above, was elaborated in detail. The key factors of the region formation, its main parameters, constants and dominants were identified.

Текст научной работы на тему «НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ «РЕГИОНОВЕДЕНИЕ»: ИТОГИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ»

Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2024. Т. 27. № 4. С. 183-196 Lomonosov Linguistics and Intercultural Communication Journal, 2024, vol. 27, no. 4, pp. 183-196

РЕГИОНОВЕДЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И АРЕАЛЬНОЕ ВАРЬИРОВАНИЕ ЯЗЫКОВ И КУЛЬТУР

А.В. Павловская

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

«РЕГИОНОВЕДЕНИЕ»: ИТОГИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Москва,

Россия; [email protected]

Аннотация: В статье рассматривается новое образовательное и научное направление «регионоведение», с особым вниманием к направлению «регио-новедение России». В условиях нового миропорядка именно регионоведение России выходит на первый план. Главные принципы, положенные в основание нового направления «Регионоведение России» позволяют выполнить несколько задач: ответить на насущные потребности государства и способствовать реализации государственной политики прежде всего в сфере государственной безопасности, межнационального и межэтнического взаимодействия, укреплении единства России. Основной принцип нового направления — это изучение России как единого региона, имеющего общую историю, судьбу и механизмы развития. В заключении подводятся итоги работы, проводимой с момента открытия новой специальности в 2001 г. На факультете иностранных языков и регионоведения МГУ была проведена серьезная работа по разработке и продвижению нового научного и образовательного направления регио-новедение. Были подготовлены основные теоретические и методологические подходы, детально проработана источниковая база, определяющая фундаментальный характер науки. Выделены ключевые факторы формирования региона, основные его параметры, константы и доминанты. Результаты теоретических исследований легли в основание учебных курсов и научных исследований как преподавателей, так и студентов.

Ключевые слова: история науки; регионоведение; регионоведение России; высшее образование; традиции российского образования

doi: 10.55959/MSU-2074-1588-19-27-4-14

Финансирование: Исследование выполнено при поддержке Междисциплинарной научно-образовательной школы Московского университета «Сохранение мирового культурно-исторического наследия».

Павловская Анна Валентиновна — доктор исторических наук, профессор, зав. кафедрой региональных исследований факультета иностранных языков и регионоведения МГУ имени М.В. Ломоносова; [email protected]. ^^^^

О Павловская A.B., 2024 ^¡^

Для цитирования: Павловская А.В. Научно-образовательное направление «Регионоведение»: итоги и перспективы развития // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2024. Т. 27. № 4. С. 183-196.

Направление «регионоведение России», как ни странно, а может быть и закономерно, имеет еще более сложную, почти драматическую судьбу, чем «регионоведение» в целом. Государственный образовательный стандарт 2000 г. по специальности «Регионоведение» предусматривал присвоение квалификации «регионовед» с уточнением по конкретным направлениям, среди которых было и «регионы Российской Федерации». К сожалению, уже в этом уточнении был заложен неверный подход.

В сентябре 2009 г. в ходе образовательной реформы и создания ФГОС нового поколения был утвержден новый перечень направлений подготовки высшего профессионального образования. Специальность «Регионоведение» была трансформирована в направление «Зарубежное регионоведение». Россия, таким образом, оказалась из него выключенной. Удивительно, но только факультет иностранных языков и регионоведения МГУ забил тогда тревогу: из столь интересного и современного образовательного направления, как регио-новедение, оказалась выключена только Россия! Сохранились «востоковедение и африканистика», остальной мир охватывало «зарубежное регионоведение», а Россия никуда не попадала.

В 2010 г. ректор МГУ имени М.В. Ломоносова академик В.А. Садовничий обратился в Министерство образования и науки с ходатайством о введении в перечень направлений образования нового направления «Регионоведение России», мотивируя это тем, что в современной российской ситуации оно представляется не только важным и перспективным, но абсолютно необходимым для подготовки компетентных кадров для работы как в российских государственных учреждениях, так и за рубежом. Инициативу введения нового направления широко поддержала общественность, письма поддержки от самых разных научных, образовательных и государственных учреждений были также переданы в Министерство. 11 марта 2011 г. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации направление «Регионоведение России» было внесено в перечень направлений подготовки высшего профессионального образования1. Разработка стандарта нового направления была поручена МГУ имени М.В. Ломоносова и осуществлена кафедрой региональных исследований факультета иностранных языков и регионоведения МГУ.

1 Приказ № 1352 // Федеральный портал «Российское образование». URL: https://edu.ru/documents/view/51890/.

Среди важнейших особенностей регионоведения России надо выделить три главных. Во-первых, это изучение России как единого региона, имеющего общую историю, судьбу, особенности и закономерности развития. Точно так же и понятие «народ» объединяет всех жителей Российского государства, независимо от их национальной, этнической и расовой принадлежности. Во-вторых, выявление особенностей мировосприятия, представлений о жизни, о мире, о себе; поведения и образа жизни, общего и специфического в национальных традициях, обычаях, быте, нравах народа, а также рассмотрение исторических корней современных явлений жизни россиян. Главным на этом пути, как и относительно регионоведения в целом, может стать некая константа — неизменные особенности, вечные ценности, того культурного своеобразия, которое сохраняется не только в различные периоды жизни страны, но и характерно для разных слоев российского общества: социальных, возрастных, региональных (в узком понимании этого слова). Наконец, в-третьих, изучение России должно вестись в контексте мировых цивилизаций как части единого общемирового целого, в ее взаимодействии с окружающим миром. Особенно актуальны вопросы изучения механизмов создания позитивного образа страны как внешнего, так и внутреннего. В связи с этим большое внимание уделяется преподаванию иностранных языков и основ межкультурного общения, так как специалисты по России должны уметь общаться с представителями других культур не только на их языке, но и со знанием их обычаев и традиций.

Главные принципы, положенные в основу нового направления «Регионоведение России», позволяют выполнить несколько задач: ответить на насущные потребности государства и способствовать реализации государственной политики прежде всего в сфере государственной безопасности, межнационального и межэтнического взаимодействия, в укреплении единства России.

Пока статья находилась в работе, вышел Указ Президента РФ «Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области исторического просвещения» (от 8 мая 2024 г.)2, определяющий вектор развития гуманитарного знания в современной России. Основные его постулаты во многом совпадают с принципами и подходами, заложенными в регионоведении России. Россия рассматривается как «великая страна с многовековой историей, государство-цивилизация, сплотившее русский и многие другие народы на пространстве Евразии в единую культурно-историческую общность и внесшее огромный вклад в общемировое

2 Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области исторического просвещения // Официальный портал Президента Российской Федерации. URL: http://kremlin.ru/acts/news/73989.

развитие...» Главной целью государственной политики в сфере гуманитарных наук является «формирование общности Русского мира на основе традиционных российских духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей.» Подчеркивается «историческое единство народов Российской Федерации при сохранении ценности истории и культуры каждого ее народа». Иными словами, речь идет именно о тех аспектах отечественной истории и современной культуры, которые реализует образовательная программа регионоведение России. Регионоведение России вышло на государственный уровень. Это очень важный стимул не только для продолжения сложившейся в рамках общегосударственной концепции образовательной и научной программы регионоведение России, но и для поисков новых путей ее развития на новом этапе.

Новое направление по достоинству оценили зарубежом. Регионо-ведение России представляется оптимальным образовательным направлением для иностранных учащихся, которые хотят познать «загадочную русскую душу». Оно дает широкий взгляд на особенности российского региона во всем его многообразии, сочетая это с обстоятельным изучением русского языка и основ межкультурного общения, в первую очередь именно с россиянами. Основываясь в первую очередь на историко-культурном своеобразии России, оно формирует у иностранных учащихся позитивный образ страны, способствует укреплению отношений между народами и дает иностранным студентам знания, необходимые в практической работе, в самых разных областях деятельности, связанных с Россией — на государственной службе, в общественных и образовательных организациях, бизнесе. Позитивным и крайне показательным сдвигом в этой области является тот факт, что в последние несколько лет на регионоведение России обратили внимание в Китайской Народной Республике, студенты из которой теперь часто предпочитают получить широкое комплексное знание о России, чем просто знание русского языка.

Появившееся в 1960-е годы как раздел лингводидактики, образовательное направление «Русский язык как иностранный», в современном глобальном мире представляется слишком узким, ограниченным в методическом плане. В глобальном мире нужны и глобальные подходы, так что «Русская культура как иностранная» в рамках комплексного и широкого регионоведения России представляется более обоснованной для вызовов нового времени. Эта тема требует отдельной и тщательной проработки.

Обратимся к обзору основных путей и методов исследования стран-регионов в целом. Во-первых, это историко-культурный подход. Для того чтобы определить константы региона, те особенности характера народа, которые едины для разных социальных и этни-186

ческих групп населения, населяющих регион, точнее составляющих регион, для разных географических и политических областей, входящих в единое государственное объединение, особенности, сохраняющиеся, пусть и видоизменяясь, в разные исторические эпохи, необходимо обратиться к историческим корням, посмотреть как складывались эти особенности в историко-культурном срезе. Без понимания исторических причин бывает трудно понять современные явления, даже самые простые.

Например, хорошо известно, что в России принято на дороге предупреждать водителя о том, что впереди стоит инспектор ГИБДД. У американцев, как было не раз проверено на личном опыте, это вызывает непонимание, отторжение и даже осуждение, как покрывательство преступления и вопиющее нарушение закона. Американец же в случае отсутствия на дороге постового, не поленится остановиться и сообщить куда следует о замеченном им нарушении скорости или проезде на красный свет, пусть и на пустой дороге ночью. Это, в свою очередь, вызывает осуждение у россиян, считающих подобное поведение «стукачеством».

Речь в данном случае идет об отношении к закону в разных странах. Разобраться в ситуации помогает история. Становление государственности на американском континенте проходило в XIX в. в условиях жестокой свободной индивидуальной конкуренции, отягощенной противостоянием с коренными народами, готовыми отстаивать территории ценой своей жизни. Вспомним знаменитые вестерны. Их трудно назвать историческим источником, но в некотором смысле они передают определенную атмосферу времени и места: кто первый выстрелил, тот и прав было «законом» освоения новых территорий на протяжении длительного времени. Только установление жесткого порядка через суровое наказание за несоблюдение законов, могло создать крепкое и целостное государство. Римское «Закон суров, но он закон» — стало основой национального мировоззрения американцев, а законопослушность — чертой характера. Подчеркнем, речь идет не об установлении повсеместной законности в стране, а об отношении жителей к закону.

Совершенно иная картина в России, где подавляющее большинство населения веками жило в крестьянских или иных видах общин, в которых действовали свои неписаные законы, обусловленные традицией, соответствовавшие собственным представлениям о справедливости и нередко шедшие в разрез с государственным законодательством. Например, в деревнях поджог и конокрадство считались самыми страшными преступлениями: первое могло уничтожить всю деревню, второе лишало крестьянскую семью главной рабочей силы для обработки земли, обрекало ее на голод.

А вот мошенничество, обман, особенно в отношении интересов казны, крестьяне зазорным не считали, отговариваясь фразами типа: «Не обманешь, не продашь», «Казна, ведь, нашими деньгами не разбогатеет: и так она, матушка, богата». И даже убийства, порой, считались «за дело». Учитывая размер страны и удаленность сел и деревень от городов, где жили представители власти, подобная ситуация негласно устраивала и государство. Порядок в общине поддерживался изнутри, учитывал местные условия, а на чем оно основывался не имело большого значения. Так что базисом для представлений о законе в России стало «закон, что дышло, куда повернешь, туда и вышло», а следование «неписаным» законам общества — чертой русского характера.

Возвращаясь к ситуации с дорожными нарушениями. Для россиянина предупреждение на дороге — это не нарушение закона, а проявление водительской солидарности, оно естественно для страны, где исторически очень важно чувство взаимовыручки, где законы нередко противоречат здравому смыслу, а знаки на дорогах — простой человеческой логике. Для американца же сообщение о нарушении и последующее наказание виновного является выражением веры в незыблемость законов и здравый смысл общественного устройства. Каждый по-своему прав, исходит из ценностей своей культуры и особенностей культурно-исторического развития.

Государство, как и народ, имеет свою судьбу — оно рождается в определенных условиях как результат сложения различных народов, как, например, Древняя Русь, или одного, как Исландия. В определенном месте: на перекрестке культур между востоком и западом, как первая, или в удалении от других народов, как вторая. У него есть «крестные», Византия для Руси и Норвегия для Исландии. Свои детские травмы: постоянные войны, сотрясавшие Русь в силу ее геополитического местоположения и многовековое нахождение под властью норвежской короны для Исландии. Аналогию можно продолжать долго: взаимодействие с соседями, выбор хозяйственного пути, образование, воспитание и т.д. Одним словом, не поняв особенностей историко-культурного развития страны, нельзя понять и ее характер. С этой точки зрения регионоведение кровно связано с исторической наукой, как и другие науки о жизни и судьбах народах мира, например этнография и этнология.

Во-вторых, ключевой метод регионоведческих исследований — сравнительный анализ. Пигмей, живший в глухой африканской деревушке, считал рост 1,40 м нормой для всего человечества, пока не столкнулся с европейцами, средний рост которых более 1,70 м. Так и с культурой. Приглашение в гости для россиян непременно, а иногда и исключительно, предполагает обильное застолье, а в аме-188

риканской семье вас могут встретить пивом с легкими закусками и политической беседой. Для России взрослые дети, живущие с родителями и опекаемые ими до седых волос, — норма, для американцев — нонсенс. Праздник Пасхи для французов становится поводом для гастрономического застолья, для россиян возможностью напечь куличи, покрасить яйца и отправиться всей семью в церковь, не только чтобы освятить их, но и похвастаться талантами перед окружающими, для англичан — создать в церкви садик в миниатюре (старшее поколение) или повеселиться в пабе (молодежь), для финна— поехать на дачу и пойти в сауну. Важно не только отношение к религии в разных культурах, но ясно видны культурные доминанты: тяготение к народным традициям и важность общественного мнения для русских; гастрономическая культура для французов; садоводство для англичан и почти сакральность сауны для финнов.

Понимание изучаемого региона и народа, его населяющего, возможно только в контексте его культурного, в широком смысле того слова, взаимодействия с окружающими странами и народами.

Необходимо еще назвать комплексный подход к изучению проблем. Характер народа, как и человека, всегда многопланов и противоречив. Англичане приветствуют друг друга в африканской саванне после месяцев отчаянных поисков холодной и чопорной фразой «Доктор Ливингстон, я полагаю?» (Dr. Livingstone, I presume?). И они же являются создателями жанра «фэнтези» и многочисленных волшебных миров, часто населенных милыми зверюшками и игрушками. Немцы, приверженцы закона, порядка и военной дисциплины, подарили миру романтизм, полный смутного томления по недостижимому идеалу. Русские, открывшие первый университет лишь в середине XVIII в., отменившие крепостное право практически позже всех в Европе и вплоть до революции обучавшие крестьянских детей в церковно-приходских школах, подарили миру шедевры культуры в области литературы, музыки, театра.

Междисциплинарность — еще одна важная особенность регио-новедения. Для понимания характера народа во всем его многообразии необходимы данные различных наук и разнообразные источники. Чтобы подвести научную базу под обобщения, избежать поверхностных суждений, основанных на устоявшихся стереотипах или мнении отдельных «знатоков», необходимо иметь веские доказательства. Ситуация осложняется тем, что, в отличие от других наук о народах, регионоведение имеет дело не только с материальной и духовной культурой. Но и такими сложными, трудноуловимыми аспектами, как особенности характера, поведения, чувств, вкусов, мировосприятия, причем большой группы людей. Что даст понимание о россиянине: результаты выборов, средства массовой инфор-

мации, популярные сериалы, статистические данные, детские сказки, распространенные стереотипы, мнение иностранцев или личные наблюдения за самими собой? Все из вышеупомянутого и многое другое. Собрав по крупицам данные, проанализировав их, сопоставив между собой, мы получим определенную картину. Для лингвиста главным источником информации является язык, для литературоведа — литература, для искусствоведа — памятники искусства, для философа — философские трактаты, для регионове-да — только комплекс источников. В языке, например, для понимания характера региона особое значение имеют непереводимые слова, такие как «смирение» и «простор» в русском, "challenge" и "stiff upper lip" в английском, "la bella figura" в итальянском, "sisu" в финском. Национальная литература является своего рода «зеркалом души» народа. И так далее.

Большая часть таких источников не только отражает, но и формирует особенности характера и мировосприятия, способствует сохранению и осуществляет трансляцию национальной традиции через поколения и время. Например, сказки. Для большинства детей именно со сказки начинается знакомство с художественным словом и постижение основ человеческой премудрости. С младенчества усваиваются многие истины, которые незаметно, спрятав их за интригующим и таинственным сюжетом, преподносит народная сказка. И родители, рассказывая или читая сказки своим детям, как бы заново повторяют урок, освежают в памяти те идеалы, которые они, в свою очередь, слышали в детстве от своих родителей.

Основанные на схожих сюжетах, сказки дают совершенно разное наполнение, в зависимости от идеалов того народа, который их рассказывает. Немецкая бабушка-метелица награждает сиротку за чистоту и трудолюбие, здесь труд — мерило ценностей. В аналогичной ситуации наш дедушка Морозко спасает попавшую в беду девушку за скромность, смирение, незлобивость, готовность к самопожертвованию, те качества, которые были особо любимы в русском народе. Во французских сказках главным достоинством героини является ее красота, она может быть глупа и капризна, но красота искупает все. Как, например, в сказке Рике с хохолком, в которой герой из двух принцесс выбрал глупую, но красивую, оставив некрасивую умницу страдать в одиночестве. Сказка Три поросенка олицетворяет важный принцип английской жизни — «мой дом — моя крепость». Таким образом, сказки не только отражают особенности национального характера, но и активно его формируют, с раннего возраста давая детям готовые формулы и идеалы.

И последнее, не по степени значимости. В таком тонком деле, как национальные вопросы необходимо соблюдение определенных мо-

рально-этических принципов. Разделение на свое (хорошее) и чужое (неправильное) заложено в самой природе человека и сопровождает всю историю человечества. При всей толерантности и глобальности современной жизни трудно отделаться от предубеждений. Регионо-ведение играет большую роль в отношениях между народами разных стран. Нас часто раздражают жители других стран, которые ведут себя не только не так, как нам хочется, но часто еще и вразрез с традиционными стереотипами. Их поведение и привычки кажутся нам странными и противоестественными. Вместе с тем знания их культурных особенностей не только примиряет со странностями, но и показывает их совсем в другом свете.

Приглашение финнами на дружественную встречу в сауну, не проявление грубости, а высшая степень доверия. Сауна в финской культуре занимает почти сакральное место, а посещение ее — важнейший ритуал, принять участие в котором позволяют лишь близким людям. Запрет на ношение купальников в термальных источниках (онсэнах) для японцев считается серьезным нарушением правил. Большие приверженцы ритуалов в разных сферах жизни, они почитают такого рода процедуру скорее омовением в священных водах, которые нельзя осквернять никакими лишними предметами, чем просто купанием. Категорически запрещены в онсэнах татуировки, в древности в Японии их наносили преступникам в качестве наказания, оскверняя тем самым душу и тело. Преступникам же вход в святыни, к коим причисляют источники, запрещен. Китайцы не принесут вам чая к еде, сколько бы вы не требовали, в лучшем случае горячую бурду. Настоящий чай — напиток торжественный, им надо наслаждаться, а не прихлебывать им еду, разрушая одновременно вкус и еды, и чая. Для итальянцев гастрономическое искусство сродни живописи и скульптуре, имеет свои законы, нарушение которых разрушает гармонию. Так что не просите пармезан к пасте с трюфелями, капучино к обеду, красное вино к рыбе и чек до того, как вы поставили последнюю вкусовую точку в своем обеде. Английские дети «должны быть видны, но не слышны», в хороших семьях их воспитывают в строгости, по старинной традиции, подспудно все еще готовя к подвигам — завоеванию мира, путешествиям, освоению новых земель. Приличные манеры по-прежнему имеют значение в этой стране, а настоящий англичанин должен быть готов бросить вызов судьбе и не бояться трудностей. А вот французские дети могут бегать и шуметь повсюду, мешая окружающим, что не считается зазорным. Зато выходить из-за стола до окончания длительного обеда им не разрешается. Идеалы «свободы, равенства и братства» в сочетании с природным гедонизмом преобладают во Франции, так что дети должны получать удо-

вольствие от жизни, главным из которых является прием пищи, но относиться к этому со всей серьезностью.

Традиций и привычек у различных народов великое множество, и большинство из них объяснимо с позиций истории, привычек, жизненных идеалов. Знание дает понимание, понимание дает принятие иной культуры, умение построить с ее носителями конструктивный диалог. В этом основная цель регионоведения как прикладной науки.

Завершить статью хотелось бы на «юбилейной» ноте. На факультете иностранных языков и регионоведения МГУ была проведена серьезная работа по разработке и продвижению нового научного и образовательного направления регионоведение, причем не только на кафедре региональных исследований, но и на факультете в целом [см., напр.: Молчанова, 2019; Павловская, 2020; Шевлякова, 2017]. Были выработаны основные теоретические и методологические подходы, детально исследована информационная база, определяющая фундаментальный характер науки, о которых уже говорилось. Выделены ключевые факторы формирования региона, главные его параметры, константы и доминанты. Результаты теоретических исследований легли в основу учебных курсов и научных исследований как преподавателей, так и студентов. Научные результаты слишком обширны, чтобы приводить их в статье, ознакомиться с ними можно в наукометрической системе «Истина»3.

Формирование основных научных принципов регионоведения и их апробация проводились в рамках конференций и круглых столов, которые организует кафедра региональных исследований, в первую очередь — это «Россия и Запад: диалог культур», Ломоносовские чтения, студенческая конференция «Региональные варианты массовой культуры», Научно-практическая конференция по регионоведению для школьников. Особо хотелось бы отметить симпозиум «История еды и традиции питания народов мира», идея которого была подсказана той важностью, которую пищевые привычки и традиции имеют при рассмотрении особенностей регионов мира.

В настоящее время идет активная работа над учебником, для написания которого понадобилось много времени, чтобы осмыслить новое направление и проверить на практике основные положения; лекции, семинарские занятия, научная и практическая работа со студентами и аспирантами сделали это возможным.

Хотелось бы обратить особое внимание на образовательную программу, которая складывалась постепенно и неоднократно корректировалась. Надо сказать, что на первом этапе в этом вопросе было

3 Кафедра региональных исследований // Интеллектуальная Система Тематического Исследования Наукометрических данных (Истина). URL: https://istina. msu.ru/organizations/department/276353/.

много трудностей. Междисциплинарный характер регионоведения собрал на кафедре представителей разных научных направлений: филологов, историков, искусствоведов, географов, психологов и т.д. Каждый пришел со своими сложившимися подходами, научными методами, терминологией и системой научных взглядов. Процесс слияния в единое целое был сложным, велись споры, обсуждения, принимались совместные решения. Больше всего трудностей вызывали темы дипломных, курсовых, выпускных работ, они должны были иметь регионоведческую направленность, основываться на комплексном материале и соответствовать профилю специальности. Однако трудности были преодолены, чему немало способствовало вливание в педагогический коллектив выпускников отделения, тех, кто, в отличие от их преподавателей, является дипломированными регионоведами. Число их растет.

Программа преподавания слишком объемная, что обусловлено широтой подхода к исследованию регионов. Студенты изучают целый комплекс дисциплин, раскрывающих регион с разных сторон: это история, литература, культура, искусство, география, этнология, международное положение и внешняя политика, социально-политическая система, экономика, право региона специализации, причем все эти предметы преподаются с учетом регионоведческой специфики, внимание акцентируется прежде всего на региональных особенностях, отличиях от других регионов, регионообразующих факторах.

Были разработаны и абсолютно новые профессиональные курсы, среди них введение в регионоведение, регионоведение страны специализации, методы региональных исследований, теория и методология комплексного регионоведения, источниковедение регионоведе-ния, проблемы взаимодействия культур, визуальное регионоведение, ИКТ в региональных исследованиях, мультимедийные технологии в региональных исследованиях и многие другие. Важное место в программе занимает преподавание иностранных языков. Традиционные для факультета курсы были дополнительно расширены такими аспектами, как язык делового общения, язык дипломатических переговоров, язык СМИ и др. Уникальным является курс «Русский мир на английском языке», студенты должны уметь рассказать о своей стране иностранцам [Карелина, Смирнова, 2020].

Регионоведение — наука практическая, необходимо гармоничное сочетание теории и практики — вовлечение студентов в реальные проекты, сотрудничество с различными компаниями, органами государственной власти, организация практики на местах. Так что особое внимание в образовательной программе уделяется развитию прикладных направлений работы. Успешно ведется работа в рамках регионоведческого практикума, студенты работают над самыми

разными проектами прикладного характера, причем не только детально их прорабатывают, но нередко и реализуют их на практике.

Важнейшей частью программы регионоведения является выездная практика, которая проводится в различных субъектах Российской Федерации. Подготовка практики, ее проведение, оформление итогов — это пролонгированный и последовательный процесс, который в общей сложности продолжается целый год, главным, конечно, является работа на местах. Помимо традиционного анализа письменных источников, во время учебной практики студентами широко используются такие приемы, как социологические опросы, интервьюирование, контент-анализ региональной прессы, анализ региональной специфики рекламы, съемки учебных фильмов и т.д. В течение двух недель студенты работают в региональных административных, законодательных и правоохранительных органах, органах местного самоуправления, учреждениях образования и культуры, в региональных СМИ, на градообразующих промышленных предприятиях и т.д. Важно проявить не только качества исследователя, но и навыки межличностной коммуникации, умение общаться с людьми. Студенты беседуют с чиновниками всех рангов, с деятелями искусства, журналистами, рабочими, священнослужителями, преподавателями вузов и школ. Они проводят социологические опросы на улицах городов. Для многих студентов — жителей крупных мегаполисов — посещение русской глубинки становится настоящим откровением, погружением в незнакомый прежде мир. Заключительным этапом практики является написание и презентация исследовательской работы уже осенью в учебной аудитории. Темы исследований разные, зависят от места, где проводится практика. Например, «Деловая культура региона», «Имидж города: современные стратегии формирования и продвижения», «Проблемы самоидентификации жителей региона», «Молодежная политика региона», «Современная культурная жизнь региона», «Социально-экономические и культурные контакты региона с зарубежными странами» и т.д. [Руцинская, 2013]

Учебный курс магистратуры «Социокультурное проектирование» строится на совместной работе российских и китайских студентов. Его главная цель — научить студентов работать в международном коллективе, строить конструктивный диалог в сфере культуры и образования. А также помочь китайским студентам адаптироваться в российской образовательной среде; познакомить студентов из Китая, обучающихся в России, с особенностями русской культуры, традициями и менталитетом, бытовыми особенностями; привлечь китайскую молодежь к обучению в МГУ; познакомить российских студентов с китайским менталитетом и культурой; помочь наладить 194

дружеские отношения со своими иностранными однокурсниками; научить студентов создавать информационно-образовательные блоги.

Наконец, среди достижений кафедры разработка учебных программ и методических материалов по регионоведению России для иностранных учащихся, число которых неуклонно растет вместе со спросом.

С 2001 г., момента открытия специальности регионоведение на факультете иностранных языков и регионоведения МГУ, было выпущено более полутора тысяч студентов (специалистов, бакалавров, магистрантов), успешно работающих в самых разных сферах: на государственной службе; в средствах массовой информации; PR и рекламных отделах международных компаний; посольствах и представительствах зарубежом; общественных организациях; образовательных учреждениях, применяя на практике знания, полученные ими в Московском университете.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Карелина Н.А., Смирнова Г.Е. Изучение английского языка студентами-регионо-ведами: от мотива к мотивации // Педагогика и просвещение. 2020. № 2. С. 60-68.

2. Молчанова Г.Г. Когнитивные подходы к изменениям дискурса нового поколения // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2019. № 1. С. 9-18.

3. Павловская А.В. Взаимодействие культур в международном образовании: к вопросу о проблемах межкультурной коммуникации в глобальном мире // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2020. № 2. С. 128-141.

4. Руцинская И.И. Регионоведческая практика как неотъемлемая часть подготовки специалиста-регионоведа // Формиране на гражданина и професионалиста в условията на университетского то образование. Т. 2. Габрово, 2013.

5. ШевляковаД.А. Предметные области в изучении национальной идентичности (на примере Италии) // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2017. № 3. С. 101-110.

Anna V. Pavlovskaya

NEW EDUCATIONAL AND ACADEMIC DISCIPLINE "REGIONAL STUDIES": RESULTS AND PROSPECTS OF FUTURE DEVELOPMENT

Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russia; [email protected] Abstract: The article considers the new educational and academic discipline "Regional studies", with special attention to the discipline "Regional studies of Russia". The main principles underlying the new discipline "Regional Studies of Russia" allow to fulfill several tasks, first of all, to respond to the urgent needs of the state and contribute to the realization of state policy, primarily in the sphere of state security, interethnic interaction, strengthening the unity of Russia. The main principle of the new direction is the study of Russia as a unified region with a common history, destiny and mechanisms of development. The conclusion summarizes the results of the work carried out since the opening of the new specialty in 2001.

The Faculty of Foreign Languages and Area Studies of MSU has carried out serious work on the development and promotion of the new scientific and educational direction of regional studies. The main theoretical and methodological approaches were worked out, the source base, which determines the fundamental nature of the science mentioned above, was elaborated in detail. The key factors of the region formation, its main parameters, constants and dominants were identified.

Keywords: history of science; regional studies; regional studies of Russia; higher education; traditions of Russian education

Funding: This research has been supported by the Interdisciplinary Scientific and Educational School of Moscow University "Preservation of the World Cultural and Historical Heritage".

For citation: PavlovskayaA.V. (2024) New Educational and Academic Discipline "Regional Studies": Results and Prospects of Future Development. Lomonosov Linguistics and Intercultural Communication Journal, vol. 27, no. 4, pp. 183-196. (In Russ.)

About the author: Anna V. Pavlovskaya — Dr. Habil in History, Professor, Head of the Department of Area Studies, Faculty of Foreign Languages and Area Studies, Lomonosov Moscow State University; [email protected].

REFERENCES

1. Karelina N.A., Smirnova G.E. 2020. Izuchenie anglijskogo yazyka studentami-re-gionovedami: ot motiva k motivacii. [English language learning by regional studies students: from motive to motivation.]. Pedagogy and education, no. 2, pp. 60-68. (In Russ.)

2. Molchanova G.G. 2019. Kognitivnye podhody k izmeneniyam diskursa novogo pokoleniya. [Cognitive approaches to the new generation worldview]. Moscow State University Bulletin. Series 19. Linguistics and Intercultural Communication, no. 1, pp. 9-18. (In Russ.)

3. Pavlovskaya A.V. 2020. Vzaimodejstvie kul'tur v mezhdunarodnom obrazovanii: k voprosu o problemah mezhkul'turnoj kommunikacii v global'nom mire. [Intercultural Communication in International Education: Concerning Problems of Intercultural Communication in the Global World]. Moscow State University Bulletin. Series 19. Linguistics and Intercultural Communication, no. 2, pp. 128-141. (In Russ.)

4. Rucinskaya I.I. 2013. Regionovedcheskaya praktika kak neot"emlemaya chast' podgotovki specialista-regionoveda [Regional studies practice as an integral part of training of a specialist-regionologist]. Formirane na grazhdanina i profesionalista v usloviyata na universitetskogo to obrazovanie, no. 2. (In Russ.)

5. Shevlyakova D.A. 2017. Predmetnye oblasti v izuchenii nacional'noj identichnosti (na primere Italii). [Subject areas in the study of national identity (on the example of Italy)]. Moscow State University Bulletin. Series 19. Linguistics and Intercultural Communication, no. 3, pp. 101-110. (In Russ.)

Статья поступила в редакцию 23.04.2024; одобрена после рецензирования 23.05.2024;

принята к публикации 28.06.2024;

The article was submitted 23.04.2024; approved after reviewing 23.05.2024; accepted for publication 28.06.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.