Научная статья на тему 'НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ АСПИРАНТОВ ВУЗОВ РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ'

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ АСПИРАНТОВ ВУЗОВ РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
195
33
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АСПИРАНТУРА / АСПИРАНТЫ / ДИССЕРТАЦИЯ / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ГРАНТЫ / НАУЧНАЯ СТАТЬЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зерчанинова Татьяна Евгеньевна, Алаторцева Ирина Сергеевна

В настоящее время обозначен новый этап реформирования аспирантуры как третьей ступени высшего образования. Все принимаемые государством меры направлены на увеличение числа защит диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук по окончанию аспирантуры. Однако процент выпускников аспирантуры, защитивших диссертации, неуклонно снижается каждый год. Цель исследования - выявить проблемы научно-исследовательской деятельности аспирантов вузов России и предложить пути их решения. Для сбора данных использованы следующие методы: анализ официальных документов, онлайн-анкетирование и свободное интервью. В анкетировании приняло участие 386 аспирантов из 42 вузов России. В результате исследования выявлены основные проблемы научно-исследовательской деятельности аспирантов вузов России: низкая результативность аспирантуры (в 2019 г. только 10,5% выпускников аспирантуры защитили диссертации); нехватка необходимых ресурсов (финансовых, материально-технических и т.п.) для проведения эмпирического исследования, эксперимента, особенно эта проблема актуальна для представителей технических специальностей; низкая публикационная активность аспирантов; недостаточное сопровождение научно-исследовательской деятельности аспирантов со стороны научного руководителя, выпускающей кафедры и других структур вуза; необходимость совмещать работу с аспирантурой; недостаточный уровень финансовой поддержки научно-исследовательской деятельности аспирантов со стороны государства и вуза; недостаток у аспирантов необходимых знаний, умений и навыков для осуществления научно-исследовательской деятельности и написания диссертации на соискание ученой степени кандидата наук; проблемы в организации образовательного процесса в аспирантуре. По результатам проведенного исследования сделаны предложения, которые могут способствовать решению выявленных проблем в сфере отбора аспирантов, развития образовательного компонента программ аспирантуры, государственной итоговой аттестации, публикационной активности и финансовой поддержки аспирантов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зерчанинова Татьяна Евгеньевна, Алаторцева Ирина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH ACTIVITIES OF GRADUATE STUDENTS OF RUSSIAN UNIVERSITIES: PROBLEMS AND SOLUTIONS

At present, a new stage of reforming postgraduate studies as the third stage of higher education has been identif ed. All measures taken by the state are aimed at increasing the number of defenses of dissertations for the degree of candidate of sciences at the end of graduate school. However, the percentage of PhD graduates who have defended their dissertations has been steadily declining every year. T e purpose of the study is to identify the problems of research activities of graduate students of Russian universities and propose ways to solve them. T e following methods were used to collect data: analysis of of cial documents, online survey and free interview. 386 postgraduate students from 42 Russian universities took part in the survey. As a result of the study, the main problems of research activities of postgraduate students of Russian universities were identif ed: low performance of postgraduate studies (in 2019, only 10,5% of graduate students defended their dissertations); lack of necessary resources (f nancial, material and technical, etc.) for conducting empirical research, experiment, this problem is especially relevant for representatives of technical specialties; low publication activity of graduate students; insuf cient support of the research activities of graduate students by the scientif c supervisor, the graduate department and other structures of the university; the need to combine work with graduate school; insuf cient level of f nancial support for research activities of graduate students from the state and the university; lack of the necessary knowledge, skills and abilities among postgraduates to carry out research activities and write a dissertation for the degree of candidate of sciences; problems in the organization of the educational process in graduate school. Based on the results of the study, proposals were made that can contribute to solving the identif ed problems in the selection of graduate students, the development of the educational component of postgraduate programs, state f nal attestation, publication activity and f nancial support for graduate students.

Текст научной работы на тему «НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ АСПИРАНТОВ ВУЗОВ РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 18. СОЦИОЛОГИЯ И ПОЛИТОЛОГИЯ. 2021. Т. 27. № 3

DOI: 10.24290/1029-3736-2021-27-3-62-79

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ АСПИРАНТОВ ВУЗОВ РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ

Т.Е. Зерчанинова, канд. социол. наук, доц., зав. кафедрой регионального и муниципального управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, ул. 8 Марта, д. 66, г. Екатеринбург, Российская Федерация, 620144*

И.С. Алаторцева, ст. преподаватель кафедры регионального и муниципального управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, ул. 8 Марта, д. 66, г. Екатеринбург, Российская Федерация, 620144**

В настоящее время обозначен новый этап реформирования аспирантуры как третьей ступени высшего образования. Все принимаемые государством меры направлены на увеличение числа защит диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук по окончанию аспирантуры. Однако процент выпускников аспирантуры, защитивших диссертации, неуклонно снижается каждый год. Цель исследования — выявить проблемы научно-исследовательской деятельности аспирантов вузов России и предложить пути их решения. Для сбора данных использованы следующие методы: анализ официальных документов, онлайн-анкетирование и свободное интервью. В анкетировании приняло участие 386 аспирантов из 42 вузов России. В результате исследования выявлены основные проблемы научно-исследовательской деятельности аспирантов вузов России: низкая результативность аспирантуры (в 2019 г. только 10,5% выпускников аспирантуры защитили диссертации); нехватка необходимых ресурсов (финансовых, материально-технических и т.п.) для проведения эмпирического исследования, эксперимента, особенно эта проблема актуальна для представителей технических специальностей; низкая публикационная активность аспирантов; недостаточное сопровождение научно-исследовательской деятельности аспирантов со стороны научного руководителя, выпускающей кафедры и других структур вуза; необходимость совмещать работу с аспирантурой; недостаточный уровень финансовой поддержки научно-исследовательской деятельности аспирантов со стороны государства и вуза; недостаток у аспирантов необходимых знаний, умений и навыков для осуществления научно-исследовательской деятельности и написания диссертации на соискание ученой степени кандидата наук; проблемы в организации образовательного процесса в аспирантуре. По результатам проведенного исследования сделаны предложения, которые могут способствовать решению выявленных проблем в сфере отбора

* Зерчанинова Татьяна Евгеньевна, e-mail: zerchaninova-te@ranepa.ru

** Алаторцева Ирина Сергеевна, e-mail: planeta421993@mail.ru

аспирантов, развития образовательного компонента программ аспирантуры, государственной итоговой аттестации, публикационной активности и финансовой поддержки аспирантов.

Ключевые слова: аспирантура, аспиранты, диссертация, научно-исследовательская деятельность, гранты, научная статья.

RESEARCH ACTIVITIES OF GRADUATE STUDENTS OF RUSSIAN UNIVERSITIES: PROBLEMS AND SOLUTIONS

Zerchaninova Tatiana E., Candidate of Sociology, Associate Professor, Head of the Department of Regional and Municipal Management, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA), March 8 st., 66, Ekaterinburg, Russian Federation, 620144, e-mail: zerchaninova-te@ranepa.ru

Alatorceva Irina S., Senior Lecturer of the Department of Regional and Municipal Management, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA), March 8 st., 66, Ekaterinburg, Russian Federation, 620144, e-mail: planeta421993@mail.ru

At present, a new stage of reforming postgraduate studies as the third stage of higher education has been identified. All measures taken by the state are aimed at increasing the number of defenses of dissertations for the degree of candidate of sciences at the end of graduate school. However, the percentage of PhD graduates who have defended their dissertations has been steadily declining every year. The purpose of the study is to identify the problems of research activities of graduate students of Russian universities and propose ways to solve them. The following methods were used to collect data: analysis of official documents, online survey and free interview. 386 postgraduate students from 42 Russian universities took part in the survey. As a result of the study, the main problems of research activities of postgraduate students of Russian universities were identified: low performance of postgraduate studies (in 2019, only 10,5% of graduate students defended their dissertations); lack of necessary resources (financial, material and technical, etc.) for conducting empirical research, experiment, this problem is especially relevant for representatives of technical specialties; low publication activity of graduate students; insufficient support of the research activities of graduate students by the scientific supervisor, the graduate department and other structures of the university; the need to combine work with graduate school; insufficient level of financial support for research activities of graduate students from the state and the university; lack of the necessary knowledge, skills and abilities among postgraduates to carry out research activities and write a dissertation for the degree of candidate of sciences; problems in the organization of the educational process in graduate school. Based on the results of the study, proposals were made that can contribute to solving the identified problems in the selection of graduate students, the development of the educational component of postgraduate programs, state final attestation, publication activity and financial support for graduate students.

Key words: postgraduate study, postgraduate students, dissertation, research activity, grants, scientific article.

Введение

Аспирантура сегодня рассматривается государством как главная "кузница" квалифицированных кадров для науки и образования России. В 2013 г. аспирантура стала третьей ступенью высшего образования. Произошло смещение основного содержания научно-образовательной деятельности аспирантов с подготовки диссертации на образовательную составляющую и выведение этапа защиты диссертации за рамки программы аспирантуры. И.В. Ершова и О.А. Тара-сенко отмечают, что подобные изменения позволяют решать важную задачу аспирантуры — подготовку преподавателя1. В.С. Сенашенко в свою очередь подчеркивает, что «происходит размывание основной целевой функции аспирантуры — "воспитание и обучение исследователя"»2. Аспирант теперь на протяжении двух лет посещает лекционные и семинарские занятия, параллельно занимается научно-исследовательской деятельностью, на третьем году, как правило, к научно-исследовательской деятельности добавляются практики. По завершению обучения в аспирантуре выпускник получает диплом с присвоением квалификации "Исследователь. Преподаватель-исследователь". Рассуждая о значимости диплома об окончании аспирантуры, В.В. Маркин, В.В. Воронов и Д. Илишко отмечают, что в соответствии с международными стандартами, "магистрант, защитивший научно-квалификационную работу по избранной специальности, получает первую научную степень (магистр), а обычный выпускник аспирантуры получает диплом без ученой степени"3. По факту больше половины аспирантов (учитывая процент защит) просто получают диплом об образовании, и сложно сказать с учетом существующей подготовки, отличается ли данный диплом от дипломов других ступеней высшего образования: ".. .сопоставительный анализ ФГОС магистратуры и аспирантуры показывает, что заявленные компетенции на этих двух уровнях высшего образования практически совпадают, из чего следует, что универсальные и общепрофессиональные компетенции аспиранта формируются на предыдущем уровне"4. Тем

1 Ершова И.В., Тарасенко О.А. Подготовка кадров высшей квалификации в системе юридического образования: опыт социологического исследования // Lex Russica. 2017. № 7.

2 Сенашенко В.С. Особенности реформирования отечественной аспирантуры как предмет дискуссии // Высшее образование в России. 2020. № 3.

3 Маркин В.В., Воронов В.В., Илишко Д. Инновации в подготовке научных кадров высшей квалификации: международный опыт и российские реалии (экспертное мнение) // Инноватика и экспертиза: Научные труды. 2019. Вып. 2 (27). С. 132.

4 Шестак В.П., Шестак Н.В. Аспирантура как третий уровень высшего образования: дискурсивное поле // Высшее образование в России. 2015. № 12. С. 73.

более что с дипломом об окончании аспирантуры они имеют те же профессиональные возможности в системе высшего образования, что и с дипломом об окончании магистратуры — работа в вузе в должности ассистента, а при наличии педагогического стажа — в должности старшего преподавателя. После такого длинного пути меньше половины аспирантов остается в секторах науки и образования. Снижение числа защит приводит к снижению численности молодых преподавателей и ученых. В науку и образование молодые ученые, как правило, "приходят" после получения ученой степени. Так, "более половины (60%) выпускников, имеющих ученую степень, трудятся в секторе науки и высшего образования"5. Значительное количество выпускников аспирантуры, не защитивших диссертацию, трудятся "в сфере услуг, промышленности и высокотехнологичном бизнесе"6. Также к недостаткам существующей системы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре относят то, что "в новой модели не выявлена специфика аспирантуры как уровня образования, основанного на научной работе, результатом которой должна стать защита диссертации на соискание ученой степени кандидата наук"7. Б.И. Бедный и Е.В. Чупрунов отмечают, что необходимость прохождения государственной аккредитации программ аспирантуры акцентирует внимание вузов и экспертов на документах образовательной компоненты (РПД, ФОСы и т.д.).

Действительно, первые итоги выпусков "новой" аспирантуры по направлениям подготовки демонстрируют снижение ее эффективности. Несмотря на то что больше половины аспирантов успешно оканчивают аспирантуру (64,3%), главный показатель результативности аспирантуры, "удельный вес лиц, защитивших диссертации в общей численности выпускников", продолжает ежегодно снижаться: в 2019 г. он достиг своего минимума по сравнению с предыдущими годами и составил 10,5%8.

Сегодня уже обозначена необходимость в проведении нового этапа институциональных изменений в аспирантуре. Стратегические приоритеты, связанные с усилением научной составляющей в подготовке аспирантов, обозначены в национальных проектах "Наука"

5 Бедный Б.И., Миронос А.А., Остапенко Л.А. Профессиональная занятость выпускников аспирантуры и направления совершенствования аспирантских программ // Высшее образование в России. 2015. № 3. С. 9.

6 Там же. С. 10.

7 Бедный Б.И., Чупрунов Е.В. Современная российская аспирантура: актуальные направления развития // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. № 3. С. 9-20.

8 Подготовка научных кадров в аспирантуре. URL: https://issek.hse.ru/ news/426486360.html (дата обращения: 20.01.2021).

и "Образование". Кроме этого, в декабре 2020 г. во втором чтении Государственная Дума приняла законопроект, который вводит обязательную предзащиту диссертации в аспирантуре и отменяет государственную аккредитацию программ аспирантуры9. В настоящий момент осуществляется разработка и принятие необходимых нормативно-правовых актов для реализации положений федерального закона, который вступит в силу уже с 1 сентября 2021 г.

Теоретические основы исследования

Проблемы функционирования новой модели аспирантуры в условиях происходящих реформ, в том числе особенности организации научно-исследовательской деятельности аспирантов вузов рассматривали в своих работах Б.И. Бедный, А.В. Бодров, Е.Ю. Новикова, С.Д. Резник, Н.В. Рыбакова, В.С. Сенашенко, Н.Г. Попова,

A.М. Марголин, Р.М. Мельников, Н.Н. Макаренко, Л.Н. Макарова, И.В. Налетова, П. Сакал, В.П. Шестак, Н.В. Шестак, В.В. Маркин,

B.В. Воронов, Д. Илишко и др.

Научно-исследовательская деятельность является доминирующим видом научно-образовательной деятельности аспирантов и предполагает как минимум подготовку научно-квалификационной работы и написание научных статей по теме научно-квалификационной работы. Л.В. Санникова считает, что "аспирант должен за время обучения в аспирантуре не только углубить свои знания по избранной им научной специальности, но и овладеть приемами и навыками, необходимыми для осуществления им самостоятельной научной деятельности"10. Для этого аспиранту также необходимо принимать участие в научных мероприятиях (конференции, круглые столы и т.п.), в реализации научных проектов, только тогда он сможет понять сущностные характеристики научного исследования и применить их в дальнейшем для написания диссертации.

Написание и дальнейшая защита диссертации на соискание ученой степени кандидата наук должны выступать результатом научно-исследовательской деятельности аспирантов. Л.Ф. Красинская и А.С. Климова также отмечают по результатам своего исследования, что защита диссертации, необходимая для получения ученой степени, является доминирующим мотивом поступления в аспирантуру, на втором и третьем месте расположились желание заниматься наукой и карьерные соображения соответственно, на четвертом — возмож-

9 О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации. URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/860618-7 (дата обращения: 21.01.2021).

10 Маркин В.В., Воронов В.В., Илишко Д. Указ. соч.

ность повысить образовательный уровень и получить диплом об окончании аспирантуры11.

Объектом нашего исследования являются аспиранты вузов, в которых сегодня обучается почти 90% аспирантов. Предмет исследования — проблемы научно-исследовательской деятельности аспирантов вузов России. Цель исследования — выявить проблемы научно-исследовательской деятельности аспирантов вузов России и предложить пути их решения.

Для выявления проблем, с которыми сталкиваются аспиранты вузов во время научно-исследовательской деятельности, авторами статьи в мае 2020 г. проведено эмпирическое социологическое исследование. Для сбора данных использовались следующие методы: анализ официальных документов, онлайн-анкетирование и свободное интервью. В анкетировании приняло участие 386 аспирантов из 42 вузов России.

Результаты исследования

Несмотря на то что защита кандидатской диссертации сегодня не является результатом обучения в аспирантуре, научно-квалификационная работа, подготовленная аспирантом, должна соответствовать требованиям, предъявляемым к кандидатской диссертации. В Постановлении Правительства РФ № 842 "О порядке присуждения ученых степеней" устанавливается порядок присуждения ученой степени кандидата наук, критерии, которым должны отвечать диссертации, порядок представления, защиты диссертаций и т.п. Результаты нашего исследования показали, что на первом курсе аспиранты не успевают основательно поработать даже над первой главой, большинство находятся в процессе теоретического анализа источников. О завершении работы над первой главой говорят только 47,4% обучающихся третьего курса и 56,3% обучающихся четвертого курса. Наш опрос проводился в мае 2020 г., государственная итоговая аттестация проводится у аспирантов в период с июня по октябрь, в зависимости от вуза. О готовности второй главы на время проведения опроса сообщает только треть аспирантов третьего курса и четвертого курса. У 18,9% аспирантов третьего курса и у 25% аспирантов четвертого курса не проведено диссертационное исследование, вероятно, поэтому и нет второй главы.

При ответе на вопрос "С какими трудностями Вы столкнулись во время написания текста кандидатской диссертации?" 27,2% аспиран-

11 Красинская Л.Ф., Климова А.С. Аспирантура в ожидании перемен: насколько к ним готовы аспиранты и их научные руководители? // Высшее образование в России. 2020. № 3.

тов выбрали вариант ответа "Не имею возможности сделать эмпирическую часть диссертации (провести исследование из-за отсутствия необходимых ресурсов (финансовых, материально-технических и т.п.))" (занимает второе место после такого фактора, как отсутствие времени), особенно эта проблема актуальна для технических специальностей, для которых большое значение имеет опытно-экспериментальная работа. Так, это отметили 44,6% аспирантов направления подготовки "инженерное дело, технологии и технические науки". Л.Ф. Красинская и А.С. Климова также подчеркивают, что во время опроса научных руководителей им задавался вопрос о трудностях, которые они испытывают в работе с аспирантами: "Оказалось, что наибольшие трудности связаны с нахождением базы для опытно-экспериментальной работы (28,1%), что важно для подготовки диссертаций по техническим специальностям"12.

В рамках научно-исследовательской деятельности аспиранты обязательно должны заниматься написанием научных статей. Исследование НИУ ВШЭ показало, что третье место в числе трудностей, с которыми сталкиваются аспиранты ведущих вузов России во время обучения в аспирантуре после необходимости совмещать работу с учебой и отсутствием финансовой поддержки обучения, занимают трудности с подготовкой и публикацией статей в журналах из списка ВАК по теме своего диссертационного исследования (54%)13. Результаты нашего опроса показали, что 41,2% аспирантов в настоящее время не имеют опубликованной статьи в журнале ВАК, 19,2 — имеют одну статью, 15,1 — две, 10,1% — три.

Что касается публикаций в изданиях, индексируемых в международных базах цитирования Scopus или WOS, то 58,3% аспирантов не имеют таких публикаций, 20,3 — имеют одну, 7,6 — две, 4,7% — три публикации.

Аспиранты активней всего публикуются в сборниках конференций и научных журналах, однако 19,9% пока не имеют таких публикаций.

Больше половины аспирантов принимают очное участие в научных мероприятиях независимо от формы обучения (так ответили 76,2% очников и 78,3% заочников). В целом аспиранты отдают предпочтение мероприятиям, которые проходят в их вузе (45,6%) или в городе, где расположен вуз (28%) (рис. 1).

12 Красинская Л.Ф., Климова А.С. Указ. соч.

13 Бекова С.К., Груздев И.А., Джафарова З.И., Малошонок Н.Г., Терентьев Е.А. Портрет современного российского аспиранта. Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", Институт образования. М., 2017. С. 36.

Москва, Санкт-Петербург

Другие города РФ

Другие страны

Мой город

28

Мой вуз

45,6

0

10

20

30

40

50

Рис. 1. "Где чаще всего проходят научные мероприятия, в которых Вы принимаете очное участие?", %

К участию в грантах чаще других привлекаются аспиранты, представляющие точные и технические направления: "математические и естественные науки" (38,5%), "инженерное дело, технологии и технические науки" (31,8%) и гуманитарные науки (28%). Вероятно, это связано с тем, что в технических областях наиболее успешной считается командная работа, в которой аспиранты совместно работают над научно-техническим проектом наравне с прочими исследователями и с самим научным руководителем14. В связи с потребностью в кадрах для проведения опытно-экспериментальных работ привлекаются аспиранты. Распределение ответов аспирантов в зависимости от формы обучения представлено в табл. 1. Стоит обратить внимание, что аспиранты заочной формы не сильно уступают в активности аспирантам очной формы обучения. Заочники меньше привлекаются к участию в реализации грантов, однако, больше участвуют в написании учебных пособий и монографий.

Анализ вовлеченности аспирантов ведущих вузов России в научно-исследовательскую деятельность в зависимости от формы финансирования обучения показал, что "среди обучающихся на бюджетных местах больше доля тех, кто участвует в проектах в своем вузе, однако ниже доля участвующих во внешних проектах"15, соответственно среди тех, кто обучается на коммерческой основе, больше половины не принимают участия в научно-исследовательских проектах (рис. 2).

14 Вершинин И.В. Дискуссия об аспирантуре за рубежом: основные проблемы и тенденции // Управление наукой и наукометрия. 2016. № 2.

15 Портрет современного российского аспиранта. Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", Институт образования. М., 2017. С. 26.

"На сегодняшний день Ваша научно-исследовательская деятельность включает в себя..." в зависимости от формы обучения, %

Варианты ответов Форма обучения

Очная Заочная

1. Участие в научных мероприятиях (конференции, круглые столы, конкурс научно-исследовательских работ и т.п.) 74,2 82,4

2. Написание научных статей 88,7 94,6

3. Участие в реализации грантов (РФФИ, Президентские гранты и т.п.) 29,0 14,9

4. Участие в написании учебных пособий, монографий и т.п. 16,8 21,6

5. Участие в проведение научных исследований по договорам с органами власти, коммерческими организациями и т.п. 16,1 9,5

6. Проведение теоретико-эмпирического исследования по теме кандидатской диссертации 51,3 37,8

Участвую в проектах Участвую в проектах Участвую в проектах и в Не участвую только в своем вузе только вне своего вуза своем вузе, и вне

своего вуза

■ Бюджетное место ■ Коммерческое место

Рис. 2. Участие аспирантов ведущих вузов России в научно-исследовательских проектах в зависимости от формы финансирования обучения, %

Некоторые аспиранты считают, что вуз не заинтересован в том, чтобы они завершили обучение с диссертацией. В целом 12,9% аспирантов в числе препятствий для реализации своего научного потенциала отметили "Отсутствие поддержки со стороны вуза в научно-исследовательской деятельности", поддержки аспиранты ждут от администрации вуза, научного руководителя и кафедры, среди вариантов также отмечено "отсутствие единомышленников" и "отсутствие возможности общаться с другими учеными":

1-й курс, инженерное дело, технологии и технические науки: "Не хватает крепкого научного сообщества/команды/содружества внутри кафедры или школы (департамента). Финансового обеспечения научного проекта. Вовлеченности научных центров и лабораторий в научную среду университета".

2-й курс, гуманитарные науки: "Не хватает творческой группы с похожими темами (онлайн творческая группа/творческая группа в вузе)".

Действительно, ученые сходятся во мнении, что несмотря на то что обучение аспирантуре предполагает большой объем самостоятельной работы аспиранта, подготовить диссертацию невозможно без серьезного участия научного руководителя и структур вуза.

Исследование НИУ ВШЭ показывает, что в числе наиболее весомых факторов, препятствующих обучению в аспирантуре и написанию текста кандидатской диссертации, на первом и втором местах среди трудностей находятся необходимость совмещать работу с аспирантурой (73%) и недостаточная финансовая поддержка обучения (67%). Основным доходом от научно-образовательной деятельности аспирантов является академическая стипендия (так ответили 64,9% аспирантов). П.А. Саскевич, Н.Г. Трапянок, Б.И. Бедный, Н.В. Рыбаков, М.Б. Сапунов, И.А. Груздев, Е.А. Терентьев и др. отмечают в своих работах материальные трудности аспирантов в качестве отрицательных факторов, оказывающих влияние на подготовку научно-педагогических кадров в аспирантуре. Социологическое исследование И.А. Груздева и Е.А. Терентьева показало, что "78% аспирантов в среднем по университетам указали, что необходимость совмещать аспирантскую деятельность с работой препятствовала их обучению в аспирантуре"16. Во время нашего опроса мы задали аспирантам вопрос "Какие из указанных выплат Вы получали/получаете во время обучения в аспирантуре?" Распределение ответов представлено в табл. 2.

Стоит отметить, что больше всех гранты (РФФИ, Президентские и т.п.) получают представители направления подготовки "Математические и естественные науки" — 30,8%, для них гранты занимают второе место после академической стипендии. Также гранты получают представители гуманитарных наук — 17,6%. Меньше всех каких-либо выплат во время обучения в аспирантуре получают представители направления подготовки "Образование и педагогические науки", 65,6% ответили, что ничего не получают.

16 Груздев И.А., Терентьев Е.А. Данные против мифов: результаты социологического исследования аспирантов ведущих вузов // Высшее образование в России. 2017. № 7. С. 95.

"Какие из указанных выплат Вы получали/ получаете во время обучения в аспирантуре?", %

Варианты ответов %

1. Академическая стипендия 68,7

2. Не получал (а) ничего 27,5

3. Гранты (РФФИ, Президентские гранты и т.п.) 11,7

4. Именные стипендии 4,9

5. Стипендия Правительства РФ 4,4

6. Стипендия Президента РФ 3,9

7. Стипендия Высшего должностного лица субъекта (Губернатора и т.п.) 3,4

Тем не менее для большинства аспирантов основным доходом в аспирантуре является академическая стипендия. Но в силу того, что в среднем она составляет 3000-4000 рублей в месяц, основным источником дохода сегодня является работа, этот вариант выбрали 78,5% аспирантов при ответе на вопрос "Укажите основной источник Вашего дохода на сегодня". Для 10,3% аспирантов направления подготовки "математические и естественные науки" основным источником дохода является научно-исследовательская деятельность, для 17,9% — стипендия, т.е. около 30% (ранее 30,8% отмечали гранты) аспирантов живут на доходы от научно-образовательной деятельности. 18,9% аспирантов направления подготовки "инженерное дело, технологии и технические науки" отмечают стипендию в качестве основного дохода. Треть аспирантов отмечают, что их работа никак не связана с системой высшего образования или темой кандидатской диссертации.

Ученые отмечают, что новый законопроект не решает эту проблему: "Но самая большая проблема заключается в том, что этот законопроект не отвечает на ключевой вызов: при существующем размере стипендии в несколько тысяч рублей у аспирантов нет никакой возможности сосредоточиться на исследовательской деятельности"17.

Также к числу проблем научно-исследовательской деятельности аспирантов относится недостаток у аспирантов необходимых

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17 Фрумин И. Аспирантам некогда заниматься наукой, и в этом кроется главная опасность. URL: https://vogazeta.ru/articles/2020/12/25/opinion/16085-isak_frumin_ aspirantam_nekogda_zanimatsya_naukoy_i_v_etom_kroetsya_glavnaya_opasnost (дата обращения: 22.01.2021).

знаний, умений и навыков для осуществления научно-исследовательской деятельности. Каждый 10-й аспирант сам признает, что не обладает такими способностями. Ученые отмечают, что сегодня аспиранты не готовы к объему научно-исследовательской работы в аспирантуре и это проблема магистерской подготовки18. При этом каждый четвертый аспирант в принципе не имеет опыта научно-исследовательской работы до поступления в аспирантуру (24,4% ответили, что не занимались научно-исследовательской деятельностью до аспирантуры). Наибольший опыт в научно-исследовательской деятельности имеют представители направления подготовки "математические и естественные науки" (89,7%). Как отмечали сами аспиранты во время опроса, образовательная деятельность несмотря на заметное увеличение образовательной нагрузки не решает эту проблему. Так, при ответе на вопрос "На Ваш взгляд, какие сегодня существуют проблемы в организации образовательного процесса в аспирантуре?" 17,6% отметили "Ненужные дисциплины, непродуманные учебные планы, в результате чего отсутствует реальная взаимосвязь образовательной и научно-исследовательской деятельности, теории и практики". Эта проблема находится на первом месте для аспирантов.

3-й курс, науки об обществе: "Большая теоретическая нагрузка для аспирантов. Очень мало обучающих дисциплин, связанных с подготовкой и защитой диссертации, написанием статей".

В целом стоит отметить, что научно-исследовательская деятельность аспиранта сегодня больше похожа на НИС в магистратуре.

Заключение

По результатам исследования можно сделать некоторые предложения, которые могли бы способствовать решению выявленных проблем.

Для отбора кандидатов, поступающих в аспирантуру, кроме результатов вступительных экзаменов предлагается в качестве формальных критериев установить: наличие не менее двух статей в журналах РИНЦ (также поступающий должен быть зарегистрирован в системе еНЬгагу); документальное подтверждение участия не менее чем в двух научно-практических конференциях.

Для развития образовательного компонента в программу аспирантуры предлагается включить учебные курсы по развитию академического письма и устной научной коммуникации. В некоторых

18 Сенашенко В., Сенаторова Н. Аспирантура как образовательная программа // Высшее образование в России. 2001. № 3. С. 58-66.

вузах уже сегодня существуют подобные дисциплины: "Научные коммуникации", "Популяризация науки", "Академическое письмо" и т.п., в рамках которых аспирантов знакомят с особенностями публикационного процесса, подготовки научных текстов на русском и других языках, особенностями научного стиля речи и публичной презентации результатов своего исследования.

Образовательный компонент должен найти отражение в итоговой аттестации, которая должна предусматривать оценку компетенций аспиранта в рамках двух траекторий его дальнейшей профессиональной деятельности: педагогической и научно-исследовательской. Также стоит отметить, что сама по себе итоговая аттестация и защита научного доклада — мера эффективная (как контрольная точка для поддержки дисциплины аспиранта во время работы над текстом диссертации), но не совсем своевременная. С этой точки зрения интересен опыт Гарвардского университета, где аспиранты на третьем году обучения сдают основной экзамен (General Examination), который состоит из трех частей: первые две части направлены на проверку знаний учебных курсов, которые аспирант проходил в первые два года обучения, "в третьей части экзамена аспирант представляет членам комиссии макет диссертации, построенный в виде развернутого плана с доказательствами положений, которые выносятся на защиту"19. После чего у аспиранта есть еще минимум год для завершения работы над текстом диссертации.

Также стоит обратить внимание на проект "академической магистратуры", который в своей работе описывают Б.И. Бедный и О.А. Кузенков20. Речь идет о двухуровневых программах "2+4" для тех, кто желает построить академическую карьеру и/или профессионально заниматься научно-исследовательской деятельностью. Иными словами, происходит институциональное объединение магистратуры и аспирантуры, которое обеспечивается одними и теми же административными и научно-исследовательскими структурами вуза. Например, большая часть учебных дисциплин осваивается обучающимися в рамках магистерской подготовки. В аспирантуре, по задумке авторов, аспиранты продолжают изучать иностранный язык и посещать курсы по выбору. Разумеется, в рамках аспирантской подготовки особое внимание уделяется проведению научных

19 Мироненко Е.С. Современные тенденции в развитии аспирантуры в контексте зарубежного и российского опыта // Вопросы территориального развития. 2017. № 2.

20 Бедный Б.И., Кузенков О.А. Интегрированные образовательные программы "Академическая магистратура — аспирантура" // Высшее образование в России. 2016. № 5.

исследований. Только в таком случае авторы рассматривают возможность закрепления защиты диссертации на соискание ученой степени кандидата наук в качестве результата обучения в аспирантуре.

Что касается финансовой поддержки аспирантов, то здесь интересен опыт РУДН, о котором рассказал в своем интервью ректор РУДН Владимир Филиппов: "Мы в РУДН ввели аспирантуру полного дня. На конкурсной основе мы отобрали 68 аспирантов, которым платим дополнительно по 45000 рублей в месяц каждому. Поскольку мы предоставляем еще общежитие, этого, как правило, на достойную жизнь хватает"21. Действительно, финансовые проблемы аспирантов могут быть решены вузом. Например, вуз может устанавливать надбавки к стипендии аспирантов за успехи в научно-исследовательской деятельности; привлекать аспиранта к участию в заказных научных исследованиях или исследованиях, которые получили государственную поддержку в форме гранта. Говоря о решении финансовых проблем аспирантов, стоит отметить, что трудоустройство аспирантов в вуз и вовлечение их в научно-исследовательские проекты оценивается ведущими учеными как одна из самых эффективных стратегий решения финансовых проблем, отмечается также тот факт, что в таком случае работа и учеба не выступают конкурирующими видами деятельности аспиранта, а дополняют друг друга: "Работа в качестве ассистента в исследовательском проекте оказывает на показатели за-щищаемости более сильное влияние по сравнению с другими видами финансовой поддержки аспирантов"22.

Государство в свою очередь может предоставлять грант на обучение в аспирантуре. Здесь уже более реально ставить вопрос об ответственности аспиранта за результат своей научно-образовательной деятельности (целевое обучение). Возможно, целесообразней установить гранты на проведение научных исследований для научных руководителей аспирантов. Подобный механизм описан в рамках концепции "диссертантуры"23.

Результаты исследований показывают, что одной из самых эффективных мер также является трудоустройство аспирантов в вуз и вовлечение их в научно-исследовательские проекты: "Данная практика не только позволяет обеспечить аспирантам определенный доход,

21 Третья ступень. Интервью главы ВАКа об аспирантуре. URL: https://tass.ru/ lyudi-i-veschi/6821282 (дата обращения: 24.12.2020).

22 Ampaw F.D., Jaeger A.J. Completing the three stages of doctoral education: an event history analysis // Research in Higher Education. 2012. Vol. 53. N 6. P. 640-660.

23 Лягушкина Е.А. Сравнительный анализ действующей модели аспирантуры и проекта концепции "диссертантура" // Образовательные технологии. 2016. № 4.

но и способствует их профессиональной социализации, получению опыта реализации исследовательских проектов, сбору данных для написания диссертации"24.

Молодой перспективный исследователь, согласно паспорту национального проекта "Наука", это "исследователь в возрасте до 39 лет, имеющий ученую степень и за последние 3 года не менее 2 статей в изданиях, индексированных в международных базах данных, или не менее 2 патентов на изобретение в Российской Федерации или за рубежом"25. Таким видит будущего ученого государство. Чтобы быть "перспективным" аспиранту необходимо в рамках научно-исследовательской деятельности подготовить минимум три статьи, две из них в журналах, входящих в перечень ВАК, и одну — в изданиях, индексируемых в международных базах цитирования Scopus или WOS. Это наиболее оптимальный вариант, который позволит аспиранту после завершения работы над текстом диссертации сразу подать документы в диссертационный совет.

Особого внимания заслуживает апробация результатов исследования на научных мероприятиях. Наличие опыта участия соискателя в научно-практических конференциях, симпозиумах и круглых столах также должно быть обязательным требованием к соискателям ученых степеней; так, для научно-исследовательской деятельности предлагается установить обязательное очное участие аспиранта в научных мероприятиях, не менее одного за первый год обучения и не менее пяти в течение последующих трех лет.

Перечисленные меры направлены на решение наиболее важных проблем, с которыми аспиранты сталкиваются во время научно-исследовательской деятельности. Сейчас наступает очередной этап реформирования аспирантуры, ожидается разработка новых документов и тем самым институциональное закрепление новых формальных правил для вузов и аспирантов. Самое главное, чтобы институциональные изменения были связаны не только с результатом всего обучения в аспирантуре, а наряду с этим предусматривали совершенствование самого процесса обучения в аспирантуре и способствовали решению наиболее актуальных проблем всей системы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре.

24 Лягушкина Е.А. Указ. соч.

25 Паспорт национального проекта "Наука". URL: http://static.government. ru/media/files/vCAoi8zEXR VSuy2Yk7D8hvQbpbUSwO8y.pdf (дата обращения: 14.01.2021).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Бедный Б.И., Кузенков О.А. Интегрированные образовательные программы "Академическая магистратура — аспирантура" // Высшее образование в России. 2016. № 5.

Бедный Б.И., Миронос А.А., Остапенко Л.А. Профессиональная занятость выпускников аспирантуры и направления совершенствования аспирантских программ // Высшее образование в России. 2015. № 3.

Бедный Б.И., Чупрунов Е.В. Современная российская аспирантура: актуальные направления развития // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. № 3.

Бекова С.К., Груздев И.А., Джафарова З.И., МалошонокН.Г., Терентьев Е.А. Портрет современного российского аспиранта. Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", Институт образования. М., 2017.

Вершинин И.В. Дискуссия об аспирантуре за рубежом: основные проблемы и тенденции // Управление наукой и наукометрия. 2016. № 2.

Груздев И.А., Терентьев Е.А. Данные против мифов: результаты социологического исследования аспирантов ведущих вузов // Высшее образование в России. 2017. № 7.

Ершова И.В., Тарасенко О.А. Подготовка кадров высшей квалификации в системе юридического образования: опыт социологического исследования // Lex Russica. 2017. № 7.

КрасинскаяЛ.Ф., Климова А.С. Аспирантура в ожидании перемен: насколько к ним готовы аспиранты и их научные руководители? // Высшее образование в России. 2020. № 3.

Лягушкина Е.А. Сравнительный анализ действующей модели аспирантуры и проекта концепции "диссертантура" // Образовательные технологии. 2016. № 4.

Маркин В.В., Воронов В.В., Илишко Д. Инновации в подготовке научных кадров высшей квалификации: международный опыт и российские реалии (экспертное мнение) // Инноватика и экспертиза: Научные труды. 2019. Вып. 2.

Мироненко Е.С. Современные тенденции в развитии аспирантуры в контексте зарубежного и российского опыта // Вопросы территориального развития. 2017. № 2.

О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации. URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/860618-7 (дата обращения: 21.01.2021).

Паспорт национального проекта "Наука". URL: http://static.government. ru/media/files/vCAoi8zEXRVSuy2Yk7D8hvQbpbUSwO8y.pdf (дата обращения: 14.01.2021).

Подготовка научных кадров в аспирантуре. URL: https://issek.hse.ru/ news/426486360.html (дата обращения: 20.01.2021).

СанниковаЛ.В. Научно-исследовательская деятельность как основной вид деятельности аспиранта // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2014. № 4.

СенашенкоВ.С. Особенности реформирования отечественной аспирантуры как предмет дискуссии // Высшее образование в России. 2020. № 3.

Сенашенко В., Сенаторова Н. Аспирантура как образовательная программа // Высшее образование в России. 2001. № 3. С. 58-66.

Третья ступень. Интервью главы ВАКа об аспирантуре. URL: https://tass. ru/lyudi-i-veschi/6821282 (дата обращения: 24.12.2020).

Фрумин И. Аспирантам некогда заниматься наукой, и в этом кроется главная опасность. URL: https://vogazeta.ru/articles/2020/12/25/opinion/16085-isak_frumin_

aspirantam_nekogda_zanimatsya_naukoy_i_v_etom_kroetsya_glavnaya_opasnost (дата обращения: 22.01.2021).

Шестак В.П., Шестак Н.В. Аспирантура как третий уровень высшего образования: дискурсивное поле // Высшее образование в России. 2015. № 12.

REFERENCES

Ampaw F.D., Jaeger A.J. Completing the three stages of doctoral education: an event history analysis // Research in Higher Education. 2012. Vol. 53. N 6. P. 640-660.

Bedny B.I., Chuprunov E.V. Sovremennaya rossiiskaya aspirantura: aktual'nye napravleniya razvitiya [Modern Russian postgraduate study: current directions of development] // Vysshee obrazovanie v Rossii. 2019. Vol. 28. N 3 (in Russian).

Bedny B.I., Kuzenkov O.A. Integrirovannye obrazovatel'nye programmy "Akademicheskaya magistratura — aspirantura" [Integrated educational programs "Academic magistracy — postgraduate studies"] // Vysshee obrazovanie v Rossii. 2016. N 5 (in Russian).

BednyB.I., Mironos A.A., Ostapenko L.A. Professional'naya zanyatost' vypusknikov aspirantury i napravleniya sovershenstvovaniya aspirantskikh programm [Professional employment of graduate students and directions for improving postgraduate programs] // Vysshee obrazovanie v Rossii. 2015. N 3 (in Russian).

Bekova S.K., GruzdevI.A., Jafarova Z.I., MaloshonokN.G., TerentyevE.A. Portret sovremennogo rossiiskogo aspiranta [Portrait of a modern Russian graduate student]. National Research University Higher School of Economics, Institute of Education. M., 2017 (in Russian).

Ershova I.V., Tarasenko O.A. Podgotovka kadrov vysshei kvalifikatsii v sisteme yuridicheskogo obrazovaniya: opyt sotsiologicheskogo issledovaniya [Training of highly qualified personnel in the system of legal education: the experience of sociological research] // Lex Russica. 2017. N 7 (in Russian).

Frumin I. Aspirantam nekogda zanimat'sya naukoi, i v etom kroetsya glavnaya opasnost' [Graduate students have no time to engage in science, and this is the main danger]. URL: https://vogazeta.ru/articles/2020/12/25/opinion/16085-isak_frumin_ aspirantam_nekogda_zanimatsya_naukoy_i_v_etom_kroetsya_glavnaya_opasnost (accessed: 22.01.2021) (in Russian).

Gruzdev I.A., Terent'ev E.A. Dannye protiv mifov: rezul'taty sotsiologicheskogo issledovaniya aspirantov vedushchikh vuzov [Data against myths: the results of a sociological study of graduate students of leading universities] // Vysshee obrazovanie v Rossii. 2017. N 7 (in Russian).

Krasinskaya L.F., Klimova A.S. Aspirantura v ozhidanii peremen: naskol'ko k nim gotovy aspiranty i ikh nauchnye rukovoditeli? [Postgraduate studies in anticipation of changes: to what extent are graduate students and their supervisors ready for them?] // Vysshee obrazovanie v Rossii. 2020. N 3 (in Russian).

Lyagushkina E.A. Sravnitel'nyi analiz deistvuyushchei modeli aspirantury i proekta kontseptsii "dissertantura" [Comparative analysis of the current model of graduate school and the draft concept of "dissertation"] // Obrazovatel'nye tekhnologii. 2016. N 4 (in Russian).

Markin V.V., Voronov V.V., Ilishko D. Innovatsii v podgotovke nauchnykh kadrov vysshei kvalifikatsii: mezhdunarodnyi opyt i rossiiskie realii (ekspertnoe mnenie) [Innovations in the training of highly qualified scientific personnel: international experience and Russian realities (expert opinion)] // Innovatika i ekspertiza: Nauchnye trudy. 2019. Iss. 2 (in Russian).

Mironenko E.S. Sovremennye tendentsii v razvitii aspirantury v kontekste zarubezhnogo i rossiiskogo opyta [Modern trends in the development of postgraduate studies in the context of foreign and Russian experience] // Voprosy territorial'nogo razvitiya. 2017. N 2 (in Russian).

O vnesenii izmenenii v Federal'nyi zakon "Ob obrazovanii v Rossiiskoi Federatsii" i otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossiiskoi Federatsii [On amendments to the Federal Law "On Education in the Russian Federation" and certain legislative acts of the Russian Federation]. URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/860618-7 (accessed: 21.01.2021) (in Russian).

Pasport natsional'nogo proekta "Nauka" [Passport of the national project "Science"]. URL: http://static.government.ru/media/files/vCAoi8zEXRVSuy2Yk7D8 hvQbpbUSwO8y.pdf (accessed: 14.01.2021) (in Russian).

Podgotovka nauchnykh kadrov v aspiranture [Training of scientific personnel in graduate school]. URL: https://issek.hse.ru/news/426486360.html (accessed: 20.01.2021) (in Russian).

Sannikova L.V. Nauchno-issledovatel'skaya deyatel'nost' kak osnovnoi vid deyatel'nosti aspiranta [Research activity as the main activity of a graduate student] // Vestnik Permskogo universiteta. Yuridicheskie nauki. 2014. N 4 (in Russian).

Senashenko V.S. Osobennosti reformirovaniya otechestvennoi aspirantury kak predmet diskussii [Features of reforming domestic postgraduate studies as a subject of discussion] // Vysshee obrazovanie v Rossii. 2020. N 3 (in Russian).

Senashenko V., Senatorova N. Aspirantura kak obrazovatel'naya programma [Postgraduate studies as an educational program] // Vysshee obrazovanie v Rossii. 2001. N 3 (in Russian).

Shestak V.P., ShestakN.V. Aspirantura kak tretii uroven' vysshego obrazovaniya: diskursivnoe pole [Postgraduate studies as the third level of higher education: a discursive field] // Vysshee obrazovanie v Rossii. 2015. N 12 (in Russian).

Tret'ya stupen. Interv'yu glavy VAKa ob aspiranture [Third step. Interview of the head of the Higher Attestation Commission about graduate school]. URL: https://tass. ru/lyudi-i-veschi/6821282 (accessed: 24.12.2020) (in Russian).

Vershinin I.V. Diskussiya ob aspiranture za rubezhom: osnovnye problemy i tendentsii [Discussion about postgraduate study abroad: main problems and tendencies] // Upravlenie naukoi i naukometriya. 2016. N 2 (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.