А.И. Телегин, Е.В. Фролова
Анализ стандартности речных песков, добываемых и поставляемых волжскими портами
The quality parameters of the river sand produced by the Volga ports regulated by the industry TU-212 and construction GOST 8736 are compared. The conclusions about the inconsistency of the river sands produced by the ports to the requirements of construction organizations are drawn and recommendations on improving their quality are made.
Статья поступила в редакцию 18.04.2017 г.
УДК 656.62.064
В.В. Цверов, профессор, д.э.н., ФГБОУВО «ВГУВТ» 603951, г. Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5 К.И. Засорина, Транспортная компания «КИТ» 603058, г. Нижний Новгород, ул. Шекспира, 1б
НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ВЫБОРУ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ В ОПЕРАТИВНЫХ УСЛОВИЯХ
Ключевые слова: транспортное средство, оперативные условия, метод выбора.
В статье обосновывается методический подход к принятию в оперативных условиях
решений по выбору автотранспортного средства (его типа, модели) в транспортных
компаниях, транспортных и логистических службах нетранспортных организаций.
Выбор автомобильных транспортных средств является распространенной задачей работников логистических служб. Она обусловливает принятия решений по их типу, марке и модели.
Такая задача решается в разных условиях. Возможные варианты условий принятия решения по выбору транспортных средств, требующих учета разного набора факторов, сводятся к шести основным:
1. В оперативных условиях для конкретного заказа на перевозку из имеющихся на предприятии транспортных средств;
2. В оперативных условиях транспортным оператором для конкретного заказа на перевозку из имеющихся у партнеров (транспортных компаний) транспортных средств;
3. При пополнении парка транспортных средств транспортной компании;
4. При пополнении парка транспортных средств нетранспортной компании;
5. При приобретении транспортных средств с пробегом [1, 2];
6. При создании парка транспортных средств [3].
Основными укрупненными факторами, влияющими на выбор транспортных средств являются:
1) способность выполнить рассматриваемую перевозку:
- способность перевозить требуемые грузы;
- способность доставлять груз в точки обслуживаемой территории (проверка на проходимость по сети дорог, габаритные размеры);
2) способность обеспечить требуемое качество перевозки
- время доставки;
- частота отправлений грузов;
- надежность соблюдения графика доставки;
- риск возникновения потерь и порчи груза;
3) издержки, связанные с транспортировкой;
4) приспособленность к ведению перегрузочных работ в пунктах грузового обслуживания;
5) инвестиционные возможности;
6) доступность получения транспортных средств.
Существующие методические подходы к выбору транспортного средства можно подразделить на эвристические, точные математические, интерактивные и комбинированные. Основная часть разработанных на данный момент методов предназначена для обоснования парка транспортных средств и обоснования параметров новых моделей автомобилей.
Выбор наиболее эффективного варианта использования подвижного состава применительно к конкретным условиям эксплуатации с учетом реальных объемов перевозок и сложившейся структуры парка можно осуществить разными методами, суть которых сводится к сравнению результатов работы подвижного состава разных типов и моделей между собой в одинаковых условиях.
Большинство описанных в учебной литературе методов [3, 4, 5, 6, 7] предусматривает сравнение и выбор подвижного состава по отдельным, частным показателям его работы: по производительности, по себестоимости в зависимости от конкретных технико-эксплуатационных показателей (номинальной грузоподъемности, коэффициента использования грузоподъемности, длины ездки с грузом, коэффициента использования пробега, технической скорости, простоев под погрузочно-разгрузочными операциями). Для решения таких задач требуется выполнять множество расчетов по определению производительности и себестоимости перевозок для многих типов и моделей подвижного состава. Такой методический подход дает возможность получить достоверные результаты, но сложность подготовки исходной информации, громоздкость расчетов и трудоемкость выполнения графических работ практически неприемлемы на уровне специалистов АТП [8].
Как следствие, для принятия решения по данной задаче в оперативных условиях используются почти исключительно эвристические методы.
Эвристические методы реализуются рядом экспертов и представляют собой перебор вариантов путем проб и ошибок, то есть выработку и оценку путем последовательного добавления или исключения критериев отбора.
Принятое таким образом решение напрямую зависит только от уровня компетентности эксперта. При этом эффективность использования автотранспортных средств во многом зависит от соответствия грузоподъемности и грузовместимости подвижного состава, его эксплуатационных качеств конкретным условиям эксплуатации. Это обусловливает необходимость разработки научно -обоснованного подхода решения данной задачи, не базирующегося только на уровне компетентности эксперта.
С учетом вышесказанного авторами предлагается нижеследующий алгоритм выбора транспортного средства транспортным оператором в оперативной работе:
1. Согласование условий перевозок с потребителем
1.1. Определение характеристики груза
1.2. Определение географии перевозок (маршрута перевозки)
1.3. Определение объемов и требований по партионности и регулярности
1.4. Определение требований к временным параметрам перевозки: срокам отгрузки; срокам доставки; важности доставки в срок
1.5. Требования к погрузке и выгрузке
1.6. Необходимость досмотра груза в пути (например, на СВХ)
2. Определение требований и ограничений к транспортному средству рассматриваемой перевозки:
2.1. По роду груза (его физические свойства, плотность, тип и форма тары) подбирают тип кузова (бортовая платформа, цистерна, фургон и др.) и его вместимость.
2.2. По географии перевозок (климатическим условиям) - определятся требуемый вид исполнения (для холодного климата, для умеренного климата, для тропического климата).
2.3. Виду перевозок (местные, междугородние, международные) - определяются ограничения по экологии, потребность наличия спального места
2.4. По дорожным условиям магистрального пути - нагрузка на оси, полная масса, габаритные размеры, проходимость
2.5. По дорожным условиям терминалов - нагрузка на оси, полная масса, габаритные размеры, возможность маневров, в том числе с прицепом
2.6. По условиям перегрузочных работ - погрузочная высота кузова; возможность погрузки-разгрузки с одной, двух, трех сторон и сверху; размеры, расположение и устройство дверей кузовов-фургонов; наличие устройств, обеспечивающих ускорение погрузки-разгрузки или снижение ее трудоемкости (легкие краны, подъемные механизмы, грузоподъемные борта и т. д.) эффективность их действия; возможности механизированной разгрузки напольными перегрузочными средствами
2.7. Объем и партионность перевозок - определяют грузоподъемность и специализацию подвижного состава. При перевозке мелкопартионных грузов применяются автомобили малой грузоподъемности, а при большом и постоянном грузопотоке -преимущественно специализированные и большегрузные автомобили. Определяется минимальная грузоподъемность и вместимость.
2.8. По продолжительности доставки перевозки - тягово-скоростные характеристики.
2.9. По предельному сроку подачи транспортного средства под погрузку - определяется время, необходимое для подачи транспортного средства на терминал погрузки.
2.10. Формирование общих требований и ограничений к требуемому для перевозки транспортному средству (см. табл. 1).
Таблица 1
Учитываемые факторы при принятии решения о транспортном средстве для перевозки груза в оперативных условиях
Принимаемые решения по транспортным средствам Влияющие факторы
Тип кузова род груза;условия погрузки и разгрузки;необходимость осмотра груза в транспортном средстве
Специализация род груза; вид перевозок;дальность перевозки
Грузовместимость Грузоподъемность объем перевозок; характеристика груза;партионность;периодичность
Габариты транспортного средства дорожные условия магистрального пути;габритные дорожные условия терминалов
Внутренние габариты кузова характеристика груза;партионность;периодичность
Специальноеоборудование места водителя дальность перевозок;климатические условия;время года
Специальное оборудование кузова характеристика груза;условия погрузки и разгрузки
Тягово-скоростные свойства характеристика груза;требования по срочностидоставки;дорожные условия
Принимаемые решения по транспортным средствам Влияющие факторы
Надежность дорожные условия;важность доставки в оговоренный срок; техническое состояние трансортного средства; квалификация водителя
Запас хода дальность перевозок;максимальный запас топлива и возможности его дозаправки в пути
Проходимость дорожные условия
Маневренность дорожные условия магистрального пути;габритные дорожные условия терминалов
Нагрузка на оси допустимые нагрузки на дорожное полотно; магистрального пути;допустимые нагрузки на дорожное на терминалах
Полная масса транспортного средства дорожные условия
Экономичность нормативны расход топлива (при использовании собственных транспортных средств);стоимость услуги - перевозки (при использовании транспортных средств сторнних организаций)
1. Отбор из базы данных располагаемых транспортных средств, соответствующих всем требованиям и ограничениям.
2. Принятие решения по критерию и методу оценки отобранных транспортных средств (см. рекомендации в табл. 2).
3. Обоснование выбора транспортного средства из отобранных из базы данных по выбранному методу (на основе автоматизированных расчетов, например, (в широкодоступном Excel).
Таблица 2
Рекомендации по методам выбора транспортных средств из отобранных по технологическим параметрам в оперативных условиях
Условия принятия решения Критерий оценки Метод Рекомендации по применению
Из парка собственных средств Нормативный расход топлива (л/100 км) Сравнения уровня показателей Применяется, когда перевозимое количество груза за рейс не отличается
Себестоимость (руб./км; руб./ч) Сравнения уровня показателей Применяется, когда перевозимое количество груза за рейс не отличается
Себестоимость (руб./ткм;руб./т) Сравнения уровня показателей Применяется, когда перевозимое количество груза за рейс отличается
Производительность, т-км Сравнения уровня показателей Производительность применяется в качестве критерия при выборе типа кузова подвижного состава одной марки и одного класса грузоподъемности, если тип кузова влияет на производительность подвижного состава и не сказывается на стоимостных показателях, в особенности на затратах от не сохранности перевозок. Можно также сравнивать одиночный автомобиль с автопоездом на его базе [8]
Расстояние перевозки, км Метод равноценной длины ездки с грузом по затратам Применяется, когда экономичность перевозки доминирует над возможностью освоения (производительностью) для условий, когда перевозимое количество
Условия принятия решения Критерий оценки Метод Рекомендации по применению
груза за рейс отличается, и при сравнении бортовых машин с самопогрузчиками (или самосвалами) [8]
Расстояние перевозки, км Метод равноценной длины ездки с грузом по производительности Применяется, когда выбор не сказывается на стоимостных показателях перевозки, а перевозимое количество груза за рейс отличается и при сравнении бортовых машин с самопогрузчиками (или самосвалами) [8]
Из транспортных средств сторонних организаций Стоимость услуг (руб./час или руб./км) Сравнения уровня показателей Применяется, когда перевозимое количество груза за рейс не отличается
Стоимость услуг (руб./ткм) Сравнения уровня показателей Применяется, когда перевозимое количество груза за рейс отличается
Из собственных транспортных средств и транспортных средств партнеров Стоимость и полная себестоимость (руб./км; руб./ч) Сравнения уровня показателей Применяется, когда перевозимое количество груза за рейс не отличается
Стоимость и полная себестоимость (руб./ткм) Сравнения уровня показателей Применяется, когда перевозимое количество груза за рейс отличается
База данных располагаемых автотранспортных средств для принятия решений транспортным оператором или диспетчером по структуре информации в конкретных организациях может отличаться, что связано со сложившейся структурой перевозок.
Автоматическая сортировка такой базы данных по значимым критериям (например, в Excel) позволяет быстро отобрать возможные варианты автомобилей.
Апробация приведенного метода в рамках транспортной компании «КИТ» показала:
- возможность принятия обоснованного решения по выбору транспортных средств в оперативной деятельности транспортной компании во всех случаях решения данной задачи;
- относительную низкую трудоемкость принятия решения;
- некоторые сложности с получением необходимой информации об оперативных дорожных условиях;
- необходимость затрат времени на поддержание базы данных по транспортным средствам в актуальном состоянии.
В целом, апробация метода показала целесообразность и возможность его применения в оперативных условиях выбора транспортного средства для перевозки грузов.
Список литературы:
[1] Костров В.Н. Организационно-экономические обоснования транспортно-логистических систем доставки грузов : монография / В.Н. Костров, В.В. Цверов, А.В. Черемин. - Н. Новгород: Издательство ГОУ ВПО «ВГАВТ», 2008. - 185 с.
[2] Цверов В.В. Метод обоснования выбора закупаемого транспортного оборудования с учетом его жизненного цикла / Росинформресурс. Информационный листок № 11-023-05. - Н. Новгород: Нижегородский центр научно-технической информации, 2005. - 3 с.
[3] Чижанок В.Д. Выбор автотранспортных средств для перевозки грузов: пособие для самостоятельной работы студентов по дисциплине «Технология и организация грузовых перевозок»./ В.Д. Чижанок. - Гомель: БелГУТ, 2002. - 53 с.
[4] Афанасьев Л.Л. Единая транспортная система и автомобильные перевозки: учебник для студентов вузов. / Л.Л. Афанасьев, Н.Б. Островский, С.М. Цукерберг. - М.: Транспорт, 1984. -196 с.;
[5] Беспалов Р.С.Транспортная логистика : новейшие технологии построения эффективной системы доставки / Р. С. Беспалов. - Москва ; Санкт-Петербург : Вершина, 2008. - 382 с.
[6] Выбор подвижного состава (типа вагонов) для перевозки грузов железнодорожным транспортом [Электронный ресурс]/ Режим доступа: http://ved-consult.ru/
[7] Горев А.Э. Грузовые автомобильные перевозки: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: изд. центр «Академия», 2004. - с. 228.
[8] Кожин А. П. Математические методы в планировании и управлении грузовыми перевозками/ А. П. Кожин. - М.: Высшая школа, 1979. - 256 с.
SCIENTIFIC AND METHODICAL APPROACH TO THE CHOICE OF MOTOR VEHICLES IN OPERATIONAL CONDITIONS
V. V. Tsverov, K.I. Zasorina
Keywords: vehicle, operational conditions, the method of choice.
The article substantiates methodological approach to the adoption of the operational conditions of the decisions on choice of vehicle (type, model) of transportation, transportation and logistic services of transport organizations.
Статья поступила в редакцию 13.06.2017 г.