которые позволили бы увидеть то общее, что объединяет наши национальные культуры. При этом необходимо избегать таких фактов, которые могли бы задеть национальные чувства учащихся. Это позволит построить успешный «диалог культур» и снять межкультурную напряженность, особенно тяжело переживаемую иностранными учащимися в начальный период пребывания в незнакомой стране.
Таким образом, вопросы социокультурной адаптации играют важную роль при обучении граждан любой национальности. Однако, как показало исследование, для китайских учащихся эти вопросы приобретают особую значимость в силу национального менталитета, культурных и образовательных традиций.
Важность научных исследований в данной области определяется не только общими рассуждениями и необходимостью диалога культур, но и сугубо практическими требованиями повышения качества обучения, поэтому в качестве мер, способствующих успешной адаптации китайских граждан к новой учебной и социокультурной среде, можно предложить продление срока довузовской подготовки, что позволит, во-первых, обеспечить более глубокую языковую подготовку и, во-вторых, более детально ознакомить китайских студентов с основами русской культуры и ускорить процесс их социокультурной адаптации. С этой целью необходимо
создание нового национально-ориентированного курса по основам русской культуры для китайских граждан.
Список литературы
1. Гончаров, С.А. «Китайский текст» русской культуры в контексте диалога / С.А. Гончаров // Сотрудничество высших учебных заведений Китая и России в начале XXI века: итоги и перспективы. — СПб., 2005. — С. 6.
2. Ременцов, А.Н. Дополнительная довузовская подготовка иностранных граждан в системе непрерывного профессионального образования России: дис. .. .докт. пед. наук /
А.Н. Ременцов. — М., 2000. — С. 71.
3. Лебедева, Н.М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию / Н.М. Лебедева. — М., 1998. — С. 40-41.
4. Вэй, Син. Адаптация китайских студентов к меж-культурному общению в образовательном процессе российского вуза: дис. . канд. пед. наук / Син Вэй. — Воронеж, 2003. — С. 22.
5. Стефаненко, Т.Г. Этнопсихология / Т.Г. Стефанен-ко. — М., 1999. — С. 211.
6. Жемчугов, А.А. Китайская головоломка / А.А. Жемчугов. — М., 2004. — С. 17.
7. Бобрышева, И.Е. Учет национальных лингвометодических традиций в обучении русскому языку как иностранному китайских учащихся в условиях русской языковой среды: дис. ... канд. пед. наук / И.Е. Бобрышева. — М., 1996. — С. 57-58.
8. Чимитова, С.Ц. Национально-психологические особенности воспитания бурятов: дис. . канд. пед. наук / С.Ц. Чимитова. — М., 1994. — С. 31-32.
УДК 378:631.3
Л.В. Сосина, ст. преподаватель
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный агроинженерный университет имени В.П. Горячкина»
научно-исследовательская работа студентов как проблема педагогического исследования
Развитие современного высшего образования в Российской Федерации осуществляется в соответствии с Национальной доктриной образования (второй этап реализации национального проекта «Образование» с 2006 по 2010 г.) и Концепцией модернизации российского образования до 2010 года. В этих документах важнейшей задачей современного профессионального образования определена «подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту и профессиональной мобильности».
32
Высшая школа РФ на этом этапе должна обеспечивать подготовку специалистов с таким расчетом, чтобы они не только были ориентированы на профессию и сразу после окончания вуза приступили к практической деятельности в соответствующей сфере экономики, но и смогли постоянно восполнять недостающие знания и профессиональный кругозор в той мере, в какой это вызвано спецификой производства, непрерывным развитием науки и техники.
В соответствии с современной концепцией высшее образовательное учреждение должно являться отраслевым учебно-научным центром. Кафедры вузов за счет постоянно развивающегося научно-педагогического потенциала профессорско-преподавательского состава, организации отрас-
левых исследовательских лабораторий должны осуществлять учебную, методическую и научноисследовательскую работу. Наука не будет развиваться, если не проводятся исследования в данной области знаний, нет теоретического обоснования прикладных исследований, их экспериментальной проверки, разработки механизма внедрения в соответствующую отрасль производства. И, естественно, такая работа в вузах невозможна без привлечения студентов в научно-исследовательскую деятельность. На кафедрах, где налажена научноисследовательская работа, как правило, устанавливается высокий уровень требований и к преподавателям, и к студентам. Примером для студентов являются те преподаватели, которые наиболее активно занимаются научными исследованиями и своими знаниями, опытом и энергией вовлекают студентов в научно-исследовательскую работу. В истории высшей школы нашей страны накоплен богатый опыт организации научно-исследовательской деятельности вузов с привлечением студентов к работе кафедр и отраслевых лабораторий. Стоит отметить, что в советской высшей школе существовала стройная система научно-исследовательской работы студентов с различными формами, методами и средствами представления на разных уровнях (вуза, отрасли, государства и др.) результатов студенческих исследований.
Именно поэтому основной целью исследования является определение особенностей становления и развития НИРС в отечественной высшей сельскохозяйственной школе в ретроспективе ее истории (с середины XIX в. до настоящего времени).
Предполагается провести анализ опыта организации НИРС в системе высшего сельскохозяйственного образования России в период 1865-2007 гг., изучить законодательно-нормативную базу, учебнопрограммную и методическую документацию, диссертационные работы, научно-публицистические материалы, архивные документы общегосударственного, отраслевого и вузовского уровня, касающиеся этой проблемы. Планируется дать оценку отечественного опыта организации НИРС в системе сельскохозяйственного образования в различные исторические отрезки, сформулировать предложения по использованию эффективных форм и методов НИР на современном этапе развития высшего агрообразования.
В связи с актуализацией проблемы использования научно-исследовательской работы студентов как средства повышения качества подготовки будущих специалистов, обеспечения их профессиональной мобильности и творческой активности необходимо определиться с понятийным полем, уточнить и расширить представления в этой сфере научного знания. Автор проанализировал диссертационные работы, законодательно-нормативные документы, научно-педагогическую и методическую литерату-
ру, раскрывающие сущность многих понятий в этой области дидактики высшей школы.
В условиях вуза исследовательская деятельность органично включена во все формы учебной деятельности, однако она имеет некоторую специфику по сравнению с учебной деятельностью. Учебная деятельность включает в себя деятельность учения и деятельность обучения и ориентирована на творческое преобразование объекта изучения. Исследовательская деятельность направлена не на воспроизведение, а на получение новой информации, обогащающей общественный опыт. Стоит отметить, что данная проблема исследовалась в различных областях научного знания: педагогике, социологии, экономике, юриспруденции и др. Для решения задач исследования интерес представляют следующие работы:
• Балашов В.В. «Управление воспроизводством научного потенциала высшей школы России»;
• Квиткина Л.Г. «Влияние научно-исследовательской работы студентов на повышение качества подготовки специалистов»;
• Свиридова В.С. «НИРС как средство формирования готовности студентов педагогического колледжа к педагогической деятельности»;
• Белоносова М.А. «Учебно-исследовательская работа студентов как средство развития их творческой деятельности»;
• Белялова М.А. «Формирование исследовательских умений студента в образовательном процессе вуза»;
• Гирфанова Е.Ю. «Стимулирование исследовательской деятельности студентов высшей школы»;
• Лукашевич О.Н. «Научно-исследовательская деятельность как средство развития творчества студентов в образовательной системе педагогического вуза»;
• Петрова Д.Г. «Методическое сопровождение НИРС педагогических вузов в предметной области «Технология» и др.
Проблема организации НИРС изучается давно: в вузах уже накоплен большой опыт по этому вопросу.
Основные этапы становления системы НИРС в России рассмотрены в монографиях В.В. Балашова и диссертации Г.Н. Лобовой.
В 30-40-х годах XX века вузы получили статус учреждений, сочетающих учебную и научную деятельность; на основе существовавших до этого студенческих исследовательских кружков стали возникать первые СНО (в основном именовавшиеся тогда НСО). Основной целью этих объединений было углубление знаний студентов, выявление и подготовка кандидатов в аспирантуру.
В период с середины 40-х до начала 50-х годов прошлого века стали появляться первые студенче-
33
ские конструкторские бюро (СКБ). В это время существовали в основном «внеучебные» формы НИРС.
После 1953 года, когда НИРС признали органической составной частью учебного процесса, получил развитие целый комплекс массовых и состязательных мероприятий, результаты исследований студентов использовались в курсовых и дипломных проектах.
К середине 70-х годов XX в. НИРС превратилась в эффективную систему повышения качества подготовки выпускников вузов, практически определились все основные формы ее организации. Однако надо отметить, что «ведущая роль в ее постановке принадлежала техническим вузам и естественно-научным факультетам классических университетов».
Наибольшую популярность НИРС получила в середине 80-х годов прошлого века, когда основная часть студентов принимала активное участие в исследовательской работе.
К началу 90-х XX в. уже был сформирован комплексный подход к организации НИРС. Но в этот период финансирование вузовской науки сильно уменьшилось, престиж ученого стал резко падать, система НИРС начала разваливаться, многие ее формы исчезали из учебных планов. Чтобы окончательно не растерять научный потенциал вузов, в 1993 году было издано Положение, обязывающее включать в систему подготовки молодых специалистов различные формы НИРС. Стали появляться предметные олимпиады, конкурсы грантов, в том числе и для студентов. Можно говорить о возрождении интереса к НИРС [1].
Анализ публикаций ученых, исследовавших различные аспекты НИРС, показывает, что в теории нет однозначного определения этого понятия. Сущность основных терминов и понятий, как правило, трактуется в зависимости от аспекта исследования проблемы научно-исследовательской работы: социологической, нормативно-правовой, организационно-управленческой, психологической, дидактической и др. Все эти дефиниции интересны и полезны для комплексного изучения проблемы.
С точки зрения историко-педагогического представления о проблеме наиболее значимыми являются понятия: УИРС и НИРС как компоненты структуры содержания высшего профессионального образования и технологии обучения в вузе; формы научно-исследовательской работы студентов; методы и средства исследовательской деятельности студентов в вузе; формы и уровни презентации результатов НИРС и др.
Для уточнения и содержательного наполнения этих понятий автор опирается как на сложившиеся в теории и практике высшей школы представление об этой проблеме, так и на новые тенденции в формировании тезауруса в связи с современными направлениями развития высшего образования, международного толкования названных терминов.
34
Так, один из авторов теории структуры содержания профессионального образования В.С. Лед-нев в своей работе «Содержание образования: сущность, структура, перспективы» включает научноисследовательскую работу в структуру содержания профессионального образования, которое должно быть отражено в учебном плане вузов в категории «Творческие занятия» — теоретическое обучение; практическое обучение; творческие занятия (учебное проектирование и научно-исследовательская работа — НИР) [2].
УИРС—учебно-исследовательская работа студентов и НИРС — научно-исследовательская работа студентов. УИРС проводится в рамках учебного плана, а НИРС проводится во внеурочное время. НИР должна дать студентам необходимые навыки научнотехнического творчества, в том числе исследовательской деятельности. Проведение НИР в вузах способствует совершенствованию учебного процесса и повышению научного потенциала страны.
П.Ф. Кубрушко, развивая эту теорию, рассматривает НИРС в качестве сквозной линии научного образования, направленного на формирование профессионально важного качества специалиста, — механизма принятия решений [3].
Содержательное определение понятия НИРС дано в монографии Г.Н. Лобовой [4] и коллективной работе под редакцией А.И. Момот [5]. Хотя определение этих понятий авторы дают в несколько разных аспектах, они являются полными. Тогда как многие авторы, занимающиеся вопросами НИРС, либо не дают четкого определения этого понятия, либо раскрывают его сущность только по одному из признаков (Петрова и др.).
Г.Н. Лобова определяет НИРС как целенаправленный процесс поэтапного овладения всеми компонентами исследовательской деятельности на основе решения конкретной задачи в условиях, максимально приближенных к реальной профессиональной деятельности.
Итогом выполнения НИРС, по ее мнению, является «создание ценностного результата в виде модели, макета, предложения и апробирования новой технологии изготовления отдельных составленных частей продукции», которое оформляется в виде курсовой или дипломной работы [4]. Таким образом, автор считает, что собственно научноисследовательской работой можно назвать работу только студентов старших курсов, а всю остальную учебную деятельность с элементами исследования (например, лабораторные и практические работы, написание рефератов, докладов и т. п.) Г.Н. Лобова относит к подготовительным уровням обучения проведению НИРС.
Несколько иной точки зрения придерживается коллектив авторов НИИВО под руководством А.Т. Момот. Для них система НИРС — это сред-
ство повышения уровня подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием путем освоения студентами в процессе обучения азов профессионально-творческой деятельности, методов, приемов, умений и навыков выполнения НИР, развития способностей к научно-техническому творчеству, самостоятельности, инициативы в учебе и будущей жизнедеятельности.
А в более ранней работе того же коллектива поясняется, что «иерархическая оргструктура НИРС» осуществляет все необходимое для подготовки студентов к выполнению научно-исследовательской деятельности (НИД) от стадии обретения навыков и раскрытия способностей до стадии исследования, получения полноценного научного результата, т. е. здесь в содержание понятия НИРС также включен и подготовительный этап, подразумевающий обучение студентов основным приемам ее выполнения.
При этом авторы настаивают на том, что в данном случае следует применять именно термин НИРС, а не НИДС, который стал в последнее время появляться в некоторых работах (В.В. Балашов [6], Н.Ф. Ган-цен, О.Н. Лукашевич и др.). Основания для такого подхода можно найти в определении НИД, сформулированного в Законе о науке, по которому под НИД следует понимать деятельность, направленную на получение и применение новых знаний. НИРС в основном ориентирована на обучение студентов проведению научных исследований и только на последнем этапе предполагает получение более или менее значимого научного результата, т. е. НИРС является видом образовательной деятельности, а НИД — познавательной, разница между которыми заключается в том, что в задачи первой входит открытие субъективно нового для данного человека (или группы), а второй — объективно нового для науки.
Автор статьи придерживается второго подхода к определению понятия НИРС, а под НИДС он по-
нимает ту часть НИРС, которая содержит разработку студентами объективно нового, т. е. к ним в основном относит исследования, которыми студенты занимаются на старших курсах сверх учебных планов (но возможны и другие варианты).
Как отмечается во многих трудах, посвященных вопросам НИРС, система НИРС в вузе на всех ее этапах является неотъемлемой составляющей образовательного процесса, направленного на выпуск квалифицированного и конкурентоспособного специалиста. В связи с этим основной ее целью считается повышение уровня подготовки профессионалов с высшим образованием посредством освоения ими в процессе обучения методов, приемов, умений и навыков выполнения НИР, развития их творческих способностей, самостоятельности, инициативы в ходе обучения и в будущей деятельности в условиях рыночной экономики.
Список литературы
1. Балашов, В.В. Организация научно-исследовательской деятельности студентов в вузах России: монография: в 3-х ч. — 2-е изд., испр. и доп. / В.В. Балашов. — М.: ГУУ, 2002. — 216 с.
2. Леднев, В.С. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. 2-е изд., перераб. / В.С. Леднев. — М.: Высшая школа, 1991. — 224 с.
3. Кубрушко, П.Ф. Содержание профессиональнопедагогического образования: монография. — 2-е изд., до-раб. / П.Ф. Кубрушко. — М.: Гардарики, 2006. — 207 с.
4. Лобова, Г.И. Теоретические и технологические основы профессиональной подготовки студентов к научноисследовательской деятельности: автореф. дис. ... д-ра пед. наук: (13.00.08) / Г.Н. Лобова. — М., 2002. — 40 с.
5. Момот, А.И. Организационно-методические основы активизации функционирования системы НИРС / А.И. Момот. — М.: НИИ высшего образования, 2001. — 88 с.
6. Балашов, В.В. Организация научной деятельности молодых ученых и студентов в высшем учебном заведении /
В.В. Балашов. — М.: ГАУ, 1997. — 349 с.
УДК 378
Ю.Ю. Харитонова, аспирантка
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный агроинженерный университет имени В.П. Горячкина»
теоретические аспекты изучения процесса становления субъекта профессиональной деятельности
Стратегическое направление экономического и социального развития нашей страны требует новых высококвалифицированных субъектов профессиональной деятельности во всех сферах, отличающихся прежде всего тем, что они являются носителями новейших знаний и технологий. Разработка концеп-
ции профессионального развития субъекта деятельности становится сегодня актуальной научнопрактической задачей.
Необходимо констатировать, что уже долгое время отечественные ученые [1-2] исследуют различные аспекты теории профессионализации. Ка-
35