15 (246) - 2012
ИННОВАЦИИ И ИНВЕСТИЦИИ
УДК 332.142
НАУЧНО-КАДРОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ)
М. Н. КОНДРАТЬЕВА, доктор экономических наук, профессор,
заведующая кафедрой экономики и организации производства E-mail: mnk@ulstu. ru
Е. С. ГРИШИНА, аспирантка кафедры экономики и организации производства E-mail: eliza. grishina@mail. ru Ульяновский государственный технический университет
Инновационная привлекательность региона рассмотрена через призму научно-кадрового потенциала, имеющегося в области. Внедрение инноваций в промышленном масштабе осуществляется благодаря продуктивной работе научных кадров. От результативности их труда зависит успех научно-технического прогресса, результаты которого находят применение на промышленных предприятиях. Разработаны мероприятия, направленные на повышение инновационной привлекательности региона.
Ключевые слова: научно-кадровый потенциал, инновации, инновационная привлекательность, экономический рост.
Понятие «инновационная привлекательность» появилось сравнительно недавно. Рассматривая региональный аспект данной экономической категории, можно отметить, что под инновационной привлекательностью понимаются благоприятные условия для ведения инновационной деятельности, созданные региональными органами власти. Региональные
власти разрабатывают инновационную политику с учетом преимуществ, имеющихся в регионе. При этом развитие инноваций невозможно без интеллектуальной деятельности научных кадров.
Научно-кадровый потенциал, формирующийся в университетах, является одним из элементов понятия «тройной спирали». Генри Ицковиц включил в данное понятие такие элементы, как университеты, предприятия, государство. По его мнению, «Пространство согласия - это нейтральная территория в регионе, где представители разных организаций с разными исходными позициями и перспективами могут собираться вместе, чтобы разработать способы поддержки новых идей ускорения экономического и социального развития. Возможности такого развития определяются с помощью анализа интеллектуальных ресурсов региона» [2].
Внедрение в промышленном масштабе новых идей и изобретений осуществляется благодаря продуктивной работе научных кадров. Результаты их научного труда получают выражение в виде па-
тентов. Начальным этапом использования на предприятии инноваций и получения положительных результатов при условии эффективной инновационной деятельности является деятельность людей, занятых научными исследованиями и разработками. От общей их численности и результативности их труда зависит успех научно-технического прогресса, результаты которого находят применение на предприятиях промышленности.
В каждом регионе страны существуют вузы и научные институты, в которых трудятся ученые, исследуя новые явления и процессы. Результативность труда научных кадров любой отрасли науки формирует базис практического применения инноваций. Рассмотрение инновационной привлекательности региона через призму научно-кадрового потенциала региона является одним из актуальных исследований. Региональный аспект рассмотрим на примере Ульяновской области.
одним из критериев эффективности проводимых регионом мероприятий, связанных с повышением его инновационной привлекательности, являются занимаемые регионом места по показателям валового регионального продукта (ВРП), величине заработной платы и показателям уровня жизни населения и т. п.
Валовой региональный продукт является обобщающим показателем деятельности региона. На его результаты оказывает воздействие множество факторов внешней и внутренней среды. Развитая и результативная инновационная деятельность также оказы-
350
300
250
200
150
100
1599 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2005 20Э7 2009 2010
Рис. 1. Динамика численности персонала по ПФО в 1999-2010 гг., занятого исследованиями и разработками, на 10 тыс. занятых в экономике, чел.
вает воздействие на показатели работы предприятий и, следовательно, на показатели региона в целом, на показатель ВРП. В Приволжском федеральном округе (ПФО) лидером по величине ВРП является Республика Татарстан (в 2009 г. - 884 232,9 млн руб.). В 2009 г. в Республике Башкортостан величина ВРП составляла 645 526,3 млн руб.; в Самарской области — 579 023,2; в Нижегородской области — 545 940,1; Пермском крае — 544 541,3, в Ульяновской области — 152 627,4 млн руб.
Различные темпы развития обусловлены различной эффективностью работы предприятий и отраслей экономики. Результативная деятельность научно-кадрового потенциала данных областей при эффективном использовании результатов их труда может оказать положительное воздействие на показатели темпов роста ВРП. Исследование качественного состава научной сферы регионов ПФО позволит сформировать окончательный вывод относительно выдвинутого предположения.
В каждом регионе ПФО работают люди, занятые исследованиями. Для анализа приведем диаграмму, построенную по данным Росстата (рис. 1).
Во многих регионах ПФО наблюдается снижение численности научных кадров, занятых научными исследованиями. Наибольшая численность данной категории персонала - в Нижегородской области. Ежегодное число исследователей составляет более 230 чел. на 10 тыс. занятых в экономике области. В Ульяновской области данный показатель составляет
около 120 чел.
Ульяновская область занимает 3-е место в ПФО по численности персонала, занятого научными исследованиями и разработками. Данный показатель обусловлен ежегодным увеличением численности аспирантов, в том числе успешно защитивших диссертацию. Наибольшее число аспирантов в Ульяновской области проводят исследо-
-Республика Башкортостан -Республика Марий Эл Республика Моодовия ■Республика Татарстан -Удмуртская Республика —• Чувашская Республика I Пермский край Кировская область Нижегородская область ♦ Оренбург екая область Пензенская область —* Самарская облгеть Саратовская область Ульяновская область
область деятельности, в том числе научная, оказывает воздействие на общий показатель экономической деятельности региона, т. е. величину ВРП.
Результативность проводимых научных исследований и разработок выражается в количестве научных статей, дискуссий по исследуемым областям науки, а также числе зарегистрированных патентов. На основе статистических данных авторами построен график динамики числа выданных патентов в регионах ПФО (рис. 3). По данным Росстата, наибольшее число патентов выдано в следующих регионах: республиках Татарстан и Башкортостан, Самарской и Нижегородской областях, Пермском крае. В перечисленных регионах научная деятельность развивается большими темпами, чем в других регионах ПФО. Большая, чем в других регионах, численность научного персонала позволяет зарегистрировать большее число патентов. Для успешного внедрения инноваций в промышленном производстве необходимы скоординированные и устойчивые взаимодействия научных кадров (в рамках работы в вузе или научном институте) и бизнеса при развитой системе коммуникаций между вузом и предприятиями. огромное значение имеет квалификация научного персонала.
Результативная научная деятельность позволяет регионам повысить свою инновационную привлекательность.
Существуют различные методы управления персоналом и его мотивации. основным стимулом к работе является заработная плата. Наибольший размер заработной платы в регионах - лидерах по
Республика Башкоэтостгн Республика Марий Зп Республика Мордовии Республика Татарстан Удмуртская Республика Чувашская Республика Пермский край Кировская область Ниже!ородская облас i ь Оренбургская область Пензе!' скал область Самарская область Сара говская облает ь
1995 2000 2005 2008 2009 Ульяновская область
Рис. 2. Выпуск аспирантов с защитой диссертации в регионах ПФО в 1995-2009 гг, чел.
вания в технических, биологических, педагогических и экономических областях науки.
В других регионах ПФО также развита система подготовки научных кадров. Наибольшее число аспирантов, защитивших диссертации на соискание ученой степени кандидата наук, — в Саратовской области. В 2009 г. в области стало на 358 кандидатов наук больше. Немного меньше кандидатов наук прибавилось в Республике Татарстан и Самарской области, соответственно 277 и 262 чел., еще чуть меньше — в Республике Башкортостан и Нижегородской области. В остальных регионах ПФО ежегодно защищают диссертации на соискание степени кандидата наук менее 100 чел. В Ульяновской же области в 2009 г. число защитивших диссертации в 5 раз меньше, чем в Саратовской (69 чел.). На основе статистических данных авторами построены графики выпуска аспирантов с защитой диссертации в регионах ПФО (рис. 2).
Несмотря на то, что наибольшее число организаций, осуществляющих подготовку докторантов, насчитывается в Самарской области, наибольшее число диссертаций на соискание ученой степени доктора наук защищают докторанты из Саратовской области (около 20 чел. ежегодно). Немного меньше диссертаций защищают докторанты из Республики Татарстан и Нижегородской области (около 10 ежегодно). Наибольшее число исследователей — в Нижегородской области, Республике Татарстан и Башкортостан.
Рассмотренный научно-кадровый потенциал регионов ПФО подтверждает высказывание, что каждая
4-00
700
600
500
4 ОО
ЗОО
200
ЮО
♦ Республика Башкортостан -■—Республика Марий Эл
А Республика Мордовия -К— Респ ублика Та i a pe i а и -Ж—У,и,мур1Скан Республика
9 Чувашская Республика —I—Пермский край
-Кировская оБлас1ь
I <ижегородская область
♦ О ренбургская область ■ Пензенская область
А Самарская область Сараговская облает ь Ул ьн но ее кал облает ь
2005 ZOOS 2009
Рис. 3. Динамика числа выданных патентов в регионах ПФО в 2005-2009 гг.
величине ВРП: республиках Татарстан и Башкортостан, Самарской, Нижегородской областях. По данным Росстата, размер номинальной ежемесячной заработной платы в этих регионах составляет более 14 тыс. руб. (рис. 4).
В условиях коммерциализации технологий главенствующее значение в развитии инноваций приобретает потенциал научных кадров в вузах и научных институтах. Научно-кадровый потенциал является
16 000
одним из факторов повышения инновационной привлекательности для венчурного инвестирования. Другим фактором, на основании которого можно рассмотреть привлекательность региона для инноваций, являются объемы венчурного финансирования.
За последние годы в республиках Башкортостан и Татарстан, Нижегородской области наибольший объем инвестирования в основной капитал составляли привлеченные источники. Следовательно,
Рис. 4. Динамика среднемесячной номинальной заработной платы работников организаций
в регионах ПФО в 2000—2009 гг., руб.
развитые регионы являются инвестиционно и инновационно привлекательными для инвесторов.
На взгляд авторов, для достижения Ульяновской областью статуса инновационного региона необходимо провести ряд мероприятий.
1. Оказать содействие в создании технологических платформ, являющихся инструментом инновационного развития. Технологические платформы должны быть сформированы на основе особенностей региона, определяющих схему экономического и общественного развития в целом. Особенностями Ульяновской области могут быть наличие ядерного, авиационного, медицинского, автомобильного кластеров или новой концепции бизнеса. На этапе становления для уменьшения безопасности и рисков предлагается централизованная модель управления на уровне региона.
Так как начальная стадия становления технологических платформ заключается в деятельности вузов по выполнению исследований и разработок, то наличие «критической массы» исследований в любом регионе является необходимым условием для экономического развития региона, опирающегося на научное знание.
2. Включить проведение исследований в Стратегию развития Ульяновской области.
3. Создать региональный научно-исследовательский совет для экспертизы проектов и распределения финансовых фондов.
4. Создать региональный фонд поддержки инноваций.
5. Создать исследовательские лаборатории в вузах при непосредственной финансовой поддержке бизнес-структур и областного бюджета для решения проблем региона. В числе задач, решаемых с помощью технологических платформ, стоят такие, как исследование регламентов и стандартов, а также изменение нормативно-правовой базы. Исследования должны проводиться совместно с бизнесом и властью для разработки совместных решений.
Экономическая платформа может иметь формат частно-государственного или некоммерческого партнерства. Новая модель сотрудничества приведет к упрощению процедур подачи заявок отчетности, к повышению прозрачности и т. д. Таким образом, упрощенная процедура взаимодействия будет выгодна для бизнеса.
Поскольку инновационные идеи часто возникают в малом и среднем бизнесе, а в инновациях самое главное - это рынок, то необходима региональная программа поддержки и защиты малого и среднего
бизнеса. Участие бизнеса - это ключевой показатель эффективности работы.
6. Создать региональную структуру мониторинга проблем бизнеса с последующим доведением ее результатов в виде инновационного запроса до вузов.
7. Способствовать созданию центров предпринимательства, технопарков, особых экономических зон.
8. Способствовать созданию благоприятной инновационной среды в целях:
• практической реализации идей по продвижению нового продукта на рынок. В этой части необходима финансовая поддержка региона и государства посредством создания бирж и венчурного финансирования;
• обеспечения защиты прав интеллектуальной собственности;
• приобретения уникального оборудования.
9. Разработать и реализовать программу внедрения инноваций в сферу ЖКХ.
10. Развивать возможности современной информационно-коммуникационной среды для продвижения инноваций.
11. Провести SWOT-анализ сильных и слабых сторон региона.
Основными проблемами создания технологических платформ являются отсутствие диалога между участниками различных платформ; отсутствие путей и способов развития; несовершенство законодательной базы; высокие риски для бизнеса; отсутствие понимания значимости инноваций в общественном сознании; отсутствие программ по взаимодействию власти, бизнеса и университетов.
Таким образом, проведение указанных мероприятий позволит решить имеющиеся проблемы и повысит инновационную привлекательность Ульяновской области.
Список литературы
1. Зинов В. Г. Менеджмент инноваций: кадровое обеспечение. М.: Дело, 2005.
2. Ицковиц Г. Тройная спираль. Университеты -предприятия - государство. Инновации в действии / пер. с англ., под ред. А. Ф. Уварова. Томск: Изд-во Томского гос. ун-та систем управления и радиоэлектроники, 2010.
3. Лорен Р. Грэхэм. Очерки истории российской и советской науки. М.: Янус-К, 1998.
4. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики РФ. URL: http://www. gks. ru.
5. Регионы России. Социально-экономические показатели - 2010 г. Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/B10_14p/ Main.htm.