Научная статья на тему 'Научно-методическое обоснование фитнес-программы для мужчин-баскетболистов в возрасте 20-39 лет'

Научно-методическое обоснование фитнес-программы для мужчин-баскетболистов в возрасте 20-39 лет Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
245
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИТНЕС-ПРОГРАММА / ИГРОВАЯ ФИТНЕС-ТЕХНОЛОГИЯ / ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ / ЦЕЛОСТНЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ / МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ / СИСТЕМООБРАЗУЮЩИЙ ФАКТОР

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лутченко Николай Георгиевич, Перевозникова Наталия Игоревна, Иванов Валерий Геннадиевич

Актуальность исследования обусловлена возрастанием значения игровой фитнес-технологии в структуре фитнес-индустрии, ее недостаточной научно-методической разработанностью и необходимостью формирования спортивно-оздоровительного потенциала мужчин зрелого возраста в условиях фитнес-центра. Центральным звеном в учебно-тренировочном процессе выступает научно-обоснованная фитнес-программа, содержащая рациональный комплекс специально подобранных игровых средств и методических приемов: игровых технических действий, подвижных игр, игровых заданий технического и тактического характера, двусторонних упрощенных и контрольных игр. Результаты исследования убеждают, что опытная фитнес-программа обеспечивает повышение уровня физического развития и состояния здоровья мужчин-баскетболистов, устойчивую мотивацию к активной игровой деятельности и, как следствие, рост посещаемости занятий (17%).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лутченко Николай Георгиевич, Перевозникова Наталия Игоревна, Иванов Валерий Геннадиевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Scientific and methodological support of the fitness-programs for male basketball players aged 20-39 years

The relevance of the study is due to the growing importance of the game fitness-technology in the structure of the fitness-industry, its insufficient scientific and methodological elaboration and need in developing of the sports and recreation potential of the men of mature age in the fitness center. The evidence-based fitness-program that contains a rational set of the specially selected gaming and instructional techniques acts central to the training process: technical game actions, mobile games, game tasks of the technical and tactical character, bilateral simplified and control games. The results of the study convinced that the pilot fitness-program enhances the level of the physical development and health of male basketball players, sustainable motivation for active gaming activities and, therefore, increase in attendance (17%).

Текст научной работы на тему «Научно-методическое обоснование фитнес-программы для мужчин-баскетболистов в возрасте 20-39 лет»

УДК 796.07; 796.034.2

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ФИТНЕС-ПРОГРАММЫ ДЛЯ МУЖЧИН-БАСКЕТБОЛИСТОВ В ВОЗРАСТЕ 20-39 ЛЕТ

Николай Георгиевич Лутченко, заслуженный работник физической культуры РФ, кандидат педагогических наук, профессор, Санкт-Петербургский государственный политехнический университет (СПб ГПУ); Наталия Игоревна Перевозникова, мастер спорта международного класса (МСМК) России, старший преподаватель, Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов (СПбГУП); Валерий Геннадиевич Иванов, кандидат педагогических наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный политехнический университет (СПб ГПУ)

Аннотация

Актуальность исследования обусловлена возрастанием значения игровой фитнес-технологии в структуре фитнес-индустрии, ее недостаточной научно-методической разработанностью и необходимостью формирования спортивно-оздоровительного потенциала мужчин зрелого возраста в условиях фитнес-центра. Центральным звеном в учебно-тренировочном процессе выступает научно-обоснованная фитнес-программа, содержащая рациональный комплекс специально подобранных игровых средств и методических приемов: игровых технических действий, подвижных игр, игровых заданий технического и тактического характера, двусторонних упрощенных и контрольных игр. Результаты исследования убеждают, что опытная фитнес-программа обеспечивает повышение уровня физического развития и состояния здоровья мужчин-баскетболистов, устойчивую мотивацию к активной игровой деятельности и, как следствие, рост посещаемости занятий (17%).

Ключевые слова: фитнес-программа, игровая фитнес-технология, подвижные игры, целостный метод обучения, мотивационно-ценностное отношение, системообразующий фактор.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.09.115.p69-73 SCIENTIFIC AND METHODOLOGICAL SUPPORT OF THE FITNESS-PROGRAMS FOR MALE BASKETBALL PLAYERS AGED 20-39 YEARS

Nikolai Georgievich Lutchenco, the candidate of pedagogical sciences, professor, Saint-Petersburg State Polytechnic University; Natalia Igorevna Perevoznikova, International level Master of Sports of Russia, senior lecturer, Saint-Petersburg Humanitarian University of Trade Unions, Valery Gennadyevich Ivanov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Saint-Petersburg State Polytechnic University

Annotation

The relevance of the study is due to the growing importance of the game fitness-technology in the structure of the fitness-industry, its insufficient scientific and methodological elaboration and need in developing of the sports and recreation potential of the men of mature age in the fitness center. The evidence-based fitness-program that contains a rational set of the specially selected gaming and instructional techniques acts central to the training process: technical game actions, mobile games, game tasks of the technical and tactical character, bilateral simplified and control games. The results of the study convinced that the pilot fitness-program enhances the level of the physical development and health of male basketball players, sustainable motivation for active gaming activities and, therefore, increase in attendance (17%).

Keywords: fitness-program, game fitness-technology, outdoor game, holistic teaching method, motivational-value relation, system-forming factor.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность проблемы заключается в том, что существующие программы, используемые в спортивно-оздоровительных центрах и фитнес-клубах, по своему содержанию и методическим особенностям в значительной степени дублируют традиционную образовательную программу по физической культуре.

Дидактические подходы к организации учебно-тренировочных занятий в рамках строго игровой направленности учебного процесса ориентируют мужчин, занимающихся баскетболом, не столько на индивидуальное восприятие учебного материала и разностороннее развитие личности, сколько на их двигательную подготовку.

В педагогической практике недостаточно активно используется целостный метод при обучении игровым техническим приемам и действиям. Одна из причин этого недостатка кроется в сложности приемов игры, изобилующей единством техники и тактики. Отрыв техники от тактики, в свою очередь, ведет к потере причинно-следственной связи, затрудняет понимание целесообразности и необходимости применения игровых приемов.

Современные фитнес-программы строятся, как правило, по стандартноупрощенной схеме, раскрывающей содержание объема знаний, умений и навыков для усвоения обучаемыми и распределения их по годам спортивного совершенствования.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Анализ научно-методической литературы позволяет характеризовать программу как вид творческой разработки по педагогическому или учебно-творческому виду деятельности в двустороннем процессе взаимодействия тренера (педагога) и обучаемых [1].

Каждая программа, по нашему убеждению, должна отвечать требованиям интегрированности (полноценности содержания), комплексности (многообразия учебного материала) и уровневого построения (логики изложения).

Повышению эффективности обучения способствует реализация алгоритма игровой фитнес-технологии: дифференциация информации и обоснование методических заданий, строгое планирование последовательности прохождения учебно-методического материала, создание системы текущего контроля, реализация механизма обратной информации о результатах освоения технических приемов, внесения необходимой коррекции (рис.1).

Проблема оценки и самоконтроля физического состояния человека приобретает особо важное значение для лиц зрелого возраста, занимающихся напряженным психоэмоциональным трудом. Оздоровительное воздействие двигательной деятельности сопряжено с использованием широкого многообразия игровых средств в рамках личностноориентированных фитнес-программ, обеспечивающих укрепление здоровья и улучшающих адаптацию в трудовой деятельности.

В условиях популяризации и внедрения фитнеса в повседневный быт населения актуальной задачей является создание научно-обоснованных фитнес-программ, которые должны найти свое место в спортивно-оздоровительных фитнес-центрах.

Одной из задач исследования была оценка стажа занятий баскетболом, анализ физкультурно-спортивных интересов и побудительных мотивов, влияющих на активное участие в этой сфере деятельности (табл.1).

Таблица 1

Сравнительная оценка мотивационно-ценностного отношения занимающихся

различного возраста к занятиям баскетболом

№ Наименование мотива Среднее значение баллов

20-30 лет 30-40 лет

1 Мне нравится данный вид спорта 91,3 87,5

2 Я просто получаю удовольствие от занятия спортом 81,1 88,2

3 Эмоциональная разрядка, смена деятельности 67,6 79,6

4 Укрепление здоровья 72.2 71,6

5 Спортивное совершенствование в избранном виде спорта 78,3 67,1

Ведущими мотивами включенности занимающихся в учебно-тренировочный процесс являются: любовь к данному виду спорта, совершенствование в избранном виде спорта, эмоциональная разрядка, смена деятельности и укрепление здоровья [3].

Полученные результаты убеждают, что системообразующим фактором поступа-

тельного совершенствования в деятельности является мотив. Ведущие мотивы, как правило, определяют направленность деятельности.

Рис.1. Алгоритм построения игровой фитнес-технологии в структуре экспериментальной

программы

Как показывают исследования иерархия ведущих мотивов в процессе деятельности, может меняться в тех случаях, когда деятельность побуждается мотивами, не занимающими доминирующие позиции в системе ценностных ориентаций.

Результаты исследований свидетельствуют, что специфика спортивно-

оздоровительного процесса сопряжена с реализацией двух совокупных факторов: педагогических условий (материально-технической базы, уровня физической и технической подготовленности занимающихся, состояния здоровья, физического развития) и методических требований (рационального планирования учебного материала и последовательного выполнения программы, четкой постановки целей и задач, своевременного внесения коррекций и обеспечения их выполнения).

Современная фитнес-программа носит инновационный характер и отличается вариативностью содержания, инициативой и творческим подходом руководителей занятий

к реализации учебно-педагогических задач, исходя из условий и особенностей контингента обучаемых.

Личностно-ориентированный инновационный характер представленной фитнес-программы обусловлен особенностью игровой деятельности баскетболиста, заключающейся в постоянном единстве анализа ситуации и технико-тактических действий. Это обстоятельство убеждает, что изучение и коррекция игровой деятельности наиболее эффективны в естественных условиях, то есть с помощью игрового или соревновательного метода [2, 4].

Как показывают результаты исследования подобный подход позволяет активизировать познавательную и эмоциональную сферу игрока и делает учебно-тренировочный процесс более разнообразным и интересным.

Основу игры, как известно, составляет уверенное владение мячом, то есть технический арсенал игрока. Умение распорядиться мячом, правильно выбрать способ, место и время действия, активно взаимодействовать с партнерами обуславливают содержание тактической подготовки. Основное условие эффективности обучения в начальном периоде - универсальность, обеспечивающая умение обучаемых в равной степени применять изученные приемы в их сочетании - в нападении и защите.

Практически невозможно научить занимающихся технике игры в нападении и защите, не осваивая одновременно индивидуальные и групповые тактические взаимодействия в двойках и тройках.

ВЫВОДЫ

1. Логика построения фитнес-программы базируется на соответствии ее содержательной стороны принципам дидактики: непрерывности процесса обучения, преемственности и последовательности освоения программы; выраженности оздоровительного эффекта, систематического контроля за функциональным состоянием организма; устойчивой адаптации занимающихся к условиям профессиональной деятельности.

2. Экспериментальная фитнес-программа оказывает разностороннее воздействие на занимающихся, повышает уровень общей и специальной физической подготовленно -сти, способствует освоению специальных знаний, спортивно-технических умений и навыков, расширяет диапазон двигательных способностей.

3. Разделы программы структурно объединяет соревновательно-игровой метод, обеспечивающий тактическое разнообразие игровых действий, активное мотивообразо-вание, высокий эмоциональный фон занятий.

ЛИТЕРАТУРА

1. Лазарев, В.С. Как разработать программу развития школы : метод. пособие для руководителей образоват. учреждений / В.С. Лазарев, М.М. Поташкин. - М. : Новая школа, 1993. -48 с.

2. Горелов, А.А. К проблеме систематизации новых физкультурно-оздоровительных технологий в образовательном пространстве современного вуза. / А.А. Горелов, В. Л. Кондаков, В.П. Сущенко // Вестник спортивной науки. - 2014. - № 2. - С. 45-51.

3. Перевозникова, Н.И. Характер мотивообразования и ценностных ориентаций лиц, занимающихся баскетболом в фитнес-клубе / Н.И. Перевозникова, Н.Г. Лутченко // Фитнес в системе непрерывного физкультурного образования и его роль в оздоровлении населения России : сборник материалов VI Всероссийской научно-практической конференции / под общ. ред. Е.Г. Сайкиной, Г.Н. Пономарева ; Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена. - СПб. : Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2013. - С. 108-112.

4. Перевозникова, Н.И. Баскетбол - многофункциональная игровая фитнес-технология /

Н. И. Перевозникова, Н.Г. Лутченко // Физическая культура и здоровье студентов вузов : материалы Х Всероссийской научно-практической конференции. 21 февраля 2014 г. - СПб. : Изд-во Санкт-Петерб. гуманитар. ун-та профсоюзов, 2014. - С. 119-121.

REFERENCES

1. Lazarev, V.S. (1993), How to develop a program for the development of school, publishing house “The New School”, Moscow.

2. Gorelov, A.A., KondaKov, V.L. and Sushchenko, V.P. (2014), “On the problem of ordering new health and fitness technologies in the educational space of the modern university”, Journal of Sports Science, No. 2, pp. 45-51.

3. Perevoznikova, N.I. and Lutchenko, N.G. (2013), “Formation of motives character and values of persons engaged in basketball at the fitness club”, Fitness in the system of continuous sports education and its role in the recovery of the Russian population: Proceedings of the VI All-Russian scientific conference, publishing house “RSPU. AI Herzen”, St. Petersburg, pp. 108-112.

4. Perevoznikova, N.I. and Lutchenco, N.G. (2014), “Basketball - multifunction game fitness technology”, Physical education and health of university student: Materials Х All-Russian Scientific and Practical Conference, St. Petersburg, pp. 119-121.

Контактная информация: natali-perevoza@mail.ru

Статья поступила в редакцию 19.09.2014.

УДК 37.015:008:1/14 (07)

ФЕНОМЕНОЛОГИЯ СИНЕРГЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ В КОНТЕКСТЕ ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКОЙ НАУКИ

Анатолий Геннадьевич Маджуга, доктор психологических наук, заведующий кафедрой, Стерлитамакский филиал Башкирского государственного университета; Лилия Хазин-нуровна Салимова, кандидат педагогических наук, доцент Башкирский государственный университет, Уфа; Азат Марсович Хамидуллин, соискатель, Стерлитамакский филиал Башкирского государственного университета

Аннотация

В статье рассмотрены особенности постнеклассической науки третьего тысячелетия, раскрыта сущность синергетической культуры личности и представлены её компоненты. Впервые авторы дают развернутое, методологически обоснованное определение синергетической культуры личности, рассматривая её как многомерный феномен. На основе теоретического анализа и обобщения литературы по проблеме исследования предложены дидактические принципы реализации синергетического образования и описаны этапы формирования синергетической культуры участников образовательного процесса.

Ключевые слова: постнеклассическая наука, синергетика, синергетическая концепция образования, принципы синергетики, принципы дидактики нового типа, методология синергетики, синергетическая культура, теория самоорганизации.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.09.115.p73-81 PHENOMENOLOGY OF THE SYNERGISTIC CULTURE OF PERSONALITY IN THE CONTEXT OF POST-NON-CLASSICAL SCIENCE

Anatoly Gennadyevich Madzhuga, the doctor of psychological sciences, Department chairman, Sterlitamak branch of Bashkir State University; Lilia Khasinnurovna Salimova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Bashkir state University, Ufa; Azat Marsovich Khamidullin, the competitor, Sterlitamak branch of Bashkir State University

Annotation

The article considers the peculiarities of the post-non-classical science of the third Millennium, the essence of synergy, cultural identity; it presents and describes the components of the synergy of the cultural identity. For the first time the authors have given a detailed, methodologically grounded definition of the synergy culture of personality, considering it as a multidimensional phenomenon. On the basis of the theoretical analysis and synthesis of the literature on the studied problem the authors offer didactic principles for the implementation of the synergistic education and characterize the stages of the formation of the

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.