Научная статья на тему 'НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ В ОБУЧЕНИИ ЛИЦ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА'

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ В ОБУЧЕНИИ ЛИЦ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
11
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
: образовательная среда / обеспечение обучения / научно-методическое обеспечение / обучение лиц пожилого возраста / контент-анализ / educational environment / support of education / scientific and methodological support / education of elderly / content analysis

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Черезова Наталия Сергеевна, Матушанский Григорий Ушерович

В связи с повсеместной демографической ситуацией возрастающего количества лиц пожилого возраста актуальным становится их обучение. Данная статья посвящена изучению понятия научно-методическое обеспечение, и чем оно является для обучения лиц данной возрастной категории. Были рассмотрены в сравнении следующие понятия: учебно-методическое, методическое и научно-методическое обеспечение. Цель написания работы сформулировать определение исследуемого понятия, а именно, научно-методического обеспечения обучающего процесса для лиц пожилого возраста. В процессе работы авторы провели анализ научных публикаций по исследуемой теме. Для формулирования определения научно-методического обеспечения авторами работы был использован метод контент-анализа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Черезова Наталия Сергеевна, Матушанский Григорий Ушерович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Matushanskij SCIENTIFIC AND METHODOLOGICAL SUPPORT IN THE EDUCATION OF THE ELDERLY

The education of elderly has been becoming essential due to the ubiquitous demographic situation of an increasing number of people of this category. The work is devoted to the study of the definition of research-based and methodological support and what it is for the education of elderly people. The educational and methodological support, methodological support as well as research-based and methodological support concepts have been explored in comparison. The purpose of work is to define the concept under study: the scientifical and methodological support of education of elderly. The analysis of modern scientific publications on the topic under study was carried out in the work. The authors used the method of content analysis to formulate the definition of research-based and methodological support.

Текст научной работы на тему «НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ В ОБУЧЕНИИ ЛИЦ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА»

Литература:

1. Брэдбери Р. 451 градус по Фаренгейту. Москва :Эксмо, 2001.256 с.

2. Галактионова Т. Г. Чтение школьников как социально-педагогический феномен открытого образования : автореф. дис. ... д-ра пед. наук: специальность 13.00.01. Санкт-Петербург, 2008. 41 с.

3. Горшков Ю.А. Измерение ценности общедоступных библиотек методом условной оценки // Библиотечное дело - XXI век. Вып. 2(16) / Рос. гос. б-ка. Москва, 2008. С.161-170.

4. Лопатина Н. В. Цифровой мир чтения / / Культура : теория и практика. 2023. №. 3-4 (54). С. 7-16.

5. Маркова Т.Б. Библиотека как символическое пространство культуры // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 7: Философия. Социология и социальные технологии. 2007. № 6. С. 1В2-1ВВ.

6. Моль А. Социодинамика культуры. Москва : Прогресс, 1972. 406с.

7. Розин, В.М. От программы обоснования науки к ее исследованию и методологии науки // Философия науки и техники. 2021. Т. 26, №. 1. С. 91-106.

В. Савич Л. Е. Аудиочтение: новый формат чтения или.? // вестник Казанского государственного университета культуры и искусств.2021.№ 4.C35-39.TTQQ

9. Саяпина И.А. Информация, коммуникация, трансляция в социокультурных процессах современного общества : автореф. дис. ... доктора культурологии : 24.00.01. Краснодар, 2001. 48с.

10. Соколов А. В. Национальный проект «Культура» и книжная культура // Научные и технические библиотеки. 2022. №. 6. С. 14-33.

11. Соколов А. В. Печали, грехи и надежды библиотечной школы // Науч. и техн. б-ки СССР. 1990. №. 9. С. 310.

12. Соколов, А.В. Теория библиографии в лабиринте концепций / / Мир библиографии. 2009. №3. С.19-25.

13. Сухоруков К. М. Информационная культура, книговедение и современное книжное дело: взаимосвязи и трансформации / / Библиография и книговедение. 2023. №. 1. С. 45-S6.

14. Чиндилова, О. В. Феноменология развития читательской культуры детей дошкольного возраста в контексте непрерывного литературного образования : автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.02. Челябинск : Реглет, 2011. 40 с.

References:

1. Bredberi R. 4S1 gradus po Farengeytu. Moskva iEksmo, 2001.2S6 s.

2. Galaktionova T. G. Chteniye shkol'nikov kak sotsial'no-pedagogicheskiy fenomen otkrytogo obrazovaniya i avtoref. dis. ... d-ra ped. nauki spetsial'nost' 13.00.01. Sankt-Peterburg, 200В. 41 s.

3. Gorshkov YU.A. Izmereniye tsennosti obshchedostupnykh bibliotek metodom uslovnoy otsenki / / Bibliotechnoye delo - XXI vek. Vyp. 2(16) / Ros. gos. b-ka. Moskva, 200В. S.161-170.

4. Lopatina N. V. Tsifrovoy mir chteniya / / Kul'tura : teoriya i praktika. 2023. №. 3-4 (54). S. 7-16.

5. Markova T.B. Biblioteka kak simvolicheskoye prostranstvo kul'tury / / Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 7i Filosofiya. Sotsiologiya i sotsial'nyye tekhnologii. 2007. № 6. S. 182-1ВВ.

6. Mol' A. Sotsiodinamika kul'tury. Moskva i Progress, 1972. 406s.

7. Rozin, V.M. Ot programmy obosnovaniya nauki k yeye issledovaniyu i metodologii nauki // Filosofiya nauki i tekhniki. 2021. T. 26, №. 1. S. 91-106.

8. Savich L. Ye. Audiochteniye: novyy format chteniya ili___? // vestnik Kazanskogo gosudarstvennogo universiteta

kul'tury i iskusstv.2021.№ 4.S.35-39.TTQQ

9. Sayapina I.A. Informatsiya, kommunikatsiya, translyatsiya v sotsiokul'turnykh protsessakh sovremennogo ob-shchestva : avtoref. dis. _ doktora kul'turologii : 24.00.01. Krasnodar, 2001. 48s.

10. Sokolov A. V. Natsional'nyy proyekt «Kul'tura» i knizhnaya kul'tura // Nauchnyye i tekhnicheskiye biblioteki. 2022. №. 6. S. 14-33.

11. Sokolov A. V. Pechali, grekhi i nadezhdy bibliotechnoy shkoly // Nauch. i tekhn. b-ki SSSR. 1990. №. 9. S. 3-10.

12. Sokolov, A.V. Teoriya bibliografii v labirinte kontseptsiy / / Mir bibliografii. 2009. №3. S.19-2S.

13. Sukhorukov K. M. Informatsionnaya kul'tura, knigovedeniye i sovremennoye knizhnoye deloi vzaimosvyazi i transformatsii // Bibliografiya i knigovedeniye. 2023. №. 1. S. 45-56.

14. Chindilova, O. V. Fenomenologiya razvitiya chitatel'skoy kul'tury detey doshkol'nogo vozrasta v kontekste nepre-ryvnogo literaturnogo obrazovaniya i avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk i 13.00.02. Chelyabinsk i Reglet, 2011. 40 s.

УДК 371

Н.С. Черезова, Г.У. Матушанский НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ В ОБУЧЕНИИ ЛИЦ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА

В связи с повсеместной демографической ситуацией возрастающего количества лиц пожилого возраста актуальным становится их обучение. Данная статья посвящена изучению понятия научно-методическое обеспечение, и чем оно является для обучения лиц данной возрастной категории. Были рассмотрены в сравнении следующие понятия: учебно-методическое, методическое и научно-методическое обеспечение. Цель написания работы - сформулировать определение исследуемого понятия, а именно, научно-методического обеспечения обучающего процесса для лиц пожилого возраста. В процессе работы авторы провели анализ научных

публикаций по исследуемой теме. Для формулирования определения научно-методического обеспечения авторами работы был использован метод контент-анализа.

Ключевые слова: образовательная среда, обеспечение обучения, научно-методическое обеспечение, обучение лиц пожилого возраста, контент-анализ

Natalia S. Cherezova, Grigorij. U. Matushanskij SCIENTIFIC AND METHODOLOGICAL SUPPORT IN THE EDUCATION OF THE ELDERLY

The education of elderly has been becoming essential due to the ubiquitous demographic situation of an increasing number of people of this category. The work is devoted to the study of the definition of research-based and methodological support and what it is for the education of elderly people. The educational and methodological support, methodological support as well as research-based and methodological support concepts have been explored in comparison. The purpose of work is to define the concept under study: the scientifical and methodological support of education of elderly. The analysis of modern scientific publications on the topic under study was carried out in the work. The authors used the method of content analysis to formulate the definition of research-based and methodological support.

Key words: educational environment, support of education, scientific and methodological support, education of elderly, content analysis

Введение

В Федеральном законе РФ «Об образовании» от 29.12.2012 научно-методическое обеспечение педагогического процесса рассматривается как средство, необходимое для реализации эффективного обучения. В соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) образовательная деятельность учреждений определяется входящими в эту базу документами, которые включают регулирующие правовые аспекты.

Непрерывное образование сегодня признано самым востребованным и актуальным педагогическим маркером XXI века, свидетельствующим о том, что потребность в обучении необходима для человека на любом этапе его жизнедеятельности, включая и пожилой возраст. Концепция непрерывного образования подразумевает, что вне зависимости от возраста и сферы деятельности у человека должна быть возможность в продолжении обучения (повышение профессиональной квалификации, получение дополнительного образования, посещение развивающих курсов или тренингов и т.д.). Целесообразность обучения лиц пожилого возраста обусловливается тем, что позволяет человеку развиваться гармонично, ведет к восстановлению баланса между эмоциональным, физическим, творческим и нравственным аспектами. Теоретическое обоснование эффективности научно-методического обеспечения представляется важным в обучении лиц пожилого возраста в контексте концепции непрерывного образования. Несмотря на важность проблемы, исследование действительной педагогической практики показывает, что гибкая и эффективная модель обучения лиц данной возрастной категории на сегодня не разработана, равно как не сформулировано в литературе единого определения понятия научно-

методического обеспечения педагогического процесса.

Материалы и методы Сущность научно-методического

обеспечения заключается в предоставлении качественного и эффективного уровня передачи знаний обучающимся и повышении уровня учебного процесса. Это может быть обеспечено посредством создания

методических материалов, разработкой и внедрением методик, применением современных научных результатов. Мы использовали следующие исследовательские методы во время нашей работы: анализ научной литературы, метод обобщения, метод классификации и сравнения. Для формулирования авторского определения научно-методического обеспечения в обучении лиц пожилого возраста был использован метод контент-анализа.

Литературный обзор

Понятие «научно-методическое обеспечение» рассматривается в разных отраслях научных знаний: медицине, экономике, психологии, педагогике и других. Соответственно, подходы к нему используются в зависимости от его целей. В 2021 году в Законе «Об образовании в Российской Федерации» мы находим новое предписание к научно-методическому и методическому обеспечению, однако, определения этих понятий там не приводится.

Дефиниция «обеспечение» имеет различную трактовку. Для педагогов эпохи Просвещения было принято говорить об образовательной среде. В отечественной практике педагоги-новаторы в начале XX века занимались исследованием учебно-воспитательного процесса, при котором создавались благоприятные внешние и внутренние условия, способствующие всестороннему развитию личности. По Л.С. Выготскому, понятие «среда» содер-

жит социальную составляющую, где человек пользуется социальным опытом. Он рассматривает среду как рычаг воспитательного процесса, где роль педагога сводится к управлению этим рычагом. Комплекс воспитательно-обучающих установок, посредством которых реализуется педагогическое воздействие преподавателя, входит в образовательную среду [3].

В отношении обучения лиц пожилого возраста (к лицам данной возрастной категории в соответствии с ВОЗ относят людей 60-75 лет) корректнее говорить об адаптивной обучающей среде. В данном контексте, подразумевается система условий, которая включает безбарьерную среду, индивидуальный учебный план, технологии и др. Также сюда входят отношения, возникающие в учреждениях образования, обеспечивающие возможности для удовлетворения особых образовательных потребностей обучающегося.

Трактовку термина «обеспечение» мы находим в толковых словарях С.А. Кузнецова и С.И. Ожегова [9]. Термин «обеспечить» там трактуется буквально как передача достаточных материальных средств, снабжение чем-то в необходимом количестве. В первом социальном словаре «обеспечение» - это регулярное предоставление ресурсов, требующихся для адекватной работы какой-либо системы [10].

Помимо исследуемого нами понятия в научной литературе встречаются также такие термины, как «учебно-методическое обеспечение» и «методическое обеспечение», между которыми существует значительное различие. Перечисленные выше понятия представлены сегодня в педагогике разноречиво. Ученые интерпретируют их суть по-разному.

Под учебно-методическим обеспечением понимают систему взаимодействия методистов и профессорско-преподавательского состава, которая включает методическое оснащение (методические пособия, дидактический материал, эксперимент и реализацию педагогических инноваций), а также обучение, содержащее анализ деятельности и ее результатов. В педагогической энциклопедии находим определение следующего порядка: учебно-методическое обеспечение - это база учебных материалов, система управления этой базой, обучающие методики, тесты и рекомендации [14]. По мнению некоторых исследователей, например, П. А. Душенкова, учебно-методическое обеспечение и учебно-методический комплекс идентичны. Он

рассматривает учебно-методической комплекс как симбиоз учебно- методических материалов с организационными, содержательными, методическими и технологическими параметрами, благодаря которым обеспечивается целост-

ность педагогической системы [6].

Методическое обеспечение интерпретируют как составляющую методической деятельности или педагогических ресурсов. Однако сущность этого понятия до сих пор не сформулирована, так как этот термин включает в себя множество различных элементов, каждый из которых имеет свои особенности. В педагогической науке этот термин понимают и как процесс, и как результат. Процесс состоит из определения целей, разработки и создания эффективной структуры учебно-методической документации и обучающих средств. Результат может включать в себя учебно-методические материалы, использующиеся при обучении. О.Н. Волик рассматривает методическое обеспечение в качестве дидактического средства в управлении подготовкой специалистов систематизированной информационной модели педагогической системы [2].

Методическое обеспечение призвано создать необходимые для достижения конкретных педагогических результатов условия, для которых подбираются научные методы, принципы и подходы, позволяющие преподавателю и обучающемуся эффективно взаимодействовать и достигать поставленных целей обучения. К методическому обеспечению принято относить учебные программы, планы уроков, методические пособия, дидактические материалы и др. Существует подход включать учебно-методическую и научно-методическую работу в структуру методического обеспечения. В словаре социальной педагогики оба этих понятия трактуются одинаково - предоставление методических средств, необходимых для осуществления образовательного процесса [12].

Учебно-программная документация, программная документация воспитания, а также учебные пособия принято включать некоторыми исследователями в научно-методическое обеспечение [5]. Исследуемое понятие охватывает планирование, разработку и создание учебно-методического комплекса с методической документацией и средствами обучения в соответствии с учебным планом [8]. Учебно-методическая документация и учебно-методические инструмен-

ты в обучении включены в состав научно-методического обеспечения (не только планирование и разработка). Однако, перечисленные выше описания исследователей мы считаем имеют отношение более к учебно-методическому, а не к научно-методическому обеспечению. А то, что касается учебной документации, коррелирует с учебно-методическим обеспечением, как совокупностью средств и технологий в обучении.

Понятие научно-методическое обеспечение исследовалось в ряде работ. Методология и методы, касающиеся вопросов профессионального образования, рассматривались в работах следующих исследователей: А.П. Беляевой, К.Я. Вазиной, А.П. Новикова, Л. Г. Соколова и др. Психолого-педагогические теории обучающего континуума, в частности, исследования о видах образовательной среды, ее признаков и характеристик были рассмотрены в работах Я. А. Коменского, Я. Корчака, Дж. Локка, А. Маслоу и др. Научно-методическое обеспечение определяют как важный компонент образовательного процесса, так как оно включает в себя разработку и использование современных методов обучения и воспитания, а также создание учебных материалов и программ, которые отвечают современным потребностям педагогики [1]. Научно-методическое обеспечение играет важную роль в разработке и реализации организационно-образовательных механизмов, которые способствуют повышению эффективности учебного процесса.

Разработка научно-методического обеспечения образовательной системы в обучении лиц пожилого возраста является важной и объективной необходимостью. Задача создания эффективной образовательной модели может быть поставлена педагогическими работниками при взаимодействии с пожилыми людьми, а также для приобретения ими исследовательских навыков в социальной работе с людьми данной возрастной категории в стратегии конструктивного освоения старости.

Результаты исследования и их обсуждение

Анализ научных работ показал то, что единого определения понятия «научно-методическое обеспечение» в педагогике нет.

Ввиду этого нам представляется важным провести теоретический анализ существующих работ для корректной формулировки исследуемого понятия. Мы использовали в своей работе формализованный (количественный) метод контент-анализа. Этот метод позволяет выявить и оценить специфические характеристики текста и различных носителей информации (научные работы, научная документация, видеозаписи и т.д.). Контент-анализ - типичный пример прикладного информационного анализа текста, сводящегося к извлечению из всего разнообразия имеющейся в нем информации о компонентах, представляющих интерес для исследователя, что позволит впоследствии сформулировать собственное структурированное определение исследуемого понятия. Этот метод стал активно использоваться в научных дисциплинах, практикующих анализ текстовых исследований, начиная с 1950-х годов.

Наше исследование включало нескольких этапов:

1) анализ научной литературы по научно-методическому обеспечению;

2) отбор формулировок искомого понятия;

3) непосредственно контент-анализ найденных формулировок;

4) анализ-синтез смысловых единиц и подсчет частоты их упоминания;

5) получение общего вывода на основе родовых понятий и видовых отличий. В таблице № 1 приведен перечень определений исследуемого понятия.

В результате проведенного контент-анализа номенклатуры определения «научно-методическое обеспечение», было отобрано 8 формулировок, предложенных различными источниками и авторами. Был сделан подсчет частоты упоминания смысловых единиц. Результаты контент-анализа показали следующие чаще всего употребляемые смысловые единицы: методический - 9, обеспечение - 6, учебный - 6, деятельность - 4, средство - 3, образовательный - 3, информационный - 3, педагогический - 3, разработка - 3, практика - 3, материалы - 3, профессиональный - 3, научный -3, (52).

Другие 60 слов имею показатель повторяемости - 1 и 2.

Таблица № 1.

Перечень определений_

Источник, автор Научно-методическое обеспечение это:

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [14] Научно-методическое, методическое, материальное и информационное обеспечение образовательной деятельности;

Приказ Минобрнауки России [11] кадровое обеспечение в организациях, занимающихся образовательной деятельностью при реализации программ по повышению квалификации, материально-техническом и информационном обеспечении профессиональных организаций, занимающихся организацией образовательной деятельности;

Е.Ю. Усик [13] Подготовка и обеспечение учебно-научной литературой и учебно-методической документацией учебных заведений;

С. М. Вишнякова [1] Дидактическое средство управления подготовкой специалистов;

Н. Г. Хабарова [15] Обеспечение системы образования методологическими, дидактическими и методическими разработками, отвечающими современным требованиям педагогической науки и практики;

П. А. Душенков [6] Комплекс учебно- методической литературы, упорядочивающих организационные, содержательные, методические, технологические параметры; оценочные средства, обеспечивающие целостность педагогической системы по отдельной дисциплине или профессиональному модулю;

Г.В. Глинкина [4] Совокупность методов, выявленных на основе научных достижений и примененных на практике, которые ориентированы на научно-обоснованную, нормативно-методичную, учебно-программную, учебно-методическую подготовку документов, а также разработка информационных материалов и средств обучения;

Е.А. Комарницкая [7] Разработка механизмов организационно-педагогического и методического характера и доведение научных результатов до их практического применения в деятельности субъектов образования;

Средняя длина формулировки - 13 слов

Рассмотрение родовых элементов, приведенных выше определений, показывает, что в 60% научно-методическое обеспечение представляет из себя совокупность методического, дидактического материала и программной документации (оптимальная система учебно-методической документации, методические разработки, отвечающие современным педагогическим требованиям, планирование и разработка научной документации и др.). Видовые отличия указывают на типичность характеристик. Чаще мы находим «обеспечение литературой», «обеспечение средствами обучения», «обеспечение кадрами», «обеспечение методическими разработками» и др.).

Исходя из проведенного анализа, мы предложили следующую формулировку: научно-методическое обеспечение в обучении лиц пожилого возраста - это методические (9) материалы (3) и учебные (6) разработки (3) педагогических (3) средств (3), необходимых для реализации (3) на практике (3) образовательного (3) процесса лиц пожилого возраста - 14 слов (отклонение ±1).

Средний показатель повторяемости - 2,92 (высокий).

Заключение

Мы изучили имеющиеся по интересующей нас теме научные работы. Были обнаружили схожие с исследуемым понятием термины, такие как учебно-методическое и методическое обеспечение. Сравнительный метод использовался для сопоставления понятий учебно-методического обеспечения, методического обеспечения и научно-методического обеспечения. Сделан вывод о том, что научно-методическое обеспечение является неотъемлемой частью современного педагогического процесса. В ходе сравнительной работы был сделан вывод о том, что ряд предложенных определений понятия научно-методического обеспечения коррелируют с учебно-методическим обеспечением.

Вследствие проделанной работы были собраны и систематизированы предложенные за последние несколько лет разными исследователями определения «научно-методического обеспечения». Это позволило путем метода контент-анализа сгенерировать его в следующее понятие: научно-

методическое обеспечение в обучении лиц средств, необходимых для реализации на пожилого возраста - это методические мате- практике образовательного процесса лиц риалы и учебные разработки педагогических пожилого возраста.

Литература:

1. Вишнякова С.М. Профессиональное образование : Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. М.: НМЦ СПО, 1999. 538 с.

2. Волик О.Н. Состав и структура методического обеспечения информационно-средового подхода к модернизации профессионального образования // Образовательные технологии и общество. 2012. № 4, Т. 15. С. 409-420.

3. Выготский Л.С. Педагогическая психология // Психология и педагогика среды : конспект работ / под ред. Ю.С. Мануйлова. Костанай : ГорУО, 1997. С. 5.

4. Глинкина Г.В. Структурирование предметного содержания учебных дисциплин как способ обновления научно-методического обеспечения университетского образования // Актуальные вопросы организации научно-методического обеспечения университетского образования. Минск, 2017. С. 24-36.

5. Домбровская Е.А. Справочник методиста. Часть 1. Минск : МГОУМК, 2012. С. 30.

6. Душенков П. А., Трегубова Е.С., Ищу Т.Н. Учебно-методическое сопровождение федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения: учебное пособие. Москва, 2009. 103 с.

7. Комарницкая Е.А. Функционально-вариативная модель методического обеспечения профориентационного образовательного процесса в многопрофильном колледже // Известия Балтийской государственной академии. Калининград : БГАРФ, 2011. С. 7-20.

8. Новиков А. М. Педагогика: словарь системы основных понятий. Москва : Изд. Центр ИЭТ, 2013. 268 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка : 80 000 слов и фразеологических выражений. 4-е изд., доп. Москва : Азбуковник, 1999. 944 с.

10. Первый социальный словарь. URL: http://webotvet.ru/artides/opredelenieobespechenie.html (дата обращения : 10.06.2023).

11. Приказ Минобрнауки России от 15.01.2014 г. № 14 "Об утверждении показателей мониторинга системы образования". URL: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=251052 (дата обращения : 10.07.2023).

12. Социальная педагогика : краткий словарь понятий и терминов. РГСУ, Москва, 2016. URL : https://didacts.ru/slovari/socialnaja-pedagogika-kratkii-slovar-ponjatii-i-terminov-rgsu-moskva.html (дата обращения : 10.07.2023).

13. Усик Е.Ю. Глоссарий современного образования. URL: https://didacts.ru/slovari/glossarii-sovremennogo-obrazovanija.html (дата обращения : 15.06.2023).

14. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 № 273-ФЗ (последняя редакция). URL:https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174 (дата обращения : 19.06.2023).

15. Хабарова Н.Г. Научно-методическое обеспечение деятельностно-личностной технологии обучения специальной дисциплине «Анализ финансово-хозяйственной деятельности» в ССУЗ : автореф....дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02. Казань, 2007.

References:

1. Vishnjakova S.M. Professional'noe obrazovanie : Slovar'. Kljuchevye ponjatija, terminy, aktual'naja leksika. M.: NMC SPO, 1999. 538 s.

2. Volik O.N. Sostav i struktura metodicheskogo obespechenija informacionno-sredovogo podhoda k moderniza-cii professional'nogo obrazovanija / / Obrazovatel'nye tehnologii i obshhestvo. 2012. № 4, T. 15. S. 409-420.

3. Vygotskij L.S. Pedagogicheskaja psihologija // Psihologija i pedagogika sredy : konspekt rabot / pod red. Ju.S. Manujlova. Kostanaj : GorUO, 1997. S. 5.

4. Glinkina G.V. Strukturirovanie predmetnogo soderzhanija uchebnyh disciplin kak sposob obnovlenija nauch-no-metodicheskogo obespechenija universitetskogo obrazovanija // Aktual'nye voprosy organizacii nauchno-metodicheskogo obespechenija universitetskogo obrazovanija. Minsk, 2017. S. 24-36.

5. Dombrovskaja E.A. Spravochnik metodista. Chast' 1. Minsk : MGOUMK, 2012. S. 30.

6. Dushenkov P. A., Tregubova E.S., Ishhu T.N. Uchebno-metodicheskoe soprovozhdenie federal'nyh gosudar-stvennyh obrazovatel'nyh standartov novogo pokolenija: uchebnoe posobie. Moskva, 2009. 103 s.

7. Komarnickaja E.A. Funkcional'no-variativnaja model' metodicheskogo obespechenija proforientacionnogo obrazovatel'nogo processa v mnogoprofil'nom kolledzhe // Izvestija Baltijskoj gosudarstvennoj akademii. Kaliningrad : BGARF, 2011. S. 7-20.

8. Novikov A. M. Pedagogika: slovar' sistemy osnovnyh ponjatij. Moskva : Izd. centr IJeT, 2013. 268 s.

9. Ozhegov S.I., Shvedova N.Ju. Tolkovyj slovar' russkogo jazyka : 80 000 slov i frazeologicheskih vyrazhenij. 4-e izd., dop. Moskva : Azbukovnik, 1999. 944 s.

10. Pervyj social'nyj slovar'. URL: http://webotvet.ru/articles/opredelenieobespechenie.html (data obrashhenija : 10.06.2023).

11. Prikaz Minobrnauki Rossii ot 15.01.2014 g. № 14 "Ob utverzhdenii pokazatelej monitoringa sistemy obrazovanija". URL: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=251052 (data obrashhenija : 10.07.2023).

12. 14. Social'naja pedagogika : kratkij slovar' ponjatij i terminov. RGSU, Moskva, 2016. URL : https://didacts.ru/slovari/socialnaja-pedagogika-kratkii-slovar-ponjatii-i-terminov-rgsu-moskva.html (data obrashhenija : 10.07.2023).

13. Usik E.Ju. Glossarij sovremennogo obrazovanija. URL: https://didacts.ru/slovari/glossarii-sovremennogo-obrazovanija.html (data obrashhenija : 15.06.2023).

14. Federal'nyj zakon "Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii" ot 29.12.2012 № 273-FZ (poslednjaja redakcija). URL:https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174 (data obrashhenija : 19.06.2023).

15. Habarova N. G. Nauchno-metodicheskoe obespechenie dejatel'nostno-lichnostnoj tehnologii obuchenija spe-cial'noj discipline «Analiz finansovo-hozjajstvennoj dejatel'nosti» v SSUZ : avtoref....dis. ... kand. ped. nauk : 13.00.02. Kazan', 2007.

УДК 378.1

О.А. Калегина, С.М. Сатагалиева, Н.Г. Яшина, Ю.Н. Дрешер, Г.М. Кормишина

ИНФОРМАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННОГО БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье рассматриваются вопросы эффективного управления информацией в рамках образовательной программы подготовки библиотечно-информационных специалистов. Анализируются современные тенденции информационного менеджмента и возможности использования его методов и технологий в процессе организации образовательного процесса. Приводятся результаты изучения опыта работы Западно-Казахстанского университета им. М.Утемисова в области организации управления информацией применительно к образовательной программе «Библиотечное дело».

Ключевые слова: высшие учебные заведения, библиотечно-информационное образование, Западно-Казахстанский университет им. М. Утемисова, информационный менеджмент

Olga A. Kalegina, Sandi M. Satagalieva, Nadezhda G. Yashina, Julija N. Dresher, Guzela M. Kormishina INFORMATION MANAGEMENT IN THE SYSTEM OF MODERN LIBRARY AND INFORMATION EDUCATION

The article deals with the issues of effective information management in the framework of the educational program for the training of library and information specialists. The modern trends in information management and the possibility of using its methods and technologies in the process of organizing the educational process are analyzed. The results of studying the experience of the West Kazakhstan University named after M. Utemisov in the field of organizing information management in relation to the educational program "Library Science" are presented.

Key words: universities, library and information education, West Kazakhstan University. Makhambet Utemisova, information management

Введение

В современном мире в условиях постоянно растущих требований к образованию эффективная система управления информацией может помочь учебным заведениям повышать качество подготовки специалистов и развиваться в правильном направлении.

Управление информацией - одно из актуальных направлений в современной науке, имеющее большое теоретическое и практическое значение. Управление информационными процессами, создание информационной среды в системе высшего профессионального образования позволяют обеспечить единство учебных и управленческих технологий, а также реализацию универсальных способов доступа к информации.

Повышение престижа и качества библио-течно-информационного образования в современных условиях требует оптимизации сбора, хранения, поиска и использования разнородной информации. Информационный

менеджмент в условиях высшего учебного заведения предполагает непрерывный цикл тесно связанных между собой видов деятельности: выявление информационных потребностей; получение и создание информации; анализ и интерпретация информации; организация и хранение информации; доступ к информации и ее распространение; использование информации; архивирование или окончательное уничтожение информации при потере актуальности.

Эффективное управление информацией в учебном заведении упрощает доступ к данным, которые обеспечивают информационные потребности студентов, профессорско-преподавательского состава, а также лиц, выполняющих административные функции в соответствии с правовыми, этическими и прочими требованиями.

На основе анализа основных положений информационной политики ряда учебных заведений можно выделить роли и функции

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.