Научная статья на тему 'Научно обоснованный подход к проектированию школьной одежды'

Научно обоснованный подход к проектированию школьной одежды Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
88
31
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШКОЛЬНАЯ ОДЕЖДА / ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОДЕЖДЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сухова Татьяна Николаевна, Помазкова Елена Ивановна, Кузьмичева Юлия Сергеевна

The article scientifically-motivated approach to designing the school cloth.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сухова Татьяна Николаевна, Помазкова Елена Ивановна, Кузьмичева Юлия Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Научно обоснованный подход к проектированию школьной одежды»

Т.Н. Сухова, Е.И. Помазкова, Ю.С. Кузьмичева

НАУЧНО ОБОСНОВАННЫЙ ПОДХОД К ПРОЕКТИРОВАНИЮ ШКОЛЬНОЙ ОДЕЖДЫ

The article scientifically-motivated approach to designing the school cloth.

Проектирование и изготовление одежды - комплексный, сложный процесс, объединяющий решение художественных, технических и социальных задач.

Имеющаяся на сегодняшний день в продаже одежда для школы не удовлетворяет запросы потребителей по ряду причин: ограниченности ассортимента, малой возможности комплектации, низкого эстетического уровня, несоответствия изделий стандартам по волокнистому составу и т.п.

Традиция производства детского форменного костюма в России берет начало с петровских времен. Временные, политические, экономические и культурные перемены вносят изменения в облик и процесс проектирования и изготовления школьной формы.

Системное понимание формы отражает определение, данное в Большом Советском энциклопедическом словаре: форма - однообразная одинаковая одежда, установленная для военных, для служащих ведомств, для учащихся учебных заведений [1, с. 398].

По мнению психологов и педагогов, одежда для школы организует, повышает дисциплину, способствует уменьшению социальных различий, развивает у детей опрятность. В использовании единой для класса или школы одежды заключена значительная воспитательная функция: форма служит сплочению коллектива, возникновению товарищеских отношений, она может быть предметом гордости, выражением «корпоративного духа».

Большинство модельеров, учителей, родителей, которые были учениками в прошлом, голосует за деловую, строгую, современную, но все же разнообразную одежду для школы [2].

Одежда для школы, являясь составной частью предметного мира, в котором живут дети, активно влияет на их психику, вызывая различные эмоции, способствуя утверждению растущего человека в коллективе и развитию у него определенных черт характера. Одежда влияет и на отношение детей к трудовой деятельности взрослых и на собственное стремление приобщиться к ней: сначала через простое подражание, а затем и увлеченность занятием. Одежда дошкольников и младших школьников должна быть просторной и удобной, дети в этом возрасте очень подвижны, и если одежда им тесна, они ощущают диском -форт.

Перед коллективом преподавателей и студентов кафедры КиТО АмГУ была поставлена задача: разработать ком -плект школьной одежды для девочек и мальчиков детского дома № 13 г. Свободного. Для проектирования конкурентоспособной одежды необходимо было провести анализ соответствия основных функций одежды ее назначению.

Особое место в оценке качества школьной одежды как предмета личностного потребления занимает художественно-эстетическая функция. В ее отсутствие одежда перестает выполнять одну из своих целевых функций -удовлетворение эстетических потребностей.

Колорит тканей для детской одежды должен быть чистых и нежных тонов. Наиболее распространенными в ассортименте детской одежды являются материалы, в которых рисунок и поле находятся в контрастных цветовых сочетаниях. Это объясняется стремлением детей к контрастным, ярким цветам, так как звучное, красочное сочетание запоминается ими быстрее. Однако не следует забывать, что слишком яркие, насыщенные тона возбуждающе воздействуют на психику ребенка, поэтому их нужно употреблять в небольших количествах, используя в кокет-

ках, воротниках, карманах, манжетах, головных уборах и рукавицах, аппликациях, бейках, поясах и т.п.

Цвет может повлиять на развитие ребенка и на формирование его характера. Посредством цвета можно помочь ему бороться с трудностями или, наоборот, отвлечься от негативных ситуаций.

Белый цвет эффективно тонизирует организм, а также оказывает благотворное влияние на замкнутых и скованных детей.

Серый цвет способствует сдержанности и уверенности, не побуждая к активным действиям.

Желтый цвет стимулирует расширение познавательных интересов, способствует развитию интуиции и сообразительности. Он прекрасно активизирует деятельность мозга, поднимает настроение, увеличивает скорость восприятия, остроту зрения.

Зеленый цвет нормализует давление, стабилизирует пульс и дыхание. Под его воздействием ребенок становится более внимательным.

Красный и бордовый цвета возбуждающе действуют на нервную систему, повышают кровяное давление. При длительном влиянии этот цвет негативно отражается на детской психике.

Оранжевый цвет оказывает активизирующее воздействие на замкнутых детей, помогает им освободиться от страхов. Он стимулирует развитие творческих способностей. Но перебор с этим цветом может вызывать у ребенка переутомление, а порой даже головокружение. Поэтому лучше всего, если в детской одежде оранжевыми будут лишь несколько деталей.

Розовый цвет создает ощущение комфорта, успокаивает, избавляет от навязчивых мыслей, помогает преодолеть кризисные состояния.

Благородный синий цвет физиологически вызывает ощущение спокойствия, создает благоприятную обстановку для сосредоточенной работы и снижает ощущение утомления от нее.

Требования, предъявляемые к изделиям, должны определяться, исходя из взаимосвязей изделия с человеком и окружающей средой.

Одежда для школы относится к повседневной, поэтому должна обеспечивать комфортные условия в пододеж-ном слое, быть удобной в носке, а также устойчивой к механическим и физико-химическим воздействиям. Таким образом, к детскому изделию предъявляются особые гигиенические требования, а также требования к качеству.

Школьную одежду изготавливают в широком ассортименте, используя материалы, обладающие необходимыми свойствами.

Составление требований к школьной одежде - очень важный и ответственный этап работы, так как на основании подготовленных разработок к изделию в дальнейшем формируются требования к материалам.

Степень безопасности изделий для детей определяется согласно санитарным правилам и нормам, действующим на территории Российской Федерации, гигиенические требования - классификацией, где основными элементами являются площадь непосредственного контакта с кожей, возраст пользователя и продолжительность непрерывной носки.

В ходе проектирования комплектов школьной одежды в соответствии с гигиенической классификацией по балльной системе для каждого конкретного изделия определен классифицирующий показатель (КП) [1] - степень риска воздействия проектируемого изделия на здоровье детей и взрослых, по формуле:

(е Б max Е Бтт )+^ где Ej Б■ - сумма баллов, присвоенных изделию в соот-

ветствии с классификацией; £ Бщах ~ максимально возможная сумма баллов, присвоенных в соответствии с классификацией; Е Б- минимально возможная сумма

баллов, присвоенных в соответствии с классификацией.

Согласно санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам для школьной одежды детей младшей школьной группы классифицирующий показатель должен соответствовать II классу, а значение показателя КП - находиться в интервале от 0,56 до 0,70 балла.

Для подтверждения соответствия проектируемых изделий гигиеническим требованиям произведен расчет классифицирующего показателя для разрабатываемого комплектов школьной одежды для мальчиков и девочек:

6

= 0,66.

72

I ЗАТРУДНЯЮСЬ

11

I ОТРИЦАТЕЛЬ! 10

ПОЛОЖИТЕЛЬНО

^ (10-2 ) +1

Сравнив полученное значение расчетного классифицирующего показателя с интервалом соответствия, можно сделать вывод, что разрабатываемые модели комплектов одежды для школы соответствуют заявленному классу [1].

В современных условиях большое внимание уделяется научно обоснованному выбору материалов для детских изделий.

Для изготовления комплектов школьной одежды для мальчиков и девочек младшего школьного возраста установлены требования и наиболее важные свойства материалов: поверхностная плотность, волокнистый состав, прочность окраски, усадка, толщина, несминаемость, осыпаемость, воздухопроницаемость, стойкость к истиранию, устойчивость к светопогоде, эстетические требования; установлены нормативы показателей физико-механических свойств тканей. В результате проведенного анализа были выбраны материалы для изготовления комплекта школьной одежды в соответствии с установленными требованиями.

В качестве основного и отделочного материала использованы ткани-компаньоны из ассортимента шерстяных тканей: «Современник» - костюмная, полушерстяная, саржевого переплетения, пестротканая (в клетку) и «Китель-ная» - костюмная, полушерстяная, саржевого переплетения, гладкокрашеная, серо-голубого (комплект для мальчика) и синего (комплект для девочки) цвета.

С другой стороны, одежда - это предмет потребления, поэтому важно, чтобы она отвечала требованиям потребителя. Именно потребитель оценивает качество предлагаемой ему продукции и ее конкурентоспособность. В то же время требования потребителя к одежде изменяются в зависимости от его культурного уровня и материального благосостояния, возраста, места жительства и других причин. В связи с этим при проектировании школьной одежды необходимо изучать вкусы потребителя и требования, которые он предъявляет к одежде [3].

С целью изучения потребительского спроса проводился анкетный опрос, что позволило выявить предпочтения при выборе школьной формы. Исследования проводились среди преподавательского коллектива, а также воспитанников детского дома.

Сводные результаты анкетирования представлены на рис. 1-2.

Анализ данных анкетирования показал, что на вопрос о возвращении школьного форменного костюма положительно ответило 72% респондентов.

По вопросу о стилевом решении школьной одежды большинство респондентов (36%) отдало предпочтение классическому стилю.

На основе полученных в результате опроса данных и требований моды на 2008/2009 гг., предъявляемых к дет-

Рис. 1. Отношение респондентов к возвращению школьной формы.

і классический/спортивный испортианыи классический ■ кантри Рис. 2. Вариант стиля школьной формы.

Рис. 3. Вариант стиля школьной формы.

ской одежде, были разработаны 15 эскизов комплектов школьной одежды для девочек и мальчиков младшего школьного возраста, представленные затем в рамках доклада на педагогическом совете детского дома .№13 г. Свободного. По итогам совета были выбраны три модели комплектов для девочек и мальчиков. В качестве ведущих моделей комплектов одежды для школы были утверждены модели, представленные на рис. 3.

Данный ассортимент комплектов разработан для девочки и мальчика младшего школьного возраста (7-10 лет), предпочитающих комфорт в сочетании с модными деталями и материалами. Школьная одежда предназначена для

носки в любое время года, актуальна не только для школы, но и для посещения различных кружков и секций.

К модельным особенностям изделий можно отнести: характер сочетания двух фактур материала, формы горловины, застежки, боковые отрезные части. Для данного ассортимента характерны манжеты, складки и карманы.

Композиция моделей имеет активное ритмическое движение, которое подчеркивается динамикой вертикальных и горизонтальных линий. Элементами композиционного центра в моделях выступают воротник, карманы, манжеты, складки.

Одним из элементов композиции одежды является отделка. Она увязана с линиями, формами, фактурой, конструкцией, согласована в цвете. В представленных моделях в качестве отделки выступают встречные складки из ткани в клетку в модели для девочки; воротник, клапаны и манжеты - в модели для мальчиков.

Соответствие эстетическим требованиям достигается за счет использования в моделях коллекции модных конструктивно-декоративных элементов: полуприлегающего силуэта, отложного воротника, плечевого пояса на естественном месте, складок.

Соответствие гигиеническим требованиям обеспечивается полуприлегающим и прямым силуэтами, обеспечивающими хороший воздухообмен в пододежном пространстве. Свойства материалов позволяют использовать проектируемые изделия как всесезонные. Наличие шерстяного волокна в составе материала придает ему хорошую гигроскопичность и воздухопроницаемость. В настоящее время одежда из полушерстяной ткани популярна и пользуется спросом у школьников.

Соответствие эргономическим требованиям достигается наличием центральной застежки спереди на петли и пуговицы, карманов, использованием устройства для увеличения объема пояса, прибавками на свободное облегание, которые обеспечивают свободу движений.

Модели соответствуют потребительским и производственным требованиям, предъявляемым к одежде данного ассортимента, поскольку разработаны на одной конструктивной основе, что дает возможность унифицировать отдельные детали в целом, а значит, унифицировать и методы технологической обработки. Это позволяет изготовлять изделия в одном технологическом потоке, на одинаковом оборудовании, без значительной перестройки потока. При этом время на проектирование и изготовление изделий сокращается.

Эксплуатационные требования обеспечиваются свойствами используемого материала - костюмные ткани прочны и долговечны, в то же время изделие выполнено на подкладке, что предохраняет его от истирания и продлевает его жизненный цикл, обеспечивая удобство при надевании и снятии.

Все проектируемые модели соответствуют промышленно-технологическим требованиям. Они разработаны на одной конструктивной основе, технологически однородны: имеют примерно одинаковую трудоемкость изготовления отдельных узлов и изделия в целом, однотипность методов обработки, применяемого оборудования, однородность используемых материалов. Это позволяет унифицировать элементы конструкции, применять одинаковое оборудование и средства малой механизации.

Для обоснования экономической целесообразности изготовления комплекта школьной одежды для девочек и мальчиков в реальных условиях производства были рассчитаны экономические показатели.

Разработанные модели приняты к внедрению в условиях ателье «Кокетка» (ИП Т.Г. Миргород).

1. Большая Советская энциклопедия № 27 / под ред. А.М. Прохорова и др. - Изд. 3-е - М.: Советская энциклопедия, 1978. - 616 с.

2. Усов И.Н. Здоровый ребенок. - М.: Наука, 1989. - 220 с.

3. Юдина Е.О. Особенности маркетингово обоснования инновационных проектов в швейной промышленности// Швейная промышленность. - 2003. - № 6. - С. 36.

З.И. Кукушкина, Л.А. Путинцева, Л.Л. Береснева

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АФРИКАНСКОГО СТИЛЯ В СОВРЕМЕННОЙ МОДНОЙ ОДЕЖДЕ

The article is devoted to the African style in the most fashionable clothes.

Создание модной одежды - это постоянный поиск новых форм, конструкций одежды, ее цветового и декоративного решения и, как результат, - нового образа. При этом важнейшим фактором создания нового решения является ассоциативное представление, которое позволяет достичь разнообразия видимого образа, добиться новизны - существенного признака моды. Богатейшей кладовой идей для модельера, проектирующего современную одежду, является исторический и народный костюмы, традиции которых складывались веками.

Одной из тенденций современной моды является ее интернациональность, но каждый народ в силу неповторимости, своих условий жизни, национальных традиций вносит лепту в мировую моду и сохраняет свой неповторимый колорит в одежде.

В современной моде в коллекциях «от кутюр» чаще всего появляется африканская тема. Сегодня искусство Африки, ее традиции и узоры начинают оказывать влияние на все большее количество людей. Черному континенту есть что показать и чем гордиться. Если раньше «африканской» темой являлись жакеты в стиле «сафари», происходящие от легкой льняной одежды белых колонизаторов и охотников за экзотическими животными, то сегодня более близкое знакомство с многообразием африканской

культуры вызывает к жизни целые коллекции аксессуаров и одежды в африканском стиле. Причем ссылки на Африку не ограничиваются лишь тканями с набивкой «под леопарда», «под зебру» или «под жирафа». Это и традиционные украшения из бисера Южной и Восточной Африки, бронзовые и серебряные браслеты и украшения Центральной и Северной Африки, кожа крокодила или ящерицы, керамические и стеклянные, аутентичные бусы, а также широко распространенный на Черном континенте «батик» [1].

Африканцы выделяются среди всех народов Земли яркостью своих одежд и энергетикой дикой природы. Природные материалы и краски, своеобразный, часто геометрический орнамент погружают в мир, где слышатся рычание львов и топот слонов, резкие крики птиц и ритмичный стук тамтамов. Одежда в африканском стиле подойдет тем, кто ведет активную жизнь, насыщенную движением и яркими эмоциями.

Неисчерпаема тема декоративно-прикладного искусства Африки, предметом которого является искусство оформления одежды различных ее племен. На своем историческом пути, измеряемом десятками веков, этот континент оставил нам множество прекрасных примеров декорирования костюма.

Африканская мода - это простота и изысканность кроя, натуральные ткани, яркие цвета. К женской одежде существует обязательное требование - она не должна быть откровенной. Это результат климатических, культурных и религиозных традиций. Костюм - своеобразный опознавательный знак: не говоря друг другу ни слова, лишь посмотрев на одежду, один африканец без ошибки определит, откуда родом другой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.