Научная статья на тему 'Научно-исследовательская деятельность как фактор развития общекультурных компетенций студентов педагогического вуза'

Научно-исследовательская деятельность как фактор развития общекультурных компетенций студентов педагогического вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
255
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / МОТИВАЦИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ОБЩЕКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лаздина Т.И.

Важной задачей современного профессионального образования является развитие общекультурных компетенций студентов. В статье описаны общекультурные компетенции студентов педагогического вуза, выявлены факторы их развития. Выделены механизмы исследовательской деятельности, наиболее продуктивные образовательные технологии ее организации в педагогическом вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лаздина Т.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH ACTIVITIES AS THE FACTOR OF THE DEVELOPMENT OF GENERAL CULTURAL COMPETENCES OF STUDENTS OF PEDAGOGICAL UNIVERSITIES

The development of intercultural competence of students is an important task of modern professional education. The article describes the general cultural competences of students of pedagogical universities and factors of their development. The research mechanisms and the most productive educational technologies of the research organization in pedagogical universities are selected.

Текст научной работы на тему «Научно-исследовательская деятельность как фактор развития общекультурных компетенций студентов педагогического вуза»

УДК 378

научно-исследовательская деятельность как фактор

развития общекультурных

компетенций студентов педагогического вуза

Важной задачей современного профессионального образования является развитие общекультурных компетенций студентов. В статье описаны общекультурные компетенции студентов педагогического вуза, выявлены факторы их развития. Выделены механизмы исследовательской деятельности, наиболее продуктивные образовательные технологии ее организации в педагогическом вузе.

Ключевые слова: научно-исследовательская деятельность, интерактивные методы обучения, компетентность, мотивация, образовательная технология, общекультурная компетенция.

T. M. Aa3duHa T. I. Lazdina

research activities as the factor of the development of general cultural competences of students of pedagogical universities

The development of intercultural competence of students is an important task of modern professional education. The article describes the general cultural competences of students of pedagogical universities and factors of their development. The research mechanisms and the most productive educational technologies of the research organization in pedagogical universities are selected.

Keywords: research activities, interactive teaching methods, competence, motivation, educational technology, general cultural competence.

Отличительными особенностями образования в XXI веке является его ориентация на «свободное развитие человека», развитие его творческой инициативы, самостоятельность обучаемых, конкурентоспособность, мобильность будущих специалистов [1]. В связи с этим возрастает необходимость повышения профессиональной компетентности педагога, которая становится предметом специального всестороннего рассмотрения [2].

Введенный приказом Министерства труда и социальной защиты РФ профессиональный стандарт «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» предполагает не только установление единых требований к содержанию и качеству профессиональной педагогической деятельности, но и разработки федеральных государственных образовательных стандартов педагогического образования [3], в которых особое место отводится компетентности выпускников вуза.

Ссылаясь на исследования И. А. Зимней [4], отметим, что компетентность всегда есть актуальные проявление компетенции, и основанный на компетентности подход характеризуется усилением собственно прагматической и гуманистической направленности образовательного процесса. При этом «компетенцию» можно рассматривать как совокупность взаимосвязанных качеств личности, задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов. В то же время компетентность, по мнению А. В. Хуторского, - это владение человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Иными словами, компетенция это требование к образовательный подготовке обучаемого, а компетентность -определенное качество личности обучаемого и мини-

мальный опыт по отношению к деятельности в заданной сфере [5].

А. В. Хуторской отмечает необходимость детализации компетенций в зависимости от возрастной ступени обучения, учебного предмета и образовательный области и приводит следующий перечень компетенций: ценностно-смысловые, общекультурные, учебно-познавательные, информационные, коммуникационные, социально-трудовые и личностного самосовершенствования. Согласно этому в каждой образовательной области следует точно определить необходимое и достаточное число связанных между собой реальных изучаемых объектов, формируемых при этом знаний, умений, навыков и способов деятельности, составляющих содержание определенных компетенций [6].

Профессионально-педагогическое образование предусматривает в качестве конечного результата обучения на каждом уровне подготовки и направления освоение обучающимися общекультурных компетенций.

А. В. Хуторской считает, что общекультурная компетенция - широкий круг вопросов, по отношению к которым обучающийся должен быть хорошо осведомлен, а именно: познание и опыт деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры; духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов; компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени. Сюда же относится опыт освоения студентом научной картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира [7].

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту высшего профессионального

образования по направлению подготовки 44.04.04 - Профессиональное обучение (экономика и управление) (квалификация магистр) [8], утвержденному Приказом Ми-нобрнауки РФ от 19 мая 2010 г., выпускник магистратуры должен демонстрировать следующие общекультурные компетенции, т. е. способность и готовность:

- совершенствовать и повышать свой интеллектуальный и общекультурный уровень;

- самостоятельно осваивать новые методы исследования, изменять научный и научно-педагогический профиль своей профессионально-педагогической деятельности;

- свободно пользоваться русским и иностранным языками как средством делового общения;

- повышать уровень социально-профессиональной мобильности;

- использовать на практике навыки и умения организации научно-исследовательских, научно-отраслевых работ, управления коллективом;

- реализовывать профессионально-педагогическую деятельность на основе гуманитарных и культурных ценностей;

- формировать свой индивидуальный стиль профессионально-педагогической деятельности;

- принимать ответственность за свои решения в рамках профессиональной компетенции, принимать нестандартные решения, решать проблемные ситуации;

- осуществлять самооценку, ценностное социокультурное самоопределение, культурное саморазвитие;

- самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в профессионально-педагогической деятельности новые области знаний;

- использовать углубленные знания правовых и этических норм при оценке своей профессионально-педагогической деятельности;

- расширять и углублять свое научное мировоззрение;

- демонстрировать навыки работы в научном коллективе;

- демонстрировать активное общению в научной, отраслевой и социально-общественной сферах деятельности;

- глубоко осмысливать и формулировать диагностические решения профессионально-педагогических проблем путем интеграции фундаментальных и специализированных знаний в сфере профессионально-педагогической деятельности;

- проводить научные эксперименты и оценивать результаты исследований;

- анализировать, синтезировать и обобщать информацию;

- эксплуатировать современное оборудование (приборы) в соответствии с целями основной образовательной программы магистратуры;

- презентовать результаты своей научной деятельности.

Вместе с тем анализ выпускных квалификационных работ студентов и опыт преподавательской деятельнос-

ти показывает, что большинство студентов затрудняются в определении научного аппарата и теоретико-методологической базы исследования, положений, выносимых на защиту, оформлении выводов по разделам и заключения; некоторые студенты не выдерживают научно-исследовательский стиль, нарушают требования к оформлению списка литературы, используемой при написании работы, допускают орфографические, синтаксические и стилистические ошибки; отдельные студенты затрудняются в выборе математических методов обработки полученных данных и интерпретации результатов исследования. Кроме того, отдельные студенты не готовы принимать ответственность за свои решения в рамках профессиональной компетенции, решать проблемные ситуации.

Следует отметить, что вышеперечисленные общекультурные компетенции могут сформироваться только тогда, когда в познавательную активность вовлекается эмоционально-волевая сфера структуры личности, когда присутствует субъективная мотивация к восприятию знаний, когда получаемая информация имеет не только содержательный смысл, но и значимость. Кроме того, важным оказывается форма и способ передачи знаний, интерпретационные установки самого преподавателя. Именно от инициативности преподавателя, от его желания и умения думать, заниматься исследовательской деятельностью, творчеством зависит успех реализации на практике прогрессивных теорий, идей и концепций [9].

В связи с эти отметим, что формирование и развитие общекультурных компетенций студентов педагогического вуза должно осуществляться комплексно как в учебной, так и во внеучебной деятельности. С позиций компетен-тностного подхода студент из пассивного потребителя знаний должен превратиться в активного участника образовательного процесса. Задача преподавателя - помочь каждому студенту сформировать свою индивидуальную образовательную траекторию, заинтересовать предметом и сферой своей научной деятельности. Необходимо как можно более широко использовать метод проектов, проблемный метод обучения, привлекать студентов к научно-исследовательской деятельности.

Опрос студентов-бакалавров с целью выявления их готовности к обучению в магистратуре показал: четвертая часть студентов 3-4 курса направления «Профессиональное обучение (экономика и управление)» готовы заниматься научно-исследовательской деятельностью, но нуждаются в помощи при выборе темы исследования и научного руководителя. Объяснение этого явления можно найти в высказывании одного студента «За науку мало платят». Вместе с тем многие работающие старшекурсники отмечают возможность получения более высокой заработной платы и развития профессиональной карьеры посредством творческой научной деятельности по специальности.

Отдельные студенты первого-второго курса (участники школьных научно-практических конференций) готовы к изучению психолого-педагогических проблем в рамках научного сообщества студентов, но им необходимо профессиональное психологическое сопровождение (учеб-

ная нагрузка большая, необходима положительная мотивация на исследовательскую деятельность).

Традиционно понятие «научно-исследовательская работа студентов» (НИРС) отождествляется с формами привлечения студентов к научной работе кафедр, а также кафедральных и вузовских лабораторий, выполнению учебных исследовательских работ, реальных курсовых и дипломных работ, участию в конференциях, семинарах, конкурсах, выставках. Вместе с тем научно-исследовательская работа студентов предполагает их обучение основам исследовательского труда, привитие им определённых навыков, выполнение научных исследований под руководством преподавателей[10].

Исходя из этого, в системе научно-исследовательской деятельности студентов выделяется три направления:

1) научно-исследовательская деятельность, встроенная в учебный процесс (УИДС) - выполняется в отведенное расписанием занятий учебное время по специальному заданию в обязательном порядке каждым студентом под руководством преподавателя;

2) научно-исследовательская деятельность, дополняющая учебный процесс (НИДС) - реализуется в таких организационных формах, как работа научных кружков, исследовательских групп, студенческих конструкторских бюро, студенческих научно-исследовательских лабораторий и других подобных объединений; выполнение индивидуальных научных исследований; прикладных заданий; проведение состязательных и массовых научно-технических мероприятий: научно-практические конференции, семинары, симпозиумы, круглые столы, дискуссии, диспуты, встречи и др.; предоставление работ на конкурсы, смотры;

3) научно-исследовательская деятельность, параллельная учебному процессу (НИРС) предполагает не «ученический» уровень изысканий, а объективную общественную значимость ожидаемых и получаемых результатов [11].

Ведущими принципами организации научно-исследовательской работы студентов педагогического вуза как системы является обеспечение органического единства научного и учебного процессов и на этой основе повышение качества подготовки специалистов, усиление связи науки с практики, развитие инновационных процессов в образовании.

Правильно организованная и спланированная научно-исследовательская работа студентов в процессе обучения в педагогическом вузе выполняет ряд функций и способствует развитию общекультурных компетенций:

- мотивационную: развитие интереса к педагогической науке и исследовательской деятельности, ценностное социокультурное самоопределение, стимулирование самообразования, саморазвития;

- организационно-педагогическую: организации научно-исследовательских, научно-отраслевых работ, управления коллективом;

- оценочно-рефлексивную: осмысление и формулирование диагностических решений профессионально-педагогических проблем путем интеграции фундаментальных

и специализированных знаний в сфере профессионально-педагогической деятельности;

Для решения задач развития общекультурных компетенций в учебном процессе педагогического вуза нами используются активные и интерактивные формы проведения занятий (семинары в диалоговом режиме, дискуссии, компьютерные симуляции, деловые и ролевые игры, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги, групповые дискуссии). Например, в процессе изучения дисциплины «Инновационный менеджмент в образовании» студенты решают исследовательские задачи по определению состояния управления инновационным содержанием образования, инновационной деятельностью преподавателей, производят сбор исходных данных, необходимых для расчета эффективности инновационных процессов в образовательной организации.

В рамках дисциплины «Методология научного творчества» студенты составляют кластеры, списки статей по проблемам развития творчества, разрабатывают памятки «В помощь исследователю», делают подборку различных моделей исследования, оформляют сравнительные таблицы и принимают участие в мозговом штурме «Научное творчество как прогрессивный процесс», организацион-но-деятельностных играх «Учись учиться», «Пресс-конференция».

Научно-исследовательская деятельность, организуемая кафедрой профессиональной педагогики, психологии и управления традиционно реализуется в таких организационных формах, как выполнение индивидуальных научных исследований по заявке профессиональных образовательных организаций; проведение научно-практических конференций, пресс-конференций, методологических семинаров для студентов магистратуры, студенческих научных форумов. В рамках форума проводятся дискуссионные и презентационные площадки, коворкинг, мастер-классы, тренинги и др.

Обобщая сказанное выше, можно утверждать, что исследовательская деятельность является сложным и многомерным процессом, в ходе реализации которого всесторонне развиваются все составляющие общих компетенций и растет уровень профессионализма выпускника педагогического вуза.

1. Зимняя И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата современного образования // Интернет-журнал «Эйдос». 2006. 5 мая. URL: http://www.eidos. ru/journal/2006/0505.htm (дата обращения 25.12.2014).

2. Маркова А. К. Психология профессионализма. М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. 312 с.

3. Профессиональный стандарт «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования». URL: http://www.fgosprofobr.ru/ (дата обращения 25.12.2014).

4. Зимняя И. А. Общая культура и социально-профессиональная компетентность человека // Высшее образование сегодня. 2005. № 11. С. 14-20.

5. Хуторской А. В. Определение общепредметного содержания и ключевых компетенций как характеристика нового подхода к конструированию образовательных стандартов». URL: http://www.eidos.ru/journal/2002/0423. htm (дата обращения 25.12.2014).

6. Хуторской А. В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты. Доклад на отделении философии образования и теории педагогики РАО 23 апреля 2002. Центр «Эйдос». URL: http://www.eidos.ru/journal/2002/0423. htm (дата обращения 25.12.2014).

7. Хуторской А. В. Дидактическая эвристика: Теория и технология креативного обучения. М.: Изд-во МГУ, 2003. 416 с.

8. Приказ Минобрнауки РФ от 16.04.2010 N 377 (ред. от 31.05.2011) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 051000 Профессиональное обучение

(по отраслям) (квалификация (степень) «магистр») // URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 30.11.2014)

9. Швец И. М. Современные педагогические технологии в контексте ФГОС третьего поколения: учеб. пособие. Н. Новгород: Изд-во НГУ им. Н. И. Лобачевского, 2010. 126 с.

10. Чупрова Л. В. Научно-исследовательская работа студентов в образовательном процессе вуза // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). СПб.: Реноме, 2012. С. 380-383.

11. Яркова Т. А. Научные основы организации научно-исследовательской деятельности студентов в педагогическом вузе // Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 3. С. 215-228.

© Лаздина Т. И., 2015

УДК 372.881.111.22

возможности использования

корпоративных ресурсов в социальной сети facebook

при обучении немецкому языку в вузе

В статье исследуются особенности немецкоязычной корпоративной коммуникации в социальной сети Facebook, касающиеся структуры и функциональных возможностей ресурса, особенностей создания контента для различных целевых групп, правил и норм корпоративной идентичности и лингвостилистических особенностей. Обсуждаются возможности использования учебных заданий, разработанных на основе материалов корпоративной коммуникации в социальной сети Facebook для развития навыков и компетенций студентов вузов в сфере профессиональной онлайн-коммуникации.

Ключевые слова: корпоративная онлайн-коммуни-кация, социальные медиа, социальные сети, Facebook, профессионально ориентированное обучение немецкому языку.

М. А. Морозова M. A. Morozova

corporate facebook resources as a tool for teaching german for specific purposes in higher education institutions

The article examines the features of German corporate communication in social network Facebook that are related to the structure and functionality of the resource, content for different target groups, rules and regulations of corporate identity, linguistic and stylistic features. The ways of use of language learning tasks based on the materials of corporate communication in social network Facebook for development German for specific purposes skills and professional online communication competences are discussed.

Keywords: corporate online communication, social media, social networks, Facebook, German for specific purposes.

В современной бизнес-среде для достижения целей корпоративной коммуникации все более значимыми становятся социальные медиа, наиболее распространенными среди которых являются микроблоги, блоги и социальные сети. Заинтересованность немецкоязычных предприятий в использовании социальных медиа определяется целями, которые преследуют предприятия. По данным немецкого интернет-портала статистики Statista. de, 33 % предприятий используют эти каналы коммуникации для повышения уровня известности / узнаваемости

компании, 28 % - для более тесного контакта с клиентами, 21 % компаний использует в качестве платформы для маркетинга, 11 % - для повышения уровня продаж / сбыта, 4 % - общение с целевыми аудиториями и 3 % - клиентская поддержка [1].

Социальная сеть Facebook - один из социальных медиа, который наиболее активно используется как крупными и известными компаниями и организациями, так и небольшими фирмами. Отличием Facebook от других социальных сетей является преобладание информатив-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.