К ЮБИЛЕЮ
УДК 061.75
С. А. Бокарев, Ю. В. Рыбалов, А. Н. Яшнов
Научно-исследовательской лаборатории мостовых конструкций - 60 лет
Поступила 20.05.2019
Принята к печати 30.05.2019
В статье кратко изложена история создания и развития научно-исследовательской лаборатории мостовых конструкций при Новосибирском институте инженеров железнодорожного транспорта. Отмечена плодотворность сотрудничества лаборатории с территориальными структурными подразделениями железных и автомобильных дорог. Освещены важнейшие направления и результаты научных исследований, проведенных в лаборатории. Приведены основные показатели работы сотрудников лаборатории на протяжении 60 лет ее существования. В последние десять лет данные показатели являются стабильно высокими: ежегодный объем хоздоговорных работ, выполняемых сотрудниками, составляет в среднем 50 млн р.; ежегодное количество публикаций превышает 25; каждый год проходит минимум одна защита диссертации на соискание ученой степени кандидата наук. Отмечены сотрудники, проявляющие наибольшую активность в разработке программного обеспечения, регистрации объектов интеллектуальной собственности, выполнении наибольших годовых объемов работ.
В настоящее время научно-исследовательская лаборатория мостовых конструкций реорганизована в Сибирский научно-исследовательский институт мостов, на базе которого создано семь структурных подразделений: отдел «Диагностика и мониторинг мостов»; отдел «Автоматизированные информационные системы и численные методы расчета»; отдел «Инновационные методы ремонта и усиления мостов»; отдел «Композиционные материалы и конструкции»; отдел «Долговечность мостов»; база лабораторных экспериментальных исследований мостов; проектное конструкторское бюро. В честь юбилея лаборатории мостовых конструкций в 2019 г. запланировано открытие нового корпуса Сибирского научно-исследовательского института мостов, строительство которого ведется рядом с существующим.
Ключевые слова: НИИЖТ, СГУПС, лаборатория мостовых конструкций, СибНИИ мостов.
Научно -исследовательской лаборатории мостовых конструкций (ЛМК), а ныне Сибирскому научно-исследовательскому институту мостов (СибНИИ мостов) исполняется 60 лет. Достаточно подробно этапы становления и развития ЛМК в течение 50 лет описаны в статье Г. М. Власова и Б. А. Рябышева [1]. Но за последние 10 лет произошли существенные изменения в организации работы лаборатории. Кроме того, найдены интересные исторические факты, не отраженные ранее.
Начнем с того, что уточним данные о существовании научно-производственных подразделений при кафедре «Мосты» Новосибирского института инженеров железнодорожного транспорта (НИИЖТ). Оказывается, в конце 1941 г. по инициативе академика Г. П. Передерия [2] при кафедре «Мосты» была создана мостоис-пытательная станция, которая успешно работала в годы войны и после ее окончания. Так, например, за первое полугодие 1942 г. по до-
говорам с различными управлениями железных дорог мостоиспытательная станция выполнила хозяйственные работы на сумму 27 800 р. Еще были получены заказы от Восточно-Сибирской железной дороги на сумму 50 000 р. и Приморской железной дороги на сумму 40 000 р.
В работе мостостанции, кроме штатных сотрудников, принимали участие и сотрудники кафедры. Профессору, академику Г. П. Передерию за систематические консультации по эксплуатации искусственных сооружений и постройке мостов в апреле 1943 г. была объявлена благодарность и назначена премия начальника Томской железной дороги.
Всего за время существования мостоиспы-тательной станции были испытаны десятки мостов. Так, в марте 1945 г. начальник мосто-испытательной станции А. М. Кушнерев, доцент кафедры «Мосты» П. Ф. Никонов, ассистент И. Г. Гарпиченко, старшие техники
Г. Ф. Говорушенко и М. А. Колпаков и студенты четвертого курса почти месяц выполняли испытания моста в г. Омске [3]. И только в 1959 г. по инициативе К. К. Якобсона в НИИЖТе была создана отраслевая ЛМК, входившая в управление научных исследований и разработок (УНИР) НИИЖТа. Первым заведующим ЛМК в 1959 г. стал Г. М. Власов. В 1996 г. на базе ЛМК по инициативе В. М. Круглова был создан Научно-инженерный дорожный центр Сибирского государственного университета путей сообщения (СГУПС), состоящий из четырех лабораторий: лаборатории мостов, лаборатории диагностики автомобильных дорог, лаборатории оценки качества дорожных одежд и земляного полотна, лаборатории инженерной геологии, оснований и фундаментов.
Вспомним о вызовах, с которыми за время своего существования справилась лаборатория. В 1990-е гг. из лаборатории ушли ведущие сотрудники (Б. М. Вериго, Г. В. Ильиных и др.). Поддавшись влиянию времени, они создали частное предприятие и занялись коммерческой деятельностью. Часть сотрудников (В. В. Чухломин, В. В. Бирюков и др.) нашли другие места работы с более высокой и стабильной заработной платой. Группа тоннелей, входившая в состав ЛМК, была отделена и преобразована в лабораторию тоннелей и метрополитенов. В итоге количество сотрудников лаборатории сократилось с 74 в 1984 г. до 20 в 1995 г. Но в ЛМК остались работать такие опытные специалисты, как А. И. Кузьминых, Б. А. Рябышев, В. Х. Снисар, Ю. М. Широков и другие, обеспечившие преемственность поколений и высокий уровень выполняемых работ.
Для сохранения лаборатории нужно было найти работу, обеспечивающую достойный уровень заработной платы сотрудникам и стабильность финансирования в течение нескольких лет. И такая работа была найдена. При поддержке заместителя начальника службы пути Забайкальской железной дороги В. Н. Серова, заместителя начальника службы пути Западно-Сибирской железной дороги В. А. Франчика и заместителя начальника дирекции пути и путевого хозяйства Министерства путей сообщения А. В. Бушина ЛМК
стала ведущей организацией в разработке Автоматизированной информационно-аналитической системы по управлению состоянием искусственных сооружений на сети железных дорог России (АСУ ИССО), а С. А. Бокарев -главным ее конструктором. Под руководством С. А. Бокарева сотрудниками ЛМК Ю. Н. Мурованным, Ю. В. Рыбаловым, А. М. Усольце-вым, Д. Н. Цветковым и А. Н. Яшновым была разработана первая версия АСУ ИССО под ОС MS-DOS, по функциональности превосходящая даже ныне существующую. Но разработать программное обеспечение оказалось мало, нужно было обеспечить достоверность и полноту базы данных системы, проводя сплошные обследования искусственных сооружений. Эта работа заняла еще несколько лет, обеспечив лабораторию заказами не только в России, но и в Казахстане и Белоруссии. Таким образом удалось сохранить коллектив лаборатории и перейти к ее развитию в последующем.
Под руководством заведующего лабораторией Ю. В. Рыбалова была разработана и внедрена Автоматизированная система управления и обработки информации по искусственным дорожным сооружениям Федерального дорожного агентства (АБДМ ФДА) на всей сети федеральных автомобильных дорог, организована регулярная диагностика технического состояния мостовых сооружений на федеральных автомобильных дорогах РФ, а также на ряде территориальных дорог.
Таким образом, последствия ухода ведущих сотрудников были преодолены, о чем наглядно свидетельствуют графики, приведенные на рис. 1-4.
Объем хоздоговорной тематики неуклонно растет. Количество публикаций увеличилось в три раза. Наиболее значимые статьи сотрудников лаборатории приведены в [4-14]. Количество защит диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук стабилизировалось, и уже 10 лет, как правило, проходит по одной защите в год. Количество сотрудников в лаборатории постоянно увеличивается, но недостатка в хоздоговорной тематике нет, так как каждый сотрудник выполняет ее объем на величину не менее 1 млн р. в месяц, обеспечивая заработную плату не менее 50 тыс. р.
400
Отчетный период
Рис. 1. Объем хоздоговорной тематики
180 Э 160 1 140 | 120 ^ 100 блуп 80 § 60 тсе 40
ич 20 § 0
^ Л? ^ л? ^ ^ ^ ль ^ л
& & & ^ & ^ ^ ^ ^
Отчетный период
Рис. 2. Количество публикаций
Количество защит кандидатских диссертаций, шт. 0246802 1 .1.1
<> дЬ л0> <> сф о^ сФ с?> »£> & ^ М ^ М ^ ^ ^ ^ ^ & ^ ^ # ^ ^ ^ Отчетный период
Рис. 3. Количество защит диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук
с о н го
О
ю
го ц
ш
о ^
м .
н
о о о ш н о <и
т ^
ц о
80 70 60 50 40 30 20 10 0
ф дО> ^ ль ь ¿й ь Ф ь ¿ь
^ ^ ^ ^ ^ ч^ пФ п^4 пй4
Ч* Ф Ч^ Ч^ Ч^ Ч^ # # ^
Отчетный период
Рис. 4. Количество сотрудников
Начиная с 2010 г. сотрудники ЛМК активно регистрируют объекты интеллектуальной собственности (ОИС). В среднем регистрируется одна полезная модель и одно изобретение в год. Наибольшую активность в регистрации полезных моделей и изобретений проявили С. А. Бо-карев (14 ОИС), А. М. Усольцев (11 ОИС), Ю. Н. Мурованный (6 ОИС), А. Н. Яшнов (4 ОИС), А. И. Служаев (4 ОИС), Е. Г. Попова (4 ОИС). Идет активная регистрация сотрудниками программного обеспечения. В среднем регистрируется две программы в год, всего 11 программ. Наибольшую активность проявили А. Н. Яшнов (5 программ), И. И. Снежков (4 программы), С. А. Бокарев (3 программы).
К 2019 г. лаборатория стала стабильно работающим подразделением, динамично развивающимся и имеющим отличную репутацию ведущего коллектива в области эксплуатации железнодорожных и автодорожных сооружений. Во всех обсуждениях важных вопросов, встававших перед ОАО «РЖД», специалисты ЛМК принимали активное участие, выступая на научно-технических советах ОАО «РЖД» и дирекции инфраструктуры. По предложению С. А. Бокарева ЛМК в 2019 г. преобразована в СибНИИ мостов, директором которого стал Ю. В. Рыбалов, научным руководителем - С. А. Бокарев. В этом же году запланировано открытие нового корпуса СибНИИ мостов рядом с существующим. Зда-
ние построено на средства УНИР, предназначенные для развития науки СГУПСа и аккумулированные проректором по научной работе С. А. Бокаревым. В здании два этажа, 11 комнат для научных работников и испытательный зал, оборудованный вытяжкой для работы с полимерными композиционными материалами (ПКМ). Проведенная реорганизация и существенное улучшение условий труда сотрудников должны положительно сказаться на результатах научной работы.
На рис. 5 приведены фотографии сотрудников ЛМК и кафедры «Мосты» СГУПСа, сделанные в 2009 г., и СибНИИ мостов - в 2019 г. Из 12 сотрудников кафедры «Мосты» семеро по совместительству работают в СибНИИ мостов, трое возглавляют отделы института.
В СибНИИ мостов создано семь структурных подразделений:
1) отдел «Диагностика и мониторинг мостов» (заведующий А. Н. Яшнов);
2) отдел «Автоматизированные информационные системы и численные методы расчетов» (заведующий Л. Ю. Соловьев);
3) отдел «Инновационные методы ремонта и усиления мостов» (заведующий А. М. Усоль-цев);
4) отдел «Композиционные материалы и конструкции» (заведующий А. Н. Иванов);
5) отдел «Долговечность мостов» (заведующий Ю. Н. Мурованный);
Рис. 5. Сотрудники ЛМК и кафедры «Мосты» СГУПСа (2009 г.) и СибНИИ мостов (2019 г.)
6) база лабораторных экспериментальных исследований мостов (заведующий А. И. Слу-жаев);
7) проектное конструкторское бюро (заведующий А. А. Анушков).
Отдел «Диагностика и мониторинг мостов» (А. А. Ведерников, Е. О. Иванов, П. Ю. Кузьменков, С. Ю. Поляков, И. И. Снежков, И. В. Чаплин, И. О. Шеин, Л. А. Яшнов) выполняет обследования, испытания, осуществляет диагностику и мониторинг технического состояния мостов. Это направление работы традиционно для ЛМК. Все мосты
г. Новосибирска перед приемкой в эксплуатацию испытаны лабораторией. По тематике исследований успешно защищены две диссертации на соискание ученой степени кандидата наук (Е. В. Роговой в 2009 г. и Д. Н. Цветковым в 2010 г.). Готовятся к защите две диссертации на соискание ученой степени доктора наук, для работы над которыми ОАО «РЖД» выделило гранты в размере 3 млн р. (Л. Ю. Соловьеву в 2017 г. и А. Н. Яшнову в 2018 г., рис. 6, 7).
Специалистом отдела И. И. Снежковым разработан специализированный измерительный комплекс «Тензор МС» для диагностики,
Следы выщелачивания Активная зона выщелачивания, на нижней поверхности выявленная термографическим свода арочного моста обследованием
Рис. 6. Диагностика мостов тепловым методом
Рис. 7. Мониторинг ИССО
мониторинга и испытаний мостов, применяемый при проведении научных исследований в СибНИИ мостов. Кроме того, комплекс приобретен многими организациями, занимающимися диагностикой и мониторингом мостов.
Отдел «Автоматизированные информационные системы и численные методы расчетов» (И. В. Засухин, Е. В. Картавых, А. А. Попов, С. С. Прибытков, А. А. Ращепкин, А. Ю. Рыба-лов, А. В. Слюсарь, А. Л. Соловьев, Д. А. Чор-ный, А. Ю. Шкляр) разрабатывает и внедряет программное обеспечение на сети железных и автомобильных дорог. Большой объем работы отдела связан с диагностикой автодорожных мостов и формированием актуальной и достоверной базы данных. В большом объеме выполняются работы по численному моделированию мостов (рис. 8). По этой теме в лаборатории защищено две диссертации на соискание ученой степени кандидата наук (Н. А. Донцом в 2014 г. и Н. А. Козьминым в 2015 г.).
Отдел «Инновационные методы ремонта и усиления мостов» (М. Ю. Маликов, К. С. Моги-лей, И. Ю. Мурованный, Е. Г. Попова, Ю. М. Широков) решает наиболее острые проблемы, возникающие при эксплуатации мостов. Одна из первых решенных проблем была связана с подъемкой пролетных строений при реконструкции железобетонных железнодорожных мостов (рис. 9). В настоящее время отрабатывается технология усиления металлических
пролетных строений с применением индуктивной пайки (рис. 10). В 2018 г. эта разработка была признана лучшей в ОАО «РЖД», а коллектив авторов (А. М. Усольцев, С. А. Бокарев, Е. Г. Попова, А. И. Служаев, М. Ю. Маликов) получил 1,5 млн р. в качестве поощрения.
Отдел «Композиционные материалы и конструкции» (К. В. Кобелев, А. А. Неровных, И. В. Помогаев, Д. Н. Смердов) занимается разработкой нормативных документов по проектированию усиления железобетонных мостов ПКМ и проектированием пролетных строений, выполненных из ПКМ на основе стекловолокна. К настоящему моменту разработано три отраслевых нормативных документа. При непосредственном участии специалистов отдела создан мост с пролетным строением из стекловолокна (рис. 11), усилено более 10 пролетных строений железобетонных автодорожных мостов и одно пролетное строение железнодорожного путепровода. По результатам выполненных исследований сотрудниками СГУПСа защищены четыре диссертации на соискание ученой степени кандидата наук (Д. Н. Смердовым в 2010 г., А. А. Неровных в 2013 г., А. Н. Ивановым в 2015 г., В. А. Слепцом в 2017 г.). В настоящее время обобщается опыт работы с ПКМ в мостах, а Д. Н. Смердов, получив грант ОАО «РЖД» на восстановление научных школ вузов, готовит диссертацию на соискание ученой степени доктора наук.
Рис. 8. Численное моделирование объектов
Рис. 9. Стенд для подъемки пролетных строений
Отдел «Долговечность мостов» (Д. Н. Цветков, С. В. Ефимов, К. О. Жунев) занимается разработкой методик оценки долговечности железобетонных и металлических пролетных строений эксплуатируемых мостов на железных дорогах (рис. 12). По теме работы была защищена одна диссертация на соискание ученой степени кандидата наук (С. В. Ефимовым в 2019 г.) и готовится к защите вторая (К. О. Жуневым). В работе отдела активно применяется измерительный комплекс «Тензор МС» (рис. 13).
Рис. 10. Усиление пролетных строений пайкой
Необходимо отметить наиболее значимые работы, выполненные лабораторией за последние 10 лет. Основной их объем связан с обследованиями и испытаниями мостов:
2010 г. - обследование и испытания металлического моста второго пути через р. Чуна на 124-м км участка Тайшет - Лена ВосточноСибирской железной дороги; обследование и испытания искусственных сооружений на Забайкальской железной дороге.
Рис. 11. Композитный мост через р. Пашенку (проектирование и строительство - ООО «Опора»,
научное сопровождение - СГУПС)
Рис. 12. Исследование усталостных трещин в сварных пролетных строениях
Рис. 13. Исследование напряженно-деформированного состояния опор с помощью «Тензор МС»
2011 г. - обследование, испытания и оценка технического состояния совмещенного железнодорожного моста через р. Уса; обследование искусственных сооружений в рамках модернизации железнодорожного пути направления Алтайская - Кузбасс Западно-Сибирской железной дороги.
2012 г. - обследование и оценка технического состояния после реконструкции железнодорожного моста через р. Изылы на 144 км ПК 2 участка Обь - Проектная; обследование и испытания железнодорожных мостов на совмещенной (автомобильной и железной) дороге Адлер - горноклиматический курорт «Альпика-Сервис».
2014 г. - обследование для разработки проектной документации по усилению пролетных строений сталежелезобетонного моста второго, третьего пути на 2437 км ПК 10
участка Тында - Новый Ургал Дальневосточной железной дороги.
2015 г. - предпусковое обследование, испытания и паспортизация моста через р. Енисей в г. Красноярске; оценка грузоподъемности и испытания Кузнецкого моста через р. Томь в г. Новокузнецке; обследование металлического пролетного строения метромоста через р. Обь в г. Новосибирске с целью определения его технического состояния; обследование моста через замытую пойму р. Каменка по ул. Сибревкома в г. Новосибирске.
2016 г. - обследование и оценка технического состояния совмещенного железнодорожного моста через р. Уса; обследование и испытания металлического моста через р. Туул на 415 км ПК 1 участка Улан-Батор -Замын в Монголии; обследование мостов Крымской железной дороги.
2017 г. - обследование и испытания стале-железобетонного путепровода по ул. 2-я Брянская в г. Красноярске; специализированные обследования технического состояния эксплуатируемых мостов Западно-Сибирской и Восточно-Сибирской железных дорог; обследование моста через р. Издревая на 23-м км автомобильной дороги Новосибирск - Ленинск-Кузнецкий в Новосибирском районе Новосибирской области.
2018 г. - работы по обследованию мостов на железнодорожном пути необщего пользования АО «ОВЭ» в Республике Хакасии; выполнение работ по обследованию мостов г. Новосибирска.
2010-2019 гг. - испытания контрольных образцов стыков изолирующих рельсов типа Р65 с комбинированными (металлокомпозит-ными) накладками «АпАТэК Р65 МК».
Диагностика и мониторинг
2010 г. - контроль напряженно-деформированного состояния конструкций при регулировании усилий во временных перемычках ВрП1 и ВрП2 пилона моста через прол. Босфор Восточный в г. Владивостоке.
2011 г. - строительный контроль за производством работ и соблюдением технологий строительства мостового перехода через р. Обь по Оловозаводскому створу в г. Новосибирске (Бугринский мост).
2012 г. - выполнение работ по мониторингу напряженно-деформированного состояния конструкций при строительстве мостового перехода через р. Обь по Оловозавод-скому створу в г. Новосибирске.
2013 г. - выполнение работ по диагностике Октябрьского моста через р. Енисей в г. Красноярске; оценка технического состояния искусственных сооружений на автомобильных дорогах федерального значения; мониторинг напряженно-деформированного состояния конструкций при строительстве мостового перехода через р. Обь по Оловозаводскому створу в г. Новосибирске; поставка многофункционального измерительного комплекса «Тензор МС» в ИрГУПС и РГУПС.
2014 г. - предпусковое обследование, испытания и паспортизация мостовых сооружений через р. Обь по Оловозаводскому створу в г. Новосибирске; поставка системы тензометриче-ского мониторинга «Тензор МС» (рис. 14).
2016 г. - геодезический контроль монтажа арок пролетного строения автодорожного моста через р. Иртыш на обходе г. Павлодара; поставка системы мониторинга напряженно-деформированного состояния конструкций моста через р. Иртыш в Казахстане.
2018 г. - испытания моста через р. Енисей на обходе г. Красноярска (рис. 15).
2019 г. - создание системы мониторинга потенциально опасных объектов железнодорожного транспорта с использованием систем ГЛОНАСС/GPS/Галилео.
Разработка программного обеспечения
2010 г. - сопровождение Автоматизированной системы управления хозяйством пути и сооружений.
2011 г. - разработка и внедрение Автоматизированной системы управления и обработки информации по искусственным дорожным сооружениям; сопровождение Автоматизированной системы управления хозяйством пути и сооружений (АСУ-11).
Рис. 14. Испытания Бугринского моста через р. Обь в г. Новосибирске
Рис. 15. Испытания моста через р. Енисей на обходе г. Красноярска
2012 г. - поставка и информационное сопровождение программного обеспечения «АРГО-М», «АРГО-Н»; информационное сопровождение программного обеспечения и базы данных АСУ ИССО (М).
2014 г. - разработка и внедрение Автоматизированной системы управления инфраструктурой искусственных сооружений.
2015 г. - сопровождение Единой корпоративной автоматизированной системы управления инфраструктурой ОАО «РЖД» (ЕК АСУИ) в части модификации единой технологической базы объектов; разработка мобильного приложения для внесения сведений по оценке текущей ситуации при проведении регулярных осмотров искусственных сооружений.
2018 г. - развитие Автоматизированной системы управления инфраструктурой искусственных сооружений (ЕК АСУИ ИССО); разработка числовой модели мостового сооружения с учетом фактического состояния элементов конструкции объекта инфраструктуры железнодорожного транспорта при автоматизированном анализе деформационных процессов.
Формирование БД АИС ИССО
2010-2019 гг. - инвентаризация мостовых сооружений в рамках весеннего осмотра с об-
новлением банка данных автоматизированной системы АИС ИССО по дефектности по результатам осмотров.
2013 г. - оценка технического состояния искусственных сооружений на автомобильных дорогах федерального значения с формированием базы данных АИС ИССО (АБДМ) (рис. 16).
2014 г. - проверка соответствия качества выполняемых работ по оценке технического состояния водопропускных труб на автомобильных дорогах федерального значения.
2015 г. - работы по сопровождению программного обеспечения ЕК АСУИ; периодические осмотры и обследования искусственных сооружений на автомобильных дорогах общего пользования Новосибирской области регионального и межмуниципального значения с обновлением базы данных АИС ИССО-Н.
2016 г. - периодические осмотры и обследования искусственных сооружений на автомобильных дорогах общего пользования Новосибирской области регионального и межмуниципального значения с обновлением базы данных АИС ИССО.
2017 г. - субподрядные работы по оценке технического состояния мостовых сооружений.
Рис. 16. Формирование БД АБДМ
2018 г. - выполнение субподрядных работ по периодическим осмотрам и обследованиям искусственных сооружений на автомобильных дорогах общего пользования Новосибирской области с обновлением базы данных АИС ИССО-Н.
2019 г. - выполнение субподрядных работ по периодическим осмотрам искусственных сооружений на автомобильных дорогах общего пользования Новосибирской области регионального и межмуниципального значения с обновлением базы данных АИС ИССО-Н.
Инновационные способы ремонта и усиления мостов
2015 г. - разработка инновационных технологий ремонта трещин Т9 и Т10 в элементах сварных пролетных строений железнодорожных мостов.
2016 г. - работы по усилению диафрагм и плиты перекрытия в жилых домах.
2017 г. - работы по усилению плиты в 26-этажном многоквартирном доме; работы по усилению железобетонных конструкций моста через р. Колтырак на 142-м км автомобильной дороги Новосибирск - Ленинск-Кузнецкий; разработка проекта ремонта сварного пролетного строения с трещинами типа Т9 моста через р. Яя на 131-м км.
Работы с ПКМ
2011 г. - испытания композиционных материалов торговой марки «Композит» (рис. 17).
Рис. 17. Лабораторные испытания железобетонной балки, усиленной ПКМ
2012 г. - исследование свойств компонентов системы внешнего армирования; расчет балочного комбинированного по материалам
пролетного строения с пролетом 9,075 м; исследование свойств композиционных материалов торговой марки ITECWRAP.
2014 г. - диагностическое обследование автодорожного композитного моста через р. Пашенка на автомобильной дороге Красный Яр - Сосновка в Новосибирском районе Новосибирской области.
2015 г. - разработка Руководства по усилению железобетонных опор железнодорожных мостов системой внешнего армирования на основе углеродных волокон.
2016 г. - планово-предупредительный ремонт искусственных сооружений на автомобильных дорогах общего пользования в Мош-ковском районе Новосибирской области; работы по усилению железобетонных конструкций моста через р. Тарсьма на 139-м км автомобильной дороги Новосибирск - Ленинск-Кузнецкий (рис. 18.)
Рис. 18. Усиление ПКМ железобетонного пролетного строения
2017 г. - усиление углепластиковым холстом и пластиной железобетонных конструкций моста через р. Лебяжья на 5-м км автомобильной дороги М53 Тогучин - Карпысак в Новосибирской области.
2018 г. - выполнение работ по проведению испытаний перильного ограждения из композиционных профилей торговой марки MONSTERPROFILE.
Нормативные документы
2011 г. - разработка Свода правил по содержанию искусственных сооружений на железных дорогах, Инструкции по применению композиционных материалов для усиления железобетонных конструкций железнодорожных мостов ОАО «РЖД» (рис. 19).
Рис. 19. Разработанные нормативные документы
2012 г. - разработка Методики расчета показателей надежности и безопасности функционирования искусственных сооружений железнодорожного пути; разработка Регламента по производству внешнего армирования композиционными материалами на основе углеродного волокна железобетонных пролетных строений автодорожных мостов для условий Республики Саха (Якутия).
2013 г. - разработка Методики оценки рисков для искусственных сооружений железнодорожного пути; разработка предложений в раздел «Композиционные материалы» СП 35.13330.2011 «Мосты и трубы»; разработка системы управления состоянием инженерных сооружений.
2016 г. - разработка Классификатора и норм пороговых значений критических параметров, характеристик предотказного состояния искусственных сооружений.
2017 г. - разработка Методических указаний по оценке рисков ИССО; разработка инструкции по диагностике и мониторингу технического состояния искусственных сооружений.
2018 г. - разработка Предложений по оценке остаточного ресурса металлических (сплошно-стенчатых и решетчатых) пролетных строений, пролетных строений из железобетона с ненапря-гаемой рабочей арматурой и опором железнодорожных мостов; актуализация Инструкции по
оценке состояния и содержания искусственных сооружений; разработка Инструкции по оценке остаточного усталостного ресурса сварных пролетных строений железнодорожных мостов.
Проектные работы
2011 г. - проект ремонта моста через р. Кондома.
2012 г. - проекты использования композитных материалов при строительстве и ремонте мостовых сооружений Новосибирской области, разработка технологических схем, сметных норм и единичных расценок.
2013 г. - выполнение проектных работ по усилению стыков плит балластного корыта металлическими накладками дефектных ста-лежелезобетонных пролетных строений; реконструкция моста на 2054 км ПК 6 участка Хани - Тында Дальневосточной железной дороги.
2014 г. - разработка проекта ремонта железобетонного моста через р. Ольжерас на 10-м км подъездного пути Междуреченск - Угольная.
2015 г. - разработка проектных решений для приведения проходного канала для инженерных коммуникаций МУП г. Новосибирска «Новосибирский метрополитен» в районе станции метро Речной вокзал в рабочее состояние.
Руководители тем, выполняющие наибольшие годовые объемы работ: Ю. В. Рыбалов, А. М. Усольцев, А. Н. Яшнов, С. А. Бокарев.
Библиографический список
1. Власов Г. М., Рябышев Б. А. Лаборатории мостовых конструкций 50 лет // Вестник Сибирского государственного университета путей сообщения. 2010. № 21. С. 4-18.
2. Профессора Сибирского государственного университета путей сообщения : биогр. справ. В 3 т. Т. 1. НИВИТ (1932-1954 гг.) / авт.-сост. В. С. Матвиенко. Новосибирск : Изд-во СГУПСа, 2017. 141 с.
3. Добровольский А. В., Манаков А. Л. НИВИТ военного времени (1941-1945 гг.). Новосибирск : Изд-во СГУПСа, 2017. 128 с.
4. Условия обеспечения движения тяжеловесных поездов по искусственным сооружениям / С. А. Бокарев, Ю. Н. Мурованный, С. С. Прибытков, А. М. Усольцев // Железнодорожный транспорт. 2017. № 7. С. 15-20.
5. Снежков И. И., Кузьменков П. Ю. Пример применения измерительного комплекса «Тензор МС» в мостостроении // Приборы и методы измерений, контроля качества и диагностики в промышленности и на транспорте : материалы Всерос. науч.-техн. конф. с междунар. участием. 2013. С. 101-105.
6. Глушков С. П., Соловьев Л. Ю., Соловьев А. Л. Экспериментальная оценка долговечности сварных металлических пролетных строений мостов методом инфракрасной термографии // Вестник Сибирского государственного университета путей сообщения. 2018. № 2. С. 63-71.
7. Бокарев С. А., Смердов Д. Н. Полимерные композиционные материалы в транспортном строительстве // Транспорт Урала. 2016. № 1 (48). С. 24-30.
8. Слепец В. А. Экспериментальные исследования работы железобетонных пролетных строений, усиленных полимерными композиционными материалами, по второй группе предельных состояний // Вестник Томского строительного университета. 2016. № 5 (58). С. 110-120.
9. Ефимов С. В. Экспериментальное обоснование методики расчета продольных бортов плиты балластного корыта железобетонных пролетных строений // Перспективы развития фундаментальных наук : сб. науч. тр. XIV Междунар. конф. Науч.-исслед. Том. политехн. ун-та. 2017. С. 56-58.
10. Жунев К. О. Сравнительный анализ методов расчета усталостного ресурса сварных соединений // Инновационные факторы развития транспорта. Теория и практика : материалы Междунар. науч.-практ. конф. В 3 ч. Ч. 1. 2018. С. 152-158.
11. Малогабаритные автоматизированные системы для диагностики мостов / С. А. Бокарев, А. Н. Яшнов, И. И. Снежков, А. В. Слюсарь // Путь и путевое хозяйство. 2007. № 9. С. 25-26.
12. Тепловизионный контроль качества работ по усилению железобетонных конструкций композиционными материалами / Л. Ю. Соловьев, А. Н. Костенко, А. А. Неровных, К. В. Кобелев, И. В. Засухин // Инженерный вестник Дона. 2018. № 3. URL: http://ivdon.ru/ru/magazine/archive/n3y2018/5170 (дата обращения: 10.11.2018).
13. Рыбалов Ю. В. Автоматизированная информационно-аналитическая система по искусственным сооружениям на автомобильных дорогах // САПР и ГИС автомобильных дорог. 2015. № 2 (5). С. 126-135.
14. Цветков Д. Н. Исследование динамического отклика сталежелезобетонных пролетных строений с различными повреждениями в плите // Проблемы прочности материалов на транспорте : сб. докл. VII Междунар. конф. по проблемам прочности материалов и сооружений на транспорте. 2008. С. 192-194.
S. A. Bokarev, Yu. V. Rybalov, A. N. Yashnov
Bridge Research Laboratory 60 years
Abstract. The article shortly describes the history of the bridge research laboratory creation and development at the Novosibirsk Institute of Railway Engineers. The fruitful collaboration of the laboratory with the territorial structural divisions of railways and highways was noted. The main directions and results of scientific research conducted in the laboratory are highlighted. The main indicators of the laboratory staff over the 60 years of its existence are given. Over the past ten years, the performance of the bridge research laboratory has been consistently high: the annual volume of contractual work performed by employees is an average of 50 million rubles; the annual number of publications exceeds 25; every year at least one dissertation is held for the degree of candidate of sciences. The employees who are most active in developing software, registering intellectual property, and performing the largest annual volumes of work are noted.
At present, the Bridge Research Laboratory has been reorganized into the Siberian Bridge Research Institute, on the basis of which seven structural divisions have been created: the Bridge Diagnostics and Monitoring Department; department "Automated information systems and numerical methods of calculation"; department "Innovative methods of bridge repair and strengthening"; department "Composite materials and structures"; department "Durability of bridges"; base of bridge laboratory experimental research; design office. In honor of the bridge research laboratory anniversary in 2019, it is planned to open a new building, the Siberian Bridge Research Institute, which is being built next to the existing one.
Key words: NIIZhT; STU; bridge research laboratory; research institute.
Бокарев Сергей Александрович - доктор технических наук, профессор кафедры «Мосты» СГУПСа, научный руководитель СибНИИ мостов. E-mail: BokarevSA@stu.ru
Рыбалов Юрий Владимирович - директор СибНИИ мостов. E-mail: ryba@stu.ru
Яшнов Андрей Николаевич - кандидат технических наук, доцент, заведующий кафедрой «Мосты» СГУПСа, ведущий научный сотрудник СибНИИ мостов. E-mail: yan@stu.ru