Научная статья на тему 'Научно-методические подходы к формированию физического качества "быстрота" на занятиях физической культурой студентов в высших учебных заведениях'

Научно-методические подходы к формированию физического качества "быстрота" на занятиях физической культурой студентов в высших учебных заведениях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
293
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / PHYSICAL EDUCATION / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / PHYSICAL PREPAREDNESS / ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА / PHYSICAL QUALITIES / БЫСТРОТА / SPEED / ГИБКОСТЬ / FLEXIBILITY / ЛОВКОСТЬ / AGILITY / УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ПРИ ВЫПОЛНЕНИЕ РАЗНОГО РОДА УПРАЖНЕНИЙ / IMPROVE PHYSICAL SKILLS WHILE PERFORMING DIFFERENT KINDS OF EXERCISES / СПОРТИВНАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / SPORTS TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Русакова Наталия Григорьевна

В статье говорится об эксперименте физического качества быстрота, где подтвердилось, что большинство студентов считаю важным развивать все физические качества, одно из которых быстрота. Выделены основные понятия физического качества «быстрота». Студенчество рассматривается как социально деятельная группа, процесс подготовки которой к профессиональной деятельности стал видом сложного учебного труда, необходимого обществу. В основе физического воспитания лежит различное развитие всех физических качеств. Физическое воспитание в вузе проводится на протяжении всего периода обучения студентов и осуществляется в многообразных формах, которые взаимосвязаны, дополняют друг друга и представляют собой единый процесс физического воспитания студентов. Учебные занятия являются основной формой физического воспитания в высших учебных заведениях. Они планируются в учебных планах по всем специальностям, и их проведение обеспечивается преподавателями кафедр физического воспитания. Самостоятельные занятия способствуют лучшему усвоению учебного материала, позволяют увеличить общее время занятий физическими упражнениями, ускоряют процесс физического совершенствования, являются одним из путей внедрения физической культуры и спорта в быт и отдых студентов. Это необходимая база для улучшения всех физических показателей нашего организма. Хорошее и разностороннее влияние оказывают занятия физической культурой. Отличное здоровье помогает нам выполнять наши планы и решать основные жизненные задачи, а также преодолевать непреодолимые трудности которые встречаются нам на протяжении всей учёбы. Бережное отношение к своему здоровью и укрепляемое занятием физической культурой обеспечивает нам долгую и активную жизнь. Плохое отношение к своему здоровью, зачастую приводит к тому, что к 20 годам приходится бороться с лишним весом и болезнями. Годы пребывания в вузе являются важным этапом в становлении личности: раскрываются потенциальные задатки, совершенствуется интеллект, происходит процесс усвоения социального опыта, наблюдается оптимум психофизического и в основном завершается соматическое развитие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCIENTIFIC-METHODICAL APPROACHES TO THE FORMATION OF PHYSICAL QUALITIES "SPEED" ON THE PHYSICAL CULTURE OF STUDENTS IN HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS

The article talks about the experiment's physical qualities speed, where it was confirmed that the majority of students believe it is important to develop all physical qualities, one of which is speed. The basic concept of physical quality "speed". The student is seen as a socially active group, the process of training which to the professional activities a kind of complex of educational work became is necessary to society. The basis of physical education is a different development of all physical qualities. Physical education in the University is carried out throughout the period of study and is carried out in diverse forms that are interrelated, complement each other and constitute a single process of physical education of students. Training sessions are the main form of physical education in higher education institutions. They planned the curricula for all specialties and are provided by the faculty of physical education. The self-study contribute to a better assimilation of educational material, enable to increase the total time of exercise, accelerate the process of physical perfection, is one way of introducing physical culture and sports in the life and leisure of students. It is a necessary basis for improvement in all physical parameters of our body. A good and diversified influence of physical training. Good health helps us to fulfill our plans and to meet the basic life challenges and overcome insurmountable difficulties which meet us throughout the study. Careful attitude to their health and strengthen physical culture provides us with a long and active life. Bad attitude towards their health, often leads to the fact that 20 years have to fight obesity and disease. The years spent in University are an important stage in formation of personality: revealed potential abilities, improving intelligence, the process of assimilation of social experience, there is an optimum psychophysical and basically ends the somatic development.

Текст научной работы на тему «Научно-методические подходы к формированию физического качества "быстрота" на занятиях физической культурой студентов в высших учебных заведениях»

УДК 37.02

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ФИЗИЧЕСКОГО КАЧЕСТВА «БЫСТРОТА» НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ СТУДЕНТОВ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ

© 2017

Русакова Наталия Григорьевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры «Физического воспитания» института Физической культуры и спорта Тольяттинский государственный университет (445020, Россия, Тольятти, улица Белорусская, 14, e-mail: rusakova-natali@yandex.ru)

Аннотация. В статье говорится об эксперименте физического качества - быстрота, где подтвердилось, что большинство студентов считаю важным развивать все физические качества, одно из которых - быстрота. Выделены основные понятия физического качества «быстрота». Студенчество рассматривается как социально деятельная группа, процесс подготовки которой к профессиональной деятельности стал видом сложного учебного труда, необходимого обществу. В основе физического воспитания лежит различное развитие всех физических качеств. Физическое воспитание в вузе проводится на протяжении всего периода обучения студентов и осуществляется в многообразных формах, которые взаимосвязаны, дополняют друг друга и представляют собой единый процесс физического воспитания студентов. Учебные занятия являются основной формой физического воспитания в высших учебных заведениях. Они планируются в учебных планах по всем специальностям, и их проведение обеспечивается преподавателями кафедр физического воспитания. Самостоятельные занятия способствуют лучшему усвоению учебного материала, позволяют увеличить общее время занятий физическими упражнениями, ускоряют процесс физического совершенствования, являются одним из путей внедрения физической культуры и спорта в быт и отдых студентов. Это необходимая база для улучшения всех физических показателей нашего организма. Хорошее и разностороннее влияние оказывают занятия физической культурой. Отличное здоровье помогает нам выполнять наши планы и решать основные жизненные задачи, а также преодолевать непреодолимые трудности которые встречаются нам на протяжении всей учёбы. Бережное отношение к своему здоровью и укрепляемое занятием физической культурой обеспечивает нам долгую и активную жизнь. Плохое отношение к своему здоровью, зачастую приводит к тому, что к 20 годам приходится бороться с лишним весом и болезнями. Годы пребывания в вузе являются важным этапом в становлении личности: раскрываются потенциальные задатки, совершенствуется интеллект, происходит процесс усвоения социального опыта, наблюдается оптимум психофизического и в основном завершается соматическое развитие.

Ключевые слова: физическое воспитание, физическая культура, физическая подготовленность, физические качества, быстрота, гибкость, ловкость, усовершенствование физических навыков при выполнение разного рода упражнений, спортивная подготовленность.

SCIENTIFIC-METHODICAL APPROACHES TO THE FORMATION OF PHYSICAL

QUALITIES «SPEED» ON THE PHYSICAL CULTURE OF STUDENTS IN HIGHER

EDUCATIONAL INSTITUTIONS

© 2017

Rusakova Natalya Grigoryevna, candidate of psychological sciences, docent of Department of "Physical education" Institute of Physical culture and sports Togliatti State University (445020, Russia, Togliatti, Belorusskaya street, 14, e-mail: rusakova-natali@yandex.ru)

Abstract. The article talks about the experiment's physical qualities - speed, where it was confirmed that the majority of students believe it is important to develop all physical qualities, one of which is speed. The basic concept of physical quality "speed". The student is seen as a socially active group, the process of training which to the professional activities a kind of complex of educational work became is necessary to society. The basis of physical education is a different development of all physical qualities. Physical education in the University is carried out throughout the period of study and is carried out in diverse forms that are interrelated, complement each other and constitute a single process of physical education of students. Training sessions are the main form of physical education in higher education institutions. They planned the curricula for all specialties and are provided by the faculty of physical education. The self-study contribute to a better assimilation of educational material, enable to increase the total time of exercise, accelerate the process of physical perfection, is one way of introducing physical culture and sports in the life and leisure of students. It is a necessary basis for improvement in all physical parameters of our body. A good and diversified influence of physical training. Good health helps us to fulfill our plans and to meet the basic life challenges and overcome insurmountable difficulties which meet us throughout the study. Careful attitude to their health and strengthen physical culture provides us with a long and active life. Bad attitude towards their health, often leads to the fact that 20 years have to fight obesity and disease. The years spent in University are an important stage in formation of personality: revealed potential abilities, improving intelligence, the process of assimilation of social experience, there is an optimum psychophysical and basically ends the somatic development.

Keywords: physical education, physical education, physical preparedness, physical qualities, speed, flexibility, agility, improve physical skills while performing different kinds of exercises, sports training.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с [1,2,3]. Физическое воспитание всегда было обязатель-

важными научными и практическими задачами. В на- ной составляющей любых образовательных программ.

стоящее время, как отмечается многими исследовате- Поиск возможных путей и средств для совершенствова-

лями в литературных источниках и обобщение непо- ния физического воспитания юных остаётся актуальной

средственного опыта практической деятельности дает проблемой до сих пор, так как в успешном разрешении,

возможность прогнозировать направления дальнейше- которой нуждаются все структуры общества - от семьи

го совершенствования подготовки студентов в области и образовательных учреждений до военкомата или лю-

физической культуры. Есть все основания полагать, что бых производств.

резервные возможности в этом вопросе непосредствен- В наши дни студенчество стало наиболее уязвимой

но связаны с дальнейшим совершенствованием теории частью молодежи, ведь всё больше испытывают высо-

и методики управления учебным процессом студен- кий уровень интеллектуальных и психологических на-

тов. Общие положения теории спорта сформулированы грузок, что вместе с уменьшением двигательной актив-

в фундаментальных трудах известных специалистов ности, да и вовсе незаконченном процессе формирова-214 Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2017. Т. 6. № 3(20)

ния ещё молодого организма приводит к необычайно быстрому утомлению в юном возрасте, сниженной работоспособности и увеличению возможности заболевания. Всё это ведёт к потере интереса к учебному процессу и даже профессионального роста. В настоящее время всё чаще поднимается вопрос о физической подготовки у студентов старших курсов, ведь именно у них отсутствует обязательная посещаемость физической культуры. Студенты, как и во все времена, остаются основным трудовым резервом страны, поэтому их благополучие является основой благополучия нашего народа в будущем.

Подобным вопросом организации и методических аспектов физической подготовленности школьной и студенческой молодёжи в последнее время занимались многие учёных, которые посвятили этой теме большое число работ[1]. Во многих из этих работ отмечалось, что уровень физической подготовленности у студентов первых-третьих курсов разительно отличается от показателей четвёртых и пятых курсов. По этим данным можно констатировать, что физическое состояние обучающейся молодёжи не соответствует многим современным требованиям по ряду причин.

Нужно обратить внимание на развитие одного из физических качеств, как быстрота. Настолько ли важна она в физической подготовленности учащейся молодёжи и как возможно её развитие.

По мнению многих словарей, быстрота означает способность человека выполнять какое-либо действие в кратчайший срок времени. Сегодня во многих литературных изданиях наиболее часто встречается определение быстроты как комплекса функциональных свойств личности, которые определяют скоростные параметры выполненного движения [2].

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Существует несколько самостоятельных форм проявления быстроты, и несильно связанных с физической подготовленностью. Однако, и в бытовой жизни, и в спорте, да в любой деятельности, где необходимо выполнение физических нагрузок, нам предстоит встретиться и с другими формами. Например, перемещение человека с предельной его скоростью, передвижение собственного тела или любая спортивная игра. Подобные формы проявления этого физического качества принято называть скоростными способностями человека. Для эффективного воспроизведения их, кроме высокой подвижности нервных процессов, необходим достаточный уровень скорост-но-силовой подготовленности двигательного аппарата, а также усовершенствование физических навыков при выполнении разного рода упражнений. Методы воспитания быстроты. Наиболее эффективным в этом вопросе будет всем известный метод «строго регламентированного упражнения» [3]. В данном случае основу будет составлять повторение одного и того же действия с изменением скорости его воспроизведения. Стоит ответить здесь, что максимально возможная продолжительность постоянно повторяющихся движений с предельной скоростью достаточно невелика. Стоит учитывать этот фактор при использовании этого метода, чтобы не привести к негативным последствиям. Число возможных повторений без снижения максимальной скорости в одном занятии также невелико.

Формирование целей статьи (постановка задания). Следующим наиболее эффективным методом воспитания скорости можно считать соревнование. Постоянное добавление к практически любому сформированному виду физической деятельности соревновательного или игрового момента может не только повысить эмоциональное состояние любого ребёнка или даже взрослого, но и обеспечит необходимые условия для проявления нужной максимальной быстроты [4]. Сама логика и даже

обстановка состязания создаёт необходимые условия, которые помогают предельной реализации скоростных возможностей человека. Также и игровые ситуации обеспечивают широкую вариативность действий, которые возможно до этого служили препятствием для развития скоростных возможностей.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Для экспериментального изучения данного вопроса, было проведено анкетирование среди студентов в возрасте от 19-21 года. Для того что бы узнать, какое представление имеют 30 студентов о таком физическом качестве, как быстрота. В данной анкете было представлено всего 3 несложных вопроса: [5].

1. Важно ли развивать физические качества (быстроту, ловкость, силу, выносливость, гибкость), До какого момента жизни?

2. Для чего важно развивать быстроту не только в спорте, но и в повседневной жизни?

3. Развиваете ли вы быстроту?

Все вопросы предполагали простые ответы «да» или «нет». Однако, каждый из них давал возможность и для развёрнутого ответа с пояснениями. При проверки было приятно отметить, что многие ребята с охотой отозвались на такую возможность порассуждать. Обработка результатов по первому вопросу показала, что из 30 респондентов 93,3% согласны с важностью развития физических качеств. Многие дописывали, что делать это необходимо на протяжении всей жизни. По мнению шести человек развивать их нужно только в период молодого возраста, пока есть и силы, и возможность. И только двое человек, что составляет 6,7% от общего числа опрашиваемых, думаю иначе. По их мнению, развитие физических качеств в век технологий вовсе необязательно. Один студент выдвинул предложение об отмене обязательного посещения физической культуры. Наглядно данные представлены ниже на рисунке 1.

Рисунок 1 - Диаграмма результатов исследования по первому вопросу

Далее предоставлен результат по второму вопросу (Рисунок 2). Здесь не было вариантов ответа, поэтому студентам приходилось самим отыскивать наиболее подходящий. Однако, некоторые не стали долго фантазировать, и 2 человек (6,7%) отметили просто «важно» на данный вопрос. Ещё 5 девушек отметили, что быстрота поможет им переделать все домашние дела. Четверо сказали о том, что скорость нужна, чтобы успевать всё и за всеми. Один даже конкретно отметил, что ему нужно быстро бегать за преподавателями. Шесть человек дали похожие комментарии с общим смыслом: «для того, чтобы сдать зачёт по физре». Ответы остальных были приближены. 12 человек предположили, что быстрота поможет им развить все остальные физические качества.

Следующий вопрос дал возможность закрытых ответов «да» или «нет» без обязательно уточнения, однако, некоторые всё же сделали свои комментарии. Итак, 23 человек (77%) ответили, что стараются и сейчас развивать данное физическое качество. Например, один молодой человек старается регулярно бегать на время, каждый раз увеличивая скорость.

Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 3(20)

215

6. Кудинов С.И., Русакова Н.Г. Выделение типологических особенностей проявления организованности у студентов / С.И. Кудинов, Н.Г. Русакова /Сибирский педагогический журнал. 2007. № 11. С. 379.

Статья поступила в редакцию 06.07.2017.

Статья принята к публикации 25.09.2017.

Рисунок 2 - Диаграмма результатов исследования по второму вопросу

Ещё двоим респондентам помогают соревнования по боксу, где им удаётся развивать скорость своей реакции. Остальные 7 человек, что составляет 23% от общего числа, никак не развивают быстроту, и пока считают это ненужным. Возможно уже в ближайшем будущем они «пожнут плоды своих дел». Более наглядно результаты по 3 вопросу представлены на рисунке 3.

Рисунок 3 - Диаграмма результатов исследования по третьему вопросу

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. В итоге проведённого пилотного эксперимента было выяснено, что большинство студентов считаю важным развивать физические качества, одно из которых - быстрота. [6] Так же можно отметить, что многие уже сейчас стараются его развивать различными методика. Но интересно, что некоторые до конца не поминают, чем помогает быстрота в повседневной жизни человека, а не только в спорте. Возможно, данная статья поможет познакомиться с пользой физических качеств в бытовой жизни и некоторыми методами их развития. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Бальсевич, В.К. Физическая культура: молодежь и современность / В.К. Бальсевич. Киев: София, — 2010.

— № 4. — С. 2—8.

2. Бальсевич, В.К. Интеллектуальный вектор физической культуры человека / В.К. Бальсевич // Теория и практика физической культуры. - 2011. - № 7. - С. 37-41.

3. Виленский, М.Я. Студент как субъект физической культуры / М.Я. Виленский. Киев: София, — 2009.

— № 10. — С. 2—5.

4. Дошкольная и школьная физкультура. Физкультура и спорт / Паршикова Н.В., Виноградов П.А., Бабкин В.В., Уваров В.А. М.: «Советский Спорт»,

— 2014 г., — 60 с.

5. Русакова Н.Г. Индивидуально-типологические особенности становления организованности у студентов как условия успешности их обучения: монография / Н.Г. Русакова; Восточная экономико-юридическая гуманитарная акад. (Акад. ВЭГУ). Уфа, 2012_

216 Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2017. Т. 6. № 3(20)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.