Научная статья на тему 'Научно-методические подходы к экономической оценке эффективной конкурентной ценовой среды в АПК'

Научно-методические подходы к экономической оценке эффективной конкурентной ценовой среды в АПК Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
58
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — В. М. Жудро

В статье на основе изучения современной научной литературы и эмпирических исследований выявлены методические слабые стороны оценки эффективной конкурентной ценовой среды в АПК и обоснована необходимость комплексного применения гипотез эффективного (идеального) рынка (Effective Market Hypothesis, EMH) и фрактального рынка (Fractal Market Hypothesis, FMH). Доказана правомерность комплексного использования фактических линеаризируемых данных системы экономических показателей и непараметрической статистики для определения ценовых трендов развития бизнес-процессов в условиях роста факторов неопределенности внешней среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Scientific-methodical approaches to the economic estimation of efficient competitive price environment in agro-industrial complex

The article shows, on the basis of examination of modern scientific literature and empirical research, methodically weak sides of the estimation of efficient competitive price environment in agro-industrial complex and bases the necessity of complex application of Effective Market Hypothesis and Fractal Market Hypothesis. We have proven the relevancy of complex use of actual linearized data about the system of economic indicators and non-parametric statistics for the determination of price trends in the development of business processes in conditions of growing instability of external environment.

Текст научной работы на тему «Научно-методические подходы к экономической оценке эффективной конкурентной ценовой среды в АПК»

ЛИТЕРАТУРА

1. Александрова, И. Белорусская универсальная товарная биржа: «Мы созданы государством в целях совершенствования механизма торговли» / И. Александрова // Гомельские ведомости [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.butb.by/index.php?page=121. - Дата доступа: 01.04.2014.

2. Беседина, В. М. Ценообразование: учеб. пособ. / В. М. Беседина, Е. Е. Волкова.- М., 2006.- 141 с.

3. Войтов, Д. Закупки на площадках ОАО «Белорусской универсальной товарной бирже» / Д. Войтов // Тендер.-

2013.- № 38(667).- С. 16-19.

4. Гусаков, В. Система ценообразования и ценового регулирования АПК: анализ проблем и механизм совершенствования / В. Гусаков // Аграрная экономика.- 2012.- № 1.- С. 2-24.

5. Задорожный, И. Особенности ценообразования на товарных биржах / И. Задорожный // Главный экономист.-

2014.- № 1(67).- С. 29-38.

6. Сидорова, Е. Направления совершенствования системы формирования цен на продукцию ЛПК и АПК / Е. Сидорова // Аграрная экономика.- 2013.- № 7.- С. 40-48.

7. Ценообразование: учебник / И. К. Салимжанов [и др.]; под ред. И. К. Салимжанова.- М.: КНОРУС, 2008.- 304 с.

8. Шпак, А. Ценообразование в АПК: требование научно обоснованного и взвешенного подхода / А. Шпак // Аграрная экономика.- 2012.- № 7.- С. 10-14.

УДК 339.137.23:338.436.33

В. М. ЖУДРО

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОЙ КОНКУРЕНТНОЙ ЦЕНОВОЙ СРЕДЫ В АПК

(Поступила в редакцию 28.03.14)

В статье на основе изучения современной научной литературы и эмпирических исследований выявлены методические слабые стороны оценки эффективной конкурентной ценовой среды в АПК и обоснована необходимость комплексного применения гипотез эффективного (идеального) рынка (Effective Market Hypothesis, EMH) и фрактального рынка (Fractal Market Hypothesis, FMH). Доказана правомерность комплексного использования фактических линеаризируемых данных системы экономических показателей и непараметрической статистики для определения ценовых трендов развития бизнес-процессов в условиях роста факторов неопределенности внешней среды.

The article shows, on the basis of examination of modern scientific literature and empirical research, methodically weak sides of the estimation of efficient competitive price environment in agro-industrial complex and bases the necessity of complex application of Effective Market Hypothesis and Fractal Market Hypothesis. We have proven the relevancy of complex use of actual linearized data about the system of economic indicators and non-parametric statistics for the determination of price trends in the development of business processes in conditions of growing instability of external environment.

Введение

В условиях эффективной конкурентной ценовой среды процессы взаимодействия предложения и спроса цены на агропродовольственные товары по своему происхождению должны быть случайными событиями. Так как ни один товаропроизводитель сельскохозяйственной продукции не располагает рыночной властью оказывать на цены искажающее воздействие. Они должны формироваться на взаимовыгодной основе, принимать равновесное (оптимальное) значение и создавать организациям АПК потенциальные рыночные возможности разрабатывать маркетинговые стратегии устойчивого и конкурентоспособного развития своей экономики и применять эффективные инструменты по их реализации. Однако в реальной практике ученые, эксперты, специалисты АПК отмечают наличие монопольного положения со стороны предприятий третьей сферы АПК по отношению к сельскохозяйственным организациям.

Изложенное выше свидетельствует об ограниченности применения традиционных методов исследования цен на сельскохозяйственную продукцию и предполагает экономическое обоснование индикатора эффективной конкурентной ценовой среды на основе признания неоднородности их рыночного происхождения и разработки новых методов анализа рыночного поведения организаций АПК в целях обеспечения устойчивого развития агробизнеса.

Анализ источников

Теоретическими основами исследования послужили работы как отечественных, так и зарубежных экономистов в научных журналах, материалы конференций, электронные ресурсы, статистические данные [2, 4, 9, 10].

Методы исследования

При проведении исследований применялись общенаучные методы анализа и синтеза, обобщения, приемы аналогий, индукция и дедукция, методы эмпирического анализа (наблюдение, описание, сравнение, экспертные оценки, приемы статистического анализа (ранжирование). В качестве информационной базы послужили данные государственных органов статистики республики Беларусь [1].

Основная часть

Оценка реального состояния развития страновых рынков продовольственных товаров, включая и рынок агропродовольственной продукции Республики Беларусь, также не подтверждает наличие признаков формирования эффективной конкурентной ценовой среды. Анализ динамики абсолютных значений параметров рынка сельскохозяйственной продукции свидетельствует об усилении вола-тильности его конъюнктуры. При этом приоритетное влияние на создание предпосылок для неустойчивого состояния конъюнктуры рынка продовольственных товаров оказывает не столько колеблемость объема продаж, сколько изменение цен на сельскохозяйственную продукцию.

Так, за 1990-2012 гг. коэффициент колеблемости индексов физического объема продукции сельского хозяйства в сельскохозяйственных организациях и крестьянских (фермерских) хозяйствах в республике составил 0,16. В то же время имела место высокая колебательность цен как на сельскохозяйственную продукцию, так и на важнейшие технологические ресурсы, используемые в сельскохозяйственном производстве (табл. 1).

Таблица 1. Колеблемость цен на отдельные виды сельскохозяйственной и промышленной продукции на 1 января (с НДС)

Наименование Единица измерения 1991 г. с учетом деноминации На 1.01. 2010 г. На 1.01. 2012 г. На 1.01. 2013 г. Рост цен на 1.01.2013 г.

к 1991 г., млн. раз к 2010 г., раз к 2012 г., раз

Зерновые руб./т 0,0473 343 970 628 100 1533 510 32,4 4,5 2,4

Сахарная свекла руб./т 0,0194 102 080 257 400 392 810 20,2 3,8 1,5

Льнотреста №1 руб./т 0,124 585 200 748 000 1 045 000 8,4-10,5 1,8-2,2 1,4

Крупный рогатый скот руб./т 0,565 3 996 740 15 066 700 18 471 200 32,7 4,6 1,2

Свиньи руб./т 0,559 4 907 210 15 834 500 20 262 000 36,2 4,1 1,3

Молоко руб./т 0,068 770 550 2 819 300 3 096 500 45,5 4,0 1,1

Трактор МТЗ-82 тыс. рублей за ед. 0,0009 39 666 145 304 159 512 177,2 4,0 1,1

Комбайн кормоуборочный КВК-800 Полесье тыс. рублей за ед. 660 371 1 925 977 2 237 009 3,4 1,2

Карбамид, в/сорт руб./т 0,00933 672 000 1 889 821 3 492 480 374,3 5,2 1,8

Удобрения жидкие азотные (КАС-30) руб./т 0,0095 410 004 1 263 744 2 331 744 245,4 5,7 1,8

Калий хлористый гранулированный, первый сорт руб./т 0,004 137 676 151 446 817 440 204,4 5,9 5,4

Аммофос марки А, в/сорт руб./т 0,0287 1 403 232 6 206 849 5 698 926 198,6 4,1 0,9

Бензин А-76 руб./т 0,01625 2 600 144 7 552 454 9 202 399 566,3 3,5 1,2

Дизельное топливо руб./т 0,01225 2 468 730 7 649 664 9 119 616 744,5 3,7 1,2

Газ руб./тыс. м3 0,0045 759 006* 2 764 217 2 837 046 630,5 3,7 1,0

Электроэнергия руб./тыс. кВт/час 0,0008 312 720* 1 053 853 1 079 668 1349,6 3,5 1,0

Оценка изменений цен на отдельные виды сельскохозяйственной продукции свидетельствует, во-первых, о тренде их роста. Во-вторых, имеет место разноскоростное их повышение как в отношении каждой из них, так и между ними. Например, если рост цен на зерно в 2012 г. по отношению к 2011 г. составил 2,4 раза, то по отношению к 2010 г. ежегодное их изменение было 2,25 раз. При этом колеблемость цен на отдельные виды сельскохозяйственной продукции превышала более, чем в два раза (на зерно и молоко). И, как следствие, в сельском хозяйстве сохраняется ценовая разновыгодность производства тех, или иных видов сельскохозяйственной продукции. В-третьих, тренды роста цен на технологические ресурсы промышленного происхождения были более высокими по сравнению с ценами на сельскохозяйственную продукцию.

Имел место особенно высокий рост цен на такие важнейшие технологические ресурсы, как минеральные удобрения, дизельное топливо, бензин. В результате этого возникают диспропорции между ценами на отдельные виды продукции сельского хозяйства и промышленности, которые обязывают сельскохозяйственные организации увеличивать объемы продаж для приобретения одного и того же количества необходимых технологических ресурсов. Так если для приобретения одной тонны калия хлористого гранулированного в 2012 г. нужно было продать 0,241 т зерна, то в 2013 г. соответственно - 0,533 т.

В конечном итоге выявленные негативные тренды изменений цен на отдельные виды сельскохозяйственной и промышленной продукции, с одной стороны, не позволяют осуществлять рентабельное сельскохозяйственное производство (например, картофеля, льна-долгунца, откорм крупного рогатого скота, свиноводство, и т.д.).

С другой стороны, указанные изменения цен затрудняют точную оценку их динамики, а также ее прогнозирование на основе существующих методов экономической диагностики ценовых колебаний во времени (экспертных оценок, математического моделирования, экстраполяции и др.). Методическая сложность практического применения этих методов обусловлена тем, что они базируются на использовании гипотезы эффективного (идеального) рынка (Effective Market Hypothesis, EMH). Суть данной гипотезы применительно к аграрному сектору сводится к тому, что экономические процессы взаимодействия субъектов рынка агропродовольственных товаров не подвержены фактором недобросовестной конкуренции, а являются случайными событиями (прошлое не влияет на будущее этих явлений). Ключевым признаком и компонентом эффективного (идеального) рынка является эффективная конкурентная ценовая среда, которая создает для предприятий равные рыночные шансы развивать устойчивое состояние своей экономики.

Исходя из гипотезы эффективного (идеального рынка), в настоящий момент исследователи в области оценки и прогнозирования рыночных и экономических показателей, включая и цены на агро-продовольственную продукцию, преимущественно используют для своих вычислений однородные случайные явления и ряды статистических данных, соответствующие требованиям нормального распределения. Базовым такого рода требованием выступает правило трех сигм (Правило трех сигм -3а): согласно теореме Чебышева, для любого распределения не менее 89 % всех исходов лежит в пределах трех среднеквадратических отклонений от ожидаемого значения (правило трех сигм). То есть с достоверностью 89 % все значения нормально распределенной случайной величины лежат в интервале (xi ± 3 а).

В то же время в процессе исследований волатильности цен на продовольственные товары установлено, что ряды статистических данных о ценах не соответствуют требованиям нормального распределения. Так, 26,8 % абсолютных значений изменений закупочных цен на пшеницу продовольственную мягкую в течение 2009-2013 гг. не лежали в интервале (xi ± 3а), т. е. имело место невыполнение правила трех сигм (3 а).

Следовательно, можно утверждать, что реальная экономическая структура современных рынков продовольственных товаров неоднородна. И как следствие, временные ряды экономических показателей, характеризующих динамику их развития, включая и цены, на одних участках временного ряда являются детерминированными (предсказуемыми), хорошо описывающимися методами технического и фундаментального анализа; на других - хаотичными (неупорядоченными или турбулентными) и не поддающимися каким-либо достоверным оценкам и прогнозам на основе существующих методов их обоснования; на третьих - стохастическими (случайными), изменение этих показателей подчиняется нормальному закону распределения и позволяет применение традиционных методов их оценки и прогнозирования. В результате этого имеет место низкая достоверность выявления оптимальных (равновестных) значений фактических и прогнозных цен, которая объясняется тем, что существующие методы их исследования не учитывают неоднородную природу процессов ценообразования в АПК и базируются на применении временных рядов как однородных и подчиняющихся одному закону распределения (например, нормальному в теории эффективного рынка). Следовательно, выполненная сравнительная оценка традиционных методов исследования цен на сельскохозяйственную продукцию свидетельствует об искажении оценки фактических и прогнозных их значений, так как они базируются на однородности рыночного их происхождения и тем самым исключают возможность неупорядоченной динамики цен. Таким образом, вскрыто несоответствие в предметной области исследований проблем формирования эффективной конкурентной ценовой среды в агропромышленном комплексе между неоднозначной природой изменений цен и используемыми техническими и фундаментальным методами их анализа, предполагающие однородность временных рядов цен на сельскохозяйственную продукцию.

Из этого также следует, что в научной литературе отсутствуют доказательства того, что рынок аг-ропродовольственных товаров и экономика АПК являются случайными событиями, что прошлое не влияет на будущее этих явлений, а его исследование может ограничиваться гипотезой эффективного (идеального) рынка (Effective Market Hypothesis, EMH).

В связи с этим возникает необходимость устранения этого несоответствия в результате комплексного исследования динамики цен на агропродовольственные товары как важнейшего индикатора эф-

фективной конкурентной ценовой среды на основе признания неоднородности их рыночного происхождения и разработки новых методов анализа рыночного поведения организаций АПК в целях обеспечения устойчивого развития агробизнеса.

Успешное решение указанной проблемы предполагает, наряду с использованием существующих методов экспертных оценок, математического моделирования, экстраполяции и др. в процессе оценки и прогнозирования таких важнейших параметров устойчивого развития агробизнеса, как цены на сельскохозяйственную продукцию разрабатывать и применять методы исследования динамики с целью обоснования оптимальных фактических и перспективных их значений, позволяющих отличить случайный ряд от неслучайного, даже если случайный ряд ненормально распределен.

Только в этом случае экономическое обоснование оптимальных фактических и прогнозных значений цен на сельскохозяйственную продукцию в условиях волатильности конъюнктуры рынка агро-продовольственных товаров позволит формировать эффективную рыночную среду в АПК.

При этом в процессе исследования цен на сельскохозяйственную продукцию необходимо также исходить из того, что в реальности современная организация АПК представляет собой комбинированную структуру линейной и нелинейной функций. И поэтому комплексная оценка эффективности их деятельности предполагает не только применение линейных методов, используя фактические линеаризируемые данные системы экономических показателей, но и использование нелинейных методов, непараметрической статистики для определения трендов развития бизнес-процессов в условиях роста факторов неопределенности внешней среды.

При этом важно также отметить, что современные организации АПК являются структурообразующим элементом современной рыночной аграрной экономики. С одной стороны, в организациях АПК происходит объединение инвестиционных, материальных, трудовых, финансовых, технологических и информационных ресурсов для эффективного и конкурентоспособного производства продовольственных товаров, а с другой - они являются местом сосредоточения интересов всех участников агробизнеса и сельских территорий с целью реализации их знаний, навыков, умений и технологий. Исходя из многообразия функций организаций АПК, можно говорить о том, что они удовлетворяют социальным и экономическим потребностям общества.

В этой связи следует констатировать, что в науке начинают господствовать теории, которые помогают понять суть взаимодействия динамики структурных изменений и процессов экономического роста в АПК. К ним можно отнести теорию синергетики, теорию фракталов и теорию турбулентности [3, 5, 7, 9, 10].

Практическое применение указанных теорий позволяет утверждать, что социально-экономические системы, такие как организации АПК, достаточно сильно подвержены к таким внешним воздействиям, как хаотичные (неупорядоченные) изменения внутренних и мировых цен на продовольственные товары. Неустойчивость к внешним воздействиям негативной конъюнктуры внутренних и мировых цен на сельскохозяйственную продукцию приводит сельскохозяйственные предприятия к банкротству.

Убедительным аргументом этому являются факты хаотичного изменения цен на продовольственные товары на внутреннем рынке Беларуси и основном экспортном рынке России в последние годы, которые затрудняют их оценку и прогнозирование. Так, согласно прогнозам экспертов, основанным на преимущественном использовании линеаризируемых данных и линейных методов, наиболее вероятен рост цен в Беларуси и России должен был составить в 2013 г. в пределах инфляции [6]. Однако цены на основные продовольственные товары в Беларуси в конце первого квартала 2013 г. повышались, а в России в это время имело место их стагнация. При этом следует заметить, что каждый год в июне-июле мировые отпускные цены производителей молока традиционно падают. В то же время уже в июле 2013 г. наблюдалось повышение цен на молочные продукты и в России. И как следствие, те же эксперты (Председатель правления Национального союза производителей молока России (Союзмолоко) Андрей Даниленко в комментарии агентству «Бизнес-новости» отметил, что на российском рынке рост цен продолжается, и к концу текущего года розничные цены на молоко могут повыситься на 10 % и более, т. е. выше уровня инфляции) скорректировали свои прогнозы конъюнктуры рынка молочных продуктов [7, 8]. В январе 2014 г. Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь было принято решение снизить минимальные закупочные цены на говядину (до 15 %) и повысить их на молоко (до 10 %). Повышение цен на молоко в январе вызвало рост на 5,1 % цен на сыры в феврале по сравнению с январем 2014 г. При этом важно констатировать снижение в феврале 2014 г. на 2,2 % цен на овощи (в январе 2014 г., наоборот был рост цен на картофель, овощи), на 1,3 % на растительное масло, которые в зимний сезон, как правило, либо удерживаются на неизменном уровне, либо повышаются из-

за технологического ограничения их производства в сельском хозяйстве [1]. В результате хаотичного изменения внутренних и мировых цен на продовольственные товары возникают новые уровни и новые качества таких социально-экономических систем, как организации АПК. Так, например, в результате указанных изменений цен стоимость организации АПК также хаотично изменяется. Поэтому необходимо разработать методику практического использования метода нормированного размаха (R/S-анализа) для оценки устойчивости функционирования экономики организации АПК для достижения большей ее репрезентативности, адекватности и информативности с целью предоставления возможности инвесторам, менеджерам успешно преодолевать неустойчивое состояние экономики и обеспечивать поступательное, пропорциональное ее развитие.

Базовым требованием в этом случае выступает то, что принятое инвестором, менеджером в определенный момент управленческое решение будет в будущем рациональным. Так как наиболее сложная задача - определение параметра бизнеса, если сроки завершения бизнес-процесса еще не наступили. Исходя из результатов комплексной методической и экономической интерпретации метода нормированного размаха (R/S-анализа) разработана следующая характеристика фактических значений показателя Н. Херста (табл. 2).

Таблица 2. Характеристика ряда данных для различных значений показателей Н. Херста

Интервалы значений Характеристика вариантов конкурентной ценовой среды Инструменты устойчивого развития агробизнеса организации АПК

Н = 0 Конкурентная ценовая среда неэффективна. Никаких движений цен или они цикличны с высокой частотой колебаний Отсутствуют возможности оптимальной комбинации используемых ресурсов, разработки маркетинговых стратегий и привлечения долгосрочных инвестиций. Необходимы страхование, реструктуризация, модернизация, диверсификация и др. радикальные инструменты

0<Ы<0,5 Конкурентная ценовая среда неустойчива. Чем ближе Н к 0, тем неустойчивее динамика цен. За спадом следует подъем и наоборот. Это значит, что цены не являются независимыми. Каждое значение цен несет память о предыдущих их изменениях. То есть время оказывается важным фактором, который влияет на цены. В этом случае временной ряд цен более изменчив (волатилен), чем ряд случайный, так как состоит из частых реверсов спад-подъем Имеются с высоким риском возможности оптимальной комбинации используемых ресурсов разработки маркетинговых стратегий и привлечения долгосрочных инвестиций при условии модернизации, внедрения инноваций и страхования этого риска

H = 0,5 Конкурентная ценовая среда эффективная. Изменения цен являются случайными событиями (прошлое не влияет на будущее этих явлений) Имеются возможности оптимальной комбинации используемых ресурсов, разработки маркетинговых стратегий, привлечения долгосрочных инвестиций, внедрения инноваций

0,5<Н<1 Конкурентная ценовая среда трендоустойчивая и обладает долговременной памятью - будущее зависит от прошлого. Если ряд цен возрастает (убывает) в предыдущий период, то вероятно, что он будет сохранять эту тенденцию какое-то время в будущем. Трендоустойчивость изменений цен (сила персистентности - постоянство существования) увеличивается при приближении Н к 1. Чем ближе Н к 0,5, тем менее выражен его тренд Имеются возможности: а) у высококонкурентоспособных организаций оптимальной комбинации используемых ресурсов, разработки маркетинговых стратегий, привлечения долгосрочных инвестиций при условии внедрения инноваций; б) с высоким риском у низкоконкурентоспособных организаций оптимальной комбинации используемых ресурсов, разработки маркетинговых стратегий, привлечения долгосрочных инвестиций при условии модернизации, внедрения инноваций и страхования этого риска

Предлагаемая характеристика ряда данных для различных значений показателей Н. Херста позволила разработать действенные два варианта инструментов устойчивого развития агробизнеса.

Первый вариант предлагаемых инструментов основывается на гипотезе эффективного рынка (показатель Н. Херста = 0,5) и предполагает создание эффективной конкурентной ценовой среды (рыночное происхождение изменений цен, является случайным событием). В этих условиях ни одна организация АПК не может существенно повлиять на изменение рыночных цен и обеспечить устойчивое развитие агробизнеса посредством повышения цен. Поэтому повышение эффективности деятельности организаций АПК на этом сегменте рынка агропродовольственных товаров требует не ценовых, а инструментов оптимальной комбинации используемых ресурсов с целью снижения производственных затрат, реализации эффективной маркетинговой стратегии, привлечения инвестиций в модернизацию производства, внедрение инноваций и т. д.

Второй вариант предлагаемых инструментов основывается на гипотезе фрактального рынка (показатель Н. Херста не равен 0,5), согласно которой на соответствующем сегменте агропродовольствен-ных товаров создана не эффективная, а фрактальная конкурентная ценовая среда. Изменения цен в этом случае имеют фрактальную размерность. То есть рыночное происхождение изменений цен является не случайным, а фрактальным событием, которое подчиняется принципу самоподобия (фрактал - это объект, части которого подобны целому в определенном смысле). И в этом случае инструменты устойчивого развития агробизнеса должны базироваться на гипотезе фрактального рынка (Fractal Market Hypothesis, FMH), которая является альтернативой гипотезы эффективного (идеального) рынка (Effective Market Hypothesis, EMH).

В этих условиях следует применять дифференцированный подход к разработке и применению инструментов устойчивого развития агробизнеса в зависимости от состояния самоподобия изменения цен. Например, если показатель Н. Херста равен 0, то такой рынок «мертвый», а цены не подвержены влиянию изменениям конъюнктуры соответствующего рынка агропродовольственных товаров. Поэтому для достижения устойчивого развития агробизнеса на этом сегменте рынка агропродовольст-венных товаров требует не ценовых, а в первую очередь таких инструментов, как страхование, реструктуризация, модернизация, диверсификация производства [9, 10].

Заключение

Таким образом, выполненные исследования позволяют сделать следующие выводы:

1. В ходе выполненных исследований вскрыто несоответствие в предметной области исследований проблем формирования эффективной конкурентной ценовой среды в агропромышленном комплексе между неоднозначной природой изменений цен и традиционными методами их анализа, предполагающие однородность временных рядов цен на сельскохозяйственную продукцию.

2. Доказано, что реальная экономическая структура современных рынков продовольственных товаров неоднородна. Поэтому временные ряды экономических показателей, характеризующих динамику их развития, включая и цены, на одних участках временного ряда являются детерминированными (предсказуемыми), хорошо описывающимися традиционными методами анализа; на других -хаотичными (неупорядоченными или турбулентными) и не поддающимися каким-либо достоверным оценкам и прогнозам на основе существующих методов их обоснования; на третьих - стохастическими (случайными), изменение этих показателей подчиняется нормальному закону распределения и позволяет применение традиционных методов их оценки и прогнозирования.

3. Для экономической оценки эффективной конкурентной ценовой среды в АПК разработана методика комплексного экономического анализа эффективности конкурентной ценовой среды в АПК на основе как исследований однородной, так и неоднородной сущности изменений цен на сельскохозяйственную продукцию. Предлагаемая методика базируется на учете, во-первых, случайности их рыночного происхождения с помощью методов, основанных на использовании закона нормального распределения. Во-вторых, учета не случайности изменений цен на сельскохозяйственную продукцию с помощью фрактальной методологии. Эта методология позволяет отличить случайный ряд от неслучайного, даже если случайный ряд ненормально распределен (смещенные случайные блуждания). Суть этой методологии заключается в том, что любой объект можно представить на основе принципа самоподобия как фрактал - это объект, части которого подобны целому в определенном смысле.

ЛИТЕРАТУРА

1. Агропромышленный комплекс (сельское хозяйство). - Минск: ГИВЦ Минсельхозпрода, 2013 . - С. 233-234.

2. Астраханцева, И. А. Методология нелинейного динамического управления стоимостью компании / И. А. Астрахан-цева. - ГОУВПО «Ивановский государственный энергетический университет имени В. И. Ленина». - Иваново, 2011. - 172 с.

3. Беларусь. Производительность и конкурентоспособность сельского хозяйства: влияние государственной поддержки и регулирования рынков: доклад № 48335-BY: сентябрь 2009 г. Всемирный банк, Регион Европы и Центральной Азии, Департамент устойчивого развития, Отдел сельского хозяйства и развития сельских регионов. - Минск: Издательский центр Белорусского государственного университета, 2009. - 114 с.

4. Бурлачков, В. Турбулентность экономических процессов: теоретические аспекты / В. Бурлачков // Вопросы экономики. -2009. - № 11. - С. 90.

5. Леньков, И. И. Моделирование и прогнозирование экономики АПК: пособие / И. И. Леньков. - Минск: БГАТУ, 2010 - 218 с.

6. Методические предложения по устойчивому развитию агропромышленного производства, направленные на поддержание сбалансированности внутреннего продовольственного рынка по спросу и предложению / З. М. Ильина [и др.]. -Минск: Ин-т экономики НАН Беларуси, 2007. - 32 с.

7. Минсельхозпрод Беларуси повысил минимальные рекомендуемые экспортные цены на молочную продукцию [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.agroperspectiva.com/ru/news/115564. - Дата доступа: 28.07.2013.

8. Назаров, М. Турбулентность / М. Назаров [Электронный ресурс]. - 2012. - Режим доступа: http: // www. science. yoread.ru/news.php?readmore=935. - Дата доступа: 20.05.2012.

9. Петерс, Э. Э. Фрактальный анализ финансовых рынков / Э. Э. Петерс. - М.: Интернет-Трейдинг, 2004. - С. 286.

10. Руниони, Р. Справочник по непараметрической статистике / Р. Руниони. - М., 1982. - С. 195.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.