Научная статья на тему 'Возможности использования корпоративных ресурсов в социальной сети Facebook при обучении немецкому языку в вузе'

Возможности использования корпоративных ресурсов в социальной сети Facebook при обучении немецкому языку в вузе Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
155
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРПОРАТИВНАЯ ОНЛАЙН-КОММУНИ-КАЦИЯ / СОЦИАЛЬНЫЕ МЕДИА / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / FACEBOOK / ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ НЕМЕЦКОМУ ЯЗЫКУ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Морозова М.А.

В статье исследуются особенности немецкоязычной корпоративной коммуникации в социальной сети Facebook, касающиеся структуры и функциональных возможностей ресурса, особенностей создания контента для различных целевых групп, правил и норм корпоративной идентичности и лингвостилистических особенностей. Обcуждаются возможности использования учебных заданий, разработанных на основе материалов корпоративной коммуникации в социальной сети Facebook для развития навыков и компетенций студентов вузов в сфере профессиональной онлайн-коммуникации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CORPORATE FACEBOOK RESOURCES AS A TOOL FOR TEACHING GERMAN FOR SPECIFIC PURPOSES IN HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS

The article examines the features of German corporate communication in social network Facebook that are related to the structure and functionality of the resource, content for different target groups, rules and regulations of corporate identity, linguistic and stylistic features. The ways of use of language learning tasks based on the materials of corporate communication in social network Facebook for development German for specific purposes skills and professional online communication competences are discussed.

Текст научной работы на тему «Возможности использования корпоративных ресурсов в социальной сети Facebook при обучении немецкому языку в вузе»

5. Хуторской А. В. Определение общепредметного содержания и ключевых компетенций как характеристика нового подхода к конструированию образовательных стандартов». URL: http://www.eidos.ru/journal/2002/0423. htm (дата обращения 25.12.2014).

6. Хуторской А. В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты. Доклад на отделении философии образования и теории педагогики РАО 23 апреля 2002. Центр «Эйдос». URL: http://www.eidos.ru/journal/2002/0423. htm (дата обращения 25.12.2014).

7. Хуторской А. В. Дидактическая эвристика: Теория и технология креативного обучения. М.: Изд-во МГУ, 2003. 416 с.

8. Приказ Минобрнауки РФ от 16.04.2010 N 377 (ред. от 31.05.2011) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 051000 Профессиональное обучение

(по отраслям) (квалификация (степень) «магистр») // URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 30.11.2014)

9. Швец И. М. Современные педагогические технологии в контексте ФГОС третьего поколения: учеб. пособие. Н. Новгород: Изд-во НГУ им. Н. И. Лобачевского, 2010. 126 с.

10. Чупрова Л. В. Научно-исследовательская работа студентов в образовательном процессе вуза // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). СПб.: Реноме, 2012. С. 380-383.

11. Яркова Т. А. Научные основы организации научно-исследовательской деятельности студентов в педагогическом вузе // Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 3. С. 215-228.

© Лаздина Т. И., 2015

УДК 372.881.111.22

возможности использования

корпоративных ресурсов в социальной сети facebook

при обучении немецкому языку в вузе

В статье исследуются особенности немецкоязычной корпоративной коммуникации в социальной сети Facebook, касающиеся структуры и функциональных возможностей ресурса, особенностей создания контента для различных целевых групп, правил и норм корпоративной идентичности и лингвостилистических особенностей. Обсуждаются возможности использования учебных заданий, разработанных на основе материалов корпоративной коммуникации в социальной сети Facebook для развития навыков и компетенций студентов вузов в сфере профессиональной онлайн-коммуникации.

Ключевые слова: корпоративная онлайн-коммуни-кация, социальные медиа, социальные сети, Facebook, профессионально ориентированное обучение немецкому языку.

М. А. Морозова M. A. Morozova

corporate facebook resources as a tool for teaching german for specific purposes in higher education institutions

The article examines the features of German corporate communication in social network Facebook that are related to the structure and functionality of the resource, content for different target groups, rules and regulations of corporate identity, linguistic and stylistic features. The ways of use of language learning tasks based on the materials of corporate communication in social network Facebook for development German for specific purposes skills and professional online communication competences are discussed.

Keywords: corporate online communication, social media, social networks, Facebook, German for specific purposes.

В современной бизнес-среде для достижения целей корпоративной коммуникации все более значимыми становятся социальные медиа, наиболее распространенными среди которых являются микроблоги, блоги и социальные сети. Заинтересованность немецкоязычных предприятий в использовании социальных медиа определяется целями, которые преследуют предприятия. По данным немецкого интернет-портала статистики Statista. de, 33 % предприятий используют эти каналы коммуникации для повышения уровня известности / узнаваемости

компании, 28 % - для более тесного контакта с клиентами, 21 % компаний использует в качестве платформы для маркетинга, 11 % - для повышения уровня продаж / сбыта, 4 % - общение с целевыми аудиториями и 3 % - клиентская поддержка [1].

Социальная сеть Facebook - один из социальных медиа, который наиболее активно используется как крупными и известными компаниями и организациями, так и небольшими фирмами. Отличием Facebook от других социальных сетей является преобладание информатив-

но-интеллектуального содержания над развлекательным: коммуникация в социальной сети ориентирована на общение, а не на продажи [2, с. 43]. Данный ресурс является платформой коммуникации в режиме диалога (нем. digitale Dialogplattform) [3, с. 17], который активно используется для установления прямого контакта с целевой аудиторией, оказания влияния на общественный дискурс и участия в формировании общественного мнения об организации, ее имиджа [3, с. 17]. По данным австрийской торговой палаты только в Австрии число активных акка-унтов в Facebook в 2014 г. составило 2,9 миллиона, т. е. 48 % австрийцев имеют свой аккаунт в этой сети. Важно отметить, что использование данного сервиса в личных целях все чаще смешивается с профессиональными целями [4, с. 1].

Согласно данным нашего исследования ресурсов 250 немецкоязычных компаний различного масштаба (мелкие, средние и крупные), относящихся к различным сферам деятельности: информационные технологии, производство (автомобилестроение, пищевая промышленность), торговля (различные группы товаров), сфера услуг (транспортные и финансовые услуги, услуги связи) и др., число компаний, использующих Facebook, составляет 61,6 %.

Исследователи отмечают наличие специфических особенностей корпоративной коммуникации в социальных медиа, в том числе лингвостилистических, которые проявляются на всех уровнях языка (от лексики до синтаксиса) [5, с. 14-15; 6, с. 10-13]. Навыкам использования данных особенностей необходимо обучать в курсе иностранного языка при обучении профессиональной коммуникации в вузе.

Корпоративная коммуникация в Facebook обнаруживает четыре группы особенностей. Первая группа связана со структурой и функциональными возможностями ресурса, вторая группа - с созданием контента для определенного адресата, третья группа касается корпоративного онлайн-дискурса, к четвертой группе относятся лингвостилистические особенности.

В Facebook личные профили предназначены для частных лиц, а страницы - для бизнеса. Facebook предлагает дополнительные возможности для создания корпоративных страниц, которых нет в личном профиле [7, с. 16-18]. Элементами, относящимися к структуре корпоративной страницы в Facebook, являются: логотип компании, обложка страницы, возможность отправления сообщения администратору страницы, раздел информации о компании, вкладки и приложения на странице, отображение количества подписчиков страницы, возможность публикации новой заметки, картинки, статуса в ленте новостей, заметка с прикрепленным видеороликом, публикации пользователей на странице компании, вехи в хронике, выделение / скрытие / удаление постов в ленте новостей, размещение визуального контента на странице, возможность размещения нескольких разновидностей рекламных объявлений и рекламных новостей в Facebook с загрузкой картинки или без нее, возможности настройки таргетинга для измерения и анализа аудитории контекстных объявлений,

возможность измерения результативности продвижения страницы компании в Facebook (метрики, показывающие охват аудитории, активность аудитории и отношение аудитории к бренду) и др. В Facebook-хронологии имеется возможность оформления страницы, где компания может продемонстрировать перечень своих продуктов и историю публикаций в хронологическом порядке.

Контент корпоративной коммуникации в Facebook ориентирован на две основные целевые аудитории: «бизнес-бизнес» (англ. B2B, business-to-business), и «бизнес-массовый рынок / клиент», (англ. B2C, business-to-customer).

Для коммуникации в сфере «бизнес-бизнес» характерны следующие особенности:

- структурирование и разграничение целевой аудитории, чтобы обращение к каждой целевой группе сделать индивидуальным;

- наличие глубоких специальных знаний у автора публикаций, которые позволят общаться на узкоспециальные темы;

- соблюдение определенной дистанции при общении с партнерами или соискателями, проявляющиеся в отсутствии прямого обращения и употреблении вежливой формы «Вы»;

- избирательное представление информации в Facebook - в виде тизера, т. е. рекламного сообщения, содержащего только часть информации, с целью пробудить интерес читателей. При этом сообщение должно заключать в себе уникальное торговое предложение (англ. Unique Selling Proposition, нем. Alleinstellungsmerkmal, Verkaufsargument), в котором будет содержаться ссылка на более детальную информацию, размещенную на сайте компании;

- принятие коммуникативных мер для оперативного реагирования на негативные сообщения и комментарии читателей. [8].

Примером коммуникации в сфере «бизнес-бизнес» может служить аккаунт в Facebook немецкой химической компании Henkel AG &Co. KGaA (URL: https://www. facebook.com/henkeldeutschland). На первой странице профиля обсуждаются темы, касающиеся технологий производства, различных мероприятий компании, сотрудничества с партнерами и ведущими специалистами, отсутствует прямая реклама товара.

Для коммуникации «бизнес-массовый рынок / клиент» характерны неофициальный стиль общения и наличие социально значимого контента, поскольку такая коммуникация ориентирована на формирование лояльности клиентов. Примером может служить размещенный на странице Facebook компании TchiboGmbH (URL: https:// www.facebook.com/video.php?v=890741714269851) социальный ролик о мальчике, проявившем чуткость к одинокому человеку, сопровождающийся сообщением в стиле бытового общения: Pssst... exklusiv für euch: Der Director's Cutvonunserem Weihnachts film. - Тссс... Только для вас: монтаж нашего рождественского фильма (здесь и далее перевод автора).

Корпоративный дискурс проявляется в следовании правилам и нормам корпоративной идентичности, иници-

ировании диалога и поддержании продолжительного общения. Примером может служить сообщение в Facebook рекламного агентства elbkindGmbH: elbkinderhabendieun-terschiedlichsten

Hobbys... Willkommenan Bord, Debbie! - У каждого «эльбкиндера» свое увлечение... Добро пожаловать на борт, Дебби! (URL: https://www.facebook.com/elbkind-GmbH/posts/10153047748980419). В тексте использованы два приема, подчеркивающие единство коллектива: использование образованного от названия компании существительного «elbkinder», которым автор называет всех сотрудников компании, и дружеское приглашение «на борт», т. е. в коллектив.

Для корпоративного дискурса также характерно инициирование диалога с читателями. Так, компания Haribo предлагает читателям придумать название для самолета в виде упаковки со сладостями фирмы и выиграть билет на самолет до Нью Йорка: Bald startet der brandneue TROPIFRUTTI-Flieger zu seinem Jungfernflug nach New York! Doch noch hat er keinen Namen... Helft uns, einen zu finden und gewinnt 2 New York-Tickets. - Новенький самолет с тропическими фруктами скоро вылетает в Нью Йорк! Но у него еще нет названия... Помогите нам его придумать и выиграйте два билета до Нью Йорка (URL: https://www.facebook.com/ haribo/photos/a.290054337249.147997.290017302249/ 10153051605067250/?type=1&theater).

Вежливый тон является важной особенностью корпоративной коммуникации в Facebook. Использование формул вежливости характерно для комментирования и ответов на комментарии: Wir wün scheneucheintolles Wochenende. - Желаем вам хороших выходных (URL: https://www.facebook.com/rossmann. gmbh/photos/a.373818808434.157584.354412263434/ 10152424053323435/?type=1&theater). Согласно корпоративной этике, реакция на негативные отзывы читателей также должна быть исключительно вежливой.

Лингвостилистические особенности корпоративной коммуникации в Facebook обусловлены сочетанием книжно-письменного и разговорного стилей [5, с. 15], при этом в текстах отмечается наличие профессиональных устно-разговорных особенностей. Указанные особенности затрагивают все языковые уровни: фонетический, лексический, синтаксический. В частности, лексический и синтаксический уровни могут быть проиллюстрированы следующими примерами:

- профессиональная терминология: Hauptschalter -главный выключатель (URL: https://www.facebook.com/ Yellostrom/photos/a.264419010262605.58466;

201065353264638/703226086381893/?type=1&theater);

- разговорная лексика: Energiefresser - пожиратели энергии (URL: http://www.yellostrom.de/blog/2014/08/wahre-liebe-ist-gelb-yello-ist-15-und-trifft-treue-kunden/);

- англицизмы: Bluescreensam Handgelenk - «синий» экран на запястье (URL: https://www.facebook. com/CHI P/photos/a. 182846728306.126323.179800383306/ 10152784291153307/?type=1 &theater);

- междометия: Ach, übrigens: ... - Ах, впрочем: ... (URL: https://www.facebook.com/conradelectronic/ photos/a.156351846246.1 19625.108203816246/ 10152187888021247/?type=1 &theater);

- диалектизмы: Servusmiteinand! - Привет всем! (URL: https://www.facebook.com/Yellostrom/ posts/715336788504156);

- восклицательные и вопросительные предложения: Entdeckeunsereneuen Herbst Styles! Welcher darf in deinem Kleiderschrank nicht fehlen? - Открой для себя новый осенний стиль! Какой из них не может отсутствовать в твоем гардеробе? (URL: https://www.facebook.com/zalando/ photos/a. 10154651912865537.1073741978.365604620536/ 10154651912990537/?type=1 &theater);

- эллиптические предложения: Schonprobiert? -Уже попробовали! (URL: https://www.facebook.com/ lindtswitzerland/photos/a.492413371010.296246. 189607006010/10152659205826011 /?type= 1 &theater);

- распространенные и сложные предложения: Haben Sie gewusst, dass sich unser Schokoladenkonsum pro Kopf seit 1950 verdoppelt hat? - Вы знали, что потребление шоколада на каждого с 1950 г. увеличилось вдвое? (URL: https://www.facebook.com/lindtswitzerland/ photos/a.492413371010.296246.189607006010/ 10152554116671011 /?type=1 &theater);

- бессоюзные сложные предложения с двоеточием: Es ist geschafft: Pünktlich zur Bilanzpressekonferenz am Montag wird unser neuer Unternehmensfilm veröffentlicht. -Успели: точно к началу отчетной пресс-конференции в понедельник будет показан наш новый фильм о предприятии. (URL: https://www.facebook.com/haniel. fhc/photos/a. 196899310343454.47832.192977094069009/ 747299545303425/?type=1&theater).

В письменной разговорной речи зачастую наблюдается избыточное использование знаков препинания и букв для выражения эмоционально-экспрессивного отношения к чему-либо [9, с. 43-44]: Oh My God!! Du warst noch nicht auf unserer Hello Facebook Seite????? Dann besuch uns jetzt und lass dich auch von der HELLO Maniamitreissen!!! Nicetosweeeeeeeeeeeeeeeetyou! - О, боже!! Ты еще не был на нашей странице в Facebook????? Тогда милости просим прямо сейчас, позволь себе увлечься HELLO Mania!!! Насладись изысканным вкусом! (URL: https://www. facebook.com/lindtswitzerland/posts/10152537879616011) и др. Многократное употребление знаков препинания в данном случае является одним из способов выражения эмоционального состояния автора.

Выявленные особенности корпоративной коммуникации в Facebook позволяют сделать предположение о том, что материалы данного ресурса (тексты сообщений, комментарии пользователей и ответы сотрудников компании на комментарии) могут использоваться для формирования необходимых компетенций профессионально ориентированной иноязычной онлайн-коммуникации. В систему заданий на основе использования корпоративных ресурсов в социальных сетях предлагается включить: языковые и речевые упражнения, условно-коммуникативные и реально-коммуникативные, дискурсивные задания,

а также задания на формирование компетенций в сфере межкультурной коммуникации [10, с. 18-19]. Языковые и речевые упражнения направлены на семантизацию языковых единиц (лексических единиц, речевых клише) и автоматизацию языковых и речевых навыков; коммуникативные задания основаны на решении коммуникативных задач и должны включать речевой стимул, побуждающий к решению поставленной задачи с использованием изученных речевых средств. Согласно определению дискурсивных умений [11, с. 9], дискурсивные упражнения направлены на достижение коммуникативной цели на основе учета стилистического, жанрового, социокультурного, психологического и эмоционального факторов, с использованием средств когезии и когерентности. Языковые упражнения нацелены на формирование языковых компетенций, связанных с умением поддерживать диалог с клиентом, вежливо реагировать на критику и негативные комментарии, уместным использованием специальной терминологии и разговорной лексики, развивающих навыки чтения и письменной речи. Примерами заданий, направленных на развитие умений и компетенции разного уровня, могут служить следующие:

1. Прочитайте сообщение компании Tchibo на своей страницев Facebook(URL:https://www.facebook.com/tchibo. de/photos/a.222907091053320.70154.164428853567811/ 854396727904350/?type=1&theater). Какие языковые средства используются для привлечения внимания читателей?

2. Прочитайте сообщение компании HARIBO Deutschland (URL: https://www.facebook.com/haribo/ photos/a.290054337249.147997.290017302249/ 10152687185277250/ ?type=1&theater). С какой целью для данного контекста выбрано побуждение «Vorsicht» (осторожно), использующееся, как правило, для предупреждения об опасности или призыва к осторожности?

3. Прочитайте информацию о компании Henkel Deutschland в профиле Facebook (URL: https://www. facebook.com/ henkeldeutschland/ info?ref=page_internal) и на сайте компании (URL: http://www.henkel.de/ unternehmen). Определите сходства и различия представления информации.

4. Прочитайте сообщение компании Zalando на своей странице в Facebook и комментарии на это сообщение (URL: https://www.facebook.com/ zalando/photos/ a.10154618141885537.1073741975.365604620536/ 10154618146085537/?type=1 &theater). Как бы вы обратились к читателям, чтобы побудить их к активному комментированию?

5. Прочитайте комментарий читателя и ответ компании Henkel (URL: https://www.de-de.facebook.com/ henkeldeutschland/posts/ 761474420565598). Оцените корректность ответа. Как бы вы отреагировали на это сообщение?

6. Прочитайте сообщение компании Zalando на своей странице в Facebook (URL: https://www.facebook.com/ zalando/photos/-a.440611735536.369700.365604620536/ 10154670685795537/?type=1 &theater). Определите, какие лингвистические и экстралингвистические средства ис-

пользует компания, чтобы привлечь внимание к своему товару.

7. Предложите варианты названия профиля компании Schwarzkopf Professional Deutschland (URL: https://www. facebook.com/SchwarzkopfProfessionalDeutsch).

8. Ознакомьтесь со слоганами профилей компании QSC AG (URL: https://www.facebook.com/QSCAG), Otto-Group (URL: https://www.facebook.com/ottogroupkarriere) и HARIBO Deutschland (URL: https://de-de.facebook.com/ haribo) в Facebook. Какую роль они выполняют и насколько эффективными с точки зрения коммуникации с клиентами и др. целевыми аудиториями являются?

9. Изучите материалы сайта компании Ludwig Görtz GmbH и подготовьте материал для создания профиля этой компании в Facebook: определите важные параметры профиля первой страницы, подготовьте темы для информационного наполнения страниц.

10. Прочитайте несколько сообщений в разделе «Публикации на странице» компании Tchibo GmbH в профиле Facebook (URL: https://www.facebook.com/tchibo.de). Проанализируйте, какие темы волнуют пользователей, и предложите несколько значимых для них тем для обсуждения.

Разработка комплекса заданий на основе корпоративных материалов в социальной сети Facebook с учетом профессиональных интересов обучающихся позволит расширить доступ студентов к актуальным аутентичным материалам по профилю их обучения и даст возможность развивать значимые для современного специалиста компетенции в сфере профессиональной иноязычной он-лайн-коммуникации.

1. Was ist der Hauptgrund für die Anwendung von Social Media in Ihrem Unternehmen? URL: http://de.statista. com/statistik/daten/studie/214159/umfrage/gruende-fuer-die-nutzung-von-social-media-durch-unternehmen/ (дата обращения 06.10.2014).

2. Горошко Е. И., Никитенко О. П. Эффективность социального веба в организационных коммуникациях (на примере использования социальной сети Фейсбук) // Инновационные технологии бизнес-коммуникаций: стратегии и тактики: материалы междунар. науч.-практ. конф. Серия: Коммуникативные исследования. М.: Изд-во НИУ ВШЭ, 2011. Вып. 7. C. 39-49.

3. Belvederesi-Kochs R. Erfolgreiche PR im Social Web. Bonn: Galileo Press, 2013. 522 s.

4. Social Media Guidelines. Version 4.0. E-Center der WKÖ, 2013. 17 s. URL: http://www.eday.at/2013/download/ wko-socialmedia-guidelines_version_4_0.pdf (дата обращения 11.10.2014).

5. Добросклонская Т. Г. Медиалингвистика: системный подход к изучению языка СМИ (современная английская медиаречь): учеб. пособие. М.: Флинта, 2008. 263 с.

6. Щипицина Л. Ю. Комплексная лингвистическая характеристика компьютерно-опосредованной коммуникации (на материале немецкого языка): автореф. дис. ... д-ра филол. наук. Воронеж, 2011. 40 с.

7. Филина О. Facebook - эффект для бизнеса и самопиара. Киев: АгенцияАЙПИО, 2014. 182 с.

8. Tipps und Best Practice: So geht Unternehmenskommunikation auf Facebook. URL: http://www.t3n.de/magazin/ unternehmenskommunikation-social-web-b2b-facebook-234652/ (дата обращения 13.10.2014).

9. Аржанцева Т. В. Нетрадиционные средства синтагматического членения письменной разговорной речи в условиях интерактивной сетевой коммуникации // Ученые записки Таврического национального университета им. В. И. Вернадского. Серия «Филология. Социальные коммуникации». Т. 25 (64). No 1. Ч. 1. С. 38-46.

УДК 37.014

проблемы интеграции

образовательного пространства республики казахстан

в условиях продолжающихся

глобализационных процессов

В статье автор рассматривает проблемы модернизации высшего профессионального образования Республики Казахстан в условиях глобализационных процессов. Раскрывает теоретические аспекты создания единого образовательного пространства с точки зрения политических измерений. Формулирует ряд проблем образовательной политики Республики Казахстан, связанных с интеграцией в европейское образовательное пространство.

Ключевые слова: интеграция, образовательное пространство, глобализация, Болонский процесс, кредитная система, Государственная программа, стратегия.

Несмотря на то, что начало интеграции образования Республики Казахстан в европейское образовательное пространство положено достаточно давно, данный вопрос не теряет своей актуальности. Остается ряд нерешенных вопросов как теоретического характера, касающегося определения основных понятий Болонского процесса, так и методологического. Вопросы реформирования национальных систем образования, формирования стандартов образования, учебных планов и программ, реализации кредитной системы, а также ряд других требуют своего разрешения.

Необходимость создания единого образовательного пространства наглядно показывает объединение Европы в единое экономическое пространство, предусматривающее создание единой финансовой, политической, культурной и социальной среды. Его отсутствие является сдерживающим фактором в реализации процессов глобализации, затрагивающих не только европейское сообщество, в этом случае следует говорить о мировой тенденции

10. Кочетурова Н. А. Методика обучения иноязычной электронной коммуникации на основе телекоммуникационных проектов (в неязыковом вузе): автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2009. 22 с.

11. Евстигнеева И. А. Методика развития дискурсивных умений студентов на основе современных информационных и коммуникационных технологий: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2013. 26 с.

© Морозова М. А., 2015

T. C. Myxmapoe T. S. Mukhtarov

problems of integration of the educational environment of the republic of kazakhstan in the context of the ongoing globalization processes

This article considers the problems of modernization of higher professional education of the Republic of Kazakhstan in the conditions of globalization. The author reveals the theoretical aspects of creating a common educational space from the point of view of political dimensions. A number of the challenges in the education policy of the Republic of Kazakhstan related to the integration into the European educational space are formulated.

Keywords: integration, educational space, globalization, the Bologna process, the credit system, the State program, Strategy.

этого процесса. Так, Болонский процесс, который стал механизмом интеграции образовательного пространства, затрагивает и азиатские страны, среди которых Республика Казахстан - первое государство на постсоветском пространстве, вступившее в данный процесс.

Стоит отметить, что интеграция образовательной сферы рассматривается не только как интеграция образования, а более широко: как единое исследовательское, образовательное и культурное пространство. Создание такого пространства преследует политические, экономические и научно-образовательные цели.

Формирование единого европейского пространства высшего образования, которое в современных условиях становится массовым, вызвано необходимостью свободного движения рабочей силы, что требует признания дипломов других государств. В свою очередь, это требует изменений не только образовательного законодательства стран, вошедших в Болонский процесс, но и пересмотра взаимосвязи образования и рынка труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.