Научная статья на тему 'Научно-исследовательская работа студентов как важный фактор улучшения подготовки специалистов'

Научно-исследовательская работа студентов как важный фактор улучшения подготовки специалистов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
390
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ / НИРС / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Крутько Эльвира Тихоновна, Щербина Евгений Иванович, Прокопчук Николай Романович

В статье показана значимость научно-исследовательской работы студентов для формирования креативности, повышения творческой активности и качества инженерной подготовки будущих специалистов. Приводятся результаты подведения итогов Республиканского конкурса научных работ студентов вузов Республики Беларусь 2007 года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Крутько Эльвира Тихоновна, Щербина Евгений Иванович, Прокопчук Николай Романович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Научно-исследовательская работа студентов как важный фактор улучшения подготовки специалистов»

УДК 378.1

Э. Т. Крутько, профессор; Е. И. Щербина, профессор; Н. Р. Прокопчук, чл.-кор. HAH Беларуси

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ КАК ВАЖНЫЙ ФАКТОР УЛУЧШЕНИЯ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ

The article presents the information about the role of scientific research in to educational process; it is devoted to the increase of student's creative work.

В обращении Президента Республики Беларусь А. Г. Лукашенко с Посланием к белорусскому народу и национальному собранию отмечалось: «Сегодня становится очевидным, что модернизированный рынок немыслим без резкого повышения результативности отечественной науки, сильной инновационной политики, высочайшего качества научных исследований, эффективного внедрения передовых достижений».

Система научно-исследовательской работы студентов (НИРС) - это сфера, в которой трудятся наиболее способные творческие молодые люди, которые в будущем составят главный кадровый резерв науки. Выявить, поддержать и направить их интеллектуальный потенциал для решения насущных проблем Республики Беларусь - сегодня важнейшая задача государственной молодежной политики.

НИРС — неотъемлемый компонент системы подготовки кадров высшей квалификации. Студенты, активно участвующие в НИРС, могут результативно продолжить подготовку в НАН Беларуси, учреждениях отраслевой науки, других вузах. Участие в НИРС имеет также важное идеологическое и воспитательное значение. Студенты, занимающиеся научными исследованиями, изначально должны быть сориентированы на важность достижения практических результатов своей деятельности.

В настоящее время в интернете введен сайт, который может быть использован для размещения на нем предприятиями Республики информации о необходимых предприятиям конкретных разработках, которые могут быть выполнены в рамках курсовых и дипломных проектов различными объединениями студентов, в том числе и на конкурсной основе. То есть, повышение эффективности работы по практическому внедрению результатов НИРС — одна из важнейших задач современности.

Отношение общества к образованию должно быть осмысленным [1]. Вузовское образование как и другие его формы не исчерпывается лишь функциональной подготовкой студента, обретением им знаний, умений и навыков, необходимых для профессиональных ролей, на которые ориентирована современная технологическая педагогика. Подлинное знание не сводится лишь к знанию алгоритма или образца действия и поведения, усвоению некого объема информации в виде уже готовых, устоявшихся истин. Автор

статьи [1] подчеркивает, что вовсе не столь важно, каким объемом информации обладает студент сегодня, каковы его нынешние навыки и умения, сколько их, каковы его потенциальные, творческие возможности, но кем он может или должен быть несколько лет спустя. Вузовское образование, в силу этого, не должно исчерпываться лишь усвоением студентами готовых научных истин, навыками и умениями воспроизводства уже готовых образцов деятельности. Оно должно быть нацелено на развитие его нравственного и профессионального самосознания и творческих возможностей в соответствующей ситуации. Поэтому повысить эффективность и качество вузовского образования — значит перейти от алгоритма усвоения готовых научных истин к развитию нравственного и профессионального самосознания студентов и их творческих возможностей. Для этого же, прежде всего, необходимо превратить их из объекта целенаправленного воздействия извне в полноправного субъекта учебно-воспитательного процесса, субъекта творчества. Учиться студент может только сам. Его нельзя научить тому, чего он сам не желает, а его знания не сводимы к запоминанию информации, натаскиванию по соответствующему алгоритму, какие бы совершенные педагогические технологии при этом не использовались. Перспективы общественного развития всецело определяются перспективами развития самого человека [1].

В этом плане одной из важнейших форм образовательного процесса является научно-исследовательская работа студентов и магистрантов. Ее основными задачами являются повышение уровня теоретической и практической подготовки будущих специалистов, развитие творческой мысли и стремление к постоянному приобретению знаний; дальнейшее усиление взаимосвязи научных работ студентов и магистрантов с учебным процесс-сом; содействие более эффективной научной подготовке специалистов и магистрантов в процессе совершенствования системы высшего инженерно-технологического образования.

Результатами НИРС являются опубликование студентами научных статей, участие в научных и научно-технических конференциях, участие в работе по подготовке заявок на предполагаемые изобретения, подготовке научных

работ для участия в конкурсах различного уровня: внутри вуза, республиканских, международных, для получения грантов на выполнение научного исследования. Следует отметить, что ежегодно количество студентов, участвующих в Республиканском конкурсе студенческих работ возрастает. Например, по итогам Республиканского конкурса научных работ студентов вузов Республики Беларусь 2007 года приняли участие в конкурсе студенты, магистранты, выпускники 54 вузов. Было представлено на конкурс 3321 работа (в 2006 году 3071 работа). В их подготовке приняли участие 3474 студента. 242 работы были поданы в соавторстве, 82 студента приняли участие в подготовке 2 работ, а 4 — подготовили по 3 работы.

Работы на конкурс были поданы из различных вузов Республики Беларусь. Наибольшее количество работ представили студенты следующих вузов: «Белорусский государственный медицинский университет» (БГМУ) - 280; «Белорусский государственный технологический университет» (БГТУ) — 252; частное учреждение образования «Минский институт управления» (МИУ) - 248; «Белорусский государственный университет» (БГУ) — 182; «Полоцкий государственный университет» (ПГУ) — 174; «Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники» (БГУИиР) - 131; «Белорусский государственный экономический университет» (БГЭУ) - 117; «Витебский государственный университет» имени П. М. Маше-рова (ВГУ) - 106. Работы студентов 30 вузов отмечены дипломами лауреатов Министерства образования, 38 вузов — отнесены к первой категории. Среди студентов, удостоенных звания лауреатов конкурса - 8 из ПГУ, 6 из БГУ, 5 из БГМУ, по 3 - из БИТУ, МГЛУ, БрГТУ, из БГТУ - 2 лауреата (из 189 работ).

По итогам конкурса к награждению из средств специального фонда Президента Республики Беларусь по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов были рекомендованы 576 лауреатов и авторов работ первой категории.

Как отмечали конкурсные комиссии, уровень работ студентов, магистрантов и выпускников вузов Республики, подаваемых на Республиканский конкурс НИРС из года в год повышается. В ряде работ участников в списке публикаций имеются патенты, заявки на предполагаемые изобретения, материалы об использовании разработок с участием студентов в учебном процессе и в производстве.

В этой связи хочется надеяться, что уровень работ, подаваемых на Республиканский конкурс от нашего Белорусского государственного технологического университета, будет расти и мы не будем отставать от других вузов страны по количеству студенческих работ, завоевавших высокое звание лауреата конкурса, а также получивших первую категорию.

В заключение следует подчеркнуть, что научно-исследовательская работа студентов (НИРС) является одним из приоритетных направлений образовательного процесса в современном университете. Развитие интереса студентов к научно-исследовательской деятельности, приобщение их к решению исследовательских задач по актуальной тематике, реализация научно-ориентированного обучения во многом обеспечивается высоким уровнем организации НИРС в вузе. Сегодня не вызывает сомнения значимость участия студентов в научно-методических мероприятиях (семинарах, конкурсах, конференциях) различного уровня. Успешно проведенное исследование — стимул к познавательной деятельности, обеспечивает уверенность в своих силах, существенно сокращает период профессиональной адаптации будущих специалистов [2].

Литература

1. Левко, А. И. Алгоритмическое образование: быть или не быть? / А. И. Левко // Вы-шэйшая школа. - 2005. - № 3. - С. 23-29.

2. Жук, А. И. На старте научной карьеры / А. И. Жук, А. Г. Захаров // Вышэйшая школа. — 2007.-№3,-С. 10-14.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.