УДК 378.147 ББК 74.58
Гуньков Вячеслав Васильевич
кандидат физико-математических наук кафедра общей физики Оренбургский государственный университет Оренбург Gunkov Vyacheslav Vasilievich Candidate of physico-mathematical sciences Department of Physics Orenburg State University Orenburg [email protected]
Научно-исследовательский потенциал студентов как актуальное направление развития системы образования в условиях становления информационного общества Research potential students as the most current direction of education system in
the formation of the information society
Проанализированы тенденции изменения современного общества, приведен прогноз развития науки и техники в информационном обществе. Показана актуальность парадигмы развития научно-исследовательского потенциала студентов современных университетов посредством приобщения студентов к научным школам как основной парадигмы системы образования в условиях нарастания темпов изменений в обществе.
Analyzed the trends of modern society, the forecast of development of science and technology in the information society. The urgency of the development paradigm of the research potential of students through modern universities encourage student academic schools as the basic paradigm of education in the growth pace of change in society.
Ключевые слова: научно-исследовательский потенциал, научная школа, информационное общество.
Key words: research capacity, scientific school, the information society.
Современное общество претерпевает очень быстрые изменения, обусловленные бурным развитием информационных технологий, ускорением темпа научно-технического прогресса, усложнением производственных процессов. Опыт в прогнозировании возможных путей развития нашей цивилизации показывает заведомую несостоятельность таких попыток [6]. Единственное, что можно утверждать наверняка — темп развития общества и динамика изменений будут возрастать. Сложившаяся ситуация выдвигает новые требования к системе образования и к выпускникам университетов. В условиях постоянно изме-
няющихся общественных, производственных, экономических и прочих общественных отношений необходимо уметь оперативно реагировать на изменение ситуации. Это делает актуальной формулирование новой парадигмы образования: основным ценным качеством выпускника университета становится его научно-исследовательский потенциал как способность исследовать окружающую действительность, приспосабливаться к ней, самостоятельно разрабатывать новые стратегии успешного поведения.
Как показывают современные исследования, изменения в системе образования отражается на сфере производства примерно через 15 лет. Однако, отношение современного общества к научным исследованиям двояко и парадоксально. С одной стороны, общество приветствует технический прогресс, с удовольствием пользуется техническими новинками и передовыми технологиями. С другой стороны, соцопросы, проведенные в 2012 году, показывают, что только 3% населения России против сокращения расходов на новые исследования [8, стр.7]. Таким образом, научная деятельность воспринимается нашими согражданами как одна из наименее ценных видов деятельности.
Развитие информационных технологий приводит кк увеличению количества коммуникативных актов между людьми, к увеличению скорости обмена информацией, и, как следствие, к ускорению эволюции идей, ускорению научно-технического прогресса [1, стр. 340]. Обратимся к ежегоднику «Наука России в цифрах» [7]. С 2000 по 2010 годы количество ежегодно выдаваемых патентов Российской Федерации увеличилось на 175%: с 17592 до 30322. За тот же период коэффициент изобретательской активности (число патентных заявок на 10000 населения) для Росси увеличился с 1,61 до 2,01. Количество передовых производственных технологий увеличилось на 25%: с 688 до 864, причем наибольший рост приходится на такие виды деятельности, как производство, обработка и сборка. Только в период с 2009 по 2010 годы количество созданных передовых производственных технологий в научных исследованиях и разработках увеличилось 386 до 443, что составляет 15% прироста. Высшее про-
фессиональное образование в те же годы пополнилось соответственно 386 и 433 передовыми разработками. Таким образом, в течение 4-5 лет, то есть за время обучения студента в университете, научно-производственная сфера пополняется новыми приборами и технологиями, которые не успевают найти отражение в рабочих программах университетских спецкурсов.
«Теоретики не успевают осмыслить новые факты просто потому, что те слишком быстро накапливаются. Многие открытия, несмотря на необычайную скорость освоения информации в современном мире, оказываются неожиданными для самих ученых» [5, стр.15]. Как известно из истории развития науки, после периода накопления фактов следует ожидать многочисленного выдвижения гипотез и формулировку новых теорий. Таким образом, обществу следует ожидать новый взрыв открытий. Для успешной профессиональной деятельности специалисту будущего следует обладать способностью быстро приспосабливаться к непрерывно изменяющимся условиям работы, он должен уметь проводить самостоятельные научные исследования. Очевидно, в ближайшем будущем следует ожидать увеличения спроса на специалистов-исследователей, которым предстоит проводить собственные исследования, разрабатывать новые стратегии, быстро воспринимать новые идеи и обучать своих коллег новым парадигмам.
Вместе с положительным влиянием на цивилизацию, грядущее взрывное развитие науки и информационных технологий несут в себе потенциальную угрозу. В детстве человека привлекают сказки, в более зрелом возрасте на смену сказкам приходят любовные романы, фантастика, приключенческая литература. Людям свойственна тяга к подмене реальности. Это подтверждается популярностью телевидения, где восполняют тягу к суррогатной реальности те, кто не любит читать. Появившиеся в последнее время мультимедийные технологии, электронные игры, интернет-общение эксплуатируют тягу человечества к созданию воображаемых миров. Отдельно следует отметить широкое распространение компьютерных игр, симулирующих исследовательскую деятельность.
Очевидно, это отвлекает огромное количество потенциальных исследователей от научного творчества.
В качестве отклика на сложившуюся ситуация требуется изменить акценты системы образования. Современные университеты могут осуществить массовую подготовку специалистов нового поколения, способных к самостоятельному научному поиску. Условимся называть совокупность качеств, обеспечивающих интеллектуальную и психологическую готовность, предрасположенность учащегося к самостоятельной научно-исследовательской деятельности, научно-исследовательским потенциалом (НИП).
Научно-исследовательский потенциал не является набором постоянного числа характеристик. Разные сферы деятельности предъявляют различные требования к исследователю, что означает потребность в специалистах с различными наборами качеств. Самым важным качеством исследователя, независимо от внешних условий, является творческий потенциал личности. Именно это качество в первую очередь определяет способность человека к самостоятельному творчеству, к созданию новых знаний. Первый нобелевский лауреат по химии Я.Г. Вант-Гофф особо подчеркивал большое значение «фантазии в науке», считая ее одной из основных составляющих научного мышления: «Факт - основа, фундамент; фантазия - строительный материал; гипотеза - строительный план, который нужно исследовать; истина - здание. Фантазия и научное суждение образуют истину, фантазия и вкус - красоту» [5, стр. 9]. Личности с высоким творческим потенциалом испытывают известные трудности взаимодействия в социуме; чем выше творческий потенциал сотрудника, тем хуже его служебная характеристика [6, стр. 52]. Творческие личности проявляют повышенную тревожность и внутреннюю амбивалентность, что усложняет управление такими личностями и затрудняет межличностное общение.
Анализируя структурный состав научно исследовательского потенциала, можно сделать предположение, что он определяется сочетанием следующих компонентов:
• мотивация к исследовательской деятельности;
• собственная внутренняя активность;
• интроспекция, самоанализ, самокритика;
• способность к познанию, к восприятию новых идей; количество и качество коммуникаций с другими исследователями;
• способность принимать решения в неопределенных ситуациях;
• возможность к деятельности, наличие необходимого оборудования, наличие источников информации.
Очевидно, к наиболее актуальным ресурсам, необходимым для обеспечения возможности развития НИП студентов относятся следующие:
• информационный ресурс (внешний и внутренний). Внутренний
информационный ресурс включает в себя сумму фактов и справочных сведений, усвоенных студентом. Внешний информационный ресурс состоит из доступных источников информации (преподавателей, библиотек, доступных периодических научных изданий, электронных
информационных баз данных и информационных сетей);
• когнитивный (способность к умственному восприятию и переработке информации, или иначе: память, внимание, восприятие, действие, принятие решений и воображение);
• коммуникативный (обмен опытом с коллегами, включенность в научное сообщество);
• материальный (приборы, материалы, средства на проведение исследования);
• субъектный (мотивация «хочу знать», эмоции, самооценка «я — исследователь», «я — профессионал», уровень притязаний, нереализованные базовые потребности, позиция студента как субъекта исследовательской деятельности).
Самым эффективным способом развития НИП является приобщение учащихся к научно-исследовательской деятельности в эффективных научноисследовательских коллективах. В качестве подтверждения этого мнения приведем слова лауреата нобелевской премии 1985 года И.Е. Тамма: «Успешно готовить теоретически активных исследователей науке и технике могут лишь те ученые, которые сами непосредственно занимаются - и не только занимаются, но и увлекаются исследовательской работой. Никакой пересказ учебников и даже новейших статей из научных журналов людьми, которые сами не ведут научно-исследовательской работы, научно-исследовательской работы, не решит задачи: ведь «ум юноши не сосуд, который надо заполнить, а факел, который нужно зажечь».
Можно выделить основные факторы, оказывающие наибольше влияние на формирование и развитие НИП студентов университетов:
•университетская образовательная среда с её исследовательскими традициями, научными школами, студенческим сообществом
•научно-исследовательская деятельность в научных школах под руководством действующих ученых-исследователей
•актуальные учебные программы, отражающие потребности завтрашнего дня
•высокая квалификация преподавателей, ведущих семинарские, лабораторные и практические занятия
Основные задачи приобщения студентов к научным школам университетов могут быть определены следующим образом:
• развитие склонности студентов к научно-исследовательской деятельности;
• создание предпосылок для самореализации в научной сфере творческих способностей студентов;
• расширение теоретического кругозора и научной эрудиции студентов;
• информирование студентов о научных достижениях преподавателей университета, повышение приоритета научноисследовательской деятельности;
• обеспечение потенциально более эффективного контингента студентов для дальнейшего обучения в аспирантуре и пополнения научно-педагогических кадров университета.
Вышеприведенные задачи сформулированы на основе теории ориентации личности в мире ценностей, предложенной А.В. Кирьяковой [3, стр. 52].
Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод о том, что в современной ситуации бурного развития всех типов общественных, политических и производственных отношений основной задачей современного университета является развитие научно-исследовательского потенциала студентов как более широкой и универсальной парадигмы, чем компетенция. В процессе приобщения к научной школе студент развивает собственные творческие способности, решая не описанные в учебниках и задачниках проблемы, он переходит от подражания и применения заученных алгоритмов к созданию собственных алгоритмов, способов и методов новых и актуальных научных задач. Тем самым подхватывается эстафета научной деятельности, идеи научного руководителя школы получают дальнейшее развитие и передаются следующим поколениям ученых.
Библиографический список
1. Анохин П.К. Избранные труды: Кибернетика функциональных систем [Текст] / П.К. Анохинн, Под.ред. К.В. Судакова. Сост. В.А. Макаров -М.: Медицина, 1998, - 400с. ISBN 5-225-04399-2.
2. Завалько Н.А. Эффективность научно-образовательной деятельности в высшей школе: [электронный ресурс] монография / Н. А. Завалько. - 2-е изд., стереотип.: Флинта; Москва; 2011 ISBN 978-5-9765-1160-6 http://www.litres.ru/pages/biblio Ьоок/?ай=657605
3. Кирьякова А.В. Ориентация личности в мире ценностей [Текст] \ А.В. Кирьякова - Оренбург, 1996.
4. Лук А.Н. Психология творчества [Текст] / А.Н. Лук. М. 1978 Психология творчества - М.: Наука , 1978. - 126 с.
5. Марков А. Рождение сложности. Эволюционная биология сегодня: неожиданные открытия и новые вопросы [Текст] / Александр Марков. - М.: Астрель: CORPUS, 2012.
6. Митио К. Физика будущего [Текст] / Митио Каку — М.: Альпина нон-фикшн, 2012.
7. Наука России в цифрах [Текст]. М.: ЦИСН, 2011
8. Юревич А.В. Социальная психология научной деятельности. [Текст] / А.В. Юревич- М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2013. - 447 с. (Методология, теория и история психологии) ISBN 978-5-9270-0253-5
Bibliography
1. Anokhin PK Selected works : Cybernetics functional systems [ Text] / PK Anokhin, Pod.red . KV Sudakova . Comp. VA Makarov - Moscow, Medicine , 1998 - 400 c . ISBN 5-225-04399-2.
2. Zavalko NA The effectiveness of scientific and educational activities in
higher education [ electronic resource ] monograph / NA Zavalko . - 2nd ed . , Stereotype. : Flint , Moscow , 2011 ISBN 978-5-9765-1160-6
http://www.litres.ru/pages/biblio book/?art=657605
3. Kiryakova AV The orientation of the individual in the world of values [ text ] \ A. Kiryakova - Orenburg , 1996 .
4. Luke A. The psychology of creativity [ Text] / A. Onions . Moscow, 1978 The psychology of creativity - Moscow: Nauka, 1978 . - 126 .
5. Markov Birth complexity. Evolutionary biology today: unexpected discoveries and new questions [ Text] / Alexander Markov. - Moscow : AST : CORPUS, 2012 .
6. Michio K. Physics of the Future [ Text] / Michio Kaku - Moscow: Alpina non -fiction , 2012.
7. Science of Russia in Figures [ text ] . Moscow: CSRS , 2011
8. Jurevich AV Social psychology research activities. [ Text] / A. Jurevich -Moscow: Publishing House of the ” Institute of Psychology, Russian Academy of Sciences ”, 2013 . - 447 p. ( Methodology , theory and history of psychology ) ISBN 978-5-9270-0253-5