УДК 614.8:621
Научно-методические основы управления развитием технического оснащения сил ликвидации чрезвычайных ситуаций
ISSN 1996-8493
© Технологии гражданской безопасности, 2012
Ю.А. Онищенко, Г.С. Марков, А.В. Лагутина
Аннотация
В статье рассмотрены научно-методические основы управления развитием пути повышения эффективности процесса технического оснащения сил ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Ключевые слова: управление развитием технического оснащения сил ликвидации чрезвычайных ситуаций; объект управления; субъект управления; управляющее воздействие; полная функция управления; устойчивость по предсказуемости.
Methodological Bases for the Development of Technical Facilities Management Emergency Response Forces
ISSN 1996-8493
© Civil Security Technology, 2012
Y. Onishchenko, G. Markov, A. Lagutina
Abstract
The article describes the scientific and methodological foundations of development management ways to improve the efficiency of the technical equipment of the forces emergency management.
Key words: managing the development of technical equipment emergency response forces; facility management; entity management; control action; full function control; stability predictability.
Технологии гражданской безопасности, том 9, 2012, № 4 (34)
/49
Создание и разработка специализированных аварийно-спасательных средств (АСС) в интересах решения задач предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (ЧС) берет свое начало с 90-х годов прошлого века, и к настоящему времени созданы современные образцы технических средств на уровне мировых аналогов. Однако в последние несколько лет модернизация и создание новых образцов АСС ведется крайне слабо. Не в полной мере решены проблемные вопросы, касающиеся внедрения и контроля качества, вновь создаваемых образцов АСС [1].
Средства, разрабатываемые в интересах других министерств и ведомств (военная, строительная, дорожная техника и др.), в большинстве случаев не могут быть напрямую использованы для ведения аварийно-спасательных работ (АСР) из-за целого ряда специальных требований и условий применения.
Так, ранее в интересах решения задач ведения всех видов разведки использовались средства, разработанные в интересах Минобороны. Однако в большинстве аварийных ситуаций радиационного, химического и бактериологического характера данные средства не могут быть использованы ввиду своих тактико-технических характеристик, которые рассчитаны на боевые действия и иной вид поражающих факторов, а также специальные транспортные и иные носители.
Развитие средств инженерного обеспечения АСР в последние десять лет остается на крайне низком уровне, т.к. просматривается тенденция использования общепромышленной строительной техники. Инженерная техника Министерства обороны, используемая ранее в войсках гражданской обороны, в настоящее время морально и физически устарела.
Однако опыт ликвидации крупных ЧС последнего времени, связанных с разрушениями зданий и сооружений на больших площадях, на энергетических объектах (Саяно-Шушенская ГЭС), а также лесных и торфяных пожаров, показывает на обязательное наличие современных высокопроизводительных средств инженерного обеспечения АСР.
Подобная картина наблюдается и в отношении других видов АСС.
Одним из путей исправления сложившейся ситуации может быть обеспечение эффективного управления развитием технического оснащения сил ликвидации чрезвычайных ситуаций (ТОСЛЧС). Управление, в общем понимании представляет собой деятельность субъекта управления, направленную на изменение состояния объекта управления.
Под развитием технического оснащения понимается процесс его перехода из текущего состояния в
другое, более совершенное состояние, характеризующееся улучшенными технико-экономическими показателями.
Следовательно, управление развитием ТОСЛЧС — это деятельность субъекта управления, направленная на совершенствование технического оснащения сил ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Схема управления развитием ТОСЛЧС в соответствии с теорией управления [2], может иметь следующий вид (рис. 1):
Здесь в качестве субъекта управления выступает иерархическая система управления развитием (СУР) ТОСЛЧС, состоящая из взаимодействующих уровней: государственного (Президент, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство РФ, Совет Безопасности), уровня МЧС России (центральный аппарат МЧС России), уровня генеральных заказчиков (департаменты, управления центрального аппарата), уровня предприятий разработчиков и поставщиков технических средств и др.
Объектом управления в данном случае определен процесс ТОСЛЧС, который на всех этапах жизненного цикла (ЖЦ) включает проведение НИОКР, производство, эксплуатацию, ремонт и утилизацию технических средств.
Управляющее воздействие (прямая связь) заключается в деятельности по формированию решений о разработке и реализации программ (планов), направленных на совершенствование ТОСЛЧС. В частности, управляющими воздействиями со стороны СУР ТОСЛЧС по изменению состояния объекта управления (процесса ТОСЛЧС), являются [3]: государственная программа вооружения в части МЧС России (ГПВ) — документ, предусматривающий комплекс мероприятий по перспективам развития технического оснащения сил МЧС России на десятилетний период с детализацией первых пяти лет и определяющий объемы и сроки поставок научно-технической и серийной продукции и услуг для федеральных нужд, необходимые для поддержания требуемого уровня обороноспособности и безопасности РФ; государственный оборонный заказ (ГОЗ) — правовой акт, предусматривающий поставки продукции для феде-
Рис. 1. Схема управления развитием ТОСЛЧС
ральных нужд в целях поддержания необходимого уровня обороноспособности и безопасности РФ. ГОЗ является годовым планом НИОКР, серийных закупок и капитального ремонта технических среств; государственный контракт — договор, заключенный государственным (генеральным) заказчиком с головным исполнителем (исполнителем) и предусматривающий обязательства сторон и их ответственность за выполнение государственного оборонного заказа. Управляющими воздействиями также являются основные (приоритетные) направления, федеральные целевые программы, приказы и распоряжения МЧС России по вопросам развития технического оснащения сил ликвидации ЧС.
Информация о результате управления (обратная связь) позволяет корректировать управляющее воздействие.
Среда, в которой осуществляется управление процессом ТОСЛЧС, представляет собой сложное, взаимосвязанное, взаимообусловленное геополитическое, политико-правовое, социальное, экономическое, экологическое пространство, определяющее систему внешних условий и правил его реализации. Данное пространство в последние годы существенно изменилось. Основной характер этих изменений — увеличение неопределенности при принятии и реализации решений из-за возрастающего масштаба реформ в экономике, высокой динамики и нелинейного характера происходящих процессов, слабой детерминированности и неустойчивости рассматриваемого пространства и, как следствие, низкая достоверность макропоказателей программ и планов развития ТОСЛЧС и результатов их реализации. Причем неопределенность значений некоторых факторов по объективным причинам может не учитываться на момент решения управленческих задач.
Исходными данными для решения задачи управления, согласно [2], являются:
вектор целей управления, представляющий собой описание идеального (требуемого) режима функционирования (поведения) объекта — процесса ТОСЛЧС;
вектор (текущего) состояния объекта управления, представляющий собой характеристику состояния контрольных параметров, описывающих реальное поведение объекта по параметрам, входящим в вектор целей управления;
вектор ошибки управления, представляющий собой отклонение реального процесса от предписанного вектором целей идеального (требуемого) режима.
Вектор ошибки — является основой для оценки качества управления.
Управление невозможно в принципе, если пове-
дение объекта непредсказуемо. Поэтому ключевым понятием теории управления является понятие: устойчивость объекта в смысле предсказуемости поведения в определенной мере под воздействием внешней среды, внутренних изменений и управления (устойчивость по предсказуемости). Наличие устойчивости по предсказуемости во многих случаях позволяет процесс, развивающийся объективно, привести к субъективно выбранной прогнозной цели из множества (счетного или несчетного, конечного или бесконечного) объективно возможных вариантов развития процесса.
Эффективность управления достигается выполнением полной функции управления, которая описывает преемственные этапы циркуляции и преобразования информации в процессе управления, начиная с формирования субъектом-управленцем вектора целей управления, до осуществления целей в процессе управления. Полная функция управления может осуществляться только в интеллектуальной схеме управления, которая предполагает творчество системы управления как минимум в следующих областях: выявление факторов среды, вызывающих потребность в управлении; формирование векторов целей; формирование новых концепций управления; совершенствование методологии и навыков прогноза при решении вопроса обеспечения устойчивости в смысле предсказуемости при постановке задачи управления и (или) в процессе управления.
Литература
1. Марков Г.С., Онищенко Ю.А., Щеголькова В.В. Основные направления развития аварийно-спасательной техники. Проблемные вопросы внедрения и контроля качества продукции. // Технологии гражданской безопасности. М.: ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2011. № 3 (29).
2. Достаточно общая теория управления. Новосибирск, Негосударственное учреждение дополнительного образования «Институт концептуальной аналитики», 2003.
3. Глушков И.Н., Мельников И.Д., Остапенко С.Н., Потапов М.А. Управление развитием вооружений и военной техники / Ч.1. Программно-целевое планирование, проблемы и перспективы. М: ВНИИНС, 2002.
Сведения об авторах
Онищенко Юрий Анатольевич: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ),
зам. нач. науч.-исслед. центра.
121352, г. Москва, ул. Давыдковская, д. 7.
Тел.: (495) 449-90-23.
E-mail: [email protected]
Марков Генрих Семенович: к. т .н., ФГБУ ВНИИ ГОЧС
(ФЦ), с. н. с., вед. н. с.
121352, г. Москва, ул. Давыдковская, д. 7.
Тел.: (495) 735-28-89.
E-mail: [email protected]
Лагутина Анна Викторовна: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), м. н. с.
121352 г. Москва, ул. Давыдковская, д. 7. Тел.: (495) 735-28-89. E-mail: [email protected]