Научная статья на тему 'Научно-методическое обеспечение психолого-педагогического сопровождения личностно ориентированного образовательного процесса'

Научно-методическое обеспечение психолого-педагогического сопровождения личностно ориентированного образовательного процесса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
514
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Linguistica
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПЕДАГОГИКА РАЗВИТИЯ / ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ УМЕНИЯ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА / ДЕФОРМАЦИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ / ТЕХНОЛОГИЯ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бахонская Юлия Вячеславовна, Федына Наталья Валерьевна

Рассматриваются актуальные задачи современной педагогики, связанные с переходом к вариативному образованию, повышенным вниманием к личностным качествам, стартовым возможностям и динамике развития ребенка. Обосновывается необходимость комплексной системы психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса. Предложена методика формирования метапредметных умений школьников, реализуемых в совместной деятельности педагога и психолога. Представлены авторские разработки: «Технология предупреждения деформации взаимоотношений» и образовательная программа, обеспечивающая учителя современным инструментарием организации образовательного процесса в виде технологической карты и системы занятий-тренингов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бахонская Юлия Вячеславовна, Федына Наталья Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

There have been analyzed actual tasks of contemporary pedagogy сconnected which are joined with adoption to variety education, excess attention to personality qualities, initial chances and dynamic of evolution of children. Necessity of Complex system of psychological and pedagogical support of education process has been proved. Besides the methodology of formation of meta subject pupil's skills realized in mutually functioning of teacher and psychologist has been proposed. The following author's products is offered: the technology of prevention of relation's deformation and the educational program for teachers which provides modern tools for organization of educational process consisting of technology map and systems of lessons and training.

Текст научной работы на тему «Научно-методическое обеспечение психолого-педагогического сопровождения личностно ориентированного образовательного процесса»

-►

Вопросы психологии

УДК 371.38

Ю.В. Бахонская, Н.В. Федына

научно-методическое обеспечение психолого-педагогического сопровождения личностно ориентированного образовательного процесса

В связи с новыми социальными требованиями к системе образования становится особенно актуальным психолого-педагогическое обеспечение участников образовательного процесса. Задача формирования самостоятельной, ответственной и социально мобильной личности, способной к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда, определяет необходимость широкого использования в системе сопровождения соответствующих программ развития социальных навыков, способности к личностному самоопределению и саморазвитию [3, с. 2].

Переход от унифицированного образования к вариативному, от педагогики «знаний, умений и навыков» к педагогике развития должен сопровождаться переориентацией сознания учителя от школоцентризма к детоцент-ризму, формированию культуры совместной работы с психологом как с междисциплинарным специалистом в образовательных учреждениях (ОУ).

Утверждение парадигмы развивающего, личностно ориентированного образования, задачи повышения профессионализма педагогических кадров требуют перехода от традиционной модели психологического просвещения к модели развития психологической компетентности педагогов, оснащению их антропо- и психотехниками, позволяющими решать актуальные задачи развития, воспитания ребенка и его обучения.

Формирование личностных и метапред-метных умений учащихся связано с развитием таких категорий, как «здоровье», «социальное благополучие», «самореализация», «защищен-

ность», поэтому сфера ответственности системы психолого-педагогического сопровождения не может быть ограничена рамками задач преодоления трудностей в обучении, но должна быть направлена на обеспечение успешной социализации, сохранение и укрепление здоровья, защиту прав детей и подростков.

В этой связи актуальной становится разработка междисциплинарных программ формирования личностных и метапредметных умений школьников, реализуемых в совместной деятельности педагога и психолога.

Сегодня в системе психолого-педагогического сопровождения наряду с традиционными видами деятельности может быть реализовано такое комплексное направление, как разработка (проектирование) образовательных программ. Образовательная программа проектируется совместно педагогом-психологом и учителями.

Подобные возможности открываются в связи со складывающимся различением учебной и образовательной программ. В учебной программе акцент делается на овладение знаниями, умениями и опытом социальной деятельности, в образовательной же основное внимание уделяется становлению, развитию и воспитанию личности в совокупности ее когнитивных, эмоциональных, мотивационно-потребностных характеристик. Таким образом, образовательная программа в отличие от учебной должна выполнять не только обучающую, но и диагностическую, прогностическую, кор-рекционную функции, что предполагает изучение стартовых возможностей и динамики развития ребенка в образовательном процессе

и, следовательно, построение системы психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса.

Разработанная Ю.В. Бахонской и Н.В. Фе-дына система психологического сопровождения «Сотрудничество» обеспечивает максимальное раскрытие, апробацию и эффективное использование в практике образования потенциала всех составляющих психолого-педагогического обеспечения образовательного процесса, а именно: диагностики, развития, коррекции, профилактики и просвещения.

Система направлена на работу со всеми участниками образовательного процесса: учениками (воспитанниками ДОУ), родителями, педагогическим персоналом, администрацией, педагогическим коллективом в целом.

Основой системы является авторская технология предупреждения деформации взаимоотношений (ТПДВ). Цель технологии — обеспечить условия адаптации детей с сохранением индивидуальности в ОУ на всех переходных ступенях, психологическое сопровождение учащихся и воспитанников в течение всего срока пребывания их в учреждении, включая режим второй половины дня.

Подробное описание первого и второго этапов технологического цикла, а именно этапов предадаптации и адаптации, представлено в опубликованных материалах Всероссийской научно-практической конференции «Психологическое обеспечение педагогического процесса в образовательном учреждении: проблемы, ресурсы, инновации» [1, с. 54].

Апробация и внедрение ТПДВ осуществляются:

1. С 2008 года в ГОУ СОШ № 619 Калининского района Санкт-Петербурга. Результаты апробации показали устойчивую положительную динамику в процессе адаптации воспитанников дошкольного отделения и эффективность ее использования в рамках индивидуальной и групповой совместной деятельности с воспитанниками.

2. С 2009 года в рамках реализации инновационного проекта «Инновационная деятельность современной прогимназии на основе ак-меологического подхода» в прогимназии № 675 «Талант» Красносельского района. Результаты апробации показали продуктивность данной технологии и целесообразность ее использо-

вания в рамках всего ОУ для решения проблем социализации детей.

3. С 2010 года в ГОУ СОШ № 569 Невского района. В результате апробации отмечено следующее:

• снятие психологического напряжения у детей и родителей в адаптационый период;

• плавная, нетравматичная социализация детей в ОУ;

• повышение активности родителей в процессе воспитания детей;

• включение педагогами в работу с детьми конкретных рекомендаций и групп упражнений.

По окончании адаптационного периода определяется состав групп адаптированных детей, что является нормой, и детей, нуждающихся в дополнительной коррекционной работе. Задача третьего этапа технологического цикла — актуальное развитие детей.

Реализуя методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в условиях модернизации образования в учебной программе «Я и мой внутренний мир» для учащихся начальной школы, мы сделали акцент на овладении знаниями, умениями и опытом социальной деятельности в области общения, коммуникаций, эмоций и поведения. В данной программе у учащихся развиваются и метапредметные умения: внимание, память, мышление и пр. В образовательных программах «Формула успеха» для учащихся 5-7-х классов, «Формирование женственности у девочек-подростков» для учащихся 7-10-х классов основное внимание уделяется становлению, развитию и воспитанию личности в совокупности ее когнитивных, эмоциональных, мотивационно-потребностных характеристик.

В дополнение к образовательным программам эффективно используется коррекционная программа «Сенсомоторная коррекция, медитация и когнитивное развитие», которая закладывает основы дальнейшего благополучия учащихся начальной школы в таких сферах, как умение учиться, отношение к учебе вообще и к школе в частности, общение со сверстниками.

При таком подходе объектом психологического сопровождения выступает образовательный процесс, предметом является ситуация развития ребенка как система отношений ребенка с миром, окружающими (взрослыми и сверстниками), самим собой.

С первых же дней пребывания первоклассника в школе ТПДВ, учебная, образовательная и коррекционная работа позволяют решить проблемы, от которых зависит благополучие учеников. В качестве основных можно назвать следующие: индивидуальный подход к учащемуся; адаптация каждого ребенка к школе; преодоление трудностей общения учителя с учеником; сложности, возникающие у ребенка при общении со сверстниками в коллективе; развитие познавательных и учебных интересов учащихся; школьная успеваемость.

Проблема успеваемости поставлена на последнее место не случайно, хотя в школе она всегда фигурирует на первом. Дело в том, что неуспеваемость возникает как следствие отсутствия индивидуального подхода к учащемуся. Психологическое решение проблемы успеваемости заключается в анализе причины неуспеваемости и предотвращении или ликвидации этих причин в учебно-воспитательном процессе и реализуется в рамках разработанной технологии. Параллельное использование развивающих, образовательных и коррекционной программ показало, что если ребенок трудно принимает задание в рамках учебной деятельности, то он может это сделать в рамках игровой деятельности. Но некоторые учебные мотивы, например похвалу за определенное качество выполнения задания, можно рассматривать наравне с игровыми мотивами в игре-соревновании, где выигрыш — это та же хорошая оценка за определенный достигнутый результат. Поэтому использование в обучении принципа игр может быть мостиком к развитию учебного мотива в виде желания получить хорошую отметку. Если такой мотив удастся актуализировать, то следующим шагом может быть работа по сдвигу мотива на цель. Постепенно такой путь развития мотивационной сферы приводит к развитию познавательных интересов.

Опыт работы показывает, что диагностическую и развивающую работу целесообразнее проводить утром, а профилактика, консультирование, образовательная и коррекционная работа более эффективны в режиме работы отделения дополнительного образования, т. е. во второй половине дня, но не позднее 16:00 для младших школьников и 17:00 для среднего и старшего звена.

Наши занятия проходят в режиме тренингов отдельно с каждым классом начальной школы, а во второй половине дня учащиеся средней и старшей школы объединяются в совместной работе на тренинговых встречах по направлениям образовательных программ, реализуемых в рамках отделения дополнительного образования. Существуют и временные различия. Так, для учащихся начальной школы тренинг проводится в течение 30—35 минут, а для учащихся средней и старшей школы продолжительность тренингового занятия увеличивается до 2 часов.

На всех этапах школьного обучения подтвердила свою эффективность работа в форме игротренингов, направленная на достижение учащимися такого уровня психического развития, при котором возможно их нормальное обучение в школе. Необходимость использования игр в работе группы обусловлена следующими результатами: повышением у участников тренинга познавательного интереса, достижением быстрого эффекта включения в работу как всей группы, так и отдельных участников, высоким уровнем сплоченности группы за достаточно короткий срок, повышением уровня доверия друг к другу и мн. др.

Практика работы в группах показывает, что дети лучше воспринимают развивающий материал, если занятия проводятся на высоком эмоциональном уровне. Тренинговые занятия ведут два психолога, поскольку такая форма позволяет одновременно осуществлять фронтальную и индивидуальную работу с детьми. Они как бы «переливают» свой интерес к занятиям в детей, заражая их своей эмоциональностью. Такая форма проведения занятий в сочетании с игровыми методами и игровой мотивацией делает их приятными и интересными для ребят.

Для того чтобы эффективно формировать у детей личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основы умения учиться, необходимо сформировать у педагогов навыки междисциплинарного учебного взаимодействия. Опыт работы в указанном направлении привел нас к созданию программы «Повышение квалификации педагогического персонала в рамках ТПДВ». Эта программа направлена на формирование у сотрудников ОУ навыков работы в рамках ТПДВ и создание модели ин-

новационного методического инструментария. Особенность программы заключается в том, что она формирует у слушателей культуру совместной работы с коллегами и специалистами службы сопровождения, расширяет традиционное представление о классно-урочной системе взаимодействия с учащимися. Программа создает условия для совместной разработки развивающих занятий, проектирования развивающей среды, апробирования и внедрения альтернативных форм взаимодействия участников образовательного процесса. Новые формы взаимодействия позволяют одновременно использовать фронтальную и индивидуальную работу с детьми с учетом индивидуальных особенностей, ориентируясь на зону ближайшего развития, компенсировать возможные трудности усвоения учебного материала проработкой тем в игровой форме.

Программа обеспечивает учителя современным инструментом организации образовательного процесса (технологическая карта и система занятий-тренингов). Это позволяет эффективно расходовать учебное время, повышает качество обучения, способствует раскрытию творческого потенциала учащихся, обеспечивает успешную самореализацию личности, целенаправленно развивает информационно-интеллектуальную компетентность, сохраняя здоровье всех участников образовательного процесса.

Структура планируемых результатов основана на системно-деятельном подходе, отвечающем основным положениям учения Л.С. Выготского о необходимости определения динамической картины развития на основе выделения уровня актуального развития и ближайшей перспективы развития ребенка. В результате такого подхода выпускники начальной школы:

• в сфере личностных универсальных учебных действий — приобретут собственную внутреннюю позицию школьника, адекватную мотивацию учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентацию на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации [2, с. 14];

• в сфере регулятивных универсальных учебных действий — овладеют всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, пла-

нировать ее реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение;

• в сфере познавательных универсальных учебных действий — научатся использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приемы решения задач;

• в сфере коммуникативных универсальных учебных действий — приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнера), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.

Таким образом, использование представленного научно-методического обеспечения субъектов образования в регионе обеспечит педагогический персонал ОУ современным инструментом организации образовательного процесса (технологическая карта и система занятий-тренингов), что позволит эффективно расходовать учебное время, повысить качество обучения, раскрыть творческий потенциал учащихся, обеспечить успешную самореализацию личности, целенаправленно развивать информационно-интеллектуальную компетентность, сохранять здоровье всех участников образовательного процесса.

Представленная программа «Повышение квалификации педагогического персонала в рамках ТПДВ» обеспечивает:

• повышение уровня профессиональной компетентности педагогического персонала учебного учреждения;

• повышение качества образования, которое сводится не только к обученности учащихся, набору знаний и навыков, но и связывается с воспитанием, понятием «качество жизни», раскрывающимся через такие категории, как «здоровье», «социальное благополучие», «самореализация», «защищенность»;

• реализацию требований ФГОС к результатам образования.

При успешном освоении данной программы слушатели:

• узнают основные теоретические положения ТПДВ, закономерности психологического

развития детей, модели альтернативных форм взаимодействия участников образовательного процесса, их особенности и преимущества;

• овладеют приемами ведения тренинга, инновационным способом составления урока

с использованием технологической карты, способами ведения совместных уроков с коллегами и специалистами службы сопровождения;

• повысят уровень профессиональной и коммуникативной компетентности.

список литературы

1. Бахонская,Ю.В. В мир новых впечатлений [Текст] / Ю.В. Бахонская // Психолог. обеспечение пед. процесса в образоват. учреждении: проблемы, ресурсы, инновации: материалы Всерос. науч.-практ. конф. (Санкт-Петербург, 1—2 сентября 2011 г.). — СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2011. — 344 с. - С. 54-62.

2. Ковалева, Г.С. Планируемые результаты начального общего образования [Текст] / Г.С. Ковалева, О.Б. Логинова. — М.: Просвещение, 2010. — 120 с.

3. Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования [Текст]: прил. к письму Минобразования РФ от 27.06.2003 № 28-51-513/16.

УДК 159.923.2:159.9.005.322:159.9.005.321

Е.Б. Осипова

профессиональным имидж преподавателя вуза

В настоящее время заканчивается переход российского образования на болонскую систему. В рамках данного процесса возникает потребность в новом образе — преподавателя высшей школы XXI века. Рассмотрим концептуальный подход к формированию имиджа преподавателя вуза с точки зрения соответствия западным стандартам, с одной стороны, и традициям российской культуры как источника для развития гармоничного человека, с другой.

В рамках социально-психологического подхода имидж — это символический образ субъекта, осознаваемый в процессе субъект-субъектного взаимодействия [4, с. 23]. Имидж формируется только в процессе коммуникаций между двумя (и более) субъектами. Классификацию составляют три вида имиджа: индивидуальный, групповой (образ социальной группы) и предметный (товар, услуга, проект и т. п.). Для рассмотрения предметного имиджа в теории имиджелогии используют принцип персонификации. Тогда можно говорить не только об индивидуальном имидже, но и об имидже товаров/услуг, имидже проектов, имидже территории и т. п.

К отдельной категории можно отнести имидж организации, который объединяет в

себе концепции и технологии формирования индивидуального, группового и предметного имиджа. Под термином «организация» мы понимаем юридическую организацию любой формы собственности, как коммерческую, так и государственную, в том числе и высшее учебное заведение.

Профессиональная деятельность является одним из основных направлений реализации человека в обществе. Любая деятельность происходит в социальной среде, а следовательно, может быть одобрена или не одобрена социальным окружением. В этом случае имидж профессионала становится одним из наиболее важных конкурентных преимуществ как отдельных людей, так и групп людей, в том числе организаций, для достижения поставленных целей.

Рассмотрим имидж профессионала на примере имиджа преподавателя вуза. Имидж преподавателя будет влиять не только на его индивидуальную эффективность как профессионала, но и на имидж вуза в целом, отдельного факультета, кафедры. С другой стороны, имидж преподавателя как профессионала будет включать в себя характеристики не только субъекта — носителя имиджа, но и окружающей среды, в том числе аудиторий имиджа. Поэтому предлагаем

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.