3) соответствует требованиям ГОС с учетом погрешности оценивания показателя освоения такие дисциплины, как «Концепции современного естествознания» («040100 — Социальная работа», «080111 — Маркетинг») и «Физика» («230202 — Информационные технологии в образовании»);
4) на уровне критериального значения (т. е. 50%) находятся дисциплины «Физика» («032102 — Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)») и «Философия» («040100 — Социальная работа»).
Герценовский университет принимал участие в интернет-экзамене наравне с другими вузами (более 1 200 вузов). Проведенное Национальным аккредитационным агентством в сфере образования ранжирование показателей освоения дисциплин по основным образовательным программам среди вузов (по результатам декабрьского интернет-тестирования) свидетельствует о том, что по всем тестируемым дисциплинам показатели Герценовского университета на общем фоне находятся в первой четверти и средней части выборки. В мае же 2006 г. только 70% основных образовательных программ на общем фоне выборки были в первой и средней ее части.
Результаты интернет-экзамена, проведенного в декабре, оказались лучше, чем в мае. Это связано со многими факторами. Во-первых, кафедры обратились к анализу и пересмотру содержания учебных дисциплин с учетом требований стандарта и наличия в них всех проверяемых дидактических единиц. Преподаватели кафедр (истории, русского языка, методики обучения биологии и экологии, информатики, прикладной математики, зоологии, неорганической химии, педагогики, психологии человека, социальной педагогики, философии) провели консультации для студентов, проанализировали совместно с ними результаты репетиционного тестирования.
Во-вторых, высокие результаты обусловлены более четкой подготовкой и проведением самой процедуры тестирования. Ведь успех данного мероприятия заключался в организации согласованной работы всех структур университета: профессорско-преподавательского состава кафедр, администрации факультетов и институтов, сотрудников учебно-методического управления и управления информатизации. Для этого учебно-методическим управлением были проведены совещания с заведующими кафедрами, ответственными от факультетов и институтов, а также ответственными за техническое сопровождение интернет-экзамена.
И. С. Батракова,
заведующая кафедрой постдипломного образования
В. Н. Виноградов, доцент кафедры постдипломного образования
НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВА ПОСТДИПЛОМНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
25 апреля 2007 г. на кафедре постдипломного образования прошел семинар для преподавателей вузов России по теме «Обеспечение качества постдипломного педагогического образования в современном университете». В его работе приняли участие сотрудники Нижневартовского гуманитарного университета, Курского государственного университета, Санкт-Петербургской академии постдипломного образования, Санкт-Петербургского государственного университета, Ленинградского областного института развития образования, а также преподаватели кафедры педагогики и управления образовательными системами РГПУ им. А. И. Герцена и др.
На семинаре обсуждались следующие вопросы: проблема качества постдипломного педагогического образования; критерии оценки качества постдипломного педагогического образования; научно-методическое обеспечение качества постдипломного педагогического образования; особенности построения профессиональных образовательных программ постдипломного педагогического образования; условия успешности реализации профессиональных программ постдипломного педагогического образования; особенности построения современных учебно-методических комплексов, обеспечивающих реализацию профессиональных образовательных программ постдипломного педагогического образования; критерии оценки качества учебно-методических комплексов в постдипломном педагогическом образовании; дидактическое и информационное сопровождение реализации профессиональных образовательных программ постдипломного образования; требования к профессиональной компетентности преподавателя системы постдипломного образования.
И. С. Батракова в своем выступлении изложила основные подходы кафедры к пониманию качества постдипломного образования, обратила внимание на то, что в нормативно-правовом плане существует система дополнительного профессионального образования, частью которой является система повышения квалификации работников образования. Постдипломное образование как понятие означает не систему учреждений и образовательных программ, а идею, включенную в деятельность различных учреждений профессионального образования и образовательные программы. Суть этой идеи заключается в личностной и профессиональной опережающей адаптации специалиста к изменяющимся условиям профессиональной деятельности.
Методологической основой такого понимания постдипломного педагогического образования является контекстно-компетентностный подход к проектированию образовательного процесса. Контекст педагогической деятельности включает в себя содержание ситуаций реальной профессиональной деятельности, позволяющих воспроизвести различные компоненты профессиональной среды и связанные с ними требования к личности специалиста. Контекст обеспечивает необходимый уровень личностного включения слушателя в образовательный процесс, открывая перспективы овладения профессиональной деятельностью на основе прогнозирования и учета всех составляющих эффективного поведения работника, включая те, которые обусловлены личностью самого специалиста. Результатом включенности слушателя в меняющийся контекст профессиональной деятельности является развитие его профессиональных личностных компетентностей. При этом под профессиональной компетентностью понимается готовность специалиста в сфере образования решать инновационные задачи и проблемные ситуации профессиональной деятельности на основе имеющегося профессионального опыта.
Такой подход к пониманию постдипломного образования позволил участникам семинара согласовать позиции в понимании качества постдипломного образования. Качество постдипломного образования как результат означает степень удовлетворенности работодателя деятельностью специалиста в развитии профессиональной ситуации и степень уверенности специалиста в своей способности решать конкретные профессиональные проблемы, выстраивать горизонтальную и вертикальную карьеры. Качество постдипломного образования как процесса означает построение учебной деятельности слушателей как самостоятельной исследовательской работы специалиста по опережающему решению конкретных проблем реальной профессиональной педагогической деятельности.
Выступления участников семинара конкретизировали и дополняли данное понимание качества постдипломного образования. Так, С. В. Тарасов дополнил понимание профессионального контекста деятельности педагога школы, связанного с необходимостью развития социально-культурной среды территории, на которой он работает, что предполагает развитие высокой степени социальной активности педагога в рамках жизнедеятельности местного сообщества. В. Ф. Курлов представил размышления о социальной оценке качества постдипломного педагогического образования, что подтвердило важность отсроченной оценки удовлетворенности слушателей и работодателей результатами обучения, используемых в реальной профессиональной деятельности. О. Г. Прикот отметил важность психотерапевтического эффекта постдипломного образования, который заключается в развитии мотивационной готовности слушателей самостоятельно решать инновационные проблемы педагогической практики. Е. В. Пискунова выделила проблему подготовки преподавателя постдипломного образования, который сам должен быть «практиком», погруженным в реальную профессиональную деятельность, к которой он готовит будущих педагогов. Образ профессионального поведения должен стать для слушателей своеобразным объектом анализа и изучения, позволяющим выделить профессиональные компетентности, необходимые для самостоятельного решения профессиональных задач и проблемных ситуаций. Погруженность в практику профессиональной деятельности преподавателя постдипломного образования позволит ему создать реальный профессиональный контекст обучения слушателей, обогатить процесс обучения кейс-технологиями, технологиями социального проектирования и исследовательской работы.
Вторая часть семинара была посвящена вопросам научно-методического обеспечения качества постдипломного образования. В выступлении И. С. Батраковой было отмечено, что в широком смысле слова научно-методическое обеспечение — это совокупность внутренних и внешних условий организации обучения слушателей, к которым относятся собственно научно-методические, мотивационные, материально-технические, кадровые, финансовые, организационные, нормативно-правовые, информационные. В узком смысле слова научно-методическое обеспечение — это интегративная и вариативная системы обновления целей, содержания, принципов, совершенствование методов, форм и средств организации образовательного процесса, базирующиеся на адаптивном субъект-субъектном взаимодействии слушателей, обеспечивающие развитие личностных и профессиональных качеств слушателей, необходимых для их социальной адаптации и успешной профессиональной деятельности. Ключевым элементом научно-методического обеспечения качества постдипломного образования выступает учебно-методический комплекс.
Особенностям учебно-методического комплекса в постдипломном образовании были посвящены выступления сотрудников кафедры постдипломного образования кандидатов педагогических наук, доцентов И. М. Бродской и О. О. Жебровской.
И. М. Бродская отметила, что учебно-методический комплекс в постдипломном образовании можно рассматривать как носитель содержания образования, средство обучения; проект деятельности обучения, средство организации самостоятельной работы слушателей, педагогическую систему, объект экспертизы качества образования. Отличительными особенностями учебно-методического комплекса в системе постдипломного образования выступают динамичность содержания, ориентация на запросы слушателей, практико-ориентированный характер. В целом же, с учетом особенностей
обучения взрослых, компонентами учебно-методического комплекса являются: учебный план образовательного учреждения, учебный план обучающегося, методические рекомендации для обучающегося по изучению учебного предмета (дисциплины, учебного курса), программа учебного предмета (дисциплины, учебного курса), учебник по учебному предмету (дисциплине, учебному курсу), учебные (дидактические) пособия и задачники, практикум или практическое пособие, тестовые материалы для контроля качества усвоения материала, методические рекомендации для обучающегося по организации самоконтроля, текущего контроля.
О. О. Жебровская особое внимание уделила построению электронного учебно-ме-тодического комплекса в постдипломном образовании. Она полагает, что слушатель сможет эффективно организовать свою самостоятельную работу с учетом собственных возможностей и потребностей, имея в своем распоряжении электронный учебник, практикум по курсу, рекомендации по решению типовых задач, библиотеку электронных носителей информации по тематике дисциплины, электронные справочники, перечень вопросов к семинарам и экзаменам.
Содержание учебно-методического комплекса составляют следующие компоненты:
Ядро Оболочка 1 Оболочка 2 Оболочка 3
1. Учебная программа 2. Учебник (учебники) 3. Практикум 4. Контрольно-из-мерительные материалы 5. Рабочая тетрадь 6. Путеводитель 1. Сборник задач и упражнений 2. Коллекция оце-ночных материалов 3. Портфолио проблемное 4. Кейсы 1. Дидактические материалы на различных носителях 2. Словари 3. Альбомы по пред-мету 4. Хрестоматии 1. Учебные пособия для студентов (региональный и вузовский компоненты), учебно-методические пособия для преподавателей 2. Коллекция первоисточников по различным дисциплинам 3. Коллекция фото-, видеоматериалов, художественных и научно-популярных фильмов 5. Коллекция электронных энциклопедий, справочников, учебников (интерактивные модели физических, химических, биологических явлений и процессов) 6. Задачники/решебники 7. Материалы СМИ, ресурсы сети
В завершении семинара под руководством доцента кафедры педагогики РГПУ им.
А. И. Герцена О. Н. Крыловой был проведен тренинг для слушателей по проектированию учебно-методического комплекса в постдипломном образовании. В ходе этого тренинга все содержательные аспекты семинара были отработаны в практической деятельности.
В целом проведение семинара подтвердило большую заинтересованность преподавателей системы повышения квалификации работников образования в разработке теоретико-методических основ обеспечения качества постдипломного образования и в практических рекомендациях по созданию учебно-методических комплексов.