Научная статья на тему 'Научно-образовательная политика в республике Башкортостан на рубеже XX-XXI веков: государственно-правовое регулирование'

Научно-образовательная политика в республике Башкортостан на рубеже XX-XXI веков: государственно-правовое регулирование Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
232
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУКА / ТЕХНИКА / ОБРАЗОВАНИЕ / РЕГИОН / УФИМСКИЙ НАУЧНЫЙ ЦЕНТР РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК / КОНЦЕПЦИЯ / ТРАНСФОРМАЦИЯ / РЕСПУБЛИКА БАШКОРТОСТАН / ДЕКЛАРАЦИЯ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РЕФОРМИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Юсупов Рахимьян Галимьянович

В статье показаны значение и роль государственно-правового регулирования в области образования и науки в одном из ведущих регионов Российской Федерации на основе анализа фактов во всей их совокупности и взаимосвязи. Отмечена большая роль в осуществлении региональной научно-образовательной политики, преодолении возникающих при решении важных задач в данной области трудностей Президента, Правительства, Государственного Собрания-Курултая Республики Башкортостан и др.В результате постсоветской трансформации, как следует из статьи, Академия наук выстояла, сохранилась как высшее научное учреждение в России и ее регионах, как главный центр фундаментальных знаний, сохранив свой высокий потенциал, престиж в мировом научном сообществе. Ее вклад в мировую науку продолжал оставаться весьма значительным, а по ряду направлений определяющим. Безусловно, переживаемые Академией трудности негативным образом повлияли на активность научных коллективов и отдельных ученых, а региональная наука в этих условиях вынуждена была приступить к поиску новых форм организации исследований. Интеграционные процессы позволили консолидировать источники финансирования из федерального и республиканского бюджетов по ряду важнейших направлений естественных и общественных наук. Научно-образовательные учреждения в регионе получали дополнительные средства за счет бюджета Академии наук Республики Башкортостан. Автор отмечает, что расширение сети научно-образовательных учреждений, развитие в них фундаментальных исследований, опыт организационной деятельности соответствовали общемировым тенденциям становления современной науки, представляя научную и практическую ценность в современных условиях обеспечения общественного прогресса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH AND EDUCATIONAL POLICY IN THE REPUBLIC OF BASHKORTOSTAN AT THE TURN OF XX-XXI CENTURIES: THE STATE-LEGAL REGULATION

The article shows the importance and the role of public-legal regulation in the field of education and science in one of the leading regions of the Russian Federation on the basis of analysis of the facts in their totality and interconnection. Marked a big role in the implementation of regional scientific-educational policy, overcoming arising when solving the important problems in this area the difficulties of the President, Government, State Assembly Kurultai of the Republic of Bashkortostan and etc.In the post-Soviet transformation, as follows from the article, the Academy of Sciences survived, survived as the highest scientific institution in Russia and its regions as a major center of fundamental knowledge, retaining your high potential and prestige in the international scientific community. Her contribution to the world of science continued to be very significant, and in a number of areas determining. Of course, the Academy are experiencing difficulties, adversely affected the activity of research collectives and individual scientists, and regional science in these conditions, was forced to seek new forms of organization of studies. The integration process helped to consolidate sources of funding from Federal and Republican budgets on a number of important areas of natural and social Sciences. Scientific and educational institutions in the region received additional funds due to the budget of the Academy of Sciences of the Republic of Bashkortostan.The author notes that the expansion of the network of scientific and educational institutions, the development of basic research, the experience of organisational activities consistent with global trends of development of modern science, presenting scientific and practical value in modern conditions, ensure social progress.

Текст научной работы на тему «Научно-образовательная политика в республике Башкортостан на рубеже XX-XXI веков: государственно-правовое регулирование»

Развитие образования

УДК 37.014

Юсупов Р. Г.

доктор исторических наук, профессор кафедры «Государственное право» Института права ФГБОУ ВО Башкирский государственный университет, Россия, г. Уфа

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН НА РУБЕЖЕ XX-XXI ВЕКОВ: ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

В статье показаны значение и роль государственно-правового регулирования в области образования и науки в одном из ведущих регионов Российской Федерации на основе анализа фактов во всей их совокупности и взаимосвязи. Отмечена большая роль в осуществлении региональной научно-образовательной политики, преодолении возникающих при решении важных задач в данной области трудностей Президента, Правительства, Государственного Собрания — Курултая Республики Башкортостан и др.

В результате постсоветской трансформации, как следует из статьи, Академия наук выстояла, сохранилась как высшее научное учреждение в России и ее регионах, как главный центр фундаментальных знаний, сохранив свой высокий потенциал, престиж в мировом научном сообществе. Ее вклад в мировую науку продолжал оставаться весьма значительным, а по ряду направлений — определяющим. Безусловно, переживаемые Академией трудности негативным образом повлияли на активность научных коллективов и отдельных ученых, а региональная наука в этих условиях вынуждена была приступить к поиску новых форм организации исследований. Интеграционные процессы позволили консолидировать источники финансирования из федерального и республиканского бюджетов по ряду важнейших направлений естественных и общественных наук. Научно-образовательные учреждения в регионе получали дополнительные средства за счет бюджета Академии наук Республики Башкортостан.

Автор отмечает, что расширение сети научно-образовательных учреждений, развитие в них фундаментальных исследований, опыт организационной деятельности соответствовали общемировым тенденциям становления современной науки, представляя научную и практическую ценность в современных условиях обеспечения общественного прогресса.

Ключевые слова: наука, техника, образование, регион, Уфимский научный центр Российской Академии наук, концепция, трансформация, Республика Башкортостан, декларация, инновационная деятельность, реформирование.

RESEARCH AND EDUCATIONAL POLICY IN THE REPUBLIC OF BASHKORTOSTAN AT THE TURN OF XX-XXI CENTURIES: THE

STATE-LEGAL REGULATION

The article shows the importance and the role of public-legal regulation in the field of education and science in one of the leading regions of the Russian Federation on the basis of analysis of the facts in their totality and interconnection. Marked a big role in the implementation of regional scientific-educational policy, overcoming arising when solving the important problems in this area the difficulties of the President, Government, State Assembly — Kurultai of the Republic of Bashkortostan and etc.

In the post-Soviet transformation, as follows from the article, the Academy of Sciences survived, survived as the highest scientific institution in Russia and its regions as a major center of fundamental knowledge, retaining your high potential and prestige in the international scientific community. Her contribution to the world of science continued to be very significant, and in a number of areas — determining. Of course, the Academy are experiencing difficulties, adversely affected the activity of research collectives and individual scientists, and regional science in these conditions, was forced to seek new forms of organization of studies. The integration process helped to consolidate sources of funding from Federal and Republican budgets on a number of important areas of natural and social Sciences. Scientific and educational institutions in the region received additional funds due to the budget of the Academy of Sciences of the Republic of Bashkortostan.

The author notes that the expansion of the network of scientific and educational institutions, the development of basic research, the experience of organisational activities consistent with global trends of development of modern science, presenting scientific and practical value in modern conditions, ensure social progress.

Key words: science, technology, education, region, Ufa scientific center Russian Academy of Sciences, concept, transformation, Republic of Bashkortostan, declaration, innovation, reform.

Development of educaton

Среди научных учреждений Советского Союза в начале 1990-х гг., как и прежде, наиболее мощной и влиятельной организацией являлась Академия наук СССР. Хотя она включала сравнительно небольшое число институтов (около 250) и научных работников (около 65 тыс. человек), в ней работали наиболее высококвалифицированные ученые страны. Среди них на 1 января 1990 г. насчитывалось 306 академиков и 567 членов-корреспондентов АН СССР. В состав АН СССР входило также 94 иностранных члена [1]. Академия наук СССР оказывала большое влияние не только на развитие науки, но и на политическую жизнь страны. Повышению роли Академии наук страны способствовал указ Президента СССР от 23 августа 1990 г. «О статусе Академии наук СССР» [2]. Необходимо подчеркнуть, что ранее Академия наук официально подчинялась Совету Министров СССР.

В начале 1990-х гг. в развитии Башкирского научного центра Уральского отделения АН СССР, равно как и в развитии научного потенциала Башкортостана в целом, произошли коренные организационные и структурные изменения. Их основная причина тесно связана с общей политической и экономической обстановкой в стране, предпосылки которой закладывались в предшествующие годы.

В это время Башкирская АССР представляла собой ведущий индустриально-аграрный регион с мощным производственным, сырьевым потенциалом, разветвленной системой связи, коммуникаций и энергетики в масштабах России, СССР. В республике были сосредоточены крупнейшие в Европе предприятия нефтепереработки, нефтехимии, химии, ВПК, цветной и черной металлургии. В конце 1980-х гг. в БАССР функционировало 125 из 184 отраслей сферы материального производства. По показателям совокупного общественного продукта регион опережал все автономные образования и занимал соответственно шестое-седьмое места среди союзных республик. По своему экономическому потенциалу Башкортостан уступал лишь таким крупным союзным республикам, как РСФСР, Украина, Белоруссия, Казахстан, Узбекистан, а в пределах Российской Федерации Московской и Свердловской областям, городам Москве и Санкт-Петербургу.

Однако следует отметить, что 97 % собственности (заводов, шахт, фабрик) на территории БАССР принадлежало союзным, республиканским (РСФСР) министерствам и ведомствам. Это означало, что доля отчислений с этих предприятий в бюджет республики была ничтожно мала. Согласно статье 137 Конституции БАССР ее бюджет был зависим от общероссийского. По данным статистики, в расчете на одного человека в БАССР выделялось капитальных вложений на жилье на 20-25% меньше, чем по РСФСР в среднем, в результате чего республика

занимала по данному показателю 52-е место в России [3]. Башкирская АССР отставала в развитии практически всех социально-культурных отраслей. По уровню обеспеченности медицинскими, дошкольными и школьными учреждениями, вузами, домами культуры, клубами, количеству издательств, выпуску газет, журналов и книг республика в конце 1980-х гг. находилась на одном из последних мест среди краев, областей и автономных образований Российской Федерации [4]. По материалам переписи населения 1979 г. БАССР по количеству лиц с высшим образованием на 1000 человек в возрасте 10 лет и старше занимала последнее место. Если на 1000 человек населения в возрасте 10 лет и старше в среднем в республике приходилось 44 человека с высшим образованием, то лиц коренной башкирской национальности — всего 32 человека.

Одна из главных причин такого социально-экономического и духовно-культурного развития БАССР заключалась в статусе автономной республики, который ограничивал деятельность местных органов власти в решении ключевых проблем, ряд которых был выделен выше. В конце 1980-х гг. в Башкортостане активизировалась борьба за создание условий и возможностей для социального переустройства жизни граждан путем укрепления прочного фундамента государственности в регионе. Правовая основа для решения этих исторических задач впервые определилась после провозглашения 12 июня 1990 г. Декларации о государственном суверенитете Российской Федерации. В данном основополагающем документе было закреплено положение о том, что высшей целью принятия Декларации является обеспечение каждому народу России «неотъемлемого права на достойную жизнь, свободное развитие и пользование родным языком, а каждому народу — на самоопределение в избранных им национально-государственных и национально-культурных формах» [5].

Принятие Декларации о государственном суверенитете Российской Федерации предоставило уникальную возможность народам Башкирской автономной республики осуществлять реальное право по решению вопросов экономической, политической, социальной и культурной жизни. Спустя четыре месяца, 11 октября 1990 г., Верховный Совет республики XII созыва принял Декларацию о государственном суверенитете Башкортостана. Реализация основных положений этого исторического документа явилась началом к проведению руководством региона целостной многовариантной национально-культурной политики [6].

Провозглашение государственного суверенитета Башкортостана в составе Российской Федерации сыграло принципиально важную роль в сохранении и дальнейшем развитии академической науки региона. В начале 1990-х гг., когда многие отраслевые

Bulletin USUES. Science, education, economy. Series economy. 2016, (16), № 2

институты остались без своих союзных учредителей, а фундаментальные исследования и известные научные школы нуждались в серьезной финансовой поддержке, руководством республики было принято решение об учреждении Академии наук Республики Башкортостан (АН РБ) и выделении значительных средств из республиканского бюджета для развития научных исследований в регионе. 6 февраля 1991 г. был подписан указ Президиума Верховного Совета БССР «Об учреждении Академии наук Башкирской ССР» (утвержден Верховным Советом республики 13 марта 1991 г.) [7].

Коллектив ученых Башкирского научного центра УрО АН СССР в начале 1990-х гг. трудился в чрезвычайно сложных условиях. По всей стране происходила кардинальная перестройка организации академической науки. Академия наук СССР в связи с распадом СССР получила новый статус — Российская Академия наук. В бывших союзных и автономных республиках шел бурный процесс создания самостоятельных академических учреждений. Постановлением Президиума РАН от 10 ноября 1992 г. № 274 Башкирский научный центр был выведен из состава Уральского отделения РАН и преобразован в Уфимский научный центр Российской академии наук [8]. Являясь структурным подразделением РАН, Уфимский научный центр стал составной частью АН РБ.

События в Башкортостане не были частным случаем. Подобные же ситуации имели место в 1990—е гг. и в других регионах страны. Президиум РАН с пониманием относился к стремлению республик Российской Федерации к развитию национальной культуры, росту научного потенциала [9].

С начала 1990-х гг. происходило фактически ежегодное сокращение бюджетного финансирования по линии Российской академии наук, которое ранее было основным, если не единственным для отдельных подразделений источником деятельности. В 1996 г., например, финансирование из бюджета РАН выглядело следующим образом: отдел биохимии и цитохимии получил лишь 53,4% запланированной суммы, институт геологии — 54,4%, институт химии и институт математики — около 68,6%, институт истории, языка и литературы — 71% [10]. Между тем, доля зарплаты в бюджетах институтов была в пределах от 63 до 93%. Это вело к задержкам выплаты зарплаты сотрудникам, сокращению части экспедиционных работ, ограничению обновления материалов, реактивов, научной литературы и др. В целях дальнейшего роста и укрепления научного потенциала региона был принят целый ряд законодательных и нормативных актов (См.: Закон РБ «О сохранении статуса государственных, научных, образовательных учреждений и мораторий на их приватизацию» (от 31 июля 1995 г.); Указы Президиума Верховного Совета РБ «О создании

Развитие образования

внебюджетного фонда науки и технологического развития Республики Башкортостан» (от 16 апреля 1993 г.); «Об образовании Государственного Комитета Республики Башкортостан по науке, высшему и среднему профессиональному образованию» (от 7 октября 1994 г.); Указы Президента РБ «О реорганизации Академии наук Республики Башкортостан» (6 января 1995 г.); «О мерах по возвращению в Башкортостан научного наследия Ахметзаки Валиди Тогана, Абделкадира Инана, Галимзяна Тогана и увековечению их памяти» (от 4 сентября 1996 г.); «О праздновании 275-летия Российской Академии наук в Республике Башкортостан» (от 5 апреля 1999 г.); Постановления Кабинета Министров РБ «Об образовании Отделения медицинских наук АН РБ — БНЦ РА Медицинских наук» (от 21 мая 1996 г.); «О 50-летии Уфимского научного центра Российской Академии наук и 10-летии Академии наук Республики Башкортостан» (от 16 апреля 2001 г.); «Об утверждении программы реализации Концепции развития науки и инновационной деятельности в Республике Башкортостан на 2001 — 2005 гг.» (от 30 июля 2001 г.) и др.

В Республике Башкортостан был накоплен значительный опыт и отработаны эффективные организационные формы, обеспечивающие совместную работу ученых и власти. Примером такого взаимодействия может, в частности, служить закон «О науке и государственной научно-технической политике в Республике Башкортостан», принятый в 1994 году. Начиная с 1993 г. финансировались отдельной строкой республиканского бюджета государственные научно-технические программы, утвержденные Правительством Башкортостана («Концепция развития науки и инновационной деятельности в Республике Башкортостан на 2000-2005 годы», «Программа международного научного сотрудничества Республики Башкортостан на период до 2010 года»). В 1999 году учреждены Государственные премии Республики Башкортостан в области науки и техники.

В сентябре 1993 г. состоялась встреча Президента Российской академии наук Ю. С. Осипова и Президента Республики Башкортостан М. Г. Рахимова, в ходе которой были рассмотрены проблемы развития и состояния науки в стране и регионе. Основной задачей в тот период являлось сохранение научных школ, что было необходимо для дальнейшего развития науки.

Следует отметить, что Российская академия наук в эти годы понесла потери. Это было связано, прежде всего, с «утечкой умов». Несмотря на трудности этого периода, прежде всего материальные, продолжали осуществляться мероприятия по поддержке потенциала центральных и региональных структур РАН [11]. Во второй половине 1990-х гг.

Development of educaton

интеграционные процессы позволили консолидировать источники финансирования из федерального и республиканского бюджетов по ряду важнейших направлений естественных и общественных наук. В результате такой координации институты УНЦ РАН стали получать дополнительные средства за счет бюджета АН РБ. В 1996 г. они составили 30% финансирования из бюджета РАН, в 1998 г. — около 40%. Наиболее крупные финансовые вливания из средств АН РБ получили отдел биохимии и цитохимии, институты социально-экономических исследований, истории, языка и литературы, физики молекул и кристаллов, а по институту механики финансирование из бюджета АН РБ превысило ассигнования из РАН в два раза [12].

В результате постсоветской трансформации региональная наука, оказавшись практически вне системы централизованного управления, вынуждена была приступить к поиску новых форм организации исследований в процессе эволюции — от возникшего постперестроечного хаоса к некоему новому самоорганизационному порядку [13]. На региональном уровне к рассматриваемой проблеме относится уже весьма обширное законодательство о науке. Так, во многих субъектах Российской Федерации (например, в республиках Саха (Якутия) и Башкортостан, в Омской и Брянской областях) уже на рубеже ХХ— XXI вв. приняты законы о науке и научно-технической политике. В отдельных регионах (Тульской и Мурманской областях) пошли по пути принятия

Литература

1. Развитие советской науки и техники // Г. А. Месяц. Спасти науку. — М., 2001. — С. 10.

2. Академическая наука // Г.А. Месяц. Спасти науку.

— М., 2001. — С. 13-14.

3. Советская Башкирия. — 1988. — 21 декабря.

4. Послание Президента Республики Башкортостан народу и Государственному Собранию — Курултаю

— Республики Башкортостан «Сильное социальное государство в интересах человека и общества» (О положении в республике и основных направлениях ее развития в 2003 году). — Уфа, 2003. — С. 11.

5. Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. — 1990. — № 2. — С. 44.

6. Декларация о государственном суверенитете Башкирской Советской Социалистической Республики // Башкортостан: выбор пути. Интервью, выступления, стенограммы, документы. — Уфа: Китап, 1995. — С. 109.

7. Об учреждении Академии наук Башкирской ССР. Указ Президиума Верховного Совета Башкирской ССР // Советская Башкирия. — 1991. — 9 февраля.

8. Архив РАН. Ф. 2. Оп. 31. Д. 101. Л. 87.

единого закона о научной, научно-технической и инновационной деятельности [14].

В условиях 1990-х гг. ни правовая база реформирования, ни отсутствие достаточного количества финансовых ресурсов, а именно готовность региональных властей к реальному сотрудничеству с фундаментальной наукой явилась определяющим фактором для создания условий в целях оптимального взаимодействия научно-технической политики и исследовательской практики в регионе [15].

Развитие науки и образования — отраслей, формирующих человеческий потенциал — стратегическая и приоритетная задача государства. Поскольку вопросы науки, образования положениями статьи 72 Конституции Российской Федерации отнесены к вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, создание функционально полной правовой базы возможно не просто с участием федерального центра и регионов, а при обеспечении их взаимной координации и тесного сотрудничества. Очевидно, что взаимоотношения федерального центра и субъектов Федерации должны осуществляться в рамках положений Федерального закона от 06.10.1999 года N 184-ФЗ (ред. от 30.12.2015) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016).

9. Юсупов Р. Г. Развитие академической науки в Башкирии (вторая половинаХХ- начало XXI веков): Автореф. дис. ... д-ра ист. наук. — М., 2009. — С. 39.

10. Отчет о научной и научно-организационной деятельности УНЦ РАН за 1996 год. — Уфа: Гилем, 1997. — С. 4.

11. Осипов Ю. С. Российская академическая наука: состояние и перспективы // Вестник Российской академии наук. — 1993. — Т. 63. — № 5. — С. 395.

12. Краткий отчет о научной и научно-организационной деятельности УНЦ РАН за 1998 год. — Уфа: Гилем, 1999. — С. 83.

13. Водопьянова Е. В. Европа и Россия на карте мировой науки. — М., 2002. — С. 148.

14. Наука — важнейший ресурс экономического и духовного обновления России // Концепция реформирования российской науки на период 1998 — 2000 годов. — М.: ЦИСН, 1998. — Ч. 1.

15. Юсупов Р. Г. История академических научных учреждений Башкортостана в контексте экономического и культурного развития Российской Федерации (рубеж XX — XXI вв.) // История науки и техники. — 2009. — №2. — С. 39-43.

ВШИт USUES. Science, education, economy. Series economy. 2016, (16), № 2

Literature

1. The development of Soviet science and technology // G. A. Mesyats. To save science. — M., 2001. — P. 10.

2. Academic science // G. A. Mesyats. To save science.

— M., 2001. — Pp. 13-14.

3. Soviet Bashkiria. — 1988. — 21 Dec.

4. The message of the President of the Republic of Bashkortostan to the people and the State Assembly — Kurultai — of the Republic of Bashkortostan "Strong social state in the interests of man and society" (On the situation in the Republic and main directions of its development in 2003). — Ufa, 2003. — P. 11.

5. Bulletin of the Congress of people's deputies of the RSFSR and the Supreme Soviet of the RSFSR. — 1990.

— No. 2. — P. 44.

6. The sovereignty of Bashkortostan " Bashkir socialist Soviet of the Declaration on state // emblem: path selection K. Interview, speech, transcript, document. — Ufa: Book, 1995. — P. 109.

7. Academic science of the Bashkir ASSR companies. Bashkir Autonomous Soviet socialist Republic in a Supreme Decree of the Presidium of the Council. / / The Soviet Bashkiria. — 1991. — 9 Feb.

8. Archives of RAS. F. 2. On. 31. D. 101. L. 87.

Развитие образования

9. Yusupov R.G. Development of academic science in Bashkortostan (second half of XX - beginning of XXI centuries): abstract dis. ... doctor of historical sciences.

— M., 2009. — P.39.

10. Report about scientific and scientific-organizational activities of the Ufa branch of the RAS for 1996. — Ufa: Gilem, 1997. — P. 4.

11. OsipovY.S. Russian academic science: status and prospects // Herald of the Russian Academy of Sciences.

— 1993. — T. 63. - No. 5. — P. 395.

12. Brief report on scientific and scientific-organizational activities of TRCRAS for 1998. — Ufa: Gilem, 1999.

— P. 83.

13. Vodopyanova E.V Europe and Russia on the map of world science. — M.,2002. — P. 148.

14. Science is a key resource for economic and spiritual renewal of Russia // the Concept of reforming Russian science for the period 1998 — 2000. — M.: CISN, 1998. — Part 1.

15. Yusupov R.G. History of academic scientific institutions of Bashkortostan in the context of economic and cultural development of the Russian Federation (at the turn of XX — XXI centuries) // History of science and technology. — 2009. - No. 2. — P. 39-43.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.