Ссылка для цитирования этой статьи:
Патутина С.Ю. Научно-исследовательские компетенции студенческой молодежи: суть и актуальная тематика российских исследований // Human Progress. 2022. Том 8, Вып. 4. С. 7. URL: http://progress-human.com/images/2022/Tom8_4/Patutina.pdf. DOI 10.34709/IM.184.7. EDN FBUZKT.
УДК 331.108.4
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ: СУТЬ И АКТУАЛЬНАЯ ТЕМАТИКА РОССИЙСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ1
Патутина Светлана Юрьевна
Старший преподаватель ФГБОУ ВО «Уральский государственный экономический университет»
patutina@usue.ru 62, ул.8 Марта, ком.472, г. Екатеринбург, Россия, 620144 +7 (343) 283-12-63
Аннотация. В статье автором раскрывается суть понятия «научно-исследовательские компетенции», а также основная проблематика темы, находящаяся в зоне внимания российских ученых за последние три года. Итоги работы основываются на системном обзоре литературы, проведенном на базе анализа публикаций реферативной базы eLlibrary за период 2019-2022 для определения актуальных подходов авторов к сути и развитию научно-исследовательских компетенций (НИК) студентов. Отмечено отсутствие единого мнения в понятиях «компетенция», «навык», «способность»; изучены и проанализированы авторские подходы к классификации научно-исследовательской деятельности студентов; был проведен анализ различных классификаций НИК по компонентам, структура и описание которых не раскрывает полный цикл развития НИК. В итоге обобщения мнения ученых показано, что авторская структура компонентов НИК так или иначе отражает в себе различные элементы структур других авторов, но, в то же время, является универсальной и применимой для развития у студентов различных направлений подготовки, а также у специалистов широкого профиля, деятельность которых напрямую или косвенно связана с реализацией проектной деятельности, аналитикой, маркетингом и другими компонентами исследовательской деятельности.
Ключевые слова: высшее образование; научно-исследовательские компетенции; научно-исследовательская работа; студент; классификация научно-исследовательских компетенций.
1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19-29-07435. © С.Ю. Патутина 1 DOI 10.34709/IM.184.7
Журнал «Human Progress» Том 8 Выпуск 4 (октябрь-декабрь 2022)
JEL коды: J24; I21. Введение
В современном мире происходит быстрое изменение всего: объемов, источников и форм информации; условий природы, труда и жизни; личных и партнерских взаимосвязей и отношений; роли социальных статусов и т.п. Чтобы держать все время личную жизнь в балансе с работой («work-life-balance») и не остаться за чертой небытия, необходимо обладать набором профессиональных и надпрофессиональных компетенций [1; 2]. Любая компетенция формируется при наличии знаний и опыта в различных областях, которые связывает умение. Например, зная теорию о формах и системах оплаты труда, не каждый сумеет выстроить гибкую и эффективную систему оплаты труда на предприятии. Прочитав рецепт блюда, и выполнив все, как там написано, не у каждого результат может получиться с первого раза. Лишь тот, у кого это получится, накапливает колоссальный опыт, преобразует знания в навыки. Идеальное сочетание знать, уметь и владеть удается достичь лишь тем, кто начитан (теоретически подкован), заинтересован и пытлив (постоянно ищет ответы на вопросы), коммуникабелен (из общения выносит любую пользу для себя, положительную или отрицательную), адаптивен (готов реализовывать свои идеи в любых условиях). Все это красной нитью связано одной востребованной группой компетенций на рынке труда -исследовательской или научно-исследовательской, которая развивается в ходе научно-исследовательской работы, участия в проектной деятельности, в том числе во время получения высшего образования [3; 4].
Актуальность развития научно-исследовательских компетенций студентов во время получения высшего образования для различных направлений подготовки подтверждается существующими трендами в управлении персоналом и требованиями работодателей к набору надпрофессиональных компетенций кандидатов на вакантные должности [5; 6; 7].
В настоящее время существует множество трактовок научно-исследовательской компетенции (НИК); также отсутствует и единое мнение авторов по вопросам классификации по видам, формам или моделям научно-исследовательских компетенций. Акценты в проводимых исследованиях ставятся учеными на НИК учащихся различных направлений подготовки и сфер деятельности, в том числе: школьников [8; 9; 10], воспитанников кадетского училища [11], работников медицины [12] и некоторых других сфер [13; 14; 15; 5], будущих специалистов управления персоналом [3].
В связи с обозначенной актуальностью, мы считаем важным обобщить подходы и мнения российских исследователей к сущности и содержанию научно-исследовательской
компетенции, а также основной проблематики исследований за три года (2019-2022). Обозначенный период публикационного обзора обосновывается динамичностью мировых изменений, происходящих во всех сферах и оказывающих влияние на потребность работодателей в научно-исследовательских компетенциях выпускников вузов, что формирует актуальность проводимых учеными исследований по теме.
1. Материалы и методы
Исследование основывается на анализе публикационной активности авторов, чьи труды размещены в российской реферативной базе РИНЦ, опыт зарубежных авторов будет рассмотрен в последующих исследованиях. В связи с тем, что база российской научной электронной библиотеки Elibrary динамична, анализ источников литературы проводился за период с 01.01.2019 по 06.07.2022. Описание выборочной совокупности обзорного исследования представлено в таблице 1.
Табл. 1: Описание выборочной совокупности обзорного исследования2
Критерий Описание Публикации в базе, шт.
e-Library Google Scholar
Поисковая дефиниция (в названии статьи) ^0) «Scientific research» (научная работа) 24 153 3 650 000
Период публикации^) 2019-2022 4 649 335 000
Области исследования ^1) Народное образование; Педагогика 1 545
Экономика; Экономические науки 461
Общественные науки в целом 328
Государство и право. Юридические науки 251
Медицина и здравоохранение 221
Число статей в журналах ^1) Всего, в т.ч.: 2104
- WoS+ Scopus 132 0
- РИНЦ 241 25
- RSCI 183 0
- Сборники 2545 14
Уточнение в теме исследований ^2) «Higher education» (высшее образование) 47 36 500
Области исследования ^2) Народное образование; Педагогика 30
Экономика; Экономические науки 6
И других науках 11
Число статей в журналах ^2) Всего, в т.ч.: 27
- WoS+ Scopus 0
- РИНЦ 0
- RSCI 0
- Сборники 20
Уточнение в теме исследований ^3) «Student» (студент) 2 19400
В таблице 1 видно, что выборочная совокупность обзорного исследования сократилась после уточнения релевантно задаче проводимой работы с 24153 источников до 47,
2 Составлено автором
наибольшее количество которых представлено в таких областях как народное образование и педагогика, и в 5 раз меньше - в области экономики и экономических наук. Из числа указанных источников половина опубликована в сборниках без статусов WoS+, Scopus, РИНЦ и RSCI.
На 1 июля 2022 года количество публикаций не превышает даже половины предыдущего периода - 2021 года. За все анализируемые периоды количество публикаций по исследуемой теме не велико, что свидетельствует о непроработанности темы и тем более ее актуализации на основе научных исследований в данной области.
В источниках выборки наблюдается интересная взаимосвязь - на наименьшее количество статей приходится наибольшее число соавторов. Например, в 19 статьях наблюдается по 2 соавтора, в 17 - по одному, в 4 - по 3-4, в 2 - по 5 и всего лишь в одной статье целых 8 соавторов. Коллективная работа формирует общее мнение к подходам развития НИК, но значимость позиции авторов можно измерить уровнем цитирования их научного творчества. Наиболее цитируемая работа (n=19) автора Н.Л. Ерокиной посвящена научной работе клинической кафедры вуза, где автор делает вывод о значимости научной работы в деятельности сотрудников кафедры, зависимости НИР от вида кафедры (теоретическая или клиническая) и связывает НИР с деятельностью: исследовательской, учебной и лечебной [16]. В целом же, индекс цитирования по выборочной совокупности S2 составил 0,77. Важно отметить, что 32 публикации из анализируемых не имеют цитирований, что позволяет предположить их невысокую научную ценность для читателя, либо низкие показатели читаемости изданий, в которых они опубликованы.
Данные рис.1 свидетельствуют распространенности ключевых фраз и слов, употребляемых в содержании научных работ.
На рис.1 показано, что среди публикаций только две работы с базовым понятием «компетенция» и оба на английском языке. Возможно, это некорректный перевод русской версии ключевых слов, которые на русском языке звучат иначе. В основном публикации упоминают научно-исследовательскую деятельность или работу.
В распределении публикаций по организациям нами представлены территории, где тема исследования наиболее актуальна: Иркутский государственный университет; Крымский инженерно-педагогический университет им. Ф.Якубова; Российская академия народного хозяйства и госслужбы при Президенте РФ; Саратовский государственный медицинский университет им. В.И.Разумовского; Азербайджанская государственная академия физкультуры и спорта; Академия государственной противопожарной службы; Башкирский государственный педагогический университет им. М.Акмуллы; Башкирский
Рис. 1: Распределение публикаций из подборки "82" по ключевым словам
,3
8
научно-:ледовательская...
competence
студенческое научное общество
высшее образование
научно-исследовательская...
higher education
конкурсы
наука
research activity
science
государственный университет; Военно-космическая академия им. А.Ф.Можайского; Волгоградская государственная академия физической культуры. Хотелось бы также отметить, что среди регионов не обнаружено Уральского федерального округа.
Согласно анализируемым дефинициям «научная работа / высшее образование» изначально подборка составила 40 публикаций, из которой были исключены 27 источников по различным причинам на основании анализа их содержания с целью обоснования наших действий.
Из представленного обзора были исключены статьи нерелевантные задачам исследования (п=10). В данных статьях ключевое слово «научное исследование» упомянуто, но не раскрывается.
2. Ключевые вопросы исследований в области научно-исследовательских компетенций за период 2019-2022 в выборочной совокупности
В обработанных публикациях поднимается несколько вопросов. В качестве одного из них авторы уделяют внимание важности сетевого взаимодействия (нам ближе понятие взаимодействие стейкхолдеров образовательных процессов) для достижения результатов
Так, группа авторов Л.А.Тишина, А.М.Данилова, Е.В.Подвальная, А.В.Лебедева видят зависимость качества НИР студентов от взвешенной работы преподавателей кафедры, от времени начала работы над исследованием и регулярности обратной связи между студентом и научным руководителем, всесторонней поддержки интереса студентов к научно-исследовательской деятельности [15]. В.В.Глущенко в своей работе говорит о важности и
3 Составлено автором
НИД [17; 15; 18].
необходимости научной обоснованности в письменных работах во время обучения, а также уделяет внимание командному взаимодействию и научным школам с целью развития научного воспитания [17]. А.В.Пеша - о важности развития НИК для будущих НКов [19].
Очень тесно связана с вопросом взаимодействия стейкхолдеров проблематика компетентности, заинтересованности и активных действий по включению студентов в НИР преподавателей вузов [14; 20]. Компетенции преподавателя для научной работы с целью качественного и полноценного ее выполнения анализирует А.Ю.Плюхин, в том числе, обосновывая соотношение различных видов деятельности студентов вузов [20]. Профессионализму педагогического коллектива и особенностям проведения критериального оценивания его деятельности в организациях высшего образования, посвящена работа Т.П.Грдиенко и Т.А.Безусовой, где авторы акцентируют внимание на невозможности полноценного оценивания качества деятельности преподавателя только по формальным характеристикам: наличие ученой степени, звания, доля ставки учебной нагрузки [14].
Кроме того, ученые анализируют положительные и негативные тенденции дистанционной работы профессорско-преподавательского состава и студентов, в том числе и для выполнения НИР [18; 21; 22].
Интересный взгляд продемонстрирован в работе В.С.Якимович, В.В.Чемова, Г.Н.Германова, где авторы показывают взаимосвязь рейтинга вуза и продуктивности научно-исследовательской деятельности преподавателей и студентов [2].
Есть ряд работ, в которых авторы так или иначе упоминают о стимулировании научно-исследовательской работы студентов в рамках различных сообществ. Так, О.В.Архангельская систематизирует информацию о работе студенческих научных обществ (СНО), приводя примеры их успешного функционирования [23].
Работа в любой сфере деятельности, в том числе и научной, всегда опирается на государственную политику, ее основные принципы и направления, документы и стандарты. Исследованию политики российского государства по вопросам организации НИД студентов высших учебных заведений и их привлечения к НИР уделили свое внимание Г.В.Логунова и П.Н.Булдыгеров, проанализировав реализацию майских указов Президента РФ 2012 г. и процесс исполнения их по организации мониторинга эффективности деятельности вузов; а также изучив план работы Министерства науки и высшего образования РФ на 2019-2024 гг [24]. На современном этапе модернизировать высшее образование возможно мерами или инструментами, стимулирующими студенческие активности в НИД и создающими системы привлечения к НИР через различные способы поощрения.
Авторы отмечают, что государство возобновляет действия по регулированию работы системы НИРС в вузах, включая в учебные планы обязательную дисциплину по НИД и повышая заинтересованность молодежи наращивать профессиональные и научные навыки. По мнению авторов, востребованного специалиста на рынке труда формируют именно исследовательские и творческие навыки для решения задач [24, с.24, 27].
Некоторые авторы обращают внимание на модернизацию системы высшего образования (СВО), описывая факторы влияния на ее эффективность. В.В.Глущенко отмечает проблему контроля расходов на НИР и необходимость выстраивать направления работы СВО под шаблоны научно-исследовательской, образовательной и воспитательной работы. По мнению автора, все изменения СВО будут основываться на маркетинговом постиндустриальном подходе и ориентированы на научно-обоснованные и практические условия, а не на образовательном процессе и воспитании молодежи [25].
Говоря о различных классификациях научно-исследовательской работы или деятельности можно отметить работы многих ученых [26].
Актуальность данной темы подтверждает и отсутствие единого мнения авторов при попытках классифицировать НИР и НИД по видам, формам или моделям (табл.2)
Табл. 2: Классификация НИР по видам и формам по мнению нескольких авторов4
Автор НИР
Виды Формы
И.Д. Кочергина, М.А. Лисовский[27] учебная курсовая и дипломная работа
самостоятельная рефераты; кружки; конкурсы; конференции;
С.В. Кузнецова [26] учебная лабораторные работы; курсовые работы; ВКР
внеучебная кружки; научные лаборатории; научные общества; конференции; гранты
Э.Р. Зарединова, Г.А. Литвинов [28] научная работа научное общество; научно-исследовательская лаборатория или конструкторское бюро; вычислительный центр
научно-исследовательская работа кружок, бюро или научное общество; выполнение государственных и хоздоговорных НИР
индивидуальная работа творческие, рабочие группы и коллективы; отечественные и международные проекты; гранты
А.В. Луконин [29] реферат; доклад; статьи; курсовые работы; ВКР
С.А. Брюханов, И.П. Кузьмина [13] учебная
творческая
научно-исследовательская
Н.М. Жданов, О.В. Снегин[30] лабораторные работы; эссе; олимпиады; конкурсы; конференции; отчеты; исследования
В таблице видна разобщенность в подходах к видам и формам НИР, а также у некоторых авторов навыки и умения студентов выделены в отдельные этапы или блоки.
4 Составлено автором © С.Ю. Патутина
Кроме того, авторы С.А.Брюханов и И.П.Кузьмина выделяют в НИР еще и этапы: цели, задачи, гипотезы, методы исследования; сбор, анализ и обобщение результатов; оформление и изложение выводов в виде проекта [13, с.15]. Э.Р.Зарединова и Г.А.Литвинов предлагают обучение студентов согласно блокам НИР: основам НИД; организации и методике; подготовке работы под руководством научного руководителя; популяризации достижений науки и техники [28, с.20].
По мнению многих авторов И.Д.Кочергиной и М.А.Лисовского, С.В.Кузнецовой, А.В.Луконина, С.А.Брюханова и И.П.Кузьминой научно-исследовательская работа или деятельность влияют на развитие компетенций. И здесь мы не находим четких понятий и классификаторов, а только лишь знакомимся с описанием тех или иных навыков, формирующих описываемую компетенцию.
В таблице 3 нами представлено обобщение мнений авторов относительно научно-исследовательских компетенций и их составляющих. Мы называем все, что выделяют ученые, условно компетенцией и их составляющей, так как отсутствует единое понимание понятий «компетенция», «навык», «способность» и др. В основу обобщения положен авторский подход к структуре научно-исследовательских компетенций, в которой мы выделяем: теоретико-информационный, когнитивный, коммуникативно-деятельностный, мотивационно-организационный, операционный, рефлексивно-прогностический
компоненты. Мы изучили суть представления авторов и, несмотря на различия в названиях и применяемых понятиях, разложили отмечаемые ими в составе НИК элементы по смысловым группам компонентов нашего подхода.
Табл. 3: Обобщение мнений авторов относительно научно-исследовательских компетенций и их составляющих5
Авторы Компоненты
Теоретико-информацион ный Когнитивный Коммуникативно-деятельностный Мотивационно-организационный Операционный Рефлексивно-прогностичес кий
Д. Е. Алексеева [31, с.109, 112] + + + +
О.В. Минакова [12, с.80-81, 84] + +
С.В.Кузнецова [15, с.59] + + +
И.Д.Кочергина, М.А.Лисовский [27, с.151] + + + +
А.В.Луконин [29, с.26-27] + + + +
5 Составлено автором © С.Ю. Патутина
Авторы Компоненты
Теоретико-информацион ный Когнитивный Коммуникативно-деятельностный Мотивационно-организационный Операционный Рефлексивно-прогностичес кий
С.А. Брюханов, И.П. Кузьмина Г13, с.15, 16, 18] + + + +
Н. А. Тюнина [35, с. 360, 361] + +
П. П. Хороших, А. Н. Сазонова [32, с.193-195] + + + +
О. В. Крупина, Ю.В. Романен-ко [11, с.119] + + + +
А.Б. Ахмедов [33, с.79] + + +
Е.А. Котлярова, К.Ф. Механцева [34, с.330] + +
Исходя из анализа подходов, изложенных авторами работ, мы можем сделать вывод о том, что некоторые авторы анализируют ФГОСы для оценки влияния научно-исследовательской работы на особенности развития организационно-управленческих компетенций и аналитико-рефлексивной деятельности [31; 12]. Так, организационно-управленческие компетенции (а именно, ОПК и УК согласно ФГОС) сопоставляются автором Д.Е.Алексеевой с оценочными средствами, трудовыми функциями специалиста и индикаторами достижения (знать, уметь, владеть), которые можно отнести к нашим теоретико-информационному, когнитивному, операционному и рефлексивно-прогностическому компонентам [31]. В структуру аналитико-рефлексивной деятельности автор О.В.Минакова вкладывает совокупность компетенций из ФГОС (ОК, ОПК и ПК) по компонентам (мотивационный, когнитивный, деятельностный), которым определены показатели, уровни и методики. По содержанию предложенные автором компетенции, по нашему мнению, можно отнести к составам наших мотивационно-организационного и рефлексивно-прогностического компонентов [12]. С.В.Кузнецова также упоминает о требованиях ФГОС Российской Федерации, разделяя научно-исследовательскую работу на два вида: учебная и внеучебная. Каждый вид НИРС автор подразделяет на формы, например, письменные работы (лабораторные, курсовые и ВКР) отнесены к учебной, а проблемные группы (кружки, лаборатории, конференции и пр.), соответственно, к внеучебной. Участие в последних, как считает автор, открывает возможность развития навыков и умений, которые, по нашему мнению, отражают сущность трех из предложенных нами компонентов: когнитивный; коммуникативно-деятельностный и рефлексивно-прогностический [26].
А.В.Луконин пишет, что метод активного обучения и научная работа отлично сочетаются в научно-исследовательской деятельности [29]. В состав наших компонентов входят, в том числе, те навыки и умения, которые описывает автор, среди которых хотелось бы отметить развитие самостоятельности в поисковой деятельности.
Также важные компетенции, которые выделяют авторы - отражение личного опыта в выпускной квалификационной работе и знание иностранного языка (И.Д.Кочергина и М.А.Лисовский) [27]; умение организовать исследовательскую работу, самовыражаться, воспринимать личную и профессиональную жизнь, формировать свой стиль в исследовании (С.А.Брюханов, И.П.Кузьмина) [13]; умение работать с библиографическим списком и цитировать научный текст, творчески подходить к решению задач (Н.А.Тюнина) [35]; наличие проектных способностей, участие в научных мероприятиях и публикации в научных журналах (Е.А.Котлярова и К.Ф.Механцева) [34]; умение фиксировать полученные данные (А.Б.Ахмедов) [33]; способность к адаптации и выбору решения с учетом адекватной самооценки в ситуации (П.П.Хороших и А.Н.Сазонова) [32].
Возвращаясь к таблице 3, хотелось бы обратить внимание, что при раскрытии сущности понятия «компетенция» авторы перечисляют составляющие ее навыки, умения и способности. Многие обращаются к общекультурным и профессиональным компетенциям общих образовательных программ. На рисунке 2 нами представлена приоритетность применения понятийного аппарата при раскрытии научно-исследовательских компетенций.
Рис. 2: Анализ приоритетности употребления слов при раскрытии сущности компетенции / компетентности6
Умение 48%
Готовность
6%
Навыки 14%
Способность
32%
Рисунок 2 визуализирует, что понятие «компетентность» ученые в большинстве случаев ассоциируют с умением (48%) и способностью (32%), и реже упоминают навыки (14%) и готовность (6%).
6 Составлено автором
Таким образом, анализируя мнения авторов и данные таблицы 3 и рисунка 2 автор приходит к выводу, что во всех изученных работах ученые просто описывали отдельно взятые процессы, называя их той или иной компетентностью или компетенцией. Автор данного исследования придерживается трактовки этих понятий согласно научным работам Пеша А.В. [1]. Компетенция - это «не просто знания и умения, а способность удовлетворять сложные требования, используя и мобилизуя психосоциальные ресурсы (включая навыки и отношение) в конкретном контексте» [1, с. 7]. Компетентность - это способность и готовность человека автономно и ответственно применять компетенции в действиях и поведении [1, с. 7].
Заключение
В результате проведенного исследования хотелось бы отметить актуальность темы развития научно-исследовательских компетенций студенческой молодежи и широком поле возможностей будущих исследований, о чем свидетельствует небольшое количество публикаций в выборочной совокупности обзорного исследования за 2019-2022 годы. В исследованиях ученых в основном встречаются «научно-исследовательская деятельность» или «научно-исследовательская работа», а не «научно-исследовательские компетенции», что говорит о большей ориентации исследователей на процесс данного вида деятельности, а не на прогнозирование будущей успешности специалиста благодаря включению в него.
Анализ аффилиации статей в выборочной совокупности обзорного исследования указывает на внимание к теме научно-исследовательских компетенций и научно-исследовательской деятельности ученых из различных регионов. Проведенное обзорное исследование позволило автору определить основные дефиниции, характеризующие понятие «компетенция», «компетентность» в привязке к научно-исследовательской деятельности; обобщить суть и составляющие НИК; классифицировать НИР по видам и формам.
В работе изучены и разобраны авторские подходы к классификации НИД и сделан вывод, что у большинства авторов видами НИД можно считать учебную и внеучебную, а формами - различные проявления в виде письменных работ, научных кружков и конференций, и пр.). Свое мнение по этому поводу мы отразили в коллективной монографии, выделив три вида НИД (с их формами проявления): обязательная (все письменные работы студента); аудиторная (практические и семинарские занятия, лабораторные работы) и по желанию самого студента (конкурсы профессионального мастерства, мастер-классы, вебинары, экскурсии и пр.) [27, с.236].
Далее можно отметить отсутствие единого мнения в понятиях «компетенция», «навык», «способность», которые в основном приводятся учеными из перечня ФГОС образовательных программ и не имеют четких границ компетентность / компетенция. Мы в своих исследованиях четко разделяем данные понятия, раскрытые в ранее представленных работах научного коллектива, членом которого является автор [1]. Также среди часто упоминаемых в классификациях и структуре НИК нами выделены самые актуальные -самостоятельность, вклад личного опыта в письменные работы, восприятие себя, умение адаптироваться и самовыразиться, работа с цитатами, творческий подход, фиксация полученных данных, научные публикации и конференции, и, самое главное, по мнению автора, формировать свой стиль в исследовании.
В ходе исследования был проведен анализ различных классификаций НИК по компонентам, структура и описание которых не раскрывает полный цикл развития НИК. В результате обобщения мнения ученых показано, что авторская структура компонентов НИК так или иначе отражает различные элементы структур других авторов, но, в то же время, является универсальной и применима для развития у студентов различных направлений подготовки, а также у специалистов широкого профиля, деятельность которых напрямую или косвенно связана с реализацией проектной деятельности, аналитикой, маркетингом и другими компонентами исследовательской деятельности.
Проведенная работа ляжет в основу дальнейших исследований, направленных на проработку индикаторов и дескрипторов научно-исследовательских компетенций студентов, востребованных на рынке труда среди специалистов и руководителей различных направлений деятельности.
Литература
1. Пеша, А.В.; Шавровская, М.Н.; Николаева, М.А. [и др.] Развитие и оценка надпрофессиональных компетенций студентов университетов: теоретико-методологические основы. Министерство науки и высшего образования Российской Федерации Уральский государственный экономический университет. Казань: Общество с ограниченной ответственностью "Бук". 2020. 248 с. ISBN 978-5-00118-592-5.
2. Якимович, В.С.; Чемов, В.В.; Германов, Г.Н. Анализ научно-исследовательской деятельности Волгоградской ГАФК за период 2014-2019 гг. И перспективы развития вузовской науки в наступающем пятилетии // Физическое воспитание и спортивная тренировка. 2020. № 1 (31). С.: 7-23.
3. Nakamura, P.; Rivero, C.; Velasco, A. Developing research competencies in education students through situated learning // Aula Enc. 2019. Том 21. № 1. С.: 182-197. DOI: 10.17561/ae.v21i1.10.
4. Reyes, C.E.G.; Morales, L.D.G. Research Competencies Mediated by Technologies: A Systematic Mapping of the Literature // Education in the Knowledge Society (EKS). 2021. Vol. 22. e23897-e23897. DOI: 10.14201/eks.23897.
5. Пеша, А.В.; Шавровская, М.Н.; Николаева, М.А. Азбука надпрофессиональных компетенций. Фреймворк. Министерство науки и высшего образования Российской Федерации. Уральский государственный экономический университет. Казань: Общество с ограниченной ответственностью "Бук". 2022. 92 с. ISBN 978-5-00118-860-5.
6. World Bank Group. TVET Systems response to COVID-19: Challenges-and opportunities. -2020. 11 с. URL: https://openknowledge.worldbank.org/bitstream/handle/10986/33759/TVET-Systems-response-to-COVID-19-Challenges-and-Opportunities.pdf?sequence=1&isAllowed=y.
7. World Economic Forum. The Future of Jobs Report. 2020. 163 с. URL: https://www3.weforum.org/docs/WEF_Future_of_Jobs_2020. еpdf.
8. Кривенко, Я.В. Формирование исследовательской компетентности старшеклассников в условиях профильной школы: специальность 13.00.01 "Общая педагогика, история педагогики и образования": диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Тюмень. 2006. 191 с.
9. Кочева, М.А.; Готулева, Ю.В.; Лихачева, С.Ю.; Юрченко, Т.В. Поступательное развитие научно-исследовательской работы школьников и студентов в системе высшего образования // Современные проблемы науки и образования. 2020. № 2. 48 с. DOI 10.17513/spno.29684.
10. Тюнина, Н.А. Формирование навыков работы с научным текстом в организациях высшего образования // Актуальные вопросы современной науки и образования: Материалы Научной сессии 2022 Борисоглебского филиала ФГБОУ ВО "ВГУ". Борисоглебск. 01-30 апреля 2022 года. Москва: Издательство "Перо". 2022. С. 360-364.
11. Крупина, О.В.; Романенко, Ю.В. Первые шаги в науке система формирования научно-исследовательских компетенций обучающихся в президентском кадетском училище // Вестник военного образования. 2021. № 4 (31). С.: 118-121.
12. Минакова, О.В. Аналитико-рефлексивная компетентность будущего врача: сущность, структура, условия формирования // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. 2021. Том 20. № 1 (47). С.: 80-86. DOI 10.20310/1810-231X-2021-20-1(47)-80-86.
13. Брюханов, С.А.; Кузьмина, И.П. Синтез учебной, научно-исследовательской и творческой работы в подготовке студентов факультета художественного образования // Художественное образование: история и современность: материалы II Всероссийской
научно-практической конференции. Нижний Тагил. 21 октября 2019 года. Нижний Тагил: Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Российский государственный профессионально-педагогический университет".
2019. С.: 13-19.
14. Гордиенко, Т.П.; Безусова, Т.А. Критериальное оценивание деятельности научно-педагогических работников // Научный результат. Педагогика и психология образования.
2020. Том 6. № 2. С.: 14-25. DOI 10.18413/2313-8971-2020-6-2-0-2.
15. Тишина, Л.А.; Данилова, А.М.; Подвальная, Е.В.; Лебедева, А.В. Интеграция ресурсов школы и ВУЗа в подготовке будущих дефектологов // Педагогика и просвещение. 2021. № 2. С.: 175-192. DOI 10.7256/2454-0676.2021.2.35486.
16. Лепилин, А.В.; Ерокина, Н.Л.; Бахтеева, Г.Р. Научная работа клинической кафедры вуза // За качественное образование: Материалы V Всероссийского форума. Саратов. 20 марта. 2020 года. Саратов: Саратовский государственный медицинский университет. 2020. С.: 282-285.
17. Глущенко, В.В. Инструменты приспособления системы высшего образования к работе в условиях шестого технологического уклада // Kazakhstan Science Journal. 2020. Том 3. № 2 (15). С.: 34-46.
18. Долженко, Р.А.; Лобова, С.В. Взаимосвязь прекаризации занятости и трудовой мобильности научно-педагогических работников региональных вузов: постановка проблемы // Университетское управление: практика и анализ. 2018. Том 22. № 2 (114). С.: 83-96. DOI: 10.15826/umpa.2018.02.019.
19. Pesha, A. The Importance of Developing Research Competencies and Research Intentions of Future HR Professionals. In Proceedings of the 38th International Business Information Management Association (IBIMA). 23-24 November 2021. Seville. Spain. p. 7660-7666.
20. Плюхин, А.Ю. Компетентность преподавателей военных образовательных организаций высшего образования Росгвардии в выполнении научной работы // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки.
2021. № 2(56). С.: 251-254. DOI 10.46845/2071-5331-2021-2-56-251-255.
21. Патутина, С.Ю. Цифровизация как способ развития научно-исследовательских компетенций студентов // BI-технологии и корпоративные информационные системы в оптимизации бизнес-процессов цифровой экономики: Материалы IX Международной научно-практической очно-заочной конференции, Екатеринбург. 02 декабря 2021 года / Отв. за выпуск: А.Ю., Коковихин; Н.М., Сурнина, отв. редактор В.В., Городничев. Екатеринбург: Уральский государственный экономический университет. 2022. С.: 147-150.
22. Billing, F.; De Smet, A.; Reich, A.; Schaninger, B. Building workforce skills at scale to thrive during—and after—the COVID-19 crisis. Designed by McKinsey Global Publishing. 2021. 8 с. URL: https://www.mckinsey.com/business-functions/people-and-organizational-performance/our-insights/building-workforce-skills-at-scale-to-thrive-during-and-after-the-covid-19-crisis#.
23. Архангельская, О.В. Научно-исследовательская работа студентов Института традиционного прикладного искусства - вектор развития // Традиционное прикладное искусство и образование. 2020. № 4 (35). С.: 60-68. DOI 10.24412/2619-1504-2020-435-59-67.
24. Логунова, Г.В.; Булдыгеров, П.Н. Государственная политика Российской Федерации в сфере высшего образования по привлечению студентов к научно-исследовательской работе // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Политология. Религиоведение. 2019. Том 28. С.: 19-28. DOI 10.26516/2073-3380.2019.28.19.
25. Глущенко, В.В. Направления модернизации системы высшего образования при развитии шестого технологического уклада // Современные научные исследования и инновации. 2020. № 2 (106). 17 с.
26. Кузнецова, С.В. О роли научно-исследовательской деятельности студентов вуза в подготовке конкурентоспособной личности // Научные труды Тувинского государственного университета: Материалы ежегодной научно-практической конференции преподавателей, сотрудников и аспирантов Тувинского государственного университета, посвященной Международному году Периодической таблицы химических элементов и Году человека труда в Республике Тыва. Кызыл. 26 октября 2019 года / Тувинский государственный университет. Кызыл: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Тувинский государственный университет". 2019. С.: 58-59.
27. Кочергина, И.Д.; Лисовский, М.А. Специфика организации научно-исследовательской работы курсантов в профильном учреждении образования // Мировая экономика и бизнес-администрирование малых и средних предприятий: материалы 15-го Международного научного семинара, проводимого в рамках 17-ой Международной научно-технической конференции. "Наука - образованию, производству, экономике". Минск. 24-25 января 2019 года / Министерство образования Республики Беларусь. Белорусский национальный технический университет. Минск: Право и экономика. 2019. С.: 151-152.
28. Зарединова, Э.Р.; Литвинов, Г.А.Система организации научно-исследовательской работы студентов в образовательном процессе высшей школы // Современное педагогическое образование. 2020. № 1. С.: 18-23.
29. Луконин, А.В. Научная работа курсантов военного института как активная форма обучения // Известия Саратовского военного института войск национальной гвардии. 2022. № 1 (6). С.: 25-29.
30. Жданов, Н.М.; Снегин, О.В. К вопросу об организации студенческой науки в образовательной организации высшего профессионального образования // Инструменты проектного управления и анализа данных в системах поддержки принятия решений: сборник материалов Международной конференции. Донецк. 24-25 апреля 2020 года. Донецк: Донецкий национальный технический университет. 2020. С.: 68-73.
31. Алексеева, Д.Е. Научно-исследовательская практика как инструмент формирования организационно-управленческих компетенций у будущих бакалавров социальной работы в условиях ФГОС во 3++ // Современные методы взаимодействия и способы сотрудничества специалистов помогающих профессий : Материалы VI Международной очно-заочной научно-практической конференции, Орел, 06 мая 2020 года / Под редакцией А.М., Митяевой; Е.Н., Меркуловой. Орел: Орловский государственный университет имени И.С., Тургенева. 2020. С.: 108-115.
32. Хороших, П.П.; Сазонова А.Н. Компетенции и компетентность в научной деятельности магистра: анализ подходов // Балтийский гуманитарный журнал. 2020. Том 9. № 2 (31). С.: 192-196. DOI 10.26140/bgz3 -2020-0902-0048.
33. Ахмедов, А.Б. Совершенствование научно-методической базы по формированию исследовательских компетенций студентов во время дистанционного обучения // Вестник науки и образования. 2020. № 19-2. С.: 78-80.
34. Котлярова, Е.А.; Механцева, К.Ф. Организация проектной и научной деятельности студентов в Ростовском государственном экономическом университете (РИНХ) // Информационные и коммуникативные технологии. Проектная деятельность в образовательном и информационно-коммуникативном процессе: опыт и перспективы: сборник научных статей по материалам III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Симферополь. Гурзуф. 22-25 мая 2019 года. Симферополь. Гурзуф: Общество с ограниченной ответственностью «Издательство Типография «Ариал». 2020. С.: 329-334.
35. Ушаков, А.А. Реализация компетентностного подхода к организации учебно-исследовательской деятельности учащихся в условиях профильного обучения в общеобразовательной школе // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И., Герцена. 2007. Том 22. № 53. С.: 411-415.
YOUTH STUDENTS' RESEARCH COMPETENCES: ESSENCE AND CURRENT TOPICS OF RUSSIAN RESEARCH
Abstract. In this article, the author reveals the "research competencies" concept essence, as well as the main issues of the topic, which has been in the area of Russian scientists' attention over the last three years. The results are based on a systematic literature review conducted on the basis of an publications' analysis in the eLlibrary database for the period 2019-2022 to determine the authors' current approaches to the essence and development of students' research competencies (RC). The lack of consensus in the "competence", "skill", "ability" concepts was noted; the approaches to the classification of students' research activities were studied and analyzed; an analysis of various RC classifications was carried out by components, the structure and description of which does not reveal the full cycle of RC development. As a result of the scientists' opinions generalization, it is shown that the author's structure of the RC components somehow reflects other authors' various elements of the structures, but, at the same time, is universal and applicable for the students' development in various areas of training, as well as generalists, whose activities are directly or indirectly related to the project activities implementation, analytics, marketing and other components of research activities.
Keywords: higher education; research competencies; research work; student; classification of research competencies.
JEL codes: J24; I21.
1. Pesha, A.V.; Shavrovskaya, M.N.; Nikolaeva, M.A. et al. (2020) Development and evaluation of supraprofessional competencies of university students: theoretical and methodological foundations. Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation Ural State University of Economics. Kazan: Limited Liability Company "Book". 248 p. ISBN 978-5-00118-592-5.
2. Yakimovich, V.S.; Chemov, V.V.; Germanov, G.N. (2020) Analysis of the research activities of the Volgograd GAFC for the period 2014-2019. And prospects for the development of higher education science in the coming five years // Physical education and sports training. No. 1 (31). P.: 7-23.
Svetlana Patutina
Senior Lecturer of Ural State University of Economics Yekaterinburg, Russia
References
3. Nakamura, P.; Rivero, C.; Velasco, A. (2019) Developing research competencies in education students through situated learning // Aula Enc. Vol. 21. No. 1. P.: 182-197. DOI: 10.17561/ae.v21i1.10.
4. Reyes, C.E.G.; Morales, L.D.G. (2021) Research Competencies Mediated by Technologies: A Systematic Mapping of the Literature // Education in the Knowledge Society (EKS). Vol. 22. e23897-e23897. DOI: 10.14201/eks.23897.
5. Pesha, A.V.; Shavrovskaya, M.N.; Nikolaeva, M.A. (2022) The ABC of Supraprofessional Competences. Framework. Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation. Ural State Economic University. Kazan: Limited Liability Company "Book". 92 p. ISBN 978-500118-860-5.
6. World Bank Group. TVET Systems response to COVID-19: Challenges and opportunities. -2020. 11 p. URL: https://openknowledge.worldbank.org/bitstream/handle/10986/33759/TVET-Systems-response-to-COVID-19-Challenges-and-Opportunities.pdf?sequence=1&isAllowed=y.
7. World Economic Forum. The Future of Jobs Report. 2020. 163 p. URL: https://www3.weforum.org/docs/WEF_Future_of_Jobs_2020.epdf.
8. Krivenko, Ya.V. (2006) Formation of research competence of high school students in the conditions of a profile school: specialty 13.00.01 "General pedagogy, history of pedagogy and education": dissertation for the degree of candidate of pedagogical sciences. Tyumen. 191 p.
9. Kocheva, M.A.; Gotuleva, Yu.V.; Likhacheva, S.Yu.; Yurchenko, T.V. (2020) Progressive development of research work of schoolchildren and students in the system of higher education // Modern problems of science and education. No. 2. 48 p. DOI 10.17513/spno.29684.
10. Tyunina, N.A. (2022) Formation of skills for working with scientific text in higher education institutions // Topical issues of modern science and education: Proceedings of the Scientific session 2022 of the Borisoglebsk branch of the VSU. Borisoglebsk. 01-30 April 2022. Moscow: Pero Publishing House. P.: 360-364.
11. Krupina, O.V.; Romanenko, Yu.V. (2021) The first steps in science, the system of formation of research competencies of students in the presidential cadet school // Bulletin of military education. No. 4 (31). P.: 118-121.
12. Minakova, O.V. (2021) Analytical and reflexive competence of the future doctor: essence, structure, conditions of formation // Psychological and pedagogical journal Gaudeamus. Vol. 20. No. 1 (47). P.: 80-86. DOI 10.20310/1810-231X-2021-20-1(47)-80-86.
13. Bryukhanov, S.A.; Kuzmina, I.P. (2019) Synthesis of educational, research and creative work in the preparation of students of the faculty of art education // Art education: history and modernity: materials of the II All-Russian scientific and practical conference. Nizhny Tagil. October 21, 2019.
Nizhny Tagil: Nizhny Tagil State Social and Pedagogical Institute (branch) of the Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education "Russian State Vocational Pedagogical University". P.: 13-19.
14. Gordienko, T.P.; Bezusova, T.A. (2020) Criteria evaluation of the activities of scientific and pedagogical workers // Scientific result. Pedagogy and psychology of education. Vol. 6. No. 2. P.: 14-25. DOI 10.18413/2313-8971-2020-6-2-0-2.
15. Silence, L.A.; Danilova, A.M.; Podvalnaya, E.V.; Lebedeva, A.V. (2021) Integration of school and university resources in the training of future defectologists // Pedagogy and education. No. 2. P.: 175-192. DOI 10.7256/2454-0676.2021.2.35486.
16. Lepilin, A.V.; Erokina, N.L.; Bakhteeva, G.R. (2020) Scientific work of the clinical department of the university // For quality education: Materials of the V All-Russian Forum. Saratov. 20th of March. 2020. Saratov: Saratov State Medical University. P.: 282-285.
17. Glushchenko, V.V. (2020) Tools for adapting the system of higher education to work in the conditions of the sixth technological order // Kazakhstan Science Journal. Vol. 3. No. 2 (15). P.: 34-46.
18. Dolzhenko, R.A.; Lobova, S.V. (2018) Interrelation of precarization of employment and labor mobility of scientific and pedagogical workers of regional universities: problem statement // Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz. Vol. 22. No. 2 (114). P.: 83-96. DOI: 10.15826/umpa.2018.02.019.
19. Pesha, A. (2021) The Importance of Developing Research Competencies and Research Intentions of Future HR Professionals. In Proceedings of the 38th International Business Information Management Association (IBIMA). 23-24 NOV 2021. Seville. Spain. P.: 7660-7666.
20. Plyukhin, A.Yu. (2021) Competence of teachers of military educational organizations of higher education of the Russian Guard in the performance of scientific work // Proceedings of the Baltic State Academy of the Fishing Fleet: Psychological and Pedagogical Sciences. No. 2(56). P.: 251254. DOI 10.46845/2071-5331-2021-2-56-251-255.
21. Patutina S.Yu. (2022) Digitalization as a way to develop students' research competencies // BI-technologies and corporate information systems in optimizing business processes in the digital economy: Proceedings of the IX International scientific and practical part-time conference, Yekaterinburg. December 02, 2021 / A.Yu., Kokovikhin; N.M., Surnina, responsible editor V.V., Gorodnichev. Yekaterinburg: Ural State University of Economics. P.: 147-150.
22 Billing, F.; De Smet, A.; Reich, A.; Schaninger, B. (2021) Building workforce skills at scale to thrive during—and after—the COVID-19 crisis. Designed by McKinsey Global Publishing. 8 p. URL: https://www.mckinsey.com/business-functions/people-and-organizational-performance/our-insights/building-workforce-skills-at-scale-to-thrive-during-and-after-the- covid-19-crisis#.
23. Arkhangelskaya, O.V. (2020) Research work of students of the Institute of Traditional Applied Art - a vector of development // Traditional Applied Art and Education. No. 4 (35). P.: 60-68. DOI 10.24412/2619-1504-2020-435-59-67.
24. Logunova, G.V.; Buldygerov, P.N. (2019) State policy of the Russian Federation in the field of higher education to attract students to research work // Bulletin of the Irkutsk State University. Series: Political science. Religious studies. Vol. 28. P.: 19-28. DOI 10.26516/20733380.2019.28.19.
25. Glushchenko, V.V. (2020) Directions of modernization of the system of higher education in the development of the sixth technological order // Modern scientific research and innovation. No. 2 (106). 17 p.
26. Kuznetsova S.V. (2019) On the role of research activities of university students in the preparation of a competitive personality // Scientific works of Tuva State University: Materials of the annual scientific and practical conference of teachers, staff and graduate students of Tuva State University, dedicated to the International Year of the Periodic Table of Chemical Elements and the Year of the Labor Man in the Republic of Tyva. Kyzyl. October 26, 2019 / Tuva State University. Kyzyl: Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Professional Education "Tuva State University". P.: 58-59.
27. Kochergina, I.D.; Lisovsky, M.A. (2019) The specifics of the organization of research work of cadets in a specialized educational institution // World economy and business administration of small and medium-sized enterprises: materials of the 15th International Scientific Seminar held within the framework of the 17th International Scientific and Technical Conference. "Science -education, production, economics". Minsk. January 24-25, 2019 / Ministry of Education of the Republic of Belarus. Belarusian National Technical University. Minsk: Law and Economics. P.: 151-152.
28. Zaredinova, E.R.; Litvinov, G.A. (2020) The system of organization of research work of students in the educational process of higher education // Modern Pedagogical Education. No. 1. P.: 18-23.
29. Lukonin, A.V. (2022) Scientific work of cadets of the military institute as an active form of training // News of the Saratov Military Institute of the National Guard Troops. No. 1 (6). P.: 25-29.
30. Zhdanov, N.M.; Snegin, O.V. (2020) To the question of the organization of student science in the educational organization of higher professional education // Tools for project management and data analysis in decision support systems: collection of materials of the International Conference. Donetsk. April 24-25, 2020. Donetsk: Donetsk National Technical University. P.: 68-73.
31. Alekseeva, D.E. (2020) Research practice as a tool for the formation of organizational and managerial competencies among future bachelors of social work in the conditions of the Federal
State Educational Standard in 3 ++ // Modern methods of interaction and ways of cooperation of specialists in helping professions: Materials of the VI International part-time scientific and practical conference, Orel, May 06 2020 / Edited by A.M., Mityaeva; E.N., Merkulova. Orel: Oryol State University named after I.S. Turgenev. P.: 108-115.
32. Khoroshikh, P.P.; Sazonova A.N. (2020) Competences and Competence in Master's Research Activity: Analysis of Approaches // Baltic Humanitarian Journal. Vol. 9. No. 2 (31). P.: 192-196. DOI 10.26140/bgz3-2020-0902-0048.
33. Akhmedov, A.B. (2020) Improving the scientific and methodological base for the formation of research competencies of students during distance learning // Bulletin of science and education. No. 19-2. P.: 78-80.
34. Kotlyarova, E.A.; Mekhantseva, K.F. (2020) Organization of design and scientific activities of students at the Rostov State Economic University (RINH) // Information and Communication Technologies. Project activity in the educational and information-communicative process: experience and prospects: a collection of scientific articles based on the materials of the III All-Russian scientific-practical conference with international participation, Simferopol. Gurzuf. May 22-25, 2019. Simferopol. Gurzuf: Limited Liability Company Publishing House Typography Arial. P.: 329-334.
35. Ushakov, A.A. (2007) Implementation of a competency-based approach to the organization of educational and research activities of students in the conditions of profile education in a general education school. A.I., Herzen. Vol. 22. No. 53. P.: 411-415.
Contact
Svetlana Patutina
Ural State University of Economics
62, 8 Marta str., 620144, Yekaterinburg, Russia
patutina@usue.ru