Научная статья на тему 'НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ ОДНО ИЗ НАИБОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНЫХ СРЕДСТВ ВОСПИТАНИЯ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ'

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ ОДНО ИЗ НАИБОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНЫХ СРЕДСТВ ВОСПИТАНИЯ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
научно-исследовательская работа / педагог музыки / творческое мышление / самостоятельная работа / познавательный интерес / педагогическое воспитание. / research work / music teacher / creative thinking / independent work / cognitive interest / pedagogical education.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рзаева Фирангиз Имамверди Кызы

автором в статье отмечается, что участие в научной работе студентов вузов развивает в них творческое мышление, инициативность, самостоятельность, умение разбираться в потоках информации и отбирать нужное. Цель участия студентов в научно-исследовательской работе сводится к задачам формирования их профессиональной самостоятельности, способности к творческому решению практических задач. Необходимые для успешной научно-исследовательской работы качества мыслительная активность, навыки письменной и устной речи, любознательность, интерес к совершенствованию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рзаева Фирангиз Имамверди Кызы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH WORK OF STUDENTS IS ONE OF THE MOST EFFECTIVE MEANS OF EDUCATING FUTURE TEACHERS

the author in the article notes that participation in the scientific work of university students develops in them creative thinking, initiative, independence, the ability to understand the flows of information and select the necessary. The purpose of students' participation in research work is reduced to the tasks of forming their professional independence, the ability to creatively solve practical problems. The qualities necessary for successful research work are mental activity, writing and speaking skills, curiosity, interest in improvement.

Текст научной работы на тему «НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ ОДНО ИЗ НАИБОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНЫХ СРЕДСТВ ВОСПИТАНИЯ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ»

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ - ОДНО ИЗ НАИБОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНЫХ СРЕДСТВ ВОСПИТАНИЯ БУДУЩИХ

ПЕДАГОГОВ Рзаева Ф.И.

Рзаева Фирангиз Имамверди кызы - кандидат педагогических наук, доцент, кафедра музыки и технология её преподавания, Азербайджанский государственный педагогический университет, г. Баку, Азербайджанская Республика

Аннотация: автором в статье отмечается, что участие в научной работе студентов вузов развивает в них творческое мышление, инициативность, самостоятельность, умение разбираться в потоках информации и отбирать нужное. Цель участия студентов в научно-исследовательской работе сводится к задачам формирования их профессиональной самостоятельности, способности к творческому решению практических задач. Необходимые для успешной научно-исследовательской работы качества -мыслительная активность, навыки письменной и устной речи, любознательность, интерес к совершенствованию.

Ключевые слова: научно-исследовательская работа, педагог музыки, творческое мышление, самостоятельная работа, познавательный интерес, педагогическое воспитание.

RESEARCH WORK OF STUDENTS IS ONE OF THE MOST EFFECTIVE MEANS OF

EDUCATING FUTURE TEACHERS Rzayeva F.I.

Rzayeva Firangiz Imamverdi kizi - Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, DEPARTMENT OF MUSIC AND TECHNOLOGY OF ITS TEACHING AZERBAIJAN STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY, BAKU, REPUBLIC OF AZERBAIJAN

Abstract: the author in the article notes that participation in the scientific work of university students develops in them creative thinking, initiative, independence, the ability to understand the flows of information and select the necessary. The purpose of students' participation in research work is reduced to the tasks of forming their professional independence, the ability to creatively solve practical problems. The qualities necessary for successful research work are mental activity, writing and speaking skills, curiosity, interest in improvement. Keywords: research work, music teacher, creative thinking, independent work, cognitive interest, pedagogical education.

В структуре деятельности современного специалиста с высшим образованием, не взирая на узкую специализацию, необходимым условием является наличие навыков самостоятельной научно -исследовательской работы, вне которых не мыслится дальнейшее самосовершенствование, рост профессиональных и личных качеств, самоутверждение в области избранной сферы деятельности. С подобных позиций становится аксиоматическим суждение о необходимости привития навыков самостоятельной научно-исследовательской работы уже со студенческой скамьи, имеющих огромное обучающее и воспитывающее значение.

Современные вузы рассматриваются как крупные учебно-научные центры, углублённое исследование актуальных научных проблем органически увязываются в них с задачами подготовки высококвалифицированных специалистов. На необходимость более эффективного использования научного потенциала высшей школы неоднократно указывалось в постановлениях государства.

Участие в научной работе развивает в студентах творческое мышление, инициативность, самостоятельность, умение разбираться в потоках информации и отбирать нужное. К тому же экспериментально доказано, что выпускники тех вузов, в которых студенты вовлечены в научно -исследовательскую работу, творчески подходят в своей профессии, у них выше уровень готовности к труду, период адаптации к условиям самостоятельной работы после окончания вуза сокращается.

Цель участия студентов в научно-исследовательской и опытно-экспериментальной работе сводится к задачам формирования их профессиональной самостоятельности, способности к творческому решению практических задач, возникающих в первые же дни самостоятельной трудовой деятельности, Важнейшими особенностями научной деятельности студентов являются:

- подчинённость её целей учебным задачам и целям;

- обусловленности мотивов познавательными интересами, её выполняемость под руководством преподавателей и научных сотрудников вуза;

- формирование профессиональной самостоятельности, способности к творческому решению практических задач.

Несомненно, что определенную специфику имеет практика ведения научно-исследовательской работы в высших художественных, в частности музыкальных учебных заведениях, тем более на исполнительских факультетах. В данном контексте ещё стоят задачи усиления и расширения вовлекаемости самих преподавателей в разрешение научных задач, выдвигаемых научной проблематикой сфер музыкальной педагогики, находящихся в стадии становления на стыке смежных научных дисциплин: философия, психология, педагогика, социология, физиология, эстетика и т.д. Тем не менее практика доказывает, что в частности при разрешении проблем педагогического воспитания студентов одним из эффективнейших средств формирования интересов в будущей профессии педагогической деятельности, является раннее вовлечение их в научно-исследовательскую работу проводимую преподавателями кафедры в области педагогики. Увлеченный, проводимой совместно с педагогом поиск "нового" в значительной степени снимает оттенок серости и обыденности при первых трудных опытах педагогической работы среди студентов, которые в силу возраста, определенных творческих перспективных планов овладения профессией педагога музыки, не имеют чёткой мотивации к будущей педагогической деятельности.

Создание при вузах базовой экспериментальной школы-лаборатории рассматриваются как творческие лаборатории, служащие задачам исследования и оптимизации педагогических процессов."Важно, чтобы опытные школы строились и проводили работу на основе науки и при активном участии ученых". (3) Эта сторона деятельности является основополагающей в деле воспитания современного специалиста. Ибо, если мы хотим, чтобы школа решила все проблемы, стоящие перед ней, то учителя должны работать творчески, а для этого необходимы определенные умения и навыки, которые должны целенаправленно вырабатываться уже в годы обучения. "Ученик интересуется изучаемой им областью науки только в той мере, в какой он является её участником", - убеждает известный французский ученый, математик и педагог Андре Фуше. (2) Правда, областью его исследования была математика, но тем не менее это положение правомерно распространяется на все области воспитания и обучения. Необходимо выработать научно-творческое отношение к труду педагога. На практике же мы сталкиваемся с большим пробелом именно по части вооружения студентов методикой научно-педагогических исследований, формирования педагогического мышления, выработки аналитического научного подхода к педагогическому процессу, к своей деятельности.

Следует помнить, что углублённое изучение и расширенное рассмотрение студентами сложных учебных вопросов, задач и полученное в этом процессе глубокое умственное и эстетическое удовлетворение являются показателями развития мотивов деятельности, близкой к мотивам научного творчества. В этом отношении показательными являются общая творческая направленность всего вузовского кафедрального коллектива, уровень учебной и воспитательной работы, в которых формируются такие важные качества, как направленность личности, мотивация, интересы. Не следует забывать и о подражании старшим коллегам, которым так характеризуется студенческий возраст.

Прошло то время, когда к научным исследованиям привлекалась небольшая часть наиболее одарённых студентов. Задача теперь состоит в том, чтобы каждый студент за время обучения получил навык самостоятельной, близкой к исследовательской работе, освоил её методы. Естественно уровень выполнения подобных работ студентов не всегда высок, но в отдельных случаях позволяет представлять их работы на рассмотрение и перед представительными собраниями. (4)

К примеру, на республиканских или межвузовских научно-теоретических конференциях по проблемам воспитания и обучения педагогов музыки. С этих позиций, невзирая на отдельные проблески в деле вовлечения студентов в научно-исследовательскую работу (в основном по линии научно-студенческого сообщества) на кафедрах еще предстоит огромная работа. первым долгом среди педагогов и в базовых школах при кафедре.

Невзирая на наличие вполне объективных причин разного порядка, тормозящих успешное всеобщее вовлечение студентов в научно-исследовательский поиск, все усилия кафедральных коллективов и студенческих групп должны быть направлены на искоренение недостатков в данной области и дальнейшее продвижение поставленной проблемы.

Ни одна задача, поставленная перед обучающими и обучаемыми на уровне вуза, не может быть успешно решена без достаточной профессиональной подготовки учащихся в начальном и среднем звеньях. В силу этого, естественно, возникает необходимость преемственного анализа наших педагогических усилий с первых шагов обучения музыке для получения квалификации специалиста с высшим образованием. Необходимые для успешной научно-исследовательской работы качества - мыслительная активность, навыки письменной и устной речи, любознательность, интерес к совершенствованию - целенаправленно воспитываются с детских лет, в значительной степени совершенствуются в среднем звене и претерпевают окончательную шлифовку на уровне вуза.

В повседневной практической деятельности, связанной с изучением опыта вузовской работы, выявляется различное отношение студентов к содержанию тех или иных видов учебных заданий, варьируемое в пределах большей заинтересованности и полного отсутствия желания, интересов.

Полнее используя научный потенциал вуза, в контексте комплексного воспитания специалиста, дело всеобщего вовлечения студентов в исследовательскую работу кафедр - дело наиважнейшего значения. Оно требует дальнейшей доработки теоретической и практической части, успешной реализации повсеместно.

В заключении хочется отметить, что по проблеме педагогической подготовки будущих педагогов музыки многое можно и нужно обсуждать, почти до бесконечности. Не останавливаясь на многих положительных

моментах и в плане теоретической разработки проблемы, в организационном и практически-педагогическом плане, мы в основном должны обратить внимание на те недостатки, которыми характеризуются сегодня рассматриваемые участки жизни вуза, попытаться осветить глубинные причины объективного характера, которыми во многом определяется сегодняшний день воспитания и обучения учителей музыки. Говорить о недостатках нужно, но вместе с тем необходимо видеть, ясно представлять причины создавшегося положения и ещё более важно предложить пути и средства для устранения данных недостатков.

Список литературы /References

1. Абдулина О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. изд. Просвещение, М., 2004, 708стр.

2. Бабин В.Н., Шедлин В.В. Научно-исследовательская работа студентов, как непременное условие подготовки современного учителя. Советская педагогика, № 7, 1985.

3. Дьяченко М.И., Кондыбович Л.А. Психология высшей школы. Минск, 1981, 650стр.

4. Кенгерлинская Т.Ф. Музыкальная педагогика. Баку, 2004, 251 стр.

5. Суслова Н.В. Музыкальный менеджмент как парадигма мышления в музыкальном образовании и культуре. // Проблемы и перспективы подготовки педагога-музыканта. М., МГПИ, 2002, стр. 74-76.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.