Научная статья на тему 'НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПАЛЛИАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЯ У БУДУЩИХ МЕДИЦИНСКИХ СЕСТЕР ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПМ 02. МДК 02.01 РАЗДЕЛ 3 «СЕСТРИНСКАЯ ПОМОЩЬ В ХИРУРГИИ»'

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПАЛЛИАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЯ У БУДУЩИХ МЕДИЦИНСКИХ СЕСТЕР ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПМ 02. МДК 02.01 РАЗДЕЛ 3 «СЕСТРИНСКАЯ ПОМОЩЬ В ХИРУРГИИ» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
149
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
научно-методическое сопровождение / паллиативная медицинская помощь / медицинская сестра / профессиональная компетентность / scientific and methodical support / palliative medical care / medical sister / professional competence

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Плотникова Е. В.

Актуальность проблемы научно-методического сопровождения (НМС) формирования профессиональных паллиативных компетенций (ППК) у студентов специальности 34.02.01 «Сестринское дело» обусловлена возрастающими требованиями общества и работодателей к качеству оказания медико-социальной помощи пациентам с неизлечимым заболеванием, где определяющим условием качества профессиональной деятельности является не только профессиональная компетентность, но и личностные качества медицинского работника. В статье описан экспериментальный опыт педагогического проекта по организации научно-методического сопровождения формирования паллиативных компетенций, проходивший в Калужском базовом медицинском колледже при изучении ПМ 02. МДК 02.01 Раздел 3 «Сестринская помощь в хирургии». Доказана эффективность организационно-методических условий для профессионального и личностного развития будущих специалистов сестринского дела по направлению паллиативной медицинской помощи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Плотникова Е. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCIENTIFIC AND METHODOLOGICAL SUPPORT FOR THE FORMATION OF PROFESSIONAL PALLIATIVE COMPETENCE IN FUTURE NURSES IN THE STUDY OF PM 02. MPK 02.01 SECTION 3 “NURSING IN SURGERY”

The urgency of the problem of scientific-methodical support (SMS) of forming professional palliative competencies (PCC) by future specialists of 34.02.01 specialty “Nursing” is caused by the increasing society and employers’ requirements to the quality of medical and social assistance to patients with incurable disease, where the determining condition of quality of professional activity is not only professional competence, but also personal qualities of a medical worker. The experimental experience of pedagogical project in organizing of scientific-methodical support (NMS) of palliative competence formation, which took place in Kaluga Basic Medical College in the course of MPK 02.01 Chapter 3 “Nursing care in surgery” is described in the article. The effectiveness of organizational-methodical conditions for professional and personal development of future nursing specialists in the direction of palliative care is proved.

Текст научной работы на тему «НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПАЛЛИАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЯ У БУДУЩИХ МЕДИЦИНСКИХ СЕСТЕР ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПМ 02. МДК 02.01 РАЗДЕЛ 3 «СЕСТРИНСКАЯ ПОМОЩЬ В ХИРУРГИИ»»

ОБРАЗОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ СТРЕМИТЕЛЬНО МЕНЯЮЩЕГОСЯ МИРА

Е. В. Плотникова

Отечественная и зарубежная педагогика. 2022. Т. 2, № 4 (86). С. 94-111 Domestic and foreign pedagogy. 2022. Vol. 2, no. 4 (86). P. 94-111

Научная статья УДК 377

doi: 10.24412/2224-0772-2022—8'

-94-111

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПАЛЛИАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У БУДУЩИХ МЕДИЦИНСКИХ СЕСТЕР

ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПМ 02. МДК 02.01 РАЗДЕЛА 3 «СЕСТРИНСКАЯ ПОМОЩЬ В ХИРУРГИИ»

Елена Викторовна Плотникова

Калужский базовый медицинский колледж, Калуга, Россия, plotnikova_40@mail.ru, ОИСШ: 0000-0001-5536-0984

Аннотация. Актуальность проблемы научно-методического сопровождения (НМС) формирования профессиональных паллиативных компетенций (ППК) у студентов специальности 34.02.01 «Сестринское дело» обусловлена возрастающими требованиями общества и работодателей к качеству оказания медико-социальной помощи пациентам с неизлечимым заболеванием, где определяющим условием качества профессиональной деятельности является не только профессиональная компетентность, но и личностные качества медицинского работника. В статье описан экспериментальный опыт педагогического проекта по организации научно-методического сопровождения формирования паллиативных компетенций, проходивший в Калужском базовом медицинском колледже при

© Плотникова Е. В., 2022

изучении ПМ 02. МДК 02.01 Раздел 3 «Сестринская помощь в хирургии». Доказана эффективность организационно-методических условий для профессионального и личностного развития будущих специалистов сестринского дела по направлению паллиативной медицинской помощи.

Ключевые слова: научно-методическое сопровождение, паллиативная медицинская помощь, медицинская сестра, профессиональная компетентность

Для цитирования: Плотникова Е. В. Научно-методическое сопровождение формирования профессиональных паллиативных компетенция у будущих медицинских сестер при изучении ПМ 02. МДК 02.01 Раздел 3 «Сестринская помощь в хирургии» // Отечественная и зарубежная педагогика. 2022. Т. 2, № 4 (86). С. 94-111. doi: 10.24412/2224-0772-2022-86-94-111

Original article

SCIENTIFIC AND METHODOLOGICAL SUPPORT FOR THE FORMATION OF PROFESSIONAL PALLIATIVE COMPETENCE IN FUTURE NURSES IN THE STUDY OF PM 02. MPK 02.01 SECTION3 "NURSING IN SURGERY"

Elena V. Plotnikova

Kaluga Basic Medical College, Kaluga, Russia, plotnikova_40@mail.ru, ORCID: 0000-0001-5536-0984

Abstract. The urgency of the problem of scientific-methodical support (SMS) of forming professional palliative competencies (PCC) by future specialists of 34.02.01 specialty "Nursing" is caused by the increasing society and employers' requirements to the quality of medical and social assistance to patients with incurable disease, where the determining condition of quality of professional activity is not only professional competence, but also personal qualities of a medical worker. The experimental experience of pedagogical project in organizing of scientific-methodical support (NMS) of palliative competence formation, which took place in Kaluga Basic Medical College in the course of MPK 02.01 Chapter 3 "Nursing care in surgery" is described in the article. The effectiveness of organizational-methodical conditions for professional and personal development of future nursing specialists in the direction of palliative care is proved.

Keywords: scientific and methodical support, palliative medical care, medical sister, professional competence

For citation: Plotnikova E. V. Scientific and methodological support for the formation of professional palliative competence in future nurses in the study of PM 02. MPK 02.01 section 3 "Nursing in surgery". Domestic and Foreign Pedagogy. 2022;2(4):94-111. (In Russ.). https://doi.org 10.24412/2224-0772-2022-86-94-111

На современном этапе развития российского общества, диверсификации образования, внедрения новых отраслей производства и формирования рыночных отношений возрастает роль качества профессиональной деятельности, профессиональных знаний, практического опыта и личностных качеств специалиста, поэтому проблеме компетентности уделяется все больше внимания. Особенно это важно при оказании паллиативной медицинской помощи (ПМП), которая активно развивается в нашей стране с 2011 года и подразумевает медико-социальную помощь, направленную на повышение качества жизни больных с неизлечимыми, прогрессирующими, угрожающими жизни заболеваниями, предупреждение и облегчение страданий (физических, психосоциальных, духовных и др.) [6].

В соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011 № 323 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» важной составляющей процесса развития паллиативной помощи в нашей стране является решение вопросов подготовки квалифицированных медицинских кадров, обладающих современными профессиональными знаниями, практическими навыками, соответствующими профессионально значимыми личностными качествами (ПЗЛК) и способных обеспечить экономическую и клиническую эффективность применяемых инновационных медицинских технологий по лечению и уходу за неизлечимыми пациентами.

Качество оказания паллиативной медицинской помощи зависит не только от врачебного, но и от сестринского персонала, который в настоящее время является «ценным ресурсом здравоохранения с реальными возможностями для удовлетворения потребностей населения в доступной и качественной медицинской помощи» [1]. Поэтому одним из приоритетных направлений в обучении будущего специалиста специальности 34.02.01 «Сестринское дело» является формирование профессиональной паллиативной компетенции (ППК), отмеченной в федеральных образовательных стандартах (ФГОС) как ПК 2.8 «оказывать паллиативную помощь» [4, с. 132-133].

Анализ научной литературы и практики показал, что в настоящее время эффективность формирования ППК в системе среднего профессионального образования находится на низком уровне и существует острая необходимость в повышении качества и надежности этого процесса. Так, социологический опрос, проведенный нами среди выпускников — студентов четвертого курса специальности 34.02.01 «Сестринское дело» Калужского базового медицинского колледжа, показал, что уровень

паллиативной компетентности у будущих медицинских сестер низкий. У 31% студентов не хватает профессиональных знаний и навыков для оказания комплексной помощи по уходу за тяжелыми неизлечимыми пациентами, готовность работать в отделениях паллиативной помощи и реализовать свои знания отметили лишь 7,7% респондентов, готовы пойти работать, но только после дополнительного обучения, 47,8% студентов, затруднились с ответом 30% студентов, пошли бы работать из-за высокой зарплаты, отметили 7,8% опрошенных [5, с. 6]. Данное исследование говорит о том, что большинство выпускников не уверены в своих практических знаниях и навыках по уходу за паллиативными пациентами, имеют низкую мотивацию, а также плохо развитые личностные и профессиональные качества, необходимые для осуществления медицинской деятельности по направлению паллиативной медицины. Это подтверждает и опрос пятнадцати работодателей, одиннадцать из которых (73%) считают, что студентам необходимо совершенствовать коммуникативные компетенции, а четверо (27%) — что в развитии нуждаются практические навыки студентов в части использования инновационных технологий сестринской деятельности по уходу за хирургическими онкологическими пациентами [4, с. 132-133].

Учитывая, что в российской номенклатуре специальностей специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием не предусмотрена специальность по направлению ПМП и, как следствие, отсутствуют необходимые специализированные программы обучения и методические материалы, стала очевидной потребность в модернизации обучения студентов по специальности 34.02.01 «Сестринское дело» в условиях среднего профессионального образования (СПО) путем качественно нового научно-методического сопровождения. Цель этой модернизации — совершенствование профессиональной подготовки по направлению паллиативный медицинской помощи [4, с. 132-133].

Для повышения качества профессиональной подготовки будущих медицинских сестер по направлению паллиативный медицинской помощи при изучении ПМ 02. МДК 02.01 Раздел 3 «Сестринская помощь в хирургии» на базе Калужского базового медицинского колледжа было решено создать проект по разработке научно-методического сопровождения (НМС) формирования паллиативных компетенций.

Цель нашего исследования заключалась в экспериментальной проверке эффективности организационно-методических условий проекта

научно-методического сопровождения студентов специальности 34.02.01 «Сестринское дело», обеспечивающих успешное формирование ППК и мотивации, развитие соответствующих профессионально значимых качеств личности при изучении ПМ 02. МДК 02.01 Раздел 3 «Сестринская помощь в хирургии» в соответствии с ФГОС и потребностями рынка труда.

Задачами проекта стали:

1. Проведение диагностики дефицита функциональной компетенции у медицинских сестер по обслуживанию хирургических (онкологических) больных с целью наполнения содержания научно-методического сопровождения по формированию ППК у будущих специалистов сестринского дела.

2. Диагностика уровней профессионально-личностного развития будущих специалистов сестринского дела на основе разработанных критериев и показателей эффективности (мотивационно-ценностный, когнитивно-эргонический, коммуникативный и рефлексивный) в соответствии с требованиями ФГОС.

3. Разработка и апробация организационно-методических условий в ходе реализации проекта НМС формирования ППК у студентов специальности 34.02.01 «Сестринское дело» на базе Калужского базового медицинского колледжа на примере клинической дисциплины ПМ 02. МДК 02.01 Раздел 3 «Сестринская помощь в хирургии».

4. Оценка эффективности организационно-методических условий проекта НМС формирования ППК у студентов специальности 34.02.01 «Сестринское дело» на основе разработанных нами критериев и показателей эффективности.

Участниками проекта стали студенты третьего и четвертого курсов специальности 34.02.01 «Сестринское дело» и преподаватели ГАПОУ КО «Калужский базовый медицинский колледж», хирургические медицинские сестра Калуги и Калужской области, врачебный медперсонал отделения колопроктологии ГБУЗКО «Калужская областная клиническая больница», сотрудники ООО «Колопласт».

Для осуществления проекта в колледже при изучении ПМ 02. МДК 02.01 Раздел 3 «Сестринская помощь в хирургии» нами были созданы необходимые организационно-методические условия, отражающие действия социального, психологического и педагогического характера, а именно:

- мотивационный, творческий, развивающий уклад при подготовке будущих специалистов, совместный поиск, сотрудничество, сотворчество;

- учебно-методическое образовательное пространство на основе ин-

теграции содержания обучения;

- применение личностно-ориентированных технологий сопровождения (активных и интерактивных);

- партнерское участие в сопровождении будущих специалистов сестринского дела.

Понимание значимости и необходимости условий, которые будут обеспечивать научно-методическое сопровождение будущих специалистов сестринского дела, побуждает нас к поиску эффективных средств, методов и технологий научно-методического сопровождения формирования профессиональных паллиативных компетенций.

Мы рассматриваем научно-методическое сопровождение формирования ППК у будущих медсестер как совокупность взаимосвязанных мероприятий содержательного, организационного и технологического характера, направленных на позитивную мотивацию и ценностную установку по формированию готовности будущих специалистов к решению задач при оказании паллиативной медицинской помощи в профессиональной деятельности.

Описание проекта

Срок реализации проекта — с 2012-го по 2019 год. Проектная деятельность осуществлялась по этапам.

Таблица 1

Этапы реализации проекта по организации НМС формирования профессиональных паллиативных компетенций у будущих медсестер при изучении ПМ 02. МДК 02.01 Раздел 3 «Сестринская помощь в хирургии»

Этапы Сроки

про- реали- Промежуточный результат

екта зации

с - определение целей и научно-методических основ ин-

а т о новационной деятельности по направлению подготов-

ы ч о 1_ ки будущих специалистов сестринского дела для ока-

I -0 :г ^ зания паллиативной медицинской помощи;

е н СП - знакомство студентов с направлением развития обра-

^ т о О СМ зовательной системы колледжа по направлению ПМП;

т о см - подготовка и проведение необходимых организацион-

Ч о о см но-методических мероприятий по реализации ФГОС

С нового поколения (подготовка нормативно-правовой

документации, оснащение кабинета);

1=

СС

н

т

о

-0 1_

I

-0 :г

>

ф н СО

^ т О о см

н о ч о см о см

с

выявление уровня готовности медицинских сестер и будущих специалистов сестринского дела к профессиональной деятельности по направлению паллиативной медицины;

разработка и проведение диагностики дефицита функциональной компетенции у медицинских сестер по обслуживанию хирургических (онкологических) больных, с целью наполнения содержания НМС; подбор диагностического банка материалов для выявления у будущих специалистов сестринского дела уровня когнитивных, мотивационных и личностных качеств, необходимых для работы с паллиативными хирургическими пациентами.

подготовка и проведение опроса работодателей с целью выявления уровня их удовлетворенности качеством подготовки специалистов сестринского дела.

с

сс

I з-

о

о а

V

Ф О

а с

о

>

о см

о см

разработка и проектирование содержания научно-методического сопровождения НМС (форм, методов и средств) в соответствии с требованием практического здравоохранения по направлению ПМП на примере факультативного интегративного курса «Основы сто-матерапии» для специальности 34.02.01 «Сестринское дело»;

разработка программно-методического материала (программы курса «Основы стоматерапии» и учебно-методического пособия) для подготовки к семинарским и практическим занятиям для специальности 34.02.01 «Сестринское дело»;

разработка оценочных средств: тестов, ситуационных задач, кейсов;

разработка и проведение серии внутриколледжных мероприятий для студентов и работодателей, способствовавших повышению мотивационной направленности и готовности осуществлять профессиональные задачи по направлению ПМП;

проектирование работы по участию студентов в научно-исследовательской деятельности.

о

^

а

СС ф

со а

з-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

СС >

ф а со

с о

СС см

н

ГО ^

со о

см

проведение профессиональной конференции «Жизнь со стомой»;

проведение обучающего семинара и мастер-класса по теме «Роль медицинской сестры в уходе за пациентом с кишечной стомой в раннем послеоперационном периоде»;

проведение интегрированного мероприятия — круглого стола по теме «Роль медицинской сестры в комплексной реабилитации пациентов с кишечной сто-мой в раннем послеоперационном периоде»; создание учебно-методического пособия для практических занятий и семинаров по теме «Сестринская помощь пациентам с кишечными стомами» и для самостоятельной работы студентов специальности 34.02.01 «Сестринское дело» при изучении ПМ 02. МДК 02.01 Раздел 3 «Сестринская помощь в хирургии»._

V

о ф

1=

СС

СО I

О

>

ст>

о см

о см

анализ результатов эффективности НМС формирования профессиональных паллиативных компетенций у будущих медсестер на основании разработанных критериев;

разработка методического пособия;

трансляция педагогического опыта на российском

и международном уровнях._

Реализация задач проекта на подготовительном и проектировочном этапах

Реализация проекта проходила по календарно-тематическому плану, в котором намечались необходимые мероприятия.

На первом этапе реализации проекта по организации НМС формирования ППК у будущих медсестер главными нормативными ориентирами для нас являлись федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования (ФГОС нового поколения) [7] и требования к специальности 34.02.01 «Сестринское дело». В требованиях к результатам освоения ПМ 02. МДК 02.01 Раздел 3 «Сестринская помощь в хирургии» профессиональная компетенция «ПК 2.8 — оказывать паллиативную помощь» выделена как самостоятельная. Однако в стандарте не указано, какими конкретно знаниями

и практическим навыками должен обладать специалист, который будет работать по направлению паллиативной медицины [4, с. 132].

Ответ на этот вопрос мы нашли, проанализировав «Белую книгу Европейской ассоциации паллиативной помощи (ЕАПП)» — основной документ, в котором описаны необходимые профессиональные компетенции по направлению паллиативной деятельности. Из десяти основных перечисленных в нем профессиональных компетенций мы выделили те, которыми, на наш взгляд, должны владеть медицинские сестры хирургического профиля, чтобы обеспечить соответствующее качество жизни хирургических, онкологических пациентов, а именно: консультирование пациента и представление информации в понятном виде, оказание реабилитационной помощи в условиях стационара и в пределах своих возможностей, работа в команде, умение оценивать свою деятельность [2, с. 103]. Также в рамках проекта нами были проанализированы и другие нормативно-правовые документы, такие как Указ Президента от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»; Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в РФ» с изменениями 2019 года; приказ от 30.08.2019 № 54 «Об утверждении региональной программы „Развитие системы оказания паллиативной медицинской помощи" в Калужской области»; приказ Минтруда России от 31.05.2019 № 372н «Об утверждении Порядка оказания паллиативной помощи взрослому населению»; приказ Минздрава РФ от 10.02.2016 № 83н «Об утверждении квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам со средним медицинским и фармацевтическим образованием».

Результатом анализа перечисленных документов стало определение профессиональной паллиативной компетенции как «интегральной характеристики профессиональных и личностных качеств специалиста, глубоко мотивированного, обладающего индивидуальными способностями и духовными ценностями, морально-этическими нормами, владеющего совокупностью профессиональных знаний, умений и навыков, обеспечивающих внутреннюю готовность осуществлять профессиональную деятельность по оказанию ПМП, с актуализацией на самореализацию, самосовершенствование в рамках непрерывного медицинского образования» [4, с. 132-133].

Для наполнения содержания НМС по формированию паллиативной компетенции у будущих специалистов сестринского дела при изучении

ПМ 02. МДК 02.01 Раздел 3 «Сестринская помощь в хирургии» нам было важно выявить дефицит функциональной компетенции у работающих медицинских сестер хирургического (онкологического) профиля. В связи с этим на подготовительном этапе мы провели опрос 92 медицинских сестер, работающих в хирургических стационарах Калуги и Калужской области, и задали вопросы, касающиеся их профессиональной деятельности — ухода за хирургическими (онкологическими) пациентами. 52% опрошенных ответили, что у большинства их пациентов был диагностирован колоректальный рак, они были стомированы и стома выведена на переднюю брюшную стенку. Почти половина медицинских сестер (48,9%) испытывают нехватку знаний в области инновационных средств ухода, лишь 26,1% сестер знакомят пациентов с современными средствами реабилитации, а 20,7% опрошенных ответили, что это делают врачи. В то же время медицинские сестры очень заинтересованы в обучении по уходу за пациентами (48,9%); считают, что должно быть организовано специальное обучение (58,7%), которое позволит восполнить недостаток знаний о возможных осложнениях, предоперационной подготовке пациентов [4; 6].

Первичная диагностика показала, что уровень исходных знаний, умений и навыков у студентов как контрольной (КГ), так и экспериментальной (ЭГ) групп, практически находится на одном уровне: КГ — 58%, ЭГ — 55%, и в целом подтвердила предположение, что использование только традиционных методик не позволяет достичь результатов, соответствующих требованиям практического здравоохранения по направлению паллиативной медицинской помощи и федеральным образовательным стандартам.

Очевидно, что у них отсутствует клиническое мышление и готовность использовать знания и умения при решении различных профессиональных задач [4, с. 132-133].

Качество профессиональной подготовки складывается из желания будущего специалиста обучаться и его потребностей в получении новых знаний. В связи с этим при изучении особенностей мотивационно-цен-ностной сферы студентов Калужского базового медицинского колледжа мы учитывали результаты многолетних исследований, проводимых с использованием методики «Мотивация учебной деятельности» (авт. А. А. Реан, В. А. Якунин, модификация Н. Ц. Бадмаевой). Каждый год исследовались результаты примерно двухсот студентов. При изучении

мотивации при выборе профессии была применена методика «Мотивы выбора профессии» (авт. Р. В. Овчарова). Было выявлено, что доминирующим показателем при выборе профессии среди студентов медицинского колледжа является внутренний значимый мотив (74% респондентов). Не менее важно наличие у будущих специалистов высокого уровня индивидуального и социально значимого мотива (22% студентов). В целом выбор профессии обусловлен внутренними побуждениями, что благоприятно сказывается на процессе освоения знаний и умений, необходимых в будущей процессии. Результат диагностики показывает, что подавляющее большинство студентов, осваивающих медицинские специальности, имеют достаточно высокий уровень мотивации: 52% в КГ и 47% в ЭГ, а тот факт, что они с готовностью согласились участвовать в проекте по освоению компетенции по направлению паллиативной медицины, подтверждает сохранение высокого интереса к профессиональной сфере.

В рамках работы над проектом по организации НМС формирования профессиональных паллиативных компетенций у будущих специалистов сестринского дела встали вопросы о наличии у них профессионально значимых личностных качеств, таких как эмпатия и умение общаться. Их диагностирование осуществлялось с помощью психологических методик «Диагностика уровня эмпатии» (авт. И. М. Юсупов), «Коммуникативные и организаторские способности» (авт. В. В. Синявский, Б. А. Федоришин), уровень рефлективности студентов мы диагностировали с помощью методики В. В. Пономарева.

Рассматривая полученные данные, можно отметить тот факт, что половина студентов имеют достаточно низкий уровень коммуникативных способностей: 52% в КГ и 50% в ЭГ. Такие студенты предпочитают проводить время с собой, не стремятся к общению, ограничивают свои знакомства, не умеют отстаивать свое мнение и крайне обидчивы, предпочитают избегать принятия самостоятельных решений. У студентов с низким уровнем коммуникативных способностей в дальнейшем возможны проблемы в работе с пациентами и коллегами.

38% студентов из КГ и 42% из ЭГ имеют средний уровень коммуникативных способностей. Их характеризует желание общаться, устанавливать контакты с людьми, стремление отстаивать свое мнение. Но, к сожалению, эти способности неустойчивы и требуют дальнейшего развития и совершенствования.

Только 12% студентов из КГ и 9% из ЭГ имеют высокий уровень коммуникативных способностей. Для них характерно умение не теряться в компании незнакомых людей, быстро находить новые контакты, проявлять инициативу, непринужденно общаться с разными людьми. Такой уровень развития коммуникативных способностей необходим медицинскому работнику, осуществляющему профессиональную деятельность по направлению паллиативной медицины. Результаты первичной диагностики сформированности знаний, умений и соответствующих профессионально значимых качеств личности студентов, обучающихся по специальности 34.02.01 «Сестринское дело», представлены на Рисунке 1.

120/013% 12%

.10%яо/„ 9% I

КГ ЭГ КГ ЭГ

Средний Высокий

Уровни

■ Когнитивно-эргонический ■ Мотивационно-ценностный

■ Коммуникативный ■ Личностно-рефлексивный

Рисунок 1. Сформированность знаний, умений и соответствующих профессионально значимых качеств личности у будущих специалистов «сестринского дела»до реализации проекта научно-методического сопровождения формирования ППК

Второй этап реализации проекта был посвящен проектированию и разработке содержания (форм, методов и средств) научно-методического сопровождения формирования ППК у будущих специалистов сестринского дела хирургического профиля. Мы учитывали междисциплинарность характера профессиональной паллиативной деятельности, а также ориентацию будущих специалистов «сестринского дела» на междисциплинарное взаимодействие психологов, хирургов, социальных работников, терапевтов, онкологов; разработку и проведение реабилитационных мероприятий

в отношении пациентов с различной патологией с учетом их личностных ресурсов, физических, психических способностей, позволяющих при создании определенных условий формировать потребности к самоактуализации, самореабилитации, самоопределению, самоорганизации.

В результате было спроектировано программное и учебно-методическое обеспечение факультативного интегративного курса «Основы стоматерапии» для специальности 34.02.01 «Сестринское дело» с целью повышения качества образования в среднем профессиональном учреждении посредством совершенствования профессиональных знаний и умений, необходимых в профессиональной деятельности по направлению паллиативной медицины, а также освоения наиболее рациональных методов и приемов обучения и воспитания будущих специалистов сестринского дела. Для самостоятельной подготовки студентов специальности 34.02.01 «Сестринское дело» к практическим занятиям и семинарам был разработан учебно-методический комплекс.

Реализация проекта на третьем этапе. Для формирования у будущих специалистов сестринского дела положительной мотивации и внутренней готовности к профессиональной деятельности, включающей работу с паллиативными, онкологическими пациентами хирургического профиля, была проведена профессиональная конференция «Жизнь со стомой» с участием работодателей (2012). Внедрение интегрированного курса «Основы стоматерапии» в образовательный процесс в рамках внеаудиторного обучения (2013-2014 гг.) также способствовало совершенствованию знаний и умений по направлению паллиативной медицинской помощи. В ходе проекта разработки содержания научно-методического сопровождения формирования профессиональных компетенций у будущих специалистов сестринского дела нами были апробированы материалы лекций, мастер-классы, практические рекомендации.

При реализации проекта были намечены индивидуальные маршруты студентов, которые участвовали в научно-исследовательской деятельности. Так, была проведена научно-практическая работа, посвященная оценке качества жизни больных с колоректальным раком в раннем послеоперационном периоде. Исследование проводилось при поддержке работодателей на базе колопроктологического отделения ГБУКЗ КО «Калужская областная клиническая больница» (2016 г.) и была высоко оценена работодателями. Также эта работа получила внешнюю оценку, заняв третье место в IV Международном конкурсе исследовательских

работ «Магнит познания» и первое место во II Всероссийской научно-практической конференции студентов ПОО «Шаг в будущее [6].

Учитывая междисциплинарный характер профессиональной паллиативной деятельности, в рамках проекта был проведен интегративный круглый стол «Роль медицинской сестры в комплексной реабилитации пациентов с кишечной стомой в раннем послеоперационном периоде» (2017 г.) с участием работодателей и педагогов различных клинических дисциплин. Студенты продемонстрировали высокий уровень знаний и практических умений, необходимых для ухода за паллиативными пациентами с колоректальным раком, и в ходе докладов, и на мастер-классе по замене калоприемника, что было высоко оценено работодателями. Для отработки практических умений был проведен совместный обучающий семинар с мастер-классом на базе больницы ГБУЗ КО «Клиническая больница скорой медицинской помощи им. К. Н. Шевченко» по теме «Роль медицинской сестры в уходе за пациентами с кишечной стомой в раннем послеоперационном периоде» (2019 г.).

Четвертый этап, аналитический, позволил нам обосновать эффективность результатов организационно-методических условий НМС формирования ППК у студентов специальности 34.02.01 «Сестринское дело» по выделенным критериям и показателям, а также сделать выводы о целесообразности научно-методического сопровождения формирования ППК у будущих специалистов сестринского дела на примере клинической дисциплины ПМ 02. МДК 02.01 Раздел 3 «Сестринская помощь в хирургии» (Таблица 2).

Таблица 2

Критерии и показатели эффективности проекта научно-методического сопровождения формирования профессиональных паллиативных компетенций у будущих специалистов сестринского дела

Критерий Показатели Уровни

Мотивационно-ценност-ный: уровень развития мо-тивационно-ценностного отношения по направлению профессиональной деятельности 1. Осознание важности подготовки к паллиативной деятельности, включающее ценностную ориентацию личности будущего специалиста, его мотивов. 2. Этические качества будущих специалистов сестринского дела низкий средний высокий

Когнитивно-эргонический: уровень развития, связанный с профессиональной деятельностью по направлению ПМП 1. Степень владения знаниями и умениями (общепрофессиональные и специально-профессиональные компетенции), которые определяются междисциплинарным характером будущей профессиональной деятельности по направлению ПМП; 2. Способность решать комплексные профессиональные задачи(медицинские, социальные,психологические) по направлению ПМП и применять их на практике. низкий средний высокий

Личностно-рефлексивный: уровень развития личностных качеств будущих специалистов сестринского дела 1. Способность студентов оценить результаты собственной деятельности (самоанализ), рефлексия. 2. Творческий потенциал личности будущего специалиста сестринского дела. 3. Эффективность развития ИКТ-компетенции. низкий средний высокий

Коммуникативный:уровень развития коммуникативных навыков межличностного общения 1. Готовность строить коммуникативные отношения с пациентом и социальным окружением пациента на основе знания проблем пациента. 3. Способность будущих специалистов сестринского дела к эмпатии. 3. Лидерские качества студентов низкий средний высокий

В ходе проекта мы отметили положительную динамику у участников по всем критериям. Увеличилось количество студентов, у которых коммуникативные навыки и эмпатия возросли (52% в КГ и 63% в ЭГ). Мы отметили, что в ЭГ уменьшилось количество студентов с низким показателем мотивации (был отмечен у 8% студентов). Будущие специалисты сестринского дела стали больше проявлять интерес к профессии и деятельности медсестры по направлению паллиативной медицинской помощи: это отметили 69% студентов ЭГ и 56% студентов КГ. У студентов появилась уверенность в своих знаниях, они стали лучше решать

профессиональные задачи, что отразилось на когнитивно-эргониче-ском уровне (63% студентов ЭГ и 41% КГ) и умениях применять их на практике (13% студентов КГ и 25% ЭГ). При проверке эффективности личностно-рефлексивного уровня нами было отмечено, что будущие специалисты стали лучше оценивать свою деятельность (65% студентов ЭГ и 54% КГ) (Рис. 2).

■ Когнитивно-эргонический ■ Мотивационно-ценностный

■ Коммуникативный Личностно-рефлексивный

Рисунок 2. Сформированность знаний, умений и соответствующих профессионально значимых качеств личности у студентов колледжа по специальности 34.02.01 "сестринское дело" после реализации проекта научно-методического сопровождения формирования ППК

Исследование убедило нас, что проект по организации научно-методического сопровождения формирования ППК у будущих медсестер посредством проведения различных профессиональных мероприятий и внедрения учебно-методического и программного обеспечения ин-тегративного курса «Основы стоматерапии» нацеливает студентов на решение практических задач по направлению будущей профессиональной деятельности, а также способствует профессионально-личностному развитию будущих специалистов сестринского дела в соответствии с требованиями ФГОС и рынка труда. Это позволяет не только оценивать, определять стратегии научно-методического сопровождения формирования паллиативных компетенций у будущих специалистов

сестринского дела, но и управлять процессом профессионально-личностного развития будущего специалиста с выведением каждого студента на самооценку своего профессионального развития.

Результаты исследования обсуждались на научно-практических образовательных и медицинских конференциях, в рамках подготовки специалистов для оказания паллиативной медицинской помощи на всероссийском и международном уровнях. Результаты проекта по организации НМС формирования ППК у будущих медсестер были опубликованы в различных печатных и электронных рецензируемых научных изданиях ВАК. Созданные организационно-методические условия были высоко оценены работодателями Калужской области. Разработанная рабочая программа интегративного курса «Основы стоматерапии», оценочный материал и учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов были рассмотрены ведущими клиницистами в области онкологии и одобрены к применению в Калужском базовом медицинском колледже, а также на отделениях постдипломного образования на территории Калужской области.

Заключение. Исходя из полученных результатов, проект по организации научно-методического сопровождения формирования ППК у будущих медсестер можно считать успешным. Созданные организационно-методические условия будут способствовать качественной подготовке специалистов сестринского дела по направлению профессиональной медицинской паллиативной помощи, формированию у них профессиональных личностных качеств. Следует все же отметить, что этот проект не может охватить всех задач, которые необходимо решать при подготовке будущих специалистов по оказанию ПМП — для этого требуется дальнейшее развитие методической службы колледжа, направленное на осуществление стратегического менеджмента в образовании по направлению паллиативной медицинской помощи.

Список источников

1. Ефремова В. Е. Научное обоснование оптимизации системы управления кадровыми ресурсами среднего медицинского персонала федеральных медицинских организаций: дис. ... канд. мед. наук. М., 2014. 296 с.

2. Об охране здоровья граждан в РФ: Федеральный закон РФ от 21.11.2011 № 323 с изменениями от 31.05.2019 [Электронный ресурс]. URL: http://consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_12 1895/3630e99f8d74e0102bc5b34e9608b6acb75bcc95/ (дата обращения: 20.07.2022).

3. Паллиативная помощь взрослым и детям: организация и профессиональное обучение: сб. док-тов ВОЗ и ЕАПП. М.: Р. Валент, 2014. 180 с. [Электронный ресурс]. URL: https://www. dzhmao.ru/info/FilesDownload/126833-126878.pdf (дата обращения: 25.07.2022).

4. Плотникова Е. В. Формирование профессиональных паллиативных компетенций у будущих медсестер // Профессиональное образование и рынок труда. 2022. № 2. С. 132-138. DOI: https://doi.Org/10.52944/PORT.2022.49.2.011.

5. ПлотниковаЕ. В. Изучение уровня готовности медицинских сестер и будущих специалистов «сестринского дела» к работе по оказанию паллиативной медицинской помощи (ПМП) в Калужской области // Паллиативная медицина и реабилитация. 2021. № 1. С. 16-23 [Электронный ресурс]. URL: https://www.palliamed.ru/publications/pub146/number178/1616425435_2175e6b0b7. pdf (дата обращения: 20.07.2022).

6. Плотникова Е. В. Подход к формированию медико-реабилитационных умений у будущих медицинских сестер по уходу за пациентом с кишечной стомой в Калужском базовом медицинском колледже // Вестник Калужского университета. 2017. № 2. С. 137 [Электронный ресурс]. URL: https://tksu.ru/upload/iblock/544/54400c005a086b779395904a83a34d30.pdf (дата обращения: 25.07.2022).

7. Федеральный государственный образовательный стандарт СПО по специальности 34.02.01 «Сестринское дело» [Электронный ресурс]. URL: https://classinform.ru/fgos/34.02.01-sestrinskoe-delo.html (дата обращения: 14.06.2022).

References

1. Efremova V. E. Nauchnoe obosnovanie optimizacii sistemy upravleniya kadrovymi resursami srednego medicinskogo personala federal'nyh medicinskih organizacij: dis. ... kand. med. nauk. M., 2014. 296 s. [In Rus].

2. Ob ohrane zdorov'ya grazhdan v RF: Federal'nyj zakon RF ot 21.11.2011 № 323 s izm-eneniyami ot 31.05.2019 [Elektronnyj resurs]. URL: http://consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_121895/3630e99f8d74e0102bc5b34e9608b6acb75bcc95/ (data obrashcheniya: 20.07.2022). [In Rus].

3. Palliativnaya pomoshch' vzroslym i detyam: organizaciya i professional'noe obuchenie: sb. dok-tov VOZ i EAPP. M.: R. Valent, 2014. 180 s. [Elektronnyj resurs]. URL: https://www. dzhmao.ru/info/ FilesDownloadA26833-126878.pdf (data obrashcheniya: 25.07.2022). [In Rus].

4. Plotnikova E. V. Formirovanie professional'nyh palliativnyh kompetencij u budushchih med-sester // Professional'noe obrazovanie i rynok truda. 2022. № 2. S. 132-138. DOI: https://doi.org/10.52944/ P0RT.2022.49.2.011. [In Rus].

5. Plotnikova E. V. Izuchenie urovnya gotovnosti medicinskih sester i budushchih specialistov «se-strinskogo dela» k rabote po okazaniyu palliativnoj medicinskoj pomoshchi (PMP) v Kaluzhskoj oblasti // Palliativnaya medicina i reabilitaciya. 2021. № 1. S. 16-23 [Elektronnyj resurs]. URL: https://www. palliamed.ru/publications/pub146/number178/1616425435_2175e6b0b7.pdf (data obrashcheniya: 20.07.2022). [In Rus].

6. Plotnikova E. V. Podhod k formirovaniyu mediko-reabilitacionnyh umenij u budushchih medicinskih sester po uhodu za pacientom s kishechnoj stomoj v Kaluzhskom bazovom medicinskom kolledzhe // Vestnik Kaluzhskogo universiteta. 2017. № 2. S. 137 [Elektronnyj resurs]. URL: https://tksu. ru/upload/iblock/544/54400c005a086b779395904a83a34d30.pdf (data obrashcheniya: 25.07.2022). [In Rus].

7. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart SPO po special'nosti 34.02.01 «Sestrinskoe delo» [Elektronnyj resurs]. URL: https://classinform.ru/fgos/34.02.01-sestrinskoe-delo.html (data obrashcheniya: 14.06.2022). [In Rus].

Информация об авторе

Е. В. Плотникова — преподаватель клинических дисциплин

Information about the author

E. V. Plotnikova — clinical lecturer

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.